+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Договор о коллективной безопасности стран снг

Год образования: 1992 год

Количество участвующих стран: 6 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).

Количество сессий: по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Существует практика проведения внеочередных сессий и неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.

Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.

— Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно- технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации — является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Договор о коллективной безопасности

15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией – 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь – 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства–участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В случае совершения акта агрессии против любого из государств–участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании

Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимается главами государств–участников. Договором также создается Совет коллективной безопасности (СКБ)

в составе Глав государств–участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств–участников в соответствии с Договором. Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств–участников.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами–участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация,

Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в г. Минске главы государств–участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворчества. Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур. Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности.

Органами системы коллективной безопасности являются.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ. Совет министров иностранных дел (СМИД) – высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики. Совет министров обороны (СМО) – высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства. Комитет секретарей Советов безопасности государств – консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности. Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств–участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств–участников.

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств–участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.

Секретариат Совета коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств–участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности. Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосударственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-экономической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОДКБ совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ).

Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами ХХI века. В силу своего геополитического положения государства–участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией.

Это интересно:  Договор купли продажи квартиры по доверенности

Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники – Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ

21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр – постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.

Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ. Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств–членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами–членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью. По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств

СНГ образовал Рабочую группу, которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы. После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах–участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996–1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.

Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств–участников СНГ. Концепция взаимодействия правоохранительных органов – государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств–участников СНГ в борьбе с преступностью.

К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:

осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств–участников СНГ;

оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;

обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств–участников СНГ;

выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств–участников СНГ;

проведение совместных научных исследований;

сотрудничество компетентных органов государств–участников СНГ в международных организациях;

сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Проблема миграции. Новой проблемой для государств СНГ стали разрастающиеся миграционные потоки, которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая ресурс международного терроризма.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики – комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев. При этом, очевидно, что современное сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств. Незаконная миграция из более отсталых в экономическом смысле регионов нарушает безопасность в точке прибытия. В силу особенностей геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду. Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, «параллельную» глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом, даже в мировом масштабе 90 .

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Это интересно:  Договор об аренде помещения форма права

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Договор о коллективной безопасности

dogovor.jpg

Похожие публикации

26 декабря 1991 г. распалась огромная страна – Советский Союз. Составляющие ее республики превратились в суверенные государства, выбрав собственный путь развития. Однако уже 15 мая 1992 г. некоторые из них, включая Российскую Федерацию, подписали Договор о коллективной безопасности. Понимая, что внешним угрозам лучше противостоять вместе, государства договорились помогать друг другу в случае их возникновения. Договор был заключен на 5 лет с последующим продлением и вступил в силу 20 апреля 1994 г.

Договор о коллективной безопасности стран СНГ: участники

Договор был подписан в Ташкенте. Первоначально его участниками, помимо РФ, являлись Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Армения и Киргизия. Через год к ним примкнули Белоруссия, Грузия и Азербайджан. Из трех новичков лишь белорусское государство до сих пор остается стороной договора – оба закавказских участника вышли из него в 1999 г. В том же году его покинул Узбекистан, страна, где документ был подписан. В 2006 г. руководство страны возобновило участие в соглашении, однако в 2012 г. совершило повторный выход.

Таким образом, сегодня Договор о коллективной безопасности включает шесть стран-участников:

  • Российская Федерация;
  • Белоруссия;
  • Армения;
  • Киргизия;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

Возможно, в дальнейшем их количество увеличится. Еще 2 государства имеют статус наблюдателей – это Сербия и Афганистан. Впрочем, и ныне действующие члены соглашения иногда критикуют его за недостаточную эффективность. Например, за отсутствие реакции на беспорядки стран-участниц, спровоцированных извне.

Договор о коллективной безопасности стран СНГ: содержание

Страны, подписавшие Договор, взяли на себя ряд важных обязательств:

  • решать все возникающие между ними разногласия только мирным путем, воздерживаться от применения силы;
  • не вступать в военные союзы, не участвовать в действиях, направленных против других членов Договора о коллективной безопасности (1-я статья);
  • проводить консультации по ключевым проблемам международной безопасности (2-я статья);
  • рассматривать внешнюю агрессию, направленную на одну из стран-участниц, и угрожающую ее целостности, безопасности и суверенитету, как совершенную в отношении всех членов договора;
  • предоставлять военную и иную помощь стране, подписавшей Договор, по ее просьбе (4-я статья);
  • не заключать международные соглашения, противоречащие данному Договору (8-я статья).

Участие в Договоре о коллективной безопасности не лишает государство возможности индивидуально обороняться от агрессора, а также заключать аналогичные соглашения с другими странами.

Организация Договора о коллективной безопасности

Данная организация (ОДКБ) создана на основе заключенного Договора. Целями ее работы являются:

  • сохранение территориальной целостности и суверенитета стран-участниц;
  • совместное противостояние крупным природным катастрофам;
  • борьба с международным терроризмом.

В 2002 году в Кишиневе был принят Устав организации. Согласно статье 13 этого документа, ее высшим органом является Совет Коллективной Безопасности – СКБ. Он координирует деятельность стран – членов соглашения и принимает принципиальные решения по вопросам деятельности организации. В состав СКБ входят лидеры участвующих в Договоре государств.

Договор о коллективной безопасности

(Ташкент, 15 мая 1992 года)

Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем «государства — участники»,

руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств,

учитывая создание государствами — участниками собственных Вооруженных Сил, принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности,

признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия,

договорились о нижеследующем.

Статья 1

Государства — участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.

Государства — участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства — участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, государства — участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Статья 2

Государства — участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.

Это интересно:  Структура договора купли продажи

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств — участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства — участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Статья 3

Государства — участники образуют Совет коллективной безопасности в составе глав государств — участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.

Статья 4

Если одно из государств — участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства — участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства — участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства — участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

Статья 5

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств — участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств — участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств — участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Статья 6

Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 настоящего Договора принимается главами государств — участников.

Использование Вооруженных Сил за пределами территории государств — участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств — участников настоящего Договора.

Статья 7

Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств — участников регулируется специальными соглашениями.

Статья 8

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям, заключенным государствами — участниками с другими государствами, и не направлен против третьих стран.

Настоящий Договор не затрагивает право государств — участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства — участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором.

Статья 9

Любые вопросы, которые возникнут между государствами — участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будет разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.

Поправки к настоящему Договору могут вноситься по инициативе одного или нескольких государств — участников и принимаются на основе взаимного согласия.

Статья 10

Настоящий Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.

Статья 11

Настоящий Договор заключается на пять лет с последующим продлением.

Любое из государств — участников имеет право выйти из настоящего Договора, если оно поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других его участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства.

Настоящий Договор подлежит ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Правительству Республики Беларусь, которое настоящим назначается в качестве депозитария.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после сдачи на хранение ратификационных грамот подписавшими его государствами — участниками.

Совершено в городе Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящий Договор, его заверенную копию.

Министерствам Иностранных Дел государств — участников Договора о коллективной безопасности

24 мая 1995 года

N 12/4913-н

Министерство Иностранных дел Республики Беларусь свидетельствует свое уважение Министерствам Иностранных Дел государств — участников Договора о коллективной безопасности и имеет честь сослаться на свою ноту N 09/6205-н от 28 июля 1994 года, в которой предлагалось исправить ошибки в тексте Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, путем составления Протокола об исправлении текста упомянутого Договора.

Договаривающимся государствам было предложено высказать депозитарию Договора до 1 сентября 1994 года свои возражения в отношении предложенных исправлений текста Договора.

Азербайджанская Республика и Российская Федерация письменно уведомили депозитария об отсутствии у них возражений против внесения исправлений в подлинный экземпляр текста Договора. Остальные государства — участники Договора в течение установленного срока не высказались против внесения исправлений в текст Договора.

Таким образом, условия, содержавшиеся в ноте Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь N 09/6205-н от 28 июля 1994 года были соблюдены, и, соответственно, изменение текста Договора было оформлено депозитарием путем составления Протокола об исправлении текста Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года.

Протокол подписан заместителем Министра Иностранных Дел Республики Беларусь Хвостовым М.М. 18 мая 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке и передан в Архив Правительства Республики Беларусь для хранения вместе с подлинным экземпляром текста упомянутого Договора.

Заверенная копия Протокола прилагается.

Министерство Иностранных Дел Республики Беларусь пользуется случаем, чтобы возобновить Министерствам Иностранных Дел государств — участников Договора о коллективной безопасности уверения в своем весьма высоком уважении.

Протоколом об исправлении текста Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года

(Минск, 18 мая 1995 года)

Принимая во внимание, что Договор о коллективной безопасности был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года и его подлинной экземпляр был передан на хранение Правительству Республики Беларусь,

принимая во внимание, что в тексте упомянутого Договора были обнаружены ошибки, которые были доведены депозитарием до сведения государств — участников Договора,

принимая во внимание, что правительства государств — участников Договора одобрили исправление этих ошибок,

настоящим Протоколом следующим образом изменяется подлинный экземпляр текста на русском языке Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, заверенная копия которого была направлена государствам — участникам Договора в Приложении к ноте Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь N 09/6205-н от 28 июля 1994 года:

Страница 1, статья 1, часть 3, строка 6

— слово «намерений» заменить на слово «изменений».

Страница 3, статья 11, часть 3, строка 4

— слово «которых» заменить на слово «которое».

Я, Хвостов Михаил Михайлович, заместитель Министра Иностранных Дел Республики Беларусь, свидетельствую о том, что подлинный экземпляр текста Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, изменен в соответствии с вышеупомянутыми исправлениями, оформленными Протоколом,

Настоящий Протокол подписан мною в г. Минске 18 мая 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке, которой будет храниться в Архиве Правительства Республики Беларусь вместе с подлинным экземпляром Договора.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, spmag.ru, www.conventions.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector