+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Коллективные договоры и соглашения в трудовом праве

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса РФ).

Коллективный договор регулирует условия труда и быта работников при их активном участии. Коллективный договор является наиболее практически значимой формой социального партнерства, средством укрепления дисциплины труда.

Стороны коллективного договора — работник организации (трудовой коллектив) и работодатель (в лице руководителя организации, его представителя).

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Эти условия подразделяются на следующие виды:

  1. нормативные — закрепляют локальные нормы о различных льготах, преимуществах, которые предоставляются отдельным категориям работников;
  2. обязательственные — закрепляют обязанности работодателя (администрации) по улучшению условий труда и быта работников. Они действуют до их выполнения;
  3. организационные — определяют сроки действия коллективного договора, порядок его изменения и пересмотра и т. д.

Как правило, коллективный договор включает разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации, а также приложения, определяющие меры по улучшению условий труда, положения о премировании.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. После окончания срока он продолжает действовать до тех пор, пока не будет заключен новый договор или внесены изменения, дополнения в действующий.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации. При смене формы собственности производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, иного обособленного подразделения.

Социально-партнерское соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории.

Коллективные договоры и соглашения

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих полномочных представителей. Полномочность представителей определяется из содержания специального правового акта или в силу должностных обязанностей того или иного лица. Полномочными представителями трудового коллектива, как правило, являются председатель профсоюзного комитета предприятия и председатель совета трудового коллектива. Полномочными представителями работодателя могут быть руководитель предприятия или другое должностное лицо, либо любой представитель администрации предприятия, действующий на основе доверенности.

Если стороны не смогли прийти к соглашению, составляется протокол разногласий, и в течение трех дней формируется примирительная комиссия, либо стороны обращаются к посреднику, выбранному по взаимному согласию.

Полномочные представители сторон, участвующие в работе примирительной комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Полномочные представители трудового коллектива, участвующие в коллективных переговорах, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены.

Протокол разногласий должен быть рассмотрен в семидневный срок. В случае уклонения от принятия коллективного договора работодатель несет административную ответственность (штраф до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения срока, предусмотренного для заключения договора). Работодатель, виновный в невыполнении обязательств по коллективному договору, подвергается штрафу до стократной величины минимального размера оплаты труда. В качестве крайней меры протеста против невыполнения работодателем положений коллективного договора работники вправе объявить забастовку, предварительно уведомив о ней работодателя не позднее, чем за 14 дней до ее начала. Решение о забастовке должно быть принято на общем собрании коллектива предприятия не менее чем 2/3 голосов от общего числа работников.

Согласованный с работодателем коллективный договор должен приниматься на общем собрании работников простым большинством голосов. Коллективный договор вступает в силу с момента его регистрации в министерстве труда и социального развития РФ. На больших предприятиях возможно принятие нескольких коллективных договоров (например, для каждого цеха и т.д.).

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Хотя практически коллективный договор действует до принятия нового коллективного договора. При смене собственника предприятия, если срок действия коллективного договора еще не истек, этот договор действителен в течение трех месяцев, после чего он должен быть заменен на новый. Если новый собственник согласен сохранить текст старого коллективного договора, то должен быть составлен протокол согласия. При ликвидации предприятия коллективный договор действует в течение всего срока процедуры ликвидации. Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно должны отчитываться о его исполнении на общем собрании трудового коллектива.

Помимо коллективных договоров законом предусмотрено заключение соглашений.

  • · Соглашения могут быть нескольких видов: генеральные; отраслевые (тарифные); специальные.
  • o Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне между общероссийским объединением работников и Правительством РФ. К генеральным соглашениям относятся соглашения, заключаемые между республиканскими объединениями профсоюзов или объединениями работников и исполнительными органами субъектов РФ. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы социально-экономической политики государства в области трудовых правоотношений.
  • o Отраслевое соглашение заключается между профсоюзами конкретной отрасли промышленности и соответствующим министерством (ведомством, комитетом). Оно направлено на социально-экономическое развитие той или иной отрасли промышленности, улучшение условий труда и повышение оплаты (например, для работников угольной, машиностроительной промышленности и т.п.), а также обеспечение социальных гарантий работникам отдельной отрасли промышленности.
  • o Специальное соглашение заключается на территориальном уровне между профсоюзами предприятий и территориальными органами исполнительной власти. Соглашение включает в себя положение по оплате, условиям и охране труда, режиму труда и отдыха и другим существенным вопросам трудовых отношений.

§ 6. Коллективные договоры и соглашения

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.

Роль и значение коллективного договора в регулировании тру­да неоднократно менялись в зависимости от изменений экономи­ческой и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка в современной России и новых по своему характеру обще­ственных связей в кооперации труда обусловили очередное изме­нение содержания и сущности коллективного договора. Он стано­вится основной разновидностью актов социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организа­циях.

Современный коллективный договор все более явственно приоб­ретает черты локального правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязаггельственно-правовыми становятся домини­рующими в его содержании. Будучи одной из форм реализации правотворчества, эти положения нацелены на организацию авто­номной системы определения условий труда, действующей в рамках данной организации, у данного индивидуального предпринимателя независимо от вида собственности, организационно-правовой фор­мы, численности работников.

Коллективный договор в известном смысле имеет приоритет над локальными нормативными актами, принимаемыми работода­телем, даже если эти акты приняты с учетом мнения представи­тельного органа работников (выборного органа первичной проф­союзной организации). Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установлен­ными коллективным договором, не подлежат применению. В та­ких случаях применяется коллективный договор (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

В условиях рыночных экономических отношений правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (работодате- лем-собственником, предпринимателем) и на участии профсоюзов или иного представителя профессиональных и социальных интере­сов наемных работников в урегулировании трудовых, социаль­но-экономических и профессиональных отношений между работо­дателем и работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается сочета­ние указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, белее обширную социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве согла­шения в пользу третьих лиц, позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо такое понимание игнори­рует социально-партнерскую направленность этого договора, пред­полагающего удовлетворение взаимных, а не посторонних интере­сов. Требует большой осмотрительности и объяснение юридиче­ской природы коллективного договора при помощи понятий и категорий публичного права, ибо профсоюз и иной орган, за­ключающий договор от имени работников, не располагает автори­тетом публичной власти по отношению к тем, кому он адресован. Не обладает такой властью и работодатель (собственник, предпри­ниматель) по отношению к коллективу работников. Его полномо­чия касаются распоряжения имуществом предприятия, управления трудом в организации, но не коллективом работников. Таким об­

разом, есть все основания признать этот договор договором особого рода, отличающемся социально-партнерской природой,

Будучи разновидностью с о пиал ьно — па ртнерс кого регулирова­ния социально-трудовых отношений на уровне организации, кол­лективный договор выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность парт­нерства поэтому получила наименование бипартизма. Другие раз­новидности социально-партнерского регулирования имеют место на более высоком уровне и, как правило, на трехсторонней осно­ве (трипартизма).

Содержащиеся в законодательстве нормы о коллективном до­говоре вместе с нормами о соглашениях составляют субинститут трудового права, который входит составной частью в институт со­циального партнерства. Субинститут коллективного договора и со­глашений состоит из норм ТК РФ, других законов, подзаконных актов (в том числе отраслевых), а также норм, самостоятельно принятых сторонами социального партнерства.

Как правовой акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы коллек­тивного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законода­тельством, они признаются недействительными. Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Современная концепция коллективного договора, таким обра­зом, исходит из необходимости широкою развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установ­ленной на допускаемой государством законодательной основе, но без участия законодателя. Такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами го­сударства и общества, работников и работодателей.

Стороны коллективного договора. Порядок его разработки, за­ключения и изменения. Сторонами коллективного договора выступа­ют стороны социального партнерства — работники в лице их представителей, работодатель, представляемый руководителем ор­ганизации или другим полномочным лицом.

При заключении коллективного договора в филиале, предста­вительстве, ином обособленном структурном подразделении орга­низации представителем работодателя является руководитель со­ответствующего подразделения, уполномоченный на это руково­дителем организации.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его за­ключения определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 42 ТК РФ).

Разработке проекта коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Порядок их ведения, урегулирования разногласий, гарантии и компенсации липам, участвующим в коллективных переговорах, определены Трудовым кодексом (ст. 36—39).

В соответствии с ТК РФ разработку проекта коллективного договора ведет комиссия, состояшая из наделенных необходимы­ми полномочиями представителей сторон (см. ст. 35).

Комиссия, как свидетельствует практика, готовит первона­чальный вариант коллективного договора, направляет его на об­суждение работников, анализирует предложения и замечания к нему, дорабатывает проект и выносит его на рассмотрение об­щего собрания (конференции) работников.

Результатом рассмотрения проекта коллективного договора на обшем собрании (конференции) работников может быть его: принятие (одобрение, утверждение); отклонение;

внесение в его текст изменений и дополнений, высказанных при обсуждении на собрании (конференции), и принятие (одоб­рение, утверждение) с внесенными поправками;

принятие (одобрение, утверждение) в определенной собранием (конференцией) части с выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или не принятых работо­дателем, для последующих переговоров между сторонами.

Содержание и структура коллективного договора. Под содержа­нием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и включенные в текст коллектив­ного договора.

Статья 41 ТК РФ предусматривает, что содержание я структу­ра коллективного договора определяются сторонами. В той же статье даны рекомендации сторонам Коллективного договора по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном догово­ре, и определено основное его содержание.

Это интересно:  Где оформить договор дарения квартиры

В коллективный договор могут включаться обязательства ра­ботников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных кол­лективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставле­ния и продолжительности дополнительных отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государ­ственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обуче­нием;

оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;

порядок информирования работников о выполнении коллек­тивного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих усло­вий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преиму­щества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с.нормами и положениями, установленными законодатель­ством и соглашениями, касаются продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков и отпусков без сохранения заработной платы; надбавок к пенсиям, досрочною ухода на пенсию и производимых при этом выплатах за счет работодателя; компенсации транспортных расходов; бесплатного или частично оплачиваемого питания работни­ков на производстве; иных дополнительных льгот и компенсаций. По­мимо названных к числу наиболее часто встречающихся положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных отпусков; порядок выдачи заработной платы: выдачу нарядов на сделанные работы до начала работы; выплату меж- разрядной разницы рабочим, выполняющим работы, тарифицирован­ные ниже присвоенных им разрядов; порядок выплаты внеплановых авансов; распределение жилой площади, выделение земельных участ­ков для дачною строительства, садово-огородного хозяйства и т. п.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллек­тивный договор, подразделяются:

на обязательственные (обязательства сторон); информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основ­ных нормах трудового законодательства, при необходимости включаемых в коллективный договор);

Нормативные, условия (положения) коллективного договора — ло­кальные нормы права, установленные сторонами в пределах их ком­петенции, которые распространяются на работников данной орга­низации либо ее структурной единицы, работников данного инди­видуального предпринимателя.

Нормативные положения призваны решать три группы право­вых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их решения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит обшим принципам права и законодательства;

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкре­тизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения),

С переходом экономики России на рыночные отношения число нормативных положений коллективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо акцент правового регулирова­ния социально-трудовых отношений в ходе проводимых реформ перемешается с централизованного (государственного) на ло­кальное (коддоговорное) регулирование. Если государственное регулирование сосредоточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий для работников (минимальная оп­лата труда, продолжительность отпуска; максимальная продол­жительность рабочей недели, норма сверхурочных работ и т, п.), то коддоговорное регулирование охватывает более широкий круг конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и про­фессиональных отношений.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, — это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предос­тавившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательст­ва нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действу­ют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в кол­лективный договор. Соглашение сторон имеет место не по их со­держанию (оно не может быть в таком порядке изменено), а тальке по вопросу о том, какие нормы трудового законодательства целесо­образно включать в коллективный договор. Чтобы не перегружать коллективный договор, в него отбираются обшие нормы по волро- сам регулирования труда, социально-экономических и профессио­нальных отношений, актуальные для работников данной организа­ции, ее подразделений, работников индивидуального предпринима­теля.

В отличие от нормативных условий (положений) коллективно­го договора его обязательственные условия не предполагают нали­чия правил поведения общего характера, рассчитанных на неод­нократное применение. Они всегда конкретны и касаются обяза­тельств сторон, исполнением которых эти обязательства погашаются.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в по­рядке, установленном коллективным договором. Если в коллек­тивном договоре порядок его изменения и дополнения не преду­смотрен, действуют нормы ТК РФ по этому вопросу. Это означа­ет, что должны быть проведены переговоры сторон, их предста­вителей в созданной для этого комиссии, обсуждение и принятие изменений и дополнений по правилам, принятым сторонами для заключения коллективного договора (см. ст. 42 и 44 ТК РФ).

Срок и сфера действия коллективного договора. Срок действия коллективного договора установлен ТК РФ и не может быть более трех лет. Начальный момент действия коллективного договора связывается с даем подписания его сторонами либо с днем, уста­новленным в самом коллективном договоре. По истечении ука­занного срока действие коллективного договора может быть про­длено не более чем на три года.

На практике нередко возникают вопросы, сохраняется ли дей­ствие договора в случаях реорганизации и ликвидации организа­ции, смены собственника имущества организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

ТК РФ отвечает на эти и другие вопросы (см. ст. 43).

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях из­менения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования и расторжения трудового договора с ру­ководителем организации.

При реорганизации организации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности органи­зации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраня­ет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Действие коллективного договора распространяется на всех работ­ников данной организации, ее филиала, представительства, иного обо­собленного структурного подразделения, на всех работников индиви­дуального предпринимателя, т.

Членство в профсоюзе не влияет на сферу действия коллек­тивного договора в силу ст. 19 Конституции и ст. 3 ТК РФ. В со­ответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции государство гарантирует ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от при­надлежности к общественным объединениям. По своей социальной и правовой природе профсоюзы являются обществен­ным объединениями в форме общественных организаций. Статья 3 ТК РФ устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преиму­щества в зависимости от принадлежности или непринадлежности к общественным организациям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Соглашения. Соглашение — правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и устанавливающий общие принципы, заключаемый между полномоч­ными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер­риториальном уровнях социального партнерства в пределах их компе­тенции.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя сторонами — представителями работников и работо­дателей отрасли (отраслей). Генеральное, региональное, террито­риальное соглашения заключаются на трехсторонней основе меж­ду представителями работников, работодателей и государственных или муниципальных органов.

Классификация соглашений проводится по двум признакам (критериям): по числу сторон соглашения и по уровням социаль­ного партнерства.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных пе­реговорах, соглашения могут быть двухсторонними (когда в них участвуют представители работников и представители работодате­лей) и трехсторонними (когда кроме названных представителей в соглашении участвуют представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, не валяющихся рабо­тодателями или их представителями).

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений соглашения подразделяются на следующие виды: ге­неральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межот­раслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя сторонами — представителями работников и работо­дателей отрасли (отраслей). Генеральное, региональное, террито­риальное соглашения заключаются на трехсторонней основе меж­ду представителями работников, работодателей и государственных ми муниципальных органов.

Статья 45 ТК РФ предусматривает следующие виды соглаше­ний в зависимости от уровня социального партнерства:

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регули­рования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ни­ми экономических отношений на уровне двух и более субъек­тов РФ.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регу­лирования соииально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает обшие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работни­кам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях соци­ального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия тру­да, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдель­ным направлениям регулирований социально-трудовых отноше­ний и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Необходимо отметить, что практика заключения соглашений в регионах свидетельствует о более широком и более конкретном их содержании по сравнению с тем, что предусмотрено в ст. 45 ТК РФ. Они, как правило, предусматривают не только обшие принци­пы, но и обшие условия регулирования социально-трудовых отно­шений на соответствующей территории, дополнительные гарантии и льготы (для организаций, финансируемых из бюджета, — за счет средств этого бюджета).

Содержание и структура соглашения определяются по догово­ренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглаше­ние (ст. 46 ТК РФ). При этом ТК РФ (ст. 45) дает сторонам краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сто­рон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Необходимо обратить внимание на то, что сторонами соглаше­ний выступают полномочные представители сторон социального партнерства, а не.сами социальные партнеры. Тогда как сторона­ми коллективного договора являются стороны социального парт­нерства-работники и работодатели.

Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглаше­ния предусмотрен ТК РФ (ст. 47). Проект соглашения разрабаты­вается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключе­ния определяются комиссией.

Соглашения подписывают представители сторон. Подписание полномочными представителями сторон означает его заключение.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в по­рядке, предусмотренном соглашением.

ТК РФ устанавливает правила, имеющие весьма существен­ное значение не только для практики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и для формирования бюд­жетов соответствующего уровня:

1) заключение и изменение соглашений, требующих бюджет­ного финансирования, по общему правилу, осуществляется сторо­нами до подготовки проекта соответствующего бюджета на фи­нансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

2) генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) со­глашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Феде­рального Собрания Российской Федерации;

3) региональные и территориальные соглашения должны за­ключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответст­вующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Срок и сфера действия соглашений также определены ТК РФ.

Срок действия соглашения в пределах трех лет определяют его стороны. Они же вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Это интересно:  Дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Действие соглашения распространяется на:

а) всех работодателей, являющихся членами объединения ра­ботодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства а объединении работодателей не освобождает работодателя от вы­полнения соглашения, заключенного в период его членства. Рабо­тодатель, вступивший в объединение работодателей в период дей­ствия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмот­ренные этим соглашением;

б) работодателей, не являющихся членами объединения рабо­тодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к со­глашению после его заключения;

в) органы государственной власти и органы местного само­управления в пределах взятых на себя обязательств;

г) работодателей — федеральных государственных учрежде­ний, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответст­вующих бюджетов. Соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государст­венной власти или органом местного самоуправления на основа­нии ст. 34 ТК РФ;

д) всех работников, состоящих в трудовых отношениях с ука­занными выше работодателями.

Таким образом, соглашение может действовать не только в отношении тех работодателей, кто добровольно через объедине­ния работодателей, в котором они состоят, принимают на себя содержащиеся в соглашении обязательства, но также тех, кто, не являясь членами объединения работодателей, заключившего со­глашение, по своей инициативе присоединились к нему.

Инициатива по присоединению работодателей к заключенно­му соглашение может исходить от уполномоченного на то госу­дарственного органа. В соответствии с ч. 7 ст. 48 ТК РФ:

1) вопрос о присоединении может быть поставлен в отноше­нии отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уров­не;

2) правом выступать с предложением, адресованным работо­дателям, о присоединении к заключенному федеральному отрас­левому соглашению обладает руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере труда (т. е. Минэдравсоцразвития РФ);

3) основанием для такого обращения к работодателям служит предложение сторон заключенного на федеральном уровне отрас­левого соглашения;

4) обращение и работодателям может последовать после опуб­ликования соглашения;

5) предложение должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования;

6) предложение о присоединении к соглашению подлежит официальному опубликованию (это делается в Бюллетене трудо­вого и социального законодательства РФ);

7) предложение адресуется всем работодателям, осуществляю­щим деятельность в соответствующей отрасли, но не участвовавшим в заключении отраслевого соглашения на федеральном уровне.

Если эти работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в орган исполнительной власти, обратившийся к ним с таким предложением, мотивированный письменный отказ присоединится к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Поскольку соглашение долж­но действовать в отношении как работодателей, так и их работ­ников, мнение представителя работников относительно присоеди­нения к нему также должно быть выражено. Поэтому ТК РФ (ч. 8 ст. 48) требует, чтобы к отказу работодателя от присоедине­ния к соглашению был приложен протокол его консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объе­диняющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель названного выше органа исполнительной власти имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной ор­ганизации, объединяющей работников данного работодателя, для консультаций с участием представителей сторон соглашения. Причем представители работодателя, работников и сторон согла­шения обязаны участвовать в этих консультациях.

Таким образом, ТК РФ предусматривает несколько правовых ос­нований распространения действия соглашения на работодателей (и, следовательно, на лиц, работающих у них по трудовому договору): членство в объединении работодателей, заключившем соглашение, присоединение к соглашению по инициативе работодателя или фе­дерального органа исполнительной власти.

Законодательством ряда субъектов РФ также предусмотрена возможность распространения действия региональных соглашений на работодателей по инициативе уполномоченного на то органа

исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с соблю­дением процедуры и сроков, установленных ТК РФ.

Существует также вариант распространения действия соглашения на работодателя, не состоящего членом объединения, его заклю­чившего,— добровольное присоединение к соглашению по собст­венной инициативе.

Поскольку соглашения предусматривают условия труда, повы­шающие уровень, закрепленный законодательством, наиболее ши­рокая сфера их действия отвечает интересам работников.

Интересам работников отвечает также положение ТК. РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когда на работников в установлен­ном порядке одновременно распространяется действие несколь­ких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работ­ников положения. Судебная практика следует этому правилу.

Регистрация коллективного договора, соглашения. ТК РФ (ст. 50) предусматривает уведомительную регистрацию коллективного до­говора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на представителя работодателя (работодателей).

На основании поступивших на уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров составляется их Регистр. Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров ут­верждено постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. №68*.

С уведомительной регистрацией, однако, не связывается всту­пление коллективного договора, соглашения в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт под­писания коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении регистрации коллективного договора (согла­шения) соответствующий орган по труду выявляет условия, ухуд­шающие положение работников по сравнению с трудовым законо­дательством и иными нормативными правовыми актами, содержа­щими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие поло­жение работников, недействительны и не подлежат применению. Их недействительность и неправомерность применения вытекает из са­мого факта противоречия таких норм коллективного договора, согла­шения нормам трудового законодательства (см. ст. 9 ТК РФ). Они незаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их проти­воречия трудовому законодательству регистрирующим органом.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.

Успешной реализации коллективных договоров, соглашений спо­собствует контроль за исполнением содержащихся в них обяза­тельств и норм. Он осуществляется по двум направлениям: на основе принципов социального партнерства; уполномоченными государственными органами.

Принципы социального партнерства проявляются при осущест­влении контроля за выполнением коллективных договоров, согла­шений сторонами социального партнерства, их представителями.

В частности, первичным профсоюзным организациям, про­фессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений[47]. Такой контроль имеет общественный характер.

Государственный контроль за выполнением коллективных до­говоров, соглашений поручен соответствующим органам по труду (см. ст. 51 ТК РФ).

На практике зачастую проводятся совместные проверки выполне­ния коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют пред­ставители сторон, их заключивших, а также профсоюзов, федераль­ной инспекции труда, прокуратуры. Выявление противоречий дейст­вующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в со­ответствие с законодательством либо путем непосредственного при­знания в силу закона противоречащих ему норм недействительными и недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений в установленном порядке.

Эффективный контроль невозможен без полной информаций о ходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФ предусматривает обязанность представителей сто­рон предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (см, ст. 51). Такая информа­ция должна быть предоставлена при осуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, при проведении со­вместных проверок органами, контролирующими выполнение кол­лективных договоров, соглашений.

ТК РФ | Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Полный текст Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с последними изменениями и дополнениями, редакция от 01.04.2019г., с последними изменениями и дополнениями.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Часть вторая

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Статья 40. Коллективный договор

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 43. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

Это интересно:  Применение срока исковой давности по кредитному договору

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

Статья 46. Содержание и структура соглашения

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

(часть шестая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Соглашение подписывается представителями сторон.

Статья 48. Действие соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Статья 49. Изменение и дополнение соглашения

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, all-sci.net, dokumenty24.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector