+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок формирования цены договора по 223 фз

Что такое сведения о цене

По сути, речь идет об указании начальной максимальной цены договора (либо способе ее расчета) в следующих бумагах:

Во втором случае необходимость обозначить НМЦД установлена в п. 8 ч. 1 Требований к форме плана закупки товаров, работ или услуг (ПП №932 от 17.09.2012).

Наконец, обязанность заказчика включить информацию о НМЦД в документы к конкретной процедуре продиктована ч. 9 и 10 ст .4 223-ФЗ.

Как изменится работа со сведениями о цене

В предыдущей версии закона №223 в документации и извещении о закупке можно было прописать только сведения о НМЦД. С 01.07.2018 появится также возможность указывать:

  1. Формулу расчета НМЦД + ее максимальное значение (п. 5 ч. 9 ст. 4).
  2. Стоимость единицы товара, работы или услуги, а также максимальное значение стоимости договора (п. 5 ч. 10 ст. 4).

Пример формулы

Для примера рассмотрим закупку, предметом которой являются услуги ОСАГО. В соответствии с п. 2 Порядка применения страховых тарифов (Указ Банка России № 3384-У от 19.09.2014) для транспортных средств, владельцами которых являются юридические лица, формула расчета страховой премии (Т) будет следующей:

ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где

  • ТБ — базовая ставка страхового тарифа.

Коэффициенты тарифов в зависимости от:

  • КТ — территории использования ТС;
  • КБМ — наличия или отсутствия страховых возмещений по предыдущим договорам ОСАГО;
  • КО — количества лиц, допущенных к управлению ТС = 1,8;
  • КМ — тех.характеристик ТС;
  • КС — периода использования ТС;
  • КН — нарушений;
  • КПр — возможности управления ТС с прицепом.

А вот стоимость единицы продукции можно прописать, когда определить конечный объем закупаемых благ невозможно. Допустим, предмет сделки — техобслуживание оборудования. В таком случае заказчик в документации и извещении укажет цену за условную единицу работы и стоимость всей сделки, которую нельзя превышать. В итоге сумма для перечисления исполнителю будет рассчитана, исходя из фактически выполненного объема обязательств, но не более верхнего предела НМЦД.

ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ: КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА (Часть 5)

Предприятие является поставщиком услуг, абоненты оплачивают услуги в различных банках и в том числе на Почте России и в едином расчетном центре. Как заключить договор на услуги банка, если объем таких услуг не определен? В соответствии с Законом о закупках договор должен содержать количество поставляемого товара, объем выполненных работ, оказываемых услуг. Надо ли проводить процедуру закупки, чтобы заключить такой договор?

Проводить процедуру закупки надо, другой вопрос, какой она будет: конкурентной или неконкурентной. Ответ на данный вопрос следует искать в Вашем положении о закупке. Вы совершенно правы в том, что без указания объема услуг проводить закупочную процедуру нельзя. Единственный выход — установить предельный объем, чтобы в дальнейшем с определенной периодичностью его корректировать. Ведь в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках прямо разрешается вносить изменения в договор, заключенный по результатам закупки, в части корректировки объема оказанных услуг. Есть другой вариант — установить предельный объем услуг в договоре, а потом по факту провести сверку взаиморасчетов и подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон, отразив нем, на каких именно условиях (объем — оплата) Вы расстаетесь с банком или с почтой.

Должен ли в документацию о закупке (конкурсную документацию) вкладываться проект договора? Если да, то где такое требование предусмотрено?

Да, должен. Это требование предусмотрено в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Закупка способом запрос котировок» признана несостоявшейся, так как не было подано ни одной котировочной заявки. Согласно положению о закупке заказчик может заключить договор с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Извещением о закупке был предусмотрен один лот, в котором были указаны две товарные позиции.

Вправе ли теперь заказчик поделить закупку на две части: первую товарную позицию приобрести у одного поставщика, а вторую, соответственно, у другого? Или это будет считаться нарушением условий, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок?

Думаю, что в описанной ситуации заказчик не может разбить лот пополам, иначе налицо отступление от содержания извещения о закупке.

Мы планируем приобретение различного оборудования для налаживания телефонной связи в организации. Оборудование разное, если брать каждую позицию отдельно, то получается сумма меньше 100 тыс. руб. Все оборудование мы планируем приобрести у одной организации в рамках одного договора, общая сумма по договору превышает 100 тыс. руб. Нужно ли проводить конкурс с размещением информации на официальном сайте или нет? Если размещать, то можно ли провести закупочную процедуру одним лотом?

Вы вправе провести процедуру единым лотом, тем более что Ваше желание — приобрести все: и оборудование, и работы по его установке именно у одной организации. Какую именно процедуру закупки проводить (конкурс или какую-либо еще), Вы должны определить согласно своему положению о закупке.

Можно ли в предмете договора, заключаемого муниципальным унитарным предприятием в рамках Закона о закупках, указать две разные услуги? У нас один строительный объект, его нужно параллельно охранять и осуществлять уборку территории. Не будет ли являться нарушением указание в одном договоре двух разных услуг: контроль за доступом и уборка территории?

Нет, нарушений законодательства в этом нет. Ограничения по порядку формирования лотов (а именно запрет на включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений) установлены в ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции только для сферы обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Иными словами, названные ограничения обязаны соблюдать заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Мы проводили аукцион, однако он признан несостоявшимся, договор заключен с единственным участником. В связи с этим возникли вопросы: 1) каким образом отражать этот договор в отчете — как «закупку у единственного поставщика»? 2) как отражать такую закупку в случае, если бы аукцион состоялся?

Субъекты, деятельность которых подпадает под действие Закона о закупках, именуются «заказчиками», такая терминология, конечно, оставляет желать лучшего. К примеру, кто является «заказчиком» в договоре купли-продажи? Можно предположить, что заказчик — это покупатель, а можно сказать, что заказчик — это тот, кто выступает с инициативой заключения соответствующего договора.

Однако приобретение чего-либо далеко не всегда означает необходимость выступить с инициативой, организовать процедуру закупки. Вполне возможно, что необходимая заказчику процедура уже где-то кем-то проводится и ему просто нужно принять участие в этой процедуре. Если заказчик участвует в «аукционе продавца», тем самым он и осуществляет свою закупку.

Заключение договора по результатам участия в процедуре (в частности, в аукционе), проводимой продавцом (поставщиком), нужно отражать в отчете как «закупку у единственного поставщика (из единственного источника)» и никак иначе. Ведь после подведения итогов аукциона организатор и победитель связаны обязательством вступить в договор друг с другом, в этом смысле они становятся друг для друга «единственными». Одним словом, все, что выиграно на торгах, должно относиться к «единственному».

Та же история происходит с единственным участником аукциона, с которым после признания аукционных торгов несостоявшимися заключается договор. В этом случае имеет место так называемое внеторговое заключение договора, допускаемое многими законодательными нормами, хотя и не являющееся общим последствием объявления торгов несостоявшимися.

Вместе с тем в свете изложенного у многих заказчиков возникает и другой вопрос: нужно ли размещать на официальном сайте извещение о закупке? Конечно, получается путаница: с одной стороны, заказчик участвует в торгах, с другой стороны, он размещает извещение о закупке с единственным поставщиком и все это происходит по одному и тому же предмету договора.

Участвуя в аукционе продавца, сам заказчик не является инициатором процедуры торгов или инициатором закупки. Более того, заказчик не может заранее располагать информацией о том, каким будет ход аукционных торгов (станет ли он победителем торгов, состоятся ли торги и т.п.). Поэтому извещение о закупке у единственного поставщика придется разместить по факту заключения договора по результатам торгов (по принципу «день в день»).

Закон о закупках обязывает заказчика включать в документацию о закупке порядок формирования цены договора (цены лота). Равнозначно ли это обоснованию цены? Не может же быть начальная цена договора «взята с потолка», необходимо обосновать, откуда она берется (сравнение цен на сайтах, предварительные запросы цен).

Порядок формирования цены договора и обоснование начальной цены договора — понятия совсем не равнозначные. Указать порядок формирования цены — значит пояснить, включены ли в нее налоги, пошлины, расходы на страхование, транспортировку и т.п. Обоснования начальной цены договора Закон о закупках от заказчиков не требует. Понятно, что цена с потолка не берется, иначе любой бизнес разорился бы, но и объяснять во всеуслышание, как Вы рассчитываете свои цены, не нужно.

Можем ли мы проигнорировать установленный срок поставки на отборочной стадии конкурса? Или мы обязаны отказать в допуске к конкурсу участникам, у которых срок поставки превышает срок, установленный в конкурсной документации?

Или поставщики меняют сроки поставки в соответствии с требованиями конкурсной документации, или Вы отказываете им в допуске к участию в конкурсе. Третьего не дано.

Могут ли они внести изменения в свои заявки? Ответ в Вашей конкурсной документации, допускает ли она такие изменения. Если нет, то есть еще один вариант: отозвать прежние заявки и сразу подать новые, в которых сроки поставки будут указаны верно. Это можно сделать, если срок приема заявок на участие в конкурсе еще не закончился.

Если сложно посчитать начальную (максимальную) цену договора, можно ли в извещении указать, что цена будет определяться по итогам рассмотрения поступивших от участников закупки предложений?

Вопрос, на первый взгляд, весьма дискуссионный. Однако если следовать «букве» закона, то в п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках не сказано, что в документации о закупке следует называть начальную (максимальную) цену договора (цену лота). Согласно приведенной норме документация о закупке должна содержать «сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)». Какую информацию следует включать в состав таких сведений, доподлинно никому не известно.

Исходя из этого, вполне допустимо, на мой взгляд, указать в составе «сведений», что цена будет определяться по результатам рассмотрения поступивших от участников закупки предложений. Можно также ввести процедуру переторжки, сообщив в извещении о закупке, что начальная (максимальная) цена договора формируется по результатам рассмотрения заявок и объявляется участникам переторжки.

В документации о закупке начальная (максимальная) цена договора обозначена, но поступила только одна заявка, стоимость которой выше начальной (максимальной) цены договора. Можно ли соглашаться на нее или следует признать конкурс несостоявшимся, а затем устраивать новый?

Полагаю, что принимать заявку, содержание которой не соответствует требованиям конкурсной документации, нельзя. В противном случае исчезает сущностное предназначение конкурса — соревнования на равных условиях: зачем вообще устанавливать конкурсные требования, чтобы потом принимать заявки, им не соответствующие?

В Вашем случае поступившую единственную заявку следует отклонить, признать конкурс несостоявшимся, а дальше следовать своему положению о закупке. Возможно, в нем предусмотрено в качестве альтернативного варианта осуществление закупки у единственного поставщика вместо проведения повторного конкурса.

Какие документы необходимо опубликовывать на официальном сайте www.zakupki.gov.ru при проведении процедуры «закупка у единственного поставщика» согласно Закону о закупках?

В ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, посвященной информационному обеспечению закупки, нормы не различаются в зависимости от того, каким способом осуществляется закупка, требования едины для закупок вообще. Так, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе:

— извещение о закупке;

— документация о закупке;

— проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;

— изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию;

— разъяснения такой документации;

— протоколы, составляемые в ходе закупки;

— иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом и положением о закупке.

Закон о закупках не устанавливает конкретные сроки опубликования сведений о закупке у единственного поставщика. Можно ли в связи с этим сначала заключить договор, а сведения о нем (извещение и документацию) разместить на официальном сайте позже? Правильно ли мы понимаем, что это не является нарушением Закона о закупках?

Да, Вы понимаете правильно. В ч. 2 ст. 3 Закона о закупках имеется норма о размещении извещения не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, но она касается лишь конкурса или аукциона. Общих правил размещения извещений о закупке в Законе о закупках не содержится. Само слово «извещение» вовсе не означает «приглашение», извещение суть уведомление, сообщение, информация, оповещение и т.п. Так что извещение может носить и уведомительный характер.

На практике многие заказчики размещают извещение о закупке у единственного поставщика «день в день», хотя можно и позже. В этом нет нарушения закона.

Каким документом регламентирована сумма закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. с НДС включительно? Есть ли определенный процент, который устанавливает сумму от выручки заказчика за отчетный финансовый год?

Лимит в размере 100 тыс. руб. установлен в ч. 15 ст. 4 Закона о закупках не для «единственного поставщика», сведения о закупке до этой суммы заказчик может не размещать на официальном сайте, а также не включать в план закупок. С размером выручки за отчетный год связан именно этот лимит, позволяющий проводить закупку без размещения информации на официальном сайте. Так, если выручка за отчетный год превысила 5 млрд. руб., то «без сайта» можно проводить закупку на сумму до 500 тыс. руб. (разово).

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В данной норме указана только сумма, но не установлен период, в течение которого можно совершать закупки до 100 тыс. руб., не размещая сведения о них на сайте.

Это интересно:  Договор аренды на неопределенный срок образец

В связи с этим можем ли мы указать в положении о закупке, что имеем право не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., в течение 1 месяца (или 10 дней, 1 дня)? Не будет ли это нарушением законодательства?

Можете, нарушением не будет.

Закупки стоимостью до 100 тыс. руб. согласно Закону о закупках подразумевают закупки по одноименности по коду ОКДП или разные закупки, сумма которых не превышает 100 тыс. руб.?

Понятие «одноименность» в Законе о закупках не упоминается.

Закупки до 100 тыс. руб. определяются по сумме одной сделки или необходимо ориентироваться на однородность, одноименность товаров (работ, услуг)? Если лимит закупок нельзя рассчитывать по одной сделке, то каким нормативным актом определен классификатор однородной продукции?

Лимит 100 тыс. руб. касается одной закупки, следовательно, его можно использовать разово, при заключении договора, предметом которого является закупка товаров, работ, услуг. Таких понятий, как «одноименность», «однородность», Закон о закупках не предусматривает. На практике некоторые заказчики включают в свои положения о закупке данные термины, в этом случае в положении должно быть предусмотрено, каким классификатором пользуется заказчик для определения одноименных и (или) однородных товаров (работ, услуг).

Информация о закупке на сумму до 100 тыс. руб. может не размещаться на официальном сайте, кроме того, ее можно не отражать в плане закупок (ч. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932).

Обязаны ли организации по каждой закупке у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. оформлять и хранить извещение и документацию о закупке, если согласно ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., и конкретного указания на необходимость составления данных документов в Законе о закупках нет?

Закупки на сумму до 100 тыс. руб. я бы не стала относить к «закупке у единственного поставщика». Такие закупки могут не включаться в план, они могут не размещаться на сайте, следовательно, ни о какой документации не может быть и речи. Оформление и хранение документов по таким закупкам должно осуществляется Вами по правилам ведения бухгалтерского учета.

Заказчик разместил на официальном сайте извещение и документацию о закупке у единственного поставщика, но позже была обнаружена ошибка в перечне закупаемых товаров. Можно ли внести теперь изменения в документацию? В положении о закупке об этом ничего не сказано.

Конечно, можно. В ч. 11 ст. 4 Закона о закупках имеется общая норма на этот счет: изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Можно ли в ходе проведения процедуры закупки вносить изменения в начальную цену договора и его предмет? Можно ли впоследствии изменить сумму договора, заключенного по результатам процедуры закупки?

Да, вносить изменения можно, причем и в извещение, и в документацию о закупке. Это предусмотрено ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, причем какие именно изменения возможны, данная норма не детализирует, следовательно, возможны любые изменения. Единственное требование в этой части установлено только для случая, когда закупка осуществляется посредством торгов. Так, если изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней. Если же закупка осуществляется «неторговыми» способами (запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры и др.), то ограничений по срокам Законом о закупках не установлено.

Внесение изменений в договор, заключенный по результатам закупки, также допустимо. Так, в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусмотрено, что в ходе заключения и исполнения договора может меняться объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. В этом случае не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте должна быть размещена информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Данная информация формируется в закрытой части официального сайта представителем заказчика. Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного соглашения о внесении изменений в договор и (или) его графическое изображение, другие документы в электронном виде, предусмотренные положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

После проведения закупочных процедур был выбран подрядчик на определенный объем работ, с ним был заключен договор. В настоящее время у заказчика появилась возможность выполнить работы частично своими силами. Можно ли изменить основные условия договора (уменьшить объем работ и сумму договора) после проведения процедуры закупки и подписания договора?

С точки зрения требований ч. 5 ст. 4 Закона о закупках описанные Вами изменения осуществить вполне возможно с соблюдением требований об отчетности по ним на официальном сайте. Однако решение вопроса упирается не в возможности заказчика, а в согласие подрядчика на такие изменения. Если подрядчик не согласится на подобные изменения договорных условий, то ничего не попишешь.

Договор был заключен до вступления в силу Закона о закупках. Если сейчас к нему подписывается дополнительное соглашение, которое изменяет существенные условия договора, в частности увеличивает его цену (т.е. влечет новые расходы), следует ли считать такое дополнительное соглашение закупкой?

Как быть, если цена договора согласно дополнительному соглашению уменьшается, т.е. новых расходов нет? Стоит ли тем не менее отражать его как новую закупку и указывать уже новую уменьшенную цену?

Полагаю, что нормы Закона о закупках не могут быть применены к договору, заключенному до вступления в силу этого Закона. Что касается дополнительных соглашений, изменяющих условия прежнего договора, то они-то на «закупку» весьма похожи. Хотя для такой «закупки» есть лишь одна подходящая процедура: «единственный поставщик».

Отражать закупку по дополнительному соглашению можно, на мой взгляд, только в том случае, если сам договор тоже был отражен на сайте. Как иначе? Если Вы сведения о «старом» договоре отражаете, то тогда и отражаете сведения о дополнительном соглашении, причем независимо от того, увеличивают они или уменьшают цену. Ведь согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках нужно отражать на официальном сайте изменение цены закупаемых товаров, работ, услуг. При этом закон не уточняет, какое изменение, в большую или в меньшую сторону.

Согласно ч. 19 ст. 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте отчетность, которая состоит из трех частей:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках.

При применении данной нормы у нас возник вопрос: что понимать под «договорами, заключенными по результатам закупки»? Это договоры, заключенные по результатам конкурентных закупочных процедур и у единственного поставщика включительно? Или же только в результате проведения процедур, основанных на состязательности, таких, как запрос предложений, конкурс и т.д.?

В практике сейчас сложилось два подхода к толкованию приведенной Вами нормы об отчетности по договорам, заключаемым в порядке применения Закона о закупках. Первый подход: по первому пункту учитывать лишь только те договоры, которые заключены в результате конкурентных процедур осуществления закупок (т.е. без учета единственного поставщика и государственной тайны).

Второй подход: по первому пункту считать все закупки, а далее по второму и третьему пунктам выделять закупки у единственного поставщика и закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

Лично я придерживаюсь второго подхода, так как полагаю, что он наиболее близок к тексту самого Закона о закупках. Ведь государственная тайна — это закупка, просто информация о ней скрыта от официального сайта (легальным образом), «единственный поставщик» — это тоже закупка, однако она проводится без состязательности участников.

Следовательно, если речь идет о закупках вообще, то по первому пункту нужно считать по принципу «итого».

Территориальный орган службы государственной статистики прислал нам порядок представления информации по отчету о необходимости отражать все закупки вне зависимости от их стоимости. Обоснованны ли такие требования, ведь закупки менее 100 тыс. руб. не входят в сферу регулирования Закона о закупках?

Описанные Вами требования видятся вполне обоснованными, так как никто не исключал закупки из сферы действия Закона о закупках в зависимости от их стоимости. Согласно ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (при годовой выручке за отчетный финансовый год более 5 млрд. руб. — до 500 тыс. руб.).

Данная норма затрагивает лишь аспекты информационного обеспечения закупок, но не исключает такие закупки из сферы действия Закона о закупках, следовательно, по ним должна быть и отчетность.

Должны ли мы размещать на официальном сайте сведения о заключенных договорах, сумма которых не превышает 100 тыс. руб.?

Точного ответа на Ваш вопрос в Законе о закупках, к сожалению, нет. В настоящее время существуют две позиции по данной проблеме. Первая: отражать указанные Вами договоры в отчетности не следует. Аргументация такова: такие договоры по усмотрению заказчика могут не включаться в план закупок (см. ч. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932); информация о закупке до 100 тыс. руб. не отражается на официальном сайте (см. ч. 15 ст. 4 Закона о закупках). Следовательно, если этих закупок нет ни в плане, ни на сайте, то нет оснований по ним отчитываться. Такой позиции придерживаются многие заказчики, лично я тоже ее разделяю.

Вторая позиция отражена в письме ФАС России от 24 декабря 2012 г. N ИА/44025/12, в котором отмечается, что сведения о договорах до 100 тыс. руб. должны отражаться в отчетности. Однако следует учесть, что ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения по толкованию норм Закона о закупках, кроме того, она не является контролирующим органом в сфере соблюдения норм данного Закона, письма данного органа государственной власти не являются нормативными правовыми актами.

Подрядчик не успевает выполнить работы в надлежащий срок. Можно ли заключить дополнительное соглашение об изменении срока, хотя срок был критерием оценки заявок в рамках ранее проведенного конкурса?

В положении о закупке есть такой пункт: «Изменение условий договора в ходе его исполнения допускается по соглашению сторон, если изменяемые условия не ведут к ухудшению условий договора для заказчика и не ухудшают экономическую эффективность закупки».

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках изменение сроков исполнения договора возможно вне зависимости от каких-либо факторов. Согласна, что такой подход вызывает опасения: изменение договорных условий, которые ранее на конкурсной процедуре были критерием определения победителя или условием допуска к участию в процедуре, дает победителю неоправданное преимущество. Участники конкурса соревновались на одних условиях, а договор исполняется на других.

Однако, несмотря на сомнительную целесообразность существующей нормы, ответить на Ваш вопрос следует положительно: изменение сроков выполнения работ (исполнения договора) возможно, при этом не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор Вы должны разместить соответствующую информацию на официальном сайте. Электронная версия дополнительного соглашения и (или) его графическое изображение размещаются на официальном сайте дополнительно по желанию заказчика (см. п. 42 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908).

Проведенная процедура закупки не привела к заключению договора по причине отсутствия заявок, в результате договор был заключен с единственным поставщиком. Нужно ли размещать сведения о таком договоре на официальном сайте?

Да, нужно. Исключений на этот случай Закон о закупках не предусматривает.

Если договор, заключенный на электронной торговой площадке по правилам Закона о закупках, был спустя несколько месяцев сторонами расторгнут, нужно ли менять на официальном сайте отчет по договорам за тот месяц, в котором он был заключен? Нужно ли на официальном сайте в ранее проведенной процедуре и размещенном договоре отражать информацию о его расторжении?

На оба Ваших ответа следует ответить отрицательно, поскольку такие действия не предусмотрены в нормах Закона о закупках. Заказчик отчитывается только о заключенных и об измененных договорах, отчетности по расторгнутым договорам нет.

Закон о закупках предусматривает, что Правительство РФ вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте. Подскажите, пожалуйста, есть ли такие утвержденные перечни и где можно с ними ознакомиться?

На сегодняшний день имеются два подобных Перечня, утвержденные Правительством РФ в соответствии с приведенной Вами нормой. Во-первых, Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. N 671-р. В данный Перечень включены три вида услуг, а именно: 1) услуги по перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций; 2) услуги страхового посредничества (включая брокерские и агентские услуги) при осуществлении деятельности по страхованию (сострахованию, перестрахованию) экспортных кредитов и инвестиций; 3) консультационные услуги по оценке рисков и урегулированию убытков.

Во-вторых, Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2012 г. N 1775-р, в который включены товары, работы, услуги в сфере использования атомной энергии.

Ознакомиться с данными документами можно на разных сайтах в сети Интернет, но я рекомендую в целях получения корректной информации пользоваться сайтом справочной правовой системы «КонсультантПлюс» по адресу: .

Это интересно:  Договор на монтаж оборудования образец

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

Вопрос-ответ к статье 5

Мы организовали запрос котировок, заявку на участие в нем подала только одна организация. Ей был отправлен на подписание контракт, но оказалось, что в связи с поломкой оборудования она не сможет исполнить свои обязательства по контракту, в связи с чем контракт не был подписан.

В нашем положении о закупке предусмотрено, что, если контракт не подписывается более трех дней, мы имеем право заключить контракт с единственным поставщиком. В связи с этим возникли вопросы:

1) если мы размещаем на своем сайте и на электронной площадке протокол отказа от заключения контракта с данным поставщиком, должны ли мы уведомить об этом антимонопольный орган?

2) мы раньше всегда закупались у данного поставщика, каковы его шансы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков?

По первому вопросу уведомлять антимонопольный орган не нужно, такого требования Закон о закупках не содержит. Вы можете заключить договор по процедуре «единственный поставщик», руководствуясь требованиями своего положения о закупке.

Что касается второго вопроса, то шансы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ст. 5 Закона о закупках, у Вашего несостоявшегося поставщика есть лишь при одном условии: если Вы сами не направите соответствующие сведения в антимонопольный орган .

См.: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», см. также Приказ ФАС России от 18 марта 2013 г. N 164/13.

Хотя, на мой взгляд, делать этого не стоит, так как заказчик обязан направлять соответствующие сведения в реестр, права выбора у него нет .

См. ст. 19.7 КоАП РФ об административном штрафе от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Мы выиграли закрытый аукцион в электронной форме, заказчиком которого было ОАО, учрежденное Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы. В открытых источниках мы не нашли информацию о положении о закупке данной организации. Когда нам передали на подписание договор, оказалось, что его текст существенно отличается от того, который ранее прилагался к приглашению на участие в аукционе. Нам эти изменения невыгодны.

Если положения о закупке нет, чем в таком случае регламентирована процедура проведения закупок и заключения договора? Правомерны ли действия покупателя, связанные с изменением условий договора? Если мы откажемся от заключения договора, каков риск попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Даже не глядя в положение о закупке, понятно, что направление победителю аукциона текста договора, отличного от того, который был вложен в аукционную документацию или прилагался к приглашению на участие в закрытом аукционе, — грубейшее нарушение процедуры торгов. Поэтому отказ победителя аукциона от подписания договора в такой ситуации является правомерным, так как налицо нарушение со стороны заказчика.

В реестр недобросовестных поставщиков Вы попасть не можете, так как даже если подобные сведения будут направлены заказчиком в ФАС России, Вы вправе обжаловать решение о включении Вашей организации в реестр (причем решение должно быть в Вашу пользу).

Если ОАО с государственным участием в уставном капитале до сих пор не имеет собственного положения о закупке, то в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о закупках оно обязано осуществлять закупки, руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе.

В сложившейся ситуации Вы можете обжаловать действия заказчика в судебном, а также в административном порядке на основании ч. 9, 10 ст. 3 Закона о закупках.

Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Вопрос-ответ к статье 6

Осуществляются ли в настоящее время плановые проверки соблюдения требований Закона о закупках в отсутствие каких-либо жалоб от заинтересованных лиц? Если да, то какими органами?

Пожалуй, только прокурорские проверки.

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

Вопрос-ответ к статье 7

Какие санкции применяются к предприятию, если не была размещена в течение трех дней или вообще не размещена документация о закупке у единственного источника более 100 тыс. руб. на официальном сайте? Какая организация может провести проверку предприятия?

Нарушение сроков размещения информации, а также неразмещение информации наказывается административными штрафами (ч. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Проверку предприятия-заказчика может провести прокуратура.

Заключен договор по результатам запроса котировок, проводимого в соответствии с Законом о закупках. За один день до окончания срока действия договора подрядчик направил заказчику письмо о несоответствии технической документации (сметы) фактическим работам (увеличение объемов, изменение видов работ). Заказчик не принимает доводы подрядчика, основанные на нормах Закона о закупках и положения о закупках. Что делать дальше?

Описанная проблема не может быть разрешена в соответствии с Законом о закупках и (или) положением о закупке, поскольку она не имеет ровно никакого отношения к закупочной деятельности. Для разрешения спора между сторонами следует обратиться к тексту, который заключен между ними. Мне представляется, что, скорее всего, неправ подрядчик. О перечисленных в вопросе обстоятельствах он был обязан своевременно предупредить заказчика, а не ставить перед фактом (ст. 709 ГК РФ). Так что подрядчик не может по своему усмотрению отступить от требований технической документации и сметы, выполнять дополнительные работы, не получив на это предварительного согласия заказчика.

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Вопрос-ответ к статье 8

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ, как я поняла, теперь нужно будет регистрироваться на ЕИС, а как же работа на официальном сайте ?

Согласно ч. 10 ст. 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС) вся информация пока размещается на официальном сайте .

Организация зарегистрирована совсем недавно, подпадает под действие Закона о закупках. Как проводить закупки в течение трех месяцев с момента регистрации до утверждения положения о закупке (ч. 5 ст. 8 Закона)? Чем руководствоваться?

Вам следует руководствоваться только общими требованиями действующего законодательства РФ.

В период I квартала 2014 г. наше бюджетное учреждение переходит на новый тип учреждения — «автономное». Сможем ли мы в этот период перейти с применения норм Закона о контрактной системе на применение норм Закона о закупках? Или же нам придется весь 2014 г. осуществлять закупки согласно требованиям Закона о контрактной системе, будучи автономным учреждением?

Конечно, сможете, как только станете автономным учреждением. «Тащить» в новую жизнь Закон о контрактной системе оснований нет.

Наша организация применяет Закон о закупках с 1 января 2013 г., в 2012 г. был заключен рамочный договор с условием о его автоматической пролонгации. Можно ли работать по такому договору в текущем году, если закупки по отдельным спецификациям к этому договору превышают 100 тыс. руб.? Будет ли это считаться закупкой у единственного поставщика?

Полагаю, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Закон о закупках относится к сфере гражданского законодательства, так как регулирует порядок выбора контрагента, заключения и исполнения договоров. Вопросы соотношения договора и закона регламентированы в п. 2 ст. 422 ГК РФ. Так, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Как известно, Закон о закупках не содержит норм, придающих ему обратную силу. Поэтому заказчик, безусловно, вправе работать по рамочному договору, заключенному до того момента, когда Закон о закупках распространил свое действие на деятельность этого заказчика. Работа по такому договору — это не «закупка у единственного поставщика», это в принципе не «закупка» в том смысле, что Закон о закупках к ней не применяется.

Нами был заключен договор на ведение реестра акционеров в 2006 г., договор бессрочный с ежемесячной оплатой услуг регистратора в размере нескольких тысяч рублей. Сейчас возник вопрос: можно ли продолжать работать по такому договору либо нужно обязательно заключать новый договор и только на один год? В нашем положении о закупке об этом ничего не написано.

Каких-либо требований к договору, заключаемому с регистратором (включая сроки), в действующем законодательстве нет. Утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение такого договора относится к компетенции Совета директоров Вашего общества (подп. 17 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Так что если в 2006 г. Ваш Совет директоров одобрил заключение бессрочного договора, то договор будет продолжать свое действие без учета норм Закона о закупках до тех пор, пока сами стороны не решат его прекратить.

У федерального государственного унитарного предприятия есть договоры, заключенные в 2009 г. Они бессрочные, цена не указана, оплата производится согласно счетам. Счета бывают свыше 100 тыс. руб. Эти закупки проходят как закупки у единственного поставщика. Нужно ли размещать информацию о закупке у единственного поставщика (извещение, документацию, проект договора), а также вносить в план закупки эти закупки каждый раз согласно счетам?

Думаю, что это не закупки у единственного поставщика, потому что на договоры, заключенные до вступления в силу Закона о закупках, перечисленные Вами требования распространяться не могут, ведь данный Закон не имеет обратной силы. Так что ни в плане закупки, ни на сайте расходы, осуществляемые Вами по данным договорам, отображаться не должны.

Муниципальное унитарное предприятие заключает муниципальный контракт на содержание уличного освещения. В ходе работы нам понадобятся материалы для исполнения контракта. Как мы должны их закупать: проводить торги по правилам Закона о закупках или можем закупать их напрямую у поставщика?

Муниципальные унитарные предприятия применяют Закон о закупках с 1 января 2014 г., если более ранний срок не был предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона о закупках). Поэтому в 2014 г. Вам следует закупаться согласно требованиям своего положения о закупке.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона о закупках наше муниципальное унитарное предприятие начало осуществлять регламентированные данным Законом закупки с 1 января 2014 г. В настоящее время закупки осуществляются путем запроса предложений у потенциальных поставщиков по итогам работы закупочной комиссии.

Вправе ли предприятие провести процедуру выбора поставщика для обслуживания копировальной техники и заправки картриджей в целях бесперебойной работы в начале 2014 г. уже в декабре 2013 г. по существующей на предприятии процедуре?

Да, безусловно, вправе.

Муниципальные автономные учреждения с 1 января 2014 г. переходят к применению положений Закона о закупках, в связи с чем возникает множество вопросов о том, как правильно работать согласно положению о закупке и плану закупок. К примеру, как заключать договоры на оказание услуг, которые необходимо подписать в декабре 2013 г., так как услуги оказываются с 1 января 2014 г. (услуги охраны, обслуживание полей, уборка помещений)?

Такие договоры Вам следует заключить в обычном порядке, потому что закон обратной силы не имеет и на ранее заключенные договоры распространять свое действие не может.

Наше муниципальное унитарное предприятие осуществляет регулируемый вид деятельности, а именно вывоз отходов. С какого момента мы обязаны соблюдать Закон о закупках: с 2013 г. или с 2014 г.?

На мой взгляд, рассуждать нужно следующим образом. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в частности, утилизация, захоронение твердых бытовых отходов), подпадают под действие Закона о закупках с 1 января 2013 г., если выручка от регулируемого вида деятельности по итогам 2011 г. была менее 10% от общей выручки.

Муниципальные унитарные предприятия обязаны соблюдать требования Закона о закупках с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Однако если МУП является организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, то оно подпадает под действие Закона о закупках раньше, чем МУП, которое такой деятельности не осуществляет.

Если выручка за 2011 г. была больше 10% от общей выручки, то МУП должно был применять Закон о закупках с 1 января 2012 г.

Муниципальное унитарное предприятие осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, в его уставном капитале доля участия муниципального образования превышает 50%. Доля выручки от услуг по водоснабжению и водоотведению составляет около 90% от общей выручки. Услуги по водоснабжению и водоотведению являются основной деятельностью предприятия.

В связи с этим возникает вопрос: с какой даты Закон о закупках применяется к нашей организации? Согласно ч. 8 ст. 8 Закона о закупках для муниципальных унитарных предприятий данный Закон начинает действовать с 1 января 2014 г.

Для начала замечу, что у унитарного предприятия нет доли участия, так как он целиком принадлежит муниципальному образованию. Определить дату применения Закона о закупках следует по выручке. Если порассуждать на тему того, как все должно было быть в точном соответствии с требованиями Закона о закупках, то применять данный Закон Ваше предприятие должно было с 1 января 2012 г.

Логика моего ответа такова: если предприятие подпадает под действие Закона одновременно по двум основаниям: и как муниципальное унитарное предприятие, и как организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности по водоснабжению и водоотведению, то перейти к применению данного Закона следует с более ранней даты. В Вашем случае это 1 января 2012 г. Однако спешу Вас успокоить: пока нет штрафов за нарушение требований Закона о закупках, так что нарушение со стороны Вашего предприятие есть, но конкретного штрафа за такое нарушение пока нет. Вероятно, штрафы появятся уже скоро в связи с ожидаемыми поправками в КоАП РФ.

Муниципальное автономное учреждение из-за перегруженности официального сайта в декабре 2013 г. не успело разместить положение о закупках до 31 декабря 2013 г.; разместили только 6 января 2014 г. В рамках какого закона мы должны работать в 2014 г.?

Согласно ч. 8 ст. 8 Закона о закупках муниципальные автономные учреждения применяют положения данного Закона с 1 января 2014 г., причем в Законе нет норм, указывающих, что положение о закупке должно быть размещено на официальном сайте до указанной даты. На мой взгляд, нет никаких препятствий для того, чтобы Ваше учреждение осуществляло закупки по положению, размещенному на сайте 6 января 2014 г. Вы не нарушили Закон, тем более что дни в период с 1 по 6 января были нерабочими и, скорее всего, никаких закупок в этот период Вы не проводили.

Это интересно:  При договоре дарения нужно ли платить налог

Как определяется цена?

Организации, подпадающей под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), необходимо заключить договор на техническое обслуживание и ремонт принадлежащих ей автомобилей. В соответствии с Законом № 223-ФЗ требуется определить начальную (максимальную) цену договора, но из-за специфики планируемого к заключению договора на этапе проведения процедуры отбора контрагента рассчитать цену договора не представляется возможным.

Как быть в данной ситуации? Может ли организация установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению? Следует ли обосновывать ее размер? Может ли установленная организацией цена контракта меняться в ходе его исполнения?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению и не обязан обосновывать ее размер, если только такая обязанность не предусмотрена утвержденным им положением о закупке. Цена контракта может изменяться в ходе его исполнения, необходимо только размещать информацию об этом на официальном сайте.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 этого Закона.

Заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом извещение о закупке и документация о закупке, в силу п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 той же статьи, должны содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Отсюда, безусловно, следует, что заказчик обязан установить начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам закупки. Вместе с тем требования об обосновании цены нормы Закона № 223-ФЗ не содержат.

Безусловно, согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ документация о закупке должна также включать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Однако следует обратить внимание, что речь идет о порядке формирования именно цены контракта, но не его начальной (максимальной) цены, то есть, по нашему мнению, порядок формирования цены обязателен для участников закупки при подготовке им ценовых предложений в заявках на участие в закупке и (или) в ходе проведения процедур закупки. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта эта норма не означает.

Таким образом, в силу закона заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению, но не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иное не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.

Изменение цены после заключения договора в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Пари этом в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этого следует, что Закон № 223-ФЗ не исключает изменения цены в процессе исполнения договора, никак не ограничивая такую возможность и не регламентируя порядок такого изменения. Единственное требование — размещение информации о разъяснениях на официальном сайте.

При этом в отношении договора купли-продажи п. 3 ст. 485 ГК РФ устанавливает: если такой договор предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. Иными словами, закон прямо предусматривает, что в договоре купли-продажи может быть предусмотрен механизм изменения установленной им цены товара при изменении показателей, обусловливающих эту цену.

Следовательно, договор, заключаемый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, также может содержать условие о цене в определенной сумме и одновременно — условие о ее пересмотре при изменении обусловливающих ее показателей и способ такого пересмотра.

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик обязан в извещении и документации о закупке указать начальную (максимальную) цену договора (лота) в определенной денежной сумме, контракт же заключается по цене, предложенной участником закупки — победителем соответствующей процедуры, которая может быть снижена либо увеличена, в том числе в порядке, заранее установленном условиями договора.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ

Статьи по теме

Что нужно, чтобы рассчитать и обосновать НМЦД по 223-ФЗ, какие методы применять для расчета и как обосновать цену, узнайте в статье, а также смотрите пример расчета и используйте онлайн калькулятор.

Расчет НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ

ФЗ-223 называет главным документом, который регулирует и, по сути, организует всю закупочную деятельность заказчика, Положение о закупке. В нем должны содержаться все требования к закупкам (ч. 2 ст. 2). Порядок расчета и обоснования НМЦД, как одно из требований, также может быть включен в Положение.

Это логично, ведь сведения о НМЦД включаются в извещение о закупке (п. 5 ч. 9 ст. 4) и документацию (п. 5 ч.10 ст. 4). А если в названных документах она отсутствует, то по общему правилу контрольный орган вправе отменить такую закупку (п. 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ-223 от 16.05.2018).

Вместе с тем, Закон не содержит обязательных требований по обоснованию начальной максимальной цены договора. Нет требований и обязательно включать такое обоснование, даже если оно было проведено, в извещение и документацию. Это подтверждается и практикой ФАС. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-177/18 от 23.03.2018 на жалобу о необоснованном занижение НМЦД контрольный орган отметил, что «Закон о закупке не содержит обязанности заказчика обосновывать установление НМЦД». Жалоба была признана необоснованной.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Аналогичный вывод сделала и Санкт-Петербургская УФАС в решение № Т02-501/17 от 27.11.2017.

Однако, если заказчиком в Положение о закупке все же установлена обязанность обосновывать НМЦД и включать это обоснование в извещение и документацию, то он должен эту обязанность исполнять. То есть начальная максимальная цена договора по 223-ФЗ должна быть включена в указанные документы.

Обоснование НМЦ: что важно проверить перед размещением закупки

Из статьи вы узнаете:
☆ На что обратить внимание при расчете НМЦ договора по Закону № 223-ФЗ;
☆ Как проверить соответствие расчета НМЦ требованиям к продукции и условиям договора;
☆ Как проверить достоверность источников информации при расчете

Внести сомнения может п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, который обязывает включать в документацию порядок формирования цены договора по 223-ФЗ с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. Может показаться, что все же порядок формирования НМЦД необходимо указывать в документации к закупке. На самом деле это не так.

Данная норма устанавливает порядок в отношении цены договора, а не начальной максимальной цены. Иными словами, в документации необходимо указать, что включает в себя цена договора. Входит ли в нее доставка товара, страхование, налоги и т.д.

Где еще есть ссылка на порядок формирования НМЦК по 223-ФЗ? В Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденном ФАС 21 июля 2015 года. В VII разделе данного документа указано, что заказчикам целесообразно в положении о закупке предусмотреть методику обоснования НМЦД, в т. ч. в зависимости от предмета договора. Но дело в том, что в преамбуле Стандарта прямо указано: «Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке». То есть применение тех предложений, которые содержит в себе Стандарт, право, но не обязанность заказчика.

Исходя из всего вышесказанного, приходим к следующему выводу. Заказчик может указать в Положении о закупке методы и порядок расчета и обоснования НМЦД, а также установить обязанность указывать их в извещение и документации. Если заказчик предусмотрел такой порядок, то исполнять его он должен. Если же заказчик не включил такой порядок в Положение, то и обязанности обосновывать НМЦД у него нет.

Вместе с тем, обязанность указания в документации порядка формирования цены договора у него остается.

Чтобы рассчитать и обосновать начальную (максимальную) цену договора, используйте правила по аналогии с Законом № 44-ФЗ или установите собственный порядок. Правила расчета напишите в положении о закупке. Цену укажите в плане, извещении и документации. Вместо НМЦД можете использовать формулы или цену за единицу продукции. Читайте, в каких документах прописать НМЦД, какие методы применять для расчета и как обосновать цену.

Методы определения НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ

Так как ФЗ-223 не предусматривает обязанности обосновывать заказчикам НМЦД, то и методов обоснования также не содержит. Однако упомянутый выше закупочный стандарт рекомендует не только обосновывать НМЦД, но и предлагает использовать для этого Приказ МЭР №567 от 02.10.2013, которым пользуются заказчики, работающие с 44-ФЗ.

Данный Приказ предусматривает 6 методов определения начальной максимальной цены:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный;
  • иной, не предусмотренный выше.

Эти же методы обоснования НМЦК можно использовать и по 223-ФЗ.

Для определения НМЦК (223-ФЗ) заказчики чаще всего используют рыночный метод (сопоставимых рыночных цен). Суть его в том, чтобы сравнить цены различных поставщиков идентичных товаров, работ, услуг. Для этого заказчик может предпринять различные действия:

  • направить запросы о предоставление коммерческих предложений;
  • изучить предложения в интернете, которые являются публичной офертой;
  • изучить реестр договоров, размещенный в ЕИС;
  • сравнить цены разных контрагентов любым иным способом.

Нормативный метод используют тогда, когда для заказчика установлены нормативные затраты. Например, когда для подведомственных заказчиков установлены перечни товаров, работ, услуг, на которые установлены предельные цены.

Тарифный метод применим тогда, когда тарифы устанавливаются государством. Например, при закупке услуг ОСАГО.

Проектно-сметный метод применяется при строительстве или текущем ремонте.

Затратный метод – сумма произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Полагаем, что данный метод фактически не применим, так как реально прибыль для определенной сферы деятельности определить не получится почти никогда.

Если ни один из этих методов не подходит в силу специфики закупки, можно использовать иной способ определения НМЦД, разработанный заказчиком самостоятельно.

Детально с этими способами можно познакомиться, изучив Приказ МЭР № 567 и ст. 22 ФЗ-44.

Заказчик вправе разрабатывать свои методы определения НМЦД и применять их к своим закупкам в зависимости от специфики. Так, заказчик закупал строительство высокотехнологичной ветряной электрической станции и не указал в документации НМЦД. Общество обратилось в суд с требованием признать закупку недействительной. Однако суд в удовлетворение заявления отказал.

Заказчик установил в своем Положение такой способ закупки, как конкурентные переговоры, которые проходят в два этапа. На первом этапе происходит сбор от потенциальных участников дополнительных сведений об объекте закупки, посредством чего затем заказчик уточняет техническое задание и формирует НМЦД. А на втором этапе уже выявляется победитель, который предложит наименьшую цену.

Таким образом, суд указал, что в данном случае не указание НМЦД в документации не является нарушением (п. 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ-223 от 16.05.2018). В данном случае заказчик не только разработал для себя способ закупки, который ему подходит, но и установил интересный способ формирования НМЦД, в котором участвует не только сам заказчик, но и потенциальные подрядчики.

Читайте также по теме:

Обоснование цены по 223-ФЗ: пример расчета

Заказчик готовил закупку определенного товара. Для обоснования НМЦД использовал метод сопоставимых рыночных цен. В Положение о закупке он прописал порядок определения НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ. Согласно этому порядку он направляет запросы коммерческих предложений не менее 5 поставщикам требуемого товара. При этом проводит оценку на основании не менее 3 полученных предложений.

На 5 запросов заказчик получил 3 ответа, которых, согласно Положению о закупке, достаточно для обоснования НМЦД.

Заказчиком также в Положение установлено, что в качестве НМЦД устанавливается среднее значение из всех полученных. Таким образом, он рассчитал:

Расчет НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ: калькулятор онлайн

Если вы для расчета НМЦД используете Приказ МЭР № 567, то всегда можете воспользоваться онлайн калькулятором для точного расчета цены методом сопоставимых рыночных цен. В Приказе установлены громоздкие формулы, делать расчеты по которым не слишком удобно. Особенно, если позиций товара много. Калькулятор НМЦК (НМЦД) по 223-ФЗ онлайн проверит за вас и коэффициент вариаций, и рассчитает начальную максимальную цену.

Статья написана по материалам сайтов: vuzirossii.ru, moscowtorgi.ru, www.pro-goszakaz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector