+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

209 счет бюджетного учета

06.02.2018

Содержание

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома Советник бухгалтера»

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального «подарка» бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было.

Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом — семерых

На сайте Минфина России, в разделе «Документы», 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
— от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
— от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
— от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
— от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
— от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
— от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
— от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам.

Счет 20 «Производственные запасы»

На бюджетных предприятиях ведется учет выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

После установления недостач и хищений материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы относятся на виновных лиц и уточняются в соответствии с исполнительным листом.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостач.

Учет запасов

2. Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц.

Статья С.Валовой, опубликованная в журнале «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2008, N 10.

Счет 209.30

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Отражение недостачи (хищения)

Завершающие операции по закрытию счетов

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

209 71 счет

Перенос остатков на счет 209 00 по учету расчетов по ущербу имуществу и иным доходам (Зарипова М.Р.)

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Однако несмотря на то, что Приказом Минфина России N 89н внесены поправки в Инструкцию N 157н еще в августе прошлого года, разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения данной Инструкции, вышли только в конце года.

Определяем период внесения изменений

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники заострили внимание на том, что положения Приказа Минфина России N 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.

При этом учреждение вправе принять решение о переходе на применение изменений, внесенных в Инструкцию N 157н, как в целом , так и по отдельным положениям. При этом следует исходить из условий проведения инвентаризации имущества, в том числе составляющего активы учреждения, и его обязательств и с учетом организационно-технической готовности учреждения, но не позднее 31.12.2014.

По всей совокупности новых положений: по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, порядку проведения инвентаризации имущества, ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета, применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

Примечание. Однако возможен более ранний срок перехода к применению изменений в Инструкции N 157н, если он предусмотрен актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении.

Вносим изменения в учетную политику

Как отмечено в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение Приказа Минфина России N 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, осуществляется изменение учетной политики. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина России N 89н, нужно внести соответствующие изменения в учетную политику 2014 г.

«Расчеты по компенсации затрат»

«Расчеты по суммам принудительного изъятия»

«Расчеты по иным доходам»

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в государственном (муниципальном) учреждении. Поэтому следует дополнить корреспонденцию счетов типовыми операциями, связанными с отражением ущерба и иных доходов.

Начислена сумма ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

Начислена сумма ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

Начислена сумма ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск

Отражены расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

Начислены суммы ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Кроме того, в Методических рекомендациях чиновники Минфина отметили и другие изменения и корректировки, которые следует внести:

— в положения учетной политики в части порядка взаимодействия бухгалтерии (структурного подразделения, на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

— в перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в виде электронного документа;

— в иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обратите внимание! По счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета обороты до даты перехода на применение Приказа Минфина России N 89н не корректируются.

Проводим инвентаризацию имущества и обязательств

В связи с тем что согласно внесенным в Инструкцию N 157н изменениям на балансовые счета учреждения переносятся отдельные виды расчетов, необходимо провести инвентаризацию.

Примечание. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

— суммы предварительной оплаты, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

— суммы задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенные (не удержанные из заработной платы);

— суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

— суммы излишне произведенных выплат;

— суммы принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц организации.

Результаты инвентаризации необходимо оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина России N 173н .

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Осуществляем перенос остатков по счетам

В части расчетов по доходам

В сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

В сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев

В сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

В сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)

В сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций

В сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты или неосновательного получения или сбережения, а также по начислениям по возмещению упущенной выгоды

В части расчетов по обязательствам

В сумме задолженности перед учреждением по предварительной оплате в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенной контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

В сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом — должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения

В сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации

209 счет бюджетного учета

Статья С.Валовой, опубликованная в журнале «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2008, N 10.

Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Отражение недостачи (хищения)

Завершающие операции по закрытию счетов

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

С 8 мая официально вступили в силу изменения в план счетов и инструкции по его применению (157н, 162н для казенных, 174н для бюджетных и 183н для автономных учреждений). Инструкции в последней редакции прикладываю к этому письму.

Серьезные изменения коснулись в первую очередь самого плана счетов, добавлено много новых счетов. Изменения действуют на весь 2018 год.

Таким образом, в рамках перехода на введенные стандарты и перехода на новые положения инструкций необходимо:

  1. Обновить план счетов учреждениям
  2. В межотчетный период провести:
    — перевод между счетами 101Х3 на 101Х2
    — начислить доходы будущих периодов по арендным платежам — это актуально для всех учреждений, у которых есть доходы по КОСГУ группы 120. В большинстве своем это операционная аренда. Во вложении сжатая инструкция перехода на стандарт Аренды в части операционной аренды. Можно справку передать учреждениям для заполнения в ней своих договоров и распространения по учреждению
  3. В текущем периоде перенести обороты счетов на актуальные, например, счета 20500, 20626, 30226, 20690, 30290 и т.д. нужно провести по актуальным вновь введенным счетам.
  4. Внести изменения в учетную политику учреждения текущей датой.

Эти действия проводить необходимо помимо изменения КОСГУ, о которых я писала ранее.

Это минимальный перечень действий.

Какую задолженность казенное учреждение должно учитывать на новом счете 209 36?

Есть еще множество небольших изменений инструкций, которые нужно учесть. Прикладываю сводный обзор изменений инструкций.

Обзор изменений Инструкции 157н, 162н, 174н и 183н в связи с переходом на федеральные стандарты

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта 2018 г

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Страница не найдена

Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее – Инструкция) устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения (далее – План счетов бюджетного учреждения).

2. Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н1 (далее – Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.

3. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24 – 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

5. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

Порядок отражения в учете просроченной дебиторской задолженности

78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — целевые субсидии), либо бюджетные ассигнования, доведенные в установленном порядке на принятие и исполнение публичных обязательств Российской Федерации перед физическими лицами в денежной форме от имени федерального органа исполнительной власти (далее — переданные полномочия).
Для получения целевых субсидий на указанные цели федеральному бюджетному и автономному учреждению (далее — учреждения) открываются соответствующие лицевые счета с кодом 21 (31) в органах Федерального казначейства.
Однако в результате проводимых мероприятий по вступлению в силу с 1 января 2012 года отдельных положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ целевые субсидии своевременно не поступили на указанные лицевые счета учреждений. В связи с этим федеральные бюджетные и автономные учреждениям за счет средств, полученных ими от оказания платных услуг, произвели выплаты, в частности, академических стипендий, а также выплаты, установленные законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иные выплаты, носящие социальный характер (далее -социальные выплаты).
По мнению Минфина России, учитывая, что социальные выплаты были осуществлены учреждениями за счет средств, полученных ими от оказания платных услуг, в целях снижения социальной напряженности считается возможным осуществить за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий, единовременное возмещение расходов по социальным выплатам, произведенным в январе — феврале 2012 года.

Порядок возмещения

Учет расчетов по ущербу и иным доходам

  • • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
  • • суммам потерь от порчи материальных ценностей, другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • • суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • • суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • • суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • • суммам излишне произведенных выплат;
  • • суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • • суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации;
  • • иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 0 205 00 ООО «Расчеты по доходам».

В некоторых ситуациях имуществу бюджетного учреждения может быть причинен материальный ущерб. Это может произойти в случае неправомерных (умышленное причинение вреда — кража, хищение) или халатных (нарушение правил хранения или эксплуатации имущества, невнимательность и др.) действий работников (либо других людей) или по не зависящим от человеческого фактора причинам (например, стихийное бедствие).

Под ущербом, причиненным имуществу бюджетного учреждения, понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 ТК РФ).

Рассмотрим ситуации, когда сотрудником может быть причинен материальный ущерб имуществу учреждения:

  • 1) недостача (имущество числится по данным бухгалтерского учета, а фактически отсутствует);
  • 2) нарушение правил эксплуатации, приведшее к неисправности имущества (поломка, выведение из строя оборудования, технических средств и др.);
  • 3) излишние начисление или выдача денежных средств сотрудникам либо невнесение денежных средств на счет учреждения (вследствие счетной ошибки либо преднамеренного действия сотрудника);
  • 4) неправильное расходование материальных запасов (превышение норм списания);
  • 5) нарушение правил хранения имущества, приведшее к его негодности или потере им качества (порча);
  • 6) использование имущества и средств учреждения в личных целях (пользование служебным автомобилем, телефоном и др.). Нарушения, приведшие к возникновению материального ущерба,

могут быть выявлены в результате осуществления внутренних контрольных мероприятий (ежегодной обязательной инвентаризации).

Согласно ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки он имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов, которая должна установить:

  • • сам факт причинения ущерба имуществу учреждения;
  • • причины возникновения ущерба;
  • • размер причиненного вреда;
  • • виновность работника и степень его материальной ответственности.

Комиссия также должна дать правовую оценку действий сотрудника.

Если ущерб был нанесен в результате хищения, злоупотребления или порчи, бюджетное учреждение обязано провести инвентаризацию.

Следует учесть, что сотрудник в данной ситуации может:

1) признать свою вину и добровольно возместить причиненный

  • 2) признать свою вину, но быть не в состоянии возместить ущерб;
  • 3) не признать свою вину и, соответственно, не согласиться возместить ущерб.

Также на практике возможна ситуация, когда ущерб имуществу учреждения причинен по вине бывшего сотрудника (не работающего в организации на момент обнаружения ущерба). Расторжение трудового договора с работником после причинения ущерба не является основанием для освобождения от материальной ответственности по установленному факту причинения ущерба.

В любом случае сотрудник должен выразить свою позицию в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

Работник имеет право ознакомиться со всеми материалами проведенной проверки и в установленном законом порядке обжаловать вынесенное решение.

В статье 239 ТК РФ приведены случаи, когда материальная ответственность работника исключается, а именно причинение ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, и др.

Заметим, что работодатель имеет право, с учетом конкретных обстоятельств, полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работника.

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Стоимостная оценка причиненного ущерба

При выявлении факта нанесения учреждению ущерба следует оценить размер причиненного ущерба.

В этом случае при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н).

Обратите внимание, что до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н при определении размера ущерба, причиненного учреждению при утрате, порче, хищении имущества, следовало исходить из рыночной стоимости имущества на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н).

Исходя из положений ст. 246 ТК РФ размер причиненного работником ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

Таким образом, размер причиненного работником ущерба не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бюджетного учета. Кроме того, федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда его фактический размер превышает номинальный.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Возмещение ущерба

Исходя из положений ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст. 239 ТК РФ, а именно если ущерб возник вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Если с работником заключен договор о полной материальной ответственности, он обязан возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере (ст. 243 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

  • возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), если предусмотрено федеральными законами;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в учреждении в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Возмещение ущерба может быть произведено разными способами: наличными деньгами, путем удержания из заработной платы по заявлению работника, через службу судебных приставов, в натуральном виде путем предоставления учреждению аналогичного имущества по согласованию с руководителем

Производить удержания из заработной платы работника нужно с учетом ограничений, установленных ст. 137, 138 ТК РФ.

Бухгалтерский учет

Руководствуясь положениями Инструкции № 157н, проекта приказа Минфина РФ «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н», рассмотрим, как в бюджетном учете отражаются расчеты по ущербу и иным доходам.

  • в виде задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

Представим в таблице основные записи по учету компенсации затрат:

Порядок отражения в учете просроченной дебиторской задолженности

Источники и материалы: Инструкции Минфина России № 162н, № 174н, № 183н.

Как списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность

Сумму нереальной к взысканию задолженности спишите на финансовый результат текущего года (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152–153 Инструкции № 174н, п. 180–181 Инструкции № 183н). Списывать задолженность нужно со всех счетов, по которым числится задолженность. И даже если учреждение в свое время не отразило перевод задолженности со счетов 206.00, 208.00 на счет 209.30, то задолженность списывайте и с них (ведь в инструкциях есть такая корреспонденция). Но будьте готовы при проверке обосновать причины списания задолженности с этих счетов, без предварительного отражения на счете 209.30. А чтобы избежать объяснений, еще раз советуем все же вовремя переводить эту задолженность на счет 209.

Важно. В бухгалтерском учете задолженность нужно списывать два раза: сначала с балансового учета, а потом с забаланса.

Списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение определенного периода. Такие правила предусмотрены в пункте 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

  • в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
  • по дебиторам (должникам) – с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Такой порядок изложен в пункте 340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в учете операций по списанию с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов в учете бюджетных учреждений:

В части задолженности по доходам :

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации имущества (кроме товаров и готовой продукции) с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность по займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс

В части задолженности по расходам :

Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс

В части задолженности по ущербу и иным доходам :

Списана задолженность по ущербу имуществу в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным принятием ее на забаланс

Списана задолженность в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным по недостачам (с одновременным принятием ее на забаланс):

– иных финансовых активов (в т. ч. денежных документов)

Списана нереальная к взысканию задолженность по компенсации затрат с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность по суммам принудительного изъятия с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность по иным доходам с одновременным принятием ее на забаланс

Х – аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Если должник ликвидирован или умер, то отражать задолженность на счете 04 не нужно.

Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения

Общие положения о применении счета 209 00

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Еще одним новшеством в применении счета 209 00 является то, что отражаемый на нем размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции №157н).

Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции № 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в иностранной валюте:

  1. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
  2. Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
  3. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитические счета

Согласно данному пункту к имеющимся аналитическим счетам добавились новые. Сравним перечень аналитических счетов в соответствии со старой и новой редакциями п. 221 Инструкции № 157н.

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно старой редакции п. 221 Инструкции №
157н
  • суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;
  • прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;

б) на счете 209 40 учитываются:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством;
  • суммы неустойки, предусмотренные договорами;
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;

в) на счете 209 83 учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на соответствующих аналитических счетах счета 205 00 «Расчеты по доходам».

Корреспонденция счетов

Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 109 Инструкции № 174н)

(п. 112 Инструкции № 183н)

Дебет

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба,
нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовым активом

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств

Суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках контрактов (договоров), по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения контрактов (договоров), иных соглашений, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

Суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

Суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска

Суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

Суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

Суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанной на забалансовый учет*

0 209 xx 560

*
Указанная проводка отражается с одновременным списанием восстановленной задолженности с забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 110 Инструкции

174н)

(п. 113 Инструкции

183н)

Дебет

Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов*

Суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительным взысканием, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным*

Уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта (договора) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

0 302 xx 830

*Указанные проводки записываются с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По результатам проведенной в бюджетном учреждении спорта ревизии кассы обнаружена недостача денежных средств в сумме 170 руб. в рамках деятельности по оказанию услуг при выполнении государственного задания. Кассир внес недостающие средства в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции
Отражена выявленная недостача денежных средств

Внесены кассиром денежные средства в возмещение причиненного учреждению ущерба

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции
Отражена задолженность работника перед учреждением

Начислена сумма удержаний в размере задолженности перед учреждением

Начислена заработная плата сотруднику при окончательном расчете

Начислен НДФЛ

Погашена задолженность работника перед учреждением путем удержания ее суммы из заработной платы

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

руб.

Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка на условиях договора

Отражены капитальные вложения по приобретению оборудования

Произведена оплата поставщику по договору, уменьшенная на сумму неустойки

Прекращены встречные требования зачетом (согласно акту приемки оборудования)

Порядок такого перевода законодателями не установлен. Однако, по мнению автора, в ближайшее время должны быть разработаны и направлены для работы переходные таблицы, необходимые для внедрения на практике изменений, внесенных в Инструкцию № 157н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья написана по материалам сайтов: iiotconf.ru, www.meteorf.ru, www.klerk.ru.

»

Это интересно:  Когда ипотека станет доступной
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector