+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Абсолютно определенная санкция в ук рф

Диспозиция — это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да и не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.

Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК — «Похищение человека», статья 261 УК — «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК — «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозий сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.

Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК — «Кража», статья 120 УК — «Изнасилование», статья 237 УК — «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.

Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей права дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов или правил. Примером бланкетных диспозиций являются диспозиции статей: «Нарушение правил охраны труда» — статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальной шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан» — статья 284 УК.

Ссылочной называетсядиспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. К этому виду диспозиции относятся статья 106 УК — «Побои»; статья 107 УК — «Истязание»; статья 209 УК — «Экономическая контрабанда»; статья 297 УК — «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте таким образом, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.

Санкция — это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания. Различают санкции абсолютно неопределенные, абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно неопределенной является такая санкция, при которой в законе не указывается размер и вид возможного наказания, к примеру «наказать по всей строгости закона».

Абсолютно определенная санкция содержит категорическое указание о виде и размере наказания. К примеру, преступление карается «лишением свободы сроком на 5 лет».

В действующем законодательстве абсолютно неопределенных и абсолютно определенных санкций нет. Статьи уголовного закона содержат относительно определенные и альтернативные санкции.

Относительно определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида: санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК — «Причинение смерти по неосторожности», части первой статьи 134 УК — «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы — 6 месяцев, ограничение свободы — 1 год, арест — 1 месяц, штраф — 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Разновидностью относительно определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьей 162 УК — «Наемничество»,частью второй статьи 181 УК — «Вымогательство», статьей 241 УК — «Массовые беспорядки».

Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение умышленного убийства в состоянии аффекта (статья 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы, арест или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 253 УК) наказывается исправительными работами, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.

Создание того или иного вида диспозиции или установление вида санкции в каждой статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продумано и подчинено цели обеспечения максимальной эффективности действия уголовной нормы в борьбе с преступностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Абсолютно определенная санкция в ук рф

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫЕ НОРМЫ; ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; АБСОЛЮТНО-ОПРЕДЕЛЕННЫЕ САНКЦИИ; БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ САНКЦИИ; ADMINISTRATIVE AND TORT NORMS; THE PRINCIPLE OF JUSTICE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PENALTY; ABSOLUTELY-CERTAIN SANCTIONS; UNCONTESTED SANCTIONS.

Административно-деликтные нормы представляют собой разновидность юридических норм, а, следовательно, для них характерны все признаки последних: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность принудительной силой государства и т.д.

Вместе с тем, нормы административно-деликтного права обладают целым рядом особенностей, которые вытекают из специфики предмета подотрасли:
1) Они призваны обеспечивать эффективное исполнение требований административного законодательства;
2) Они устанавливают соответствующие запреты для юридических и физических лиц под угрозой административной ответственности;
3) Они принимаются органами законодательной власти как федерального, так и регионального уровня;
4) По своему содержанию они являются нормами запрещающего характера;
5) Их источниками является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ или Кодекс), а также соответствующие кодексы (законы) субъектов РФ.

Это интересно:  Представление интересов клиента в судах

Основным нормативным правовым актом, на основании норм которого юридическое или физическое лицо сегодня может быть привлечено к административной ответственности, выступает КоАП РФ. Юридически закрепленная более 15 лет назад полная кодификация российского административно-деликтного законодательства федерального уровня с весьма заметным оптимизмом была воспринята не только ведущими отечественными административистами, но и представителями довольно-таки внушительного корпуса правоприменителей.

Полный перечень всех административных деликтов федерального уровня закреплен в Особенной части Кодекса, состоящей из семнадцати различных по объему глав. Основной структурной единицей в каждой главе является статья, которая представляет собой письменное воплощение административно-деликтной нормы.

Структура административно-деликтной нормы – это ее внутреннее строение, установленный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности элементов нормы. В логической структуре административно-деликтной нормы традиционно выделяют три элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это часть административно-деликтной нормы, устанавливающая всевозможные обстоятельства, при наличии которых данная норма реализуется.

Диспозиция – это часть административно-деликтной нормы, которая устанавливает необходимое правило поведения.

Санкция – это часть административно-деликтной нормы, определяющая меры воздействия на правонарушителя в случае нарушения установленного запрета (указывающая на вид и размер административного наказания).

Необходимо также отметить, что в нормах Особенной части Кодекса гипотезы отсутствуют. Иначе говоря, статья Особенной части КоАП РФ структурно образована лишь диспозицией и санкцией.

В теории административно-деликтного права различают следующие разновидности санкций:
— абсолютно-определенные, которые указывают на конкретный вид и конкретный размер административного наказания;
— относительно-определенные, которые — указывают на конкретный вид административного наказания в определенных границах;
— альтернативные, которые указывают на возможность выбора одного из нескольких видов административных наказаний.

Большая часть статей Особенной части Кодекса имеет относительно-определенные либо альтернативные санкции, что позволяет правоприменителю без особого труда учесть при назначении наказания характер совершенного физическим лицом правонарушения, его личность, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т.д. Вместе с тем, вполне уместен вопрос: каким образом судья, орган, должностное лицо способны вынести справедливое наказание виновному (с учетом всех предусмотренных статьей 4.1. КоАП РФ обстоятельств) при рассмотрении дела, квалифицированного по статье Кодекса, имеющей абсолютно-определенную санкцию? Вопрос, как мне кажется, звучит риторически.

Не секрет, что подобного рода санкции в действующем Кодексе имеются в изрядном количестве. Например, санкция статьи 12.6 Кодекса в настоящий момент устанавливает административное наказание в виде фиксированного штрафа в размере одной тысячи рублей. Иначе говоря, при назначении наказания в пределах санкции данной статьи на размер административного штрафа не может повлиять ни характеристика личности субъекта правонарушения, ни его финансовое положение, ни иные обстоятельства.

Следует обратить внимание, что абсолютно-определенные санкции давно исключены из отечественного уголовного закона. Одно время они присутствовали в УК РСФСР, но их число было совсем незначительным.

Возникает резонный вопрос: почему законодатель не руководствуется аналогичным принципом справедливости при кодификации административно-деликтных норм? Вразумительный ответ отсутствует.

В связи со сказанным, хотелось бы поддержать тех ученых, которые утверждают, что наличие безальтернативных санкций затрудняет реализацию принципа гуманизма, являющегося общеправовым [1, с. 259].

Анализируемая проблема на протяжении длительных лет будоражит умы отечественных ученых, становится предметом многочисленных дискуссий, но воз и ныне там. Очевидно, что закрепление в законе безальтернативной и по виду, и по размеру санкции ограничивает, а подчас и совсем исключает возможность индивидуализировать административную ответственность, при отсутствии которой невозможно назначить справедливое наказание.

Исходя из логики приведенных выше доводов, очевидным представляется стремление законодателя оптимизировать те нормы Кодекса, о которых говорится в настоящей статье. Особенно с учетом наметившихся тенденций к сближению административно-деликтного и уголовного законов. Однако на практике все происходит с точностью до наоборот.

Подобный подход к закреплению правовых норм идет вразрез с принципом справедливости, лежащим в основе правоприменительной деятельности. Примечательно, что действующий КоАП РФ справедливость в перечне принципов, в соответствии с которыми осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, вообще не указывает, что выглядит, по крайней мере, странным.

Некоторые авторы, защищая абсолютно-определенные санкции, указывают на наличие в отечественном праве принципа равенства всех перед законом, который якобы превалирует в тех случаях, когда охраняемые общественные отношения являются более приоритетными нежели личность [3, с. 25]. С подобным утверждением трудно согласиться уже потому, что Основной Закон нашего государства в статье 2 четко и безусловно провозгласил права и свободы человека, а также его самого – высшей ценностью. Эти же основополагающие идеи легли в основу структурного построения уголовного и административно-деликтного кодифицированных законов.

Хотелось бы надеяться, что рассмотренные в настоящей статье проблемы являются скорее правовым атавизмом, пережитком прошлого, нежели актуальным юридическим предписанием, регламентирующим вопросы административно-деликтного права.

47. Виды санкции.

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По характеру последствий — на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями — правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого кт в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Это интересно:  Порядок общения с ребенком юрист

Абсолютно определенной — санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена гос-ным органом, ее применяющим. Санкции гражд. права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции администр. права, устанавливающие точную величину штрафа.

Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Напр. в УК «лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года».

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции служит санкция ст. 209 УК, устанавливающей, что бандитизм наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.

48. Классификация правовых норм.

Классификация правовых норм позволяет:

1.определить место каждого вида юр. норм в системе действующего в гос-ве права; 2.лучше уяснить функции прав-х норм и их роль в механизме прав-го регулир-я; 3.точнее определить пределы и возможн-и регулир-го воздействия права на обществ-е отнош-я, пути повышения эффектив-и правовых норм; 4. совершен-ь правотворч-ю и правоприменит-ю деятельность гос. органов.

По функциональной роли:

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия.

нормы начала-конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и гос-го строя, взаимоотношений гос-ва и личности, прав и свобод граждан;

нормы-принципы-выражают принципы права;

определительно-установочные нормы-формулируют цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования;

н-ы-дефиниции-содержат определ-я прав-х понятий и катег-й.

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регул-т какой либо определенный вид родовых общ-х отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий. Специализ-е нормы детализируют общие, корректируют времен-е и пространств-е условия их реализации, способы прав-го воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юр. нормы подразделяются на нормы гос-го (конституционного), админ., финанс., земел. права и иных отраслей.

Отраслевые нормы делятся на:

— материальные— отвечают на вопрос «что регул-ют н-ы права»;

По методу правового регулирования нормы права классиф:

По юр. силе, т.е. зависимости от субъекта правотворчества:

Федеральные законодательные нормы-подразделяются на нормы содержащиеся: в КРФ,ФКЗ,ФЗ;

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в констит-х и уставах, законах субъектов РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделенные на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Прав. РФ, приказах и инструкциях фед. министерств.

По сфере действия юр. нормы разграничиваются на:

Нормы общего действия не предусматривают спец. условий и каких-л. ограничений их действия — федеральные правовые нормы: исходные, констит. и др. нормы, выражен-е в нормативных актах фед. органов законод. и исполнительной власти РФ.

Нормы ограниченного действия-это общие предписания, пределы реализации кот-х связыв-ся с определен-ми пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами.

Локальные нормы-действуют в пределах отдельной гос-ой, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива.

По социальному назначению и роли в правовой системе:

1.Учредительные – отражают исходные начала прав-го положения чел-ка, пределов действия гос-ва, закреп-т права, свободы и обязан-и гр-н (констит. нормы, и в основах законод-ва, кодексах).

2.Регулятивные – направлены на регул-е фактических отношений, возник-х между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Различают:

— управомочивающие (предоставляют право на совершение положительных действий);

— обязывающие (обязывают к совершению определенных положительных действий);

— запрещающие (запрещают совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

3.Охранительные – фиксируют меры гос-го принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Также определяют условия и порядок освобождения от наказания.

4.Обеспечительные – содержат предписания, гарант-е осущ-е субъект-х прав и обязанностей в процессе прав-го регулирования.

5.Декларативные – включают положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществ-х отношений, содержат нормативные объявления.

6.Дефинитивные–формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятие преступления в Уг.зак-ве).

7.Оперативные – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия.

8.Коллизионные – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

По предмету правового регулирования — нормы констит-о, гражд., уг., админ., труд. и ин. отр-й права. Подразделяться на материальные (правила поведения суб-в) и процессуальные (содержат предписания, устанав-е процедуру примен-я этих правил).

По методу правового регулирования:

1. Императивные нормы имеют строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении (нормы административного права).

2. Диспозитивные — имеют автономный характер, позволяющий сторонам самим договориться по вопросам объема, процесса реализации прав и обязанностей (в гражд.-правовых отношениях).

3. Рекомендательные — адресуются негос-м предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Позитивные, поощрительные и наказательные.

По времени: постоянные и временные.

По кругу лиц: распростр-ся на всех, кто подпадает под их действие, либо на четко обозначен-ю группу субъектов (военносл-е).

Санкция уголовно-правовой нормы: понятие и виды

Санкция уголовно-правовой нормы — это часть нормы, в которой сформулированы вид и размер наказания, налагаемого на виновного в результате нарушения им предусмотренных уголовным законом общественных отношений. Для простоты изложения суждений юристы-правоведы в доктринальных положениях 1 и правоприменительных решениях [1] [2] зачастую используют выражение «санкция статьи (части статьи) УК РФ (уголовного закона)».

Это интересно:  Порядок прекращения юридического лица

Санкции присущи лишь нормам, закрепленным в статьях Особенной части УК РФ [3] . Хотя некоторые авторы заявили, что все нормы права содержат в себе санкции [4] .

Санкции могут быть относительно определенными, альтернативными, безальтернативными. По существу все санкции норм действующего отечественного уголовного законодательства являются относительно определенными.

Относительно определенная санкция содержит наказание с определенными низшими и высшими пределами его назначения. Например, в ч. 1 ст. 105 УК РФ за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет [с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового]. В ч. 1 ст. 117 УК РФ за истязание предусмотрены наказания в виде ограничения свободы на срок до трех лет, принудительных работ на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. В последнем примере в санкции указаны лишь верхние пределы наказаний, нижние же пределы следует определять с учетом общего правила назначения наказаний в виде ограничения свободы, принудительных работ и лишения свободы, согласно которым (исходя из ч. 2 ст. 53, ч. 4 ст. 53 1 и ч. 2 ст. 56 УК РФ) ограничение свободы в качестве основного наказания назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет, принудительные работы — от 2 месяцев до 5 лет, а лишение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 20 лет. Следовательно, нижним пределом санкции будет срок в 2 месяца.

Разновидностью относительно определенной санкции является относительная санкция с элементами абсолютной определенности, которая устанавливает наказание с соответствующими низшими и высшими пределами его назначения, при этом включая в свой состав какое-либо из абсолютно определенных видов наказаний. Например, наказание по ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах может быть назначено в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо в виде пожизненного лишения свободы или в виде смертной казни [формально]. Данная санкция включает в себя такие абсолютно определенные виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Абсолютно определенных санкций нынешний УК России, в отличие от ранее действовавшего Уголовного кодекса (см., например, ст. 187 УК РСФСР 1960 г., в которой речь шла о наказании в виде ссылки взамен высылки на неотбытый срок), не содержит.

Альтернативная санкция предусматривает несколько видов наказаний по усмотрению правоприменителя. Например, по ч. 1 сг. 158 УК РФ за кражу в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также характеристики личности его совершившей может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста либо в виде лишения свободы на определенный срок.

Альтернативная санкция одновременно может быть как относительно определенной, так и относительной с элементами абсолютной определенности. Альтернативная относительно определенная санкция содержится, например, в ст. 116 УК РФ. Альтернативная относительная санкция с элементами абсолютной определенности — в ст. 317 УК РФ.

Безальтернативная санкция предусматривает один вид наказания. Например, санкция в ч. 2 ст. 112 УК РФ, которая закрепляет ответственность за умышленное причинение здоровью человека вреда средней тяжести, содержит наказание в виде лишения свободы и только.

Безальтернативная санкция в действующем уголовном законодательстве одновременно является относительно определенной, но не может быть относительной с элементами абсолютной определенности.

Нормы ранее действовавшего УК содержали санкции, отсылающие правоприменителя к применению иных |не уголовно-правовых] мер воздействия (см. ч. 1 ст. 130 УК РСФСР 1960 г.: общественное порицание, меры общественного воздействия) или санкций других норм УК (см. ст. 101 УК РСФСР 1960 г.). Нормы нынешнего УК России таких санкций не содержат.

Виды санкций норм современного российского уголовного законодательства можно представить следующей схемой (рис. 4).

Рис. 4. Виды санкций норм современного российского уголовного законодательства

Возможны и другие классификации диспозиций и санкций, которые подобно рассмотренным разновидностям могут быть связаны и переплетены друг с другом. В частности, некоторые авторы выделяли: единичные (содержат одно основное наказание) и альтернативные (включают несколько основных наказаний), простые (не содержат дополнительного наказания) и кумулятивные / суммирующие (содержат дополнительное наказание) 1 . Предлагалось выделить смешанно-альтернативную санкцию, устанавливающую альтернативную возможность применения взамен наказания мер общественного воздействия [5] [6] . Другие авторы предлагали вовсе исключить санкции из норм Особенной части УК, перенести их в Общую часть; преступления разделить не на четыре категории, а на 15—25 или более; определить санкцию для каждой категории, а в норме Особенной части УК вместо санкции указывать лишь номер категории преступления [7] .

Представленная система уголовного законодательства РФ складывалась постепенно, веками, словно кирпичик за кирпичиком при строительстве дома. Как это происходило, явствует из этапов развития отечественного уголовного законодательства (подробнее см. в гл. 6).

Статья написана по материалам сайтов: novaum.ru, studfiles.net, studme.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector