+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Акты применения норм права

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но

    • ни в коем случае не создавать новые нормы и
    • не изменять или дополнять старые.
Характерные признаки правоприменительных актов:
    1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
    2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
    3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
    4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
    5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
    6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

    • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) , т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
    • иметь определенную внутреннюю структуру (описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение).

Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

1) по отраслевому признаку:

    • уголовно-правовые,
    • гражданско-правовые,
    • административно-правовые,
    • финансовые и др.

2) по субъектам их издания:

    • акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
    • органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
    • акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) по юридической природе:

    • правоохранительные,
    • правоисполнительные,
    • правовосстановительные,
    • правообеспечительные.

4) по последствиям:

    • правообразующие,
    • правопрекращающие,
    • правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) по форме выражения:

    • письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
    • акты-документы и акты-действия.

6) по названию:

    • указ,
    • постановление,
    • приказ,
    • распоряжение,
    • протокол,
    • резолюция,
    • разрешение,
    • приговор,
    • акт о наложении штрафа,
    • указание и т.д.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Акты применения норм права

Определение . Акт применения норм права — это официальный документ, который издается на основе норм права и определяет персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности. Акт применения является разновидностью правовых актов, к которым относятся и нормативные правовые акты.

Общие черты правоприменительных и нормативных актов . Актам применения и нормативным, актом присущи следующие общие черты, они:

1. исходят от государства;

2. обеспечиваются компетентными органами (прежде всего государственными);

3. выступают властными по своему содержанию характеру документами;

4. обладают юридической силой (порождают юридические последствия, защищаются государством).

Признаки акта применения норм права . Правоприменительный акт отличается от других видов правовых актов тем, что он:

1. носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

2. носит разовый характер;

3. регулирует конкретные, определенные отношения;

4. содержит государственно-властное веление, обязательное для всех;

5. имеет собственную структуру.

В юридической литературе называются и другие особенности актов применения норм права. Отмечается, что они:

Это интересно:  Оплата налога на машину

— применяются на основе норм права; конкретизируют норму права, не являются источником права, выступают юридическим фактом для правоотношений (А.В.Малько);

— представляют решение по конкретному делу официального компетентного органа, имеют определенную форму (Ф.А.Григорьев, А.Д Черкасов).

Сущность актов применения норм права составляет государственная воля, которая складывается из воли «перенесенной» в данный акт из нормы из волевой позиции правоприменительного органа по отношению к рассматриваемой ситуации. Таким образом, в акте синтезируется государственная воля и воля компетентного органа.

Правоприменительные акты могут приниматься не только, в письменной, но и устной форме и даже в форме жестов. Подобная форма, например, широко применяется работниками милиции, осуществляющими регулирование дорожного движения.

Структура правоприменительного акта . Правоприменительные акты состоят из четырех частей:

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и время принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

Описательная (констатирующая) часть. В ней описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется когда, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, т.е. излагается фабула дела.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резулятивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.) т.е. вывод правоприменительного органа.

Акты применения норм права в своей совокупности не создают системы, а в результате издания нормативных правовых актов создается система законодательства.

Юридическая сила правоприменительного акта . Акт применения норм права обладает юридической силой, под которой понимается свойство акта действовать, властно порождать определенные правовые последствия

Юридическая сила правоприменительного акта основана, во-первых, на юридической силе правовых норм (поэтому носит под нормативный характер); во-вторых, на государственно-властной компетенции правоприменителя.

По общему правилу, акты применения права вступают в силу с момента их принятия или в указанное время, или по истечению определенного срока, специально установленного законодателем для некоторых видов актов (например, приговоры, решения судов).

Основные требования, предъявляемые к актам применения, заключаются в том, чтобы акты:

1. строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;

2. издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

3. содержали глубокую и всестороннюю мотивировку;

4. имели все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Виды правоприменительных актов . Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

— акты органов государственной власти;

— акты органов государственного управления;

— акты судебных органов;

— акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции);

— акты органов местного самоуправления (распоряжение мера города);

2. по характеру правового воздействия:

— регулятивные (решение суда по гражданскому делу);

— охранительные (приговор суда);

3. по назначению:

— основные (приговор суда) и

— вспомогательные (определение о предании суду);

— отдельный документ (приговор суда);

— резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);

— устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транопорте);

5. по отраслевой принадлежности:

— акты применения норм уголовного права,

— акты применения норм гражданского права

— акты применения других отраслей;

6. по характеру решения:

— управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);

Акты применения права

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

1. Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела (В.Н. Хропанюк).

2. Акт применения нормы права – официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц (А.Н. Соколов).

3. Акт применения права – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций (Р.А. Ромашов).

Правоприменительный акт может быть представлен как определенный логический вывод, сделанный на основе анализа фактов и юридических оснований конкретного дела. Кроме того, правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта (либо составного элемента фактического состава) и является основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоприменительные акты должны отвечать определенным требованиям:

· требование законности, то есть правильно квалифицировать и толковать правовые нормы, действовать в рамках своей компетенции;

· требование объективности, то есть всесторонне, полно и объективно оценивать все обстоятельства дела, избегая конъюнктурности и внешнего давления;

· целесообразность акта, то есть акт должен достигнуть своего предназначения (цели);

Основные признаки, характеризующие акты применения норм права:

1. акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства;.

2. акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

Это интересно:  Как узнать свой транспортный налог через интернет

3. акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение, не рассчитаны не многократное применение.

4. акты применения норм права обладают особой формой выражения, издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной форме (устный приказ, распоряжение), а в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.

Принятие акта применения права включает:

— подготовку проекта правоприменительного акта;

— проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;

— вынесение (издание) акта правоприменения;

— доведение до субъекта содержания принятого акта применения.

Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой.

Например, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:

1) вводную часть, в которой указывается наименование (решение, определении, приговор, постановление, судебный приказ), название и состав органа правосудия, издавшего его, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат;

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;

3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе осуществления правосудия, мотивы, по которым отвергаются или принимаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновываются выбор юридических норм и принимаемое решение;

4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения, указание на последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям.

1. По субъектам принятия:

— акты главы государства (указы: о приеме в гражданство, помиловании, назначении на должность, награждении и т.д.);

— акты законодательных органов: утверждение парламентом на должность премьер-министра;

— акты органов государственного управления (приказ о поощрении);

— акты юрисдикционных органов (заключение, решение, определение, приговор суда; протест, представление прокурора; решение комиссии по трудовым спорам);

— акты руководителей юридических лиц (приказ о приеме на работу, зачислении в вуз, наложении дисциплинарного взыскания) и т.п.

2. По юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, заключения, решения, определения, протесты, представления, приговоры и т.д.

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, охранительные, рекомендательные, поощрительные, удостоверительные (регистрационные), разрешительные, запретительные, ограничительные.

Регулятивные акты – направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений в случаях, когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии).

Охранительные акты – направлены на защиту определенных юридическими нормами правил поведения от противоправных посягательств, а также реализацию мер юридической ответственности за правонарушения (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.).

Регистрационные акты – формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.).

Разрешительные акты – выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. (принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.).

Запретительные акты – содержат запрет ан совершение определенных действий (к примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством).

Ограничительные акты – устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта (к примеру, освобождение лица из-под стражи под подписку о невыезде).

4. По предмету правового регулирования: конституционно-правовые акты, гражданско-процессуальные акты, уголовно-процессуальные акты, административные акты и др.

5. По способу (форме) выражения: акты-документы (указы, приговоры), акты-действия (вербальные – удаление свидетеля из зала заседаний суда; конклюдентные – сигналы регулировщика), акты-символы (дорожные и запрещающие знаки).

6. По процедуре принятия: коллегиальное решение и единоличное решение.

7. По времени действия: однократного действия, длящегося действия.

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

§4. Акты применения норм права: понятие, виды, отличие от нормативно-правовых актов

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственновластное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

В-пятых, правоприменительный акт представляет собой элемент сложного юридического факта, без которого не может реализоваться конкретная правовая норма. Он всегда носит дополнительный характер, ибо необходим в том случае, когда налицо другие элементы сложного юридического факта. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда налицо нужный возраст, стаж и заявление, то есть уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение гарантированных государством персональных субъективных прав и юридических обязанностей.

Это интересно:  Питание стандарт ржд что входит у1

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права.

Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности, от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем:

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует

определенный вид общественных отношений, обращен ко многим

лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т. д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

I. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

1. Акты государственных органов и общественных организаций;

2. Акты главы государства — Президента РФ;

3. Акты федеральных органов власти и управления;

4. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

5. Акты органов правосудия;

6. Акты органов прокуратуры;

7. Акты органов надзора и контроля;

8. Акты коллегиальные и единоличные.

II. По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм различают:

1. Акты конституционно-правовые;

2. Акты административно-правовые;

3. Акты уголовно-правовые;

4. Акты применения материального и процессуального права.

III. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

2. Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

IV. По функциональному признаку, то есть по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

1. Акты-регламентаторы, определяющие субъекты конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

2. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

V. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на:

1. Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т. д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

1. Включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);

2. Состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;

3. Содержащие две части — вводную и резолютивную (акты- разрешения на совершение определенных действий);

4. Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т. п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах). По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т. д.

2. Правоприменительные акты-действия делятся на:

1. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т. п.

2. Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

VI. По своему юридическому значению акты применения

права могут быть подразделены на:

1. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда).

2. Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

VII. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

— Акты однократного действия (наложение штрафа);

— Длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, helpiks.org, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector