+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Чем регламентируют деятельность пмпк

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее — ПМПК), которые создаются органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях, Министерством образования Российской Федерации — на федеральном уровне.

2. ПМПК является учреждением (далее считать термины «учреждение» и «ПМПК» тождественными) системы образования и реализует диагностико-коррекционную деятельность в отношении детей и подростков с отклонениями в развитии от
0 до 18 лет.

3. Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением.

II. Цель и основные задачи ПМПК

5. Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

6. Основными задачами ПМПК являются:

— раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
— определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
— подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
— разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
— формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
— использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
— стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

III. Организация деятельности ПМПК

7. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.
Учредителем (учредителями) государственной ПМПК могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство.

9. Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).

10. Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

11. Отношения между учредителем (учредителями) и ПМПК определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием и органами управления здравоохранением в рамках их компетенции.

13. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

15. ПМПК в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании объединений в форме ассоциаций и союзов.

16. ПМПК регионального уровня учреждаются в среднем на сто тысяч, а ПМПК муниципального уровня — на десять тысяч несовершеннолетних.

На территории каждого субъекта Российской Федерации создается как минимум одна ПМПК.

17. ПМПК субъектов Российской Федерации являются головными по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, имеющимся на данной территории.

18. Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

IV. Работники ПМПК

19. Порядок комплектования ПМПК педагогическими, медицинскими и другими работниками регламентируется ее уставом. Для работников ПМПК работодателем является данное учреждение.

На педагогическую, медицинскую, психологическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию (далее — специалисты), которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации «Об образовании».

20. Отношения между работником и администрацией ПМПК регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

Срок действия контракта определяется работником и работодателем при его заключении.

21. Работники ПМПК имеют право на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

22. При исполнении профессиональных обязанностей специалисты ПМПК имеют право на свободу выбора и использования методик диагностики и коррекции отклонений в развитии; методов оценки эффективности диагностико-коррекционных мер, соответствующих рекомендациям ПМПК.

23. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем (учредителями) из числа высококвалифицированных специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: коррекционная педагогика, клиническая психология, специальная психология.

24. Работники ПМПК имеют право на социальные льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Деятельность Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Актуальные вопросы выявления и коррекции отклонений в развитии.

Деятельность Психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК).

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

4. Направление в ПМПК. Условия приема и организация обследования ребенка в ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж — вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико – социально — психолого — педагогический патронаж — мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК, диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико — психолого – педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого – медико – педагогические комиссии (консультации) создаются на:

— региональном уровне (главенствующая) и

— муниципальном уровне (городские , районные ПМПК) — консультации как подразделения образовательного учреждения и медико — социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

— консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК – определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК:

1) Разработка и осуществление медико – психолого – педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.

3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Это интересно:  Принципы правового регулирования публичных услуг

Состав специалистов:

— психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

— дефектологи( олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

— врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

— возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип( в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 – 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

Обеспечивает высоко – профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед. работников, социального работника.

Соблюдается:

— своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

— комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

— динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

— Оформление заключения ( см. образец) и

— определение специальных образовательных потребностей детей в соответствии с возрастными особенностями развития, интересами, способностями, «социальной ситуацией развития»

— определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

— совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая:

— определение процедуры и условий обследования;

— обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

— единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

— единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

— единые требования к процедуре обследования.

— обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная:

— консультации детей и подростков,

— консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка – через ПМП–е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

— родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

— Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

— сбор анамнестических сведений,

— оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее – речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих , детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, рповодится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем регламентируют деятельность пмпк

Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу ПМПК

Декларация о правах ребенка (принята 20 ноября 1959 г.).

Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г.).

Декларация ООН о правах инвалидов (принята 9 декабря 1975 г.).

Федеральный закон о социальной защите инвалидов №181-Ф3 от 24.11.1995г. с изменениями 4 января 1999 г.

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (принята в 1981 г.).

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г. (последние изменения — 28.12.04 г., №185-ФЗ).

Деонтологический кодекс (утвержден 21 октября 1990 г.).

Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра, адаптированная для использования в СССР.

Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 2 июня 1999 г.

Положение об областной медико-педагогической комиссии: Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.07.2003 г. № 27/2967-6.

Нормативная документация психолого-медико-педагогической комиссии

Коллегиальное заключение, состоящее из двух частей — собственно заключения, со­держащего характеристику рекомендуемых образовательных условий (типа, вида образо­вательного учреждения и формы обучения), и рекомендаций, исходящих от конкретных специалистов, с уточнением особенностей сопровождения ребенка соответствующими специалистами или родителями. Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок. Заключение ПМПК хранится в течение всего времени пребывания ребенка в данном учреждении.

Карта (папка) развития ребенка (на детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией).

Протокол психолого-медико-педагогического обследования ребенка, в котором указан характер выполнения заданий и варианты предъявляемых методик. В протоколе отража­ются медицинский диагноз, логопедическое заключение и указываются рекомендации по выбору дальнейшего образовательного маршрута. Протокол хранится в карте (папке) раз­вития ребенка, прошедшего ПМПК до окончания им образовательного учреждения.

Бланк направления в больницу на лечение или уточнение диагноза (заполняется вра­чом психолого-медико-педагогической комиссии).

Журнал консультаций. Заполняется при обращении заинтересованных лиц (родителей, педагогов, представителей администрации образовательных учреждений и т.д.) с целью получить рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей и др.

Журнал регистрации коллегиальных заключений и протоколов психолого-медико-педагогического обследования ребенка (копии). Заполняется при выдаче заключения роди­телям или образовательному учреждению. Копия протокола выдается образовательному учреждению только с согласия родителей.

Карточки учета (наличие соответствующей картотеки обязательно). Заводятся на де­тей, прошедших ПМПК и хранятся 10 лет.

Журнал предварительной записи детей на ПМПК. В журнале фиксируется возраст и причина обращения на комиссию, дата и время проводимого обследования.

Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

Компьютерная база данных. Создается специалистами областной ПМПК и содержит сведения о детях, прошедших комиссию. Информация в базе данных регулярно пополняется — городской ПМПК — ежемесячно; — районными ПМПК — не позднее 15 мая.

Это интересно:  Егаис работа с системой

Перечень документов, входящих в карту (папку) развития ребенка на детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией)

Протокол психолого-медико-педагогического обследования ребенка.

Копия свидетельства о рождении.

Характеристика (педагогическая и психологическая).

Расписка от родителей (если они не присутствуют на комиссии) о согласии обследования их ребенка на ПМПК.

Дневник динамического наблюдения и коллегиальное заключение школьного консилиума (копия).

Работы учащихся по математике, русскому языку (образцы списывания с печатного, рукописного текста, образцы письма под диктовку и др.).

Образцы самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, поделки и т.д.).

Для детей, определяемых в логопедическую группу (логопункт), -копия карты обследования ребенка.

Ф.И.О. обра­тившегося в ПМПК

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ПМПК (копии)

Дата приема ребенка на ПМПК

Дата передачи документа

Подпись выдавшего документ

Подпись принявшего документ

ЖУРНАЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ ДЕТЕЙ НА ПМПК

Наименование образовательного учреждения

Дата проведения комиссии

ЖУРНАЛ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПРОШЕДШИХ ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ПМПК

Первичное или повторное обращение на ПМПК

Наименование образовательного учреждения

Коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями

Подпись родителей, получивших заключение или отказ

Порядок приема детей и подростков психолого-медико-педагогической комиссией

Прием детей и подростков психолого-медико-педагогической комиссией проводится по предварительной записи.

Выезд специалистов ПМПК в образовательные учреждения ЕАО проводится согласно заявке руководителей учреждений.

Направление детей на медико-педагогическую комиссию осуществляется по инициативе учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения с согласия родителей, либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей, либо иного законного представителя. (В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. №63-М «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации О психической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и нормативных документов органов управления образованием и образовательных учреждений).

Прием детей на обследование осуществляется только в сопровождении родителей (лиц, их заменяющих).

Прием подростков старше 12 лет, обратившихся в ПМПК по личной инициативе, допускается без сопровождения взрослых.

Обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях ПМПК осуществляется в присутствии законного представителя (директора образовательного учреждения, являющегося официальным опекуном).

Направление детей и подростков в дома-интернаты системы социальной защиты населения осуществляется на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) и заключения ПМПК.

Документы, предъявляемые на психолого-медико-педагогическую комиссию

Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей

Свидетельство о рождении несовершеннолетнего или его паспорт.

Направление органов опеки или образовательного учреждения с указанием цели обследования.

Выписка из истории развития ребенка или медицинская карта из поликлиники, выданная лечебно-профилактическим учреждением.

Заключение психиатра, невропатолога, ортопеда, офтальмолога, сурдолога о нарушениях развития (если ребенок уже состоит на соответствующем учете).

Педагогическая характеристика ребенка с заключениями всех работающих с ребенком специалистов (учителя, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога и др.)

Личное дело школьника; табель с оценками успеваемости и отметками о пропусках занятий; проверенные тетради по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты учебного труда; дневник ученика.

Копия заключения ПМПК с рекомендациями при повторном представлении ребенка.

Постановление органа местного самоуправления о форме устройства ребенка.

Для детей, находящихся на динамическом наблюдении с целью уточнения образовательной программы, необходимо заключение специалистов и ПМП-консилиума (если таковой проводится) после диагностического года обучения.

Для изменения установленного образовательного маршрута необходимо представить заключение детского психиатра или выписку из стационарного обследования в психбольнице (если ребенок проходил в ней лечение).

Документы, определяющие социальный статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей:

свидетельство о смерти родителей;

справка отдела ЗАГС (форма №25 — для внебрачных детей, если сведения об отце записаны со слов матери);

решение суда о лишении или ограничении родительских прав;

приговор и справка из учреждения (если родители отбывают наказание в местах лишения свободы);

справка из отдела милиции о месте нахождения родителей или решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (умершим), недееспособным;

медицинское заключение о состоянии здоровья родителей (из психдиспансера), подтверждающее, что по состоянию здоровья они не могут содержать ребенка и заниматься его воспитанием с указанием необходимости изъятия ребенка из семьи;

акт из правоохранительных органов на брошенного ребенка;

заявление родителей об отказе от ребенка.

Свидетельство о рождении несовершеннолетнего или его паспорт (с 14-летнего воз раста).

Документы, удостоверяющие личность одного из родителей или лиц их заменяющих (опекун). Ребенок обследуется только в присутствии родителей. При отсутствии родителей (лиц, их заменяющих) необходимо заверенное согласие лица, представляющего интересы ребенка.

Медицинская карта из поликлиники или выписка из истории развития ребенка, выданная лечебно-профилактическим учреждением.

Для детей, находящихся на динамическом наблюдении с целью уточнения образовательного маршрута, необходимо заключение специалистов (учителей, воспитателей, психолога, логопеда и др.) после диагностического года обучения.

Для изменения образовательного маршрута на ПМПК необходимо представить заключение детского психиатра или выписку стационарного обследования в психбольнице (если ребенок в ней находился).

Врачебное заключение (психиатра, невропатолога, ортопеда, сурдолога, офтальмолога) о нарушениях в развитии ребенка (если он уже состоит на соответствующем учете).

Педагогическая характеристика из ДОУ или школы с результатами учебного труда (проверенные рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике, рисунки; дневник, табель успеваемости по предметам и сведениями о пропусках занятий).

Представление специалистов школьного консилиума с указанием цели направления (если есть консилиум).

Копия коллегиального заключения ПМПК (для повторно представляемых детей).

На момент обследования ребенок должен быть здоров (в плане простудных, инфекционных и кожных заболеваний). Дети с остаточными явлениями чесотки, стрептодермии, дерматитов и других кожных заболеваний могут проходить обследование в случае, если предъявляется соответствующая справка от врача-дерматолога.

Дети с педикулезом не принимаются!

Варианты соглашений и расписок с родителями для показа на психолого-медико-педагогической комиссии

СОГЛАШЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Я,____________________________________________________________ (Ф.И.О.) отец (мать) ученика (цы)__________________ класса, школы №______________ ______________________________________________________________ (Ф.И.О.) доверяю администрации школы представить моего ребенка для комплексного обследова­ния, включая врача-психиатра, в областную (городскую, районную) медико-педагогическую комиссию в связи с его затруднениями в учебе (проблемами в речевом развитии, в личностном развитии, трудностями в общении, поведении и т.д.).

Дата___________________ Подпись родителя____________________________

Я, директор школы №__________________________________________________ ________________________________________________________________ (Ф.И.О.), уполномочиваю социального педагога (классного руководителя или школьного психолога) _________________________________________ (Ф.И.О.), на основании письменного соглашения с родителями ученика___________ класса _____________________________________________________________ (Ф.И.О.), представить его для комплексного обследования, включая обследование врача-психиатра, в областную (городскую, районную) медико-педагогическую комиссию.

Дата_____________________________ Директор школы________________________

РАСПИСКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Я,______________________________________________________________ (Ф.И.О.) отец(мать) ученика(цы)__________________________________________ (Ф.И.О.) класса________________________ школы №_________________________ доверяю________________________________________________________ (Ф.И.О.) представить моего ребенка для комплексного обследования, включая врача-психиатра, в областную (городскую, районную) психолого-медико-педагогическую комиссию в связи с его затруднениями в учебе (с проблемами в речевом развитии, в личностном развитии, трудностями в обучении, поведении и т.д.). С вынесенным решением комиссии заведомо согласен(на).

Дата__________________________ Подпись родителя________________________

СОГЛАШЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Я,______________________________________________________________________ (Ф.И.О.), отец (мать) воспитанника_________________________________________________ (Ф.И.О.), ДОУ (детского дома) №___________________________________________________________ доверяю администрации ДОУ (детского дома) представить моего ребенка для комплексно­го обследования, включая обследование врача-психиатра, в областную (городскую, район­ную) медико-педагогическую комиссию в связи с его затруднениями в усвоении про­граммного материала (с проблемами в речевом развитии, в личностном развитии, трудно­стями в общении, поведении и т.д.)

Дата___________________ Подпись родителя______________________________________

Я, заведующая ДОУ (детского дома) №_______________________________________________ _________________________________________________________________________ (Ф.И.О.), уполномочиваю социального педагога (воспитателя или педагога-психолога) ________________________________________________________________________ (Ф.И.О.), на основании письменного соглашения с родителями воспитанника ________________________________________________________________________ (Ф.И.О.), представить его для комплексного обследования, включая врача-психиатра, в областную (городскую, районную) медико-педагогическую комиссию.

РАСПИСКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Я,___________________________________________________________ (Ф.И.О.), отец (мать) воспитанника____________________________________________ (Ф.И.О.) ДОУ (детского дома) №______________________________________________________ доверяю___________________________________________________________________ (Ф.И.О.) представить моего ребенка для комплексного обследования, включая его обследование у врача-психиатра, в областную (городскую, районную) психолого-медико-педагогическую комиссию в связи с его затруднениями в усвоении программного материала (с проблемами в речевом развитии, в личностном развитии, трудностями в обучении, поведении и т.д.). С вынесенным решением комиссии согласны(ен,на).

Дата____________________________ Подпись родителей________________________________

Педагогическая характеристика дошкольника

1. Общие сведения о ребенке

Дата рождения, возраст

Сведения о родителях

Кем направляется на комиссию

2. Цель обращения в МПК (трудности в общении, в поведении и т.д.)

3. Физическое состояние Особенности физического развития (рост, вес и т.д.). Нарушения движений; наличие параличей, парезов; состояние мелкой моторики рук; координация движений; стереотип­ные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость.

4. Особенности познавательной деятельности

познавательные интересы, любознательность;

особенности внимания, устойчивость;

способность переключения с одного вида деятельности на другой;

представление о себе и об окружающих;

5. Особенности восприятия и осмысления

Улавливает ли в воспринимаемом главное?

Понимает ли содержание рисунков, картин?

Умеет ли сравнивать предметы с целью выявления их сходства и различия?

Это интересно:  Как узнать размер транспортного налога по инн

Различает ли и характеризует ли предметы по величине, цвету, форме?

Способен ли представить себе целостные образы знакомых предметов?

преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая);

быстрота и прочность запоминания;

запоминание словесной инструкции.

преобладающий тип мышления;

наличие первичных количественных представлений;

понимание словесной инструкции;

умение классифицировать и делать простые обобщения;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

составление рассказа по серии картинок;

понимание скрытого смысла рассказа.

8. Развитие речи

общая характеристика речи;

понимание обращенной речи;

9. Эмоционально-волевая сфера

заторможенность, возбудимость, уравновешенность;

преобладающее настроение ребенка;

способность к волевому усилию;

контакт со взрослыми и детьми.

Наличие навыков самообслуживания

Педагогическая характеристика учащегося для ПМПК

1. Общие сведения о ребенке

Дата рождения, возраст

Сведения о родителях

Кем направляется на комиссию

Вид и номер школы

2. Цель обращения в МПК (трудности в обучении, общении, поведении и др.)

3. Физическое состояние Особенности физического развития (рост, вес и т.д.). Нарушения движений; наличие параличей, парезов; состояние мелкой моторики рук; координация движений; стереотип­ные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость.

4. Особенности познавательной деятельности

5. Познавательные интересы, любознательность

6. Особенности внимания Объем и устойчивость внимания. Способность к распределению и переключению внимания. Степень развития произвольного внимания.

7. Особенности речи Дефекты произношения и их характер. Понимание устной и письменной речи. Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Степень владения связной речью.

8. Особенности восприятия и мышления Восприятие величины, формы, цвета, расположения предметов в пространстве. Осо­бенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Способность улав­ливать главное в воспринимаемом. Степень понимания содержания картин, текстов. Уме­ние сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы. Установление причинно-следственных связей. Соотношение уровней развития вербального и невербального мышления.

9. Особенности памяти Способность к запоминанию. Преобладающий вид памяти (зрительная, двигатель­ная, слуховая, «смешанная»). Быстрота и точность запоминания. Надолго ли запоминает? Что лучше запоминает? Индивидуальные особенности памяти.

10. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям про­граммы:

11. Характеристика обучаемости

Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала. Чем, по мнению пе­дагогов, они вызваны?

Степень оказания учителем помощи при выполнении тех или иных учебных зада­ний.

Уровень восприятия учащимся предлагаемой помощи.

Отношение к учебе, мотивация учения.

Результаты работы по преодолению затруднений, проведенной педагогом (педаго­гом-психологом, учителем-логопедом).

12. Особенности эмоционально-волевой сферы

Эмоциональная зрелость. Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее на­строение. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, степень вну­шаемости, проявления негативизма.

14. Особенности личности

Нравственные качества. Отношение к поручениям. Наличие чувства долга и ответственности. Умение строить взаимоотношения с детьми, отношение к млад­шим и старшим товарищам. Соблюдение правил поведения. Поведение в учебной, игровой и трудовой деятельности. Уровень притязаний и самооценка.

Обследование ребенка в условиях ПМПК

ПМПК осуществляет дифференциальную диагностику. Ее назначение — установить тип нарушения в развитии обследуемого, по результатам обследования определить направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи диагностики следующие:

разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, нарушениях функций опорно-двигательного аппарата;

определение и обоснование педагогического прогноза.

Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов — работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.

Беседуя с ребенком, нельзя забывать о его реакции на процедуру обследования или консультирование. Большинство детей, начиная уже со старшего дошкольного возраста, осознают диагностику на ПМПК как оценку своих недостатков, не отделяя их от проступков и от своей личности в целом. И то и другое вызывает тревогу, ухудшающую общее психическое состояние ребенка, провоцирует его на негативные действия, что отрицательно влияет на результаты обследования. Поэтому при общении с ребенком надо избегать позиции «сверху вниз» или, равным образом, — создания чрезмерно «утешительных» ситуаций. Беседа с обследуемым должна проходить, что называется, на равных. Разговаривать с ребенком во время обследования следует понятным ему языком. Общаясь с ним и его родителями, необходимо помнить, что, несмотря на демонстрируемое спокойствие, любой родитель во время обследования состояния его ребенка испытывает тревогу, которую сам не всегда осознает. Иногда родители полагают, что школьные проблемы их сына или дочери обусловлены недостаточным прилежанием в учебе и отсутствием мотивации к ней (ребенок, дескать, учиться может, но почему-то не хочет). Другие родители категорически отрицают, что у их ребенка есть какие-то проблемы (к нему, дескать, просто придираются — убеждают вас некоторые мамы и папы). Будут ли родителями приняты рекомендации членов ПМПК, зависит от степени их доверия к специалистам, работающим в комиссии. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители научились принимать его со всеми его особенностями. Сообщение семье ребенка установленного диагноза всегда связано с трудностями и редко проходит безболезненно. Тяжелые диагнозы, естественно, травмируют родителей, заставляют их испытывать чувство вины и безысходности, иногда ведут к подсознательному отторжению ребенка и нарушению внутрисемейных отношений. Но и относительно легкие диагнозы могут далеко не лучшим образом влиять на людей неосведомленных. В то же время сознательно скрывать от родителей диагноз их ребенка нельзя никоим образом: диагноз, как правило, объясняет целесообразность рекомендаций и служит основанием для направления ребенка в специализированные учебные и лечебные учреждения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПК

Название: Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии.
Составитель: Калинская С.Г., Файн Т. А., Фоменко В.П.
Год издания: 2006
Страниц: 21
Формат: doc. и pdf.архиве
Размер: 3,51 Мб соответственно.
Качество: хорошее.

В сборнике «Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психолого-медико-педагогической комиссии» представлены теоретические основы психолого-медико-педагогического консультирования и сопровождения ребенка с проблемами в развитии. Даются методические рекомендации по организации обследования ребенка в условиях ПМПК, предложен ряд диагностических методик. В сборнике помещен также перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ПМПК, даны их образцы.

Рекомендуется специалистам ПМПК и другим службам сопровождения.

Практика убеждает нас в том, что в обществе те или иные проблемы детей резко актуализируются. При этом у детей с проблемами в развитии негативные качественные и количественные изменения наблюдаются особенно часто. Всяческие нежелательные обострения и отклонения приобретают множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу детей, вызывая нарушения их поведения, деформируя личность ребенка.

В связи с этим возрастает значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии. Для оказания помощи населению, учреждениям и органам образования с целью своевременного выявления, учета, комплексного психолого-медико-педагогического диагностирования, полноценного обучения и интеграции в общество детей с различными проблемами в развитии и создана психолого-медико-педагогическая комиссия.

Настоящее пособие адресовано начинающим специалистам, пришедшим работать в психолого-медико-педагогическую комиссию, а также членам вновь организующихся комиссий (ПМПК). Практика показывает, что специалисты-психологи здесь (даже при высоком уровне профессиональной компетентности) могут оказаться в затруднительной ситуации. Ведь их обязанность — не только оценка отдельных дефектов или проблем ребенка, но и соотнесение их с остальными особенностями его развития и обоснование рекомендаций, следуя которым можно существенным образом компенсировать выявленные у него недостатки.

Пособие включает в себя:

  • Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу ПМПК;
  • Образцы нормативных документов ПМПК;
  • Документы, предъявляемые на ПМПК;
  • Описание порядка приема детей и подростков ПМПК;
  • Образцы соглашений с родителями или законными представителями ребенка.
  • Образцы характеристик воспитанников.
  • Правила и порядок обследования ребенка в условиях ПМПК.
  • Ряд диагностических методик, применяемых при обследовании детей на ПМПК.

Содержание книги «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии»:

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу ПМПК

Нормативная документация психолого-медико-педагогической комиссии

Перечень документов, входящих в карту (папку) развития ребенка (на детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией)

Порядок приема детей и подростков психолого-медико-педагогической комиссией

Документы, предъявляемые на психолого-медико-педагогическую комиссию

Варианты соглашений и расписок с родителями для показа на психолого-медико-педагогической комиссии

Педагогическая характеристика дошкольника для ПМПК

Педагогическая характеристика учащегося для ПМПК

Обследование ребенка в условиях ПМПК

Диагностические методики для ПМПК

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studfiles.net, 5psy.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector