+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Для чего создается резерв по сомнительным долгам

Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 10

Все организации, применяющие метод начисления, сталкиваются с необходимостью формировать резерв по сомнительным долгам. Причем цель и порядок его формирования в рамках бухгалтерского и налогового учета не совпадают, как и размеры данного резерва, что порождает дополнительные проблемы.

Сегодня мы поговорим о предназначении резерва по сомнительным долгам и порядке его формирования в целях налогообложения прибыли. А в следующем номере продолжим разговор и обратим внимание на тонкости бухгалтерского учета резерва.

Содержание

Зачем нужен резерв по сомнительным долгам?

В бухгалтерском учете резервы по сомнительным долгам несут весьма важную смысловую нагрузку.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» это требование заключается в том, что учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Причем, по сути, создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете было обязательным и до 2011 г. — до внесения соответствующих изменений в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности согласно Приказу Минфина России от 24.12.2010 N 186н. Ведь несмотря на то, что в «старой» редакции этого пункта речь шла не об обязанности, а о праве организации создавать такие резервы, никто не отменял требования осмотрительности. А оно, в свою очередь, не являлось новшеством ПБУ 1/2008, применяемого с 2009 г., а присутствовало еще в «позапрошлом» ПБУ 1/94 «Учетная политика организации» , равно как и в «прошлом» ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» .

Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (далее — Приказ N 106н).
Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Утверждено Приказом Минфина России от 28.07.1994 N 100.
Утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Кроме того, величина резерва по сомнительным долгам признается оценочным значением согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» . Ведь в результате его создания производится корректировка стоимости соответствующего актива — дебиторской задолженности в связи с появлением новой информации исходя из оценки существующего положения дел в организации и ожидаемых будущих выгод. В этой плоскости, по сути, лежит вторая причина создания данных резервов.

Утверждено Приказом N 106н.

Во-вторых, с помощью резервов по сомнительным долгам организация обеспечивает достоверность данных бухгалтерской отчетности в части информации о дебиторской задолженности и финансовых результатах. Ведь большинство заинтересованных пользователей — потенциальные инвесторы, кредиторы и т.д. — при чтении и анализе бухгалтерской отчетности хотят получить объективное представление о реальном положении дел. Читая строку «Запасы», они хотят видеть не ту сумму, в которую имеющиеся на складах организации сырье и материалы были оценены поставщиками (и не фактическую себестоимость изготовленной продукции), а ту минимальную сумму, которую можно будет выручить за эти сырье, материалы и продукцию, если вдруг потребуется их немедленно распродать (к примеру, чтобы рассчитаться с долгами). По строке «Дебиторская задолженность» хотелось бы видеть не «номинальную» сумму задолженности покупателей, заказчиков и иных дебиторов (исходя из предъявленных им счетов), а ту сумму, которую организация реально ожидает получить с данных дебиторов, — ожидаемую величину «живых» денег, которые поступят на счета, в кассу или иным способом и которые можно будет использовать в дальнейшей деятельности. Собственно, на этих предпосылках основывается и методика анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации — в частности, коэффициенты ликвидности имеют реальное значение лишь в том случае, если поставленные в числитель формулы показатели, характеризующие соответствующие оборотные активы, действительно можно будет направить на погашение задолженности, принятой в расчет в знаменателе формулы.

Обеспечить «реальность» данных показателей отчетности можно именно благодаря механизму создания резервов — в том числе резерва под снижение стоимости материальных ценностей (благодаря которым в балансе запасы оцениваются исходя из меньшей из двух стоимостей: цены приобретения и цены возможной реализации на отчетную дату) и резерва по сомнительным долгам.

В противоположность вышеизложенному в налоговом учете глубинный смысл резерва искать совершенно не нужно. Все предельно просто: сумма резерва может уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ как часть внереализационных расходов. А это значит, что формировать такой резерв — в интересах самого налогоплательщика.

Причем воспользоваться данной «лазейкой» могут только те организации, которые признают доходы и расходы методом начисления. И это вполне логично — резерв предназначен для того, чтобы уменьшать величину уже признанного дохода (выручки) в той части, которая может быть не оплачена контрагентами налогоплательщика (ведь цель создания резерва согласно п. 5 ст. 266 НК РФ заключается в том, чтобы покрывать убытки от безнадежных долгов). А при кассовом методе доходы признаются только по мере получения денежных средств от покупателей и иных контрагентов — и, значит, «сомнительных долгов» не может быть по определению.

Таким образом, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам позволяет уменьшать налоговую базу текущего периода путем заблаговременного включения в расходы потенциальных убытков от списания безнадежных долгов.

Резерв — не обязателен

Еще раз подчеркнем, что создание резерва по сомнительным долгам — это право, а не обязанность налогоплательщика. Об этом говорится в п. 3 ст. 266 НК РФ. Тут все логично — ведь резерв по сути представляет собой еще один способ уменьшить налоговую базу. И, безусловно, налоговые органы будут только рады, если организация решит не пользоваться этим механизмом и «переплачивать» налог.

Если организация решила создавать данный резерв, во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов имеет смысл прописать этот момент в учетной политике. Хотя напрямую такое требование в налоговом законодательстве не зафиксировано.

Периодичность создания резервов по сомнительным долгам определена в п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которой суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Правила — четкие

Как и следовало ожидать, налоговое законодательство четко регламентирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Этому вопросу посвящена ст. 266 НК РФ.

Долги сомнительные и безнадежные

В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ для целей налогообложения сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Списывать за счет резерва можно только безнадежные долги, то есть нереальные ко взысканию, под которыми согласно п. 2 ст. 266 НК РФ понимаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Из данных определений вытекает несколько важных выводов.

  1. задолженность возникла в связи с реализацией товаров, работ, услуг;
  2. задолженность не погашена в сроки, установленные договором;
  3. задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Во-вторых, понятия «сомнительная задолженность» и «безнадежная задолженность» разграничены. И не всякая задолженность, которая согласно вышеперечисленным критериям может быть признана сомнительной, обязательно станет безнадежной. Ведь, к примеру, покупатель, не расплатившийся в срок, впоследствии может все-таки погасить свою задолженность.

  • определения сомнительных и безнадежных долгов, данные законодателем, различаются;
  • в п. 5 ст. 266 НК РФ предусмотрена возможность включения неиспользованного резерва в состав доходов.

Важно помнить, что далеко не все виды дебиторской задолженности можно проверять на предмет «сомнительности» и создавать под них резерв — необходимо обеспечивать исполнение всех трех требований, установленных налоговым законодательством.

В частности, нельзя создать резерв по сомнительным долгам в отношении следующих сумм, числящихся в учете в качестве «дебиторки»:

  1. суммы уплаченных налогоплательщиком авансов и предоплат (например, в пользу поставщиков по договорам поставки), ведь эта задолженность возникла не в связи с реализацией данным налогоплательщиком товаров, работ и услуг, а наоборот, в связи с приобретением товаров, работ и услуг (см. Письма Минфина России от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398, Постановление ФАС СЗО от 04.10.2010 N А13-3905/2009);
  2. задолженность по уступке права требования, ведь денежное требование к третьему лицу, которое перешло к «покупателю» задолженности, никак не связано с реализацией «покупателем» должнику каких-либо товаров, работ или услуг (см. Письма Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, от 06.02.2006 N 03-03-04/1/87, Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2007 N Ф04-2386/2007(33541-А67-40));
  3. суммы предоставленного коммерческого кредита или займа (см. Письма Минфина России от 06.05.2011 N 03-03-06/1/283, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).

Как определить сумму резерва?

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ для того, чтобы определить сумму резерва, необходимо каждый раз на последнее число соответствующего отчетного или налогового периода:

  1. проводить инвентаризацию дебиторской задолженности;
  2. выявлять наличие сомнительной задолженности с учетом рассмотренных выше критериев (к числу которых, в частности, относится тот факт, что задолженность не погашена в срок, то есть оплата уже просрочена);
  3. определять степень просрочки, то есть конкретный срок возникновения сомнительной задолженности (в календарных днях).

Если срок возникновения задолженности составляет менее 45 календарных дней, резерв под нее не создается, даже если она соответствует всем критериям признания ее сомнительной.

А вот если задолженность просрочена уже на 45 дней и более, можно смело создавать резерв:

  • при просрочке от 45 до 90 дней — в размере 50% задолженности, выявленной на основании инвентаризации;
  • при просрочке свыше 90 дней — в полном размере выявленной задолженности.

Однако общая сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Пример 1. ООО «Сдобушка» применяет общий режим налогообложения, определяет налоговую базу по налогу на прибыль методом начисления, а отчетными периодами в соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ признаются I квартал, полугодие и девять месяцев.

По результатам инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2012 выявлены следующие суммы ничем не обеспеченной непогашенной задолженности:

  1. задолженность покупателя ОАО «Гипер» за реализованные ему товары в размере 440 тыс. руб., срок оплаты по договору — 15.06.2012;
  2. задолженность покупателя ЗАО «Супер» за реализованные ему товары в размере 352 тыс. руб., срок оплаты по договору — 20.07.2012;
  3. задолженность покупателя ООО «Гурман» за реализованные ему товары в размере 165 тыс. руб., срок оплаты по договору — 24.08.2012;
  4. задолженность покупателя ЗАО «Мираж» за реализованные ему товары в сумме 110 тыс. руб., срок оплаты по договору — 15.10.2012, при этом к 30.09.2012 уже известно, что в отношении данного покупателя инициирована процедура банкротства и высока вероятность того, что данный долг вообще не будет погашен;
  5. задолженность поставщика ООО «Мукомол» в размере перечисленной 03.08.2012 предоплаты за муку в сумме 100 тыс. руб. (срок поставки согласно договору — 30.08.2012, однако по состоянию на 30.09.2012 договор поставщиком так и не выполнен).

До этого по состоянию на 30.06.2012 сомнительной задолженности, просроченной более чем на 45 дн., не имелось, в связи с чем резерв по сомнительным долгам не создавался.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за девять месяцев 2012 г. (с января по сентябрь включительно) составляет 5500 тыс. руб.

При расчете резерва бухгалтер должен поступить следующим образом:

  1. задолженность ЗАО «Мираж» и ООО «Мукомол» не признается сомнительной в целях налогообложения прибыли, поскольку не соблюдаются установленные критерии: в первом случае задолженность не является просроченной, а во втором случае не связана с реализацией товаров, работ, услуг (а наоборот, связана с закупками);
  2. задолженность ООО «Гурман» признается сомнительной, однако при расчете суммы резерва не учитывается, поскольку просрочка составляет менее 45 кал. дн. (с 25.08.2012 по 30.09.2012 включительно — 37 дн.);
  3. задолженность ЗАО «Супер» является сомнительной, она просрочена на 72 кал. дн. (с 21.07.2012 по 30.09.2012), поэтому в расчет резерва принимается 50% от суммы этой задолженности;
  4. задолженность ОАО «Гипер» является сомнительной, она просрочена более чем на 90 дн. (с 16.06.2012 по 30.09.2012 — 107 дн.), поэтому в расчет берется 100% данной задолженности;
  5. размер резерва исходя из степени просрочки составляет: 352 тыс. руб. x 50% + 440 тыс. руб. = 616 тыс. руб.;
  6. предельный размер резерва — 10% от выручки — составляет: 5500 тыс. руб. x 10% = 550 тыс. руб.;
  7. поскольку расчетная сумма резерва превышает предельный размер, в налоговом учете по состоянию на 30.09.2012 формируется резерв в сумме 550 тыс. руб. (именно эта сумма включается в состав внереализационных расходов).
Это интересно:  Доверенность на изготовление и получение печати

Такова общая процедура. Однако на практике могут возникать некоторые вопросы и спорные ситуации.

Неоднозначная ситуация складывается, если «сомнительный» дебитор является кредитором налогоплательщика — то есть когда одновременно существуют просроченная дебиторская задолженность контрагента и кредиторская задолженность перед тем же контрагентом.

По мнению налоговых инспекторов, создавать резерв исходя из полной суммы сомнительной дебиторской задолженности в таких случаях нельзя, ведь гражданское законодательство позволяет производить взаимозачеты, причем согласно ст. 410 ГК РФ для этого достаточно заявления одной из сторон. И, значит, подлежащей резервированию задолженностью может считаться только разница между суммой «дебиторки» и «кредиторки» перед тем же контрагентом — то есть, по сути, претендовать на резерв можно только в том случае, если сумма сомнительной дебиторской задолженности данного контрагента, просроченной более чем на 45 дней, превышает сумму кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.

Судьи не раз поддерживали налоговые органы в этом вопросе.

Однако существуют примеры арбитражной практики, когда судьи вставали на сторону налогоплательщика и признавали за ним именно право, а не обязанность производить взаимозачет — и, как следствие, право резервировать сомнительную «дебиторку» в полном объеме.

  • срок исполнения ряда его встречных обязательств не наступил;
  • другие встречные обязательства не были однородными.

Как использовать резерв?

Ранее уже подчеркивалось, что использовать резерв по сомнительным долгам можно исключительно на покрытие убытков по безнадежным долгам (п. 5 ст. 266 НК РФ). Иными словами, резерв уменьшается при списании долгов, признанных безнадежными. А если резерва не хватает — то есть сумма безнадежного долга оказалась больше величины созданного резерва — разницу (убыток) включают в состав внереализационных расходов.

Если резерв в отчетном периоде использован не полностью, его сумма может быть перенесена на следующий отчетный или налоговый период. Но эту сумму нужно учесть при определении величины вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва:

  • если сумма резерва, создаваемого по итогам последней инвентаризации, оказалась выше остатка неиспользованного резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, в состав внереализационных расходов включают возникшую разницу (а не полную сумму создаваемого резерва);
  • если сумма «нового» резерва оказалась меньше, чем сумма остатка неиспользованного резерва (что вполне может случиться, если дебиторы, чья задолженность была признана сомнительной, все-таки рассчитались по своим долгам), разницу нужно включить в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Пример 2. Используем условия примера 1 и предположим, что в течение IV квартала 2012 г.:

  1. ОАО «Гипер» было ликвидировано, задолженность в размере 440 тыс. руб. так и не была погашена (задолженность признается безнадежной);
  2. ЗАО «Супер» так и не рассчиталось по своим долгам, поэтому по состоянию на 31.12.2012 числится та же сумма (352 тыс. руб., срок оплаты был 20.07.2012);
  3. остальные дебиторы погасили свою задолженность;
  4. все текущие расчеты осуществлялись своевременно, поэтому других просроченных долгов по состоянию на 31.12.2012 не имеется.

Таким образом, сумма подлежащего созданию на 31.12.2012 резерва составляет 352 тыс. руб. (как видим, она не превышает того лимита, который был исчислен исходя из выручки за девять месяцев, поэтому дополнительная информация о годовой выручке, собственно, и не нужна).

Итак, организации, применяющие в целях налогообложения прибыли метод начисления, имеют право уменьшать налоговую базу на сумму резерва по сомнительным долгам, который должен создаваться строго по правилам, изложенным в ст. 266 НК РФ.

Если в налоговом учете создание резерва — это право налогоплательщика, которое может использоваться им в целях законной оптимизации по налогу на прибыль, поскольку способствует равномерному распределению налоговой нагрузки в течение налогового периода в случае неплатежеспособности контрагентов, то в бухгалтерском учете — обязанность, причем он также имеет важное значение, но формируется совершенно иначе. А значит, неизбежны расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета. Об этом поговорим в следующем номере журнала.

Что такое резерв по сомнительным долгам?

Современные экономические условия диктуют необходимость создания организациями специальных резервных фондов по имеющимся у них неблагонадежным долгам. Данная процедура организовывается в рамках отрезка времени, во время которого при очередном проведении инвентаризационных проверок удалось выявить такие проблемные долги.

В данной статье мы рассмотрим, кто и в каких случаях создает резерв по сомнительным долгам, что это такое, как используется финансовый запас неблагонадежных задолженностей на предприятии и как рассчитывается его величина.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Определение

Ненадежными долгами являются те обязательства, что имеют высокие шансы быть не выполненными. Существуют 2 фактора, которые достаточно точно могут свидетельствовать о том, что контрагент не сможет выполнить свои долговые обязательства перед кредитором:

  • наличие нарушений по срокам выплаты долга;
  • обнаружение фактов финансовых проблем у контрагента.

При разборе неблагонадежных долгов чрезвычайно важно выяснить, для каких целей создается резерв по сомнительным долгам.

Сформированный объем запасного фонда по ненадежным обязательствам представляет собой особое оценочное значение, использующееся бухгалтерией. Процесс формирования этого финансового запаса должен быть целиком отражен в балансе полученного дохода и расходов коммерческого предприятия.

Величина резерва по сомнительным долгам определяется на основе размера подобных обязанностей, а также согласно документам, что определяют финансовую и уставную политику организации и ее бухгалтерского отдела.

Применение сформированных запасов

Действующее законодательство позволяет осуществлять списание в счет сформированных запасов любых долгов, ранее признанных в качестве безнадежных. Это относится даже к тем долгам, что не принимали участие в формировании данных резервных запасов. В качестве безнадежных долговых обязательств признаются долги с полностью истекшим сроком по возможности подачи иска.

В качестве обреченных могут быть признаны следующие задолженности:

  • долговые обязательства, которые не могут быть исполнены из-за определенных обстоятельств, например, таких как ликвидация организации или банкротство;
  • отсутствие возможности взыскать долг, что подтверждается документально службой судебных приставов в результате окончания судебного производства;
  • если организации прислали исполнительный лист о том, что невозможно определить местонахождение должника, а также отыскать его имущество (кроме того, это относится и к ситуациям, когда у задолжавшего лица нет имущества, что может быть применено для процедуры списания долгов).

Для признания долга безнадежным хватит одного подобного основания. К примеру, при полном истечении сроков давности по искам нет никакого смысла дожидаться момента, когда должник будет признан в качестве банкрота или задолжавшая организация будет ликвидироваться. Долговые обязательства признаются как безнадежные в момент наступления одного из вышеуказанных обстоятельств.

Если суммарный размер списанных безнадежных задолженностей превышает размер накопленных финансовых резервов по ним, то они должны быть отнесены во внереализованные расходы.

Эти условия необходимо соблюдать на основании 2 подпункта 2 пункта 265 статьи НК РФ. Кроме того, об этом говорят и представители налоговой в официальном обращении ФНС за 20 января 2014 года.

В том случае, если после того как будут покрыты все убытки, возникшие в результате списания безнадежной задолженности в счет резервного фонда, останется какая-то часть фонда, что была не использована, то она может быть перенесена в следующий налоговый временной отрезок.

Размер созданного запаса должен быть подкорректирован на остаток резервного фонда за предыдущий временной период. При возникновении ситуации, когда новый сформированный запас меньше, нежели перенесенная сумма, то возникшая разница должна включаться в состав доходов внереализационного характера за текущий временной отрезок.

Необходимость формирования фонда по сомнительным долгам

Если вы не уверены в том, обязательно ли создание резерва по сомнительным долгам, то примите к сведению, что с 2011 года посредством решения Минфина было введено правило, согласно которому бухгалтерия каждой организации должна заниматься созданием специальных запасных финансовых фондов по имеющимся у предприятия неблагонадежным долгам.

Также нельзя забывать о необходимости отображения подобных обязательств в бухучете коммерческой структуры. При аналитическом разборе имеющихся задолженностей предприятия можно установить сомнительные долги, в отношении которых создается резервный фонд.

Процесс создания и наполнения резервов по неблагонадежным задолженностям должен быть закреплен в уставных документах предприятия.

Объем отчислений в этот фонд должен быть определен на основе выявленной платежеспособности должника. Кроме того, необходимо учесть шансы на полное погашение долга со стороны контрагента или его способность оплатить хотя бы какую-то часть долга.

Когда создается резерв по сомнительным долгам?

На сегодняшний день действующее законодательством никак не регламентирует процесс формирования запасов по неблагонадежным задолженностям. Исходя из данного фактора, каждая отдельная коммерческая структура вынуждена самостоятельно разрабатывать схему отчислений в резервный фонд, исходя из собственной хозяйственной специфики и вида деятельности.

При этом важно учитывать, что при выявлении в процессе инвентаризационных работ не одного, а нескольких долгов сомнительного характера, нужно будет начать процесс создания и наполнения резервных фондов по каждому обнаруженному долговому случаю. В таких условиях бухгалтерия предприятия будет вынуждена заниматься ведением учета аналитического типа.

Кто занимается формированием и отчислениями в резервы по неблагополучным долгам?

Как уже было сказано ранее, тот, кто обязан создавать резерв по сомнительным долгам и наполнять его для укрепления финансовой стабильности организации, — это бухгалтерский отдел предприятия.

Порядок и схема начисления средств в резервный фонд по неблагополучным займам определяется уставом организации и ее внутренними распорядительными документами.

При этом важно учитывать, что законодательство в качестве единственного условия по подобным обязательствам определяет необходимость формирования резервных фондов в отношении каждого отдельного неблагополучного долга.

Все финансовые вливания в запасы по ненадежным заемным обязательствам должны производиться всеми коммерческими структурами, где удалось по итогам инвентаризации обнаружить подобные обязательства. При этом следует понимать, что ведение активной хозяйственной деятельности коммерческими организациями обязательно приведет к возникновению проблемных задолженностей.

Любая из выбранных методик вычисления объемов материальных отчислений в запасы по ненадежным займам должна быть указана в уставной документации любой организации.

Все сформированные резервы по сомнительным задолженностям должны отмечаться бухгалтерскими записями:

  • в строке 1230 баланса бухучета компании в виде сомнительных долгов отражаются задолженности, сформированные с учетом вычета начисленных резервов по этим ненадежным займам;
  • в рамках отчета о результатах деятельности компании все отчисления по сомнительным долгам должны быть отмечены в 2350 строке баланса, что называется «Иные виды расходов».

При неиспользовании резервных средств в рамках календарного года, все остатки этого фонда переносятся в общие финансовые активы предприятия и используются в следующем отчетном году.

Метод вычисления величины резерва

Каждое предприятие для подсчета размера отчислений по неблагополучным долгам может использовать один из следующих методов:

  1. Оценивание каждого отдельного неблагополучного долга. При этом методе сотрудники организации сами производят оценивание невыполненного долга или же какой-то его непогашенной части и включают его в финансовый резерв.
  2. Метод формирования резервов на основе предыдущих временных периодов. В этом случае резерв вычисляется в качестве общего размера дебиторских задолженностей организации.
  3. Подсчет отчислений пропорционально сроку невыполнения долговых обязательств со стороны контрагента. Данная методика расчета резерва по сомнительным долгам полностью копирует схему, использующуюся при ведении налогового учета.

Важно учесть, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать общий размер невыполненных долгов.

Заключение

В заключении подведем итог и отметим, для чего создается резерв по сомнительным долгам. Подобный резервный фонд формируется бухгалтерией коммерческой организации для подтверждения достоверности размера ее дебиторской задолженности. Использование резерва по сомнительным долгам дает возможность облегчить процесс обоснования списания имеющихся задолженностей.

Также подобный подход немного облегчает налоговое давление, которое осуществляется на предприятие. Одновременно с этим, за счет сокращения размеров издержек на выполнение обязательств перед фискальными органами можно улучшить общие финансовые показатели компании.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Резервы по сомнительным долгам. Расчет и учет

К сожалению, на практике организации нередко сталкиваются с просроченной дебиторской задолженностью своих покупателей (заказчиков), а возможно и других дебиторов. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства.

Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Обратите внимание! Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.

Это интересно:  Как пополнить школьный проездной

Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

  1. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
  3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
  4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  5. Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Определимся с понятиями

Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

Бухгалтерский и налоговый учет. Есть отличия!

  • По праву создания. В бухучете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете создание такого резерва является правом, с учетом того, что организация применяет метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ);
  • По предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ);
  • По сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Рассмотрим правила формирования резерва для бухгалтерского и налогового учета.

Правила для целей бухгалтерского учета

Правила для целей налогового учета

Резерв обязателен, если есть сомнительная дебиторка

Бухгалтер сам решает, создавать резерв или нет

Отчисления в резерв — это прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 63

Суммы отчислений в резерв компания учитывает в составе внереализационных расходов

Сомнительной считается любая дебиторка, которая не погашена в сроки, установленные договором (или же будет просрочена с высокой вероятностью), и при этом не обеспечена гарантиями

Формировать резерв можно только по задолженности, которая связана с реализацией товаров (работ, услуг). Есть и другие обязательные условия

Размер резерва по каждому долгу бухгалтер определяет самостоятельно исходя из финансового положения контрагента и риска неплатежа

Проценты отчислений в резерв установлены НК РФ

Общая сумма резерва не ограничена

Общий размер резерва не может превышать 10% от выручки

Бухгалтерский учет

Способы расчета резерва по сомнительным долгам:

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков).
  2. Резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
  3. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

После создания резерва организация должна постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв, так как бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.

Отметим, что законодательство по бухучету не предусматривает ограничений ни по величине создаваемого резерва, ни по сроку возникновения сомнительного долга. При этом действующее бухгалтерское законодательство не препятствует использовать способ признания дебиторской задолженности безнадежной, установленный ст. 266 НК РФ, и для целей бухгалтерского учета.

Поэтому если порядок формирования резервов в налоговом и бухгалтерском учете различается, то:

  • по расхождениям, возникшим из-за разного определения сроков для резервирования, (т.е. в бухучете сумма резерва создается, например, в размере 100 % по непогашенной задолженности по истечении 45 дней), в бухучете будут возникать вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
  • по расхождениям, возникшим когда расчетная величина отчислений в резерв в бухгалтерском учете превышает 10% суммы выручки от реализации, у организации образуются постоянные разницы (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданный по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

Основные требования к инвентаризации резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определены в пункте 3.54 Методических указаний о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Мониторинг дебиторской задолженности по каждому долгу на предмет создания или использования резерва по сомнительным долгам необходимо производить постоянно. Проводится он обязательно на дату составления бухгалтерской отчетности.

В течение пяти лет после списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо следить за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника.

Отражение резерва в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен ПБУ 4/99 п. 35.

В дальнейшем созданный резерв может быть:

  • восстановлен при погашении задолженности (при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
  • восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности), при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).

Перенос резерва на следующий год

В соответствии с Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ № 34н п. 70, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. Из этого следует, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015, то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на счет 91 субсчет «Прочие доходы». Требования ПБУ № 34н определяют, что сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец 2015 года.

Предлагаем сделать только корректировку резерва по итогам года, т.е. увеличить или уменьшить сумму резерва, а не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением. Такая схема позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать показатели, отражаемые также в отчете о финансовых результатах.

Реализованы товары ООО «Сомнительный»

Начислен НДС с реализации

Отражена себестоимость реализованных товаров

Оплачена часть задолженности покупателем ООО «Сомнительный»

Начислен резерв по признанной задолженности ООО «Сомнительный» (срок возникновения от 45 до 90 дней)

Поступила оплата от покупателя ООО «Сомнительный»

Восстановление резерва по оплаченной части долга

Справка-расчет резервов по сомнительным долгам

Контрагент договор

Срок оплаты, количество дней задолженности

Начислено. Если (2) больше или равно 45 дням (3)/2, 2 больше 90 дней (3)*(4)

Восстановление (4) больше (3), то (4)-(3)

Создание резервов по сомнительным долгам: порядок формирования, учет. Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»

В коммерческой практике приходится выступать как кредитором, так и заемщиком. В первой ситуации возникает положение, когда партнеры по тем либо иным причинам не погашают долг своевременно, либо в принципе не исполняют свои денежные обязанности. Но подобные финансовые ситуации должны быть надежно отражены в бухучете и финучете фирмы. Для этого создается особый резерв, называемый сомнительным.

Рассмотрим создание резервов по сомнительным долгам, способы учета, учетные записи, которые сопровождают данный процесс, а также аспекты списаний.

Понятие и сущность

С целью формирования реальной информации о состоянии дебиторки в компании, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Для начала определим понятие сомнительного долга.

Дебиторская задолженность компании, которая, вероятнее всего, не будет полностью погашена, считается сомнительной. Об этом говорят следующие факторы:

  • нарушение напарниками сроков по выплате средств по долгам;
  • получение данных о серьезных финансовых сложностях с партнером-должником;
  • отсутствие дополнительных гарантий (залог, депозит, банковская гарантия, собственность и т. д.).

Выявление сомнительной задолженности осуществляется путем инвентаризации расчетных счетов:

  • по кредитам и займам;
  • по товарам реализованным;
  • по оплате за выполненную работу;
  • за авансовые платежи продавцам.

Чтобы нужным образом отразить данный вид долгов фирмы в балансе, компания формирует специальный тип резерва, который должен служить оценочным показателем для бухучета. Это значит, что размер долга в балансе должен быть отражен методом вычета из него средств, которые были выделены в резерв. В содержании затрат либо доходов нужно показать:

  • создание этого резерва;
  • его повышение;
  • сокращение средств.

Сомнительный долг, в соответствии с которым организации делают резервы, бухгалтерское и налоговое законодательство характеризуют практически идентично. Они подразумевают под ним долг подрядчика, который существует перед организацией. Этот долг оказывается:

  • неоплаченный в течение срока, обозначенного в договоре, либо с высокой степенью вероятности неуплаты в данном периоде;
  • не оплачен в течение срока, обозначенного в договоре, и не обеспечен гарантиями в виде залога.

В итоге, правила бухгалтерского учета, в отличие от налогового законодательства, разрешают систематизировать как сомнительные долги, не только те задолженности, которые уже истекли, но и долги, выплата которых по любым причинам вызывает аргументированные колебания. Это значит, что понятие сомнительной задолженности в бухгалтерском учете интерпретируется более обширно.

Законодательство

Государственное регулирование вопросов, которые связаны с резервом, осуществляется следующими документами:

  • Налоговый кодекс России (часть 2).
  • ПБУ 4/99.
  • ПБУ 21/2008.

Основы создания

Особенности формирования резервов по сомнительным долгам формально не определены законом. Организации должны без помощи других создавать надлежащие положения и устанавливать их во внутренних положениях. Потому нужно учесть принятые особенности регулирования финансовых резервов компании. Среди них:

  • основание создания: для этого вида резервов требуются показатели инвентаризации дебиторки;
  • размер сумм отчислений может быть определен индивидуально для каждого контрагента (аналитический учет сомнительных долгов). При всем этом учитывается доходность каждого контрагента (настоящая финансовая возможность и возможность полного либо частичного взыскания задолженности);
  • метод создания резерва может быть выбран организацией без помощи других, отталкиваясь от специфичности бизнеса и нюансов самого долга.

Существует три вероятных метода создания резервного фонда по сомнительным долгам:

  • интервальный: сумма начислений рассчитывается в каждом отчетном периоде (месяце, квартале) методом расчета процента от суммы долга, который может варьироваться в зависимости от степени отсрочки платежа;
  • экспертный: расчетный размер долга, который не будет выплачен вовремя, в разрезе каждого должника будет равен сумме резервных отчислений;
  • статистический: данные исследуются за несколько периодов одновременно по различным видам долгов.

Организация обязана зарегистрировать установленный вариант расчета и его особенности в собственной учетной политике. Необходимо зарегистрировать надлежащие условия для каждого типа задолженности. К примеру, для способа интервалов должны быть указаны расчетный период и процент вычетов; для экспертного — аспекты состоятельности должника и др.

Образец приказа создания резерва по сомнительным долгам составляется в форме приказа от руководителя. В нем обязательно отражаются данные: учитывается НДС или нет, срок оплаты, условия создания.

Цели создания

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Проведение инвентаризации

Основанием создания подобных сумм резерва является инвентаризация по финансовым обязательствам компании, которая проводится с установленной частотой. Данная процедура является нормальной практикой компаний при составлении годовой отчетности и формировании резервных отчислений. Она осуществляется специально созданной комиссией по нормам законодательства. Конечным результатом является составление требуемой документации, например, акт по форме ИНВ-17. К акту прикладывается справка, в которой указаны расшифровки по всем позициям. Акт подписывается членами комиссии, которые принимали участие в процедуре.

Учет в бухгалтерии и у налоговиков

Особенности создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерии и у налоговиков существенно различаются, в связи с тем, что эти виды учета имеют разные цели. Сравним правила, специфичные для обоих видов учета в отношении резерва:

  1. Обязательность создания. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете составляется в соответствии с абз. 1 п. 7 правил бухучета. При использовании метода начисления в налоговом учете, бухгалтер решает, создавать этот резерв для налогового учета либо нет (это право отражено в ст. 266 (3) НК РФ).
  2. Характер отчислений. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определяется, как «прочие расходы», а для налоговиков они должны включаться во внереализационные расходы.
  3. Трактовка сомнительного долга. Для бухучета, с целью компенсации резерва, может использоваться любая сумма долга, которая была не погашена в срок, а для налогового учета в качестве таких долгов могут быть только просрочки оплаты товаров.
  4. Определение суммы отчислений. В бухгалтерии размер отчислений и его определение закреплено за бухгалтером (с учетом специфичности задолженности), а для налоговиков эта сумма четко определяется НК РФ.
  5. Суммарный объем фонда. В бухгалтерском учете он не ограничен, а в налоговом учете определен в размере, не превышающем 1/10 от выручки.

Условия для формирования

Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.

Отражение в бухучете

Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.

Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 «Прочие доходы и расходы» и в кредите 63:

  • Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
  • Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
  • Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
  • Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
  • Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.

Примеры

ПРИМЕР 2. Ранее в организации числился сомнительный долг в сумме 10 т. руб. Резерв 7000 рублей был организован, далее он был дополнен до 100% долга. После истечения срока давности данный долг признали безнадежным и списали с убытком. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам:

  • Дт 91-2, Кт 63 — 7000 руб. — был организован резерв по сомнительным долгам.
  • Дт 91-2, Кт 63 — 3000 руб. — добавочно начисляется резерв на безнадежные долги.
  • Дт 63, Кт 76 — 10000 руб. – безнадежные долги списываются за счет резерва.

Учет в налогообложении

Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.

Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:

  • если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
  • если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
  • запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.

Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.

Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.

Сокращение разрывов в учетах

Правила создания резервов по сомнительным долгам в БУ и НУ так различны, что нет полной идентичности между моментами, когда долг считается сомнительным и размером сформированных резервов. Попытка соединить эти факторы методом установления тех же принципов для обоих видов учета может привести к нарушению положений, которые требуют создания резервов в бухгалтерском учете

Применение 1с

У организации есть два варианта создания резерва: резерв создается только в бухучете либо в БУ и НУ. Для формирования резерва по сомнительным долгам в 1с нужно ввести опции в виде «Учетная политика».

Все зависит от способа расчета резервов в налоговом варианте учета:

  • когда резерв рассчитывается ежемесячно (ежеквартально), то и в бухучете он будет определяться автоматически в такие же сроки;
  • когда расчет не предусмотрен, то рассчитать его можно будет раз в год.

В 1С расчет будет по умолчанию производиться в том же порядке, что и для налогового учета, кроме ограничения по выручке 10 %. Это еще один аргумент в пользу того, что организации удобней рассчитывать резерв по правилам БУ.

Когда вводится информация по покупателям и договорам, которые не обеспечены гарантиями, необходимо обязательно проставлять срок окончания действия договора, так как именно на него программа будет ориентироваться при расчетах.

Если же по договору гарантии есть, то нужно в строке «Срок договора» проставить как можно более длительный период, тогда программа не будет включать эти суммы в расчет резервов.

Заключение

Очень часто на практике компании сталкиваются с проблемами невыплат со стороны контрагентов, особенно в ситуациях, когда речь идет о рассрочке платежей по договорам. Невыплаченные суммы могут быть получены компанией по истечению какого- то периода времени либо перейти в категорию безнадежных, когда востребовать их уже не будет никакой возможности. Последняя ситуация может отрицательно сказаться на состоянии финансов компании, так как резко возникает риск нехватки наличных средств. Чтобы избежать подобной ситуации, компании обязаны формировать специальный резерв по подобным сомнительным суммам.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в БУ и НУ значительно различается по многим вопросам. Это приводит не только к разнице во времени признания долга, но и к разнице в сумме сформированного резерва. Различия регистрируются как временные и подлежат правилам ПБУ 18/02.

Информация о суммах резервов требуется пользователям для того, чтобы знать объем таких долгов в составе дебиторки. Если срок оплаты договоров истек, то по ним организация обязана создавать резерв, особенно при отсутствии гарантий. ИП могут создавать или не создавать такие резервы на свое усмотрение.

Порядок расчета сумм может быть определен в компании самостоятельно и зафиксирован в документации в учетной политике.

Статья написана по материалам сайтов: lichnyjcredit.ru, www.klerk.ru, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector