+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Голосование граждан по вопросам местного значения

61. Функция местного самоуправления:
установление наименований остановочных пунктов общественного транспорта

«Формы непосредственного волеизъявления населения»

62. Голосование граждан по вопросам местного значения:
местный референдум

63. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ на обращения граждан в течение .
одного месяца

64. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется .
уставом муниципального образования

65. Порядок проведения муниципальных выборов определяется .
законодательством субъекта Российской Федерации

66. При осуществлении сход граждан полномочий представительного органа местного самоуправления сход считается правомочным при участии в его проведении .
более половины жителей данного муниципального образования, обладающих избирательным правом

67. Решение о проведении местного референдума принимается .
представительным органом местного самоуправления и главой муниципального образования или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования

68. Решения территориального общественного самоуправления .
носят обязательный характер для всех, находящихся на данной территории

69. Система территориального общественного самоуправления не включает .
местный референдум

70. Территориальное общественное самоуправление как юридическое лицо не вправе .
устанавливать местные налоги и сборы

71. Территориальное общественное самоуправление определяется как .
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения

«Органы и должностные лица местного самоуправления»

72. Все депутаты представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе?
не могут

73. Выборные и другие органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти:
органы местного самоуправления

74. Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения:
представительный орган муниципального образования

75. Глава муниципального образования – это .
должностное лицо органов местного самоуправления

Голосование граждан по вопросам местного значения

Статья 24 ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. выделяет два вида голосования граждан по вопросам местного значения: голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления и голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. Несмотря на то что выборы, референдумы, опросы граждан также предусматривают голосование граждан, тем не менее федеральный законодатель выделил указанный вид голосования в отдельную форму общественного самоуправления жителей.

Голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Так, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума (ст. 14). Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы устанавливается в соответствии с указанным федеральным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования. Например, Устав муниципального образования «город Екатеринбург» устанавливает, что инициатива проведения голосования по отзыву главы Екатеринбурга, депутата Екатеринбургской городской думы принадлежит лицам, обладающим правом участия в муниципальных выборах и составляющим не менее пяти процентов от числа зарегистрированных избирателей муниципального образования (одномандатного избирательного округа). Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в голосовании по отзыву, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек.

Для назначения голосования инициативная группа должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования (как правило, таким органом является представительный орган муниципального образования), подписи участников голосования в поддержку инициативы его проведения.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Указанная позиция сформулирована в постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Элобина и Ю.А. Хнаева. К примеру в Уставе муниципального образования «город Екатеринбург» указано, что основаниями отзыва выборного лица являются неоднократны (два и более раза в течение года) административные правонарушения за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста, факт совершения которых установлен в судебном порядке.

Процедура отзыва выборного лица местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Эта правовая позиция также изначально закреплена в указанном постановлении Конституционного Суда РФ. Выборное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Указанная норма фактически делает невозможным факт отзыва выборного лица, поскольку в редких случаях на голосование по выборам органов местного самоуправления является половина избирателей округа.

Это интересно:  Военный билет при приеме на работу

Что касается голосования по вопросу изменения границ и преобразования муниципальных образований, то ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. устанавливает ряд особенностей.

Голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом установленных ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. особенностей. Таким образом, данное голосование проводится в соответствии с уже упоминавшимся ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При проведении названного голосования, во-первых, не действуют положения законодательства, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Во-вторых, не применяются положения законодательства, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме. Таким образом, решение, принятое по результатам названного голосования, не является обязательным для исполнения на территории муниципального образования и, по всей видимости, носит рекомендательный характер для органов власти.

Голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ либо преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Голосование граждан по вопросам местного значения

Статья 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ выделяет два вида голосования граждан по вопросам местного значения: голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления и голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. Несмотря на то что на выборах, референдумах, при проведении опроса граждан также предусматривается акт голосования граждан, тем не менее федеральный законодатель выделил указанный вид голосования в отдельную форму общественного самоуправления жителей.

Голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Устав муниципального образования город Екатеринбург» в п. 4 ст. 15 устанавливает, что инициатива проведения голосования по отзыву главы Екатеринбурга, депутата Екатеринбургской городской Думы принадлежит лицам, обладающим правом участия в муниципальных выборах и составляющим не менее 5% числа зарегистрированных избирателей муниципального образования (одномандатного избирательного округа). Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в голосовании по отзыву, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек.

Для назначения голосования инициативная группа должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования (как правило, таким органом является представительный орган муниципального образования), подписи участников голосования в поддержку инициативы его проведения.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Указанная позиция изначально заложена в Постановлении КС РФ от 02.04.2002 № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе». Основанием для отзыва выборного лица местного самоуправления является утрата доверия. Однако согласно правовой позиции КС РФ облегченная процедура отзыва может приводить к злоупотреблению использованием указанного института. Следовательно, она недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти. К примеру, в п. 1 ст. 15 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» указано, что основаниями отзыва выборного лица являются неоднократные (два и более раза в течение года) административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста, факт совершения которых установлен в судебном порядке. Например, ст. 57 Устава г. Ульяновска справедливо закрепляет, что не могут являться основаниями отзыва выборного лица местного самоуправления его политические убеждения и законная политическая деятельность; позиция, выраженная депутатом при голосовании в городской думе; факты, для которых предусмотрен особый порядок их установления и которые являются в соответствии с законодательством самостоятельными основаниями прекращения его полномочий.

Процедура отзыва выборного лица местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Эта правовая позиция также изначально закреплена в указанном выше постановлении КС РФ. Выборное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). С учетом того, что даже на муниципальные выборы явка около 30% считается весьма успешной, при таком раскладе выборное лицо просто никогда реально не будет отозвано. Для того чтобы отозвать выборное лицо, необходимо присутствие на участках в день голосования по отзыву более 50% избирателей. И необходимо, чтобы все они проголосовали за отзыв. В условиях российской действительности такая ситуация просто невозможна.

Это интересно:  При увольнении когда должны выплатить расчет

Голосование по вопросу изменения границ и преобразования муниципальных образований назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Что касается голосования населением, то по вопросам преобразования оно устанавливается только в случае разделения муниципального района. В остальных случаях преобразование муниципального образования осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих территорий.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Определении от 01.04.2008 № 194-О-П «По жалобе администрации муниципального образования “Балтийский городской округ” Калининградской области и окружного Совета депутатов того же муниципального образования на нарушение конституционных прав и свобод Законом Калининградской области “Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа” и частью 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”, а также но жалобе граждан Н. А. Горшениной, Н. И. Кабановой и других на нарушение их конституционных прав названным Законом Калининградской области», законодатель, обладающий достаточной свободой усмотрения в выборе конкретного механизма волеизъявления местного сообщества по поводу своей территориальной организации, вправе установить, в частности, дифференцированный порядок учета мнения населения в отношении объективно различных по своей социально-правовой природе и последствиям изменений границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. При этом, однако, он не может действовать произвольно и связан необходимостью обеспечения выявления достоверного мнения населения по соответствующим вопросам и доведения его до сведения органа публичной власти, уполномоченного принимать решение об изменении границ муниципального образования. Учет мнения населения в определенных конституционно-правовых ситуациях может осуществляться путем принятия населением решения на местном референдуме, итоги которого носят обязательный характер; в иных случаях мнение населения может выявляться с помощью различных форм как непосредственного, так и опосредованного (через представительный орган власти) волеизъявления граждан; к ним могут относиться решения представительных органов местного самоуправления по принятию и изменению своих уставов, которыми, в частности, устанавливается территориальная основа местного самоуправления и, соответственно, определяется состав территорий муниципальных образований. При этом законодатель во всяком случае должен исходить из того, что территориальные изменения, напрямую затрагивающие интересы большинства населения территории, на которой осуществляется местное самоуправление, предполагают непосредственное волеизъявление населения соответствующей территории.

Следовательно, при изменении границ территорий в связи с упразднением муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление и действуют выборные органы муниципальных образований, наиболее адекватной формой учета мнения населения является референдум. В противном случае местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемого, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ).

Тем не менее в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ разделение поселения осуществляется с согласия населения, выраженного путем голосования.

Порядок проведения такого голосования определяет Закон об основных гарантиях избирательных прав. При проведении указанного голосования, во-первых, не действуют положения законодательства, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Подобная норма вполне объяснима: органы местного самоуправления и государственной власти более всего заинтересованы в укрупнении муниципальных образований. Так или иначе, они будут проводить агитацию. Чтобы исключить незаконное проведение агитации органами власти и их представителями, федеральный законодатель сделал им определенные уступки. Во-вторых, при проведении голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований не применяются положения законодательства, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме. Таким образом, решение, принятое по результатам названного голосования, не является обязательным для исполнения на территории муниципального образования и, по всей видимости, носит рекомендательный характер для органов власти. Указанное положение создает коллизию. Статья 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закрепляет, что любое преобразование поселений должно проводиться с согласия населения. А ст. 24 устанавливает диспозитивный характер решения, принятого по итогам голосования. Кроме того, очевидно ущемление прав граждан, мнение которых федеральный законодатель превращает в фикцию.

Голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ либо преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

15. Местный референдум.

Конституция РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учреждают право граждан на проведение местного референдума по вопросам местного значения.

Это интересно:  Гражданский кодекс рк на 2019 год

Местный референдум — это голосование граждан по вопросам местного значения. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» референдум — это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, тогда такие вопросы не могут быть решены представительным или иным муниципальным органом. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов местного самоуправления;

об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, не допускается.

16. Муниципальные выборы.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими.

Срок, на который избираются органы местного самоуправления, не может быть меньше двух и более пяти лет.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации гарантируют проведение демократических, свободных выборов в органы местного самоуправления, защиту демократических принципов и норм избирательного права.

Участие граждан Российской Федерации в выборах в органы местного самоуправления является свободным и добровольным.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, быть избранным в выборные органы местного самоуправления.

Минимальный возраст кандидата на выборах в органы местного самоуправления – 21 год. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в данном округе выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта Федерации продолжительности и срока проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в органы местного самоуправления на равных основаниях, голосуют за или против кандидатов непосредственно. Голосование на выборах является тайным, т. е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studme.org, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector