+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Информация как объект правовых отношений

Yagofarov_Vildan (1).doc

Министерства образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

по дисциплине «Информационное право»

Тема: «Информация как объект правовых отношений»

Студент гр., 11ДА(б)ДОУ

1. Информация как объект правоотношений…………………………………..4

2. Основные положения информационного права…….……………………….9

2.2 Информация как основной объект информационного права …………….10

3 Специфические особенности и юридические свойства информации……. 14

Список использованной литературы…………………………………………. 17

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.
Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.
Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.
По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).
В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель реферата – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.

  1. Информация как объект правоотношений

Существует значительное количество определений термина информация». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:

1 сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;

2 сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.

С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:

между человеком и автоматом,

между автоматом и автоматом,

обмен сигналами в животном и растительном мире,

передача информации от организма к организму (генетическая информация).

В 1948 году профессор математики Массачусетского технологического института Норберт Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В книге он провозгласил рождение новой науки. Кибернетика (искусство управления с греческого) – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования, так называемая кибернетическая система, рассматривается абстрактно, вне зависимости от его материальной природы. Примерами кибернетических систем служат: автоматические регуляторы в технике, человеческий мозг (управление органами), биологическая популяция, человеческое общество. Это повлекло за собой новую трактовку понятия «Информация», под информацией стали понимать не любые сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления.

Согласно федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления2.

При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.

Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.

Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации.

Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.

2. Свойство обособляемости информации.

Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.

3. Свойство информационного объекта.

Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.

4. Свойство тиражируемости информации.

Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.

5. Свойство организационной формы.

Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.

6. Свойство экземплярности информации.

Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.

Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.

Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.

Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.

Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.

Рассмотрим примеры. Рекламное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, будет являться неправовой информацией. Содержание, способ размещения рекламы определяет рекламодатель, однако, они не должны противоречить правилам, которые установлены нормативными актами, в частности федеральным законом «О рекламе».

Сам федеральный закон «О рекламе» является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон «О рекламе» и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.

К ненормативной правовой информации относятся:

— общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;

— судебная, уголовная и прокурорская статистика;

информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;

— информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;

— информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;

— информация судов (судебные решения).

Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:

— информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);

— массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;

— официальные документы, например, законы, судебные решения.

К закрытой информации относятся:

— государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;

— коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;

— профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;

— персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.

Понятие «информация» тесно связано с другим понятием – «информационные ресурсы». Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Это интересно:  Правила оформления путевых листов в 2019 году

Классификация информационных ресурсов

1. По виду информации:

— информация о чрезвычайных ситуациях,

— кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).

2. По способу доступа:

-информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).

Информация ограниченного доступа как объект правовых отношений в информационной сфере

В рамках проблемы правового регулирования отношений в информационной сфере особое место принадлежит юридической терминологии. Как справедливо по этому поводу отмечает И.Л. Бачило: «Важным участком является выработка терминологии. Точность и однозначность терминов и понятий позволяет наиболее корректно сформулировать содержание того или иного института и обеспечить культуру правового регулирования в определенной отрасли правовых отношений».

Одним из таких направлений является выявление соотношения различных правовых режимов информации, включая тайны. О тайне как явлении правовой действительности можно говорить в трех аспектах: тайна как конкретная информация ограниченного доступа, по поводу которой складывается определенное правоотношение; тайна как вид правового режима информации; тайна как совокупность правовых норм, регулирующих определенные отношения в информационной сфере (институт государственной тайны в административном праве, институт коммерческой тайны в гражданском праве и т.д.). П.Н.Панченко указывает: «Тайна — один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного начала права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности в Российской Федерации».

В настоящем исследовании тайна будет рассматриваться как одна из разновидностей правового режима информации.

Представляется, что отправной точкой в исследовании названой проблематики должны стать фундаментальные начала, пронизывающие всю отечественную правовую систему. Двумя компонентами любой правовой системы, принадлежащей к романо-германской семье, являются частное и публичное право. Подобное деление обладает принципиальным, общеправовым характером и имеет целый ряд конкретных проявлений в правовой действительности.

Если следовать индукции — от общего к частному, то логичным будет предположить, что данная дихотомия имеет значение и для информационной сферы. Так, определенное явление объективного мира, выступающее объектом правоотношений, далеко не всегда в равной степени испытывает на себе влияние всех без исключения отраслей права. В.И.Сенчищев приводит в пример земельные участки, которые «в целом ряде случаев являются объектами не гражданского (или не только гражданского), но административного или государственного права. При этом если правовое значение того или иного участка лежит в основном в области права административного или государственного, то гражданско-правовое воздействие на правовой режим данного участка может быть сведено вовсе к нулю»/ Данный пример демонстрирует, что определенное явление действительности может иметь правовой режим, закрепленный преимущественно (либо исключительно) нормами частного или, напротив, нормами публичного права.

На наш взгляд, это положение применимо к информации, и мы можем говорить о преимущественно частноправовых и преимущественно публично-правовых режимах информации. Данное обстоятельство позволяет предположить, что классификацию «публичное право — частное право» допустимо распространять на тайны, образуя дихотомию: 1) тайны частноправового характера (частноправовые тайны); 2) тайны публично-правового характера (публично-правовые тайны).

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации прямо упоминаются служебная и коммерческая тайна (статья 139), личная и семейная тайна (статья 150), банковская тайна (статья 857), тайна страхования (статья 946). Кроме того, служебная и коммерческая тайна, личная и семейная тайна законодателем непосредственно признаются объектами гражданских прав. Указанные тайны присутствуют в правовых отношениях, которые возникают на основе автономии воли, юридического равенства и имущественной самостоятельности сторон, то есть гражданских (частных) правоотношений. Это дает основания обозначить отмеченные виды информации как тайны частноправового характера.

В то же время существует второй элемент дихотомии — это тайны публично-правового характера. Они являются объектами правоотношений, которые возникают на основе власти и подчинения, одной из сторон которых всегда является орган власти, то есть публичных правоотношений. Например, не вызывает сомнения, что государственная тайна имеет публично-правовую природу.

Осмысление правового регулирования в этой сфере играет весьма важную роль в составлении целостной научной картины отношений в сфере информации, разработке принципов и методов их правового упорядочения. Рассмотрим подробнее совокупность частноправовых тайн. Многие исследователи, пишущие о коммерческой, банковской тайне, тайне страхования и других, рассматривают их как схожие, однородные объекты. Ответ на вопрос, насколько по своей правовой природе однородны или же неоднородны частноправовые тайны, также лежит в плоскости анализа соответствующих правоотношений.

Сравним правоотношения, которые возникают по поводу личной, семейной и коммерческой тайн. Критерием, на основании которого мы здесь их рассматриваем вместе, является идентичность теоретической модели правоотношения. Это положение имеет значение для перехода к систематизации правовых режимов информации.

Охарактеризуем в общих чертах правоотношение, которое складывается по поводу информации, составляющей личную или семейную тайну. М.Н.Малеина считает, что: «Тайну частной (личной) жизни составляют сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной или общественной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также его отношениям с родственниками, знакомыми и т.п.». Рассматривая право на тайну личной жизни, А.Е.Шерстобитов обоснованно полагает, что: «С теоретической точки зрения право на тайну личной жизни представляет собой абсолютное право, в силу которого управомоченное лицо вправе требовать сохранения в тайне информации, полученной с его согласия либо в силу закона без его согласия, а также прекращения ее распространения». Вопросы неприкосновенности частной жизни, правовой охраны личной тайны рассматривались и в других работах/

Гражданский кодекс включает личную и семейную тайну в состав нематериальных благ, защищаемых гражданским правом. Этого признака уже достаточно для признания личной и семейной тайн объектами абсолютных правоотношений. Такого же мнения придерживается Т.А.Фаддеева, которая пишет, что: «Правоотношение, элементом которого является субъективное право лица на нематериальное благо, является абсолютным».

Не будем останавливаться подробно на рассмотрении правового режима коммерческой тайны, отметим лишь то обстоятельство, что субъективное право на коммерческую тайну исследователями признается исключительным, а значит, абсолютным гражданским правом. Правовое отношение, возникающее между управомоченным и другими лицами по поводу информации, составляющей коммерческую тайну, является абсолютным гражданским правоотношением.

Из сказанного следует, что личная и семейная тайны, коммерческая тайна устанавливаются в частных интересах какого-либо физического или юридического лица. Они опосредуют принадлежность некоего имущественного или неимущественного блага — соответствующих сведений — определенному лицу. Поэтому эти тайны можно условно обозначить как «тайны-объекты». Принадлежность этих сведений закрепляется наличием у их обладателя абсолютного субъективного права в отношении таких сведений. Это право реализуется действиями управомоченного субъекта, в рамках абсолютного гражданского правоотношения, сторонами которого являются сам управомоченный и неопределенный круг лиц. На другую же сторону правоотношения — неопределенный круг лиц — возложена обязанность воздерживаться от посягательств на информацию, составляющую такого рода тайну (то есть не предпринимать незаконных действий по получению такой информации без согласия обладателя). Тем самым можно сказать, что тайны-объекты обусловливают возникновение абсолютных правоотношений, правовая охрана названных тайн частноправового характера осуществляется в рамках абсолютных гражданских правоотношениях. Тайны-объекты — это первая группа тайн частноправового характера.

Однако к частноправовым тайнам также относятся и прямо названные в Гражданском кодексе банковская тайна и тайна страхования. Они представляют собой разновидность другого правового режима информации — режима профессиональной тайны.

Отметим, что по поводу профессиональной тайны возникает гражданское (частное) относительное правоотношение. Субъектами этого правоотношения являются две юридически равные стороны: а) лицо, профессионально осуществляющее определенную деятельность (например, банк, нотариус, адвокат), и б) клиент этого лица. Юридическое содержание правоотношения, складывающегося по поводу профессиональной тайны, состоит в том, что лицо, получившее соответствующие сведения (банк, страховая организация и др.), обязано в интересах охраны прав и законных интересов обратившихся к нему лиц сохранять в тайне эти сведения. Такая обязанность содержится в основном гражданском правоотношении (по договору банковского вклада, договору оказания медицинских услуг и т.п.), сопровождая и обеспечивая его должное протекание. Управомоченный же субъект имеет право требовать выполнения обязанности не разглашать сведения, при этом его право реализуется посредством действий обязанного лица.

Поскольку сущность профессиональных тайн выражается через обязанность хранить «чужую» информацию, то мы можем их условно обозначить как тайны-обязанности. Таким образом, становится возможным назвать вторую группу тайн частноправового характера — тайны-обязанности.

Вопросы терминологии нормативно-правовых актов должны базироваться на четком и однозначном представлении о сущности каждого из правовых режимов информации, о его целевом назначении и особенностях реализации этого правового режима в рамках конкретных правовых отношений. Вообще говоря, сегодняшнее состояние правовой доктрины по вопросам систематизации правовых режимов информации представляется совершенно неудовлетворительным. В частности, отсутствие ясного и научно обоснованного критерия для классификации частноправовых тайн является причиной неоднозначного подхода к вопросу соотношения банковской и коммерческой тайны.

Так, по мнению А.П.Сергеева, банковская, страховая, а также иные специальные виды тайн являются разновидностями коммерческой тайны. М.В.Гвирцман считает, что банковская тайна представляет собой специфический вид коммерческой тайны. В.Белых и М.Скуратовский прямо указывают, что банковская тайна — это «разновидность служебной и коммерческой тайны, а потому на нее распространяются общие положения ГК (ст. 139) о служебной и коммерческой тайне». А.В.Коломиец пишет, что «банковская тайна — это особая разновидность коммерческой, поскольку их правовая природа одинакова — деятельность их обладателей в сфере предпринимательства». Взгляд С.Э.Жилинского аналогичен: «Банковская тайна — разновидность служебной и коммерческой тайн, применяемой при осуществлении банковской деятельности».

К сторонникам единства коммерческой и банковской тайны можно отнести Л.Г.Ефимову. Банковская тайна, по ее мнению, представляет собой особую разновидность коммерческой тайны, и на основании этого на банковскую тайну следует распространять действие нормативно-правовых актов о коммерческой тайне (в частности, Постановление Правительства РФ № 5 от 5 декабря 1991г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»). В рамках коммерческой тайны рассматривают банковскую тайну А.Кибальник и И.Соломоненко (при этом вызывает недоумение ссылка указанных авторов на несуществующий (!) Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 22 января 1999г.).

Это интересно:  Пневматические ружья для охоты без разрешения

В то же время в литературе существует и противоположная точка зрения. Например, О.М.Олейник считает банковскую и коммерческую тайну различными объектами, отмечая, что «банковская тайна — это особый, не сводимый ни к одному известному правовому режиму информации. Было бы неправильно считать банковскую тайну разновидностью коммерческой тайны, поскольку уровень отнесения тех или иных сведений к тайне и правовое оформление этого действия совершенно различные». Эту обоснованную, на наш взгляд, точку зрения разделяют и другие авторы.

По нашему убеждению, коммерческую тайну следует отличать от банковской тайны. В этом следует согласиться со второй точкой зрения. Однако проблема заключается в другом: неудовлетворительна аргументация, приводимая представителями обеих точек зрения, поскольку она в действительности не позволяет разграничивать эти два разных правовых режима информации. Банковская тайна отличается от коммерческой тайны не сферой деятельности, по принципу «банковская тайна — это коммерческая тайна, но в области банковской деятельности», равно как отличает банковскую тайну (как, впрочем, и другую профессиональную) от коммерческой тайны далеко не «уровень отнесения сведений к тайне» и т.п.

На основании подобных признаков рассматриваемые правовые режимы информации невозможно различить, поэтому дискуссии с такого рода аргументацией малопродуктивны. В действительности различие заключено гораздо глубже — в неодинаковой правовой природе банковской и коммерческой тайны, в различии субъектного состава и типа правовых отношений, обусловливаемых этими правовыми режимами информации. Это подтверждает значимость изучения проблематики информационных правоотношений. Один вид правового режима информации от другого существенно отличается правоотношением, которое порождается тем или иным видом информации. Поэтому, исследуя правоотношение в информационной сфере, мы не только получаем знания об этом правоотношении, но и создаем прочную основу для систематизации различных правовых режимов информации.

Недоучет особенностей правоотношения, возникающего по поводу того или иного правового режима информации, приводит к тому, что как исследователи, так и законодатель некорректно соотносят различные виды правовых режимов информации. Сегодня крайне актуальна именно проблема систематизации правовых режимов информации, совершенствованию законодательства во многом препятствует стройная, внутренне согласованная номенклатура видов информации. Необходимо выявлять характер и тип правоотношений по поводу различных видов информации и, самое главное, сравнивать между собой эти правоотношения. Тогда будет наглядно представлена система правовых режимов информации, особенности каждого из них.

Для разграничения и систематизации всей совокупности правовых режимов информации особое значение приобретает рассмотрение особенностей того или иного вида (правового режима) информации в качестве объекта правоотношения. В.И.Сенчищев справедливо подчеркивает, что «связь объекта правоотношения с другими элементами правоотношения заключается и выражается в том, что объект испытывает (или должен испытывать) на себе некоторое воздействие или влияние со стороны других элементов правоотношения». Именно информация, наверное, как никакое другое явление, выступая в качестве объекта правоотношения, испытывает на себе столь сильное влияние со стороны правоотношения в целом (его типа, характера) и его элементов.

В литературе можно встретить примеры, когда тот или иной автор точно характеризует какой-либо конкретный вид правового режима информации, но в дальнейшем сам себе противоречит, рассматривая соотношение этого режима с другим режимом информации. Это обусловлено тем, что анализу подвергается лишь текст определения правового режима информации (например, банковской тайны), но при этом не сравниваются правоотношения, объектами которых являются сопоставляемые виды информации.

Так, уже приводившееся выше мнение Л.Г.Ефимовой справедливо основывается на рассмотрении правового режима банковской тайны через призму обязанности не разглашать информацию.2 Иначе говоря, речь идет об относительном обязательственном правоотношении между банком и его клиентом. Это вполне обоснованный подход. Однако при дальнейшем рассмотрении, сравнивая банковскую тайну с коммерческой, Л.Г.Ефимова приходит к выводу, что банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны. Тем самым Л.Г.Ефимова сама себе противоречит, поскольку в этом случае надо признать, что по поводу коммерческой тайны тоже может складываться лишь относительное правоотношение.

Если банковскую тайну принимать за вид коммерческой тайны, то из этого вытекало бы, что их юридическая природа одинакова, а коммерческая тайна является обязанностью не разглашать информацию. Скажем, коммерческая организация в ходе своей деятельности произвела информацию, ставшую ее коммерческой тайной. Возникает вопрос: кто будет обязанной стороной в относительном правоотношении, если информация пока еще никому не передана ее обладателем? Разве мыслимо наложение на какое-либо третье лицо обязанности не разглашать информацию, если оно не обладает информацией. Кого же тогда считать обязанной стороной в относительном правоотношении? Саму организацию-обладателя информации? В чем же смысл возложения такой обязанности на обладателя информации, если для него самого экономически выгодно именно сохранение конфиденциальности? И можно ли тогда вообще считать коммерческую тайну объектом гражданских прав (статья 139 ГК РФ), если для его законного обладателя этот объект выражается не через право, а через обязанность.

Таким образом, следует сделать вывод, что для своего законного обладателя коммерческая тайна может быть выражена только через субъективное право, но не через обязанность. Охрана коммерческой тайны базируется именно на абсолютных, а не на относительных правоотношениях. Мысленный эксперимент, как способ доказательства «от противного», демонстрирует невозможность объединения коммерческой и банковской тайн.

В то же время сущность правового режима банковской тайны, как, впрочем, и других профессиональных тайн выражается через юридическую обязанность. Когда речь идет об относительных правоотношениях между конкретными субъектами (например, отношения, существующие на основании договора банковского счета), то охрана конфиденциальной информации организуется по такому принципу.

Конфиденциальная информация передается клиентом банку или создается в процессе исполнения данного договора (осуществление операций по счету), поэтому такая информация может быть точно определена (то есть известно, что именно надо охранять). Следовательно, несложно ко всем прочим обязанностям банка добавить обязанность хранить в тайне конфиденциальную информацию своего клиента. По своему характеру такая обязанность будет аналогичной остальным обязанностям по гражданскому договору.

Сказанное выше о банковской тайне будет относиться и ко всем другим профессиональным тайнам (тайне страхования, адвокатской тайне и др.).

Таким образом, следует сказать, что частноправовые тайны являются достаточно неоднородной совокупностью. Наиболее существенные различия заключаются в сущности охраняемых сведений, а также в типе и характере возникающих по поводу них правоотношений. По этому основанию частноправовые тайны предлагается классифицировать на:

— тайны-объекты, опосредующие принадлежность определенного блага (информации) конкретному лицу. К тайнам-объектам относятся личная, семейная и коммерческая тайны;

— тайны-обязанности, опосредующие законодательное ограничение социального движения реально существующей информации, юридическую фиксацию нахождения этой информации у определенного лица (группы лиц). К тайнам- обязанностям относятся профессиональные тайны.

Есть смысл использовать такую классификацию частноправовых тайн также и для обозначения двух целей, преследуемых публично-правовым режимом служебной тайны. В тех случаях, когда она направлена на обеспечение публичного (государственного) информационного интереса, служебная тайна является тайной-объектом. Здесь ограничение доступа к информации осуществляется государством, в лице соответствующего органа, в собственных интересах. Поэтому состояние господства государства над «своей» информацией выражается через субъективное право ограничивать доступ к информации, использовать ее и распоряжаться ею (в том числе путем снятия ограничения доступа). Примером является военная тайна, представляющая собой разновидность служебной тайны-объекта.

Если же установление режима служебной тайны осуществляется в интересах физических и юридических лиц, то следует вести речь о служебной тайне-обязанности. Поэтому состояние обладания государственным органом такой информацией выражается через его юридическую обязанность ограничивать доступ к находящейся у него «чужой» информации и не допускать ее разглашения без согласия лиц, у которых была получена данная информация.

Принципиальное отличие служебной тайны-обязанности от служебной тайны-объекта заключается в том, что служебной тайной-обязанностью государство (государственный орган) не вправе распоряжаться, поскольку это «чужая» информация. И, наоборот, со служебной тайной-объектом государство вправе поступать по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе прекращать ограничение доступа. Примером служебной тайны-обязанности является налоговая тайна. Обязанность хранить в тайне информацию о налогоплательщике возлагается на налоговый орган в силу статьи 102 Налогового кодекса РФ

В качестве резюме к статье отметим, что прикладное значение теоретической конструкции правовых отношений в информационной сфере заключается, в частности, в том, что она является фундаментом для систематизации правовых режимов информации.

Необходимо целенаправленное разграничение публично-правовых и частноправовых режимов информации. Кроме того, следует четко различать тайны-объекты и тайны обязанности. Еще раз подчеркнем, что уяснение сущности правовых режимов информации невозможно без исследования сущности правовых отношений, складывающихся по поводу такой информации.

Информация как объект правоотношений (стр. 1 из 7)

1. Основные положения информационного права

1.1 Информационное право

1.2 Информация как основной объект информационного права

1.3Специфические особенности и юридические свойства

2. Информационные отношения как основной объект правового регулирования

2.1 Субъекты информационных отношений

2.2 Отношения информационной собственности

2.3 Методы регулирования информационных отношений

3. Юридические источники информационного права

3.1 Информационное законодательство: общие положения

3.2 Конституция РФ как основа законодательного регулирования

информационной деятельности в России

3.3 Отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права

3.4 Авторское право и смежные права

3.5 Патентное законодательство

3.6 Законодательство о ноу-хау

3.7 Законодательство о средствах массовой информации

Тема курсовой работы «Информация как объект правоотношений».

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.

Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Это интересно:  Подсудность трудовых споров о взыскании заработной платы

Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

Цель курсовой работы – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.

1. Основные положения информационного права

1.1 Информационное право

Информация — это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн, ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений в области информации, в первую очередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества от воздействия вредной информации и дезинформации.

Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестников информационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.

Современное информационное общество может эффективно развиваться только в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.

Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прав и свобод личности. Впервые в российской истории главный закон страны закрепляет правовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прав и свобод: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (Конституции РФ, часть 4, ст. 29). Эта норма служит базой для создания новой комплексной отрасли права — информационного права.

Определение понятия «информационное право» складывалось постепенно. Для обозначения этой отрасли права применялись термины «программное право», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнее время «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н. Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).

Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в нашу жизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку самой разнообразной информации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодня правомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационное право — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.

Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества, активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.

1.2 Информация как основной объект информационного права

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).

С философской точки зрения понятие «информация» определил Н. Винер: информация — это не энергия и не материя. Простое и понятное каждому определение информации дал С.И. Ожегов. Это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х годов XX в. под информацией действительно подразумевались сообщения и сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. С середины XX в. информация становится общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).

Рассматривая информацию как объект правового регулирования, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном, общественном или ином обороте и по поводу которой или в связи с которой и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Информация как объект права должна быть четко определена. Примем за основу определение, данное этому понятию в ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

Информация как объект правовых отношений

В данной статье рассмотрим, что в законодательстве РФ понимается под информацией и какие ее виды существуют.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Следует отметить, что под информацией понимаются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, и информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Кроме того, законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Материал подготовлен юридической службой ООО «Таргет Телеком».

Статья написана по материалам сайтов: superinf.ru, mirznanii.com, targetsms.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector