+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ипу на отопление в квартире

Никитина Светлана, ведущий специалист по индивидуальному учету тепла ООО «Данфосс»

Актуальность внедрения индивидуального учета потребления тепловой энергии очевидна уже не только специалистам, но и жителям многоквартирных домов. Тарифы на отопление растут постоянно и единственная возможность сэкономить — это начать регулировать потребление тепла и платить по индивидуальным приборам. Специалистам же хорошо известно, что жилищный фонд потребляет едва ли не в два раза больше тепла, чем в Европе. И эта проблема также требует своего решения.

Закон предусматривает

Индивидуальный учет стал обязательным с принятием закона №261- ФЗ «Об энергосбережении». Часть 7 статьи 13 предписывает обязательную установку приборов индивидуального учета тепла в новом строительстве и реконструкции с 1 января 2012 года.

Поквартирный учет можно обеспечить двумя способами. В зданиях с горизонтальной разводкой систем отопления — путем установки квартирных счетчиков тепла на вводе в каждую квартиру. В зданиях с вертикальной разводкой — путем установки радиаторных распределителей на каждом отопительном приборе. Другие способы и разработки, известные в среде специалистов, пока непригодны к массовому внедрению.

Особенности радиаторных распределителей

Достоинствами радиаторных распределителей являются простота монтажа и обслуживания, надежность, отсутствие прямого контакта с теплоносителем и длительный срок службы (10 лет и более) без промежуточной поверки.

К недостаткам этих приборов можно было бы отнести косвенный способ измерения, не позволяющий напрямую измерить количество потребленного тепла, а только долю потребления каждого помещения в общем количестве тепловой энергии, потребленной всем зданием. При этом в идеале для правильного распределения в одинаковых единицах должны быть измерены доли всех помещений, так как только в этом случае можно точно пересчитать эти единицы в физические единицы теплоты, исходя из показаний общедомового прибора.

При монтаже распределителей обязательно должны быть письменно зафиксированы типы и размеры отопительных приборов, на которых установлены распределители. По этим данным определяются радиаторные коэффициенты для каждого отопительного прибора, предоставляемые производителем распределителей. Радиаторные коэффициенты должны быть либо сразу запрограммированы в каждый распределитель, либо учтены при расчете для каждого помещения в программном обеспечении. Эта процедура отработана у каждого производителя, однако её следует точно соблюдать.

Действующие методики в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением Правительства РФ №354, с последующими изменениями и дополнениями) допускают при расчетах по распределителям до 50% необорудованных помещений (по отношению к общей площади дома). Такая норма, безусловно, вносит погрешности в расчет величин индивидуального потребления. Это допущение оправдано только невозможностью на практике оборудовать приборами и собрать показания со всех 100% отапливаемых помещений многоквартирного дома даже при автоматизированном считывании показаний. Особенно это касается уже существующего жилого фонда, построенного до вступления в силу ФЗ №261.

Сначала была модернизация

О старом жилом фонде вообще разговор особый. К сожалению, в подавляющем большинстве многоквартирных домов отсутствует не только индивидуальный учет, но и погодное регулирование на вводе в здание, и индивидуальное регулирование в виде термостатов на отопительных приборах, и балансировка стояков, и, нередко, коммерческий учет на вводе в здания.

Без всего этого оборудования установка индивидуального учета лишена смысла. При этом весь комплекс мероприятий является достаточно затратным. В пересчете на одну квартиру это может составить несколько десятков тысяч рублей.

Проведение такой модернизации требует специальных финансовых и организационных схем, например, энергосервисных. Процесс сегодня тормозит отсутствие доступного кредитования, специальных фондов адресной поддержки данных мероприятий, недоработанная нормативная база. Слабая самоорганизация жителей многоквартирных домов и недостаточное количество грамотных специалистов в ЖКХ также ограничивают практику модернизации существующего жилья.

В данном направлении необходимы дальнейшие согласованные усилия жителей, государства, бизнеса и специалистов. Компания «Данфосс» проводит большую работу в этом направлении, организуя обучающие семинары специалистов компаний-партнеров, консультируя государственные структуры, занимаясь просвещением конечных потребителей. Мы призываем к сотрудничеству всех, кто понимает важность и актуальность данных мероприятий.

Когда обходят закон

В новом строительстве внедрение индивидуального учета идет активно, несмотря на то, что в ряде регионов застройщикам удается под разными предлогами обходить положения ФЗ №261. Одним из таких предлогов было якобы отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета при вертикальной разводке, так как распределители трактовались не как приборы учета.

Минрегион России на запрос Департамента градостроительной политики Москвы от 12 августа 2013 года разъяснил, что совокупность распределителей, устанавливаемых в многоквартирном доме, являются индивидуальными приборами учета, так как позволяют определить величину потребления каждого помещения при условии наличия общедомового прибора. Таким образом, распределители должны устанавливать в новостройках с вертикальной разводкой систем отопления. Это же касается и реконструируемых зданий.

Правила проведения расчетов

После сдачи в эксплуатацию зданий, оборудованных приборами индивидуального учета тепла, встает вопрос организации расчетов. С индивидуальными теплосчетчиками все просто: они показывают непосредственное потребление тепла в каждой квартире. Немного сложнее этот процесс организован по распределителям.

Правовой основой для таких расчетов являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В документе содержатся необходимые формулы и определен порядок оплаты за отопление по индивидуальным приборам, в том числе, по распределителям. Для начисления оплат программное обеспечение управляющих компаний и расчетных центров должно быть адаптировано к такой схеме расчета.

ООО «Данфосс» в качестве решения предлагает для своих приборов программное обеспечение, позволяющее вести базы данных показаний индивидуальных приборов, считывать эти показания, делать перерасчет в физические единицы теплоты для каждой квартиры, распечатывать результаты расчетов в различных видах — в том числе, индивидуальный расчет квартиры. Данное программное обеспечение предоставляется бесплатно и имеет гибкий формат выходных файлов, оно легко интегрируется в различные системы. Для освоения системы учета на базе оборудования и программного обеспечения «Данфосс» для специалистов управляющих компаний и обслуживающих организаций проводятся регулярные бесплатные обучающие семинары.

Часто возникает вопрос, как быть, когда оплаты за отопление начисляются не управляющей компанией, а напрямую теплоснабжающими организациями, при наличии прямых договоров с жителями. Ответ содержится в «Правилах предоставления коммунальных услуг». В этом случае теплоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги по отоплению, и на нее распространяются все права и обязанности исполнителя (раздел IV «Правил»). В том числе, исполнитель обязан принимать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета (включая распределители), установленные в квартирах, и начислять по ним оплаты в соответствии с «Правилами».

Таким образом, теплоснабжающие организации, заключающие договора по обслуживанию домов, в которых установлены распределители или квартирные счетчики, должны обеспечить ведение расчетов по индивидуальным приборам — установить необходимое программное обеспечение, направить на обучение специалистов, обеспечить снятие показаний и начисление платежей в установленном порядке.

Здесь не следует путать коммерческий учет и поквартирный. Под определение коммерческого учета в соответствии с Гражданским Кодексом РФ подпадает только учет на границе балансовой принадлежности между поставщиком и потребителем, при условии наличия у потребителя принимающих устройств, подключенных непосредственно к сетям поставщика. У жителей многоквартирного дома таких устройств нет, они имеются только на вводе в здание. Поэтому на поквартирный учет не распространяются «Правила коммерческого учета теплоносителя», а только «Правила предоставления коммунальных услуг».

Особенности применения

Следует отметить ряд недочетов «Правил», которые выявились на практике при внедрении индивидуального учета. В п. 42(1) (в соответствии с изменениями, внесенными ПП №344) говорится следующее:

«В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии».

Соответственно, формула 3 из Приложения №2 содержит расчет потребления квартиры по её площади исходя из среднего показателя по общедомовому прибору на 1 кв. метр площади квартир дома. Таким образом, если не собраны все 100% показаний индивидуальных приборов, то их показания к расчету не принимаются. На практике любая управляющая компания может подтвердить, что 100% показаний не удается получить практически никогда. При таком подходе установка индивидуальных приборов фактически теряет смысл, так как расчеты по ним вести не удается.

В случае с распределителями, в «Правилах» предусмотрены дополнительные требование в п. 53, которые предписывают по окончании года производить корректировку оплат с учетом показаний распределителей (по формуле 6 Приложения №2), что позволяет в итоге все-таки экономным вернуть сэкономленные средства, а «расточительным» квартирам — доначислить оплаты за избыточное потребление. Однако, в случае с квартирными счетчиками никакая дополнительная корректировка не предусмотрена. На наш взгляд, данная ситуация должна быть как можно скорее исправлена, так как находится в противоречии с ФЗ №261 и препятствует нормальному ходу внедрения индивидуального учета.

Недоработки формул расчета

При расчетах по распределителям, квартиры без приборов рассчитываются по площади по средней величине потребления на 1 кв. метр. Это не стимулирует жителей к установке и к поддержанию сохранности приборов. В самом деле, в квартирах без счетчиков, как правило, не заботятся об экономии и потребляют заведомо больше, чем в среднем по дому. Следовательно, они недоплачивают, а их оплата ложится на квартиры со счетчиками. В результате некоторые квартиры со счетчиками — не самые экономные, но все же установившие приборы, — вынуждены будут платить больше, чем квартиры без приборов.

Данную ситуацию можно было бы исправить путем введения повышающих коэффициентов для квартир без приборов — хотя бы для тех зданий, в которых индивидуальные приборы были установлены при строительстве или по решению большинства жителей дома. Коэффициенты можно ввести по той же схеме, которая введена для поквартирного учета воды и других энергоресурсов. Это восстановило бы справедливость в оплатах и стимулировало бы жителей к установке приборов в квартирах.

Еще одним недостаток нам видится в отсутствии доли общедомовых затрат (нерегулируемых затрат), распределяемых по площади, в формулах Приложения №2 для распределителей. Дело в том, что, в отличие от водоснабжения, доля таких затрат, не измеренных распределителями, и не регулируемых жителями, в системах отопления достаточно велика — не менее 30%. Особенно это касается вертикальных однотрубных систем отопления с не изолированными стояками, в которых квартиры получают значительную долю тепла от стояков. В европейских нормативах рекомендуется для таких систем отопления при применении распределителей повышать долю нерегулируемых (фиксированных) затрат в формуле расчета вплоть до 50%. Это повышает точность расчета и исключает ситуации, когда квартира отапливается от стояков и при этом может не платить за отопление.

Это интересно:  Принципы правового регулирования трудовых отношений

Несмотря на указанные недочеты, безусловно требующие корректировки, «Правила» все же обязывают и дают возможность переходить на поквартирный учет в домах, оснащенных распределителями. Жители имеют полное право требовать перехода на индивидуальный учет в тех домах, где установлено необходимое оборудование.

Тепло, еще теплее

Минстрой разработал проект поправок в Жилищный кодекс. По мнению ведомства, размер платы за отопление должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем — общедомового. А когда счетчиков нет совсем — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Документ будет принят до конца этого года, сообщили «РГ» в Минстрое.

Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты. Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных. В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс. Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. «По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов. И практически все 20 процентов — это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет», — говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.

В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.

«Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции. Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку. Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета», — говорит ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев.

В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.

Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах. При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год. Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади. В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.

Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников — которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового. А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома. Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием. Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах. Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. «По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, — говорит Кокин. — Иногда сложно добиться даже замены самих батарей». Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.

Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов — малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.

Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель. С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его. Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.

Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды. Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч. Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.

Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.

Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.

Порядок оплаты отопления в МКД, оборудованных ИПУ и ОПУ тепла

Автор: А. Р. Миронова

Как рассчитать плату за отопление по показаниям ИПУ, если потребители не предоставляют их либо сообщают о нулевом объеме потребления (близком к нулю)? Как воздействовать на них, если они не допускают исполнителя к прибору учета для проверки его состояния и снятия показаний? В нормативном акте есть пробелы.

В нашу компанию обратилась УК, в управлении которой находятся новые дома, где все помещения оборудованы ИПУ тепла. Ключевая проблема – правильный расчет платы. По каким формулам производить расчет с потребителями, не сдающими показания ИПУ и принципиально не допускающими представителей УК для проверки счетчиков? Как осуществлять расчет для потребителей, сдавших нулевые показания ИПУ (близкие к нулю) в связи с тем, что они перекрыли арматуру и обогреваются за счет других квартир или электрических радиаторов? Каким образом можно воздействовать на таких собственников?

В настоящей статье попытаемся дать УК практические рекомендации о том, как поступать в таких ситуациях, исходя из действующего законодательства и судебной практики.

Какие формулы применяют при расчете платы за отопление?

В пункте 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг описывается, в каких случаях (при наличии (отсутствии) ОПУ и (или) ИПУ) и по какой формуле исчисляется плата за коммунальные услуги. Согласно данной норме оплата коммунальной услуги по отоплению в МКД осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии в доме ОПУ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Если МКД оборудован ОПУ, но не во всех жилых или нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(1) и 3(2) из приложения 2 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Это интересно:  Материнский капитал на обучение ребенка

Если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) из приложения 2 исходя из показаний таких счетчиков.

В введенном в эксплуатацию новом МКД, оснащенном ОПУ, все помещения оборудованы ИПУ, поэтому следует применять формулу 3(3) и корректировать размер платы один раз в год по формуле 3(4), если органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.

Как рассчитывать плату, если показания ИПУ отсутствуют?

Напомним, что согласно п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг УК обязана производить расчет только в соответствии с данными правилами. Другими словами, если все помещения в МКД оборудованы ИПУ тепла, расчет все равно следует осуществлять по формулам 3(3) и 3(4), даже если не все потребители передают показания счетчиков.

При этом в силу пп. «з» п. 31 правил исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже одного раза в квартал путем указания в платежных документах:

– о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи соответствующих сведений исполнителю или уполномоченному им лицу;

– о применении в случае непредставления потребителями сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно данному пункту плата за коммунальную услугу по отоплению(когда в соответствии с п. 42(1) правил при определении размера платы используются показания ИПУ) определяется исходя из среднемесячного (за отопительный период) объема потребления в следующих случаях:

а) при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ либо в случае истечения срока его эксплуатации начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса по ИПУ;

б) при непредставлении потребителем показаний ИПУ начиная с расчетного периода, за который не переданы показания счетчика, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания ИПУ;

в) в случае отказа потребителя в допуске к ИПУ (см. пп. «г» п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг) и составления исполнителем соответствующего акта начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к ИПУ, до даты проведения проверки.

Во всех перечисленных случаях расчет производится для такого потребителя исходя из среднемесячного объема, но не более трех расчетных периодов подряд. Как определять плату по истечении указанных трех месяцев?

Показания ИПУ не переданы: прошло три месяца.

Согласно пп. «б» п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда показания таких счетчиков и распределителей снимают потребители). Данные проверки должны проводиться исполнителем не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в три месяца.

Как следует из п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг, при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение шести месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. Значит, в случае непредставления ежемесячных показаний ИПУ самим потребителем в течение шести месяцев исполнитель не только вправе, но и обязан провести проверку показаний ИПУ потребителя.

Однако имеется некоторая нестыковка в этой норме, так как по среднемесячному объему в случае непредставления показаний ИПУ можно производить расчет только три расчетных периода подряд [1], а проверку показаний ИПУ исполнитель обязан провести лишь спустя шесть месяцев.

Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом производить расчет в четвертом, пятом и шестом расчетных периодах?В такой ситуации считаем необходимым УК не дожидаться шести месяцев и провести проверку ИПУ спустя три месяца, поскольку данное право у исполнителя есть согласно п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок проведения такой проверки изложен в п. 84 правил. Согласно п. 85(3) данного документа в случае составления предусмотренного п. 85 настоящих правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении трех расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1 го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Казалось бы, все просто. Если потребитель не представил показания ИПУ:

– первые три месяца УК считает плату по среднемесячному объему потребления (по данным ИПУ за прошедшие периоды);– затем она проводит проверку и, если составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, по истечении трех месяцев рассчитывает плату по нормативу потребления с повышающим коэффициентом (Pi = Si x NT х 1,5 x TT). Данный порядок должен стимулировать потребителя к представлению показаний ИПУ.

Однако п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг введен в действие только с 01.01.2017, и мы видим, что законодатель не продумал возможность его применения, поскольку не внес изменения в формулу 3(3) из приложения 2 к правилам. Приведем ее для наглядности.

Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям ИПУ в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;

Viодн – объем (количество) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

– объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОПУ за предыдущий год;

Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Получается, что при применении исполнителем норматива потребления для расчета платы за отопление для недобросовестного, не сдающего показания ИПУ потребителя в течение трех расчетных периодов подряд исполнитель будет недополучать плату за отопление в части объема на ОДН.

Дело в том, что в норматив коммунальной услуги по отоплению (NT) включен расход тепловой энергии не только в помещении, но и на ОДН. Выходит, что в условиях применения норматива при расчете платы для не сдающих показания ИПУ потребителей при расчете платы для потребителей, передающих показания счетчиков, по формуле 3(3) показатель Viодн уже уменьшен на объем потребления, приходящийся на ОДН, содержащийся в нормативе для потребителя, не сдавшего показания.

Значит, в формуле 3(3) из приложения 2 вместо общей площади (Sоб) было бы логичнее применять общую площадь помещений только тех потребителей, которые сдают показания ИПУ тепла.

При применении формул в имеющемся виде исполнитель будет вынужден за свой счет оплачивать разницу по ОДН, однако с учетом того, что согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг для недобросовестного потребителя применяется повышающий коэффициент 1,5, расходы исполнителя, вероятнее всего, будут компенсированы.

ИПУ вышел из строя, утрачен: прошло три месяца.

Согласно ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а в домах, вводимых в эксплуатацию с указанной даты после капитального ремонта, должны быть установлены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их монтажа. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих счетчиков, их сохранность и своевременную замену.

В пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг также сказано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Однако на сегодняшний день нигде не установлена ответственность собственников за невыполнение указанных требований, как, впрочем, нет и механизмов принуждения (см., например, Определение ВС РФ от 19.07.2016 № 1587 О).

Согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг по истечении более трех расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, рассчитывается в соответствии с п. 42 правил в случае выхода из строя, утраты либо истечения срока эксплуатации ИПУ исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Однако п. 42 правил не регулирует порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Следовательно, в законодательстве имеется пробел: не предусмотрено, каким образом нужно производить расчет платы за отопление в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии либо истечения срока его эксплуатации по окончании трех расчетных периодов подряд.

В данном случае по аналогии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг было бы логично и для отопления применять расчет платы исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Таким способом можно было бы экономическим методом воздействовать на недобросовестных потребителей с целью исполнения ими своих обязанностей по замене и надлежащей эксплуатации ИПУ. Однако с учетом имеющихся норм Роспотребнадзор и органы прокуратуры вряд ли разделят мнение автора. Примеров судебных решений по данной проблеме в нашем распоряжении на сегодняшний день нет.

Это интересно:  Комплекс гто нормативы 2019

Как следует из буквального толкования п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, формула 3(3) из приложения 2 применяется, только если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ. При этом законодатель не поясняет, что значит «во всех помещениях установлены ИПУ». В каком случае помещение не является оборудованным ИПУ? Если счетчик вышел из строя и не произведена его замена в течение трех расчетных периодов подряд, является ли МКД оборудованным ИПУ не во всех помещениях?

Таким образом, следуя логике суда, до того момента, пока нет документа, подтверждающего выход ИПУ из строя (его утрату, истечение срока эксплуатации), расчет платы за отопление следует производить исходя из наличия ИПУ по формуле 3(3) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Подобным документом может стать акт проверки состояния ИПУ, составленный исполнителем (напомним, проверка счетчика может проводиться не чаще одного раза в три месяца). Если же потребитель в порядке, предусмотренном п. 81(13) правил, письменно известил исполнителя о неисправности ИПУ, первые три месяца плата исчисляется исходя из среднемесячного объема потребления по формуле 3(3). А затем будет обоснованным применение для расчета платы за отопление для всех потребителей в доме формулы 3(1) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Как производить расчет платы при поступлении нулевых показаний ИПУ (близких к нулю)?

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе:

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом (пп. «в»);

– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С (пп. «д»).

Отключая внутренние системы отопления жилого помещения от центральных систем отопления, то есть перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в квартиру (в результате чего ИПУ и может зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии), потребитель нарушает указанные запреты.

Суды приходят к выводу, что если потребитель поставил заглушку на трубу, то он все равно обязан вносить плату за отопление.

Выходит, Правилами предоставления коммунальных услуг в принципе не предусмотрены случаи, когда объем потребления тепловой энергии по показаниям ИПУ (Vin) в течение отопительного периода равен или близок к нулю. На наш взгляд, представление нулевого или близкого к нулю объема потребления согласно показаниям ИПУ означает, что потребитель не сдал показания счетчика вовсе. Поэтому на основании пп. «б» п. 59 правил справедливо рассчитывать плату за отопление для такого потребителя исходя из среднемесячного объема потребления. А через три расчетных периода подряд расчет платы производится согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг при условии составления акта об отказе в допуске к счетчику для снятия показаний и проверки его работоспособности и исправности системы теплоснабжения в помещении.

Как видим, в Правилах предоставления коммунальных услуг на сегодняшний день имеются некоторые пробелы. Применять имеющиеся нормы УК следует очень внимательно, чтобы не навлечь выставление штрафов контролирующими органами.

Мы рекомендуем действовать так: если потребитель не подает показания ИПУ, сдает нулевые показания, прибор учета вышел из строя или истек срок его эксплуатации, в течение трех месяцев следует рассчитывать плату за отопление исходя из среднемесячного объема потребления. Спустя три месяца, если потребитель отказал в допуске к ИПУ и это зафиксировано в установленном порядке, возможно начисление платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента (для остальных потребителей в доме сохраняется расчет по формуле 3(3)). Если же спустя три месяца имеются достоверные сведения, подтвержденные документами, о том, что ИПУ тепла вышел из строя, утрачен либо истек срок его эксплуатации, плата за отопление для всех потребителей в МКД исчисляется по формуле 3(1) (показания ИПУ тепла в ней не учитываются).

[1] До 01.01.2017 данный период также составлял шесть месяцев, однако Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 он был сокращен вдвое, тогда как положение п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг осталось неизменным.

Как работает ИПУ тепла и можно ли платить за отопление по индивидуальным счетчикам?

Использование индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг всеми честными плательщиками признано наиболее эффективным. Особенно это стало ясно после того, как получили распространение счетчики горячей и холодной воды. Что может быть более разумным, чем платить только за то, что потребляешь, и больше ни за что? Это логично и удобно, но не всегда легко применимо. К примеру, в случае, когда речь идет об использовании индивидуальных приборов учета тепла, возникает множество проблем. Но если задатся целью, то можно эти проблемы решить.

Как работает ИПУ?

Учет тепловой энергии происходит в виде измерения разницы температур и расхода теплоносителя. При установке индивидуального счетчика в квартиру для начала следует выяснить, вертикальная разводка системы отопления у вас в доме или горизонтальная. Это важно, поскольку покупка и установка счетчика тепла – удовольствие не из дешевых.

Приборы монтируют обычно прямо на трубу подачи теплоносителя, соответственно, если система отопления дома стоячная, то по логике придется на каждую трубу устанавливать отдельный счетчик, что достаточно затратно. При горизонтальной системе эта проблема отсутствует, там ставится один счетчик. Но если в вашем доме установлена вертикальная система отопления, можно поставить на батареи распределители, которые измеряют расход теплоносителя по разнице температур воздуха в помещении и поверхности радиатора.

В новостройках 2000-х годов, как правило, горизонтальная система, старые дома снабжены стоячной системой. После того, как счетчик устанавливают специалисты, он пломбируется. Кстати, не забудьте сделать максимум для того, чтобы из вашей квартиры не уходило тепло, иначе толку в установке индивидуального счетчика будет мало.

Надо брать?

Прежде чем покупать такой недешевый прибор и вызывать монтажников, что само по себе не так уж сложно, вам нужно урегулировать другую, гораздо более важную деталь, добиться от управляющей компании однозначного ответа на вопрос: станет ли она принимать показания индивидуальных счетчиков тепла в качестве данных, по которым начисляется плата.

С высокой долей вероятности ответ будет отрицательным. Дело в том, что для применения специальной формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, учитывающей показатели индивидуального прибора учета, необходимо, чтобы все жилые и нежилые помещения МКД были оборудованы ИПУ тепла. Такое требование содержит Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов «. В противном случае, применяется формула расчета, которая базируеся на показаниях общедомового прибора учета.

Таким образом, чтобы платить столько сколько потребил, нужно сагитировать всех собственников на добровольную установку индивидуальных приборов учета тепла. Как уже упоминалось, наиболее приемлимым с технологической точки зрения для домов с вертикальной разводкой систем отопления является установка радиаторных распределителей. Это компактные приборы, фиксирующие температурный напор между поверхностью батареи и воздухом в комнате.

Распределитель интегрирует по времени измеренную величину температурного напора и рассчитывает величину теплоотдачи отопительного прибора в пропорциональных единицах. Коэффициент перевода единиц распределителя в Гкал оказывается различным для разных зданий и разных периодов измерения. Этот коэффициент необходимо рассчитывать за каждый учетный период путем распределения между квартирами всех затрат дома, измеренных общедомовым счетчиком тепла.

Расчеты производит специальное программное обеспечение, в которое заложен алгоритм распределения потребленного тепла в соответствии с действующей нормативной базой. При этом чем горячее батареи в помещениях, тем большее значение показывают радиаторные распределители, а значит, и выше оплата за потребленные тепловые ресурсы. Однако сумма оплат для всех квартир всегда будет равна оплате для всего дома, выставленной поставщиком тепловой энергии.

Казалось бы, вот оно — решение

Однако даже не стоимость может стать причиной для отказа от этой идеи. До сих пор нет единства в трактовке понятия «распределитель». Вот, что об этом сказано в ПП РФ №354:

  • Распределитель — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Казалось бы — все понятно. Но поскольку документ не содержит фразу «распределитель — это индивидуальный прибор учета тепловой энергии», то это оставляет управляющей компании возможность отказать собственникам в применении формулы расчета платежа за услугу отопления по формуле, учитывающей показания ИПУ. Здесь, возможно, придется решать дело в суде. И, есть шанс выиграть дело. По крайней мере прецедент имеется. Еще в 2013 году Санкт-Петербургский городской суд, не нашел оснований полагать, что распределители не соответствуют законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Но, все таки, стоит признать, что на сегодняшний день в судебной практике не сложилось единства мнений поэтому вопросу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Статья написана по материалам сайтов: rg.ru, www.audit-it.ru, communal-control.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector