+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

История развития семейного права

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.

Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

§ 1. Историческое развитие русского семейного права

Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.

Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. И я сразу хочу подчеркнуть, что русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву.

Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху и распространение византийского законодательства, но и утверждение в обществе (и это, наверное, главное) христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье. К моменту принятия Русью христианства между христианским учением о браке и византийским законодательством уже существовали противоречия. Разновременные постановления вселенских и поместных соборов, канонизированные взгляды деятелей византийской церкви, с помощью которых решались острые социальные проблемы, привели к тому, что принципы христианского учения получали необоснованно расширительное толкование, а где-то игнорировались или замалчивались. Русская церковь с самого начала встала на путь распространения и пропаганды не христианского учения о браке, а византийских норм права, которые противоречили канонам христианства. Трудно сказать, что было основополагающей причиной подобной позиции Руси, но несомненно, что на момент принятия христианства авторитет византийской церкви имел мировое значение; для Руси это был вопрос престижа, потому она и согласилась стать одной из метрополий византийской церкви. Учредив в 1589 году патриаршество, Россия de jure освобождается от подчинения Византии, которое и раньше во многом носило номинальный характер, но не освобождается от норм канонического права: издавая в XVII в. печатный вариант Кормчей книги, русская церковь документально подтверждает приверженность византийскому законодательству.

Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными. Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью христианству. Поэтому, создавалась ложная ситуация, когда церковь и миряне боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и утверждение своей власти.

В течение трех веков происходил процесс создания светского права, которое постепенно вытесняло византийское законодательство и русское церковное право. Несмотря на авторитет византийского законодательства, постепенно брачно-семейные дела перешли в двойное подчинение, и нормы византийского права стали противоречить нормам светского права. Это порождало путаницу в применении норм права, так как неизвестно было, в каких случаях следует применять то или иное законодательство. Создание светского семейного права свидетельствовало о более зрелом этапе развития права вообще. Значение этих процессов велико, вытеснение церковного права началось задолго до официальной ликвидации автокефальности русской церкви и образования Синода, подчиненного государю. Несмотря на данные тенденции, светское право не смогло до конца XVIII столетия полностью заменить церковное законодательство. Некоторые замыслы остались на бумаге, двойное подчинение вызывало пренебрежение к закону как таковому, от чьего бы имени он ни создавался.

Нормы русского семейного права проводились в жизнь церковью. Пожалуй, никогда в церковной организации не было даже относительного единства в реализации той или иной политики. Не исключено, что подобное единство невозможно. Как бы там ни было, всегда существовала борьба между отдельными звеньями в церковной иерархии. Высшее церковное руководство, претворяя в жизнь многие нормы канонического права, встречало противодействие со стороны не только православного населения, но и подчиненных ему приходских священников и даже архиепископов епархии. Во-первых, приходские священники, к огорчению митрополитов и патриархов, не меньше прихожан были верны языческим традициям и не понимали пафоса обличительных речей архиепископов в свой адрес, когда нарушали несущественный, на их взгляд, христианский обряд. Во-вторых, и это не менее принципиально, священнослужители на местах не имели необходимых законодательных документов, в частности, ни рукописной, ни печатной Кормчей книги не говоря уже о других законодательных актах), которые позволили бы им обратиться к тексту закона. Церковное руководство не ставило себе целью обеспечить священников приходов столь важными документами, не говоря уже о том, что многие послания архиепископов не доходили до места назначения, терялись по дороге. Кроме этих проблем существовало множество других.

В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической и идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Потеря церковью своего положения не была впрямую связана с утверждением абсолютизма, так как церковь обладала независимостью в течение, длительного времени. Нравственно-религиозное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей.

В XVIII столетии государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Эти и другие государственные меры рождали драматические конфликты между государственною властью и подданными. Какие-либо увещевания императриц, наказания виновных в нарушении закона не увенчались победой законности. Уменьшив влияние церкви на семейно-бытовые проблемы, государство, не смогло ее заменить. Церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи. Однако, его влияние на общественные процессы было недостаточно, подданными ощущалось уменьшение воздействия церкви.

Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение. Право существовало в некоторой стороне от народных обычаев, оно формировалось и совершенствовалось исходя из экономических, политических, идеологических направлений государственной деятельности. Противоречие между правом и традицией в сфере семейных отношений носило, характер принципиальный, потому что в данном вопросе закон не косвенно, а впрямую затрагивал автономность семьи и бытовых отношений. Государство, даже когда совершенствовало семейное законодательство, чтобы укрепить правовой статус наименее защищенных членов общества, наталкивалось на непонимание и недовольство со стороны подданных. В ряде случаев законодательство пыталось учитывать и христианские воззрения, и народные обычаи, но это не внушало доверия, так как создавало иллюзию того, чего, по сути дела, не было.

Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Ее особое место я вижу в том, что семейные узы представляли собой вид угнетения. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу.

Церковь строго подходила и к институту признания брака недействительным. Однако общественная жизнь и действовавшая система прекращения браков не способствовали сокращению незаконных браков.

Пожалуй, в единственном вопросе светское законодательство делало много — это в развитии института вдовства. Положение вдовы в России, как правило, вызывало уважение и у церкви, и у государственной власти. Государство заботилось о том, чтобы вдовы (а затем и вдовцы) были обеспечены вдовьим прожитком, который помог бы им существовать без посторонней помощи. Светское законодательство на протяжении трех веков совершенствовало институт вдовства и стремилось расширить круг вдов, обеспеченных вдовьим пенсионом. В то же время почтение государства и церкви к вдовьему состоянию подчеркивало личную несвободу человека, который мог поручить авторитет путем отказа от личных прав; аскетическая жизнь вдовы приближала, ее к церкви, и христианству, но путем отказа от борьбы с общественными предрассудками.

С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 году были приняты именно декреты “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака”, а самым первым кодексом советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 года), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния.

Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов.

Созданные на местах самостоятельные отделы загса уездных и волостных исполкомов в конце 1919 года были реорганизованы в подотделы управления НКВД, а в 1923 году — в столы при милиции. В 1924 году в связи с районированием уездов местные отделы загса были организованы при райисполкомах и сельсоветах.

В нашем крае органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, были созданы в 1920 году, о чем свидетельствуют первые актовые записи, хранящиеся и поныне в архивах отделов загса. Если точнее, подотдел записи актов гражданского состояния управления НКВД Ставропольской губернии (губзагс) был организован 8 апреля 1920 года. В том же году были открыты четыре уездных загса: Благодарненский, Александровский, Медвеженский и Святокрестовский (Ставропольский — объединился с губзагсом) и 153 местных. В это же время были изданы регистрационные книги, необходимые инструкции, наказы, циркуляры.

Поле деятельности губзагса было весьма обширно: контроль за правильным исполнением Кодекса об актах гражданского состояния; разъяснение и толкование должностным лицам его статей применительно к местным условиям; выдача различных справок; обеспечение уездных и местных подотделов необходимыми книгами и бланками; выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста; контроль за отчетностью местных загсов, в том числе и за движением дел, по которым пропущен срок регистрации актов гражданского состояния.

С развитием нового государства совершенствовалось и семейное законодательство. В 1926 году, например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 году, например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР “О порядке и сроках регистрации рождений и смертей”, в 1940 году — Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен”, в 1943 году -Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об усыновлении”, в 1946 году — постановление Совнаркома РСФСР “О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния”.

Это интересно:  Незаконная предпринимательская деятельность куда жаловаться

§ 2. Российское семейное право на современном этапе

Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно, говорится об институтах семейного права. Например:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный, минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Более обстоятельно положения семейного законодательства освещены в Семейном Кодексе:

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Новый Семейный Кодекс содержит много новелл посвященных усилению гарантий прав детей. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В Кодексе выделена специальная глава Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, раннее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.

В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) — принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, нельзя не отметить и некоторое снижение гарантий защиты прав несовершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного Кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Ст. 13 Кодекса допускает возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного возраста ниже 16 лет без установления каких-либо нижних пределов, что не согласуется с Уголовным Кодексом РСФСР (ст. 119). В ст. 81 Семейного Кодекса при сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам родителя — на одного ребенка 1/4 и т.д., допускается безграничное уменьшение этих долей по усмотрению суда «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств».

Еще одним важным актом в области семейного права является утвержденное Правительством Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам (Постановление от 15. 09. 1995 г. ¹ 917). Этим актом упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а также приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует положениям ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка.

§ 3. Поощрение и охрана брака и семьи в зарубежных странах

Значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.

Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 года устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ст. 21, ч. 1, Конституции Греции 1975 года, “семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства”; что касается равноправия полов, то оно в общей форме декларировано в ч. 2 ст. 4 Конституции.

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть пятая ст. 4 мексиканской Конституции гласит: “Долг родителей — соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитию. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями”. Итальянская же Конституция уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рожденным вне брака всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.

Сложная демографическая ситуация Китая побудила составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы: “Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития” (ст. 25); “Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости (часть вторая ст.49).

В то же время, учитывая падение нравов в нашем обществе нельзя не обратить внимания на следующие положения частей третьей и четвертой той же ст. 49 Конституции КНР: “Родители обязаны содержать и воспитывать несовершенно летних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми”.

Теги: История семейного права Реферат Семейное право

История развития семейного права России

Впервые брачно-семейные отношения получили правовое регулирование в советском Семейном кодексе законов об актах гражданского состояния 1918 г.

В 1936 г. правовое регулирование семейно-брачных отношений получило новое развитие в постановлении ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного

наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о браке и семье».

Дальнейшее укрепление семейно-брачные отношения как отрасль права получили в Кодексе о браке и семье РСФСР, который был принят на пятой сессии Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 30 июля 1969 г.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим семейно-правовые отношения на территории РФ, является Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.

СК устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами и определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

СК РФ содержит нормы, обязывающие, в частности, совершеннолетних детей к содержанию своих нетрудоспособных родителей, супруга и бывшего супруга к содержанию своего нетрудоспособного супруга.

8-9. Госуд. поддержка семьи в РФ;

В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ обеспечивается государственная защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечено: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (п. 3 ст. 16). Аналогичные положения отражены в Международном пакте «О гражданских и политических правах» 1966 г. (п. п. 1, 2 ст. 23). В Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. государствами-участниками признано, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10), а также «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11). Нормы международных договоров обязывают Россию осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях, их воспитании. И Конституция РФ, и международные правовые нормы признают необходимость государственной поддержки и защиты семьи, потому что одно из важнейших ее предназначений — рождение и воспитание детей.

Материнство — это особое состояние женщины, в котором она пребывает как в период беременности (вынашивания ребенка), так и после рождения ребенка . Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком . Детство — это период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего или иного возраста, с которым закон связывает наступление гражданской дееспособности в полном объеме. В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность в полном объеме возникает при вступлении несовершеннолетнего лица в брак до достижения 18 лет, а также вследствие эмансипации по ст. 27 ГК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История семейного права

Семейное право России до 1917 года

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отры-вочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, криви-чей — еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулирова-лись в этот период обычным правом.

В различных источниках содержатся указания на несколько спосо-бов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение не-весты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты на-чинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в лето-писи, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились.

Существуют многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невеста становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.

Это интересно:  Отличие упрощенной системы налогообложения от общей

Развод в тот период производился свободно, причем есть основа-ния полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть, и женщина.

С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В пос-ледующем Номоканон был дополнен постановлениями русских кня-зей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.

Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытесне-ние византийским законодательством обычного семейного права про-исходило медленно. Церковное венчание, введенное в XI в., практико-валось только среди высших слоев общества, остальное население за-ключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Особенно распространен был обряд заключе-ния брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака. [3;47]

Возраст вступления в брак был установлен: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалось отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступаю-щими в брак не должно быть «великой разницы в летах».

Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака.

Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так и византийская, в отличие от католической, в принци-пе признавала возможность развода. В России формально существо-вавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу явля-лось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как иму-щество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством, совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физических элементов брака.

До московского периода замужние женщины пользовались отно-сительной свободой, затем наступила так называемая эпоха терема, когда женщины из верхних слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников.

Семья в тот период напоминает маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.

Частное право в России в этот ранний период еще не выделилось как таковое, и говорить об отнесении семейного права, основанного на таких началах, к частному или публичному невозможно. Однако се-мейное право и семейный уклад России той эпохи отличались от се-мейного права и семейного уклада Западной Европы и особенно Древ-него Рима. И в России, и в Западной Европе семья функционировала как публичная организация, а власть домовладыки практически ничем не ограничивалась римским законам она была даже строже, чем в России: в Риме домовладыка имел над женой и детьми право жизни и смерти. Но весь строй общественной жизни в Риме и в Западной Европе, а также господствующее правосознание приводили к тому, что эти законы почти не применялись.

Имущественные отношения супругов в России, напротив, отличаются от имущественных отношений супругов Западной Европы в сторо-ну признания за замужней женщиной большей самостоятельности.

При обручении в сговорной записи могли устанавливаться условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться зна-чение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственни-ками своей матери.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никог-да не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному по-каянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.[17;68]

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом слу-чае «биении жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиаль-но в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. 3а одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. пред-писывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи. [17;74]

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии Семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполне-ния пробелов в каноническом праве.

Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда, непродолжи-тельное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Рос-сийской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольного и непринуж-денного согласия сочетающихся лиц». Указом 1722 г. было запрещено женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».

Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка также не увенчалась успе-хом. При Петре I обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положе-ние получило развитие в Своде Законов. Часть 2 ст. 12 Законов граж-данских гласила, что брак не может быть предметом гражданско-пра-вовых сделок, и потому обещание вступить в брак может быть свободно Не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обру-чение сливается по времени с венчанием. [62;53]

В 1721 г. православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступить в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим и было установлено правило (существующее в каноническом праве и в настоящее время) о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православным, дав подписку о том, что он не будет совращать право-славного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в право-славии.

В 1810 г. Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седь-мой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светское законодательство распространило ограничения только до четвертой степени бокового родства и свойства. Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство.

В 1744 г. Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, — гласит Указ, — для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было полу-чить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (ст. б Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родите-лей, тем не менее признавался действительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (ст. 9 Зако-нов гражданских) За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. [46;33]

Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приход-ской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутст-вии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц император-ской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию и по воле мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был нерасторжим, дозволялась только сепарация — судебное разлучение супругов. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли. Протестантская церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «от-вращении супруга к брачной жизни».

По иудейским религиозным законам муж мог развестись со своей женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.

Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в об-ществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 г., приобре-тает более цивилизованные формы. С 1845 г. муж не вправе подверг-нуть жену физическому наказанию. Насильственное пострижение в монахини также становится невозможным. [57;25]

Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. Только ссылка мужа освобождала жену от этой обязанности.

Жена имела право и была обязана носить имя мужа и следовать его состоянию. Исключением из этого правила признавалась лишь приви-легия дворянок, вышедших замуж за лиц недворянского звания, сохра-нить дворянство, не сообщая его мужу.

Имущественные отношения супругов с XVIII в. также меняются. С петровских времен приданое жены рассматривается как ее раздель-ное имущество, которым муж не может даже пользоваться. Указ 1715г. давал жене право свободно продавать и закладывать свои вотчины без согласия мужа.

Следует еще раз подчеркнуть, что до самой революции брачное законодательство России не было светским. Российские законодатели упорно отказывались от проведения реформ, признанных необходи-мыми всеми ведущими специалистами в области гражданского права.

Особенно негативным было отношение законодателей к введению Гражданского брака. Гражданский брак не только не допускался в Российской Империи, Россия так никогда формально и не признавалa гражданские браки, заключенные в странах, где они существовали. В 1902 г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию, так как она предусматривала взаимное признание браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.

Единственной уступкой стало разрешение раскольникам заключать гражданские браки, подлежавшие регистрации в полицейском управлении. Их введение было вызвано тем, что, не признавая раскольничьего духовенства, российское правительство не признавало и заключаемые им браки. Раскольники, следовательно, не могли вступить законный брак, не приняв предварительно православия. С 1906 г., после издания указа о веротерпимости, стали допускаться церковные браки между раскольниками. Гражданские браки сохранили значение; только для раскольников-беспоповцев.

В Петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отда-вать их в монастырь.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специаль-ный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса счи-талось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непо-чтения», это только усугубляло вину детей.

Родители имели право требовать выдачи детей от любого лица независимо от того, отвечало это интересам детей или нет.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные роди-тели могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере.

Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к полезной деятельности: определению сыновей на службу, а дочерей — замуж. Родители должны были также предоставлять содержание несовершен-нолетним детям в соответствии со своими возможностями.

Усыновление в России традиционно разрешалось свободно всем сословиям, кроме дворян, которые могли усыновлять лишь при отсут-ствии нисходящих боковых родственников той же фамилии. Усы-новление допускалось только в отношении родственников, но не чужих детей. Усыновление дворянами каждый раз оформлялось инди-видуальным актом императора.

ВЫВОД: Сведения о начальных этапах становления семейных правоотношений возможно и не подлежат научному обоснованию, т.к. доступны нам из летописей, но несмотря на это они имеют смысл.

С научной достоверностью можно лишь говорить о семейных правоотношениях в годы империи, так как при Петре I много внимания уделялось разработке законодательной базы в этой области.

В регулировании брачно-семейных отношений в предреволюционной России был сделан значи-тельный шаг вперед. Семейное законодательство в целом находилось примерно на том же уровне развития, что и законодательство большин-ства европейских стран.

Наиболее остро стояла проблема введения гражданской формы брака, упрощения процедуры развода, а также уравнения в правах внебрачных детей.

Это интересно:  Стр 070 в 6 ндфл как заполнить

На протяжении всего исторического периода на развитие норм семейного законодательства особое влияние оказывает церковь и старообрядчество.

Но наступала новая эпоха и необходим новый взгляд на проблему.

история развития семейного права

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Введение
Семья — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. От прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. Многообразие признаков, характеризующих семью как специфическую группу, объясняет существование разных понятий «семья».
С точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством.
Каждый из этапов развития российского семейного права представляет интерес. Во-первых, отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, во-вторых, служит наглядным примером того, как, в каком направлении менялось правовое воздействие на семью и на ее членов.

1 История развития семейного права в России до 1917г

1.2 Семейное право России периода Империи
Основные источники правового регулирования семейных отношений данного периода: Свод Законов Гражданских как составная часть Свода законов Российской Империи; Указы Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая II, Александра II.
В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши – двадцать лет, для девушки – семнадцать лет.
Запрещалось вступать:
• в новый брак, во время существования прежнего, законом не расторгнутого;
• в четвертый брак; в брак лицу, имеющему более 80 лет отроду;
• в брак монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан «доколе они в сем сане пребывают»;
• в брак лицам, находящимся в степенях родства и свойства, «церковными законами возбраненных». Различалось родство трех видов: кровное (возникающее в силу рождения), духовное и гражданское, создаваемое усыновлением. При этом учитывалось и внебрачное родство.
Последним условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты, и родителей было уравнено. Кроме канонических условий для вступления в брак действовали условия, введенные светским законодательством. Такими условиями являлись состояние здоровья жениха и невесты (можно было венчаться душевно больным), согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры,. По указам Петра I, дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти до пятнадцати лет должны были учиться. При завершении обучения молодым людям выдавались «свидетельственные письма», без которых «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий.
Первой стадией заключения брака было обручение. В 1702г. Петр I упразднил обручение, оно осталось в качестве обычая. По указу был установлен срок до венчания – шесть недель, чтобы будущие супруги познакомились. При подготовке к венчанию решался вопрос о приданном, которое давали невесте ее родители. После окончания срока обручения начиналась подготовка к обряду венчания. Желающие вступить в брак должны были письменно или «словесно» уведомить об этом священника своего прихода, после чего в церкви производилось «оглашение», тем самым предоставлялась возможность всем, кто имел сведения о препятствиях к браку, сообщить о них священнику письменно или на словах.
Каждый брак записывался в приходскую (метрическую) книгу.
В Уставе Благочиния, принятом в 1782г., провозглашались некоторые принципы взаимоотношений супругов: «…Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, …уважая, защищая и извиняя ея недостатки, облегчая ей немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина, жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу…».
Прекращался брак «сам собою через смерть одного из супругов». Что же касается расторжения брака, то оно осуществлялось «формальным духовным судом» по просьбе одного из супругов в трех случаях:
• при доказанности прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию;
• когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния;
• при безвестном отсутствии другого супруга.
Но существовали и другие основания, которые, не будучи законными, ис-пользовались для расторжения брака: старость, бесплодие жены.
Нравственно – религиозная ориентация семьи была направлена на авторитет ее главы, почтении к старшим, уважение мнений родителей; дети находились в полной зависимости от своих родителей.

2 История развития семейного права в России после 1917 года

2.1 Семейное право России с 1917 по 1926 год
Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе предназначавшихся для регулирования семейных отношений. Они были необходимы, т.к. церковь была отделена от государства. Поэтому в октябре 1918 г. появился семейный кодекс – « Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».
Характерными чертами семейного права этого периода стало:
— утрачивает правовое значение церковный брак;
— закрепляется свобода расторжения брака под контролем государства;
— уравниваются в правах законные и незаконнорожденные дети;
— вводится институт судебного установления отцовства;
— еще более упрощается процедура развода;
— вводится институт признания брака недействительным;
— закрепляется принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей;
— вводится институт опеки;
— не признается усыновление.
Семейный кодекс 1918 г. предусматривал и так называемые материальные условия вступления в брак. Прежде всего, достижение брачного возраста, который для лиц женского пола составлял 16, а для мужского — 18 лет. Кроме того, вступающие в брак должны были «быть в здравом уме». А заключение брака допускалось только «при наличности» взаимного согласия вступающих в брак. 2.2 Семейное право России с 1926 по 1969 год
Новые социально – экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года.
От прежнего, этот кодекс отличался большим объемом в связи с расширением ранее действовавших правовых норм и введением новых. Разделу о браке предшествовали общие положения, которые остались неизменными («только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов»), но вместе с тем появилось положение, определяющее цели регистрации брака — в интересах государственных и общественных, ради охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Брачный возраст по кодексу 1927 г. был одинаковым для мужчин и женщин — 18 лет. Но для женщины он мог быть снижен — не больше чем на один год. Запреты к браку остались прежними. Стремясь защитить женщину, по чему-либо не оформившую в органах записи актов гражданского состояния свой брак, семейный кодекс узаконил понятие «незарегистрированный брак».
Простота прекращения брака путем его расторжения отразилась в ст. 18, где было сказано: «При жизни супругов брак может быть прекращен как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему желанию кого-либо из них».
Таким образом, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. имел свое лицо. Сохраняя прежние положения, он не просто их повторял, а уточнял и дополнял так, как того требовало время. Женщина теперь могла вступить в брак, будучи не только более зрелой физически, но и способной самостоятельно распоряжаться своими правами.
2.3 Семейное право России с 1969 по 1995 год
Третья послереволюционная кодификация семейного права была проведена в период с 1968 по I970 годы. 27 июня I968 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Затем в их развитие были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках бывшего СССР. В РСФСР КоБС был принят 30 июля 1969 года и введен в действие с 1 ноября этого года.
Основные положения КоБС РСФСР:
— было сохранено признание юридической силы только за зарегистриро-ванным браком;
— был сохранен режим общей совместной собственности супругов и закреплен принцип равенства долей супругов в общем имуществе;
— появились отдельные нормы о личной собственности каждого из супругов;
— было предоставлено право на получение алиментов жене в период беременности и в течение полутора лет после рождения ребенка;
— КоБС предусмотрел два способа расторжения брака: судебный и административный (в загсе);
— было предусмотрено добровольное и судебное установление отцовства.

2.4 Современный период семейного права России
Период с 1995 года, ознаменовавшийся принятием Семейного Кодекса Российской Федерации следует считать шестым периодом в развитии русского семейного права.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
Семья — это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
Основные функции семьи:
— репродуктивная (продолжение рода);
— воспитательная;
— хозяйственно-экономическая;
— рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка);
— коммуникативная (общение).
Брак можно определить как юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности:
— брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
— для заключения брака необходимо наличие свободного добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак;
— брак — это равноправный союз;
— брак должен быть юридически оформлен: зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
— целью брака является создание семьи, в противном случае брак признается недействительным;
— регистрация брака, наряду с другими юридическими фактами, влечет возникновение взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов.
В ст. 12 СК РФ закреплено два условия заключения брака:
— добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;
— достижение ими брачного возраста.
Добровольное согласие лиц, вступающих в брак, предполагает свободное и независимое выражение намерения о заключении брака. Оно происходит дважды: в момент подписания заявления в загс о заключении брака и в устной форме во время регистрации брака.
Вторым условием заключения брака является достижение брачного воз-раста лицами, вступающими в брак. В ст. 13 СК РФ установлен брачный возраст для мужчин и женщин в 18 лет.
В этой же статье предусмотрена возможность снижения брачного возраста по просьбе лиц, желающих вступить в брак, при наличии уважительных причин до 16 лет. В виде исключения, при наличии особых обстоятельств, возможно снижение брачного возраста и ниже 16 лет.
В соответствии со ст. 14 СК РФ к обстоятельствам, препятствующим за-ключению брака, относятся:
— наличие другого зарегистрированного брака;
— наличие близкого родства у будущих супругов;
— наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак;
— недееспособность одного из вступающих в брак.
Семейным кодексом РФ (ч.З п.1 ст.l1) предусмотрена возможность государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность невесты, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.).
В книге актов гражданского состояния производится запись о заключении брака, а супругам выдается свидетельство о заключении брака.

Заключение
Законодательство о семье в России с течением времени претерпело значительные изменения. Отношения мужчин и женщин в браке являются вечным вопросом человечества. Брак в России на большей протяженности ее истории безусловно, был архаичен. Так, например, еще в начале 19 века фактически ни жених, ни невеста при заключении брака никаких ролей не играли. Всё решали родители..
Сегодня в семейном законодательстве закреплены наиболее важные и современные нормы, касающиеся заключения и расторжения брака.
Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется государством.
Семейный кодекс относит к основным принципам регулирования семейных отношений, прежде всего, признание брака, заключенного только в органах загса. Этот принцип основан на конституционном принципе защиты семьи государством.
В России важнейшим конституционным принципом, который находит свое выражение во всех отраслях российского законодательства, является равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому и в области семейных отношений, что особенно важно, не имеет и не должно иметь место установление какого-либо прямого или косвенного преимущества граждан или ограничение их прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»

Реферат на тему:

История развития семейных отношений в Российской правовой системе

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studbooks.net, freedocs.xyz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector