+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Из чего складывается система социального обеспечения

Становление социального обеспечения как вида профессиональной деятельности в советское время коренным образом отличалось от дореволюционных подходов: заботу о защите различных категорий населения государство полностью взяло на себя. Постепенно складывалась разветвленная система социального обеспечения, имеющая соответствующие органы на разных уровнях; проблемы социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения постоянно были в поле зрения правительства и разрешались с пользой для нуждающихся.

Вопросы социальной защиты и благосостояния народа, его здоровья, разумного образа жизни решались в тесной связи с развитием народного хозяйства, социально-экономическими достижениями. Уже в декабре 1917 года ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) утверждают Положение о страховании на случай безработицы. В Положении дается определение понятия «безработные», определяются финансовые источники, размеры пособий, функции органов, которым вменяется в обязанность решение вопросов безработицы.

Полторы недели спустя (4 января 1918 г.) принимается Декрет о страховании на случай болезни. Учреждаются больничные кассы, определяется их статус, структура, виды помощи (денежные пособия, врачебная помощь и др.), система управления делами кассы. Заметим, управление организуется на демократических началах: выборность, отчетность, подконтрольность управленческих структур.

Важное значение имело создание осенью 1918 г. Всероссийского Фонда социального обеспечения, а также утверждение 31 октября 1918 г. Положения о социальном обеспечении трудящихся. Благодаря этим документам четче определился круг лиц, подлежащих обеспечению; виды социального обеспечения (врачебная помощь, денежные пособия и пенсии, натуральная помощь), а также источники финансовых средств.

Центральным руководящим органом являлся Отдел социального обеспечения и охраны труда Народного комиссариата труда. Что касается финансирования социальных затрат, то в начале 1919 года было заявлено, что «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства.

Все общественные организации, частные предприятия, хозяйства, отдельные наниматели должны были уплачивать страховые взносы в местные казначейства. При этом государственные предприятия освобождались от всякого рода взиманий на социальное обеспечение.

Принятые правительством меры все больше упорядочивали, последовательно выстраивали систему социальной защиты; укрепляли ее централизованное начало. К концу 1918 года Народный комиссариат социального обеспечения представлял собой разветвленное системное образование и разделялся на семь отделов.

Важным этапом в становлении советской системы социальной защиты было введение, наряду с социальным обеспечением, полного социального страхования рабочих. Это произошло в 1924 году, после принятия первой Конституции СССР. Социальное страхование распространялось на всех без исключения рабочих и служащих независимо от характера их деятельности. При этом сами трудящиеся были полностью освобождены от уплаты каких-либо страховых взносов, т.к. эти взносы уплачивали за них предприятия и учреждения.

В стране было создано несколько негосударственных пенсионных страховых фондов, появились государственные страховые общества и компании, из средств которых выплачивались денежные пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным членом семьи, пенсии по инвалидности и старости, пенсии семьям рабочих и служащих при потере кормильца, пенсии за выслугу лет, пособия работающим женщинам по беременности и родам, по уходу за новорожденным, на кормление ребенка, пособия многодетным и одиноким матерям. Средства социального страхования расходовались также на посылку рабочих и служащих в санатории и дома отдыха, детей рабочих и служащих — в детские санатории и пионерские дачи; на бесплатное обучение и повышение квалификации, на выплату стипендии учащимся и ряд других выплат и льгот.

К 1929 году Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, которое стало одной из гарантий ряда основных прав граждан, закрепленных в Конституции. Однако социальное развитие того периода не было беспроблемным. Негативной тенденцией стал рост безработицы, произошло заметное ослабление семейного уклада: «формальный брак» был приравнен к законному, значительно упростилась процедура развода (он стал возможен по устному заявлению одного из супругов). Ослабление семейного уклада вело к ослаблению социальных основ общественной жизни.

Позже, в период Великой Отечественной войны, выделились основные, наиболее важные социальные проблемы: организация помощи семьям фронтовиков; трудоустройство инвалидов; помощь детям-сиротам, матерям и т.д. Несмотря на сложности военного времени, государство оказывало материальную и натуральную помощь семьям военнослужащих, зачастую предоставляя им определенные льготы (льготы по налогам, квартирной оплате, плате за обучение детей в школах и др.). В тяжелых условиях войны была разработана и осуществлялась специальная правительственная программа спасения детей, особое внимание уделялось инвалидам и пенсионерам.

В послевоенные годы был взят курс на восстановление народного хозяйства, переориентацию его на нужды мирного времени; дальнейшее развитие получила система социального обеспечения: возросли расходы государства на выплаты пенсий, для женщин-матерей вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, повсеместно развернулось строительство домов для престарелых, открывались интернаты.

К середине 80-х гг. в стране сложилась развитая система социальной помощи нуждающимся, охватившая широкие слои населения. Особенностью ее являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув работу благотворительных организаций. Практически в стране сложилась патерналистская государственная система социального обеспечения, финансируемая главным образом из госбюджета (95%).

Обширные социально-защитные меры, взятые на себя государством, формировали соответствующие взгляды граждан. Со временем в обществе утвердилась философия обязанности государства разрешать все социальные проблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативности в решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей в части поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты.

Заметным пробелом было и то, что социальная поддержка направлялась только на людей, уже попавших в беду и почти не велась профилактическая работа.

Замкнутость социальных служб на обозначенных задачах не способствовала профессионализму социальной работы, включению в нее специалистов гуманитарного профиля. Система социального обеспечения населения практически не имела специальных учебных заведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работой занимались все, кому доставалась эта роль.

Со временем в стране все больше стала осознаваться необходимость реформирования системы социальной защиты, первые попытки которой были предприняты в период перестройки, а также в 90-е годы в условиях современных социально-экономических и политических преобразований общества.

Система социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Принципы социального обеспечения:

1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

Читайте также:

  1. II пара ЧМН — зрительный нерв и зрительная система.
  2. II. Тарифная система
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. III) система статично невизначена.
  5. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.
  6. А-Ф. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  7. А-Ф. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН.
  8. А-Ф. РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА
  9. А-Ф. СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
  10. Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды
По государственному обеспечению
Трудовые пенсии
Пенсия за выслугу лет
Пенсия по старости
Пенсия по инвалидности
Социальная пенсия
По старости
По инвалидности
По случаю потери кормильца
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
ВИДЫ ПЕНСИЙ В РФ

Рис. 5.3. Пенсионные выплаты в РФ

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет. Законом также предусмотрено разнообразное льготное назначение пенсий по старости.

Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от группы инвалидности, причин инвалидности и размера заработка.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством РФ.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пособие назначается, если человек выпадает из трудовой деятельности на определенный срок. Т.е. в отличие от пенсий пособие носит временный характер, его срок в большинстве случаев возможно установить.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам, проходящим курс лечения; выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до 3 лет – 50%, от 3 до 5 лет – 60%, от 5 до 8 лет – 80% и свыше 8 лет – 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов (отпуск исчисляется суммарно).

Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

Ритуальные пособия выплачиваются родственникам умершего человека для оплаты услуг, связанных с погребением. Законом устанавлен гарантированный перечень услуг по погребению.

Пособие по безработице устанавливается гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев, в суммарном исчислении – 18 календарных месяцев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Найдено 7 определений термина СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

специальный вид деятельности государства, направленный на предоставление денежных пособий, иных материальных услуг и видов помощи гражданам, имеющим на это право по закону (см. также: Право на социальное обеспечение.) (С. А.)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

система О.с. включает в себя пенсии; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; пособия малообеспеченным семьям, пособия на детей; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях; пособия по безработице и т.п.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С. о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан, а т.ж. семей, имеющих детей, за счет государственного страхового фонда, а т.ж. коллективных и частных страховых фондов. В РФ система С.о. включает: пенсии, пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей- инвалидов и т.я,); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.

Социальное обеспечение

гарантированная государством система материального обеспечения и социального обслуживания граждан по достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, утраты трудового дохода и др. случаях, установленных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемой за счет внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых страховыми взносами (социальный налог) и ассигнованиями из госбюджета, и осуществляемая правомочными органами в порядке, установленном законодательством. СО выступает частью социальной защиты населения. Отсутствие соответствующего федерального кодифицированного акта затрудняет его определение, поэтому данное понятие выведено из признаков, содержащихся в Конституции РФ. Однако ее положения позволяют выявить главное содержание и предназначение СО в экономическом и юридическом значениях. Как экономическая категория СО служит определенным инструментом, используемым государством и обществом для решения такой главной проблемы, как неравенство личных доходов граждан. Для более справедливого распределения национального дохода используется особая практика распределения доходов, осуществляемая государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой и является СО. Как правовая категория, оно означает, что государство реализует политику перераспределения доходов, используя правовой механизм и закрепляя нормативным путем: организационно-правовые способы осуществления СО; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления СО; круг лиц, подлежащих СО; виды материального обеспечения (как способа удовлетворения потребностей граждан) и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав. СО представляет собой один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

в СССР в лироком смысле – советская социалистическая система материального обеспечения граждан СССР (или их семей) в старости, в случае болезни и потери трудоспособности и в других установленных законом случаях, а также система культурного и бытового обслуживания, осуществляемая за счет особых фондов, выделяемых ча эти цели; в узком смысле – та часть С. о., которая осуществляется за счет прямых бюджетных ассигнований государства, в отличие от социального страхования, страхования кооперативного (см.), и других видов С. о., осуществляемых путем отчислений из средств предприятий, учреждений и организаций, в которых работают трудящиеся. Право на С. о. закреплено в ст. 120 Конституции СССР, где предусматривается, что советские граждане имеют право на материальное обеспечение в старости, а также–в случае болезни и потери трудоспособности. Существует еще ряд других видов С. о., напр., обеспечение по случаю потери кормильца, обеспечение за выслугу лет, обслуживание домами отдыха .и т. д.

С. о. в широком смысле распространяется на всех граждан СССР и имеет различные формы организации, которые отличаются друг от друга по кругу обеспечиваемых по финансовой системе и по организационной структуре. Важнейшей формой С. о., непосредственно указанной в ст. 120 Конституции СССР, является государственное социальное страхование, которое распространяется на рабочих и служащих, финансируется государством за счет страховых взносов предприятий и учреждений и осуществляется через профсоюзы (и в некоторой части через органы С. о.). Аналогично государственному социальному страхованию построено кооперативное страхование членов промысловой кооперации и кооперации инвалидов, которое распространяется на членов артелей, проводится за счет страховых взносов, уплачиваемых артелями, и осуществляется советами кооперативного страхования, членами которых состоят сами артели. Общественная взаимопомощь в колхозах охватывает членов колхозов и проводится через кассы общественной взаимопомощи колхозов за счет средств, поступающих из общественных фондов колхозов и личных доходов колхозников, либо осуществляется непосредственно колхозами за счет общественных фондов помощи нетрудоспособным. Наконец, С. о. в узком смысле распространяется на военнослужащих и на некоторые другие контингенты, финансируется за счет ассигнований пэ общегосударственному или местному бюджетам и проводится через органы министерств С. о. (кроме обеспечения офицеров и генералов, которое осуществляется в ином порядке). Кроме военнослужащих, в порядке С. о. (в узком смысле) обеспечиваются также работники научно-преподавательского состава вузов и научных институтов, писатели, композиторы, лица, имеющие особые заслуги (персональные пенсии), лица, получившие увечье при трудовом участии в дорожном строительстве, и др. Обеспечение военнослужащих и их семей иногда называется гос. обеспечением.

Виды обеспечения и обслуживания, предоставляемые в порядке С. о., многообразны и могут быть разделены на 4 основные группы: денежное обеспечение (пособия и пенсии); трудоустройство (в частности, в специальной системе кооперации инвалидов) и необходимое для трудоустройства производственное обучение и переобучение; помещение в различные учреждения на полное содержание (дома отдыха, санатории, пионерские лагери, дома инвалидов, интернаты для инвалидов и др.); прочие формы натуральной помощи (напр., протезирование).

Уровень С. о. в СССР характеризуется высокими нормами пособий и пенсий, широким и разносторонним натуральным обслуживанием (в санаториях, домах отдыха, пионерских лагерях и т. д.).

О социальном страховании подробнее см. Страхование государственное, Пенсии.

В странах капитала, где действует основной экономический закон современного капитализма, требующий обеспечения максимальной капиталистической прибыли, никакого реального С. о. нет. Практикуемая в некоторых странах система государственного или общественного «призрения» основывается на ханжеских «принципах» частной «филантропии», «благотворительности» и «милостынях», используется для обмана и эксплуатации бедноты и служит источником обогащения всяких темных дельцов. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. т. н. «Всеобщая декларация прав человека» провозглашает, в частности, право на С. о. Но при обсуждении декларации империалистические государства отвергли предложения советской делегации указать на обязанности государства и общества принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для обеспечения возможности использования прав, указанных в декларации. В результате отклонения этих предложений предусмотренное в декларации право на С. о. носит лишь формально-юридический, абстрактный характер, ничего не дает трудящимся и провозглашено в демагогических целях бессовестного обмана эксплуатируемых и угнетенных масс.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Конвенции о правах ребенка.

С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность; б) доступность; в) всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.

Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») (см. также Пенсия по старости. Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).

В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами: социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой «универсального» обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

Государственная система социального обеспечения.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом. Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования. Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты страховых взносов. Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет страховых взносов перечисляемых в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС — индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы. Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других), следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 7 .

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Система права социального обеспечения. Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом. Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга. Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий). В 70-х годах прошлого века В.С. Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, determiner.ru, studfiles.net.

»

Это интересно:  Возврат товара купленного в рассрочку
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector