+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

К характеристике абсолютизма относится

Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.

Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.

Определение и сопутствующие понятия

Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.

Абсолютную монархию следует отличать от авторитарной и автократической форм правления.

Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.

Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.

Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.

Любая революция ведет за собой авторитаризм.

Признаки абсолютизма

К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:

  • высокую степень централизации государственной власти;
  • наличие разветвленного бюрократического аппарата;
  • наличие армии и полиции;
  • социальная опора монарха – дворянство;
  • идеологическая опора – тезис о божественном происхождении правителя;

возможность латентных ограничений власти монарха:

  • в экономике (равноправие различных форм и видов собственности);
  • в социальной сфере (структурное разнообразие социума и привилегии аристократии);
  • в идеологии (идеологический плюрализм).

Абсолютизм в истории

Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.

Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.

В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.

В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.

В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII—XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.

Современные абсолютные монархии

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.

Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.

Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.

Абсолютная монархия : общая характеристика

Абсолютная монархия : общая характеристика

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. По отношению к политическому режиму централизованных западноевропейских монархий Нового Времени и поддерживавших его политических теорий применяется также вторичное к понятию «абсолютная монархия» понятие абсолютизм. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и элит. При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации.

при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются разветвленный бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципы меркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем[1]. Расцвет абсолютиной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают в связи с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).

Атеистические государства: общая характеристика

Атеисти́ческое госуда́рство — государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти.

Первым в мире государством, где право атеистической пропаганды было внесено в Конституцию, стал Союз Советских Социалистических Республик. Атеистическими государствами также были другие социалистические страны. Народная Социалистическая Республика Албания, во времена правления Энве́ра Хо́джи, провозгласила себя первым в мире атеистическим государством и вообще запретила практику любой религии.

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

Влияние процессов глобализации на функции государства

Глобализация в наибольшей мере затронула экологическую функцию государства. Известно, что в высоком качестве окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Но особая роль в решении экологических проблем принадлежит государствам с высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом.

К числу функций, имеющих не только внутренний, но и глобальный характер, относится функция охраны и защиты прав и свобод личности. Права человека признаны международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в области соблюдения стандартов прав и свобод, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами этих стандартов (международной юрисдикции).

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения. Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в совместной обороне и коллективной безопасности. Новый миропорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, которая в условиях глобализации приобрела качества специализации, четкой организации, интеллектуализации и т. д.

Глобализация — это всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет более высокую ступень и глубину взаимопроникновения идей, норм, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения и согласования интересов. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед нарастающей угрозой его выживанию.

Это интересно:  Как оформить уход за инвалидом 2 группы

Внешние функции государства

Под внешними функциями понимаются основные направления деятельности государства на международной арене. Они призваны решать такие задачи государства, как установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от возможностей внешней агрессии и др. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними.

Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества- Эта разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Оборона страны от нападения извне- Обычно под оборонной функцией Советского государства понималось то, что предметно-политически характеризует деятельность государства по обеспечению безопасности нашей страны от агрессии. По словам Э. В. Шамарина, осуществляется эта функция в форме непосредственной военной защиты — применения вооруженной силы и в форме повседневных забот государства об укреплении обороноспособности страны.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время данная функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Содействие обеспечению международного мира- Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Кроме этого, данная функция охватывает обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом, а также участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Интеграция в мировую экономику- Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Эта взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами

Общая характеристика власти

Общая характеристика власти. Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти.

Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще. Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т. е. власть существовала на всех этапах развития общества.

Поскольку общество — сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть — явление социальное. Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения.

Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения. В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции. В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти.

Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений. В-пятых, власть — это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны. Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры.

Теократические государства

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (от гр. tueos — бог, kratos — власть) — особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей»

Федеративное устройство РФ

Федеративное устройство Российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3). Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.

Стабилизировать национально-государственное устройство Российской Федерации должен был Федеративный договор. В Российской Федерации Федеративным договором называют три договора, заключенные федеральными органами государственной власти с органами власти суверенных республик в составе РФ, с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. Данные три договора при всей их схожести единым договором не являются. Стороны заключили Федеративный договор, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений. Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась в Республику Ингушетия в составе РФ и Чеченскую Республику в составе РФ). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами РФ заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой.

Это интересно:  Окфс как узнать свой по инн

Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое, централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

Абсолютная монархия : общая характеристика

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. По отношению к политическому режиму централизованных западноевропейских монархий Нового Времени и поддерживавших его политических теорий применяется также вторичное к понятию «абсолютная монархия» понятие абсолютизм. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и элит. При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации.

при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются разветвленный бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципы меркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем[1]. Расцвет абсолютиной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают в связи с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).

Общая характеристика абсолютизма

В классическом виде (в Западной Европе) абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда нарождается капитализм и происходит разложение феодализма. Создается своеобразное равновесие — новая система (строй) еще не может взять верх над старой, а старая уже не может одолеть новую. При этом равновесии государственная власть как бы возвышается над классами, приобретает независимость. Это обеспечивается установлением финансовой самостоятельности государства (твердая налоговая система), созданием постоянной регулярной армии, чиновничества и полиции.

В России такой классической ситуации не было. Рыночные отношения в зачаточных формах развивались, но не в такой степени, чтобы привести к равновесию с господствовавшей феодальной общественной системой.

В России абсолютизм сложился в обстановке обострения внутриклассовой и в еще большей степени классовой борьбы, крестьянство выступало против усиливавшейся крепостнической эксплуатации (восстания Степана Разина, Кондрата Булавина и др.). Это подталкивало феодалов к передаче полноты власти неограниченному монарху.

Другой фактор — международное положение России. Она не имела выхода к морям, сохранялась угроза со стороны соседних государств (Речь Посполитая, Швеция, Турция).

Во второй половине ХVII в. сложилась возможность установления, абсолютной монархии. Она была подготовлена развитием государства в предыдущий период — было создано постоянное войско приказная система подготовила армию чиновников. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не надо было спрашивать у сословно-представительных органов разрешения на начало войны или решение других серьезных вопросов.

С середины ХVII в. сословно монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма.

Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но ее содержание и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его Императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах.

В этот период усиливается многонациональность России, к ней присоединяются районы, близкие по уровню развития к Великороссии (Украина, Прибалтика Белоруссия). Некоторые национальные районы (Украина, Казахстан, Грузия) присоединяются к России добровольно и даже по своей инициативе. Новые части Российского государства сохраняют в ней порой особый правовой статус (Украина. Казахстан). В целом же в Российской Империи развиваются отношения унитаризма закрепленные в особенности реформами устройства, проведенными при Петре I и Екатерине II.

Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно — представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, комплектуемых чиновниками.

В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный и процессуальный.

Общая характеристика “просвещенного абсолютизма”.

“Просвещенный абсолютизм” был одним из моментов разви­тия абсолютной монархии. Он не порывал с политикой полицейс­кого государства, а скорее даже усиливал ее. Точно так же он не отказывался от полноты власти, но обосновывал ее не столько со­ображениями о божественном происхождении этой власти, сколь­ко идеей естественного права и ссылкой на принцип общего блага. Определяющим моментом было начало государственности, служить которому были обязаны, по мнению представителей “просвещен­ного абсолютизма”, как государь, так и подданные.

Принцип государственности нашел себе яркое выражение в Общеземском уложении прусской монархии 1794 г.: “Цель граж­данского союза и общая цель законов есть благо государства во­обще и его обитателей в частности” (введение, § 77), “каждый член государства обязан поддерживать, соответственно его состоянию и средствам, благо и безопасность общежития”.

Для проведения в жизнь политики, ставившей себе целью до­стижение общего блага, вся полнота государственной власти долж­на принадлежать правителю. Иосиф II прямо указывал, что госу­дарственная власть принадлежит исключительно правителю, “кото­рый один только имеет право повелевать в государстве”. Та же идея высказана и в Общеземском уложении Пруссии: “Все права и обязанности государства относительно граждан и лиц, стоящих под его охраной, объединяются в лице главы государства” (кн. II, 13, § 1), который имеет “право направлять и определять для этой цели внешние действия всех жителей государства” (кн. I, введе­ние, § 78).

Проводя свои административные, финансовые и судебные ре­формы, представители “просвещенного абсолютизма” руководство­вались интересами дворянского государства, как они их понима­ли. Поэтому, как указывают некоторые историки, если предста­вители “просвещенного абсолютизма” принимали, например, не­которые меры к защите крестьян, то они руководствовались в этом случае не столько соображениями гуманности, сколько интереса­ми казны, так как крестьяне были главными плательщиками на­логов и в интересах казны было не допускать ухудшения их ма­териального положения, учитывая при этом интересы дворян.

Это интересно:  Вопрос по продаже коммунальной квартиры

Политика “просвещенного абсолютизма” являлась, в сущнос­ти, попыткой приспособить в известной мере государственный строй абсолютной монархии к потребностям развивающейся бур­жуазии. Задачей этой политики было сохранение абсолютизма и сословного строя, основанного на преобладании дворянства, про­водя ряд реформ, которые могли примирить с таким порядком рас­тущую буржуазию.

Фридрих II как представитель “просвещенного абсолютиз­ма”. В правление Фридриха II (1740—1786 гг.) система полицейс­кого государства в Пруссии продолжала не только сохраняться, но и развиваться. Фридрих II управлял государством при посред­стве вышколенной бюрократии, приученной к беспрекословному повиновению и исполнительности. Очень большое внимание он об­ращал на армию, где господствовала жестокая палочная дисцип­лина. Армия являлась орудием проведения весьма агрессивной внешней политики.

Фридрих II управлял Пруссией самовластно. “Государь для общества, им управляемого, — писал он, например, — то же са­мое, что голова для тела; он должен смотреть, думать и действо­вать за все общество, чтобы доставлять ему все выгоды, какие оно только может получить”.

В социальный строй Пруссии Фридрих не внес сколько-ни­будь заметных изменений: господствующее положение занимало дворянство. Прусское дворянство, в отличие от французского, яв­лялось служилым сословием. Его представители занимали почти все сколько-нибудь заметные должности в государственном управ­лении и офицерские места в армии. Для дворян-помещиков был организован дешевый кредит. Дворянство, впрочем, не было осво­бождено от платежа налогов. Горожане и крестьяне рассматрива­лись Фридрихом II как податная масса. Их права были сужены по сравнению с дворянами. Таким образом, в Пруссии существо­вал социальный строй, основанный на неравенстве правового по­ложения сословий.

Во время своего правления Фридрих II провел ряд реформ. Эти реформы стремились придать внешний порядок и закончен­ность его системе управления, оставляя неприкосновенными ос­новы государственного устройства (абсолютизм) и сословного строя Пруссии.

Одной из указанных выше реформ было отделение суда от администрации.

Убежденный сторонник меркантилизма, Фридрих II особенно заботился об увеличении государственных доходов, доведя при этом платежные силы населения до крайнего напряжения.

Фридрих II был заинтересован в сохранении крестьянских хозяйств, так как крестьяне поставляли рекрутов для армии и пла­тили налоги. Ввиду этого Фридрих II принимал меры к обеспече­нию прав крестьян, прежде всего на коронных землях, на зани­мавшиеся ими участки земли. Он не допускал удаления крестьян с этих участков: за крестьянами было признано наследственное право на землю: Фридрих II стремился сохранить права и поме­щичьих крестьян: он воспрещал присоединение участков земель, занятых крестьянами, к помещичьей земле или соединение не­скольких участков такой земли в одно целое; не разрешалось и приобретать крестьянский двор, хотя бы и с согласия крестьяни­на.

По указаниям Фридриха II были предприняты обширные ра­боты по пересмотру процессуального и материального права. Ре­зультатом этих работ было издание устава уголовного и граждан­ского судопроизводства (1748 г.), улучшившего прежнее судопро­изводство. При Фридрихе II было подготовлено составление об­ширной кодификации — Общеземского уложения, объединивше­го прусское законодательство. Этот кодекс был издан в 1794 г. уже после смерти Фридриха II. Основанный по мысли Фридриха II на принципах естественного права, кодекс сохранил сословное нера­венство населения, будучи до своему содержанию, по словам од­ного историка, “настоящей декларацией прав государя и государ­ства”.

Иосиф II как представитель “просвещенного абсолютизма”. Более последовательное проведение политики “просвещенного аб­солютизма” было предпринято Иосифом II (1780—1790 гг.). Еще в правление его матери Марии-Терезии (1740—1780 гг.) во владе­ниях Австро-Венгерской монархии были произведены некоторые реформы, за исключением Венгрии, которая сохранила свои пре­жние порядки. Был учрежден государственный совет — орган выс­шего управления и законодательства, были стеснены права сослов­ного самоуправления в отдельных областях в пользу бюрократии, правосудие было отделено от администрации, были предприняты кодификационные работы в области гражданского и уголовного пра­ва, в отношении крестьян было проведено ограничение барщины тремя днями в неделю, установлен правительственный контроль над судебной властью помещиков, приняты меры к ограждению крестьянских земельных владений от захватов со стороны поме­щиков и т. д.

Иосиф II в противоположность своей матери отличался боль­шой энергией в проведении реформ.

Он задался целью превратить земли, входившие в состав Ав­стро-Венгерской монархии, в централизованное государство, уп­равляемое посредством чиновничества (бюрократии). Иосиф II раз­делил исторически сложившиеся земли австрийской короны на гу­бернии, а последние на округа. Вместо земских чинов были на­значены управлять чиновники. Такая система была дополнена ре­формой центральных учреждений, состоявшей в слиянии воедино однородных учреждений, отдельных частей Австро-Венгрии. В при­сутственных учреждениях Иосиф II предписал употреблять не­мецкий язык.

В области религиозной политики Иосиф II проводил принцип веротерпимости[179]. Не ограничиваясь этим, он принял ряд мер к под­чинению церкви государству и к превращению духовенства в по­добие государственных чиновников. Особенной неприязнью Иоси­фа II пользовалось монашество. Иосиф II закрыл много монасты­рей, обратив в пользу государства их имущество, сократил число монахов. Иосиф II даже прямо вмешивался во внутренние дела церкви, предписав, например, форму богослужения. Светская шко­ла (в том числе и высшая) была изъята из ведения духовенства.

Иосиф II произвел значительные изменения в положении кре­стьян. Возможно, что он даже имел в виду найти в свободном кре­стьянском сословии опору для абсолютной власти в противовес дво­рянству. Рядом последовательных актов Иосиф II отменил кре­постное право в землях австрийской монархии (1782 г.) и в Венг­рии (1785 г.). Оно было заменено смягченным отношением зависи­мости — крестьяне были обязаны отбывать повинности в пользу помещиков и подчиняться их вотчинной юрисдикции, хотя и ог­раниченной. Крестьянам было предоставлено право выкупа у по­мещиков земельных участков, находившихся в их пользовании. Пользование этими участками было укреплено за крестьянами. В конце царствования Иосифа II повинности крестьян в пользу по­мещиков были переведены на денежные оброки.

При Иосифе II был предпринят пересмотр кодификационных работ, произведенных в правление Марии-Терезии. В 1781 г. был издан устав гражданского судопроизводства, построенный на прин­ципе состязательности. В 1786 г. была издана первая часть общего гражданского уложения, в 1787 г. — новое уголовное уложение и в 1788 г. — новый устав уголовного судопроизводства. В основу последнего по-прежнему были положены инквизиционные начала.

Реформы Иосифа II вызвали сильную оппозицию среди ду­ховенства и дворянства, интересы которых были задеты рефор­мами. С этим соединилось раздражение населения отдельных зе­мель, утрачивавших свои местные права. Раздражение в некото­рых землях переходило в прямое восстание (Бельгия). Крестьян­ство было отчасти увлечено духовенством, под влиянием которого оно находилось, отчасти было недовольно половинчатыми рефор­мами Иосифа II, желая большего. Наконец, Иосиф II встретился даже с либеральной оппозицией, восставшей, вообще, против са­мого абсолютизма. Совокупность всего этого вынудила Иосифа II незадолго до своей смерти отменить почти все произведенные им реформы (кроме провозглашения веротерпимости и освобождения крестьян от крепостной зависимости). Остальные реформы отме­нил преемник Иосифа II — его брат Леопольд II.

Статья написана по материалам сайтов: zdamsam.ru, studwood.ru, all-sci.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector