+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

К вопросу о финансах и финансовой системе

По вопросам финансов и их функций написано немало монографий, книг, научных статей, однако многие аспекты остаются до конца невыясненными, и поэтому они широко осуждаются, дискутируются в экономической печати, а также на научных конференциях по финансовым проблемам.

К дискуссионным относится вопрос об определении финансов как экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, В.В. Ковалев, А.Ю. Казак, Н.В. Миляков, О.И. Пилипенко, М.Л. Серова и др.) считают, что финансы представляют собой денежные отношения или совокупность денежных отношений. Другая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, П.И. Вахрин, А.И. Деева и др.) утверждают, что финансы — это экономические отношения или совокупность экономических отношений [13, c. 20].

Необходимо иметь в виду, что экономические отношения — понятие более широкое, чем денежные отношения, последние — часть экономических отношений, поэтому более правомерно считать (как это делают экономисты первой группы), что финансы — это денежные отношения.

Есть и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Такое определение финансов недостаточно точно и ясно, поскольку в нем не раскрыто, в чем состоит указанная специфическая форма.

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

— количества и наименования сфер финансовой системы;

— количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы — сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства [1, с. 70].

Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов [1, с. 70].

Есть и такие экономисты, которые в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора Л.А. Дробозиной в состав финансовой системы включены только звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.) [10, с. 72].

Такая классификация финансовой системы недостаточно точна, так как в ней не выделены крупные блоки (сферы), включающие ряд мелких звеньев финансовой системы. Кроме того, в указанном выше составе финансовой системы отсутствует финансовый аппарат, являющийся важным звеном финансовой системы, организующим финансовые отношения в обществе.

Что касается отдельных звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному.

Рассмотрим состав звеньев первой сферы — «финансы субъектов хозяйствования». Отдельные экономисты включают в эту сферу три звена: 1) финансы коммерческих предприятий и организаций; 2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации, другие финансовые институты); 3) финансы некоммерческих организаций. Некоторые авторы выделяют в составе первой сферы финансовой системы четыре звена: 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность; 3) финансы государственных и муниципальных предприятий; 4) финансы общественных организаций (объединений). Наконец, есть и такие экономисты, которые включают в состав первой сферы финансовой системы всего два звена: 1) финансы коммерческих организаций и 2) финансы некоммерческих организаций. Отдельные экономисты кроме перечисленных выше звеньев включают в указанную сферу и домашние хозяйства [12, с. 107].

Как видно из сказанного, среди экономистов пока нет единого мнения по вопросу состава звеньев сферы субъектов хозяйствования. До недавнего времени не было единого мнения по этому вопросу и среди экономистов Республики Беларусь. С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1998 г. этот вопрос можно считать разрешенным. В соответствии с указанным кодексом в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся: коммерческие организации, а именно хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства; некоммерческие организации, в которые включаются такие юридические лица, как ассоциации (союзы) — объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды. К фонду относится некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Физические лица — это граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели [5, с. 38].

Таким образом, названные выше субъекты хозяйствования (коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели) и являются тремя звеньями первой сферы финансовой системы — «финансы субъектов хозяйствования». Однако до конца не решен вопрос о включении в первую сферу финансовой системы домашних хозяйств. Большинство экономистов не включают домашние хозяйства в состав финансовой системы. Об этом сказано и в энциклопедическом словаре. Однако некоторые экономисты придерживаются другого мнения, они считают, что в составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» в качестве отдельного звена необходимо выделять домашние хозяйства.

Представляется, что выделение домашних хозяйств в качестве одного из звеньев первой сферы финансовой системы (финансы субъектов хозяйствования), имеет серьезные основания, так как в этом сегменте существуют определенные экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег. Домашние хозяйства являются важной экономической ячейкой общества, где осуществляется процесс формирования денежных доходов и их использование как на внутренние нужды (на приобретение продовольственных, промышленных и иных товаров), так и на общественные потребности (путем внесения платежей в республиканский и местные бюджеты и их последующего использования на финансирование плановых мероприятий) [10, с. 73].

Необходимо также иметь в виду, что в состав домашних хозяйств, согласно Системе национальных счетов, входят индивидуальные предприниматели, которые в Республики Беларусь включены в самостоятельное звено финансовой системы (в сфере «финансы субъектов хозяйствования»). Получается, что одна часть домашних хозяйств (индивидуальные предприниматели) включена в финансовую систему, а более значительная часть физических лиц домашних хозяйств, включающая одно лицо или группу лиц, но не занимающихся предпринимательством; не включаются в домашние хозяйства. Чтобы устранить это противоречие необходимо в ближайшее время внести соответствующие коррективы в законодательство Республики Беларусь, т.е. вместо индивидуальных предпринимателей включить в число хозяйствующих субъектов (и, следовательно, в состав сферы «финансы субъектов хозяйствования») домашние хозяйства.

Что касается такого звена, как «финансовые посредники», которое включается некоторыми экономистами в состав первой сферы финансовой системы, исходя из Гражданского кодекса Республики Беларусь, его нельзя включать в первую сферу. Финансовые посредники по характеру своей деятельности относятся к коммерческим организациям и, следовательно, должны включаться в звено «финансы коммерческих организаций» [2, с. 13].

Нет единого мнения у экономистов и по вопросу состава звеньев государственных (централизованных) финансов. Большинство экономистов в сферу государственных финансов включают обычно такие звенья, как «государственный бюджет», «внебюджетные фонды», «государственный кредит», «фонды страхования».

Включение первых трех звеньев у большинства экономистов не вызывает возражений. Что касается страхования, то включение этого звена в состав государственных финансов экономически необоснованно, так как все страховые организации России и Беларуси (в том числе и Белорусское государственное унитарное предприятие «Белгосстрах») функционируют как хозрасчетные предприятия, они получают прибыль от своей деятельности, вносят на общих основания в бюджет соответствующие платежи и т.д. Поэтому правомерно, как уже отмечалось выше, страховые организации включать в звено «коммерческие организации». Дополнительным аргументом о нецелесообразности выделения страхования в самостоятельное звено финансовой системы является тот факт, что в ведущих зарубежных странах страхование не выделяется в качестве самостоятельного звена финансовой системы [13, c. 39].

В последнее время в состав общегосударственных финансов отдельные экономисты включают и такое звено, как финансовый или фондовый рынок, который объединяет такие секторы, как рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. По нашему мнению, все денежные операции, имеющие место в перечисленных выше секторах фондового рынка, выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые, как отмечалось выше, включаются в коммерческие организации. Поэтому выделять дополнительное звено — «фондовый рынок» — в составе государственных финансов нет необходимости [1, с. 71].

Все сказанное выше говорит о том, что вопросы состава и структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления и обсуждения.

К вопросу о предмете современного финансового права (Тропская С.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Понимание сущности финансового права в дореволюционной
и советской литературе

Двойственное понимание финансов, надо полагать, вполне оправдывало применение более четкого и конкретного термина — «финансовая деятельность» — для характеристики предмета финансового права. Во-первых, в последнем понятии делается акцент на деятельности государственных органов, во-вторых, раскрывается ее содержание (формирование, распределение и использование денежных фондов), в-третьих, из сферы финансово-правового регулирования не выпадают и сами централизованные и децентрализованные денежные фонды. Таким образом, с одной стороны, понятие «финансовая деятельность» позволило советским ученым предельно конкретно очертить круг общественных отношений, которые могли выступать предметом финансового права, с другой стороны, оно охватило как динамический, так и статический аспекты финансов.

Это интересно:  Голосование граждан по вопросам местного значения

Финансовое право и его предмет
в условиях рыночной экономики

а) кредитный рынок (рынок банковского кредита);
б) валютный рынок;
в) рынок ценных бумаг;
г) рынок страхования.
Организация деятельности в указанных сегментах финансовых рынков и контроль в них фактически в учебниках по финансовому праву признается сферой ведения этой отрасли права. Так, указанным сегментам соответствуют, на наш взгляд, следующие финансово-правовые институты:
1. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности.
2. Валютное право.
3. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг.
4. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности.
В связи с этим представляется правильным добавить в содержание публичной финансовой деятельности еще одно направление: государственное регулирование и контроль на финансовых рынках. В качестве предположения также заметим, что в совокупности указанные институты могут в дальнейшем сформировать новую подотрасль финансового права — право финансового рынка.
Таким образом, под публичной финансовой деятельностью следует понимать управленческую деятельность публичной власти: 1) по организации денежного обращения; 2) по формированию, распределению, использованию публичных денежных фондов; 3) по государственному регулированию и контролю на финансовых рынках.
Добавим, что исходя из Конституции РФ финансовая деятельность государства включает все три указанных компонента, а финансовая деятельность муниципальных образований — только второй компонент, т.е. деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных муниципальных денежных фондов.
Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Неоднозначность, двойственность трактовки понятия «финансы» служит причиной использования более конкретного понятия — финансовой деятельности — в целях формулировки предмета финансового права.
2. В условиях рыночной экономики, признания дифференциации финансов на публичные и частные и финансовой деятельности на публичную и частную возникает необходимость расширения и корректировки понятия «публичная финансовая деятельность».
3. Публичная финансовая деятельность — это управленческая деятельность публичной власти по организации денежного обращения; по формированию, распределению, использованию публичных денежных фондов; по государственному регулированию и контролю на финансовых рынках.

Урок 3. Финансовая система и финансовые организации

Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии. Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Содержание

Структура финансовой системы

Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.

Централизованные финансы

Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.

Муниципальные финансы составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.

Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.

Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.

Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:

  • Доходы от местных налогов и сборов. Мэрия принимает местные законы точно так же, как и государство, и взимает налоги.
  • Отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов. Это значит, что государство может дополнительно помогать местному бюджету, если тот сам не справляется.
  • Отчисления от некоторых региональных налогов и сборов. Как мы видим, городскому бюджету может помогать не только государство, но и регионы.
  • Дотации. Речь идет о перечислении денег из государственного бюджета на безвоздмездной основе.
  • Доходы от муниципального имущества. Это может быть, например, сдача в аренду какого-то городского объекта.
  • Штрафы. Например, за неправильную парковку.
  • Иные поступления.

Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета могут быть такими:

  • Содержание органов местного самоуправления.
  • Озеленение и благоустройство территорий.
  • Содержание учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта.
  • Организация общественного транспорта. Автобусы, троллейбусы и трамваи требуют больших денег на ремонт и обслуживание.
  • Организация и содержание ЖКХ.
  • Утилизация и переработка отходов.
  • Содержание дорог местного значения, а также их строительство.
  • Проведение местных выборов и референдумов.
  • Прочие расходы.

В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.

Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.

Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количество денег на функционирование и выполнение своих функций.

У государственных финансов имеются три основные функции:

  • Контрольная.
  • Распределительная.
  • Регулирующая.

Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.

Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета:

  • Пошлины и неналоговые сборы.
  • Налоги на доходы юридических и физических лиц.
  • Региональные и местные налоги.
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль).
  • Поступления косвенных налогов и акцизов.

Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.

Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность.
  • Сельское хозяйство.
  • Наука.
  • Оборона.
  • Государственное управление.
  • Здравоохранение.
  • Социальная политика.
  • Международная деятельность.
  • Правоохранительная деятельность.

Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.

Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.

Коррупция

Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.

Это интересно:  Новый отчет по предпенсионному возрасту

Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.

В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным. Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая психология.

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

  • Налогоплательщика, формирующего бюджет.
  • Покупателя и потребителя товаров и услуг.
  • Кредитора или заемщика.
  • Накопителя денежных фондов путем сбережения части полученного дохода (об этом мы поговорим в следующем уроке).
  • Поставщика факторов производства: труда, капитала и так далее.

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

  • с государством
  • с предприятиями и организациями
  • с работодателями
  • с коммерческими банками по поводу кредитов и депозитов
  • со страховыми компаниями
  • с другими домашними хозяйствами

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

  • Заработная плата.
  • Пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные выплаты.
  • Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на бирже и финансовом рынке.
  • Доходы от предпринимательской деятельности.

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

  • Подоходный налог.
  • Налог на землю.
  • Налог на имущество.
  • Государственная пошлина.
  • Налог с владельцев транспортных средств.
  • Курортный сбор.
  • Сбор за уборку населенных пунктов.
  • И т.п.

Коммунальные и другие ежемесячные платежи.

  • Оплата коммунальных услуг.
  • Оплата за холодную воду.
  • Оплата за горячую воду.
  • Оплата электроэнергии.
  • Оплата за вывоз мусора.
  • Оплата за отопление.
  • Оплата за радиоточку.
  • И т.п.

Текущие расходы на потребление.

  • Расходы на одежду и обувь.
  • Расходы на продукты питания и напитки.
  • Расходы на периодические нужды: услуги парикмахера, прачечной, стоматолога, другие медицинские услуги, виды личного страхования и так далее.
  • Расходы на туризм, отдых, путешествия.
  • И т.п.

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров.

  • Приобретение жилья.
  • Приобретение автомобиля.
  • Приобретение мебели.
  • И т.п.

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем.

  • Расходы на образование.
  • Расходы на предпринимательскую деятельность.
  • И т.п.

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.

Финансовые организации

Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.

Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.

Можно выделить три типа финансовых организаций.

Коммерческий банк

Они делятся еще на три типа:

  • Коммерческий банк. Это кредитное учреждение, которое осуществляет банковские операции для физических и юридических лиц.
  • Инвестиционный банк. Такой вид банка организует привлечение капитала на мировых финансовых рынках для крупных компаний и правительств. Также является посредником при торговле акциями и облигациями, и может оказывать консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса.
  • Ипотечный банк. Предоставляет ипотечные кредиты, а также перепродает ипотечные ценные бумаги.

Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.

Небанковская кредитная организация

  • Ломбард. Такая организация дает краткосрочные кредиты под залог имущества.
  • Страховая компания. Она заключает договоры страхования и их обслуживание.
  • Негосударственный пенсионный фонд. Он аккумулирует средства пенсионных накоплений и может даже инвестировать их с согласия человека.
  • Кредитный кооператив. Специализируется на предоставлении финансовой помощи членам этой организации.

Инвестиционные институты

  • Инвестиционная компания. Члены такой организации дают ей право управлять их инвестициями. Создаются так называемые инвестиционные портфели, где собраны акции разных компаний. Это позволяет минимизировать риск в том случае, если какая-то компания обанкротится — тогда член организации потеряет только минимальную сумму денег, а в лучшем случае получит меньший доход.
  • Инвестиционный фонд. Похож на инвестиционную компанию. Различают несколько типов такого фонда, среди которых выделяются хеджевый и взаимный фонды.
  • Фондовая биржа. Обеспечивает регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Мы поговорим отдельно о ней в пятом уроке, когда будем изучать финансовый анализ.
  • Инвестиционные дилеры и брокеры. Брокер выполняет посреднические функции на фондовой бирже — только он имеет лицензию на совершение таких сделок. Дилер же ведет дела от своего имени и им может быть инвестиционный или коммерческий банк.

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Само существование международных финансов привело к тому, что большой финансовой кризис в одной отдельно взятой стране в итоге распространяется и на весь мир. Это, например, мировой кризис 2008 года. На сегодняшний день в мире переплетены международные финансовые потоки так сильно, что финансово грамотные люди обращают внимание на мировую экономику и пытаются предсказать будущее положение в своей родной стране.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

  • Всемирный банк. Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный валютный фонд. Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный банк реконструкции и развития. Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
  • Европейский инвестиционный банк. Создан с целью финансирования развития отсталых европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
  • Европейский центральный банк. Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.

В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дошли до Всемирного банка. Конечно на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, оружие у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения — крупным и общим планом, что мы и сделали.

Это интересно:  Прием на работу госслужащего что надо знать

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

1.1. Общее понятие о финансах и финансовой системе

Источниками кредитных ресурсов являются прямые займы финансово-кредитных организаций и денежные средства, привлеченные путем выпуска и продажи долговых обязательств ? облигаций, казначейских обязательств и др.
В сфере государственных и муниципальных финансов в зависимости от выполняемых функций могут быть выделены бюджеты органов власти и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В федеративных государствах, к которым относится Россия, в зависимости от уровней управления бюджеты органов власти подразделяются на финансы центрального правительства, финансы региональных органов власти и местные (муниципальные) финансы. Государственные внебюджетные фонды имеют, как правило, целевое назначение. В России, в частности, функционируют три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды также могут существовать на различных уровнях управления.
К некоммерческим учреждениям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся частные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т. д., а также политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации. Источниками их доходов являются в основном добровольные взносы и пожертвования, а также доходы от собственности. В состав сектора некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций. В составе финансов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в зависимости от вида деятельности могут быть выделены финансы потребительских кооперативов, финансы организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, культуры, отдыха, финансы общественных движений, политических партий, профсоюзов, религиозных организаций и др.
Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.
Домашние хозяйства получают доходы в денежной форме в виде заработной платы, пенсий, пособий, выручки от реализации товаров и услуг принадлежащих им мелких некорпорированных предприятий, доходы от собственности на капитал, землю и недра, проценты за предоставление денежных средств. Заработная плата является трудовым доходом. Она представляет собой выплачиваемое предприятием или государственным учреждением совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т. е. плату за предоставленный труд как фактор производства. Дивиденды по акциям можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретенный предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время владелец акций может рассматриваться в качестве владельца соответствующей доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трактоваться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия. Доходы от собственности на землю и недра ? это доходы, получаемые их владельцами за передачу их в пользование другим институциональным единицам (предприятиям). Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам.
Распределение доходов по отдельным категориям населения не равномерно. Соотношение отдельных видов доходов, связанное с интересами различных социальных групп населения, всегда было и будет оставаться сложнейшей практической проблемой и соответственно проблемой дискуссий между теоретиками-экономистами. Предметом постоянных дискуссий являются, в частности, такие вопросы: нужно ли и в каких размерах устанавливать уровень минимальной заработной платы, насколько обоснованными являются текущие субсидии фермерам, следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли, как сократить неравенство в личных доходах? Широко обсуждаются проблемы распределения собственности среди широких масс населения как средства разрешения противоречий. Проблема богатства и бедности может рассматриваться как проблема распределения доходов между владельцами факторов производства, действия механизма спроса и предложения, функциональной зависимости экономических явлений, общих условий рыночного хозяйства.
Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домашних хозяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:
? домашние хозяйства лиц, работающих по найму;
? домашние хозяйства предпринимателей;
? домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);
? домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты и т. д.).
Рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности. Поэтому наряду с секторами внутренней экономики выделяется также сектор «остального мира». Он объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические, и в том числе финансовые, отношения с единицами-резидентами. В состав «остального мира» включаются, в том числе институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: посольства, консульства, а также международные организации.
В экономических единицах, входящих в сектора экономики, в том числе в домашних хозяйствах и соответственно в секторах экономики, осуществляются финансовые операции, формируются и расходуются фонды денежных средств. При осуществлении финансовых операций институциональные экономические единицы взаимодействуют как с институциональными единицами данного сектора, так и с институциональными единицами других секторов. Финансы каждого сектора экономики могут рассматриваться самостоятельно, как составные части общей финансовой системы страны, взаимодействующие друг с другом. В этом смысле финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими странами.
Одновременно финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны. Основным критерием выделения подсистем является особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансовой базы, образующейся в процессе формирования первичных доходов и их перераспределения. Вместе с тем субъекты хозяйствования взаимодействуют друг с другом, как в пределах, так и за пределами секторов. Их финансы тесно переплетены и находятся в органическом единстве, предопределяемом их общим участием в процессе общественного воспроизводства. Экономические и финансовые интересы отдельных участников и секторов экономики нередко противоречат друг другу и общим экономическим интересам страны. Согласование интересов осуществляется на основе общей экономической и финансовой политики в стране.
Ведущая роль в экономической деятельности принадлежит институциональным единицам, в которых создается валовой внутренний продукт и образуются первичные доходы. Это экономические единицы, в которых производятся товары и услуги. Уровень их развития и нормальное функционирование предопределяют устойчивое образование доходов и экономическое развитие общества.
В экономической теории рыночного хозяйства институциональные единицы подразделяются на виды деятельности, производящие товары, имеющие, как правило, натурально-вещественную форму, и производящие услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но не имеющие, как правило, вещной формы. К отраслям, производящим товары, от носятся промышленность, строительство, сельское хозяйство и др. Отрасли, производящие услуги, в свою очередь, подразделяются на отрасли, производящие рыночные и нерыночные услуги. К рыночным услугам относятся услуги транспорта, связи, торговли и др. К нерыночным услугам относятся бесплатные услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. В этом состоит существенное отличие от использовавшейся в плановой системе хозяйствования системы баланса народного хозяйства (БНХ). В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сферы ? на сферу материального производства, создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Сфера услуг рассматривается как сфера, потребляющая материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимости подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально-вещественной форме созданная в производственной сфере продукция подразделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Соответственно первичные доходы формируются только в сфере материального производства.

Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, 4brain.ru, economics.studio.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector