+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Коммерческие унитарные юридические лица

Унитарные юридические лица — юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Разъяснение

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) подразделяет юридичекие лица на две группы: Корпоративные юридические лица (корпорации) и Унитарные юридические лица. В корпорациях их учредители (участники) обладают правом участия (членства) в корпорации. Это главный отличительный признак корпорации от унитарных юридических лиц.

Унитарное юридическое лицо это не организационно-правовая форма юридического лица, а категория группы юридических лиц.

Понятие Унитарные юридические лица» было введено в ГК РФ федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Определение понятия Унитерные юридические лица приведено в пункте 1 статьи 65.1 ГК РФ:

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Дополнительно

Корпоративные юридические лица (корпорации) — юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.

Коммерческие корпоративные организации — хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы.

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Коммерческие унитарные юридические лица

Коммерческие унитарные организации — это государственное и муниципальное унитарные предприятия, унитарное казенное предприятие. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником имущества. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления отличаются от права собственности ограничениями по свободе распоряжения имуществом. Например, унитарное предприятие только с согласия собственника имущества может продавать недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог. Право оперативного управления больше, чем право хозяйственного ведения, ограничивает самостоятельность предприятия и его коммерческие возможности. Унитарные предприятия создаются по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, — государство или местные органы самоуправления — не несет ответственности по его обязательствам, а унитарное предприятие не отвечает по обязательствам государства. Такое предприятие отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества. Среди примеров можно назвать почту России, космическую связь, российскую телевизионную и радиовещательную сеть, газовые сети.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, созданные на базе федеральной собственности, называются казенными предприятиями, например аэропорты, научно-исследовательские институты, Тамбовский пороховой завод. Право оперативного управления предполагает именно управление имуществом, поэтому собственник имущества по своему усмотрению может в любой момент изъять его. Среди примеров муниципальных унитарных предприятий можно назвать предприятия оборонного комплекса, предприятия связи и городского транспорта, предприятия, печатающие деньги, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, водоканал.

В качестве вывода следует отметить, что определенные отрасли и сферы жизнедеятельности обладают повышенной важностью для нашего государства и его граждан. Именно в таких сферах, которые государство не доверяет бизнесу, рождаются унитарные предприятия, свобода действий руководства которых значительно ограничена ввиду того, что они создаются на базе государственной или муниципальной собственности.

Понятие и виды унитарных юридических лиц.

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятиймогут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

· федеральное государственное предприятие;

· государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

· федеральное казенное предприятие,

· казенное предприятие субъекта РФ,

· муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

Это интересно:  Как правильно продать квартиру чтобы не обманули

8. Государство и иные публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК). Особенности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как юридического лица, а точнее – публичного образования как вида юридического лица, заключаются в следующем:

· В качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Однако, принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.

· Подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще – носителей публичной власти. Исходя из того, что публичная власть существует для упорядочивания отношений внутри общества при помощи обязательных для всех велений, а неотъемлемым признаком является ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной власти, то любое выражение ее воли закрепляется в форме общеобязательного веления, подкрепленного принуждением различных институтов власти. Вместе с тем, гражданские правоотношения характеризуются юридическим равенством сторон, вне зависимости от статуса субъекта, что противоречит природе представителей публичной власти (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

· Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.Поэтому их участие в гражданском обороте имеет относительно ограниченный характер и с целью реализации задач публичной власти. Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации.

Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

Виды публичных образований. Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:

1) Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);

2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);

3) муниципальные образования — городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ).

Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует.

Правосубъектность публичных образований. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами — физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК),что предполагает распространение на их деятельность всех остальных общих начал гражданского законодательства (в частности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и т.п.). Вместе с тем, это не отменяет существования исключений из общих правил, обусловленных субъектной спецификой:

· Во-первых, установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий. Например, публичное образование не может обязать другого участника гражданского оборота вступить с ним в договорные отношения, поскольку свобода договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК) подразумевает выраженную добровольно взаимную волю сторон. Необходимо всегда помнить, что неверно усматривать в их действиях принудительность, основанную на властных полномочиях в предусмотренных законом случаях заключения договора в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК), так как в данном случае действует общее правило о свободе договоров.

· Во-вторых, невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий. Так, публичное образование не вправе диктовать контрагенту конкретные условия договора, не выгодные для последнего и не соответствующие его интересам, поскольку общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению (абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК). Равным образом публичное образование не имеет каких-либо преимуществ при заключении гражданско-правовых договоров по сравнению с другими участниками оборота.

Участие публичных образований в гражданском обороте необходимо постольку, поскольку этого требует реализация задач публичной власти. Однако сама по себе подобная функциональная направленность деятельности не заменяет и не отменяет юридического равенства всех субъектов гражданского права.Иначе говоря, утрата властных полномочий в гражданских правоотношениях не противоречит природе публичных образований как носителей публичной власти.

Поэтому, если регулирование отношений с участием публичных образований построено на началах верховенства последних, если публичное образование пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, то это свидетельствует лишь о допущенных публичным образованием нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.

Таким образом, поскольку публичные образования являются видом юридических лиц, то к ним в равной мере применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК).

Гражданская правоспобность публичных образований носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями публичных образований как участников гражданских отношений. Поэтому публичные образования могут иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.

Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:

1) в форме непосредственного участия — самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;

2) в форме опосредованного участия — через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).

ГРажданское право 120. 1. Понятие, предмет, метод, принципы, система и источники гражданского права

Название 1. Понятие, предмет, метод, принципы, система и источники гражданского права
Дата 07.01.2019
Размер 1.27 Mb.
Формат файла
Имя файла ГРажданское право 120. doc.doc
Тип Документы
#62764
страница 3 из 29

11.Юридические лица: понятие, правоспособность, виды. Корпоративные и унитарные юридические лица: понятие, организационно-правовые формы.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Ст.48 ГКРФ)

Виды юридических лиц:

Юридические лица по цели создания подразделяются на:

1) коммерческие организации

2) некоммерческие организации

Коммерческая организация – это организация, котороая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности(коммерческие организации).

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет главной цели извлекать прибыль, а так же не распределяет полученную прибыль между ее участниками. Данная организация может иметь форму потребительского кооператива, общественной или религиозной организации, финансируется собственником учреждения, благотворительным или иным фондом.

Юридические лица по отношению к публичной власти делятся на:

1) государственные организации

2) негосударственные организации

Юридические лица по организационно-правовой форме деятельности на:

1) хозяйственные товарищества и общества,

2) производственные кооперативы,

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия

4) потребительские кооперативы,

5) общественные или религиозные организации

6) благотворительные фонды

Правоспособность юридического лица

Правоспособность юридического лица- это способность организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. (ст.49 ГКРФ).

ГК РФ Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

12.Создание, государственная регистрация и органы юридического лица.Учредительные документы.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Уполномоченное лицо либо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган, либо может направить их при пересылке почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Правительство России устанавливает иные способы представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов.

Традиционно выделяют четыре способа создания юридических лиц.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.

Учредительные документы юридического лица (п.1,2. ст. 52 ГК РФ)

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Разработка учредительных документов: устав и(или) учредительный договор. Учредительный договор — заключается, а устав — утверждается.

Сведенья в учредительных документах:

а) предписаны ГК: наименование (полное, сокращенное), место нахождения; порядок управления деятельностью юридического лица;

б) предусмотренные в нормах ГК по отдельным видам юридических лиц (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций определены предмет и цели деятельности юридического лица);

в) сведения предусмотренные специальными законами для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

13.Реорганизация юридического лица: понятие, формы, порядок.Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Выделяют следующие виды реорганизации:

1) добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

2) принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

СТАТЬЯ 60. ГАРАНТИИ ПРАВ КРЕДИТОРОВ РЕОРГАНИЗУЕМОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

3. Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. Указанные в настоящем пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

4. В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

5. Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

6. Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 — 5 настоящей статьи к кредитным организациям не применяются.

14.Ликвидация юридического лица: понятие, основания, порядок.Прекращение недействующего юридического лица.

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Статья 64.2. Прекращение недействующего юридического лица

1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 ГК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, cyberpedia.su, topuch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector