+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Кому подотчетен цб рф

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.

Кому подотчетен цб рф

103016, Неглинная ул., 12

Назначен 20 марта 2002 на 4 года

Это интересно:  Может ли должностной оклад быть меньше мрот

Повторно назначен 17 ноября 2005 на 4 года Конституция РФ (ст.75) называет основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также относит к исключительной компетенции Центрального банка денежную эмиссию. Председатель Центрального банка назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ (ст.83, 103 Конституции РФ). Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» принят Федеральным законом 65-фз от 26 апреля 1995 и вступил в силу 1 июня 1995. Согласно закону Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, лицензирует деятельность кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом, регистрирует эмиссию ценных бумаг, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, осуществляет другие функции в соответствии с законом. Центральный банк подотчетен Государственной Думе. Дума назначает членов Совета директоров Центрального банка, определяет аудитора для ежегодной проверки Центрального банка. Центральный банк представляет Думе доклады о своей деятельности, годовые отчеты и аудиторские заключения. При Центральном банке создается Национальный банковский совет (НБС), в который входят председатель Центрального банка, по два представителя Государственной Думы и Совета Федерации, по одному представителю Президента и Правительства, министр финансов, министр экономики, а также другие члены НБС (в пределах 6 человек), назначаемые Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ. Уставный капитал Центрального банка, предусмотренный Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции 1995 года — 3 млрд. руб. Нормативные акты Центрального банка публикуются в «Вестнике банка России».

Законодательство: Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (394-I от 2 декабря 1990) — ВСНД 1990, N27, ст.356, изменения: закон 3119-I от 24 июня 1992 — ВСНД 1992, N34, ст.1966, оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 — САПП 1993, N52, ст.5586, введен в действие 2 декабря 1990 — новая редакция вступила в силу 1 мая 1995 Закон РФ «О денежной системе Российской Федерации» (3537-I от 25 сентября 1992) — ВСНД 1992, N43, ст.2406, утратил силу 1 мая 1995, Устав Центрального банка РСФСР (Банка России). Утвержден Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 — ВСНД 1991, N29, ст.1012, изменения — Постановление Президиума ВС РФ от 10 ноября 1992 — ВСНД 1992, N47, ст.2701, оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 — САПП 1993, N52, ст.5586, утратил силу 1 мая 1995, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона 65-фз от 26 апреля 1995 — СЗ РФ 1995, N18, ст.1593, изменения . . . Федеральный закон «О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет» (62-фз от 5 июня 1996) — СЗ РФ 1996, N24, ст.2812

Из истории: 13 июля 1990 постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Госбанка СССР был объявлен собственностью РСФСР и преобразован в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР. 7 августа 1990 постановлением Президиума ВС РСФСР назначен и.о.председателя Правления Госбанка РСФСР — Г.Г.Матюхин. 2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». 25 декабря 1990 Верховный Совет утвердил Г.Г.Матюхина Председателем Центрального Банка РСФСР (Банка России). 24 июня 1991 Президиум ВС РСФСР утвердил Устав ЦБ РСФСР. 30 марта 1992 Президиум Верховного Совета РФ одобрил решение Комиссии Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам о поручении аудиторской проверки ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря 1991 акционерному обществу «Куперс энд Лайбрэнд» и о выборе варианта «детальное обследование». На VI Съезде народных депутатов (апрель 1992) Г.Матюхин утверждал, что А.Руцкой угрожал отправить его в отставку, предъявляя незаконные требования, в то время как Руцкой утверждал, что настаивал лишь на исполнении банком его функций. 4 июня 1992 Верховный Совет обсудил отчет ЦБ. Г.Г.Матюхин и его заместитель В.П.Рассказов подали прошения об отставке, объяснив это несогласием с требованием руководства Верховного Совета повысить ставку по кредитам ЦБ с 50 до 80% и выделить 1 триллион руб. для погашения взаимных неплатежей предприятий. Матюхин критиковал также Правительство Гайдара, продолжающее политику неконтролируемого повышения зарплат и печатающе

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Центральный Банк Российской Федерации. Один из многих — такой же, как и все

Если все центральные СМИ с утра до вечера будут славословить доброе имя и деловую репутацию какой-нибудь организации, то эта самая организация, в конечном счёте, и явит собой эталон честного имени и деловой репутации.

Институт центральных банков более опасен для цивилизации, нежели чем вооружённая до зубов многотысячная армия головорезов. Если простой народ позволит центральным банкам контролировать выпуск валюты, то однажды наши дети проснутся бездомными на когда-то богатой и щедрой земле их отцов и дедов.

Обычный и довольно распространённый промоутерский ход. Если изо дня в день по радио и телевизору транслировать в эфир какую-нибудь низкопробную песенку недалёкого жанра и такого же художественного достоинства, то уже через каких-то пару-тройку недель люди, слушающие радио и смотрящие телевизор, выходя из дома на работу, станут её напевать вслух и про себя. Если человеку с ранних лет напоминать, что своим крепким здоровьем тот обязан г-ну Брынцалову, а счастливым детством — разработчикам Sega, то эти утверждения станут для него второй религией. Наконец, если все центральные СМИ с утра до вечера будут только тем и заниматься, что славословить доброе имя и деловую репутацию какой-нибудь организации, то эта самая организация, в конечном счёте, и явит собой эталон честного имени и деловой репутации. Центральный Банк России в том виде, в котором он существует в сознании большинства, представляется именно такой организацией, появившейся в результате грамотной деятельности рекламных структур и пиар – агентов. Кроме этого — всего лишь на всего пара-тройка заблуждений, искусственно созданных и поддерживаемых в сознании людей силой многократного повторения.

Заблуждение номер один — Центральный Банк является органом государственной власти.

Для того чтобы проверить, так ли это на самом деле, обратимся к юридическому статусу ЦБ РФ, определённому в законе. Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими правовое положение Центрального Банка, являются Конституция РФ и ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”.

В законе о Центральном Банке говорится, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. О государственном статусе ЦБ в Законе не говорится, и главное слово здесь, на которое стоит обратить внимание прежде всего – это независимость.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а саму власть как таковую осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды (статья 11 Конституции РФ). Как видим, ни о каком Центральном Банке речь здесь вообще не идёт. Однако даже если предположить, что ЦБ каким-то образом всё же “затерялся” в дебрях госаппарата, то логичным будет предположить, что принадлежит он именно к исполнительной ветви власти.

Заблуждение номер два — Центральный Банк, структурно будучи включенным в систему органов исполнительной власти, подотчётен Президенту, Государственной Думе и Правительству РФ.

При этом весь контроль государства на Центробанком ограничивается чисто формальными (организационными) полномочиями. Так, Государственная Дума по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России, и по представлению Председателя Банка России — членов Совета директоров Банка России. На этом “подотчётность” и заканчивается. Тем более что, как мы уже знаем, “свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти”.

С другой стороны:

1) Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а, значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.

2) Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.

3) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово-значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

В этом и состоит главное и первостепенное отличие Центробанка от органов исполнительной власти. По сути, все органы, входящие в структуру исполнительной власти, в той или иной мере правомочны издавать приказы, указании, инструкции и иные правовые акты, обладающие юридической силой. Преимущественно такая юридическая сила имеет отраслевой и внутриведомственный характер, то есть нормативы, создаваемые каким-либо министерством (ведомством, учреждением, департаментом) обязательны только для служащих этого органа и относятся к подзаконным актам. И только Центробанк, не отнесённый самим законом к исполнительному органу госвласти, способен издавать акты, наделённые высшей юридической силой, что буквально означает общеобязательность и правовой характер.

Заблуждение номер три — Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью (статья 2 Закона).

Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом “государственном статусе” Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом. Действительно, у кого хватит смелости “подозревать” Центробанк в чём-либо, если всё, чем он владеет, представляет собой общенациональное (твоё – моё – его — общее) достояние?! Оказывается, не только можно, но и нужно, ведь на самом деле большая часть капитала Центробанка хранится либо заграницей, либо в России, но в иностранной валюте (обязательствах Резервной Системы и Евробанка).

Это интересно:  Снять с регистрации несовершеннолетнего ребенка 16 лет

Что же представляет из себя “имущество Банка России”? Во-первых, это уставный капитал. Он действительно является федеральной собственностью в силу его физического нахождения на территории РФ. Уставный капитал Центробанка, согласно букве Закона, составляет 3 миллиарда рублей. Для пущей наглядности – европейский футбольный клуб-середнячок стоит дороже. Таким образом, единственное, что может позволить себе “отломить” от капиталов ЦБ наше государство – спортивный клуб из первого дивизиона, который, учитывая способности наших чудо-тренеров, вскоре возглавит турнирную таблицу дивизиона последнего, да и то с самого конца.

Во-вторых, золотовалютный резерв. Исчисляемый десятками миллиардов долларов, он хранится преимущественно в банках Америки и Европы (по большей части именно в Европе), обеспечивая, таким образом, не собственную кредитно-денежную систему, а курс акций частных западных корпораций.

Другое имущество, которым располагает Центробанк, составляет Стабилизационный Фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд представляет собой некоторую часть (очень большую часть) средств федерального бюджета, которая образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащую обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Чисто юридически управление средствами Стабилизационного Фонда осуществляется силами Минфина РФ в порядке, определяемом Правительством. Фактически же все операции со средствами Стабилизационного Фонда происходят с открытых в Центральном банке счетов. Данное обстоятельство в точности повторяет принципы устройства института государственной контрасигнатуры, в условиях которой формальная безответственность одного (Центробанк) компенсируется полной юридической ответственностью другого (Минфин).

Алгоритм прост и логичен. Российские компании продают (экспортируют) за границу (в Америку) нефть. Заграничные партнёры (покупатели) платят нефтяным компаниям в долларах. В стабилизационный фонд при этом поступает сумма, равная сумме средств вывозной таможенной пошлине. Данная сумма рассчитывается путём разницы фактической цены сырой нефти за баррель (на сегодняшний день она превысила отметку в 100 долларов) и цены базовой, установленной в размере 27 долларов за баррель. Зная объёмы поставок, не нужно быть доктором математических наук, чтобы рассчитать, сколько именно нефтедолларов ежемесячно поступают в Стабилизационный Фонд. При этом, чем дороже стоит нефть, тем дешевле доллар, за который её покупают и продают. Соответственно, чем дешевле доллар, тем больше объём экспортируемой за рубеж нефти, требующийся для покрытия аппетитов Стабфонда.

Сегодня удельный вес доллара в структуре капитала Стабфонда по сравнению с предыдущими годами существенно уменьшился. Сейчас нормативная валютная структура средств Фонда утверждена в следующем составе: доллары США – 45 %, единая европейская валюта – 45 % и английские фунты стерлингов – 10 %. Однако до сих пор базовой валютой для расчета фактической валютной структуры Стабфонда является доллар США.

Отмечается, что денежные средства Стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита государственного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Именно по этой причине, чтобы не восполнять бюджетный дефицит и не тратиться на всякие там пустяки, цены на нефть растут, а официальный курс доллара, устанавливаемый Банком по отношению к рублю, неуклонно падает.

Кроме того (кроме прибыли от сделок, операций и участия в капиталах иных кредитных организаций), ЦБ располагает всеми средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. И хотя в Законе отмечается, что все операции с этими средствами ЦБ осуществляет без комиссии, уже само по себе фактическое держание с возможностью среднесрочного обращения многомиллиардных (в иностранной валюте) сумм говорит о многом. Например, о том, что ни одна из разработанных (спланированных) национальным правительством расходных программ не будет выполнена в намеченный срок и в полном объёме. Джордж Питерсон, бывший член совета Федерального Резерва, в 1998 году в интервью “Таймс” рассказывал: “На период первого балканского крестового похода американских военных гражданам США пришлось забыть об образовании, здравоохранении и соцобеспечении. Когда все сунулись листать статьи бюджетных обязательств, то обнаружили, что денег в Резерве на эти цели вообще не существует. Эту дыру мы скрывали от прессы ещё три с лишним года, пока из Вашингтона не пришло известие об амнистии и списании внутренних долгов”. Теперь спросите себя, много ли вы можете назвать национальных проектов и статей бюджетов, которые за годы существования на территории России Центробанка были бы исполнены в срок, или хотя бы в половинном объёме?

Заблуждение номер четыре – ЦБ РФ сохраняет преемственную связь с Государственным Банком СССР.

О так называемой преемственности наиболее красноречиво и “убедительно” говорится в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте Центробанка. Отсюда презюмируются государственный характер, национальная значимость, подотчётность и зависимость от государства института ЦБ РФ, а также находят своё логическое оправдание набор “карательных” инструментов, содержащийся в арсенале Центробанка. Если сопоставить между собой правовое положение этих двух эмиссионных институтов, то станет ясным, что ущербный и подчинённый инструментарий Госбанка СССР не идёт ни в какое сравнение с поистине императорскими полномочиями Центробанка РФ. Разумеется, Госбанк СССР, представляющий собой по большому счёту обыкновенную хозяйственную организацию государственного типа, подчинённую напрямую Совмину СССР, имел некоторые административно-властные ресурсы. Однако все они располагались на уровне “контроля рублём” и не имели самостоятельного распорядительного значения. Также Госбанк на основании и во исполнение законов мог издавать инструкции и положения, однако, опять же, ни о какой юридической силе этих актов не могло быть и речи – они предназначались только для клиентуры Банка и имели сугубо рекомендательный характер. Что касается карательных полномочий Госбанка, то они и вовсе выглядят сейчас в качестве урезанного донельзя варианта набора полномочий Центробанка.

Так, Банк СССР имел право:

— прекращать полностью или частично кредитование;

— досрочно взыскивать ссуды в случае возникновения необеспеченной задолженности, использования выданных ссуд не по назначению;

— переводить хозорганы на кредитование под гарантию вышестоящей организации; -вводить особый режим кредитования.

Даже эмиссионным центром Банк СССР признавался постольку, поскольку имел право печатать денежные купюры номиналом от 10 советских рублей и выше. За эмиссию же самых ходовых денег номиналом в 1, 3 и 5 рублей (основная масса) было ответственно Министерство Финансов.

Поэтому следует констатировать, что ЦБ РФ не только не сохранил с Государственным Банком СССР никаких преемственных связей формального характера, но и по своему существу не имеет с ним ничего общего. Ничего, кроме, разумеется, того, что все активы и всё имущество последнего перешли в собственность ЦБ РФ, сократившись при этом по непонятным российским обывателям причинам до смехотворной для центрального банка суммы уставного капитала, равной 3 миллиардам.

Заблуждение номер пять — цели и функции центрального банка отражают интересы российского общества и государства.

В соответствии со статьёй 3 закона “О центральном банке РФ (Банке России)” целями ЦБ признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. При этом подчёркивается, что получение прибыли не является целью его деятельности. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. С неё-то мы и начнём.

Защита и обеспечение устойчивости рубля.

Это самая “важнейшая” функция Центробанка, которая ставится агитаторами во главу угла всякий раз при упоминании данного учреждения. По своему содержанию она формирует такое широко растиражированное ныне понятие, как противодействие инфляции. Вообще, всякое “противодействие” можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в качестве действенного инструмента, с помощью которого полномочные органы справляются с какими-либо проблемами и отклонениями от нормы. Во-вторых, в смысле известного явления охоты на ведьм. Противодействие Центробанка можно отнести ко второму случаю. И сейчас объясним, почему.

Разумеется, такого количества золота в стране не было, поэтому золотое обеспечение рубля устанавливалось на уровне 25 %, остальные 75 % обеспечивались за счёт серебра, платины, нефти, газа и иных активов государства. В любом случае, советский рубль на тот момент, наряду с английским фунтом стерлингов, был самой устойчивой валютой, имеющей хождение в рамках большей части планеты. Его неконвертируемость в капиталистических странах объяснялась исключительно политическими факторами, преодолеть которые на тот момент не представлялось возможным, а устойчивость обеспечивалась Совмином СССР, располагавшем всеми промышленными мощностями и ресурсами добывающей отрасли пятнадцати республик.

С тех пор, как в России делом стабилизации республиканской валюты занялся ЦБ с уставным капиталом европейского футбольного клуба средней руки, рубль превратился в денежный суррогат, который не только не признаётся в качестве валюты в странах Запада, Юга, Востока и Севера, а также бывших советских республиках, но даже не рассматривается в качестве таковой и гражданами самой России. Иначе просто и быть не может. С одной стороны, национальная валюта обслуживает экономику государства. С другой (и это куда более важно) — валюта, как, собственно, и политика – есть концентрированное выражение экономики. За курс, устойчивость и стабильность национальной валюты, в конечном счете, отвечает экономика страны – объёмы и темпы её развития (роста), ответственность за которые несёт Правительство РФ. Поэтому, в случае с ЦБ, по обязательствам которого Правительство не отвечает (см. ФЗ “О Центральном Банке”), стабильность рубля может быть обеспечена исключительно лишь дополнительной эмиссией новых денег в наличное и безналичное обращение и не более.

Развитие банковского сектора.

Другая, не менее значимая функция ЦБ РФ, которую он упорно не желает осуществлять, — развитие банковской сферы. Сегодня ни для кого не секрет, что коммерческих банков в России катастрофически не хватает. Не хватает как в центре, так и на периферии. На периферии особенно. Как быть? Представим себе ситуацию: в наличии имеется какое-либо абстрактное государство, государство ведёт какую-никакую, а экономику, экономика нуждается в средствах, государство средств выделить по причине известной малоимущности не может, и отсылает экономику к частным инвестициям, то есть к коммерческим банкам, которых в государстве тоже нет. Что делает государство? Правильно – создаёт центральное ведомство, которому и препоручает задачу увеличения численности коммерческих учреждений. Что делает ведомство? Правильно – раздувает численность своего собственного чиновничьего аппарата (Банк России вот уже несколько лет подряд лидирует по количеству своих служащих среди всех прочих центральных банков) и наращивает филиальную сеть банков со своим участием, в которых для того, чтобы снять даже скромную (по меркам той же Америки) сумму, необходимо подавать заявку заблаговременно.

Это интересно:  Лицензия на использование отходов

Что касается частных банков, то, с точки зрения центрального ведомства, в их отношении лучше всего установить драконовские нормативы (в части минимального уставного капитала), необходимые, как отмечается в “Стратегии развития банковского сектора” для притока солидного иностранного капитала, который в скором вытеснит с российского рынка капитал отечественный. В итоге такой “политики” Центробанка получается, что на территории площадью в 17 миллионов квадратных километров действует ни много, ни мало – полторы тысячи банков (половина находится в Москве) и столько же филиалов Сбербанка. Для сравнения, в Соединённых Штатах, чья площадь и экономический потенциал несколько меньше российских, действуют более 10 тысяч банков и порядка 100 тысяч их филиалов по всему миру.

И последнее заблуждение — Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Бессребреничество и альтруизм рассматриваются в качестве традиционных черт всех центральных банков без исключения. Единственным отступлением от общего правила, и то недолго, являлся Федеральный Резерв США начала 20-х годов, капитал которого был легально поделен на определённое количество акций между банкирскими кланами Европы и Америки, а дивиденды распределялись в долях, пропорциональных количеству акций у конкретного держателя. Подобная “щедрость” американского правительства не знавшая себе аналогов до того времени, просто не могла остаться безнаказанной со стороны гражданского общества Америки, потребовавшего немедленного свёртывания программы Центробанка и суда над её главными инициаторами.

В дальнейшем прибыль Федерального Резерва ограничилась возможностью спекуляции на выпускаемых им же денежных знаках – долларах США. Все другие центральные банки, созданные по образу и подобию Федерального Резерва действуют по той же схеме с той лишь разницей, что львиную долю своей прибыли от спекуляции они обязались вкладывать в покупку обязательств Федерального Резерва, чем по сей день усердно и занимается Центробанк РФ.

Как вывод отсюда – прибыль Центробанк РФ, по всей видимости, действительно не интересует. И как следствие — миллиарды российских рублей обращаются в доллары и евро и оседают на мутном дне бездонных бочек под названием Федеральная Резервная Система США и Центральный Европейский Банк.

1) ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”.

2) Постановление Совета Министров СССР “Об утверждении устава Государственного Банка СССР” от 18 декабря 1980 года № 1167.

3) Материалы сайта www.cbr.ru

4) Вильям Грайдер Как Федеральный Резерв победил страну».

Кому принадлежит и подчиняется Центробанк

Для коммерческих банков ЦБ является последней инстанцией, от решения которой зависит судьба финансовой структуры. История ЦБ начинается с 1990 года, когда новая образованная структура заменила собой работу Госбанка СССР, однако принципы функционирования серьезно отличаются от тех, которые имела упраздненная структура.

Круг задач ЦБ РФ

Работа ЦБ направлена на развитие российской банковской сферы. Первоначальные цели по защите эффективности платежной системы страны и поддержке устойчивости рубля изменились мало.

Исходя из целевых ориентиров, задачами Центробанка являются:

  1. Организация эмиссии с реализацией монополии на печать денежной массы (что установлено Конституцией в ст.75).
  2. Исполнение функций правительственного банка (с осуществлением расчетных операций, кредитования, поддержкой государственных программ в экономической сфере).
  3. Хранение резервов золота и валюты.
  4. Посредничество при любых безналичных операциях на правах главного расчетного центра страны.

Ключевым ориентиром выступают банковские учреждения, среди которых первенство и значимость отданы Центробанку.

ЦБ позиционирует себя как банк для банков, нацеленный преимущественно на работу с коммерческими банками России:

  • хранение банковских резервов в пределах, установленных государством;
  • контроль работы других банковских организаций;
  • кредитование банков.

В круг полномочий входит регулирование российской экономической сферы с помощью кредитно-денежной политики.

Исполняя важные задачи, в приоритетах Центробанк не ставит коммерческих целей по увеличению собственного дохода.

Кому принадлежит ЦБ

При создании Центробанк получил особый статус с регулированием полномочий специальным актом № 86-ФЗ.

С правовой точки зрения, нельзя относить ЦБ к собственности государства. Назвать официально это учреждение государственным органом нельзя, ведь перед законом ЦБ представляет собой обычное юрлицо с наемными работниками. Однако исполняемые задачи и цели относят его к рангу государственных институтов, поскольку предусмотрена функция государственного принуждения.

Чтобы разобраться, кто владеет ЦБ, обратимся к уставному капиталу и имуществу – оно находится в собственности государства. С другой стороны, право распоряжаться золотовалютным запасом и имуществом принадлежит Центральному банку.
Разграничен круг финансовых обязательств: банк несет ответственность за собственные обязательства, но не государства. С точки зрения права, Россия может стать банкротом в ситуации, когда в недрах ЦБ будут находиться ЗВР страны. Это делает государство зависимым от ЦБ. В то же время банк сам оплачивает свои расходы и не зависит от России. После 2014 года в бюджет страны, согласно закону, подписанному российским президентом, ЦБ стал отчислять 75% от доходов, оставшихся после уплаты налоговых отчислений.

Налицо тесная взаимосвязь ЦБ как финансового регулятора страны и самого государства, однако степень зависимости фактической и юридической различается.

Кто управляет

Процесс назначения на должность председателя ЦБ регулируется Конституцией (ст. 83). В Государственную Думу поступают предложения от президента России о кандидатурах на данный пост. И назначение, и снятие с должности согласуют с Государственной Думой по инициативе президента. В 2013 году на данный пост назначена Набиуллина Эльвира, и с того момента никаких изменений не было.

В законе № 15-ФЗ дается четкий регламент о структуре управления ЦБ, состоящей из совета директоров и его главы. 14 членов Совета назначаются по решению Госдумы, рассмотревшей предложенные председателем ЦБ и президентом кандидатуры. Должности назначают на срок 5 лет, в течение которых Совет ведет регулярную работу по управлению ЦБ.

Более внимательное изучение показывает, что несмотря на видимость контроля, его, по сути, со стороны власти не наблюдается. Действующий закон о ЦБ таков, что данный институт не несет ответственности перед государством и ему неподконтролен:

  1. ЦБ – отдельное юрлицо, существующее отдельно от государства.
  2. Структура наделена полномочиями выпуска и контроля денежной массы.
  3. Чтобы распорядиться золотовалютным запасом, государство должно согласовать этот вопрос с Центробанком. Аналогично обстоит дело с имуществом банка.
  4. Разграничены обязательства ЦБ и РФ, каждый несет ответственность только за свои долги.
  5. Контроль курса валют отдан в полномочия ЦБ, без необходимости согласования с правительством.
  6. Юридически ЦБ действует отдельно от государства, защищая свои интересы в судах международного уровня.
  7. ЦБ вправе указывать государственным структурам на необходимость определенных действий. Помимо госорганов, такие же указания он вправе отдавать и другим юрлицам и гражданам РФ.
  8. ЦБ не предоставляет кредитов российскому правительству, однако способен кредитовать другие страны.

В завершение стоит отметить, что ни указы Президента, Минфина, ни законодательные акты Государственной Думы не распространяются на работу ЦБ. Несмотря на участие в назначении на должность, президент и правительство не могут уволить председателя. Условное наличие такого права с юридической точки зрения невыполнимо в пределах срока действия возложенных ранее полномочий. Возникает вопрос, кому же подотчетен Центробанк, имеющий широкое влияние на всю государственную систему и экономику страны.

Такой организацией является МВФ. Именно распоряжения Международного валютного фонда обязан исполнить Центробанк при любых обстоятельствах. Членство в МВФ для России основано на подписанном соглашении. В положениях о Центробанке в числе других функций указано о роли ЦБ как депозитария для МВФ для размещения денежных средств и совершения операций согласно действующему соглашению.

В перечень главных требований МВФ входит обеспечение страной возможности обмена всей денежной массы во внутренней валюте на американские доллары или фунты стерлингов с помощью своих запасов ЗВР. Страна, являющаяся членом МВФ, обязана поддерживать эту возможность в любой момент времени и быть готовой к проведению обмена одномоментно. Обязанность к исполнению данного правила вводит ограничение средств, которыми располагает экономика России, – необходимо поддерживать наличие денежной массы в таком объеме, сколько есть валютных запасов в Центробанке. Следствием этого регламента является прямая зависимость между средствами, вырученными с продажи нефтегазовых ресурсов страны, и количеством денег, которые вправе выпустить Центробанк. Налицо прямое подтверждение зависимости всей экономики России от поступающих с продажи нефти и газа валютных средств.

В международной практике случаев, когда ЦБ и государство разделены, достаточно. Подобная система (ФРС) работает в США. Однако, в отличие от зарубежной практики, российский Центробанк не уполномочен кредитовать собственное государство и экономику. В отличие от американцев, где государство спокойно кредитуется через ФРС, Россия не вправе взять взаймы в недрах своего же ЦБ. Парадокс в том, что подобное ограничение не установлено для экономик других стран, которые получают ссуды в качестве финансовой поддержки из Центрального банка России.

При подробном изучении реализации положений о ЦБ создается впечатление о неподвластности организации: ни правительство, ни законодательный орган страны не вправе отдавать прямые распоряжения в отношении банка. В то же время ЦБ переданы огромные полномочия в отношении экономической сферы, а для банков и страховых компаний ЦБ служит последней инстанцией, от которой зависит их судьба. Повлиять на ЦБ на официальном уровне вправе только МВФ, однако цели данной организации не связаны с внутригосударственными интересами. Несмотря на обеспеченную функцию печати денежных знаков и право регулировать объем денежной массы в стране, ЦБ ограничен международными регламентами. Когда национальная валюта и центральный банк страны не принадлежат государству, вопрос относительно оптимального функционирования ЦБ остается открытым.

Статья написана по материалам сайтов: tradesmarter.ru, bankir.ru, kredit-blog.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector