+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Кто проверяет наличие соут на предприятии

Если вы сомневаетесь в правильности результатов спецоценки условий труда на своих рабочих местах, проверить качество спецоценки можно с помощью государственной экспертиз О том, как это сделать, нам рассказал представитель Минтруда России.

Петр Сергеевич, кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?

П.С. Сергеев: Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.

На какое конкретное нарушение могут пожаловаться работодатели и работники?

П.С. Сергеев: Работодатель может быть не согласен с проведенными исследованиями, испытаниями вредных или опасных производственных факторов и, конечно, с выводами о классификации условий труда на рабочих местах по результатам таких измерений. Например, он может считать, что рабочие места отнесены к тому или иному классу и подклассу условий труда неправильно. Ведь от этого зависит тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, объем гарантий и компенсаций работникам.

Точно так же результаты спецоценки могут не устраивать работников или профсоюз. Например, работник может считать, что реальные условия его труда хуже, чем получились по результатам спецоценки, и он необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность.

Куда надо обратиться работодателю, если он хочет провести госэкспертизу спецоценки?

П.С. Сергеев: У работодателя есть два варианта. Либо он может самостоятельно обратиться в орган, проводящий госэкспертизу, — это органы по труду субъектов Российской Федерации. Но тогда ему придется оплатить проведение госэкспертизы. Либо он может пожаловаться на некачественное проведение спецоценки в территориальный орган Роструда. Если Роструд, рассмотрев обращение, решит, что оно обоснованно, он сам инициирует проведение госэкспертизы. В этом случае для работодателя она будет бесплатной.

Может ли Роструд потребовать проведения госэкспертизы, если жалоб от работодателя, работника или профсоюза не поступало?

П.С. Сергеев: Да, Роструд в рамках своей контрольно-надзорной деятельности может и при отсутствии жалоб прийти к выводу о необходимости проведения госэкспертизы качества спецоценки на рабочих местах конкретного работодателя.

Как бы вы посоветовали работодателю поступить: самостоятельно обратиться за экспертизой или пожаловаться в Роструд?

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если госэкспертиза качества спецоценки будет инициирована органом Роструда, то в этом случае за ее проведение ничего платить не придется.

П.С. Сергеев: Думаю, лучше обращаться в Роструд. Зачем же платить деньги, если есть достаточно оснований для проведения госэкспертизы бесплатно?

Но свою жалобу с просьбой проверить результаты спецоценки надо, конечно, обосновать. Ведь Роструд оценивает объективность доводов заявителя. То есть надо обязательно указать, как был нарушен порядок спецоценки, какие именно ее результаты и выводы вас не устраивают и почему, приложить документы. Если до этого на рабочих местах уже проводилась спецоценка или аттестация рабочих мест, желательно приложить к заявлению и ее результаты тоже.

А если Роструд отказывает в удовлетворении жалобы, у работодателя сохраняется право провести госэкспертизу за деньги?

П.С. Сергеев: Конечно. Можно даже, обратившись в Роструд, параллельно провести платную экспертизу.

Может ли орган госэкспертизы отказать в ее проведении?

П.С. Сергеев: Единственная причина, по которой орган госэкспертизы может отказать в проведении экспертизы, — недостаточные или неверные сведения о заявителе и об объекте спецоценк

Работник может инициировать госэкспертизу только на своем рабочем месте или также и на других рабочих местах?

П.С. Сергеев: Если работник сам обращается в орган, проводящий госэкспертизу, и сам ее оплачивает, экспертиза будет проведена только на его рабочем мест Если же работник жалуется на некачественную спецоценку в Роструд, то Роструд может принять решение провести госэкспертизу спецоценки не только рабочего места этого работника, но и других рабочих мест.

Как работодатель, если он не является заявителем, узнает о проведении госэкспертизы?

П.С. Сергеев: Работодателя уведомят о том, что на его рабочих местах проводится госэкспертиза качества спецоценки. Более того, от работодателя могут потребовать представить материалы, необходимые для проведения госэкспертизы.

Какие именно это могут быть материалы?

П.С. Сергеев: Четкого перечня таких материалов, к сожалению, нет. Поэтому потребовать могут любые документы, имеющие отношение к состоянию условий труда на предприятии и к проведенной спецоценке. Это в первую очередь отчет о спецоценке. Может также потребоваться отчет о предыдущей спецоценке или аттестации рабочих мест. Результаты и выводы этих отчетов свидетельствуют о состоянии фактических условий труда на рабочих местах работников, а также о праве этих работников на гарантии и компенсации за вредные и опасные условия труда. Возможно, для госэкспертизы окажутся нужны документы, касающиеся формирования комиссии по проведению спецоценки, графика проведения спецоценки. Представить требуемые документы надо в течение 10 дней. Либо, если таких документов у работодателя нет, сообщить о невозможности их представлени

Сколько времени может занять проведение госэкспертизы условий труда?

П.С. Сергеев: Стандартный срок, когда есть все нужные документы, — 30 дней. Но при необходимости, если надо будет провести дополнительные испытания, измерения вредных факторов, срок экспертизы может быть продлен еще на 60 дней — до

Каковы возможные результаты проведения экспертизы и выводы, как они оформляются и доводятся до заинтересованных лиц?

П.С. Сергеев: Результат госэкспертизы — признание правомерными требований заявителя и указание на необходимость проведения повторной спецоценки либо заключение об отсутствии оснований для проведения повторной спецоценки. Он оформляется заключением. Заключение должно содержать ссылки на нормативные документы. В течение 3 дней после подписания заключение направляется заявителю: работнику, работодателю, профсоюзу, в суд либо в территориальный орган Роструда.

Если работодатель не был заявителем, орган госэкспертизы все равно уведомит его о результатах и направит ему заключение. Также о результатах госэкспертизы будет уведомлена организация, которая проводила спецоценку.

П.С. Сергеев: Если госэкспертиза проводилась по обращению суда и подтвердила нарушения, это, безусловно, формирует доказательную базу для участника судебного процесса. Если по обращению Роструда — Роструд вынесет предписание об устранении нарушений.

А для работников и работодателей, которые сами инициировали госэкспертизу, ее выводы о нарушениях будут основанием для возможного обращения в суд или в Роструд либо для защиты своих прав иным способом в рамках гражданско-правовых или трудовых отношений.

Это интересно:  Печать для ооо требования 2019

Кто будет нести ответственность за некачественные результаты спецоценки?

П.С. Сергеев: С 1 января вступили в действие поправки в усиливающие ответственность за нарушения в области охраны труда. Кроме того, введены дополнительные составы правонарушений, касающиеся именно проведения спецоценки, для работодателей, оценивающих организаций, а также для экспертов.

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, проводившей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении ее экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф — 200 тыс. руб. Либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов — штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до

А работодателя тоже могут оштрафовать? Даже если он сам пожаловался в Роструд на плохое качество спецоценки или сам оплатил госэкспертизу?

П.С. Сергеев: Это маловероятно, хотя гипотетически возможно. Ведь работодатель формирует комиссию по спецоценке, туда входят его представители. А если работодатель — ИП, то в комиссию входит он сам. Если комиссия приняла какие-то необоснованные решения, нарушающие порядок проведения спецоценки, член комиссии может быть оштрафован как должностное лицо.

Если оказалось, что спецоценка была проведена некачественно, ее надо будет провести еще раз? Или достаточно внести изменения в отчет о спецоценке?

П.С. Сергеев: Внести изменения в отчет о спецоценке нельзя. Правила ее проведения не предусматривают корректировку проведенного исследования, изменение класса или подкласса условий труда в результате госэкспертизы.

Работодатель может потребовать от оценивающей организации провести спецоценку повторно либо вернуть затраченные средства. Возможно, это удастся сделать в рамках мирового соглашения, а если нет, то работодатель может обратиться с иском в суд.

Но ведь работодатель обязан проводить спецоценку в определенные сроки. А если результаты спецоценки были признаны недействительными, не получится ли, что работодатель ее как будто вообще не проводил?

П.С. Сергеев: Если вы имеете в виду ответственность работодателя за непроведение спецоценки, то, думаю, она ему не грозит. Ведь фактически специальная оценка была проведена.

Госэкспертиза спецоценки может растянуться аж на 3 месяца, если для ее проведения потребуются какие-нибудь допмероприятия

А в какие сроки надо провести новую спецоценку?

П.С. Сергеев: Законом отдельно не установлен срок проведения повторной спецоценки, если результаты прежней были признаны неправильными. Полагаю, что срок, в который работодатель должен устранить нарушения и провести повторную спецоценку, может указать в своем предписании Роструд в случае проведения госэкспертизы по его инициативе.

Если экспертиза признала, что класс условий труда работников фактически не соответствует указанному в отчете о спецоценке, как работники будут получать гарантии и компенсации?

П.С. Сергеев: Госэкспертиза, конечно, не сможет установить новый класс условий труда работников. И может возникнуть правовая лакуна, когда работник окажется без установленного класса условий труда. В то же время организации с вредными условиями труда, как правило, проводят оценку рабочих мест не впервые. Скорее всего, у них есть результаты аттестации рабочих мест, пусть и с закончившимся сроком действия. И до получения результатов новой спецоценки по соглашению с работниками, в том числе в рамках коллективного договора, можно будет временно использовать эти результаты.

Если организацию или ее экспертов лишили права проводить спецоценку, работодатель ведь уже не сможет потребовать повторной спецоценки?

П.С. Сергеев: Организация, проводящая спецоценку, должна иметь не менее пяти эксперто Если их всего пять и хотя бы один лишается права заниматься профессиональной деятельностью, такая организация перестает соответствовать установленным критериям. И работодателю останется только требовать вернуть средства, которые он потратил на спецоценку. А повторную спецоценку проводить с помощью другой организации.

Если же у оценивающей организации экспертов больше указанного количества, то лишение одного из них права заниматься профессиональной деятельностью не помешает организации провести спецоценку повторно.

Максимальное наказание — приостановление деятельности оценивающей организации либо лишение эксперта права работать по профессии — применяется лишь за повторное нарушение. Приостановление деятельности также не позволит такой организации проводить повторную спецоценку.

Если заявитель не согласен с результатами госэкспертизы, может ли он и ее обжаловать?

П.С. Сергеев: Конечно. Результат госэкспертизы можно обжаловать в Минтруд. По такой жалобе может быть назначена повторная экспертиза. Причем если в первый раз заявитель проводил экспертизу за свои деньги, повторная экспертиза будет для него бесплатной.

Может ли оценивающая организация оспорить результаты самой спецоценки и ее госэкспертизы?

П.С. Сергеев: Сейчас оценивающие организации не указаны в Законе как субъект, который может подать обращение о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения спецоценки.

Но мы подготовили поправки в Закон, которые наделяют оценивающие организации таким правом. Следовательно, если они будут не согласны с результатами госэкспертизы, они тоже смогут их оспорить.

Сколько примерно может стоить госэкспертиза?

П.С. Сергеев: К сожалению, не могу сказать даже примерно. В Методических рекомендациях, подготовленных Минтрудо прописана структура затрат на проведение госэкспертизы: экспертиза самого отчета о спецоценке, изучение документации, проведение исследований, испытаний, измерений вредных или опасных факторов, но фактической стоимости нет.

Будут ли результаты госэкспертизы передаваться в информационную систему?

П.С. Сергеев: Да, и прообраз этой системы уже есть, это автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда — АКОТ. В ней аккумулируются данные о результатах оценки условий труда. Также в этой системе содержатся сведения об оценивающих организациях и экспертах. До 1 января 2016 г. на базе этой системы будет сформирована и запущена в промышленную эксплуатацию федеральная информационная система по учету результатов специальной оценки условий труда. Ее пользователями станут Минтруд, Роструд, органы по труду субъектов РФ, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ. Возможно, этой системой сможет пользоваться также и Роспотребнадзор. Будут подключены к этой системе и специальные организации, которые проводят спецоценку, но они смогут увидеть лишь результаты своей собственной деятельности и статистические данные. Работодатели тоже смогут увидеть результаты спецоценки на своих рабочих местах и ее госэкспертизы, если она проводилась.

Планируется в рамках этой системы сформировать персонифицированный учет условий труда на всех рабочих местах и привязать его к персонифицированному учету застрахованных лиц, который ведет Пенсионный фонд. Тогда по каждому работодателю и каждому работнику можно будет проверить правильность начисления страховых взносов, расчета специального стажа за работу во вредных условиях.

Это интересно:  Суд и судебный процесс по салической правде

Подгружать в систему результаты госэкспертизы спецоценки будут органы по труду субъектов РФ либо Роструд.

А сможет ли посмотреть результаты спецоценки и госэкспертизы в этой системе работник, в отношении рабочего места которого проводилась спецоценка?

П.С. Сергеев: Скорее всего, нет. Но эти результаты и так должны быть доведены до сведения работника, причем результаты спецоценки — под его роспись.

Проведение внеплановой проверки СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) заметно расширила перечень мероприятий, которые раньше осуществлялись в рамках аттестации рабочих мест (АРМ). СОУТ, так же как и АРМ, призвана выявлять негативные производственные факторы, следствием чего должны стать различные мероприятия по их нейтрализации. Однако АРМ оказалась недостаточно эффективной, поскольку, несмотря на нее, миллионы работников продолжали трудиться во вредных и опасных условиях труда. Согласно статистике количество профпатологий неуклонно растет, ежегодно прибавляя к общему списку заболевших 5—7 тысяч человек.

СОУТ имеет ряд существенных отличий, а кроме того, включает новые понятия, которые расшифровываются в Федеральном законе от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Как и АРМ, данная процедура должна инициироваться раз в пять лет. Однако в отдельных случаях требуется внеплановая проверка СОУТ. В каких именно, вы узнаете из нашей статьи.

Причины и сроки

Проведению внеплановой проверки СОУТ посвящена статья 17 Федерального закона от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Согласно нормативному акту внеочередная спецоценка осуществляется в следующих случаях:

  1. На предприятии были организованы новые рабочие места.
  2. Контролирующие органы обнаружили игнорирование требований охраны труда.
  3. Были внедрены новые технологические процессы и оборудование.
  4. В производстве используются другие материалы и сырье.
  5. Применение иных средств индивидуальной и коллективной защиты.
  6. Формирование профпатологии у работников, а также нештатная ситуация на предприятии.
  7. Обоснованные требования со стороны профсоюза.

Если причинами внеплановой проверки СОУТ стали 1 и 3 пункты, то она должна быть инициирована руководителем предприятия не позднее 12 месяцев с момента вышеуказанных событий. В остальных случаях необходимо организовать проведение данной процедуры не позже 6 месяцев. Если отчет о проверке СОУТ не будет предоставлен по истечении этого срока в трудовую инспекцию, контролирующие органы подвергнут работодателя наказанию в виде штрафных санкций согласно статье 5.27.1 КоАП РФ.

Ответственность

Одним из изменений, которые принес новый закон, стало ужесточение мер воздействия на нарушителей — руководителей предприятий, которые игнорируют проведение проверки СОУТ. Правовым актом предусмотрена дифференцированная система штрафов и санкций. Если раньше существовал единый вид правонарушения и, соответственно, размер выплат, то теперь предусмотрен ряд пунктов, каждому из которых соответствует свое наказание. Например:

  • за срыв сроков проведения СОУТ;
  • за игнорирование требований охраны труда;
  • за отсутствие необходимых средств индивидуальной защиты и т. д.

Новшеством также стал тот факт, что отдельные виды наказаний суммируются и в результате могут обойтись нарушителю в крупную сумму.

Например, если наниматель не инициировал спецоценку или нарушил порядок процедуры, установленный законодательно, на него налагается штраф:

  • на должностное лицо и индивидуального предпринимателя — 5—10 тыс. рублей;
  • на юрлицо — 60—80 тыс. рублей.

Повторное нарушение карается административном штрафом в размере:

  • для должностного лица — 30—40 тыс. рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
  • для ИП — 30—40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юрлица — от 100 до 200 или приостановление деятельности на 3 месяца.

Порядок проведения проверки СОУТ

Производственные факторы

Испытательные лаборатории при организациях, занимающихся СОУТ, проводят целый комплекс различных измерений. К производственным относятся следующие факторы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • ионизирующие излучения;
  • микроклимат;
  • неионизирующие излучения;
  • освещенность.

При проведении проверки также учитывается уровень физических нагрузок и напряженность труда.

Преимущества СОУТ

  • улучшить условия труда, приведя их к допустимым или даже оптимальным;
  • уменьшить уровень вреда и опасности для работников при выполнении ими своих обязанностей;
  • защитить их интересы;
  • предотвратить различные ЧП;
  • понизить класс опасности рабочих мест и вследствие этого уменьшить налоговую нагрузку на предприятие и различные выплаты работникам. Именно на основании результатов проверки формируются страховые отчисления и устанавливаются льготы для сотрудников.

Кто проверяет спецоценку условий труда

Вопрос: Кто проверяет специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда — неотъемлемая процедура для предприятий, которая определяет класс вредности и опасности условий для сотрудников на производстве. Поэтому как провести спецоценку условий труда в организации должен знать каждый руководитель.

Экспертиза рабочих мест — мероприятие, которое проводится один раз в пять лет, за исключением внеплановых проверок, которые осуществляются согласно особенностям, прописанным в ФЗ № 426.

Это интересно:  Право пользования недрами и его виды

Экспертные организации проверяют служебные помещения, пространства и оборудование, находящиеся на территории работодателя. Помещения и места надомников и удаленных сотрудников не подлежат СОУТ. Кто проверяет наличие результатов экспертизы? Местная инспекция по труду. Если инспекция выявит отсутствие отчетности, то на организацию накладывается штраф в крупном размере. Так, согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сумма штрафов:

  • должностным лицам и ИП — 5000-10 000 руб.;
  • юрлицам — 60 000-80 000 руб.

ЧТО ПРОВЕРИТ ИНСПЕКТОР ГИТ ПО СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

В 2019 году ГИТ при плановых и внеплановых проверках обратит особое внимание, как на предприятии провели СОУТ. Заранее подготовьтесь к проверке с новой рекомендацией Системы.

В рекомендации – что проверит ГИТ по спецоценке, что грозит, если инспектор найдет нарушения, и какие изменения по проведению проверок ожидают в этом году.

ЧТО ПРОВЕРЯТ

При проверке, как на предприятии провели спецоценку условий труда, инспектор использует чек-лист № 21. Инспектор обязательно уточнит, как часто проводят спецоценку, а также проверит локальные нормативные акты по СОУТ и документы о проведении и результатах СОУТ.

С какой периодичностью нужно проводить спецоценку условий труда, читайте в рекомендации.

Локальные нормативные акты по СОУТ

Инспекторы ГИТ проверяют локальные нормативные акты организации, которые связаны с планированием и проведением СОУТ, а также с предоставлением работникам компенсаций за вредные условия труда:

Кроме того, инспектор проверяет, учтены ли предложения работников при формировании перечня вредных и опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, и размещены ли на официальном сайте работодателя сводные данные о результатах проведения СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Документы о проведении и результатах СОУТ

Инспектор ГИТ просмотрит документы о проведении и результатах СОУТ. Это отчет о проведении спецоценки и результаты идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.

Инспектор уточнит, утвердили ли все члены комиссии отчет и результаты идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. Проверит, подал ли работодатель декларацию соответствия условий труда в Роструд и не включены ли туда рабочие места работников, которые имеют право на досрочную пенсию, работников, которые получают компенсацию за вредные условия труда, и рабочие места, на которых ранее по результатам АРМ или СОУТ были установлены вредные и опасные условия труда.

Инспектор посмотрит, когда работников ознакомили с картами СОУТ. Ознакомить работников с результатами спецоценки работодатель обязан не позднее чем за 30 календарных дней после утверждения карт. Это указано в части 5 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ.

ГИТ уточнит, что исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов провела испытательная лаборатория, которая имеет лицензию на проведение СОУТ.

Если во время СОУТ применили результаты производственного контроля, инспектор обратит внимание, имеется ли решение комиссии и представление эксперта об использовании этих результатов и проведен ли производственный контроль аккредитованной испытательной лабораторией не раньше чем за шесть месяцев до начала проведения специальной оценки условий труда.

Инспектор проверит, когда и как проводили внеплановую СОУТ. Ее нужно проводить в течение 12 месяцев при вводе новых рабочих мест и в течение шести месяцев, если получили предписание инспектора труда. Это указано в части 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Кроме того, инспекция уточнит, уведомил ли работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета организацию, которая проводила специальную оценку условий труда.

ЧТО ГРОЗИТ РАБОТОДАТЕЛЮ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Если организация нарушила порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провела ее, инспектор труда выпишет штраф:

  • для предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб.;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 руб.

Это указано в части 2 статьи 5.27.1 КоАП.

Спецоценка – это единый комплекс мероприятий, поэтому штраф должен рассчитываться в целом по организации за факт совершения административного правонарушения. То есть за непроведение спецоценки на работодателя наложат один штраф вне зависимости от количества рабочих мест, на которых не провели спецоценку.

Но нужно учесть, что у контролирующих органов может быть другая позиция по этому вопросу. Если организации выписали штраф за каждое нарушение или рабочее место отдельно, то его можно обжаловать в суде. По статистике, судьи в таком случае встают на сторону работодателя.

Кроме того, если инспектор труда заподозрит, что спецоценку провели некачественно, он может направить ее результаты на государственную экспертизу качества. Если экспертиза подтвердит подозрения инспектора, то работодателю придется вновь проводить спецоценку условий труда вне плана.

Как проводят экспертизу качества спецоценки условий труда, читайте в рекомендации.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНИРУЮТ ВНЕСТИ В ПРАВИЛА ПРОВЕРОК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

С 2019 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки.

Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки. Предприятия, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и предприятия, которые будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП.

Статья написана по материалам сайтов: sotarm.ru, nalogobzor.info, umcykt.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector