+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 апреля 2012 г. N 181

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В связи с внесением изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач по защите в гражданском судопроизводстве охраняемых законом прав и интересов граждан, государства и общества, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

3. Участвующим в гражданском процессе прокурорам работу по поддержанию в судах исков (заявлений) строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском процессе.

4. Обеспечивать участие прокурора в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел по искам (заявлениям) прокурора.

4.1. В судебных заседаниях участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

4.2. Прокурору города (района), предъявившему иск (заявление) в суд, территориально расположенный в другом субъекте Российской Федерации, для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного дела обращаться к вышестоящему прокурору. Прокурору субъекта Российской Федерации в случае принятия решения о необходимости привлечения к участию в деле прокурора города (района), находящегося в подчинении другого прокурора субъекта Российской Федерации, заблаговременно извещать последнего соответствующим письмом с одновременным направлением копий представленных в суд материалов.

Прокурору, получившему указанное извещение, обеспечивать участие представителя органов прокуратуры в процессе рассмотрения дела судом.

4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

4.4. Прокурору, участвовавшему в рассмотрении судом дела, незамедлительно сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему иск (заявление).

4.5. При рассмотрении судом иска (заявления), предъявленного прокурором в интересах гражданина, на всех стадиях процесса получать подтверждение его волеизъявления на дальнейшее движение дела.

4.6. Исходить из того, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

4.7. Участие прокурора в рассмотрении судом дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших и направивших иск (заявление) в суд.

4.8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов (районов), а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

5. Прокурору, предъявившему иск (заявление) в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного гражданина на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

7. Прокурорам, участвующим в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), анализировать законодательство, применимое при рассмотрении дела, определять юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора, оценивать имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости.

С учетом положений ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при поддержании в суде иска (заявления) прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Прокурорам, непосредственно участвующим в судебном заседании, быть в форменном обмундировании.

8. При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности обращать внимание судов на наличие обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности вынесения частного определения.

9. Участвующим в гражданском процессе прокурорам в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

10.1. Иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 320, 376 и 377 ГПК РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации и прокуроры военных округов (флотов), если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Учитывать, что в силу положений ст. 391.1 ГПК РФ право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

10.2. Участвующим в деле считать прокурора, имеющего процессуальное право участвовать в таком деле вне зависимости от его непосредственного присутствия в судебном заседании.

10.3. Прокурору, подающему кассационное (надзорное) представление, учитывать положения ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной (надзорной) инстанции.

10.4. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками гражданского процесса и отсутствия оснований для принесения представления участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: искового заявления (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении прокурора.

12. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

13. Принимать на рассмотрение заявления об обжаловании судебных постановлений в кассационном порядке и в порядке надзора только от лиц, имеющих такое процессуальное право.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых принимал или вправе был принимать участие прокурор, руководствоваться требованиями ГПК РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение. О принятом решении сообщать заявителям.

14. Обратить внимание на то, что основания для отмены и изменения судебных постановлений в кассационном порядке предусмотрены ст. 387 ГПК РФ, в надзорном порядке — ст. 391.9 ГПК РФ.

При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке городскому (районному) и приравненному к ним прокурорам обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации; для оспаривания судебного акта в порядке надзора прокурору субъекта Российской Федерации — к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю).

В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

Одновременно с представлением направлять заверенные соответствующим судом копии состоявшихся по делу судебных постановлений.

Проект кассационного (надзорного) представления направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при обращении с кассационным (надзорным) представлением в суд.

15. Прокурору при поступлении определения о передаче надзорной жалобы лица, участвующего в деле, в котором принимал либо вправе был принимать участие прокурор, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

16. Участие в судебном заседании в суде кассационной и надзорной инстанций принимают должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 386 и 391.10 ГПК РФ соответственно.

17. При отсутствии оснований для принесения апелляционного представления о пересмотре судебных актов, которыми прокурору отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

18. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в гражданском процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных представлений.

Это интересно:  Аварийный запас материалов и оборудования в жкх

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в гражданском процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

19. Оценивать деятельность прокуроров по участию в гражданском процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений); эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений по гражданским делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор; обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

20. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.12.2003 N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 14.05.2009 N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

21. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

22. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

От 26 апреля 2012 г. N 181

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В связи с внесением изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач по защите в гражданском судопроизводстве охраняемых законом прав и интересов граждан, государства и общества, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

3. Участвующим в гражданском процессе прокурорам работу по поддержанию в судах исков (заявлений) строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском процессе.

4. Обеспечивать участие прокурора в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел по искам (заявлениям) прокурора.

4.1. В судебных заседаниях участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

4.2. Прокурору города (района), предъявившему иск (заявление) в суд, территориально расположенный в другом субъекте Российской Федерации, для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного дела обращаться к вышестоящему прокурору. Прокурору субъекта Российской Федерации в случае принятия решения о необходимости привлечения к участию в деле прокурора города (района), находящегося в подчинении другого прокурора субъекта Российской Федерации, заблаговременно извещать последнего соответствующим письмом с одновременным направлением копий представленных в суд материалов.

Прокурору, получившему указанное извещение, обеспечивать участие представителя органов прокуратуры в процессе рассмотрения дела судом.

4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

4.4. Прокурору, участвовавшему в рассмотрении судом дела, незамедлительно сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему иск (заявление).

4.5. При рассмотрении судом иска (заявления), предъявленного прокурором в интересах гражданина, на всех стадиях процесса получать подтверждение его волеизъявления на дальнейшее движение дела.

4.6. Исходить из того, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

4.7. Участие прокурора в рассмотрении судом дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших и направивших иск (заявление) в суд.

4.8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов (районов), а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

5. Прокурору, предъявившему иск (заявление) в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного гражданина на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

7. Прокурорам, участвующим в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), анализировать законодательство, применимое при рассмотрении дела, определять юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора, оценивать имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости.

С учетом положений ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при поддержании в суде иска (заявления) прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Прокурорам, непосредственно участвующим в судебном заседании, быть в форменном обмундировании.

8. При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности обращать внимание судов на наличие обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности вынесения частного определения.

9. Участвующим в гражданском процессе прокурорам в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

10.1. Иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 320, 376 и 377 ГПК РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации и прокуроры военных округов (флотов), если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Учитывать, что в силу положений ст. 391.1 ГПК РФ право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

10.2. Участвующим в деле считать прокурора, имеющего процессуальное право участвовать в таком деле вне зависимости от его непосредственного присутствия в судебном заседании.

10.3. Прокурору, подающему кассационное (надзорное) представление, учитывать положения ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной (надзорной) инстанции.

10.4. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками гражданского процесса и отсутствия оснований для принесения представления участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: искового заявления (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении прокурора.

12. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

13. Принимать на рассмотрение заявления об обжаловании судебных постановлений в кассационном порядке и в порядке надзора только от лиц, имеющих такое процессуальное право.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых принимал или вправе был принимать участие прокурор, руководствоваться требованиями ГПК РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

Это интересно:  Погашение ипотечного кредита материнским капиталом

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение. О принятом решении сообщать заявителям.

14. Обратить внимание на то, что основания для отмены и изменения судебных постановлений в кассационном порядке предусмотрены ст. 387 ГПК РФ, в надзорном порядке — ст. 391.9 ГПК РФ.

При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке городскому (районному) и приравненному к ним прокурорам обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации; для оспаривания судебного акта в порядке надзора прокурору субъекта Российской Федерации — к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю).

В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

Одновременно с представлением направлять заверенные соответствующим судом копии состоявшихся по делу судебных постановлений.

Проект кассационного (надзорного) представления направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при обращении с кассационным (надзорным) представлением в суд.

15. Прокурору при поступлении определения о передаче надзорной жалобы лица, участвующего в деле, в котором принимал либо вправе был принимать участие прокурор, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

16. Участие в судебном заседании в суде кассационной и надзорной инстанций принимают должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 386 и 391.10 ГПК РФ соответственно.

17. При отсутствии оснований для принесения апелляционного представления о пересмотре судебных актов, которыми прокурору отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

18. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в гражданском процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных представлений.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в гражданском процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

19. Оценивать деятельность прокуроров по участию в гражданском процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений); эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений по гражданским делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор; обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

20. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.12.2003 N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 14.05.2009 N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

21. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

22. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Среди многих функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзор за деятельностью суда и, не покушаясь на независимость, самостоятельность, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.

Законодательным актом федерального уровня, определяющим основу участия прокурора в судах, является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации».

Вместе с тем, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) очень четко регламентирован порядок, основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Следует отметить, что именно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ определяет рамки и границы реализации полномочий прокурора по участию в гражданском судопроизводстве.

А именно, прокурор вправе обратиться с заявлением или вступить в дело для дачи мотивированного заключения при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в гражданском процессе, определяются также процессуальным законодательством РФ.

Также одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих анализируемую мной тему на протяжении шести лет выступал Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Одним из положений вышеуказанного приказа является: «Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством» [3].

Согласно приказа, в судебных заседаниях необходимо принимать участие, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

Данным приказом регламентированы основания и порядок предъявления прокурором искового заявления в суд, а также перечислены случаи обеспечения обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения.

На основе Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» прокуратурами субъектов в целях согласованного и качественного исполнения приказа, повышения эффективности обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе, а также содействия суду в законном разрешении гражданско-правовых споров создаются специальные распоряжения об организации исполнения вышеназванного приказа.

Так, прокурором Саратовской области 01.11.2012 года было издано распоряжение № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», которое конкретизирует задачи и полномочия прокуроров по обеспечению качественного участия в рассмотрении судами гражданских дел.

Вскоре, в целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства Генеральным Прокурором РФ 10 июля 2017 г. был издан новый Приказ № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».

Данный акт полностью заменяет собой Приказ от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», на основании чего, последний признан утратившим силу.

Сфера действия нового приказа — регламентация деятельности прокуроров не только в гражданском, но и в административном судопроизводстве.

Кроме того, одним из новшеств приказа выступает отсутствие перечисления конкретных случаев обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения. Вместо этого приводится отсылка к нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации других федеральных законов.

Однако, на сегодняшний день, распоряжение прокурора Саратовской области № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», изданное во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», остается действующим.

Вместе с тем, раскрывая выбранную мной тему, нельзя говорить, что при анализе законодательства, определяющего полномочий прокурора при участии в рассмотрении гражданских дел, необходимо руководствоваться только законодательством в сфере гражданского процессуального права.

Следует отметить, что: «Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного Кодекса Российской Федерации дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 Семейного Кодекса Российской Федерации, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам» [6].

Кроме того, определяя законодательную базу в сфере обеспечения участия в гражданском судопроизводстве, следует иметь ввиду, что прокурор при реализации своих полномочий должен руководствоваться также: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Использование исторического опыта, позволило бы построить более совершенную систему участия прокурора в гражданском процессе.

Представляется, что любое совершенствование гражданского процессуального законодательства, в том числе и в части участия прокурора в гражданском судопроизводстве, должно опираться на исторические традиции и преемственность в гражданском процессуальном праве. Гражданское процессуальное законодательство только тогда станет эффективным, когда оно будет научно и исторически обоснованным.

Прокурор, при реализации своих полномочий по участию в рассмотрении судом гражданских дел должен руководствоваться только лишь законом и неукоснительно соблюдать соответствующие нормы законодательства, тем самым обеспечивая реализацию таких задач, стоящих перед прокурором, как обеспечение верховенства закона и обеспечение единства и укрепления законности.

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)//«Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» «// «Законность», N 6, 2012
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 (ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»// в данном виде документ опубликован не был
  5. Мохов А. А., Воронцова И. В., Семёнова С. Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А. А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ»
  6. Гражданский процесс: Учебник (5-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. М. К. Треушникова. — М.: Статут, 2014.
  7. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам: учеб. пособие / Е. А. Борисова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
  8. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. — М.: Статут, 2016.
  9. Постановление ЕСПЧ от 13 мая 2008 г. по делу «Галич(Galich) против Российской Федерации». Жалоба № 33307/02. Доступ из СПС «Гарант».
  10. Зайцев И. М. О природе правовых понятий // Научное наследие: в 3 т. Т. 3: Избранные статьи. Ч. 1: 1963–1988 гг. / сост. А. И. Зайцев. Саратов, 2009.
  11. Шерстюк В. М. Современные проблемы системы гражданского процессуального права // Шерстюк В. М. Современные проблемы гражданского и арбитражного судопроизводства: сб. ст. М., 2015
Это интересно:  Применение срока исковой давности по коммунальным платежам

Участие прокурора в гражданском процессе: основания, функции, права и обязанности

Участие прокурора в гражданском процессе — как оно организовано? Какими правами обладает прокурор? В чем особенность его статуса? Как взаимодействуют разные уровни организации?

Нормативное регулирование судебного процесса

Никого не удивить присутствием прокурора в судебном процессе. Его участие в нем регламентировано законом. Далеко не в каждом процессе он имеет право принимать участие. На практике, конечно, сложнее заставить сотрудников ведомства выполнить их обязанности в полном объеме, чем столкнуться с их необоснованным вмешательством.

Действия прокурора в области гражданского судопроизводства регламентированы двумя базовыми нормативными актами Российской Федерации:

  • Закон «О прокуратуре РФ»;
  • Гражданский процессуальный кодекс.

Закон «О прокуратуре» содержит основания и формы участия сотрудника данного ведомства в судебном процессе, и в гражданском в частности.

ГПК – нормативный акт, регулирующий возбуждение и рассмотрение гражданских дел. В нем содержится всего одна статья, посвященная целиком участию прокуроров – ст. 45 ГПК. Она или повторяет положения профильного закона, или расшифровывает его положения в части, касающейся гражданского процесса.

Таким образом, формы участия прокурора в гражданском процессе определены двумя законами.

Вдобавок Генеральной прокуратурой, иногда совместно с другими ведомствами, издаются приказы, направленные на исполнение законов, это касается и участия в гражданском судопроизводстве.

Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе заботится профильное управление Генеральной прокуратуры.

Генеральная прокуратура одновременно и занимается обобщением заявлений граждан, судебной практики. Это дает возможность выявить негативные тенденции в общественной жизни. Конечно, такого значения, как обзоры судебной практики, составленные судами, они не имеют, но все же дают возможность принять превентивные меры.

Действуя на опережение, ведомство создает отделы, занимающиеся контролем, например, в области земельной сферы. Проводятся проверки, в том числе и по жалобам граждан, и подаются иски в суды.

Приказом можно обратить внимание на какую-либо сферу жизни без создания специальных подразделений.

Поводы для вступления в дело

Обращение с иском в суд или вступление в дело связаны с двумя факторами:

  • повод (обращение граждан, организаций, выявление фактов, побудивших вступить в дело или подать иск);
  • основание, указанное в законе.

В качестве повода принимаются:

  • заявления от граждан и представителей организаций;
  • факты, выявленные при проведении прокурорской проверки;
  • материалы, поступившие из других органов, в частности опеки.

Заметка в СМИ считается достаточной, если в ней излагаются факты, достойные внимания.

Основания для вмешательства прокурора

Основания, обеспечивающие участие прокурора в гражданском процессе:

  • нарушение прав и интересов гражданина;
  • защита прав и свобод неограниченного числа лиц;
  • нарушение социальных, трудовых прав;
  • нарушение прав на материнство, отцовство и детство;
  • нарушено право на государственное или муниципальное жилье;
  • нарушены права на медицинскую помощь, образование;
  • нарушены экологические права граждан.

Почему же сотрудники организации не вступаются в суде за каждого гражданина? Они вправе оказать юридическую помощь одному лицу лишь при наличии:

  • недееспособности;
  • проблем со здоровьем;
  • ограничений, вызванных возрастом;
  • иных уважительных причин.

Основания участия прокурора в гражданском процессе представляют собой открытый перечень. Подобный подход практичен, ведь нельзя все жизненные ситуации учесть в одном законе.

Ранее действующее законодательство давало более широкие полномочия органам прокуратуры, но произошедшие перемены не отразились на объеме работы ведомства. Если на приеме прокурор жалуется на отсутствие полномочий, скорее всего, у него нет желания заниматься проблемами граждан.

Какими правами пользуется прокурор

Права прокурора в гражданском процессе соответствуют правам, имеющимся у остальных участников, в частности:

  • заявлять об отводе суду, секретарю;
  • приобщать доказательства к материалам рассматриваемого дела;
  • заявлять ходатайства об истребовании доказательств;
  • направлять заявление о привлечении свидетелей;
  • направлять заявление о назначении экспертизы;
  • задавать вопросы эксперту, участнику дела, свидетелю;
  • направлять частные жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Исключается возможность заключения прокурором мирового соглашения.

Надо сказать, что нормы гражданского процессуального законодательства не ущемляют прокуроров в сравнении с другими участниками.

Насколько грамотно реализуются имеющиеся возможности, определяется уровнем подготовки и личными качествами отдельно взятого сотрудника прокуратуры.

Заключение прокурора в гражданском процессе имеет равное значение с другими документами. Подача прокурором иска делает невозможным дачу заключения в этом же процессе.

Грамотно и обоснованно составленное, оно может повлиять на исход дела. Судья не вправе ссылаться на заключение, отвергая другие доказательства, тем более что заключение доказательством не является.

Дела, в которых участие обязательно

Положения закона всегда имели общие формулировки, и их воплощение в жизнь зависит от воззрения государственных служащих, обязанных его исполнять, и практики применения в регионе. Полномочия прокуратуры в гражданских делах не исключение.

В расчет берутся прежде всего конкретные обстоятельства, именно в них заключен ответ на вопрос: будет ли обеспечено участие прокурора в гражданском процессе?

Теперь о дополнительной обязанности прокуратуры – давать заключения в случаях, указанных в законе. В каких же делах обязательно участие прокурора путем дачи заключения?

  • признание граждан умершими или безвестно отсутствующими;
  • ограничение или лишение дееспособности;
  • дела об усыновлении или удочерении;
  • объявление несовершеннолетнего дееспособным;
  • принудительное помещение в психиатрический стационар;
  • продление срока содержания в психиатрическом стационаре;
  • споры об ограничении или лишении родительских прав;
  • спор о восстановлении на работе;
  • спор о выселении без предоставления другого жилья.

Другие формы участия прокурора в гражданском процессе, кроме подачи иска и дачи заключения, не предусмотрены.

Нередки отрицательные отзывы. По словам их авторов, вместо оказания помощи прокуроры лишь усложняют положение истца. Например, встают в деле на сторону работодателя, незаконно уволившего сотрудника. Подобные факты отталкивают людей от обращения за помощью в надзорное ведомство.

Особенности вступления в дело или подачи иска

Получив заявление или выявив обстоятельства, требующие вмешательства, прокурор составляет иск, приобщает к нему документы и направляет в суд. Кстати, отсутствует обязанность оплачивать государственную пошлину.

В первую очередь решается задача доказать необходимость своего участия в процессе.

Предоставляются: справки о нетрудоспособности истца, решение о недееспособности, иные бумаги, подтверждающие неспособность лица защитить свои интересы.

Если подается иск с целью защитить неограниченное число людей, в иске указывается: какие интересы и права этих лиц, государства или муниципальных образований следует защитить.

Не факт, что судья согласится с присутствием прокурора в зале судебного заседания. Он в первую очередь исходит из собственного видения дела. Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе зависит не от его собственного желания, а от мнения суда.

Принятие судом иска или отказ в нем производится по общим правилам. Отсутствие нарушений прав или ущемления законных интересов приведет к отказу. Предположение, что участие прокурора может чем-то помочь, неверно.

Защищая права граждан и организаций, прокурор обладает специальным статусом и выступает от собственного имени. Представитель же всегда действует от имени доверителя.

Прокурор имеет право отказаться от участия в деле. Отказ представителя автоматически ведет к прекращению производства, отказ прокурора – нет. Без согласия истца суд не имеет возможности прекратить дело.

Данное положение подчеркивает разницу между статусом представителя и прокурора.

На суд в гражданском процессе с участием прокурора также ложится обязанность обеспечить равенство прав всех его участников.

Особенности участия прокурора в процессе

Вступление в дело возможно на любом этапе рассмотрения. Например, разрешено обжаловать решение суда первой инстанции, если ранее прокурор не участвовал в деле.

Сложившаяся практика обязывает к даче заключений при рассмотрении дела в первой инстанции.

Порядок рассмотрения дел в вышестоящих инстанциях этого не предусматривает. Исключение – отмена решения в апелляции или иной инстанции с направлением дела на пересмотр в первую инстанцию.

Апелляционная инстанция сама рассматривает дела, решения по которым ею были отменены. Перейдя к разбирательству дела с самого начала, суд вправе истребовать заключение по делу, если только прокурор не подавал иск.

В процессе пересмотра с целью устранения ошибок привлекают прокуратуру, если ранее она не принимала участие в деле по каким-то причинам.

Несмотря на обязательность прокурорского заключения, его отсутствие в деле не считается полноценной причиной для отмены решения. Насколько это так, зависит от того, принимал ли суд все меры, чтобы привлечь прокуратуру к процессу.

Не желая раздражать судей, из ведомства присылают копию заключения.

Военная прокуратура

Генеральный прокурор Российской Федерации отвечает за законность и в органах военного управления, частях, соединениях и на предприятиях, подчиненных военному ведомству. В их сфере деятельности — защита прав военнослужащих и работников военных организаций, а также призывников.

Задача охраны правопорядка выполняется военными прокурорами, ими руководит Главная военная прокуратура при Генеральной прокуратуре.

При необходимости сотрудники обращаются с исками в суд, имея полномочия, аналогичные тем, которыми обладают гражданские прокуроры. Делают они это реже, т. к. в частях работают штатные юристы.

В целом же функции прокурора в гражданском процессе из-за военной формы не меняются:

  • защита прав граждан и организаций;
  • охрана законности в подведомственной сфере.

Взаимодействие прокуратур разного уровня

Прокуратура – иерархически подчиненная система учреждений, возглавляемая Генеральной прокуратурой, обеспечивающей руководство всей системой.

Большая часть исков от имени ведомства подаются районными прокурорами или их помощниками. Это касается дел, которые рассматриваются в первой инстанции мировыми или районными судами.

В делах, в которых первой инстанцией выступают городские (городов федерального значения) или областные суды, привлекаются изначально прокуратуры городского или областного уровня соответственно.

Если первая инстанция ВС РФ – инициатором иска со стороны надзорного ведомства может быть лишь Генеральный прокурор Российской Федерации.

Сотрудник районного уровня, сопровождавший дело с самого начала процесса, вправе продолжать его и в более высоких судебных инстанциях. Передача дела сотруднику более высокого уровня не предусмотрена.

Надзор прокурора за исполнением судебных актов

Выступая в гражданском процессе, прокурор принимает меры для исполнения решения суда:

  • подает заявление о выдаче исполнительного листа;
  • направляет его в ФССП.

В цели участия прокурора в гражданском процессе включается восстановление нарушенных прав и свобод или предупреждение новых нарушений, поэтому дальнейшие шаги по исполнению решения вполне обоснованы и не выходят за рамки полномочий прокуратуры. Ведь исполнение судебного акта – завершающая часть гражданского процесса.

Жалобы на действия или бездействие приставов рассматриваются в общем порядке. В то же время прокурор вправе вмешиваться без чьей-либо жалобы в исполнение судебного акта, принятого при его участии. Правомерной считается подача заявления в суд в рамках исполнительного производства с целью защиты прав отдельного гражданина или группы граждан. Игнорирование судебных актов, в отличие от прокурорских представлений, повод возбудить уголовное дело.

Как отследить действия прокурора

Сотрудники ведомства, ответственные за участие в процессах, не только принимают в них участие, но и ведут наблюдательные производства. В них содержатся наиболее важные процессуальные документы:

  • копия иска;
  • определение об открытии дела;
  • решение по делу;
  • определение, которым разрешается дело особого производства;
  • копия заключения по делу (если не был подан иск).

Копии заявлений и доказательств, поданных прокурором, хранятся еще в деле в архиве суда.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, moluch.ru, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector