+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Объекты и субъекты предупреждения преступности

Субъекты предупреждения преступности — государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений.

  1. субъекты общесоциальной профилактики — федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи;
  2. субъекты специальной профилактики:

а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции — МВД, ФСБ, прокуратура, суд, таможня;
б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции — комиссии по делам несовершеннолетних;
в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.

  • субъекты индивидуальной профилактики — сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений; родители и лица, их заменяющие; отдельные граждане.
  • Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов центральными субъектами, которые занимаются предупреждением преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ, Минюст.

    Предупредительная роль суда — применять наказание как меру борьбы с преступностью, которое предусмотрено уголовным законом.

    Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

    Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений.

    Предупредительная деятельность Минюста, исполняющего уголовные наказания, — выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.

    3. Объекты и субъекты предупреждения преступности

    3.1. Объекты предупреждения преступности

    Объект предупреждения преступности (преступления) – ϶ᴛᴏ система общественных отношений и связей, на кᴏᴛᴏᴩые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Именно такого определения требует теория соци-ального управления, с позиций кᴏᴛᴏᴩой объектом будет не чело-век, не микросреда, не социальная группа, не территория, а система связей — отношений. «Дойдя до человека, коллектива или общества в целом, управленческий импульс закладывает в них и через них про-грамму развития общественных отношений. Акт же управления со-вершается только тогда, когда складываются новые, предусмотрен-ные управляющей идеей, общественные отношения»[37] . В ϶ᴛᴏм смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя данные отношения»[38] .

    В криминологической литературе в качестве объекта преду-преждения называют: личность профилактируемого[39], отклоняю-щееся поведение[40] , личность в ϲʙᴏих связях с микросредой [41], пре-ступные группы [42], места концентрации лиц с преступным поведени-ем, территории городов или даже государственные образования, со-циально-криминогенное пространство[43] , негативные социальные процессы, в общем, любые криминогенные явления [44].

    Думается, что вряд ли объектом профилактического управле-ния можно считать отклоняющееся или преступное поведение. Дру-гие же явления, названные выше в качестве объектов, вполне могут быть таковыми, если, конечно, речь идет не о физической субстан-ции или участке суши, а об общественных отношениях, кᴏᴛᴏᴩые со-ставляют сущность личности, группы, общности людей, объединен-ных национальностью или просто территорией проживания. Крими-ногенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения.

    В криминологии (так же как в теории уголовного права) в за-висимости от уровня следует различать общий, родовой и кон-кретный (индивидуальный) объекты [45]. Кроме того, все объекты предупреждения можно классифицировать и по другим основаниям: сфере, отраслевой принадлежности и т.п.

    3.2. Субъекты предупреждения преступности

    Субъекты предупреждения — ϶ᴛᴏ органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на объект с целью предупреждения пре-ступлений. Важно заметить, что одни осуществляют предупреждение непринудитель-ными методами, другие — с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую — субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

    Важно заметить, что один субъект может осуществлять несколько видов предупре-дительной деятельности.

    Так, например, участковый инспектор ми-лиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности.

    Но чаще всего имеет место специа-лизация. По общему правилу, разные виды предупредительного воз-действия реализуют различные субъекты.

    Субъекты социальной профилактики — ϶ᴛᴏ администрация и трудовые коллективы государственных и негосударственных орга-нов, учреждений и организаций, творческие союзы и объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, кᴏᴛᴏᴩые оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успеш-ной социализации, а следовательно, и предупреждению преступле-ний. К примеру, развивая интеллектуальные и физические способно-сти подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Важно заметить, что одна из насущных проблем — активизации именно ϶ᴛᴏго направления профилактики. Необходи-мы современные специализированные субъекты социальной профи-лактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п.

    Субъекты и объекты предупреждения преступности

    Предупреждение преступности может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности.

    В деятельности специализированных субъектов предупреждение преступности является основным или одним из основных направлений.

    К числу таких субъектов традиционно относятся правоохранительные органы: суд, прокуратура, полиция, службы госбезопасности, таможни и т. д. В России функции предупреждения преступности также выполняют Совет Безопасности РФ и Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений.

    К числу специализированных субъектов также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.

    К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.

    Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.

    Масштаб и сфера превентивных мер, таким образом, неизбежно требуют четкого понятия объекта деятельности по предупреждению преступности, определяемого в научной литературе с различной степенью научной точности. Так, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.

    Другие к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным – профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

    Наиболее полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд, под данным термином «…отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений». При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его криминогенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность.

    Функция органов внутренних дел в предупреждении преступности изложена в нормативно-правовых актах органов внутренних дел. Так, в «Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений (в редакции от 7 июля 1995 г.)» отмечено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью.

    Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

    1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

    2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

    3. Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

    4. Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

    5. Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

    К объектам деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений относятся:

    1. Причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение.

    2. Юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных ограничений, правил, нормативов и стандартов.

    3. Лица, подготавливающие преступления либо покушающиеся на совершение преступления.

    4. Лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений.

    5. Лица с устойчивым противоправным поведением, а также лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений.

    6. Лица, являющиеся потенциальными жертвами преступления вследствие своего поведения либо образа жизни.

    Основными субъектами осуществления органами внутренних дел деятельности по предупреждению преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, государственного пожарного надзора, учреждения по исполнению наказаний.

    Другие подразделения органов внутренних дел в соответствии со своей компетенцией обеспечивают деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений.

    Определены основные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел:

    1. Меры по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений:

    2. Обеспечение личной безопасности граждан, жизнь, здоровье или имущество которых объективно находятся в опасности.

    3. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории (объекте).

    4. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от доведения преступления до конца.

    5. Своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и прекращение преступной деятельности входящих в них лиц.

    6. Оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств органа внутренних дел на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о совершаемых или совершенных преступлениях в целях задержания преступников с поличным и раскрытия преступлений по горячим следам».

    7. Принятие исчерпывающих мер к розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

    8. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления или административные правонарушения, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.

    9. Внесение в соответствии с законом в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

    10. Инициативное оказание услуг по защите и охране имущества всех форм собственности на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

    11. Организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

    Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений:

    1. Контроль за поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений.

    2. Применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений.

    3. Использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия.

    4. Выявление и привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, доводящих подростков до состояния опьянения.

    5. Своевременное пресечение административных правонарушений на улицах в других общественных местах, жилищах граждан и на объектах транспорта; принятие предусмотренных законом мер к лицам, допустившим эти правонарушения.

    Иные предупредительные меры:

    1. Обеспечение патрулирования силами органов внутренних дел и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности.

    2. Проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел.

    3. Консультирование населения, в том числе граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступлений, о мерах защиты от преступных посягательств; распространение памяток и другой печатной продукции; использование в этой работе средств массовой информации.

    4. Привлечение населения, общественности к работе по предупреждению правонарушений и охране общественного порядка в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.

    5. Осуществление взаимодействия с соответствующими государственными органами, министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами в работе по предупреждению правонарушений.

    6. Осуществление мер по контролю за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.

    7. Обеспечение контроля за несовершеннолетними, систематически допускающими правонарушения; оказания им содействия в бытовом и трудовом устройстве.

    8. Инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы других граждан, в наркологические учреждения органов здравоохранения или лечебно-трудовые профилактории.

    9. Постоянное наблюдение за поведением арестованных, осужденных лиц и граждан, содержащихся в ЛТП, с целью предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений в местах их размещения и работы.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Уровни, виды, субъекты и объекты профилактики преступлений

    курсовая объекты субъекты уровни виды проф. прест-ний.docx

    Вместе с тем специально- криминологические меры оказывают воздействие на общие. В этой связи необходимо отметить, что кроме представлений и частных (особых) определений, предусмотренных законом, правоохранительные органы и должностные лица этих органов предпринимают и другие эффективные меры: знакомят с материалами по состоянию борьбы с преступностью вообще или с отдельными категориями преступлений руководителей предприятий, ведомств, и местных органов самоуправления; организуют выступления прокуроров, судей, руководителей органов внутренних дел на собраниях общественности об итогах комплексной проверки состояния законности на данном предприятии, учреждении и о мерах, необходимых для устранения вскрытых нарушений и недопущения таковых и т.д.

    Значение таких мер заключается главным образом в том, что в результате их реализации те или иные аспекты предупреждения преступности становятся, как правило, предметом специального обсуждения со стороны руководителей государственных органов, общественных формирований, коллективов, хозяйственных или иных должностных лиц, разрабатываются конкретные меры по устранению причин и условий правонарушений, укреплению законности и правопорядка.

    Выше отмечалось, что специально- криминологические меры могут носить экономический, материальный, организационно-управленческий, правовой, воспитательный характер. Например, к мерам экономического и материального характера на уровне специально-криминологического предупреждения могут быть отнесены такие, как введение индексации зарплаты в связи с инфляционными процессами, повышение минимальных размеров заработной платы, стипендий и пенсий и т.п.

    Организационно- управленческие меры на уровне специально-криминологического предупреждения направлены на организационно-управленческое укрепление государственных органов, борющихся с преступностью, создание новых органов или новых звеньев и подразделений в системе уже существующих органов (межрегиональные управления по борьбе с организованной преступностью, профилактические подразделения в органах внутренних дел, подразделения по борьбе с наркоманией и др.) Такими же мерами можно считать: создание в областных центрах и крупных городах специальных частей полиции для несения патрульной службы; мероприятия по координации усилий различных правоохранительных органов; использование достижений научно-технического прогресса для устранения тех или иных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также для обнаружения, фиксации и исследования следов преступления и иных доказательств, используемых в уголовном процессе. Например, специальные технические средства сигнализации, используемые для охраны различных объектов и квартир, дающие значительный эффект в предупреждении и пресечении краж имущества; использование на промышленных предприятиях различных устройств, позволяющих определить количественные, а иногда и качественные показатели производимого, транспортируемого и иного имущества.

    К мерам правового характера относятся те, которые:

    а) устанавливают ответственность и регламентируют порядок ее применения за правонарушения;

    б) обеспечивают широкое участие органов самоуправления граждан и общественных формирований в деятельности по борьбе с преступностью и предупреждению преступлений;

    в) организационно укрепляют государственные органы, ведущие борьбу с преступностью, и т.п.

    К числу этих мер можно отнести и такие, которые направлены на подготовку и совершенствование кадров правоохранительных органов, на улучшение условий содержания и перевоспитания осужденных, на повышение эффективности мер наказания, на создание условий, ограничивающих возможности рецидива преступности.

    Они, в том числе уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные, определены в ряде правовых актов. Это – целая система мер предупреждения правонарушений в деятельности правоохранительных органов.

    Понятие объектов профилактики преступлений

    Осуществляя свои функции, субъекты профилактики воздействуют на «поведение» объектов профилактического воздействия и таким образом пытаются контролировать их отклоняющееся противоправное поведение. Их непосредственный контакт «субъект-объект» дает начало целому ряду проблем, относящихся к функционированию системы профилактики в целом. Взаимодействие субъектов и объектов профилактики, их механизм можно представить в самом общем плане как процесс профилактического воздействия субъекта на объект, т.е. воздействие на источники и причины преступности, причины и условия преступлений, факторы, способствующие формированию личности правонарушителя и, наконец, на конкретную личность и ее поведение.

    Следует подчеркнуть, что различные направления профилактического воздействия на причины, условия, факторы и т.д. с одной стороны, и на личность – с другой, дополняют друг друга, и в значительной степени смыкаются. Вот почему в таких случаях (конкретизируя понятие объекта) говорят о профилактическом воздействии на личность. Именно личность правонарушителя (преступника) и выступает как основной объект профилактического воздействия. В связи с этим оказываемое профилактическое воздействие на антиобщественное поведение личности должно осуществляться через принципы, нормы, безусловные требования, оценки, идеалы и т.д.

    Воспринимает или нет человек такое воздействие, зависит от его личностных особенностей и некоторых других обстоятельств (интеллекта, характера, среды общения , мотивов поведения и т.п.). Однако, в любом случае профилактическое воздействие должно быть комплексным и учитывать не только саму личность правонарушителя, но и ее окружение (микросреду), что позволяет более широко трактовать понятие объекта воздействия.

    Нельзя забывать, что профилактическое воздействие – особая форма социального регулирования и является, по сути дела, первым и незаменимым признаком соответствующего управления. Причем, осуществляться такое воздействие должно на основе достоверной информации об объекте и условиях его функционирования, и соответствовать реальным возможностям деятельности субъекта. Только тогда осознанное воздействие на объект можно отнести к сфере научного управления.

    Профилактика направлена на самые различные объекты. Каждый из них имеет свои особенности, от которых зависит правильный выбор средств и форм воздействия на него. Значит, говорить надо не только об общем, но и о конкретных объектах профилактического воздействия. Отсюда – необходимость классификации преступлений.

    Опыт показывает, что целесообразно выделить такие объекты, как преступления взрослых и несовершеннолетних, мужчин и женщин, первичные и рецидивные преступления, так называемые групповые преступления.

    Детализируя же такую классификацию, обычно преступления группируют так:

      • корыстные (все виды краж и иных ненасильственных хищений);
      • насильственные против личности (все виды убийства, изнасилования и тяжкие телесные повреждения);
      • корыстно-насильственные (грабежи и разбои);
      • хулиганство;
      • неосторожные преступления;
      • другие группы и виды преступлений.

    В целях профилактики допускается и классификация по территориальному признаку: сельская преступность, городская и т.д. Могут быть, конечно, и иные классификационные группы, зависящие от конкретно поставленных целей и задач профилактики. Например, довольно часто выделяются в самостоятельную группу преступления, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений, групповые преступления. Но в любом случае классификация должна обеспечивать дифференцированный подход к осуществлению профилактического воздействия. Объект такого воздействия должен быть конкретно-однородным.

    С учетом предшествующего опыта и современного уровня разработки понятий криминологической характеристики систематизация преступлений в Особенной части предусматривает их группировку в рамках двух крупных блоков: по признакам, выступающим в качестве оснований для классификации, либо, при их совпадении, по приоритетному значению1.

    Первый блок охватывает преступность: организованную; профессиональную; рецидивную; несовершеннолетних; неосторожную; женскую и др. Главным основанием для данной классификационной модели выступают особенности профилактики; особенности личности преступника; причины преступлений и т.д.

    Второй блок объединяет преступность: экономическую; тяжкую насильственную; корыстно-насильственную; экологическую; военнослужащих и др.

    Для названной совокупности преступлений приоритет имеют следующие классификационные основания: объект преступления; социальная сфера деятельности; причины; мотивация и т.д.

    Понятием вида (групп) преступлений охватываются такие их разновидности, которые объединяются сходностью признаков их криминологической характеристики. Представляется, что и эта классификационная модель нуждается в определенном совершенствовании, однако в предлагаемой структуре, в значительной степени учтен систематизированный опыт предупреждения преступлений.

    Основные субъекты профилактики преступлений и их профилактические функции

    Необходимым элементом системы являются субъекты профилактики преступлений. К ним, в широком смысле слова, относятся все государственные и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди этих субъектов есть такие, которые специально созданы для этих целей либо в их компетенцию, наряду с другими полномочиями, входит и обязанность осуществления в определенных рамках криминологической профилактики. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим характеристики лишь субъектов криминологической профилактики.

    Классификация указанных субъектов может быть осуществлена по различным основаниям. Представляется возможным разделить их на три следующие группы. Первая – те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координация проявляются при функционировании субъектов в каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонтальные, так и иерархические вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач).

    Профилактика преступлений относится к динамичным системам. Для того, чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности.

    Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты профилактики рецидивной преступности

    Исходя из того, что оперативные аппараты исправительных учреждений выступают специальными субъектами предупредительной деятельности, научная разработка организационно-тактических положений проводилась и проводится чаще всего именно в данном аспекте. Это обусловлено тем, что возможность применения специфических методов предупредительной работы ( в частности оперативно-розыскной деятельности ) требует исследования ее закономерностей с условием их использования для эффективного решения поставленных задач.

    По мнению автора, оперативно-розыскная профилактика – это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая уполномоченными на то должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и устранения причин преступлений, и оказания на них предупредительно- профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны повторных преступлений.

    Оперативно-розыскную профилактику преступности следует рассматривать в широком смысле как часть социальной профилактики в целом преступности, в узком – как специальную деятельность исправительных учреждений, включая проведение необходимых, предусмотренных федеральным законом « Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно- розыскных мероприятий.

    Статья написана по материалам сайтов: law.pp.ru, studopedia.ru, stud24.ru.

    »

    Это интересно:  Признак юридического лица наличие
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector