+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая цель деятельности счетной палаты рф

К органам финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата — это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па­лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляются федеральным законом.* К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести­теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 За­кона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова­ния федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно­моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях Рос­сийской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже­та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга;

законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив­ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, вы­даваемых на возвратной основе; предоставлением государствен­ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа­циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль­ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи­ванию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде­ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют­ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды;

б) органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи­мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля­ют, используют средства из федерального бюджета или использу­ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговых, тамо­женных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде­ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, пред-

приятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной влас­ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука­занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на­носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую­щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст­вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова­нию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации* (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии — Контрольно­го управления Президента РФ**).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от­несено:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Это интересно:  Перечень информации составляющей коммерческую тайну

Для реализации своих контрольных функций Главное кон­трольное управление наделено правами: требовать от руководите­лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст­вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите­лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ­алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц до принятия решения по результатам про­верки; ставить перед руководителями соответствующих государ­ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска­ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.*

При необходимости усиления определенных направлений фи­нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны,* к основным задачам которой отнесены контроль за своевре­менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обя­зательных платежей, за своевременным и целевым использовани­ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов.

Вопрос 22: Счетная Палата рф: понятие, задачи, основные функции, полномочия

К органам финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата — это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

  • 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • 5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
  • 7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

  • 1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;
  • 2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Счетная палата осуществляет контроль за:

  • 1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • 2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;
  • 3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
  • 4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

  • 1) деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других кредитно-финансовых организаций и части обслуживания ими федерального бюджета;
  • 2) деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита;

вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ;

поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

запросов Правительства РФ;

запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

Счетная Палата РФ, задачи, функции

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Это интересно:  Что значит транзитный счет

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Счетная палата осуществляет контроль за:

1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

1) деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других кредитно-финансовых организаций и части обслуживания ими федерального бюджета;

2) деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита;

вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ;

поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

запросов Правительства РФ;

запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

39.2. Контрольно-счетные органы в субъектах РФ

Наряду со Счетной палатой РФ созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах РФ. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ. В качестве примера рассмотрим деятельность счетных палат некоторых субъектов РФ.

1. Контрольно-счетная палата Московской городской Думы образована Московской городской Думой для осуществления контроля за исполнением городского бюджета и ей подотчетна. Контрольно-счетная палата в своей деятельности независима от органов исполнительной власти и руководствуется законодательными актами РФ, Уставом и законодательными актами г. Москвы, постановлениями Московской городской Думы.

Основные задачи Контрольно-счетной палаты:

1) выявление незаконного, нерационального и неэффективного использования средств городского бюджета органами государственной власти, предприятиями;

2) контроль за законностью и своевременностью движения средств городского бюджета в финансово-кредитных организациях.

Эти задачи осуществляются также в отношении образованных отраслевых и территориальных внебюджетных фондов.

В процессе исполнения городского бюджета и после завершения очередного финансового года Контрольно-счетная палата контролирует полноту и своевременность поступлений финансовых средств в доходную часть городского бюджета; осуществляет проверки законности и эффективности расходования бюджетных ассигнований по всем статьям городского бюджета.

По запросу Московской городской Думы Контрольно-счетная палата готовит и представляет заключения по различным бюджетно-финансовым вопросам, входящим в компетенцию Московской городской Думы.

Контрольно-счетная палата проводит проверки и обследования:

1) финансово-хозяйственной деятельности в органах государственной власти, ведомствах, учреждениях и организациях, финансируемых за счет средств городского бюджета, средств от продажи и использования городской собственности и внебюджетных фондов; на государственных и других предприятиях, получающих средства из городского бюджета, средства от продажи и использования городской собственности, из внебюджетных фондов в любых формах, — в части использования этих средств;

2) связанные с зачислением, перечислением и использованием средств городского бюджета, внебюджетных фондов и средств от продажи и использования городской собственности в предприятиях, финансово-кредитных организациях.

По поручению Думы или специальному решению Контрольно-счетной палаты ее специалисты принимают участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий. По результатам проведенных проверок и обследований Контрольно-счетная палата направляет органам государственной власти г. Москвы представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного городу ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

При проведении проверок и обследований Контрольно-счетная палата взаимодействует с органами государственной власти РФ, их контрольными органами, органами городского внутриведомственного контроля, органами прокуратуры, внутренних дел, таможенной и налоговой службами, органами налоговой полиции г. Москвы.

Контрольно-счетная палата ежегодно представляет Московской городской Думе отчет о своей деятельности, результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

2. Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Нижегородской области образуется постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области, является его структурным подразделением и подотчетна ему. Задачами Контрольно-счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) контроль за эффективностью и целесообразностью расходования финансовых ресурсов области и использования государственной собственности области;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов областного бюджета и областных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и областных внебюджетных фондов;

Это интересно:  Потеря пенсионного удостоверения как восстановить

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей областного бюджета и областных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств областного бюджета и внебюджетных фондов в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, финансово-кредитных организациях Нижегородской области;

7) регулярное представление Законодательному Собранию информации о ходе исполнения областного бюджета и результа тах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

К видам деятельности Контрольно-счетной палаты относятся:

проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году;

проведение комплексных и тематических проверок и обследований по отдельным разделам и статьям областного бюджета, областных внебюджетных фондов;

экспертиза проектов областного бюджета, областных программ, законов и других нормативных правовых актов и документов, затрагивающих финансовые ресурсы области;

анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Законодательное Собрание предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

подготовка и представление заключений об исполнении областного бюджета и областных внебюджетных фондов в отчетном году, а также заключений и ответов по вопросам, относящимся к компетенции Контрольно-счетной палаты, по поручению Законодательного Собрания.

Контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Нижегородской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, на областные внебюджетные фонды и их аппараты, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединения вне зависимости от видов и форм их собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или используют областную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные Законодательным Собранием Нижегородской области льготы по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам в областной бюджет и областные внебюджетные фонды.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и других негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств областного бюджета, использованием областной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных им Законодательным Собранием Нижегородской области льгот по налогам, сборам, пошлинам и другим платежам.

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за:

соблюдением порядка предоставления из областного бюджета, в том числе за счет валютных средств, и из областных внебюджетных фондов ссуд и льготных кредитов, их целевым использованием, порядком расчетов за пользование кредитами и своевременностью их погашения;

обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе в кредитных организациях, и вложением в ценные бумаги;

использованием заемных средств, привлекаемых администрацией области путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других видов государственных ценных бумаг, а также получаемых краткосрочных кредитов банка.

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за формированием и использованием средств областных внебюджетных фондов, валютных средств областного бюджета, находящихся в управлении и распоряжении администрации области, а также за поступлениями в областной бюджет средств, полученных в результате распоряжения и управления областной собственностью, в том числе от ее приватизации, продажи, передачи в аренду.

Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по проектам: областного бюджета и вносимым в него изменениям и дополнениям; законодательных и нормативных актов по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса; бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов, вносимых в них изменений и дополнений; программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета.

3. Счетная палата Свердловской области создается при Законодательном Собрании Свердловской области, является его уполномоченным контрольным органом и подотчетна ему.

Основные задачи Счетной палаты:

оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проекта закона об областном бюджете, проектов областных законов о бюджетах внебюджетных фондов, проектов областных законов, преду сматривающих расходы за счет средств областного бюджета или внебюджетных фондов;

подготовка информации для Законодательного Собрания Свердловской области о ходе исполнения областного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе проведения проверок Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое использование бюджетных ассигнований в соответствии с законом об областном бюджете, росписью бюджетных расходов, а также расходование средств внебюджетных фондов в соответствии с утвержденными бюджетами; выявляет отклонения от утвержденных показателей и нарушения законодательства РФ и Свердловской области.

Счетная палата подотчетна Законодательному Собранию Свердловской области.

Счетная палата (СП) РФ; задачи, функции.

Счетная палата является постоянно действующим органом государственного ФК, образуемым Федеральным Собранием РФ, и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, СП обладает организационной и функциональной независимостью. СП является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного Герба РФ и своим наименованием.

  1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ по объемам, структуре и целевому назначению.
  2. Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности.
  3. Оценка обеспеченности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ.
  4. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативно правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ.
  5. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
  6. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных ВНФ в ЦБ России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений РФ.
  7. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах, проводимых контрольных мероприятий.

СП состоит из Председателя СП, заместителя Председателя СП, аудиторов СП, аппарата СП. Председатель СП назначается на должность Государственной думой сроком на 6 лет; заместитель Председателя СП – Советом Федерации сроком на 6 лет. Аудиторами СП являются должностные лица, возглавляемые определенные направления деятельности СП. При формировании СП Совет Федерации и Государственная дума назначают по 6 аудиторов, сроком на 6 лет.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП методологии контрольно-ревизионной деятельности отчетов и информационных сообщений, направленных Совету Федерации и Государственной думе образуется коллегия СП, в состав которой входят Председатель СП, заместитель Председателя СП и аудиторы СП.

Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников.

СП осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую информационную и иные виды деятельности. Обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджета федеральных ВНФ;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, запрашивающих вопросы федеральному бюджету и финансов РФ;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных ВНФ в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов нВ запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия СП распространяются на все государственные органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, или они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти, налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящий государству прямой непосредственный ущерб, требующий в связи с этим безотлагательного пресечения СП имеет право давать обязательные для исполнения предписания. Предписание СП подписывается Председателем СП или заместителем Председателя СП.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний СП коллегия СП может, по согласованию с Государственной думой, принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Отменить предписание или внести изменения может коллегия СП. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Средства на содержание СП предусматривается в федеральном бюджете отдельной строкой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: xstud.ru, studfiles.net, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector