+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общие принципы конституционного права

Система конституционного права

Каждая отрасль российского права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм. Они сведены в определенную систему, внутри которой существуют сложные связи, которые проявляются во внутренней структуре отрасли. Конституционное право, как и другие правовые отрасли, представляет собой четкую, логически построенную систему норм.

Система конституционного права — это основанное на принципах права объединение конституционно-правовых норм в группы (правовые институты) в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм, которые являются структурными элементами этой системы.

Принципы конституционного права

Конституционное право, как и любая отрасль права, строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают ею сущность, социальное назначение и являются основополагающими правилами (основами) для этой отрасли права.

Стоит отметить, что проблема принципов конституционного права в последнее время разрабатывается специалистами очень активно, дает значительный исходный и методологический материал для других отраслей права. Тем не менее, исследователи подчеркивают, что проблема принципов не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию принципов, так и по их количеству.

Принципы-нормы и принципы-идеи

Под принципами конституционного права в юридической науке понимаются основополагающие правовые начала, ключевые идеи и положения, определяющие и выражающие его сущность. Следует различать принципы как правовые нормы, закрепленные в нормах конституционного права, и принципы как правовые идеи, выраженные в теоретических положениях науки и косвенно определяющие направление и содержание конституционно-правового регулирования.

Названные принципы взаимосвязаны, так как раскрывают одно и то же явление — конституционное право. Часто принципы-нормы и принципы-идеи совпадают по форме и содержанию. Например, идея правового государства получила закрепление в Конституции РФ и воплотилась в конституционно-правовой характеристике государства (ст. 1), принцип равноправия граждан в равной мере выступает и правовым установлением (ч. 2 ст. 6), и теоретическим построением. То же самое можно сказать и о принципе разделения властей (ст. 10). Однако принципы-идеи по содержанию богаче принципов-норм. Они допускают различные варианты их нормативного воплощения в рамках заложенной в них идеи. Принципы-нормы всегда конкретны, что диктуется необходимостью их реализации и воплощения в правовых правилах поведения. Грань между принципом-идеей и принципом-правилом весьма условна. Например, отнесение социально- экономических прав личности к разряду принципов приводит к снижению уровня гарантированности таких прав и, в частности, не предполагает их прямого действия, предусматривает определенное ограничение по их защите. Конституционные положения о таких правах рассматриваются в большей мере как декларации о намерениях, к выполнению которых государство стремится, но не воспринимает их как необходимость ответственного поведения. С помощью подобного правового «маневра» государство уходит от обязанности обеспечения социально-экономических прав человека, заявляя лишь о стремлении проводить соответствующую политику и ставя перед собой соответствующие задачи.

Принципы-нормы достаточно распространены в конституционном праве, что отличает данную отрасль права от других отраслей, нормы которых конкретно и определенно формулируют правила.

Принципы конституционного права подлежат классификации по следующим критериям.

По сфере обобщения и применения. «Данный критерий позволяет говорить о принципах, аккумулирующих общие ценности, вое принятые конституционно-правовыми системами большинства государств (например, народное представительство; свобода личности, территориальная целостность), в их возможных модификациях, ориентированных на конкретно-исторические условия того или иного государства (например, верховенство парламента или баланс властных полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти; унитарная или федеративная формы государственного устройства)» 1 Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ. 2001. С. 172. . По сути такие принципы привносят идею о том, какими должны быть институты конституционного права.

По значимости и систематизирующей роли. По данному критерию выделяют пять основных групп принципов конституционного права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, институциональные, специальные.

Пять основных групп принципов

1. Общеправовые принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.

Общеправовые принципы распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права, независимо от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Важное значение имеют такие общеправовые принципы, как социальная свобода, справедливость, равноправие граждан, гуманизм и др.

Принцип социальной свободы . Основное начало правового регулирования в цивилизованном государстве — предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и других лиц, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Этот принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, согласно Декларации прав и свобод человека обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

Принцип справедливости . Он находит проявление во всех сферах общественной жизни, объединяет экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, правонарушением и наказанием и т.д. Принцип справедливости является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры юридической ответственности).

Принцип равноправия граждан . Является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия «равенство». Последнее является материальной основой равноправия. Равенство — более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка. Исходя из этого должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Данное положение закреплено в Конституции РФ, ст. 19 которой устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип гуманизма . Гуманизм в широком смысле слова означает исторически меняющуюся систему воззрений на человека в обществе, проникнутых уважением к личности, ее достоинству. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность и раскрывает одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу, безопасность и др. Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора и др. Принцип гуманизма получил закрепление в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, о материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20, гарантирующей право каждого на жизнь: ст. 21, закрепляющей охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия; ст. 22, регламентирующей право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42, провозглашающей право на благоприятную окружающую среду: и т.д.

Все общие принципы права тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот: реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни.

Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они свойственны всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются по-разному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предмета и методов регулирования.

На отрасли российского права в полной мере распространяются и общеправовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и объединяются в межотраслевые принципы.

2. Межотраслевые правовые принципы. К ним относятся такие руководящие начала, которые, будучи закреплены нормами конституционного права, являются значимыми для всех отраслей права и служат для них правовым ориентиром. Рассмотрим некоторые из межотраслевых принципов.

Принцип демократизма . В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Он находит непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

Суть этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — подчеркивается в этой статье, — является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

Данный принцип проявляет себя в политике, экономике, он реализуется и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Принцип законности . Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции и законодательстве России принципа законности. Он имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Содержание принципа законности выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Так, ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел закрепление и в других нормах Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Принцип идеологического многообразия, многопартийности . В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

3. Отраслевые правовые принципы. Они значимы для конституционного права в целом и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Это перечисленные уже выше принципы, но ориентированные на предмет конституционного права (например, принципы разделения властей, государственного единства, равноправия и самоопределения народов, верховенства Конституции, прав человека как высшей ценности, децентрализации государственной власти по вертикали и по горизонтали и др.).

Рассмотрим некоторые отраслевые принципы.

Разделение властей . Этот принцип является новым в российском конституционном законодательстве, он закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Суть принципа состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти самостоятельны.

Государственное единство . Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в преамбуле Конституции РФ и ст. 4, устанавливающих суверенитет Российской Федерации на всей ее территории, верховенство Конституции РФ на всей территории.

Это интересно:  Штрафы за неуплату ндфл в 2019 году

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют и положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства; ст. 67, определяющей единство территории; ст. 68, устанавливающей принятие русского языка в качестве единого государственного языка; ст. 75, закрепляющей установление рубля в качестве единой денежной единицы; и т.д.

Равноправие и самоопределение народов . Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством, он закреплен в преамбуле Конституции РФ и в ст. 5. Он означает право использовать и охранять землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), сохранять религию и культуру своих предков (ст. 28, 44), на сохранение родного языка (ст. 68).

Принцип федерализма , закрепленный в ст. 1, 5 и устанавливающий перечень форм субъектов Федерации и указывающий, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны (ст. 5), закрепляющий, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Данный принцип отражен в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

4. Институциональные правовые принципы — это определяющие идеи, складывающиеся в основных предметных сферах (правовых институтах) конституционного права. К ним относятся принципы организации и осуществления власти, основ правового положения личности, государственное устройство и административно-территориальное деление, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Специальные правовые принципы — это принципы, связанные с конкретными конституционно-правовыми институтами и развивающие идеи, заложенные общеправовыми, межотраслевыми, отраслевыми и институциональными принципами. Это, в частности, принципы гражданства (равное, единое гражданство, свобода выбора гражданства, полнота прав граждан), избирательного права (всеобщее, прямое, свободное или обязательное, равное или неравное и т.д.), организации работы высшего законодательного органа государственной власти (однопалатной или двухпалатной структуры парламента, постоянного действия или периодического созыва сессий представительного органа), статуса депутатов (свободный или императивный мандат депутата) и др.

Следует иметь в виду, что один и тот же принцип может относиться к различным группам принципов. Так, принцип равноправия в широком смысле, заложенном в этой идее, проявляет себя как необходимый атрибут демократического государства, что диктует причисление его к разряду общеправовых и межотраслевых принципов. Вместе с тем он включается в систему принципов, определяющих в демократическом государстве конституционно-правовой статус личности (равноправие граждан), принципов, закрепляющих в симметричной федерации конституционно-правовой статус ее субъектов (равноправие субъектов), а также принципов, устанавливающих в двухпалатном законодательном органе правовое положение палат (возможно, их равноправие).

На систему конституционного права оказывают влияние многие факторы, связанные с особенностями политического и социально-экономического развития страны. В системе отрасли проявляются тип экономических отношений, политический режим, а также характер самого права, зависящий от степени реализации на практике принципов правового государства.

Конституционные принципы

Основные принципы конституционного права

В философской литературе принцип (от лат. principum — начало) определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности.

Сформулированные наукой в той или иной области человеческой деятельности основополагающие идеи выступают как результат активного, творческого отношения человека к окружающей действительности. Однако научными принципами являются не всякие руководящие идеи, хотя бы и признаваемые людьми в данном качестве, а лишь те из них, которые адекватно отражают объективные закономерности, тенденции исторического развития.

Принцип как руководящая идея, отражающая сущностные свойства явлений, одновременно выступает и как требование, определяющее деятельность людей, их поведение.

Правовые принципы (принципы права) выступают в качестве основополагающих идейных начал, руководящих нормативных установлений, требований. Правовые принципы находят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в конституции и текущем законодательстве. Они фактически и юридически приобретают нормативный характер и осуществляют регулятивное воздействие на общественные отношения, на поведение людей.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П отмечал, что общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Общие правовые принципы проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах.

Понятие конституционных принципов

Под конституционными принципами понимаются общие, руководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулирования.

Конституционные принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, имеют объективный характер. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционного права, конституционно-правового регулирования. Дух (смысл) конституции, ее философский аспект образуют прежде всего конституционные принципы. Они составляют теоретико-методологический и правовой стержень конституции и иных источников конституционного права. Конституционные принципы скрепляют, цементируют в одно качественно целое систему источников конституционного права, дают ему философско-идеологическое обоснование. Конституционные принципы обусловливают стержневую направленность всего конституционно-правового регулирования в данном обществе и государстве.

Конституционные принципы воздействуют на общественные отношения как непосредственно, так и опосредованно, во взаимодействии с другими конституционными установлениями. Конституционные принципы составляют основу конституционных установлении. Они имеют особое значение в понимании, толковании и реализации иных установлений конституции.

Конституционные принципы в своей индивидуальности имеют только им свойственное содержание, назначение, определенную сферу действия и конкретный круг субъектов, которым он адресован, специфические формы реализации.

Система конституционных принципов

Конституционные принципы находят непосредственное выражение в основах конституционного строя, охватывающих отношения между человеком, гражданским обществом и государством.

К конституционным принципам следует отнести:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • народовластие (демократию), разделение властей и иные принципы правового государства;
  • равенство перед законом и судом;
  • свободу экономической деятельности;
  • единство экономического пространства;
  • неприкосновенность частной собственности и свободу договора;
  • идеологическое и политическое многообразие;
  • светский характер государства;
  • равноправие субъектов РФ.

Наряду с конституционными принципами, одновременно выступающими в качестве основ конституционного строя, следует различать конституционные принципы подотраслей и институтов конституционного права (например, принципы конституционного статуса личности, конституционные принципы гражданства, принципы конституционной федерации, принципы судебной власти и т. д.).

Реализация конституционных принципов, как общих, так и специальных, в реальном поведении субъектов общественных отношений ведет к установлению конституционности и конституционного порядка.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие не всегда имеет паритетное начало. Всякий раз конкретные жизненные условия и обстоятельства, борьба противоречивых интересов диктуют решение вопроса о возможном приоритете в реализации того или иного конституционного принципа.

При рассмотрении «чеченского дела» в Конституционном Суде РФ естественным стало признание приоритета конституционного принципа территориальной целостности Российской Федерации, что не означало при этом игнорирование другого конституционного принципа, а именно признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов, в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная экономика и адекватная ей политическая форма — демократия, подлинное народовластие.

Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой публичной власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т. д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, конституционный принцип правового государства воплощается в ряде частных принципов, к которым следует отнести: разделение государственной власти; господство права, конституции и законов, взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уясняя содержание конституционного принципа социального государства (ст. 7 Конституции РФ), необходимо учитывать такие принципы, как равенство всех перед законом и судом, уважение прав и свобод человека и гражданина, свобода экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности. Из смысла конституционных установлений следует, что достижение целей социального государства невозможно без осуществления в обществе эффективной экономической деятельности по производству материальных и духовных благ.

Конституционный принцип социального государства означает, что государство должно устранять неоправданные социальные различия. Однако с учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой полный контроль экономическую систему. Таким образом, государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении между собой.

Большое значение указанные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов публичной власти.

Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конституционно-правовом регулировании. Они помогают законодателю, судьям, иным правоприменителям избрать тот вариант правового решения, который в наибольшей мере соответствует конституционному принципу. Зачастую конституционные принципы служат дополнительным правовым аргументом в принятии решений судебными и иными правоприменительными органами по конкретным делам.

В своей аргументации при разрешении конкретных дел Конституционный Суд РФ часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга.

В качестве примера учета Судом взаимодействия конституционных принципов может служить постановление Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

Как свидетельствует практика применения данного Закона, отметил Конституционный Суд РФ, общее предпочтение, отдаваемое законодателем интересам граждан-вкладчиков (что является проявлением природы Российской Федерации как социального государства в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), принималось во внимание при разработке условий мировых соглашений в процессе реструктуризации кредитных организаций, причем учитывались интересы малоимущих и иных социально незащищенных категорий населения.

Однако, несмотря на ясно выраженное федеральным законодателем намерение создать льготный правовой режим гражданам-вкладчикам, основные законы рыночной экономики и имманентные им правовые принципы регулирования, вытекающие из смысла и духа Конституции РФ, не позволяют установить такой порядок заключения мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, при котором за счет сокращения выплат другим кредиторам граждане-вкладчики получали бы причитающиеся им вклады в полном объеме. Иное противоречило бы закрепленному в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Экономические отношения в кредитной сфере могут нормально функционировать, только если принципы их регулирования являются подлинно правовыми, т. е. воплощающими идеи справедливости, свободы, всеобщего и равного для всех субъектов права масштаба. Законы рыночной экономики требуют, чтобы мировое соглашение в процессе реструктуризации представляло собой разумный компромисс между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства.

Общие принципы права и конституционное право

Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение наиболее важных сущностных черт и ценностей общей системы права. В них находят свое правовое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные современному развитому государству. Главный недостаток понятия общих принципов права в том, что оно не вполне конкретно и, следовательно, создает трудности для его применения судом.

В последние годы была предпринята попытка более четко определить понятие общих принципов права. Так, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союзасодержит статью, которая прокламирует в качестве основных принципов европейского права права и свободы человека, закрепленные в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,а равно относит к ним те, которые вытекают из конституционных традиций общих для конституционного строя всех государств — членов ЕС. Конечно, речь в данном случае идет о правовом акте, сфера действия которого ограничена территорией государств — участников Европейских Сообществ. Следует, однако, принять во внимание то, что если первоначально членами Европейских Сообществ было только шесть государств, то в на стоящее время их число достигло 15, а в ближайшее время предстоит дальнейшее значительное расширение сферы применения европейского права за счет включения в это интеграционное объединение новых государств, в том числе ряда стран Центральной и Восточной Европы.

Несоответствие нормы материального или процессуального ха-рактера общим принципам права порождает ее ничтожность и недействительность вынесенного на ее основе решения. Все это позволяет сделать вывод о том, что общие принципы права представляют собой в настоящее время важный юридический инструмент. Они служат источником права вообще и конституционного права в особенности. Иногда к числу источников права относят также доктринальные построения и труды выдающихся специалистов в области конституционного права. В отдельных странах судебные учреждения в мотивировочной части своих решений порой ссылаются на мнения авторитетных ученых или юридическую доктрину, превалирующую в данной стране. Воздействие юридической науки действительно может быть весьма значительным, однако это вряд ли дает основание рассматривать юридическую науку и доминирующие в стране правовые доктрины и концепции в качестве непосредственного юридического источника права. Это воздействие носит, как правило, опосредованный характер и проявляется главным образом за счет своего влияния на формирование правосознания судей и иных должностных лиц, призванных применять право на практике.

Тема 3. Понятие, сущность конституций зарубежных стран

Цель лекции:Изучить определения понятия, сущности конституций зарубежных стран

Вопросы к лекции

2. Сущность конституции

3. Основные тенденции конституционного развития

1. Понятие конституции

В переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении конституция — это документ учредительного характера. Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря — ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. и др.

Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г. В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. Принятие конституций было прогрессивным актом. В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано прежде всего с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.В силу различных факторов в содержании конституций каждой конкретной страны имеются существенные особенности. Так, в некоторых из них отсутствуют нормы, определяющие порядок формирования отдельных государственных органов, а делается лишь отсылка к соответствующему закону. В Конституции же Франции 1958 г. нет главы, посвященной правовому положению личности. При этом дается отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. Но тем самым указанным актам придается характер действующих правовых норм. В то же время Конституция Италии 1947 г. уделила этому вопросу очень большое внимание. Правовому положению личности посвящены раздел «Основные принципы» и четыре главы части первой, закрепляющие гражданские, политические, социально-экономические права, права в области образования и культуры. То же самое можно сказать и о многих других конституциях, принятых после второй мировой войны. Практически во всех зарубежных конституциях имеются нормы, закрепляющие господствующие виды собственности — одну из основ общественного строя. Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др. Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие. Однако прямого указания в конституциях на их верховную силу по сравнению с простыми законами и другими нормативными актами, как правило, не содержится. В качестве исключения можно назвать основные законы Португалии, Ирландии, Японии. Так, ст. 98 Конституции Японии гласит: «Настоящая Конституция является верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты и другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». Статья 277 Конституции Португалии устанавливает: «I. Являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные». Но хотя в большинстве конституций зарубежных стран не содержится специальных норм о верховенстве конституций, это обычно вытекает из статей, которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов. Так, ст. 161 Конституции Испании вменяет Конституционному суду в обязанность рассмотрение заявления о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление неконституционной юридической нормы, имеющей силу закона, лишает ее этой силы. Однако в тех конституциях, где нет соответствующих положений, суды обязаны в своих решениях руководствоваться принципом верховенства конституционных норм перед другими нормативными актами. Единственным исключением из этого правила являются Великобритания и Новая Зеландия, в которых нет писаных конституций и все законы имеют одинаковую юридическую силу.В федеративных государствах признается и провозглашается верховенство конституции федерации перед конституциями и другими нормативными актами ее субъектов. Так, в части второй ст. VI Конституции США устанавливается: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов. являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления». В тех странах, где признается приоритет норм международных договоров и общепризнанных принципов международного права перед национальным законодательством, как правило, не допускается заключение международных договоров или присоединение к тем пактам, нормы которых не соответствуют отечественной конституции.Однако Конституция Португалии установила и исключение из этого принципа, закрепленное в части второй ст. 277: «Органическая или формальная неконституционность международных договоров не препятствует применению их норм во внутренней правовой системе Португалии, поскольку такие же нормы применяются во внутренней правовой системе другой стороны, за исключением случаев, когда их неконституционность влечет за собой нарушение фундаментального положения». Но такого рода нормы являются исключением на фоне общего подхода — признания верховной силы конституционных норм и неприменимости актов, им противоречащих. В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений1, отличающийся от порядка принятия и изменения простых законов.

Конституция — это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.

Сущность конституции

Выявлению сущности конституции уделил внимание Ф. Лассаль в своей лекции, которая так и называется: «Сущность конституции». В ней он указал, что «действительная конституция страны — это фактические соотношения сил, существующих в стране, писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когдаявляется точным выражением реальных соотношений общественных сил» В работах основоположников марксизма подчеркивается, что конституция является результатом политических форм классовой борьбы, что она устанавливается господствующим классом после выигранного сражения, что она отражает соотношение сил в классовой борьбе. Если провести анализ конституций, принятых в конце XVIII — начале XIX столетия, в них четко зафиксирован результат классовой борьбы: отражается либо полная победа буржуазии, либо политический компромисс между буржуазией и дворянством. Примером первого была Конституция США 1787 г. и Конституция Французской Республики 1791 г., которые отстранили дворянство от участия в управлении государством. Примером второго являются конституционные акты Великобритании, компромиссный характер которых проявился, в частности, в структуре Парламента. Его нижняя палата —Палата общин призвана была отражать интересы вышедшей на политическую арену буржуазии, а верхняя — Палата лордов —интересы еще сохранившего свое влияние дворянства. Но и в тех и в других странах к участию в политической жизни были допущены лишь состоятельные слои населения. По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них все более явно стали находить отражение интересы различных слоев общества. Конституции все больше стали служить целям достижения социального мира. Но все же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нем лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент ее принятия. Сказанное можно проиллюстрировать на примере IV и V Французских Республик. Поражение фашизма, высокий рейтинг в политической жизни движения Сопротивления нацизму, резкое падение влияния крупной компрадорской буржуазии привели к усилению позиций левых сил, которые оказали существенное влияние на содержание Конституции, принятой в 1946 г. и носящей демократический характер. Она закрепила пропорциональную избирательную систему, усилила положение Парламента, в первую очередь ее нижней палаты — Национального собрания, а также представительных органов местного самоуправления, ослабила контроль за ними центра, установила большую зависимость от Национального собрания исполнительной власти и Президента, провозгласила широкий круг демократических прав и свобод, в том числе социальных. После восстановления утраченных позиций правые силы, воспользовавшись нестабильностью социального и политического положения Франции, неудачными для нее войнами в Индокитае и Алжире, а также рядом других обстоятельств и используя авторитет генерала Де Голля, добились сначала замены пропорциональной избирательной системы на мажоритарную. Получив благодаря этому большинство в парламенте, эти силы сумели также

добиться и принятия новой Конституции 1958 г., установившее вместо парламентского режима режим личной власти. Конституция закрепила новую форму правления — полупрезидентскую республику, существенно усилив роль Президента и Правительства, ослабив их зависимость от парламента и восстановив контроль центра за деятельностью органов местного самоуправления.

Если обратиться к восточноевропейским странам, то победа в них в конце 80-х — начале 90-х гг. сил, выступающих за проведение коренных экономических и политических реформ, привела к принятию новых конституций (например, Конституции Болгарии 1991 г., Польши 1997 г.), которые упразднили социалистический строй, «руководящую и направляющую роль» коммунистических и рабочих партий, закрепили становление нового общественного строя, признали наличие многопартийности в политической системе этих стран, различные формы собственности, в том числе и частную, изменили систему представительных органов, ввели институт единоличного президента там, где его не было, и другие новеллы, обеспечивающие власть новых общественных сил. Когда в результате происходящих в обществе перемен усиливаются позиции иных социальных и политических сил, чем те, интересы которых в большей мере учтены в конституции, такое положение может выражаться не обязательно в принятии новых конституций, но и во внесении в них тех или иных изменений и дополнений либо в поправках, вводимых в качестве дополнений к основному тексту, как это имело место, например, в США. Однако нередко изменение соотношения политических сил не находит отражения в тексте конституции. В таком случае по пути приспособления к интересам лидирующих политических сил идет конституционная практика.

Поэтому говорят о юридической (формальной) и фактической конституции.Некоторые авторы,исходя из таких критериев, говорят о конституции в формальноми материальном смысле.

В наибольшей степени расхождения между конституцией в формальном (юридическом) смысле и в материальном (фактическом) наблюдаются в странах, в которых установлен тоталитарный политический режим, где основной закон государства призван прикрывать истинный характер этого режима. Но и в странах демократических определенные расхождения тоже имеют место.

В настоящее время в Великобритании важнейшей частью государственного механизма стал Кабинет, в то время как его существование не предусмотрено никакой конституционной нормой. Во Франции в настоящее время наблюдается сдвиг в сторону восстановления парламентаризма, однако в конституции это не нашло своего воплощения.

Сказанное выше о сущности основного закона вовсе не означает, что современные конституции отражают интересы лишь определенных социальных групп. Они могут в большей мере их учитывать и обеспечивать. Но в то же время для того, чтобы основной закон страны поддерживался всеми слоями населения, он должен служить целям достижения социального компромисса в обществе, устанавливать такой порядок, который бы признавался справедливым подавляющим большинством населения.

Форма конституций и объекты конституционного регулирования Конституции различных стран, даже принимаемые в рамках одного и того же строя, существенно отличаются друг от другакак по характеру принятия, по их форме, так и по содержанию.По характеру принятия и оформления конституции делятсяна писаные и неписаные. К писанымотносятся те конституции,которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке. Такие акты существуют в подавляющембольшинстве стран. Они могут состоять из одного, двух или нескольких документов. В большинстве зарубежных стран основнойзакон представляет собой единый документ, в Дании — два документа, в Швеции и Финляндии — четыре. При наличии нескольких актов, являющихся составной частью конституции, один изних, как правило, признается основополагающим, а другие какбы дополняют его. Такими актами в Швеции и Финляндии является документ, который называется «Форма правления»

К неписанымконституциям относятся те нормативные документы конституционного характера, которые принимаются в том же порядке, что и любые другие законы. Обычно таких актов бывает несколько, как это имеет место в Великобритании и Новой Зеландии. Для неписаных конституций характерно и то, что принимаемые парламентами этих стран акты конституционного характера дополняются конституционными соглашениями, т. е. обычаями, которые регулируют важнейшие вопросы, связанные с осуществлением государственной власти. К таким обычаям относятся в Новой Зеландии существование в рамках правительства Кабинета как более узкого его ядра, взаимоотношения парламента с правительством и генерал-губернатором и ряд других.

В Великобритании помимо нескольких биллей конституционного характера (статутное право) и конституционных соглашений в текст конституции включаются такие источники, как прецеденты (прецедентное право), которые основываются на общих принципах справедливости. К ним относятся, например, судебные решения в сфере прав и свобод граждан.

К странам с неписаной конституцией можно отнести те, в которых в результате произошедших переворотов старые конституции были отменены, а новые еще не приняты и все вопросы, связанные с осуществлением государственной власти, регулируются на основе фактически сложившихся отношений.

Конституции различных государств отличаются друг от друга по форме, по объектам конституционного регулирования, по содержанию правовых норм. Указанные различия зависят прежде всего от соотношения сложившихся в обществе политическихсил, от господствующих воззрений на природу власти и назначение разного рода государственно-правовых институтов у тех политических сил, которые заняли лидирующее положение в обществе на момент принятия соответствующей конституции. Но этиразличия зависят также от других факторов объективного исубъективного характера. К таковым можно отнести исторические традиции, уровень общественного сознания, конкретные условия, существующие в данном государстве, необходимость расширения пределов конституционного регулирования, субъективные желания законодателя и др.Некоторые конституции содержат Преамбулу. Связано эточаще всего с тем, что они принимаются в особые, переломныемоменты в истории страны. Так, конституции Испании, Португалии, Германии, Японии в своих преамбулах отражают естествен-

ное после ликвидации фашизма стремление к построению свободного демократического мирного государства, Преамбула кКонституции Ирландии и Индии — создание независимого государства, к Конституции США — образование федерации.Заметный отпечаток на содержание основных законов накладывают исторические традиции. Так, в Швеции традиционно, начиная с XVIII в., к числу конституционных актов относится Акт о свободе печати. Он свидетельствует о том значении, которое придается в стране этой важной демократической свободе и свободе информации граждан.

Конституции могут состоять из разделов, частей и глав, разделенных на отдельные параграфы или статьи. В то же время Конституция США разделена на статьи, которые включают в себя разделы. Такие различия чаще всего зависят от субъективной воли законодателя.

Различия в содержании конституций обусловлены разными обстоятельствами: временем их принятия, степенью демократичности государства, государственным устройством, субъективными факторами. Так, в старых конституциях главы, посвященные правам граждан, либо вовсе отсутствовали, либо состояли всего из нескольких статей, чаще всего закрепляющих личные права и свободы. Большинство современных конституций содержат разделы (главы), регламентирующие основные права и свободы, государственное устройство страны, систему и порядок формирования государственных органов, а часть из них определяет и основы организации местного самоуправления. В странах с федеративной формой государственного устройства содержание конституций может зависеть от большей или меньшей силы централизаторских тенденций. Так, в некоторых конституциях федераций имеются разделы, регламентирующие систему не только федеральных органов, но и органов власти субъектов федерации, а также формы контроля за деятельностью последних со стороны федеральных властей (Австрия, Бельгия, Индия), чего нет, например, в Конституциях США и ФРГ. Основные законы государств, входящих в различные наднациональные сообщества, отразили условия вхождения этих государств в указанные сообщества, например в Европейский Союз.И все же немало особенностей конституций вытекает из субъективной воли законодателя, проявляющейся в закреплении определенного круга предметов правового регулирования и более всего в степени детализации правовых норм. Некоторые из основ-

ных законов содержат столь общие нормы тех или иных институтов, что они не могут иметь прямого действия и применение их требует издания специальных законов. Примером же чрезмерной детализации является Конституция Индии, состоящая из 395 статей и нескольких Приложений. В ней содержатся, например, нормы, достаточно подробно определяющие структуру и порядок деятельности государственных органов, вопросы, относящиеся к их формированию, и ряд других, которые обычно регулируются регламентами и простыми законами.

Конституции отличаются друг от друга и по времени их действия.Данный критерий позволяет говорить о постоянныхи временныхконституциях. Временный характер обычно имеют основные законы, принятые в переломные для истории страны моменты, как это имело место в Португалии после ликвидации фашизма, где в 1974 г. были введены Временные конституционные положения. В качестве временного был принят и Основной закон ФРГ, хотя фактически он действует постоянно.

Общие принципы конституционного права

В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в гл. 1 — «Основы конституционного строя», хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного закона (например, в гл. 2 и 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности П.к.п. позволяет им не только выполнять роль конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА» в других словарях:

Принципы жилищного права — (см.: Принципы права) основные начала, важнейшие положения правового регулирования жилищных правоотношений (см.: Жилищные правоотношения). Принципы права пронизывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их … Жилищная энциклопедия

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Права человека — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

Права и свободы — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права и свободы человека — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права личности — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права и свободы человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Статья написана по материалам сайтов: www.grandars.ru, poisk-ru.ru, constitutional_law_russia.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector