+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основные положения конвенции о правах ребенка кратко

Формирование системы прав ребенка можно рассматривать с двух позиций: 1) юридической, констатируя, что общество идет по пути формализации, юридического оформления прав детей, и 2) социально-педагогической, суть которой в том, что соблюдение, защита прав и интересов детей определяются правовой компетентностью и грамотностью лиц, осуществляющих воспитание детей. Чаще всего гарантами прав ребенка в общественной жизни выступают родители (законные представители) или педагог. А значит, все зависит от того, как широко понимает взрослый права детей и как готов изменить свою педагогическую позицию, чтобы эти права реализовать.

Вершиной нормативного оформления прав ребенка в ХХ в. явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 Международной Конвенции о правах ребенка, а 2.09.1990 документ вступает в силу. Впервые ребенок становится не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Сегодня более 190 стран ратифицировали Конвенцию (СССР – 13.07.1990).

Конвенция признает ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства».

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка (1924 г. – «Декларация прав ребенка» Лиги Наций; 1959 г. – «Декларация прав ребенка» ООН) ввела ряд новых правил: — на выживание и развитие, — на сохранение индивидуальности, — на свободное выражение своих взглядов, — на неучастие в военных действиях, — на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. Впервые особо оговорены роль СМИ и обязанность государств поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права ребенка в деятельности всех государственных, судебных, законодательных и других органов. Реализация Конвенции имеет сложный правовой механизм. В ряде стран, вследствие национальных и культурных особенностей, возникают сложности с исполнением всех ее положений (н-р, право ребенка на свободное выражение своих взглядов в мусульманских странах, дифференциация между полами в области форм поведения, обязанностей и пр.). В связи с этим международное право подразумевает такую ситуацию, когда по внутренним условиям некоторые страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Однако одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его философии, его «духа».

Основные российские документы о правах детей.

Началом формирования государственной политики в интересах детей считается Указ Президента РФ от 1.06.92 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении … защиты … детей в 90-е гг.» и Постановление Совета Министров от 23.08.93 г. №848 «О реализации Конвенции ООН…».

В РФ сформировался большой массив документов, затрагивающих интересы детей. В них предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; об ответственности родителей, педагогов, врачей за нарушение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Разработаны акты о правовом регулировании защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы), о гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации в ущерб детям. Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 №909 «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Эта программа направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и др.

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона. Основанием возникновения прав и обязанностей детей является их происхождение, удостоверенное в законном порядке. Наделение детей правами и обязанностями не зависит от того, рождены они в браке или вне его.

Реализация Конвенции в РФ осуществляется принятием нормативных правовых актов в отношении 21 категории детей: дети, одаренные дети, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, дети, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дети, прибывшие без родителей из зон военного и межнационального конфликта, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети-жертвы насилия, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в колониях, дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, дети-беспризорники, дети-безнадзорники, дети из многодетных семей.

Соответствующие нормы нормативных правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с т.зр. интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих. С 1991 г. Правительство РФ приняло более 140 законов и нормативных актов о защите прав детей.

. Сущность основных прав ребенка.

1. Право на жизнь – одно из основных прав человека, т.к. жизнь — важнейшая основополагающая ценность. Право на жизнь имеет ряд гарантий не только его сохранения, но и обеспечения: — охрана труда беременных женщин, будущих матерей, — меры по преодолению детской смертности, — охрана материнства и здоровья детей, — профилактика дорожно-транспортных происшествий и др. катастроф, — развитие системы психолого-педагогических консультаций для детей, — и др.

Человек пользуется правом на жизнь не только, когда он здоров, но и при стойком нарушении различных функций организма, вызванных, например, параличом или расстройством психики. Начало жизни ребенка – момент его рождения. Происхождение детей устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью. Факт рождения устанавливается: — медицинской организацией, в которой проходили роды, — врачом, который оказывал медпомощь при родах, — медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов, — частнопрактикующим врачом (вне медицинской организации), — лицами, присутствовавшими во время родов. С момента своего рождения ребенок имеет права: на жизнь, уход, питание, благоприятные условия развития и воспитания и др.

2. Право на имя и приобретение гражданства. А) Право ребенка на имя реализуют родители. Имя включает в себя имя, данное при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Имя выбирают оба родителя, они свободны в выборе имени. Отчество определяется именем отца (или лица, записанного в качестве отца), фамилия — по фамилии родителей (по соглашению).

Итогом государственной регистрации рождения ребенка является выдача родителям «Свидетельства о рождении», содержащего следующие сведения: 1. ФИО, дата и место рождения ребенка, 2. ФИО, гражданство родителей, 3. Дата составления и номер записи акта о рождении, 4. Наименование органа ЗАГС, 5. Дата выдачи свидетельства.

Имя – это не только признак индивидуальности, но и необходимое условие осуществления гражданских прав и обязанностей. Б) Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Оно приобретается в порядке: рождения, 2) приема в гражданство, 3) изменения гражданства родителей или опекунов, но при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.

3. Право граждан РФ на образование реализуется в различных формах: очное, вечернее и заочное в общеобразовательных учреждениях, самообразование, экстернат, семейное образование. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Основное общее образование и итоговая государственная аттестация являются обязательными. Обучение детей в РФ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается по достижении возраста 6,5 лет, но не позднее 8 лет, независимо от уровня подготовки.

4. Право на защиту. В настоящее время обсуждается необходимость создания ювенальной юстиции – юстиции для несовершеннолетних. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В РФ сложились судебные и внесудебные формы защиты прав детей.

Внесудебные формы направлены на пресечение негативного воздействия на права и свободы ребенка путем переговоров, соглашений и др. мер. Их осуществляют: — учителя, — органы опеки и попечительства, — родители, — органы управления образованием, — прокурор.

Судебные формы защиты осуществляют лица, определяемые законодательством РФ: — суды общей юрисдикции, — административные органы в случаях предусмотренных законом, — нотариусы и др. должностные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий.

5. Право жить и воспитываться в семьепредусматривает право знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его достоинства.

6. Право на общение с родителями и др. родственниками предполагает право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и пр., в том числе, если родители проживают в разных странах или ребенок находится в экстремальной ситуации (арест, нахождение в лечебном учреждении и пр.).

7. Право ребенка выражать свое мнение реализуется при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, а также предполагает право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

Это интересно:  Отключение электроэнергии в связи с ремонтными работами

8. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи в установленном законом порядке. Алименты, пенсии, пособия, причитающиеся ребенку, и поступающие в распоряжение родителей расходуются на содержание ребенка. Ребенок имеет право собственности на полученные им в дар или в порядке наследования доходы и имущество. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители — на имущество детей, но могут им пользоваться по взаимному согласию.

Вопрос 5

Характеристика Конвенции о правах ребенка

Основным документов защиты прав детей является «Конвенция о правах ребенка» Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества.

Сравнивая Конвенцию о правах ребенка с Декларацией о правах ребенка 1959 года можно отметить следующее: Декларация содержала 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, которые учитывают все, связанное с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция в отличие от Декларации обязывает государства, которые присоединяются к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения, несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована СССР 15 сентября 1990 года. Ее выполнение стало обязанностью России как правопреемника и продолжателя СССР.

В конвенции о правах ребенка рассматриваются нормативно-правовые основы защиты прав ребенка в современном образовательном учреждении; проблема защиты прав детей и пути ее решения; реализация прав ребенка в РФ; содержание, формы и методы работы с педагогическим коллективом образовательных учреждений по защите прав ребенка. Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

· признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами

· приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.

Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:а) личные (гражданские) права детей; б) социальные права ребенка; в) политические права; г) права ребенка на образование и культуру; д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

№57 Характеристика Закона об образовании РФ (2013)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития.

При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов (например, по вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся Минобрнауки России повторно разместило на официальном сайте проект документа, коренным образом отличающийся от первоначально опубликованного).

Часть II. Основное содержание Конвенции о правах ребенка I. О Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребенка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации совершеннолетие может наступить с 16-ти лет, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста. В этом случае ребенок приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Разрешения на вступление в брак дается лицам, достигшим 16-летнего возраста, органами местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах.

Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административного, законодательного, юридического и других мер по воплощению Конвенции.

Конвенция — международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ратификация — утверждение верховной властью международного документа, заключенного ее уполномоченными.

Кодекс — систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

П. Общие положения Конвенции о правах ребенка и законодательства рф

Конвенция устанавливает четыре общих принципа:

Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Право на жизнь, выживание и развитие.

Уважение взглядов ребенка.

Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребенка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принципу — наилучшее обеспечение интересов ребенка законодательством Российской Федерации посвящено достаточное количество нормативных актов. В соответствии с ними

ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации этого создана широкая законодательная база. Право ребенка на жизнь в уголовно-правовом аспекте обеспечивается усилением ответственности за посягательство на его жизнь и здоровье.

В российском законодательстве уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе и ряде других законов. В рамках основных прав и свобод человека каждому гарантируется свобода слова. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определенной уставом учреждения, а также выражать свои взгляды при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

Права ребенка в законодательстве РФ

1) Гражданские права и свободы

Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции Российской Федерации. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Регистрация рождения ребенка осуществляется в органах записи актов гражданского состояния или в органах местного самоуправления. В записи о рождении ребенка указывается имя, отчество и фамилия ребенка, информация о родителях, национальность, место и время рождения. Гражданство ребенок приобретает с рождения. Основными критериями предоставления гражданства ребенку является гражданство родителей, а также место рождения ребенка.

2. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение в рамках общегражданского законодательства Российской Федерации, а также искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем.

3. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется свобода мысли, совести, вероисповедания. Каждый ребенок имеет право на членство или участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций в соответствии с законом российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который имеет важнейшее значение для реализации прав ребенка.

Это интересно:  Пропадает ли неотгуленный отпуск за предыдущие годы

В Российской Федерации ребенок имеет полное право на личную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, личную или семейную тайну. В настоящее время разработан проект федерального закона «Об основах государственной политики по защите прав ребенка».

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность ребенка. За преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются. Государство гарантирует защиту от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Причинение несовершеннолетним физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, с применением пытки наказывается в уголовном порядке.

2) Семья и воспитание

Конвенция предусматривает, что государства обязаны уважать права и обязанности родителей и родственников, воспитывающих детей.

В действующем российском законодательстве право родителей руководить ребенком закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Законе РСФСР «О языках народов РСФСР».

В России родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются по достижении им возраста 18 лет. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Для надлежащей помощи родителям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей законодательством установлены льготные режимы труда, действует государственная система государственных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставлены услуги детских дошкольных учреждений. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание с ними. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки или попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей и других лиц, на попечении которых он находится. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Конвенция обязывает государство обеспечивать специальную защиту детей, лишенных семьи. В Российской Федерации создана система усыновления детей, а также передача их в приемную семью. Кроме этого функционируют детские дома, дома-интернаты, школы-, интернаты и др. учреждения. Конвенция обязывает государство предотвращать и устранять похищение детей или задержание детей за границей родителем или третьим лицом.

В Российской Федерации принят закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В соответствии с этим законом дети и их родители имеют право покинуть любую страну и переехать в другую , с целью воссоединения или восстановления родительских отношений. За похищение ребенка установлена повышенная уголовная ответственность. Подмена ребенка, совершенная из корыстных или других побуждений, также уголовно наказуема. Конвенция обязывает государство оказывать детям всестороннюю помощь в случаях, когда дети становятся жертвами вооруженного конфликта, пыток, плохого обращения или эксплуатации.

Для оперативного предоставления приюта детям, лишенным родительского попечения, изъятия из неблагополучной, опасной для жизни и развития среды активно развивается сеть специализированных учреждений социальной реабилитации детей и подростков (социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Контроль за состоянием здоровья детей, отданных под опеку и попечительство, возложен на территориальные детские лечебно-профилактические учреждения. Ими же фактически осуществляется и надзор за надлежащим воспитанием детей. За нарушение исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, а также педагогом, работником учреждений, осуществляющих надзор за несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.

Для принятия мер и выработки механизмов по предотвращению жестокого обращения с детьми в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье».

3) Здоровье и благосостояние детей

Положения Конвенции определяют, что государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, право на высокий уровень здоровья.

В действующем российском законодательстве вопросы охраны здоровья детей, реализации их прав на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья, обеспечения доступности для каждого ребенка подобных услуг отражены в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и других законах.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В российском законодательстве право несовершеннолетних на охрану здоровья оговорено особо. Несовершеннолетние имеют право та: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Дети с отклонениями в развитии (по заявлению родителей или лиц, их заменяющих) могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов.

Доступность медицинской помощи детям, включая первичную медико-санитарную помощь, обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений.

Россия активно развивает международное сотрудничество в области охраны здоровья детей. Российская Федерация, в соответствии с Конвенцией, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В соответствии с Конституцией материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Эти нормы находят отражение в многочисленных законодательных актах Российской Федерации. Государство оказывает помощь семьям, имеющим детей, берет на себя полностью заботу о детях, лишенных семейного окружения, обеспечивает социальные гарантии детям в соответствии с законодательством, исходя из имеющихся на каждом этапе возможностях.

4) Образование, досуг и отдых

Российская Федерация, признавая право ребенка на образование, последовательно обновляет законодательную базу, приводит ее в соответствие с изменяющимися требованиями к образованию и нормами международного права. В действующем российском законодательстве вопросы образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, отражены в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других законах. Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе -бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В России нет детей, лишенных права на получение образования. Государство определяет обязательность основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся, сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет. Основные цели образования в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и предполагают воспитание у ребенка чувства гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Ребенок воспитывается в духе терпимости, ненасилия, дружбы между народами. Отдых, досуг и культурная деятельность детей в сфере образования организуется системой дополнительного образования, объединяющей почти 16 тыс. государственных и муниципальных учреждений. Учреждения дополнительного образования обеспечивают использование детьми потенциала свободного времени в целях сохранения и укрепления здоровья, физического, психического, духовно-нравственного, интеллектуального развития. В летний период свыше 1,5 млн. детей участвуют в организованных походах, экспедициях и экскурсиях. Разработана федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей», включенная в состав президентской программы «Дети России». Она предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.

5) Специальные меры защиты

а) В ситуациях вооруженного конфликта.

В российском законодательстве вопросы, имеющие отношение к детям в случае вооруженных конфликтов, а также вопросы физического и психологического восстановления и социальной реинтеграции отражены в Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и других законах. В соответствии с ними запрещены призыв на военную службу и участие в боевых действиях лиц, не достигших возраста 18 лет. В ситуациях вооруженных и межэтнических конфликтов детям и гражданам предоставляется временный приют и бесплатная медико-социальная помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь. Российская Федерация сотрудничает с международными организациями по оказанию такой защиты и помощи.

б) В ситуации конфликта ребенка с законом.

Нормы отправления правосудия, заложенные в статье 40 Конвенции, нашли свое дальнейшее развитие в новом Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно Уголовному кодексу, виды наказаний, которые могут быть назначены подростку, отличаются сниженным максимальным пределом, сохранена возможность освобождения подростков от уголовной ответственности и наказания при назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Особое внимание в Уголовном кодексе уделяется такой мере, как помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Общие правила, определяющие процесс отправления правосудия по делам несовершеннолетних, основаны на нормах Конституции Российской Федерации. К ним относятся: презумпция невиновности; равенство всех перед законом и судом; недопущение применения пыток, насилия и других жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний; гарантированное государством право на получение квалифицированной юридической помощи и др. Для осужденных несовершеннолетних предусмотрены послабления в режиме отбывания наказания, связанные с лишением свободы. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых в воспитательных колониях общего или усиленного режима. Тюремное заключение в отношении несовершеннолетних не предусматривается. Осужденным несовершеннолетним разрешается иметь контакты с семьей, а также выезды за пределы колонии в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника, стихийного бедствия, причинившего значительный ущерб семье осужденного. Все осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, обращаться с предложениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказание, в суд. органы прокуратуры, органы государственной власти, получая при этом юридическую помощь.

Это интересно:  Аккредитованные площадки для госзакупок

в) В ситуации эксплуатации.

В соответствии с Конвенцией дети должны быть защищены от экономической эксплуатации. В российском законодательстве признается право ребенка на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ущерб его физическому, умственному, духовному, моральному развитию, или служить препятствием в получении им образования. Трудовым законодательством, установлен минимальный возраст для приема на работу -15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду, адаптации в условиях рынка допускается прием несовершеннолетних с 14 лет на временную работу при условии, что она не нарушает процесс их обучения и имеется согласие родителей или опекунов. Для несовершеннолетних установлены льготы по условиям труда. В соответствии с Конвенцией о защите детей от использования наркотиков и психотропных средств российским законодательством предусмотрены специальные меры. Вопросы, связанные с употреблением детьми наркологических средств, отражены в Кодексе РСФСР об , административных нарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации. В настоящее время приняты меры по усилению ответственности взрослых за приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Разрабатывается закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Учреждения системы здравоохранения оказывают медико-социальную помощь детям, страдающим наркоманией. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков.

Конвенция обязывает государства-участники защищать детей от сексуальной эксплуатации. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность лиц за преступления против личности несовершеннолетнего: изнасилование, половое сношение, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим возраста 16 лет; совершение развратных действий в отношении лица, заведомо не достигшего возраста 14 лет. Установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией. Уголовно преследуется незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов. В России уголовно преследуется купля-продажа несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и за владения им. Усилена уголовная ответственность за похищение несовершеннолетнего.

г) В ситуации принадлежности ребенка к национальному или иному меньшинству,

В соответствии с Конвенцией дети национального или общинного меньшинства имеют право на собственную культуру, язык и религию. В Российской Федерации каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеют право пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию. Государство оказывает содействие малочисленным народам в организации воспитания и обучения на родном языке, проводит протекционную политику по сохранению и восстановлению культуры, национальной самобытности малочисленных народов и этнических групп. Осуществляются мероприятия по обеспечению детей малочисленных народов Севера учебными пособиями, в том числе и на родных языках, ведется работа по созданию письменности ранее бесписьменных языков. Созданы детские, этнокультурные центры нанайской, ульчской, корякской, эвенкийской культур.

Основные положения Конвенция о Правах Ребенка 1989 года

Первая часть Конвенции

  • · Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • · Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • · Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • · Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • · Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • · Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • · Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

А также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (статьи 12-17).

Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст.6), на сохранение индивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды (ст.12), на неучастие в военных действиях (ст.38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст.39). В Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников. Государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Специфические характеристики Конвенции о правах ребенка:

  • · Наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.
  • · Касается всех детей до достижения 18-летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее.
  • · Закрепляет гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, объединенные в едином документе.
  • · Учитывает многообразие культур, традиций, религий, уровень экономического развития различных стран.
  • · Механизм контроля.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка» (1959 г.) — наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами и обязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, лишенными семьи.

К основным принципам Конвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамках Конвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, что государства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции (ст.2) , их обязательства ограничены реальными возможностями выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласно ст.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка, государства должны принимать во внимание права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка [8, c. 9].

Основная посылка Конвенции о правах ребенка состоит в том, что ребенок рождается с присущими всем людям правами и основополагающими свободами. Конвенция содержит в себе четыре основных постулата:

  • · дети, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его или ее родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;
  • · дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни, таких, как физический, эмоциональный, психический, познавательный, социальный и культурный;
  • · наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей. Этого должны придерживаться как правительства, административные и юридические власти, так и семьи при принятии того или иного решения;
  • · дети должны восприниматься как активные участники всего, что касается их жизни, и быть полностью свободны в выражении своих мыслей. Они имеют право иметь свое мнение и право на то, чтобы с ним считались5.

Таким образом, структура Конвенции о правах ребенка включает:

  • · Преамбула
  • · Ст. 1-41 Определение прав детей и обязанность их осуществления государствами-участниками
  • · Ст. 42-45 Обязанность информирования, мониторинга, роль органов ООН в увеличении эффективности осуществления
  • · Ст. 46-54 Постановления по присоединению к конвенцией, ее ратификации, вступление в силу

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 года предложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей. Конвенция — документ особого социально-нравственного значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации.

Статья написана по материалам сайтов: allrefrs.ru, studfiles.net, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector