+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основные виды нормативно правовых актов

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, содержащий нормы права, установленные государством.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права. В нем выражается абсолютное большинство правовых норм, которые регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки нормативно-правового акта:

1) нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом);

2) в нормативно-правовом акте содержатся правила общего характера, обладающие государственной обязательностью;

3) нормативно-правовые акты рассчитаны на многократное применение;

4) нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты;

5) в нормативно-правовом акте нормы права группируются по отдельным структурным образованиям, разделам, главам, статьям.

Виды нормативно-правового акта

1. По юридической силе (это наиболее существенный признак их классификации):

— подзаконные нормативно-правовые акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

2. По содержанию:

Это деление условно, так как не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

3. По объему и характеру действия:

— акты общего действия (они отхватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории);

— акты ограниченного действия (они распространяются только на часть территории или на строго определенный круг лиц, находящихся на данной территории);

— акты исключительного (чрезвычайного) действия (они рассчитаны только на деяния при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий));

4. По субъектам правотворчества:

— акты законодательной власти;

— акты исполнительной власти (подзаконные нормативно-правовые акты);

— акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим органом законодательной власти в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом);

3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

4) законы принимаются в особом законодательном порядке.

Стадии законодательного процесса:

I — законодательная инициатива, то есть внесение законопроекта в законодательный орган,

II — обсуждение законопроекта,

III — принятие закона,

IV — опубликование закона;

5) закон обладает высшей юридической силой:

а) все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону;

б) законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган;

6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.

1) по юридической силе:

— Конституция (основной закон),

2) по субъектам законотворчества:

— законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных государственных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.

У них меньше юридической силы, чем у законов. По своему содержанию они являются актами органов исполнительной власти.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1) общие – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц и на всю территорию страны:

— нормативные указы Президента,

2) ведомственные (они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений)

3) местные – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, которые распространяются на подведомственную им территорию;

4) локальные (внутриорганизационные) – это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций.

Вывод: Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания.

Это принципиальное положение составляет основу функций правового государства.

newinspire

Классификации и виды нормативно-правовых актов

Ключевые слова: классификация, виды, нормативно-правовых, актов

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

Это интересно:  Изменение функционального назначения нежилого помещения

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. . читать далее .

Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Понятие и виды правовых актов

Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Общие признаки правовых актов:

  1. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
  2. являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
  3. влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
  4. поддерживаются силой государственного принуждения.

Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:

  • нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;
  • акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
  • акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;
  2. подзаконные акты.
  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Основные виды нормативно правовых актов

По основным субъектам государственного правотворчества нормативные правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента); акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администраций); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера), а также акты главы государства.

Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее важным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила нормативно-правовых актов — представляет собой сопоставительное свойство, отображающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, его место и роль в системе законодательства.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние принимаются на основе нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Законы подразделяются на: а) конституцию или основной, своего рода «заглавный», закон, — основополагающий учредительный нормативный акт страны, закрепляющий основы государственного и общественного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и территориальной организации государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления и др.; б) конституционные, или органические, законы — законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны; в) обычные (текущие) законы, регулирующие в соответствии с конституцией те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования. В Российской Федерации по юридической силе, особенностям принятия различают следующие виды законов: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к Федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Виды нормативных правовых актов» в других словарях:

Виды правовых актов управления (административных актов) — Правовые акты управления классифицируются по ряду оснований. Основной критерий их классификации юридические свойства актов. В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные. В нормативных актах… … Административное право. Словарь-справочник

Виды правового регулирования — урегулированные правом участки социальной действительности, различающиеся спецификой применяемых регулятивных средств и объемом их применения. По объему правового регулирования, на которое оно распространяется, различают нормативное (общее) и… … Элементарные начала общей теории права

Глава 14. Нормативные правовые акты — Глава 14 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Нормативный правовой актВиды нормативных правовых актовПодзаконные нормативные правовые акты … Элементарные начала общей теории права

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

Россия, Российская Федерация — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Управление безопасностью труда — Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и… … Википедия

Государственный контроль — (State control) Содержание Содержание 1. Задачи и функции Государственного контроля 2. и его виды 3. Государственный контроль История возникновения История существования до 1837 года История существования 1837—1917 Революция 1917 года 4.… … Энциклопедия инвестора

Статья написана по материалам сайтов: newinspire.ru, jurkom74.ru, elementary_law.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector