+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Полномочия председателя верховного суда рф

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

На Председателя Верховного Суда Российской Федерации не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу Верховного Суда Российской Федерации и в целом системы судов общей юрисдикции;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;

5) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

6) формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

7) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

8) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судьями Верховного Суда Российской Федерации;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;

10) представляет Президенту Российской Федерации для назначения в установленном порядке кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации — на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации, кандидатуры — на должности первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры — на должности председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

11) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

12) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

13) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

14) организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда Российской Федерации, осуществляет контроль за выполнением планов;

15) организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции;

16) направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;

17) организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

18) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

19) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации;

20) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

21) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;

22) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей судов общей юрисдикции;

23) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей судов общей юрисдикции на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

24) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

25) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

26) руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

27) организует работу Верховного Суда Российской Федерации по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

28) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

29) присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

30) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

31) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

32) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением;

33) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

34) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с распределением обязанностей организует деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;

2) председательствует в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации или поручает это судьям Верховного Суда Российской Федерации, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;

3) информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

4) организует работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

5) организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда Российской Федерации, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде Российской Федерации;

4. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Председатели судебных коллегий

должностные лица, возглавляющие работу судебных коллегий, которые образуются в гражданских судах общей юрисдикции (суды среднего звена и Верховный Суд РФ), могут быть образованы в арбитражных судах всех уровней. Назначаются они на должность в том же порядке, что и судьи соответствующих судов. Часто их функции возлагаются на заместителей председателей судов, а иногда (в судах с небольшим количеством судей)- на председателей судов.

Основные полномочия: председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегии; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Это интересно:  Правила по охране труда в электроустановках

Несколько шире полномочия председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ: он вправе, как и заместители Председателя этого суда, приносить протесты в порядке надзора и в установленных законом случаях приостанавливать исполнение приговоров и других решений военных судов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

Работой Верховного Суда РФ руководит Председатель Верховного Суда РФ, который обладает значительными полномочиями как процессу­ального, так и административного (организационного) характера.

В соответствии со ст. 65 Закона «О судоустройстве РСФСР» Пред­седатель Верховного Суда РФ:

приносит в пределах.и порядке, установленных законом, пред­ставления на судебные решения;

в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостано­вить исполнение судебных решений; I организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государствен­ные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

I созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на рассмотре­ние Президиума вопросы, требующие его решения, председательству­ет на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

руководит организацией работы Кассационной коллегии и судеб­ных коллегий; Iруководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законода­тельством.

Среди иных полномочий Председателя Верховного Суда РФ мож­но отметить:

право представлять кандидатуры на должности судей федеральных судов общей юрисдикции Президенту РФ (ст. 13 Закона «О судебной системе Российской Федерации»);

право обращаться в квалификационные коллегии по вопросам о прекращении и приостановлении полномочий судей Верховного Суда РФ, руководителей судов, а также правом обращаться в Высшую квалификационную коллегию судей с представлением о пересмотре решений квалификационных судей, отказавших в прекращении пол­номочий судья (ст. 22 Закона «Об органах судейского сообщества», ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей // Российская юстиция. 2002. № 9.С. 72—78).

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Со­ветом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификаци­онной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Закона «О статусе судей в Рос­сийской Федерации»).

Заместители Председателя Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 66 Закона «О судоустройстве РСФСР»:

могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Вер­ховного Суда РФ;

приносят в пределах и порядке, установленных законом, пред­ставления судебных решений;

в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостано­вить исполнение судебных решений;

осуществляют в соответствии с распределением обязанностей ру­ководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ; ведут личный прием граждан;

осуществляют другие полномочия, предоставленные им законода­тельством.

При отсутствии Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности выполняет первый заместитель, а при отсутствии и пер­вого заместителя — заместитель Председателя Верховного Суда РФ по поручению последнего.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ назначается на Должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представле­нию Президента РФ, основанному на представлении Председателя верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 3 ст. 6.]Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

Учитывая значительный численный состав Верховного Суда РФ, процессе его деятельности велика роль председателей Кассационной и судебных коллегий, которые в соответствии со ст. 67 Закона «О судоуст­ройстве РСФСР»:

председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими кол­легий или назначают для этого членов суда;

образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельно­сти коллегий;

вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики организуют работу по повышению квалификации членов суда со ответствующей судебной коллегии;

осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Мировые судьи

субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации[1].

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей[2].

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»[3] мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации. Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов и др. ).

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются)[4].

Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи — наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Это интересно:  Как рассчитывается районный коэффициент в зарплате

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей[5].

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение гражданских дел — по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:

Мировойсудья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мировогосудьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством[6].

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

Конституционный суд РФ

— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О конституционном суде»).

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[1] (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005г.).

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст.3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст.5 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

Деятельность Конституционного Суда гарантируется независимо от любых других органов. Статья 7 ФКЗ закрепляет:

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Это интересно:  О размере пенсионных выплат при переезде

Современная судебная власть России главным образом в лице Конституционного суда, фактически осуществляет правотворческие функции, и это признается подавляющим большинством отечественных авторов – теоретиков и практиков. Постановления Конституционного суда (часть решения) отдельными исследователями признаются ratiodesidedi и на этом основании относится к прецедентам[2]. Эксперты констатируют прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации[3].

Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №19-П от 16 июня 1998г. «О толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» заявил: «Только Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение», в то время как «решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[4]. В Определении от 07.10.97 №88-О КС РФ указал, что суды общей юрисдикции не вправе давать собственное официальное толкование постановлений КС РФ, обязательное для других правоприменительных органов[5].

Таким образом, необходимо констатировать общеобязательность нормативных решений Конституционного суда РФ.

1.1. Полномочия Председателя Верховного Суда

1.1.1. Председатель Верховного Суда, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда, а также процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

организует деятельность Верховного Суда и системы судов общей юрисдикции;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями Верховного Суда;

созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях; формирует проект повестки заседания Пленума Верховного Суда;

представляет на утверждение Пленума Верховного Суда кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда, а также состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде;

организует работу по изучению, обобщению и анализу судебной практики;

организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, контролирует выполнение планов;

организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда;

вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должности судей федеральных судов общей юрисдикции, за исключением должностей судей Верховного Суда;

сообщает Президенту Российской Федерации свое мнение о кандидатах на должности судей Верховного Суда;

представляет в установленном порядке судей судов общей юрисдикции к присвоению квалификационных классов;

вносит в установленном порядке представления о награждении судей судов общей юрисдикции и работников Аппарата Верховного Суда государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами судебной системы и о присвоении им почетных званий Российской Федерации;

при наличии оснований обращается в соответствующую квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении федерального и мирового судьи, председателя, заместителя председателя суда общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности;

осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Верховного Суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников Аппарата Верховного Суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решения об их поощрении либо о привлечении к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации. Присваивает классные чины до чина «государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса», вносит представления Президенту Российской Федерации о присвоении работникам Аппарата Верховного Суда классных чинов «действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 (2, 3) класса», «действительный государственный советник Российской Федерации 1 (2, 3) класса»;

устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

регулярно информирует судей и работников Аппарата Верховного Суда о своей деятельности и о деятельности Верховного Суда;

организует взаимодействие с органами судейского сообщества;

с согласия Совета судей Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде;

по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде;

утверждает членов Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде, за исключением членов, входящих в ее состав по должности;

представляет Верховный Суд во взаимоотношениях с государственными органами Российской Федерации, иностранных государств, а также с международными и межправительственными организациями;

заключает договоры, издает приказы и распоряжения;

осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации.

1.1.2. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда его полномочия осуществляет по поручению Председателя Верховного Суда один из заместителей Председателя Верховного Суда.

1.1.3. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда устанавливается соответствующим конституционным законом и Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

31. Полномочия Председателя Верховного Суда рф.

Председатель Верх.Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.Одно и тоже лицо может быть назначено на должность неоднократно, но не более двух раз подряд.

Основные полномочия ПВС РФ:

*осуществляет полномочия судьи Верх.Суда РФ и процессуальные полномочия, установленные для ПВС РФ федеральными конституционными и федеральными законами;

*организует работу Верх.Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;

*организует работу по изучению и обопщению судебной практики,анализу судебной статистики;

*созывает Пленум Верх.Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

*созывает Президиум Верх.Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

*представляет Президенту РФ кандидатов на назначение в установленном порядке на должность судьи Верх.Суда РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;

*формирует судебные составы судебных коллегий Верх.Суда РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верх.Суда РФ;

*назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верх.Суде РФ с согласия Совета судей РФ.

32. Понятие апелляционной,кассационной и надзорной инстанций.

Апелляция (лат. appellatio – обращение) – обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра постановления нижестоящего суда, рассмотревшего дело.

Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Кассационная инстанция Верховного Суд

33. Задачи Пленума Верховного Суда рф.

Пленум Верх.Суда РФ действует в составе Председателя Верх.Суда РФ,его заместителей и судей Верх. Суда РФ.

Основные полномочия Пленума Верх.Суда РФ:

-дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики;

-использует в соответствии со ст.104 Конституции РФ принадлежащие Верх.Суду РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

-избирает по представлению Председателя Верх.Суда РФ секретаря Пленума Верх. Суда РФ из числа судей Вех. Суда РФ;

-утверждает по представлению Председателя Верх.Суда РФ состав Научно-консультативного совета при Верх. Суде РФ,а также положение о нем;

-заслушивает сообщение о работе Президиума Верх. Суда РФ,отчеты заместителей Председателя Верх.Суда РФ и председателя Апелляционной коллегии Верх.Суда РФ о деятельности судебных коллегий Верх.Суда РФ и Апелляционной коллегии Верх.Суда РФ;

-утверждает составы судебных коллегий Верх.Суда РФ;

-избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верх.Суда РФ.

34. Полномочия Президиума Верховного Суда рф.

В состав Президиума Верх.Суда РФ входят Председатель Верх.Суда РФ, его заместители и судьи Верх.Суда РФ. Количественный состав Президиума Верх.Суда РФ определяется Регламентом Верх.Суда РФ. Члены Президиума Верх.Суда РФ из числа судей Верх.Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верх.Суда РФ, и при наличии положительного заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заседания – не реже одного раза в месяц. Принимаются большинством голосов.

Основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

*проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

*обращается в Конст.Суд РФ на основании ч.4 ст.125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

*разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верх.Суда РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата Верх.Суда РФ.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, www.zakonprost.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector