+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок и сроки разработки соглашений

Стороны соглашения свободны в определении его содержания и структуры.

Такой подход нашел свое отражение в Конвенции МОТ № 98. Однако свобода выбора вопросов для обсуждения и включения в соглашения не безгранична. Во-первых, она ограничивается кругом общественных отношений, которые регулируются трудовым законодательством, и общественных отношений, выходящих за пределы предмета трудового права, но связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле слова. Соглашения достаточно часто включают дополнительные льготы и преимущества для работников в сфере социального страхования, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, создания условий для оздоровления, занятия спортом, художественной самодеятельностью и т.п. Во-вторых, при определении содержания соглашения необходимо учитывать общие правила соотношения различных источников трудового права. Согласно ст. 9 ТК РФ соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (такие положения являются недействительными и не подлежат применению). В-третьих, ограничителем выступает компетенция работодателя по установлению условий труда. Например, ряд вопросов в соответствии с Конституцией РФ и ТК РФ решается на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, т.е. не подлежат договорному регулированию. К ним относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; установление единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др.

Меньшее по сравнению с коллективным договором количество позиций нормативного характера не означает, что соглашения не имеют юридической силы. Поэтому все позиции соглашений должны приниматься сторонами исключительно добровольно, с учетом основных принципов социального партнерства и являться финансово обеспеченными.

В ст. 46 ТК РФ названы основные направления, взаимные обязательства сторон по которым могут включаться в соглашение (этот перечень носит рекомендательный характер). К ним, в частности, относятся следующие вопросы:

— условия и охрана труда;

— режимы труда и отдыха;

— развитие социального партнерства;

— иные вопросы, определенные сторонами.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

К порядку разработки проекта соглашения применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, поскольку в ходе последних стороны и определяют свои подходы к будущему соглашению.

В то же время ТК РФ устанавливает требования к разработке тех положений соглашения, которые требуют финансирования на любом уровне (ст. 47 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Наиболее важными организационными вопросами, решаемыми на стадии начала коллективных переговоров, являются следующие: количество участников коллективных переговоров, конкретное место их проведения, техническое обеспечение переговорного процесса, обсуждение предварительных договоренностей руководящими органами (лицами) сторон коллективных переговоров.

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, не обязаны в них участвовать, но они обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 5 ст. 47 ТК РФ). Решение работодателя об участии или отказе от участия в переговорном процессе может приниматься в ходе консультаций с указанным представителем работников.

Коллективные переговоры по разработке и заключению соглашения завершаются подписанием соглашения представителями сторон, что придает ему юридическую силу.

Полномочия конкретного лица на подписание соглашения определяются законодательством, уставами соответствующих организаций работников и работодателей, решениями органов данных организаций. Процедура подписания соглашения определяется по соглашению сторон.

Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ № 91.

Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Как и в ситуации с коллективным договором, срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.

Действие соглашения может быть продлено один раз на этот же срок.

Ст. 48 ТК РФ определяет круг тех, на кого реально распространяются заключенные соглашения. Это и физические лица — работники организаций, работодатели которых через своих представителей подписали соглашение, и сами работодатели, и органы государственной власти и местного самоуправления (в тех случаях, когда они являлись сторонами соглашений).

Соглашение действует в отношении:

— всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства;

— работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

— органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

ТК РФ предусматривает достаточно жесткие требования по отношению к работодателям, являющимся членами соответствующего объединения, ставшего участником соглашения. На новых членов объединения работодателей автоматически распространяются положения действующего соглашения.

Это интересно:  Как долго женщина может без близости

Поскольку соглашения заключаются на разных уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом.

В отношении работников существенной гарантией является принцип приоритета наиболее благоприятных условий соглашений при наличии нескольких, распространяющихся на работников организации.

Соглашения открыты для присоединения к ним других участников в любое время их действия.

Принципиальными являются положения ст. 48 ТК РФ (ч. ч. 7 — 9), устанавливающие особую процедуру — распространение действия соглашения на новых субъектов.

Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ № 91 «О коллективных договорах». В ней определено, что «в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора».

В соответствии с Рекомендацией для распространения действия договора необходимо, чтобы:

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения на работодателей действия соглашения, предусмотренная ТК РФ, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (сегодня — это руководитель Минздравсоцразвития), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в «Российскую газету».

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Данная схема решения вопроса о присоединении к соглашению (или распространении его действия) дополняется необходимостью проведения работодателем консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации. Протокол таких консультаций должен быть приложен к письменному мотивированному отказу от присоединения к отраслевому соглашению. Процедура консультаций определяется по соглашению между работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации.

Если в организации (у индивидуального предпринимателя) нет профсоюзной организации, работодатель указывает это в отказе, направляемом в Минздравсоцразвития России. В том случае, когда работники соответствующего работодателя объединены в несколько профсоюзных организаций, консультации проводятся с единым представительным органом, созданным в порядке, предусмотренном ст. 37 ТК РФ, наиболее представительной первичной профсоюзной организацией либо организацией, избранной общим собранием (конференцией).

Направление работодателем мотивированного отказа от присоединения к отраслевому соглашению само по себе не означает, что соглашение не будет на него распространено. Часть девятая ст. 48 ТК РФ предусматривает, что соответствующий орган исполнительной власти имеет право провести дополнительные консультации с участием всех заинтересованных сторон. При этом социальные партнеры (как стороны заключенного соглашения, так и работодатель, отказавшийся присоединиться, и профсоюзная организация, объединяющая его работников) не могут уклониться от участия в этих консультациях. Цель таких консультаций заключается в оценке реальных возможностей работодателя выполнять отраслевое соглашение и принятии решения о его распространении на основании объективного и всестороннего изучения всех обстоятельств.

Все соглашения подлежат опубликованию. Порядок опубликования соглашений (за исключением отраслевых, заключенных на федеральном уровне) должны определить стороны.

Как заключение, так и внесение изменений и дополнений в соглашения регулируются общими правилами, относящимися к коллективным договорам и соглашениям, установленным в ТК РФ.

Изменения и дополнения соглашения в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Порядок проведения таких переговоров аналогичен порядку, установленному для проведения коллективных переговоров по заключению соглашения.

В самом соглашении может быть установлен иной порядок внесения в него изменений и дополнений.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

В Трудовом кодексе значительное внимание уделяется принципу социального партнерства и равенства сторон.

В Трудовом кодексе значительное внимание уделяется принципу социального партнерства и равенства сторон (статья 23). Речь в данном случае идет о возможности заключения коллективных соглашений между наемными работниками и их работодателями.

Разработан регламент, который необходимо соблюдать в ходе заключения трудовых договоров или других соглашений между сторонами. Данный порядок предназначается для того, чтобы обеспечить равноправие в защите интересов каждого из представленных участников переговоров в вопросах, касающихся трудовых отношений, дисциплины, оплаты труда, прав и обязанностей работодателей и работников.

Общие правила проведения коллективных переговоров

Статья 36 ТК РФ посвящена вопросам организации проведения и обеспечения эффективности и соблюдения законности на коллективных переговорах по вопросам заключения совместных соглашений и договоров.

Это интересно:  Отказ от доли в приватизированной квартире

В статье подробно расписан порядок определения участников. Со стороны работодателей может участвовать:

  • основной работодатель;
  • его представители;
  • представители ассоциации, членом или создателем которой является конкретный участник коллективных переговоров.

Со стороны работников участвуют избранные представители. В качестве переговорщиков обычно выступают члены профсоюзной организации, действующей на предприятии. Если таких организаций несколько, то образуется совместная группа, с количеством членов от каждого профсоюза пропорциональным числу его действительных членов на момент начала переговоров.

В подобной ситуации возникает такое понятие как «представительный орган», который работает на принципах пропорционального членства и равноправного отстаивания интересов всех представляемых лиц и профсоюзов.

В качестве участников переговоров по заключению трудового соглашения со стороны наемных лиц не могут выступать:

  • лица, имеющие общие интересы с работодателем;
  • представители организаций, которые финансируются и контролируются работодателем;
  • сотрудники учреждений и органов исполнительной власти различного уровня, в том числе имеющих отношение к местному самоуправлению.

Представители органов власти могут участвовать в заключении трудовых соглашений, если они являются работодателями и переговоры проводятся с работниками бюджетной сферы.

Начало коллективных переговоров

Коллективные переговоры начинаются по инициативе любой из сторон и могут касаться любых вопросов, регулирующих взаимоотношения в сфере трудовых отношений.

Для начала переговоров необходимо, чтобы профсоюз, членами которого являются 50% и более от общего количества сотрудников предприятия, направил предложение начать коллективные переговоры. Для принятия такого решения достаточно решения профсоюзного комитета или другого выборного органа, координирующего работу профсоюзной организации.

Темой переговоров могут служить вопросы, связанные с коллективным договором:

  • заключение;
  • расторжение;
  • внесение изменений.

Если на предприятии отсутствует достаточно крупная профсоюзная организация (не менее половины всех сотрудников) или параллельно работают два и больше профсоюзов, то они могут создать представительный орган и отправить предложение о проведении переговоров от своего имени.

Существует и другой способ для тех случаев, когда на предприятии нет профсоюзов вообще или они охватывают незначительную часть трудового коллектива. Наемные работники могут провести общее собрание или конференцию и выбрать один из имеющихся профсоюзов или избрать представительный орган из работников, не входящих в профессиональные организации. Выборы производятся путем тайного голосования.

Дополнительные процедуры согласования

Понятие равенства интересов гарантируется также требованиями законодательства. При направлении предложения о переговорах работодателю профсоюз-инициатор обязан одновременно известить другие профкомы, работающие на того же работодателя. Максимальный срок уведомления составляет 5 дней после направления предложения. Если представительный орган не создан, то переговоры проводит самый крупный профсоюзный орган.

Стороны имеют право на разработку дополнительных процедур согласования.

Соответствующие понятия обычно рассматриваются на первом заседании комиссии и охватывают такие вопросы, как порядок работы комиссии, периодичность, ведение протокола, и другие рабочие вопросы.

Каждый из участников не имеет право на разглашение сведений о проводимых переговорах до их окончательного оглашения. Предусмотрено административное и дисциплинарное наказание по фактам нарушения секретности.

Срок разработки проекта соглашения

Нормы Трудового Кодекса передали полномочия по определению сроков разработки комиссии, которая занимается созданием проекта трудового договора или соглашения, т.е. комиссия определяет эти сроки самостоятельно.

Законодательно определены следующие сроки:

  • семь календарных дней для начала переговоров после получения предложения об их проведении;
  • пять дней на уведомление профсоюзных организаций, не принимавших участия в составлении предложений;
  • две недели на представление противоположной стороне новой информации.

Комиссия по созданию и согласованию проекта соглашения

Для проведения работы по разработке и созданию проекта трудового соглашения создается комиссия из представителей обеих сторон. Данная комиссия проводит всю работу, оповещает заинтересованных лиц (работодателей, не являющихся участниками объединений, малочисленные профсоюзы и неорганизованных в профсоюзы работников) письменно, устно или через средства массовой информации.

Комиссия, работающая в течение 6 месяцев и не достигшая согласия по всем вопросам, обязана подписать договор по согласованным вопросам и составить протокол разногласий, которые будут согласовываться в дальнейшем или решаться с привлечением законодательных норм.

В подписании соглашения участвуют члены комиссии – представители противоположных сторон.

Сфера согласования социальных и государственных интересов распространяется на соглашения, заключаемые в организациях, работающих на принципах бюджетного финансирования.

Данное согласование заключается в ограничении сроков заключения трудовых соглашений. Это требование вынужденное и ограничивается сроками принятия бюджета соответствующего уровня.

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

доктор юрид. наук, профессор, зав. кафедрой трудового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный юрист РФ

Комментарий эксперта

1. К порядку разработки проекта соглашения применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, поскольку в ходе последних стороны и определяют свои подходы к будущему соглашению.

2. В то же время ТК РФ устанавливает требования к разработке тех положений соглашения, которые требуют бюджетного финансирования на любом уровне. В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса.

3. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Наиболее важными организационными вопросами, которые решаются на стадии начала коллективных переговоров, являются следующие:

количество участников коллективных переговоров,

конкретное место их проведения,

техническое обеспечение переговорного процесса,

обсуждение предварительных договоренностей руководящими органами (лицами) сторон коллективных переговоров.

4. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, которые получили указанное уведомление, не обязаны в них участвовать, но они обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Решение работодателя об участии или отказе от участия в переговорном процессе может приниматься в ходе консультаций с указанным представителем работников.

Это интересно:  Рабочие дни в феврале 2019

5. Если не достигнуто согласие между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

6. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

7. Коллективные переговоры по разработке и заключению соглашения завершаются подписанием соглашения представителями сторон, что придает ему юридическую силу.

8. Полномочия конкретного лица на подписание соглашения определяются законодательством, уставами соответствующих организаций работников и работодателей, решениями органов данных организаций. Процедура подписания соглашения определяется по соглашению сторон.

Полный текст статьи в ТК

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
(часть шестая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)
Соглашение подписывается представителями сторон.

Порядок и сроки разработки соглашений

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

(часть шестая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Соглашение подписывается представителями сторон.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, tk.pro-personal.ru, pravobez.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector