+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок разработки технического регламента

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:

  1. объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;
  2. цели разработки данного регламента;
  3. перечень основных требований, предъявляемых к объекту;
  4. перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;
  5. перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента.

Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:

  • 1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента;
  • 2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
  • 3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;
  • 4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования.
  • 5 этап: публичное обсуждение проекта;
  • 6 этап: получение отзывов на проект;
  • 7 этап:анализ полученных отзывов;
  • 8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;
  • 9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;
  • 10 этап: принятие проекта в первом чтении;
  • 11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;
  • 12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию;
  • 13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении.

Порядок разработки и принятия технических регламентов

Определение понятия «технический регламент»

В Федеральном законе «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 приводится следующие определение понятия «технический регламент»:

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

В первой части определения установлены способы принятия технических регламентов, а во второй характеризуется содержательный аспект этих документов.

Вопросам разработки и применения технических регламентов Российской Федерации посвящена вторая глава Закона «О техническом регулировании».

Содержание технических регламентов

В соответствии с определением технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

О том, что все требования к объектам технического регулирования делятся на обязательные для применения и исполнения и добровольные, мы уже говорили ранее.

Причем обязательные требования устанавливаются только к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. К другим объектам технического регулирования обязательные требования не устанавливаются.

В дальнейшем процессы, связанные с обязательными требованиями к продукции, будем для краткости обозначать как основные процессы жизненного цикла продукции.

Чтобы понять, какие же виды требований могут быть отнесены к обязательным, необходимо посмотреть на цели принятия технических регламентов.

Цели принятия технических регламентов связаны с:

· защитой жизни, здоровья граждан и имущества;

· охраной окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей;

· обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения;

Две первые цели можно объединить одним выражением: «обеспечение безопасности», так как в Законе «О техническом регулировании» введено понятие безопасность: безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Определение безопасности дано на основе методологии риска.

Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Риск может быть допустимым, если мала вероятность реализации опасного фактора и незначительна тяжесть последствий. Если же вероятность реализации опасного фактора велика, а последствия носят тяжелый или даже критический характер, то риск является недопустимым.

Итак, первый вид обязательных требований к продукции, которые устанавливаются в технических регламентах – это требования безопасности.

В Законе «О техническом регулировании» возможные требования по безопасности детализируются по видам:

· безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

· радиационную безопасность населения;

· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

· другие виды безопасности.

Второй вид обязательных требований – это требования по обеспечению энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Этот вид требований был отнесен к обязательным только в 2009 году путем введения дополнительного абзаца в Закон «О техническом регулировании».

Это интересно:  Кредит без согласия супруга

И наконец, третий вид обязательных требований, включаемых в технические регламенты, – это требования, направленные на предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Реализуются они за счет требований к терминологии, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, то есть, фактически за счет требований к качеству информации о продукции для потребителей. Эта информация должна быть полной и достоверной.

Помимо требований к объектам технического регулирования технические регламенты должны содержать перечень, описание этих объектов и правила их идентификации. Это необходимо для того, чтобы можно было однозначно определить: распространяется ли действие данного технического регламента на конкретную продукция или нет.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Еще один важный раздел любого технического регламента касается вопросов оценки соответствия продукции требованиям, которые установлены в техническом регламенте.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта и в иной форме. Более подробно вопросы оценки соответствия будут рассматриваться в третьем разделе курса.

Еще два важных замечания, касающихся содержания технических регламентов.

Во-первых, согласно Закону «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. При избыточности обязательных требований продукция становится неконкурентоспособной. При этом не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Во-вторых, технический регламент может содержать требования безопасности в вербальной форме, в виде словесного описания, а конкретные требования и методы оценки соответствия могут вводиться поддерживающими регламент национальными стандартами и сводами правил. Для этого до дня вступления в силу технического регламента утверждаются «Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований, испытаний и измерений», а также «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента».

Итак, мы выяснили, что должны содержать технические регламенты. Теперь о тех положениях, которые не должны включаться в технические регламенты.

Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению продукции, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких положений не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Содержащиеся в технических регламентах положения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо

· от способа, которым они приняты,

· места происхождения продукции,

· видов или особенностей сделок,

· физических или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, потребителями.

Порядок разработки и принятия технических регламентов

При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:

· прозрачность процедур разработки;

· возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;

· достижение согласия большинства заинтересованных сторон.

Основные этапы разработки технического регламента.

1. Создание технического регламента начинается с разработки проекта.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление. Уведомление публикуется в журнале «Вестник технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

С момента опубликования уведомления о разработке проекта соответствующий проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.

2. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта технического регламента.

В Законе «О техническом регулировании» не установлены требования о масштабах публичного обсуждения проекта технического регламента: должны ли они проводиться один раз, либо заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Закон «О техническом регулировании» предусматривает лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

4. Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть размещено там же, где и первое уведомление, т.е. в печатной издании и в электронно-цифровой форме.

5. Проект федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов вносится в Государственную Думу.

6. Внесенный проект федерального закона направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации.

7. Правительство РФ готовит отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

8. Государственная Дума принимает технический регламент в форме федерального закона.

9. Другие способы принятия технического регламента.

При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Это интересно:  Запасы и затраты в балансе строка

Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Это время необходимо для того, чтобы все, кто будет применять новый технический регламент, успели подготовиться к исполнению обязательных требований.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения

Но после вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, утрачивает силу

Принятие технического регламента международным договором Российской Федерации предусмотрено в целях интеграции нашей страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования.

Развитие интеграционных процессов привело к появлению технических регламентов Таможенного союза, действующих на территории всех стран, входящих в этот союз. Утверждаются такие документы Евразийской экономической комиссией. Их основная цель – обеспечить выход на рынок безопасной продукции. Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках союза.

Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории всего Союза. Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень; никаких дополнительных требований к продукции не должно применяться.

Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона . Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:

1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;

2) цели разработки данного регламента;

3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;

4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;

5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента. Так, в качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое лицо: физическое и юридическое.

Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:

1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента. В роли заявителей могут выступать и Госорганы, и организации, и различные общественные объединения, и научно-технические общества, компании и фирмы, и частные предприниматели;

2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;

4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, а также в информационном источнике так называемого , как правило, в электронно-цифровом виде. Есть особые рекомендации по содержанию уведомления о ведении работ по созданию проекта технического регламента.

Так, данное уведомление должно включать информацию по следующим вопросам:

1) в отношении какого товара, процессов производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации разрабатываются требования;

2) с какой целью разрабатывается данный регламент;

3) непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких-либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

4) сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;

5) название организации или инициалы лица, разрабатывающего данный проект регламента, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных лиц;

5 этап: публичное обсуждение проекта;

6 этап: получение отзывов на проект;

7 этап: анализ полученных отзывов;

8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;

9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;

10 этап: принятие проекта в первом чтении;

11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;

12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию, в которую могут входить как представители различных Федеральных органов исполнительной власти, так и представители научных учреждений, общественных организаций, разнообразных фондов и учреждений потребителей и предпринимателей;

13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении. Также предусмотрен порядок принятия и рассмотрения проекта Закона РФ в Государственной думе и, далее, в правительстве Российской Федерации. Направленный из Государственной думы в правительство РФ проект Закона РФ рассматривается на протяжении календарного месяца, в течение которого в Государственную думу должен быть отправлен отзыв, созданный с учетом положений заключения, выданного экспертной комиссией по техническому регулированию. Подготовленный таким образом проект Закона РФ направляется Государственной думой в правительство РФ для второго чтения, но не позже, чем за месяц до рассмотрения вышеуказанного проекта в Госдуме также во втором чтении. На этот проект правительство РФ обязано также в течение месячного срока отослать в Госдуму свой отзыв, который также учитывает заключения, полученные из экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение дополнений и изменений в принятый таким образом технический регламент или же его отмена происходят в том же порядке.

Это интересно:  Основания для внесения изменений в штатное расписание

Порядок разработки технических регламентов

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:

  • прозрачность процедур разработки;
  • возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
  • достижение согласия большинства заинтересованных сторон.

О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.

С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.

Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

  • обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;
  • финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;
  • документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
  • документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
  • перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложенными к нему документами направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.

Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.

Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.

Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о введении в действие данного регламента. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден первый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, bourabai.ru, www.kipia.info.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector