+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права и обязанности инвестора

Финансовая газета», 2015, N 14

Россией, как и всеми развитыми странами, проводится политика регулирования иностранного капитала вплоть до ограничения его доступа в стратегические отрасли государственного сектора экономики, в первую очередь, конечно, в военную промышленность, а также в другие важные для государства отрасли.

С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 106-ФЗ в Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 160-ФЗ), который регулирует в РФ права и обязанности иностранных инвесторов.

Федеральным законом от 04.11.2014 N 343-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Федеральный закон N 57-ФЗ). В частности, они коснулись действия процедур согласования, установленных Федеральным законом N 57-ФЗ, теперь распространяются на случаи совершения иностранными инвесторами сделок, предусматривающих приобретение ими основных производственных средств, стоимость которых составляет 25% и более стоимости активов, а также на случаи совершения иных операций, в результате которых устанавливается контроль над этими хозяйственными обществами.

Создание юридического лица, равно как и последующее вступление в его состав участников посредством совершения гражданско-правовых сделок, является одной из форм осуществления иностранными физическими и юридическими лицами предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

В современной доктрине международного частного права принято выделять следующие основные режимы, распространяющиеся на деятельность иностранных компаний на территории другого государства:

  • режим недискриминации;
  • национальный режим;
  • режим наибольшего благоприятствования;
  • преференциальный режим.

На основе выбора того или иного правового режима в дальнейшем формируется правовое положение определенной группы лиц или индивидуальный правовой статус конкретного субъекта.

В практике международной инвестиционной деятельности наиболее часто применяемым принципом является национальный режим. Подчинение деятельности иностранного инвестора этому режиму приравнивает объем его правосубъектности к объему правосубъектности физических и юридических лиц того государства, в котором осуществляется коммерческая деятельность. Так, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Установление каких-либо ограничений правового статуса иностранного инвестора по сравнению со статусом национальных субъектов допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пункт 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ содержит правило, согласно которому изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, данная формулировка дополняет правило, закрепленное в Гражданском кодексе РФ.

Практически все экономически развитые государства (США, Англия, Франция) применяют на своей территории принцип национального режима, не препятствуя тем не менее процессу глобализации экономики и процессу унификации гражданского и торгового права.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

  • создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Одной из проблем сегодня является стимулирование эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встают два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в пределах государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток, как правило, ограничен в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их может быть оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, быстрой окупаемости капиталовложений в перечисленные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов.

В современном российском законодательстве основным правовым актом, регулирующим права иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия их предпринимательской деятельности, является, как уже было отмечено, Федеральный закон N 160-ФЗ. Действие данного Закона распространяется на все отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, за исключением отношений, связанных с вложениями иностранного капитала в кредитные, страховые и некоммерческие организации.

Определение понятия «иностранная инвестиция» закреплено в ст. 2 Федерального закона N 160-ФЗ — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами. Это могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация.

Под прямой иностранной инвестицией понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
  • осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) некоторых видов оборудования.

Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Российской Федерации. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в Российской Федерации, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование и др. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — это самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (например, рестораны «Макдональдс»), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Это интересно:  Приказ 178 н минздрава

Помимо упомянутого Федерального закона N 160-ФЗ отдельные нормы, касающиеся определения особенностей статуса иностранного инвестора, содержатся и в других правовых актах. Также деятельность иностранного инвестора регулируется и международными договорами, заключаемыми Российской Федерацией с иностранными государствами.

Одним из наиболее значимых ограничений прямого характера и весьма рациональным при этом является законодательное ограничение размера уставного капитала (доли уставного капитала), которым может владеть иностранный инвестор. Хотелось бы подчеркнуть, что правило, согласно которому установление любых ограничений возможно исключительно на уровне федерального закона, важно для целей гарантирования прав иностранных инвесторов на всей территории Российской Федерации, а также обеспечения стабильности гражданско-правового оборота.

Необходимо отметить, что исторический анализ свидетельствует о том, что введение ограничений на инвестиции в российскую экономику основано на опыте США и некоторых европейских стран. Общей целью всего рассматриваемого вопроса в части ограничений является защита основ конституционного строя, обеспечение безопасности обороны страны и безопасности государства в целом. Ограничения эти создаются путем установления изъятий ограничительного характера для участия иностранных инвесторов в уставных капиталах коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, и совершения иностранными инвесторами иных сделок, имеющих целью установление контроля над указанными организациями. Они создают своеобразные нормативные барьеры для необоснованного увеличения степени влияния иностранных инвесторов, тем самым предусматривая дополнительные защитные механизмы для российского предпринимателя.

О необходимости принятия специального закона, который бы ограничивал доступ иностранных инвесторов к отдельным стратегическим отраслям российской экономики, законодатели говорили давно. Результатом этих «раздумий» стало появление уже упомянутого Федерального закона N 57-ФЗ.

Данным Законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

В ст. 6 Федерального закона N 57-ФЗ перечислены виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В перечне 45 видов стратегических отраслей деятельности оказались производство и оборот спецтехники, атомная, космическая и авиационная индустрия, разработка, производство и торговля вооружением, геологическое изучение недр и др. Одновременно под действие Закона попали и телерадиовещание, деятельность полиграфических предприятий и выпуск периодических печатных СМИ тиражом не менее 1 млн экземпляров.

В данных случаях зарубежные компании перед заключением сделки должны получить разрешение от федерального органа власти, осуществляющего контроль в конкретной отрасли.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решения о вложении собственных, заемных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Они могут выступать в роли кредиторов, покупателей, вкладчиков, а также выполнять функции какого-либо участника инвестиционной деятельности.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане, юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций, как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Согласно Закону Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91г. №1560

Права субъектов инвестиционной деятельности

1. Все субъекты инвестиционной деятельности имеют одинаковые права по осуществлению инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

2. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций.

3. По решению инвестора права владения, пользования и распоряжения инвестициями, а также результаты их осуществления могут быть преданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом.

4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг.

5. Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых договоренностью сторон.

Обязанности инвесторов

1. Инвестор обязан подавать финансовых органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций.

2. Получать необходимое разрешение у соответствующих государственных органонов и специальных служб на капитальное строительство.

3. Получить вывод экспертизы инвестиционных проектов о соблюдении технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических и архитектурных требований.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

1. Соблюдать государственные нормы и стандарты.

2. Выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в рамках их компетенции.

3. Подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность.

4. Не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять все условия антимонопольного регулирования.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть все производственно – хозяйственные учреждения, государство через свои институты, финансовые учреждения и прочие функциональные участники.

I. К производственно-хозяйственным учреждениям относят:

Акционерные общества— это общества, которые имеют уставный фонд, разделенный на определенное количество акций. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам только имуществом общества, а акционеры несут ответственность пропорционально количеству принадлежащих им акций. Уставной фонд общества не должен быть меньше 1250 минимальных заработных плат. Оно может быть открытым или закрытым.

Акции открытого акционерного общества участвуют в биржевой игре, обращаются на инвестиционном рынке и подлежат свободной купле – продаже.

Акциями закрытого АО пользуется только фирма, так как они не участвуют в биржевой игре, не подлежат свободной купле — продаже и фактически являются имущественными сертификатами, которые свидетельствуют о долевом вкладе их владельцев. В свою очередь, закрытое общество можно реорганизовать в открытое путем перерегистрации акций.

Общества с ограниченной ответственностью— это общества, уставный фонд которых должен составлять не менее 625 минимальных заработных плат. Уставной фонд разделен на части, размер которых определен учредительными документами. Участники ООО несут ответственность в границах своих взносов или пропорционально им. Изменение стоимости имущества, а также дополнительные взносы участников не влияют на размер их части в уставном фонде.

Общества с дополнительной ответственностью — это общества, уставный фонд которых разделяется на части, принадлежащих участникам. Участники отвечают за долгами общества пропорционально своим взносам, а в случае нехватки средств — дополнительным имуществом, принадлежащим всем участникам общества. Предельный размер ответственности определен учредительными документами.

Полные общества — это общества, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут коллективную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, причем ответственность участники несут независимо от времени возникновения долгов;

Коммандитные общества — это общества, которые включают участников, несущих ответственность всем своим имуществом и участников, отвечающих только в пределах взноса в уставной фонд. Первые несут солидарную ответственность по долгам общества и осуществляют управление делами коммандитного общества. Совокупный размер взносов вторых участников в имуществе общества ограничивается 50% уставного фонда и в случае ликвидации общества их взносы возвращают в первую очередь.

II. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть и производственно-хозяйственные группировки, которые создаются с целью сочетания своих капиталов для совместной инвестиционной деятельности. К таким группировкам относят:

Холдинговая компания — это компания, суть деятельности которой заключается в приобретении юридическими лицами контрольных пакетов акций разных компаний с целью осуществления контроля и управления ими. В мировой практике существует два типа холдинга:

Это интересно:  Сокращение лиц предпенсионного возраста в рф

Чистый холдинг, при котором главная компания выполняет только функции управления и контроля за деятельностью дочерних предприятий;

Холдинг, при котором главная компания, кроме функций управления и контроля, занимается также совместно с дочерними компаниями предпринимательской деятельностью.

Различают, кроме того, холдинг отраслевой, межотраслевой, транснациональный.

Промышленно-финансовая группа (ПФГ) — эта большая группировка предприятий, банков, других юридических лиц, которые занимаются производственной, торговой, финансово-кредитной деятельностью. В отличие от холдинга, ПФГ не имеет компании, специализирующейся на управлении. Эти группы создаются, как правило, на межотраслевых основах, что позволяет осуществлять общие инвестиции в большие проекты.

В Украине промышленно-финансовые группы создаются двух типов:

Уставные группы — на основании объединения уставных фондов.

Консорциум – договорные группы, созданные на основании объединения всех финансовых ресурсов с единственным управлением.

III. Государство является активным участником инвестиционной деятельности. Оно принимает участие в инвестиционном процессе как прямо через государственный сектор экономики, так и косвенно, через свои институты:

— органы исполнительной власти и местного самоуправления;

— Государственный антимонопольный комитет;

— Министерство финансов Украины и другие.

Государство осуществляет инвестирование тех отраслей и производств, продукция которых имеет общенациональный характер, а при активизации инвестиционной деятельности оно может инвестировать средства также в развитие производств, целесообразность которых обосновывается необходимостью ускоренного развития экономики.

Формы косвенного влияния государства на инвестиционную деятельность:

— разгосударствление и приватизация;

— лицензирование и квотирование;

— стандартизация и др.

Средства косвенного влияния государство реализует через свои институции как участник инвестиционного процесса. Государство осуществляет защиту национального рынка путем таможенной и налоговой политики, тем самым поощряет развитие национального производства, экспорт товаров, стремится привлечь иностранные инвестиции.

IV. Действенными субъектами инвестиционного процесса являются финансовые учреждения. Соответственно Закону Украины «О финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг» от 12 июля в 2001 года № 2664 – к финансовым учреждениям относятся юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг:

— учреждения накопительного пенсионного обеспечения;

— институты общего инвестирования и другие.

На инвестиционном рынке эти учреждения могут выполнять такие функции как:

— выпуск платежных документов, платежных карточек, дорожных чеков и / или их обслуживания;

— доверительное управление финансовыми активами;

— привлечение финансовых активов с обязательством последующего их возвращения;

— предоставление средств взаем, в том числе и на условиях финансового кредита;

— предоставление гарантий и поручительства;

— услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения; торговля ценными бумагами;

— факторинг и другие операции.

Банки в инвестиционном процессе рядом с традиционными функциями кредитно-расчетного и кассового обслуживания, депозитными операциями значительно расширяют свою деятельность через ввод операций с ценными бумагами, выполняют функции депозитариев и независимых регистраторов ценных бумаг акционерных обществ; инвестиционного кредитования; проектного финансирования; доверительных операций; обслуживание иностранной инвестиционной деятельности.

С принятием Закона Украины «О кредитных союзах» от 20 декабря в 2001 году № 2908-III активизировалась деятельность и кредитных союзов — неприбыльных организаций, основанных физическими лицами на кооперативных основах с целью удовлетворения потребностей их членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Кредитные союзы предоставляют своим членам кредиты; привлекают на договорных условиях взносы (вклады) на депозитные счета; выступают поручителем выполнения членом союза обязательств перед третьими лицами и другие финансовые услуги.

Активными субъектами инвестиционной деятельности являются также институты общего инвестирования (ИОИ), которые осуществляют деятельность, связанную с объединением (привлечением) денежных средств инвесторов с целью получения прибыли от вложения их в ценные бумаги других эмитентов, корпоративные права и недвижимость. Институты общего инвестирования в зависимости от порядка осуществления их деятельности могут быть:

открытого типа, если он берет на себя обязательство осуществлять в любое время по требованию инвесторов выкуп ценных бумаг, эмитированных этим ИОИ;

интервального типа, если он берет на себя обязательство осуществлять по требованию инвесторов выкуп ценных бумаг, эмитированных этим ИОИ в течение обусловленного в проспекте эмиссии срока, но не реже одного раза в год;

закрытого типа, если он не берет на себя обязательств относительно выкупа ценных бумаг, эмитированных этим ИОИ к моменту его реорганизации или ликвидации.

Институт общего инвестирования может быть также срочным или бессрочным:

— срочный ИОИ создается на определенный срок, установленный в проспекте эмиссии. По завершении срока ИОИ ликвидируется или реорганизуется. ИОИ закрытого типа может быть лишь срочным;

бессрочный ИОИ создается на неопределенный срок.

V. Кроме финансовых учреждений, активными субъектами инвестиционной деятельности являются функциональные участники.

Фирмы- девелоперы — юридические лица, которые берут на себя функции полной реализации инвестируемого капитала. Такие фирмы самостоятельно осуществляют поиск самого выгодного места вложения средств инвестора, разработку проекта, его финансирования, реализацию и внедрение в эксплуатацию. Отдельные функции по реализации проекта в целом или его отдельного этапа может брать на себя руководитель проекта, который привлекается специально на период реализации инвестиционного проекта.

Фирмы — риелтеры — это фирмы посредники по торговле недвижимостью. Они работают не только по соглашениям с продавцами недвижимости, но и определяют инвесторам экономическую целесообразность приобретения тех или иных готовых зданий, сооружений или незавершенных строительных объектов.

Инжиниринго — консалтинговые фирмы — это фирмы, которые занимаются разработкой на договорных основах разного рода документации — информационной, научно-технической, проектно-сметной и других. По заказу отдельного инвестора Инжиниринго-консалтинговые фирмы выполняют также технико-экономическое обоснование проекта, разрабатывают бизнес-план, осуществляют мониторинг проекта, авторское и техническое наблюдение за его выполнением, организуют и проводят тендерные торги.

Строительные фирмы — выполняют весь комплекс работ по инвестиционному проекту (проектно-сметные, строительные, монтажные, пусконаладочные) и сдают инвестору готовый объект «под ключ».

Аудиторские фирмы — выполняют в инвестиционном процессе функции проверки финансово-хозяйственной деятельности, как самого инвестора, так и других его партнеров. Аудиторы дают оценку активов и пассивов балансов фирмы, рассчитывают показатели ликвидности баланса, осуществляют оценку инвестиционных качеств ценных бумаг, оценку капитала самого инвестора и его акционеров.

Объекты инвестиционной деятельности:

— новообразуемые или реконструируемые ОФ во всех отраслях н/х;

— оборотные средства во всех отраслях н/х;

— ценные бумаги (акции, облигации и др.);

— целевые денежные средства;

— научно- техническая продукция и прочие объекты собственности;

— права на интеллектуальную собственность.

Запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и прочих норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, охраняемых законом.

Права и обязанности иностранного инвестора

иностранный инвестиция экономический право

Закон наделяет инвесторов независимо от их государственной принадлежности правами:

  • — на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;
  • — на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;
  • — на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
  • — на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
  • — на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это интересно:  Где найти транспортный налог на госуслугах

Иностранные инвесторы после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеют право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или иных не противоречащих ее законодательству целей и на беспрепятственный перевод за пределы страны доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в том числе:

  • — доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
  • — денежных сумм во исполнение обязательств иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
  • — денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  • — осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
  • — исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
  • — использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Права и обязанности инвестора

В соответствии с статьями 6 и 7 ФЗ “об инвестиционной деятельности” инвесторы имеют равные права на:

— осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

— самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

— передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

— объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

— осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

— исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

— использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению

Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— защиту капитальных вложений.

В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, установленных Правительством РФ, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта. Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима. Правительство Российской Федерации:

— устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

— утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

— утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

— осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки установленные Правительством РФ;

В случае неисполнения инвестором обязательств он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, studwood.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector