+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права и обязанности политических партий

Право граждан, на общественные объединения, включая право, создавшее профессиональные союзы для защиты своих интересов закреплены в Конституции РФ (ст.3).

Конституция гарантирует свободу деятельность общественных объединений. Аналогичные нормы содержатся в Конституции и уставах субъектов РФ.

Под общественными объединениями понимается добровольное самоуправление не коммерческогоформирования, созданное по инициативе граждан. Объединение на основе общественных интересов для реализации указанны в уставе общественных объединений.

Общественные объединения создаются в целях реализации защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека.

Высшим руководящим органом общественных организаций является съезд (конференция или общее собрание).

По целям образования общественного объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурные спортивные общества.

ФЗ “об общественных объединениях” от 19.05.1995г. №82-ФЗ

— Права общественных объединений ст.27

— Имеет право свободно распространять информацию своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации;

— Учреждать СМИ (газеты, журналы) вести издательскую деятельность;

— Представлять и защищать свои права, законы, интересы своих участников и других граждан в органах местной власти и органах местного самоуправления;

— Ст.29 обязанности общественных объединений.

— Соблюдать законы РФ, нормы международного права;

— Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества;

— Ежегодно информировать орган о продолжении своей деятельности;

— Представляет годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в налоговые формы;

— Допускать представления зарегистрированного органа на проводимые мероприятия;

— Оказывать содействия представителям органа, в ознакомлении с деятельностью общественных объединений в связи с достижением уставных идей и др.;

— Принципы создания деятельности общественных объединений ст.15 ФЗ

— Общественное объединение независимо от их организационно – правовых норм;

— Деятельность общественных отношений основывается на принципах добровольности, равноправия, законности, самоуправления;

— Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

— Деятельность об объединении должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной.

Раздел 4 Основы правового статуса личности в РФ.

Тема 4.1

Понятие основ правового статуса личности в РФ.

Понятие и структуры основ правового статуса личности. Принципы правового статуса личности. Понятие прав человека и прав гражданина.

Международные правовые акты и их значения для РФ.

Всеобщая декларация прав человека 1948г.: общая характеристика.

Европейская конвенция защиты прав человека 1950г.: общая характеристика.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991г.: общая характеристика.

Понятие прав человека и гражданина.

Важное место в системе отрасли Конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности (человека и гражданина). В гл.2 действующей Конституции “права и свободы человека и гражданина” этот институт получил воплощения.

Нормы данного института содержатся в широкой системе законодательных актов: к таким актам относятся:

— Законы РФ “о гражданстве РФ”;

— “о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (1993г.)”;

— ФКЗ “о референдуме РФ”, “об уполномоченном по правам человека в РФ и др.”;

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Состоит из ст. с 17 по 64.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы возможности для их реализации.

Принципы правового статуса человека и гражданина:

— Принцип равноправия каждого человека и гражданина в использование прав и свобод.

— Равенство всех перед законом и судом.

— Равенство прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы гражданина основываются на гарантированные.

Принято различать социально-экономические, политические, юридические гарантии.

Понятие гражданства нормативно определено в ст.3 ФЗ посвященной основам и понятиям:

1. Гражданство РФ – устойчивая правовая связь, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

2. Гражданство – правовое, не просто фактическое состояние, гражданину государства лицо является не в силу проживания на его территории, а в следствии существуют, между государством особых связей, состоит содержание гражданства;

3. Гражданство каждого человека юридически оформляется документом, подтверждающим это гражданство. Им является паспорт гражданина РФ, следствие о рождении, иной документ содержащий указание на гражданство.

История прав человека –это история прогрессирующая расширения правового признания в качестве человека для того или иного круга человека.

Понятие права человека восходит от идеи права, которое зародилось в Древнем мире. Суть его дела в том, что человек независимо от его положения в обществе обладает правами, которого даны самой природой.

Государство же возникло как следствие договора и является вторичным по отношению к правам данные природой. Идеи равенства всех людей можно найти в раннем христианстве.

Концепция прав человека была систематизирована в 1776г. Верджинской декларацией. С тех пор права человека прочно вошли в философскую и юридическую терминологию. В 1789г. во Франции декларация “о правах человека и гражданина”, которая закрепила в Конституции:

A. Право на собственность;

C. Сопротивление угнетению;

D. Свободу и личности.

Это интересно:  Оплата штрафа пдд в течение 20 дней

Заглавная статья этого документа гласит, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель государственного союза объявлял обеспечение естественных и неотъемлемых правах человека. Причинами общественных бездействий и пороков Правительства являются невежества, забвения прав человека и пренебрежение к ним.

Понятие свободы в декларации формируется, как возможность не препятствует всем прочим гражданам пользования теми же равными правами. Границы прав определяются законом.

10 декабря 1948г. в Париже генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека.

В декларации отмечается, что признание естественных равных неотъемлемых правах человека являются основы свободы каждого человека и уважения его достоинства.

В декларации поручили закрепить права человека во всех основных сферах человеческой жизни в ст.29 сказано: “каждый человек имеет обязанности перед обществом, которым только и возможно свободное и полное различие его личности”

Европейская конвенция о правах человека провозглашает ряд основополагающих прав и свобод (праве на жизнь; запрет пыток; запрет рабства и подневольного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; запрет на неустановленный законом наказание; права на уважение личной и семейной жизни; право на свободу мысли, свободу совести; свобода веры и вероисповедания; право на свободу выражать свое мнение; право вступать в брак; право на фиктивные средства правовой защиты запрет дискриминации).

Дополнительный протокол конвенции гарантирует дополнительные права договора. Суд предлагает свои услуги сторонам в споре с целью заключения между ними соглашения.

Декларация руководствовалась принципами демократии, гуманизма и социальной справедливости, утверждаются права и свободы человека, его честь и достоинства являются высшей ценностью общества государства.

Декларация подтверждает многогранность прав и свобод человека, в частности согласно ст.3 декларации “все равны перед законом и судом”. Причем на государство возложена обязанность гарантировать равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений принадлежащих к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Декларация провозгласила в первые равные права и свободы мужчины и женщины и предусмотрела юридическую ответственность по закону лиц в основном.

Положительными чертами декларации относят то, что она закрепила:

1. Отражение общечеловеческих интересов и отечественного опыта;

2. Официальный “перевод” прав человека из проблемы политической, международной в правовую и внутригосударственную;

3. Признание прав человека неотчуждаемыми, принадлежащими личности от рождения;

4. Отход от доктрины этатизма, обращается к идеям естественной школы права;

5. Признание приоритетами между стандартами в области прав человека перед национальным законодательством;

6. Признание международных норм непосредственным источником прав граждан;

7. Призыв к созданию правовых законов отражающих идею прав человека;

8. Законодательные установленные критерии возможны ограничением прав человека;

Таким образом, Российская декларация прав и свобод человека 1991г. содержит новое в теоретическом и практическом отношении проблем взаимоотношений государства и личности.

В ней нашла свое отражение идей и неотчуждаемое отношение прав человека

Был принят документ, носящий обязательной юридической силы, но который вошел в правовую систему страны; восприняла универсальную концепцию прав человека; зафиксировала весь каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Однако не весь ее закреплен перечень прав и свобод вошел в ныне действующей Конституции РФ.

Внутреннее устройство, права и обязанности, государственная поддержка политических партий.

Внутреннее устройство политической партии:1) устав политической партии; 2) программа политической партии ( принципы деятельнности политической партии, цели и задачи, изменения вводимые в программу); 3) членство в политической партии(Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.

5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

6. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания.

7. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений

1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Это интересно:  Покупка квартиры в ипотеке риски покупателя

2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.

4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года;

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.

5). Порядок принятия устава, программы политической партии и других важных решений (избрание рукаводящих органов и т.д.);

Права политической партии

1. Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:(см. текст в предыдущей редакции)

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение, не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме. В таком соглашении предусматривается обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов на указанных выборах включать в эти списки кандидатуры, предложенные данным общественным объединением или его структурными подразделениями, а также основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру. В соглашении также предусматривается порядок, в соответствии с которым общественное объединение или его структурные подразделения предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.

Права и обязанности политических партий.

Многое в деятельности политических партий связано с участием в выборах или деятельностью в выборных органах государственной власти и местного самоуправления. Ввиду этого представляется необходимым несколько подробнее остановиться на основных правах и обязанностях политических партий.

организация массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций и проч.); свободный доступ к государственным средствам массовой информации и право учреждать собственные средства информации (издательства, печатные органы и др.);

создание различного рода коалиций с другими политическими партиями и движениями.

Последнее подробно прописано в законодательствах Анголы, Гвинеи-Бисау, Израиля, Мексики, Кабо-Верде, различающих избирательные и иные коалиции (парламентские, правительственные). Статус избирательных коалиций определяется избирательным законодательством, устанавливающим, что коалиция лишь для целей выборов, а с их окончанием прекращает свое существование (Мексика, Кабо-Верде). Статус других видов коалиций определяется законом о политических партиях. В частности, требуется, чтобы партии заключили соглашение о коалиции, которое должно быть одобрено компетентными руководящими органами объединяющихся партий (с указанием срока его действия, цели коалиции, форм совместных действий). В отличие от избирательных коалиций, которые регистрируются как субъект избирательного процесса избирательной комиссией, другие коалиции регистрируются соответствующим государственным органом, регистрирующим политические партии. В некоторых странах (например, в Анголе) законом предусмотрено, что коалиция не является отличным от входящих в нее партий субъектом.

После регистрации политическая партия приобретает статус юридического лица и наделяется имущественными правами. Она может приобретать, владеть и распоряжаться собственностью, заключать различного рода имущественные сделки, заниматься разрешенной законом предпринимательской деятельностью. Общим для современного законодательства является предоставление политическим партиям права на получение материальной поддержки государства, прежде всего финансовой.

Наделяя политические партии широкими правами, законодательство возлагает на них и обязанности, определяемые как на конституционном уровне, так и на уровне соответствующих законов. В некоторых странах эти обязанности формулируются в весьма общем виде (соблюдать конституцию, законы, принципы демократии, национального суверенитета, территориальной целостности и др.), в других они носят конкретный характер. Например, обязанность соблюдать в своей деятельности принцип гласности (ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности, финансовые отчеты), сообщать в государственные органы, осуществляющие регистрацию, обо всех изменениях в уставе и программе; соблюдать в своей внутренней организации принципы демократии, защищать основные права и свободы человека. В ряде стран отдельные обязанности еще более конкретизированы.

Законодательно закрепляется принцип равноправия политических партий. Это означает, то все партии равны в правах и обязанностях. Иногда, как, например, в ФРГ, говорится о «равном отношении ко всем партиям». Вместе с тем растет число стран, в которых в процессе развития демократии намечается тенденция к определению особого правового статуса оппозиционных партий, в особенности представленных в парламенте. Начало этому положила Великобритания, законодательство которой ввело понятие «официальная оппозиция ее Величества». Лидер оппозиции получает жалованье из государственной казны. Аналогичная практика сложилась во многих странах Британского Содружества (Австралии, Индии, Малайзии, Канаде, Сейшельских Островах и др.). Так, согласно Конституции Сейшельских Островов 1993 г. лидер оппозиции получает жалованье, равное жалованью министра.

Это интересно:  Выписка из квартиры без его участия

В последние годы законодательство ряда стран значительно шире, чем в указанных государствах, регламентирует правовой статус оппозиционных партий, закрепляя за ними дополни — ( тельные гарантии реализации права на оппозицию, провозглашаемую конституцией (Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Колумбия, Португалия). В отдельных странах даже приняты специальные законы о правовом статусе оппозиции: например, в Кабо-Верде Закон «О правовом статусе демократической оппозиции» 1991 г. Там же дано определение понятия «оппозиционная деятельность»: «Признается оппозиционной деятельностью осуществление демократического контроля за политическим курсом Правительства, критика этого курса, а также формирование в рамках конституционной законности альтернативного Правительства». Принятие аналогичного закона предусмотрено в Конституции Того 1992 г.

Конституция Португалии предоставляет партиям, представленным в парламенте — Собрании Республики и не входящим в Правительство, право на эфирное время на государственных радио и телевидении, на публикации в печатных органах, принадлежащих государству или зависимых от него, ответных заявлений на политические заявления Правительства. Данное право дается оппозиции на равных основаниях с правительственными партиями. Помимо этого, Правительство должно информировать оппозицию об основных проблемах своей политики, представляющих общественный интерес (ст. 40, 170 Конституции Португалии). Похожие положения содержит и закон Кабо-Верде. Он также предусматривает, что по ряду вопросов, относящихся к внешней политике, обороне страны, национальной экономике, разработке избирательного законодательства и законов, касающихся политических партий, Правительство обязано консультироваться с оппозиционными партиями. Предусмотрен также механизм контроля за соблюдением прав оппозиции.

В ряде стран оппозиционные партии получают дополнительную финансовую поддержку государства (Англия, Швеция, ФРГ). Например, Закон ФРГ 1994 г. предусматривает, что оппозиционные фракции в Бундестаге получают дополнительную так называемую «оппозиционную надбавку» к своему окладу.

Многое из зарубежного опыта правового регулирования деятельности политических партий, особенно из опыта стран, где многопартийная система находится еще в процессе становления и где такое регулирование призвано ввести этот процесс в определенные правовые рамки, может быть

использовано и российским законодателем, естественно, с учетом наших политических реалий.

Права и обязанности политических партий

В целом эти права и обязанности сходны с правами и обязанностями иных общественных объединений.

Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе: Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (в ред. от 05.04.2011 N 44-ФЗ).

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Политическая партия имеет и обязанности, в том числе:

Политическая партия обязана: Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (в ред. от 05.04.2011 N 44-ФЗ).

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в регистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, pravo.studio, studbooks.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector