+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование охраны труда

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ охраняются труд и здоровье граждан, а в ч. 3 ст. 37 гарантируется каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормативно‑правовая база охраны труда включает в себя: Конституцию РФ, международные договоры и соглашения[254], ТК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие нормы об охране труда, подзаконные нормативно‑правые акты федеральных исполнительных органов, законы и иные нормативно‑правовые акты субъектов РФ.

Развивая требования Конституции РФ и ст. 1 ТК РФ, государство осуществляет свою деятельность по охране труда в следующих направлениях:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– государственная экспертиза условий труда;

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников и т. д.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики а также нормативно‑правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Если федеральному органу исполнительной власти предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования в области охраны труда, то он обязан согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно‑правовому регулированию[255].

На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Правовое регулирование правоотношений, связанных с охраной труда осуществляется системой нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. Перечень их видов, порядок разработки, утверждения и сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»[256]. Например:

1) межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);

2) отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

3) правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

4) государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ);

5) строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

6) государственные санитарно‑эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)).

На основании типовых инструкций и правил по охране труда разрабатываются инструкции по охране труда для конкретного работника или видов работ. Работодатель, разрабатывая инструкции по охране труда, не должен отступать от требований вышеуказанных актов, а также требований безопасности, изложенных в документации, прилагаемой к используемому оборудованию. Эти правила охраны труда на рабочем месте закрепляются в должностной инструкции работника или утверждаются приказом работодателя в виде инструкции по охране труда к конкретному рабочему месту или видам работ. Инструкции хоть и различны по содержанию, но в основном состоят из следующих разделов.

1. Общие требования к безопасности.

2. Требования к безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4. Требования безопасности по окончании работы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Это интересно:  Инвалидность ребенку по психиатрии

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[257]; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовое регулирование охраны труда

Понятие охраны труда.

Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

В широком смысле охрана труда— это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

— нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

— правила государственного управления охраной труда;

— право работника на охрану труда и его гарантии;

— нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

— правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

— специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.

Конституционные основы охраны трудасформулированы в ст. 7 и 37 Конституции РФ. Значительное число норм об охране труда содержится в международно-правовых актах — конвенциях и рекомендациях МОТ. Часть таких конвенций МОТ ратифицирована бывшим СССР и РФ, например Конвенция «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».

Основным законодательным актом об охране трудаявляется ТК РФ. Нормы об охране труда содержатся и в ряде других законов, например в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) и Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 24-27).

Существует также большое число подзаконных норматив­ных актов об охране труда, принятых в основном Правительст­вом РФ и федеральным органом исполнительной власти по труду. Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты об охране труда, которые не должны противоречить феде­ральным требованиям и стандартам в этой области.

В России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных право­вых актах субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой деятельности. Эти требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механиз­мов и другого оборудования, разработке технологических про­цессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должен устанавливаться Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторон­ней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше­ний. Система, перечень видов подзаконных нормативных пра­вовых актов, содержащих государственные нормативные требо­вания охраны труда, порядок их разработки и утверждения, а также сроки их пересмотра в настоящее время определены по­становлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Соответствующая система состоит из межотраслевых и от­раслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда,в частности, являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

Это интересно:  Порядок общения с ребенком юрист

— государственная экспертиза условий труда;

— установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ, их можно также считать принципами охраны трудаи условно объединить в две группы:принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

Государственная экспертиза условий трудаявляется одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государ­ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако­нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле­нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244.Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ.

Управление охраной труда.

Государственное управление охра­ной трудаосуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа­ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас­ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России.

Основным звеном в системе управления охраной труда в ор­ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда.

ТК РФ (ст. 217) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу­ществления контроля за их выполнением у каждого работодате­ля, осуществляющего производственную деятельность, числен­ность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея­тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста­новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей­ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда,которые, со­гласно ст. 218 ТК РФ, создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2.1 Правовое регулирование охраны труда

Важнейшим социальным правом российских граждан является право на здоровые и безопасные условия труда. Все правовые вопросы по охране труда в нашей стране решаются на основе Конституций России и субъектов федерации, Кодексов законов о труде, Указов Президента и постановлений Правительства РФ.

В Конституции России сказано, что граждане России имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается . развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды.

Отмечено, что обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина России является добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины.

Законодательные акты по вопросам труда разрабатываются Государственной Думой России и принимаются высшими органами государства после согласования их с профсоюзами.

Главным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Это достигается путем принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Государственное управление охраной труда предусматривает:

· государственный надзор и контроль над соблюдением требований охраны труда;

· содействие общественному контролю над соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Это интересно:  Отмена поверки счетчиков воды

· расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

· защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

· координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов по вопросам охраны труда.

Тема 12. Правовое регулирование охраны труда

Охрана труда. Законодательство об охране труда. Государственная политика по охране труда. Создание здоровых и безопасных условий труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Охрана труда работников в возрасте до восемнадцати лет и инвалидов.

Основные понятия и термины: Охрана труда. Принципы охраны труда. Несчастный случай на производстве. Охрана труда женщин. Система стандартов безопасности труда.

12.1. Понятие, содержание и значение охраны труда.

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса.

В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения, безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:

1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;

2) право работника на охрану труда и его гарантии;

3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

5) правила особой охраны труда женщин;

6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector