+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование профессиональной деятельности

1. Сущность социальной деятельности

2. Социальное право. Источники социального права

3. Право социального обеспечения, его принципы

1. Сущность социальной деятельности

В числе основ конституционного строя признается социальная деятельность российского государства.

В статье 7 Конституции Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества.

Правовое регулирование социальной деятельности охватывается целым комплексом различных отраслей российского права. Ее основы закреплены в конституционном праве и находят свое отражение в иных отраслях правовой системы. Так, при социальной защите инвалидов и несовершеннолетних используются и нормы трудового права, регулирующий их труд.

Нормы административного права призванные регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, непосредственно затрагивают сферу взаимодействия государственных органов социальной защиты с гражданами, нуждающимися в их деятельности.

Кроме того, социальную деятельность выделяют в качестве самостоятельной отрасли права, сформировавшейся в результате институционализации общественных отношений, регулирующих социальные права и обязанности их участников.

2. Социальное право. Источники социального права

Социальному праву, как и любой отрасли права, присущи определенные устойчивые признаки — особый предмет регулирования.

Предмет регулирования социального права представляет собой общественные отношения, складывающиеся между гражданами и государственными органами социальной защиты (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.

Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения.

В то же время социальная политика предусматривает совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения и качество его жизни (включая уровень потребления материальных и духовных благ), пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также мер, обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения.

Законодательство в сфере социальной деятельности включает в себя множество нормативных актов регулирующих данную область.

Ее нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержаться в большом числе федеральных законов и законов субъектов РФ, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе РФ, в распоряжениях глав администрации и постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать ее довольно сложно.

Основными источниками социального права являются:

Федеральный закон от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 10 января 2003 года); Федеральный закон от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями на 10 января 2003 года)»; Федеральный закон от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 07.08.2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2001 года); Федеральный закон от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года); Федеральный закон от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (с изменениями на 31 декабря 2002 года)»; Федеральный закон от 5 августа 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 10 января 2003 года); Федеральный Закон от 20 апреля 1996 года «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями на 10 января 2003 года; Федеральный закон от 19.05.1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями на 25 июля 2002 года); Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями на 9 февраля 2003 года); Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года); Федеральный закон от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации (с изменениями на 27 мая 2000 года);

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 05.12.1996 г. «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи»;

Постановление Правительства РФ от 30.03.1993 г. «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» (с изменениями от 21 марта 1996 года); Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел»; Постановление Правительства РФ от 24.06.1998 г. «О социальной защите населения при пересмотре цен на природный газ»; Постановление Правительства РФ от 20.03.1991г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР»(с изменениями на 4 сентября 1995 года); Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»;

Указ Президента РФ от 28.12.1992 г. «О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей»;

3. Право социального обеспечения, его принципы

Важное теоретическое и практическое значение имеет определение понятия права социального обеспечения, которое необходимо разграничить от таких понятий, как «социальная защита населения», «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное обслуживание» и др., входящих в систему социального права.

Социальное обеспечение можно определить как совокупность отдельных правовых актов, мероприятий и учреждений, целевое назначение которых направлено на поддержание устойчивости имущественного положения определенных слоев населения и его социальную защиту от возможных негативных последствий в условиях перехода к рыночным отношениям, то есть от последствий социального риска.

Сущность социального обеспечения наиболее значимо и отчетливо проявляется в его функциях: экономической (комплексно-распределительной), политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения состоит в полном или частичном замещении заработной платы для лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении, путем оказания им определенной денежной или натуральной помощи.

Социальное обеспечение осуществляется за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Вместе с тем наряду с централизованными широкое распространение также получили локальные формы социального обеспечения, когда в дополнение к общегосударственным материальным гарантиям социального обеспечения прибавляется финансирование со стороны субъектов РФ, отраслей народного хозяйства, отдельных предприятий (огранизаций, учреждений).

Политическая функция социального обеспечения призвана способствовать ослаблению социальной напряженности в обществе, связанной, как уже отмечалось, со значительными различиями в уровне жизни разных слоев населения, улучшению социального климата.

Демографическая функция предназначена стимулировать воспроизводство народонаселения, что жизненно необходимо для нормального развития и функционирования государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса как нетрудоспособных, так и другой категории социально-неадаптированных граждан.

Указанные функции реализуются государством через социальное право, включая право социального обеспечения.

В комплексе общественных отношений социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и предусматривает целую систему социальной защиты населения.

Система социальной защиты населения является общефедеральной системой более высокого порядка и как бы включает в себя в качестве составной части систему социального обеспечения. Она предусматривает меры не только социальной поддержки лиц, оказавшихся по независящим от них причинам в трудном материальном положении, но также меры по смягчению негативных результатов экономической реформы (путем индексации доходов населения, установления социальных стандартов по оплате и охране труда и др.), по охране окружающей среды и т.д.

Система социальной защиты населения, созданная в России, включает меры, направленные на установление минимального уровня оплаты труда, пенсий и стипендий, введение государственной системы федеральный пособий на детей, поддержку многодетных семей, индексацию денежных сбережений граждан, дифференциацию в уровне оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы, установление социально справедливого налогообложения (или освобождения от налогов), образование федеральных и региональных фондов социальной поддержки населения, а также меры по преодолению (сдерживанию) безработицы и созданию условий для самозащиты семьи и каждой личности, способной эффективно трудиться, по обеспечению действенной поддержки категорий населения с ограниченными возможностями (инвалиды) и др., развитию системы профессиональной подготовки, переподготовки специалистов и повышению квалификации, созданию социальных служб и т.п.

В систему социальной защиты населения входит и его социальная поддержка, представляющая собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам трудоспособных граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения, правозащиты и введения иных льгот.

Отличительными признаками социальной поддержки наряду с ориентацией, в первую очередь, на самодеятельное население, является ее временный или частичный характер, активное участие самого нуждающегося в решении тех или иных задач, элементы самоподдержки, возможное использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств.

Социальная помощь — система государственных мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Основные виды социальной помощи: адресность; гарантированность; дифференцированный подход при определении нуждающихся граждан, размера и вида помощи; комплексность; социальное реагирование — пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни; самостоятельность территориальных органов в определении форм и уровней социальной помощи, а также категорий граждан, нуждающихся в этой помощи.

Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных видов материальной помощи и социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях лицами престарелого возраста, инвалидам, а также малообеспеченным семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на удовлетворение основных жизненных потребностей людей пожилого возраста и инвалидов, создание адекватных условий жизнедеятельности, на социальную адаптацию и поддержание активного социального функционирования.

Право социального обеспечения в настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль права РФ, выросшую из норм трудового, административного, финансового права.

Под правом социального обеспечения понимается совокупность правовых норм регулирующих комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке в пределах государственных стандартов, а также тесно связанные с ними отношения процедурного и процессуального характера.

Вопрос о предмете права социального обеспечения как отрасли права может быть конкретизирован при рассмотрении пенсионных отношений, а также отношений по каждому виду пособий и оказанию различных социальных услуг.

Система отрасли права социального обеспечения подразделяется на Общую и Особенную части.

К Общей части права социального обеспечения относятся нормы, закрепляющие основные права граждан в области социального обеспечения и устанавливающие его виды, а также выражающие принципы и задачи правового регулирования. Кроме того, в ней определен перечень оснований для предоставления социального обеспечения, установлено разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения. В то же время отметим, что Общая часть права социального обеспечения не кодифицирована и все еще находиться в стадии формирования. К сожалению, на сегодняшний день пока еще нет единого, консолидированного нормативного акта типа Основ Законодательства или Кодекса в области социального обеспечения.

Особенную часть отрасли права социального обеспечения представляет совокупность комплексных правовых институтов, нормы которых определяют условия предоставления отдельных видов обеспечения, то есть имеют относительно самостоятельный объект регулирования. К числу таких институтов в качестве примера можно отнести следующие: институты трудового стажа и пенсионного обеспечения; институты обеспечения пособиями и компенсационными выплатами; медицинской помощи и лечения; социального обслуживания. Кроме того, в систему Особенной части входят институты, нормы которых предназначены для регулирования процедурных и процессуальных отношений в сфере социального обеспечения.

Существенную роль для перспективы развития данной отрасли права играют его принципы.

Принципы права социального обеспечения представляют собою руководящие начала, определяющие внутреннее единство данной системы и основные направления ее дальнейшего развития.

К сложившимся устойчивым принципам правового регулирования, характерным для права социального обеспечения в целом, относятся следующие: 1) справедливость (гарантированное оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства) и всеобщность социального обеспечения; 2) дифференциация видов, условий и уровней социального обеспечения в зависимости о продолжительности трудового вклада и условий труда (вредные, тяжелые и др.), уровня средней заработной платы стране, причин нетрудоспособности и нуждаемости и других социально значимых обстоятельств; 3) финансирование социального обеспечения за счет государственного бюджета и обязательных страховых взносов; 4) универсальность и комплексность социального обеспечения, то есть гарантированность при наступлении различных социально значимых обстоятельств, предусмотренных законом, и возможность получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот); 5) установление уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.

Получили широкое распространение следующие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения: 1) адресность; 2) доступность; 3) добровольность; 4) гуманность; 5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудовой жизненной ситуации; 6) конфиденциальность; 7) профилактическая направленность.

Указанные принципы нацелены на то, чтобы социальное обслуживание населения соответствовало государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Однако здесь необходимо хорошо понимать, что право социального обеспечения в складывающихся социально экономических условиях является подотраслью социального права как правового механизма в реализации социальной политики государства.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовой аспект системы социальных норм

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные нормы.

  • • действуют в сфере общественных отношений и регулируют отношения между индивидами, их коллективами и другими общностями;
  • • являются правилами поведения, т.е. образцами, моделями поведения, определяющими социальную практику людей;
  • • носят общий характер (являются общими правилами поведения), рассчитаны на применение во множестве случаев;
  • • носят сознательно-волевой характер, предполагают осознанное поведение индивидов, при котором они четко представляют себе границы возможного и должного поведения. Социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей, отражают их коллективное волеизъявление;
  • • обладают в определенной степени императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связаны с какими-либо мерами воздействия на нарушителей. Степень обязательности разных видов норм различна. Так, максимальной обязательностью обладают юридические нормы, а обязательность нормативных систем, выраженных модой, эстетическими нормами, весьма относительна;
  • • объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержание понятия нормы помимо нормированности поведения входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, социально приемлемое состояние общественных отношений.

Как и любое явление, социальная норма имеет не только содержание, но и определенную форму. Каждый вид социальных норм отличается от других не только содержанием, но и внешней формой выражения (нормы могут существовать в форме обычаев, правовых предписаний и т.д.).

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направления в различных жизненных ситуациях.

Это интересно:  Семейный капитал кредитный потребительский кооператив мошенники

По содержанию выделяют различные виды социальных норм. Традиционно различают:

политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте художественных образов и человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, осуществление религиозных обрядов и т.п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социально-автономные нормы — это правила поведения, основанные на внутренних убеждениях личности (например, моральные нормы).

Социально-гетерономные нормы — правила поведения, внешние по отношению к личности человека, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

С точки зрения юридической науки социальные нормы классифицируются в зависимости от способа их формирования и способа обеспечения. По этому основанию социальные нормы подразделяются на две группы: правовые и иные социальные нормы.

Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государственной властью и обеспечиваются силой государственного принуждения.

Иные социальные нормы формируются другими социальными институтами и обеспечиваются негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

  • 1) обычаи — исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. По способу формирования обычаи складываются постепенно, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме того, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения;
  • 2) нормы морали (нравственности) — общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и подобных категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения. По способу формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. По способу обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого, нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм;
  • 3) корпоративные нормы — правила поведения, устанавливаемые тем или иным объединением граждан, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы различных общественных объединений, клубов по интересам. С точки зрения способов формирования и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, устанавливаются этими объединениями самостоятельно с целью упорядочить взаимоотношения своих членов в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные в нем нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов объединения;
  • 4) религиозные нормы — правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, проведения церковных служб.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман.

Право занимает особое место в системе социальных норм, его отличают следующие признаки:

связь права с государством — от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение правовых норм;

общеобязательность правовых норм — никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно ниже;

формальная определенность — нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все положения правовых норм закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм;

системность права — нормы права регулируют поведение комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право — единственная нормативная система, направленная на преодоление противоречивости отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется их единством, различием и взаимодействием.

Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы — все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм в полной мере относятся к нормам права. Все эти нормы являются социальными регуляторами и выполняют сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни конкретного общества. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различия социальных норм многоплановый Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм:

по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать те же сферы, что и правовые нормы, а также отношения, безразличные с точки зрения права. В то же время правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, не затронутых этими регуляторами.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно- территориальной единицы.

Взаимодействие права и иных социальных норм обусловлено прежде всего различиями между ними и, кроме того, зависит от содержания норм.

Взаимодействие права и других норм — обоюдный процесс. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм:

влияние права на иные социальные нормы.

  • • нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм,
  • • нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы,
  • • нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства;

влияние на право иных социальных норм:

  • • некоторые социальные нормы могут поддерживать право,
  • • некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права,
  • • некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства, как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т.п., могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.

Особую сложность представляет вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами. При противоречии между нормами права и иными социальными нормами приоритетным действием всегда обладают нормы права. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограниченны и не все социальные нормы можно вытеснить с помощью правовых норм.

Неприятие юридических нововведений ведет к уклонению от соблюдения предписаний правовых норм. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан. В противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами — все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а следовательно, неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.

Нормативно- правовое регулирование предстоящей профессиональной деятельности — реферат

Трудовое право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики между участниками трудовых правоотношений в рамках общественной кооперации труда.

Трудовое право регулирует такие общественные отношения, которые возникают в связи с применением профессиональных знаний, способностей, умений и навыков физических лиц в процессе функционирования хозяйствующих субъектов, действующих в соответствии с законодательством и на основании своих учредительных документов.

В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации основными целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

М.В. Карасёва, например, отмечает, что «финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы».

Тема «Нормативно- правовое регулирование предстоящей профессиональной деятельности» актуальна, так как профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. Поэтому при подходе к предстоящей деятельности надо знать аспекты трудового и финансового права.

В настоящее время сложилась система трудового и финансового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.

ГЛАВА 1: Трудовое право.

1.1. Принципы и источники трудового права

Принципы трудового права – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В статье 2 Трудового кодекса РФ закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

• свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

• запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

• защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

• обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничения рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

• равенство прав и возможностей работников;

• обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

• обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

• обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

• обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

• сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

• социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

• обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

• установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

• обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

• обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

• обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственно трудовых, входят отношения, тесно связанные с ними, которые предшествуют, сопутствуют либо вытекают из них.

К таким отношениям относятся организационно-управленческие отношения, позволяющие гражданам участвовать в создании и управлении хозяйствующими субъектами.

Если предмет трудового права отвечает на вопрос что, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется это регулирование.

Метод трудового права как комплекс способов правового регулирования труда проявляется через нормы права и имеет свои особенности.

Система трудового права есть совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое, включающее в себя отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также иные устойчивые общности норм, имеющие структурную определенность (подинституты).

Нормы Общей части трудового права регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников. Они устанавливают предмет трудового права, субъективный состав участников регулируемых общественных отношений (в том числе коллективных представителей интересов работников и работодателей), их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования, устанавливают параметры действия норм трудового права во времени, в пространстве и по кругу лицу. Нормы Общей части устанавливают компетенции сторон социального партнерства, определяют границы их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, закрепляют процедурные вопросы согласования, подписания и изменения коллективно-договорных актов в сфере социального партнерства.

Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементов, группируя их в институты и подинституты. В Особенной части нашли свое закрепления нормы, регулирующие положения отдельных участников трудовых правоотношений с учетом их возраста, наличия у них обязанностей по воспитанию детей, региональной и отраслевой принадлежности.

Источники трудового права – это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и другие акты, регулирующие трудовые и производные от них иные отношения в сфере применения труда. К источникам трудового права также относятся и акты локального нормо-творчества. Нормативные акты о труде разрабатываются и принимаются государственными органами различного уровня и компетенции.

Основным источником трудового права является Конституция Российской Федерации, так как:

• ее нормы обладают верховенством над любыми другими источниками отечественного законодательства и имеют силу прямого действия;

• в ней содержатся основополагающие принципы трудового права, на основании которых происходит создание, изменение и развитие всего комплекса норм трудового законодательства.

Это интересно:  Поиск сведений о людях

Отраслевое трудовое законодательство формируется из федеральных законов, среди которых актом большей юридической силы обладает Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, призванные регулировать отдельные вопросы трудовых правоотношений и непосредственно связанных с ними правоотношений.

Указы Президента Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений различают на персонифицированные и нормативные. Персонифицированные указы касаются решения кадровых вопросов в отношении должностных лиц, назначаемых Президентом РФ. Указы Президента нормативного содержания касаются значительного круга людей и принимаются во исполнение Конституции РФ и федеральных законов.

Нормативные акты Правительства и отраслевых министерств призваны развивать и конкретизировать действующие законы. Они не должны ухудшать положение граждан по сравнению с теми правовыми стандартами, которые уже приняты в государстве и обладают большей юридической силой.

В связи с тем что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

1.2. Трудовой договор.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым

• предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;

• обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;

• своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату;

• лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;

• соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Понятие трудового договора раскрывается в трех смыслах:

• как институт трудового права;

• как договоренность о заключении трудового договора (трудовой договор как действие);

• как документ, фиксирующий условия этой договоренности (трудовой договор как правовой акт двустороннего волеизъявления).

Трудовой договор – основной институт трудового права, содержащий комплекс правовых норм, предназначенный для эффективного регулирования индивидуальных трудовых отношений.

Статья 16 Трудового кодекса РФ определила следующие основания возникновения трудовых отношений:

• избрания (выборов) на должность;

• избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

• назначения на должность или утверждения в должности;

• направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

• судебного решения о заключении трудового договора;

• фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Под содержанием трудового договора понимается совокупность его условий. В зависимости от порядка их установления различают два вида условий трудового договора:

• устанавливаемые соглашением сторон (оговариваются при обсуждении условий договора и могут изменяться);

• установленные законодательством и локальными актами (доводятся до сведения вступающего в трудовые отношения и, как правило, не могут быть изменены, и уж тем более ухудшены).

Необходимым условием трудового договора является его персонификация, то есть непременное указание на фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор. Это условие подчеркивает индивидуальный характер трудового договора.

Испытательный срок может быть установлен только при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. На испытуемого работника полностью распространяется законодательство о труде, следовательно, ему не может быть установлен более длительный рабочий день, заработная плата не может быть выплачена менее чем установленный в штатном расписании оклад, при наличии достаточных оснований нарушитель трудовой дисциплины может быть уволен по виновным обстоятельствам, а не в связи с неудовлетворительными результатами испытаний.

Запись в трудовую книжку об установлении испытательного срока не заносится.

Трудовые договоры могут заключаться:

• на неопределенный срок;

• на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

После подписания договора сторонами, работодатель обязан в трехдневный срок издать приказ о приеме гражданина на работу, в котором фиксируются четыре обязательных условия трудового договора (место работы, трудовая функция, дата начала работы, размер оплаты труда).

Прекращение трудового договора. В соответствии со статьей 77 Трудового кодекса РФ основаниями прекращения трудового договора являются:

• истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

• расторжение трудового договора по инициативе работника;

• расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

• перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность); и др.

1.3. Трудовые правоотношения.

Трудовое правоотношение – это добровольная юридическая связь работника с работодателем по поводу применения его знаний, умений, способностей и навыков в процессе труда. Работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию и подчиняться действующему в данной организации внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется предоставить обусловленную договором работу, оплачивать его труд и создавать необходимые условия в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором и трудовым договором.

В отличие от гражданских правоотношений, которые могут возникать из всех юридических фактов (событий, правомерных и неправомерных действий), трудовые правоотношения возникают только из правомерного волеизъявления, юридического акта, направленного на установление трудового правоотношения, то есть из трудового договора.

Сторонами и субъектами трудового правоотношения являются работник и работодатель. Кроме сторон субъектами трудовых правоотношений признаются профессиональные союзы, иные представительные органы работников, представительные органы работодателей, в том числе руководители организаций.

Субъекты трудового права – это участники общественных отношений, наделенные законодательством и конкретизированными договорами определенными правами и обязанностями в процессе исполнения возложенных на них функций и нормативных предписаний.

Права и обязанности участников трудовых отношений закреплены в статьях 21, 22 Трудового кодекса РФ.

Трудовые отношения – это волевые общественные отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы к средствам производства. Эти отношения возникают там и тогда, где и когда работник включается в штат сотрудников организации для личного выполнения определенной договором трудовой функции за плату, подчиняясь установленному в организации трудовому распорядку.

Специфическими признаками трудовых правоотношений являются следующие:

• зачисление гражданина в штат работников организации;

• личное исполнение своих трудовых обязанностей;

• исполнение полномочий в рамках определенной трудовой функции 1 ;

• подчинение установленному в организации трудовому режиму (правилам внутреннего трудового распорядка, графикам сменности, инструкциям по технике безопасности, приказам руководителей и др.);

• возмездность трудовых отношений, то есть безусловная обязанность работодателя оплатить труд работника.

Характерными чертами трудовых отношений является то, что они всегда:

1.4. Рабочее время и время отдыха.

Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ст. 91 Трудового кодекса РФ).

Правовое регулирование рабочего времени состоит в нормировании его продолжительности и определении конкретного режима, в регламентации целевого назначения, учета и использования, в установлении прав и обязанностей работников, а также работодателя по поводу рабочего времени, в закреплении гарантий (стимулов, ответственности), обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей.

Юридической базой законодательства о рабочем времени служит статья 37 Конституции РФ, согласно которой работнику, работающему по трудовому договору, гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом.

Рабочее время (как и время отдыха) регулируют как общие, так и специальные правовые нормы. Одни распространяются на всех работников, другие (особые, специальные), дополняя общие нормы, предназначены учитывать специфику организации труда и производства некоторых категорий работников, виды трудовой деятельности, возраста, пола и т. д.

Таким образом, установленное рабочее время можно определить как часть календарного годового, полугодового, квартального времени (конкретные дни недели и часы суток), в течение которого работники обязаны, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку данного предприятия, выполнять на определенном месте обусловленную трудовым договором работу.

Законодательство предусматривает два режима организации рабочей недели:

• пятидневной с двумя выходными днем;

• шестидневной с одним выходным днем.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 Трудового кодекса РФ). Видами времени отдыха являются:

• перерывы в течение рабочего дня (смены);

• ежедневный (междусменный) отдых;

• выходные дни (ежедневный непрерывный отдых);

• нерабочие праздничные дни;

1 Трудовая функция – это работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности (ст. 15 Трудового кодекса РФ).

Перерывы в течение рабочего дня устанавливаются локальными нормативными актами организации. Перерыв для отдыха и питания (его называют обеденным) предоставляется, как правило, через 4 часа работы. Его продолжительность определяется локальными актами, но не менее 30 минут и не более 2 часов. Этот перерыв в рабочее время не включается и не оплачивается. Работник может проводить это время по своему усмотрению, в том числе покидать рабочее место.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Как правило, законодательство запрещает привлекать работников на работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Статьей 113 Трудового кодекса РФ определены исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни при условии наличия их письменного согласия и только в нижеперечисленных случаях:

• для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;

• для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;

• для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

Отпуск – это предоставляемая в соответствии с Конституцией РФ форма реализации права на отдых. Во время отпуска за работником сохраняется место работы, а сам период отпуска оплачивается в размере среднемесячного заработка (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Продолжительность отпуска зависит от ряда обстоятельств и особенностей производственного процесса. Минимальная продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней. Эта величина не может быть уменьшена ни при каких обстоятельствах. Закон гарантирует право каждого работника на ежегодный отпуск.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

В статье 122 Трудового кодекса РФ закреплена обязанность работодателя предоставить оплачиваемый отпуск по заявлению работника:

• женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

• работникам в возрасте до восемнадцати лет;

• работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев; • в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.

Графики отпусков составляются и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до нового календарного года. Исполнение графиков ежегодных отпусков является обязанностью как для работника, так и для работодателя (ч. 2 ст. 123 Трудового кодекса РФ).

Работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до начала отпуска. Перед уходом в отпуск он должен быть ознакомлен с приказом об отпуске под расписку и ему должны быть выданы отпускные. В приказе должен быть зафиксирован весь расчет отпускных, количество дней отпуска и даты начала и окончания отпуска.

В соответствии со статьей 124 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях:

• временной нетрудоспособности работника;

• исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом преду-смотрено освобождение от работы;

• в других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.

По взаимной договоренности сторон отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей не должна быть менее 14 календарных дней.

Законодательством установлены различные основания для предоставления работникам дополнительных отпусков. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах:

• с вредными и (или) опасными условиями труда;

• работникам, имеющим особый характер работы;

• работникам с ненормированным рабочим днем;

• работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

• в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

1.5. Заработная плата.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129 Трудового кодекса РФ). Размер заработной платы зависит от принятых в установленном порядке систем оплаты труда. Системы оплаты и стимулирования труда различных категорий работников устанавливаются

работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии же нарушений закона работник имеет право на самозащиту в любых законных формах ее проявления.

Трудовой кодекс РФ содержит в себе ряд статей, направленных на гарантированную защиту интересов работника при реализации его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойную человека жизнь для него и членов его семьи и не ниже установленного в государстве минимального размера оплаты труда. Это обусловлено не только заботой законодателя о нуждах своих работающих граждан, но и наличием объективных государственных интересов в части создания благоприятных социально-экономических условий развития экономики, снижения уровня социальной напряженности в обществе, создании системы надежных источников получения доходов через налогообложение организаций и частных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Трудовой кодекс РФ содержит в себе ряд статей, направленных на гарантированную защиту интересов работника при реализации его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойную человека жизнь для него и членов его семьи и не ниже установленного в государстве минимального размера оплаты труда. Это обусловлено не только заботой законодателя о нуждах своих работающих граждан, но и наличием объективных государственных интересов в части создания благоприятных социально-экономических условий развития экономики, снижения уровня социальной напряженности в обществе, создании системы надежных источников получения доходов через налогообложение организаций и частных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

1.6. Охрана труда.

Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное статьей 37 Конституции РФ.

Это интересно:  Разрешение на продажу квартиры от супруга

Развитие технологий, увеличение производственной активности в связи с введением более совершенных станков и оборудования, использование информационных технологий ускоряют технических прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности работников производственной сферы.

В соответствии с положением «О федеральной инспекции труда» 2 Федеральная инспекция труда осуществляет:

• государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

• определение главных направлений и организационно-методическое руководство деятельности государственных инспекций труда, их правовое и материальное обеспечение;

• анализ состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваемости, разработку предложений по их профилактике и т. д.

К системе государственного контроля и надзора за охраной труда тесно примыкает общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Их деятельность предусмотрена статьей 22 федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и статьей 20 федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (ред. от 8 декабря 2003 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В случае воспрепятствования работе общественных инспекций по охране труда такие должностные лица привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя – физического лица.

2 Постановление Правительства РФ от 28.01.2000 № 78 (ред. от 08.01.2003) «О федеральной инспекции труда» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2000. № 6. Ст. 760.

К указанным лицам относятся:

• работники, выполняющие работу по трудовому договору;

• студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;

• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

• другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней. Законодательством предусмотрены также и другие сроки расследования несчастных случаев при определенных обстоятельствах.

Глава 2: Финансовое право.

2.1. Предмет и особенности финансового права.

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств.

В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.).

Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.

В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти—подчинения» (более правильно — общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц).

Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.

Так, отношения по лицензированию той же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывано связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют.

Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом.

Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

Особенности финансового права:

· императивность финансово-правового воздействия на общественные отношения;

· неравенство субъектов финансового права;

· сочетание властного и согласовательного характеров;

· конформизм (субъекты вступают в финансовые правоотношения в силу властных предписаний);

· обособленность имущества субъектов;

· восстановительный характер финансовой ответственности;

2.2. Субъекты финансовых правоотношений.

Важнейшим элементом финансового правоотношения являются его субъекты. Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.
В большинстве случаев субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Главным образом это имеет место тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами финансового права, при вступлении в конкретное финансовое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект Российской Федерации. К примеру, как уже отмечалось, Российская Федерация в целом, являясь субъектом финансового права, выступает в отношениях по поводу государственного кредита в лице Правительства РФ.

Выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. Около 50 процентов неудовлетворенности жизнью связано с профессиональной деятельностью человека. Отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в период подготовки к ней в процессе обучения и самой деятельности — важная социальная и психологическая характеристика личности.

Трудовое и финансовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.

В современный период трудовое право развивается на основе принципов правового регулирования труда, закрепленных в Трудовом кодексе РФ, а также охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации.

Нормам и принципам трудового права отведена важная миссия — быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в Конституции РФ социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участник трудового процесса. Трудовому законодательству принадлежит первостепенная роль в обеспечении прав работников, оно конкретизирует и дополняет конституционные права в сфере труда, определяет условия их использования, охраны и восстановления в случае нарушения. Если мы признаем в государственной политике приоритет прав человека, то надо учиться прививать это и в сознании людей. Именно знания должны помочь защитить нарушенное законное право работника и убедить его в том, что закон способен и защищать, и воспитывать, и регулировать общественные отношения.

1. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия «Учебники для вузов»).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2003.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2001.

4. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2003.

5. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. — М., 2002.

6. Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. — М.: ООО «ТК Велби», 2003.

7. Трудовое право России: Учебник для вузов/Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. — М., 1998.

8. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химчива. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юристъ, 2002.

9. Финансовое право: учеб. Под ред. О.Н. Горбуновой, 2 изд. М.: Юристъ, 2000.

10. Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие / отв. Ред. Е.Ю. Грачёва. — 2е изд., перераб. И доп. — М.: ЬК Велби, изд-во Проспект, 2006.

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая характеристика трудового права

Из термина «трудовое право» уже понятно, что данная отрасль права связана с трудом. Право — это совокупность определенных правил поведения людей, норм; оно предписывает, что можно делать, а что запрещено, как человек должен поступить в той или иной ситуации. В связи с этим трудовое право регулирует не сам труд как таковой, а именно поведение людей и отношения между ними, складывающиеся в процессе трудовой деятельности.

Однако груд по характеру может быть разным: например, труд бухгалтера, бизнесмена, спортсмена, писателя; труд на своем садово-огородном участке; наконец, ученик, делающий уроки, тоже трудится. Не все отношения, складывающиеся в процессе указанных видов труда, регулируются трудовым правом. Например, бухгалтер должен приходить на работу к определенному времени, выполнять указания начальства, он имеет право на получение заработной платы и проч., т.е. данная деятельность регулируется определенными правилами поведения, нормами, а именно — трудовым правом. Работая же на своем садово-огородном участке, человек сам решает, сколько времени ему трудиться, каким образом это делать, и данный его труд никак не оплачивается, значит, трудовым правом данная деятельность не урегулирована.

Более того, некоторые отношения, связанные с трудом, регламентируются правилами поведения (нормами) не трудового права, а других отраслей права. Например, писатель при написании романа по заказу издательства подписывает авторский договор, который входит в сферу действия гражданского права; труд заключенных в исправительных учреждениях подпадает под сферу действия уголовноисполнительного права; административное право регулирует отношения, возникающие в связи с трудом военнослужащего, сотрудника ФСБ России или МВД России. Все эти виды труда не входят в сферу действия трудового права.

Как же понять, какие отношения по поводу труда регулируются трудовым правом, а какие — нет?

Прежде всего нормы трудового права регламентируют отношения, которые возникают между работником и работодателем при приеме на работу, когда между сторонами заключается трудовой договор, т.е. непосредственно трудовые отношения. Трудовые отношения являются центральными, основными отношениями трудового права.

Однако трудовое право также регулирует отношения, тесно связанные с трудовыми, которые вытекают из трудовых отношений или предвосхищают их, являясь служебными, факультативными по отношению к трудовым (в ТК РФ они перечислены в ст. 1). Эти отношения условно можно разделить на три группы:

  • 1) отношения, предшествующие трудовым. Эти отношения возникают до заключения трудового договора и прекращаются с его подписанием (например, отношения по трудоустройству граждан, по подготовке кадров (обучению работников) в конкретной организации);
  • 2) отношения, сопутствующие трудовым. Возникают эти отношения уже после подписания трудового договора и сосуществуют с трудовыми. В эту группу можно отнести отношения по:
    • — организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных

переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • — участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • — материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;

— обязательному социальному страхованию.

К сопутствующим отношениям можно отнести также и отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации, если обучение проводится уже во время работы у конкретного работодателя;

3) отношения, последующие трудовым. Традиционно к этой группе относят правоотношения по рассмотрению трудовых споров, однако следует отметить, что возможна такая ситуация, когда трудовой спор возникает наряду с трудовым отношением (например, работник подает в суд иск к работодателю с требованием выплатить задержанную зарплату, не намереваясь увольняться с работы). Более того, отношения по рассмотрению трудовых споров могут и предшествовать трудовым отношениям. Это происходит в том случае, если работодатель, проведя собеседование с претендентом на вакантную должность, отказывается брать его на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами потенциального работника (например, работодателя не устроили пол, национальность, семейное положение, политические или религиозные взгляды будущего работника либо отказ связан с иными дискриминационными признаками). В этом случае лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав (ст. 3 ТК РФ).

Определив круг отношений, урегулированных трудовым правом, мы можем сформулировать определение предмета трудового права — это трудовые отношения и отношения, тесно связанные с трудовыми (табл. 5.1).

Статья написана по материалам сайтов: bstudy.net, cinref.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector