+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование труда инвалидов

В большинстве стран установлены минимальная квота приема инвалидов на работу, правила о приспособлении машин и механизмов к особенностям работающих инвалидов; введен дополнительный контроль за увольнением инвалидов (согласование с государственными органами); запрещена дискриминация инвалидов при приеме на работу.

Особенно широкий круг льгот и удобств для инвалидов, разнообразные меры по охране их труда предусматривает Закон об инвалидах, принятый в 1990 г. в США. Он провозглашает полное равенство инвалидов с другими работниками во всех сферах трудовых отношений. Предусмотрено обязательное сооружение на производствах, где заняты инвалиды, специальных въездов, лифтов, дверей, подъемников, дорожек для преодоления инвалидами с колясками бордюров и подъемов, особых устройств для нормального доступа лиц с потерей слуха к телефонной связи и так далее.

В Трудовом кодексе Беларуси особенностям труда инвалидов посвящена отдельная глава (глава 21).

Новым явлением в трудовом праве стран Запада стало появление законодательства, норм коллективных договоров об установлении льгот по охране труда пожилых работников (лиц пенсионного возраста, особенно имеющих длительный трудовой стаж). Льготы эти весьма разнообразны: сокращение продолжительности рабочего времени при частичной компенсации потерь в заработной плате, перевод на более легкую работу, в частности освобождение от многосменной работы, дополнительные отпуска и так далее.

Правовое регулирование труда инвалидов

В данном случае основанием для дифференциации правового регулирования выступает факт ограниченной трудоспособности инвалидов. При этом цель, которая преследуется законодателем, — забота о здоровье инвалидов и создании им относительно равных условий для конкуренции на рынке труда с трудоспособными гражданами.

Инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами (ст.1 Закона от 11 ноября 1991 г. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»), Степень потери здоровья и группа инвалидности устанавливаются заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии.

К особенностям правового регулирования труда инвалидов относятся следующие:

¦ защита от дискриминации в трудовых отношениях (начиная от заключения трудового договора и заканчивая увольнением) по признаку инвалидности (ст.14, 283 ТК);

¦ обязанность нанимателей выделять или создавать новые рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, а также иных инвалидов — в соответствии с программами местных органов по трудоустройству (ст.285, 286 ТК, ст.24 Закона от 11 ноября 1991 г. № 1224-ХП «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»);

¦ запрещение предварительного испытания при приеме на работу;

¦ сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы (не более 35 часов в неделю);

ограничения в привлечении к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни, а также в направлении в служебные командировки.

Привлечение инвалидов к названным работам возможно только при наличии двух условий: с их согласия и если такая работа не запрещена индивидуальными программами реабилитации (ч.5 и 6 ст.287 ТК);

¦ право на основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

¦ дополнительные гарантии при сокращении численности или штата работников: а) предпочтение в оставлении на работе при равной производительности труда и квалификации; б) преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации для инвалидов, работающих в специализированных организациях, цехах, на участках, применяющих труд инвалидов (ч.2 и 3 ст.45, ч.8 и 9 ст.287 ТК);

¦ за инвалидами, работающими до ухода на пенсию у нанимателя, сохраняется наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями (ч.1 ст.288 ТК). [6, с.96]

Правовое регулирование труда инвалидов

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Факультет Право и гуманитарные науки

Кафедра «Гражданское право и правовое регулирование экономических отношений в промышленности»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности регулирования труда инвалидов

Выполнил: студент гр.

к.ю.н., доцент С.А. Соболев

Допустить к защите

«__» ____________ 2016 г.

Зав. кафедрой « ГПиПРЭОвП»,

_______________ З.З. Зинатуллин

Дата защиты «__» ____________ 2016 г.

Итоговая оценка ___________________

Подписи членов ГЭК

Ижевск

2016

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы изучения положения инвалидов в РФ…………5

§1.1. Правовое содержание понятия «инвалид». 5

§1.2. Основы обеспечения особой охраны труда. 14

Глава II. Особенности трудоправового статуса инвалидов. 20

§2.1. Трудоустройство инвалидов. 20

§2.2. Время труда, отдыха инвалидов и льготы. 36

Глава III. Пути совершенствования правового регулирования труда инвалидов………………………………………………………………………. …47

Заключение. 53

Список источников и литературы. 55

Введение

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Современный уровень развития экономических отношений обусловливает необходимость охраны труда работников в любых сферах деятельности. Сегодня в России началось широкомасштабное реформирование сферы охраны труда, которое в настоящее время вступило в активную фазу.

Особой категорией работников являются инвалиды, ведь к ним не могут быть применимы общие требования, рассчитанные на не имеющих серьезных нарушений здоровья и ограничений для занятий трудовой деятельностью граждан. Законодатель установил целый ряд социальных гарантий, направленных на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Сфера трудовых отношений не является исключением.

Работодателям необходимо изучать особенности приема на работу и правового регулирования трудоустройства людей с ограниченными возможностями, а также установленные государством меры поддержки для этой категории работников.

Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения особенностей правового регулирования труда инвалидов.

Целью работы является исследование правила особого правового регулирования труда инвалидов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-изучить сущность категории «инвалид»;

-рассмотреть общие основы обеспечения особой охраны труда;

— предложить пути совершенствования правового регулирования труда инвалидов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области охраны труда инвалидов — лиц с пониженной трудоспособностью.

Предметом изучения являются нормы конституционного, трудового и гражданского права в области охраны труда инвалидов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: формально-логический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.

Теоретической базой изучения в данной работе послужили учебные пособия авторов по данному вопросу, а также данные, опубликованные в научной литературе, законы и подзаконные акты.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения положения инвалидов в РФ

§1.1. Правовое содержание понятия «инвалид»

В настоящее время ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [1].

Так, согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года N 39-III ЗРК «О социальной защите инвалидов в РК» инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты[2].

Положениями Закона Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 г. N 675 «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, физическими или умственными дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость в его социальной защите[3].

[1] Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.ред. от 29.12.2015 г.

[3] Республика Таджикистан. Законы. Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 г. N 675 «О социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mehnat.tj/pdf_doc/44soczashite_invalidov.pdf (дата обращения: 13.04.2016).

Заключение

ܿܿВܿ ܿрܿеܿзܿуܿлܿьܿтܿаܿтܿеܿ ܿпܿрܿоܿвܿеܿдܿеܿнܿнܿоܿгܿоܿ ܿиܿсܿсܿлܿеܿдܿоܿвܿаܿнܿиܿяܿ ܿможно заключить следующее.ܿ ܿ ܿи ܿ

Инвалид — человек, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба умственных, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба сенсорных или психических отклонений. В РФ установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба выплата пенсии по инвалидности, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба ограничения в работоспособности и дееспособности.

Это интересно:  Оплата жкх ребенку инвалиду

Российское трудовое законодательство предусматривает облегченные условия труда и для лиц с пониженной трудоспособностью по состоянию здоровья (инвалидам). Так, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба работодателям рекомендуется применять труд инвалидов в форме посильного для них труда, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба надомного труда, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба особенно для тех, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба кто плохо ходит, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба а также использовать активнее их труд с неполным рабочим временем. Где возможно, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба организуются специальные цеха, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба участки и даже специализированные предприятия, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба например для слепых, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба глухих.

Признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба созданных в рамках квоты для трудоустройства, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба не связанным со специальными квалификационными требованиями. Только тогда обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Предоставляемые инвалиду льготы и особые условия труда работодатель должен зафиксировать в трудовом договоре. Однако если работнику-инвалиду после прохождения переосвидетельствования группа инвалидности установлена не будет, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба то в трудовой договор необходимо будет внести изменения, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба касающиеся установления ему нормальной продолжительности рабочего времени.

При заключении трудового договора с инвалидом нужно учесть все требования организации его будущего рабочего места, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба которое должно соответствовать программе реабилитации, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба в которой содержатся сведения о причинах и характере заболевания, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба рекомендации по организации труда и сведения о наличии каких-либо ограничений.

Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба характера выполняемых работ, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба группы инвалидности, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба уровня специализации рабочего места, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба механизации и автоматизации производственного процесса.

Возмещению подлежат затраты на приобретение, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба монтаж и установку специального оборудования, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба необходимого для дооснащения существующего или вновь созданного рабочего места, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению органа службы занятости.

В рамках данного мероприятия рекомендуется направлять к работодателям в целях трудоустройства на оснащенное специальное рабочее место инвалидов, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба имеющих инвалидность вследствие нарушения слуха, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба зрения, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба опорно-двигательной системы.

При этом в указанное мероприятие не рекомендуется включать организации, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба учрежденные общественными объединениями инвалидов.

Это интересно:  Правила оформления ценников 2019 закон

Установление условий труда инвалидов (оплата труда, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба режим рабочего времени и времени отдыха, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба которые ухудшают положение инвалидов по сравнению с другими работниками, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба не допускается ни в коллективных, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба ни в индивидуальных трудовых договорах.

В целом в регулировании особенностей труда инвалидов отсутствуют системный подход и какие-либо единые принципы. Отсутствуют экономические препятствия для того, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба чтобы использовать положительный опыт стран СНГ по регулированию труда инвалидов и внести соответствующие изменения в ТК РФ. Представляется, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба что необходимость обеспечения единообразия и системности правового регулирования труда инвалидов требует сведения всех правовых норм, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба касающихся данной темы, процесс положения непосредственно основанный на обеспечении требований, которые в свою очередь являются достижением, концепции которого определяются спецификой определенных рангов и функций, обеспечивающих результаты административной системы служба в отдельную главу.

Список источников и литературы

Совершенствование правового регулирования труда инвалидов

Жаворонков Роман Николаевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования труда инвалидов в Трудовом кодексе РФ. Анализируются положения Трудового кодекса РФ и ряда федеральных законов, касающиеся труда инвалидов. Рассматриваются положения, касающиеся защиты отдельных прав инвалидов в сфере труда в трудовых кодексах ряда стран СНГ. Делается вывод о том, что отсутствуют экономические препятствия для того, чтобы использовать положительный опыт стран СНГ по регулированию труда инвалидов и внести соответствующие изменения в ТК РФ.

Ключевые слова: инвалиды, труд инвалидов, Трудовой кодекс РФ, социальная защита инвалидов, трудовое законодательство стран СНГ.

Development of the people with disabilities labor legal regulation

Zhavoronkov Roman Nickolaevich, Ph.D. in law, leading researcher of the Moscow state university of psychology and education.

The article considers the development of the people with disabilities labor legal regulation at the Labor code of Russian Federation. It analyze the provisions of the Labor code and some federal laws concerning the people with disabilities labor. It also considers the provisions, concerning the protection of the some people with disabilities labor rights at some CIS Labor codes. There is a conclusion in the article that there are no economic obstacles for using the positive CIS experience and bringing appropriate changes in the Labor code of Russian Federation.

Key words: people with disabilities, people with disabilities labor, Labor code of RF, people with disabilities social protection, CIS labor legislation.

В России количество инвалидов ежегодно увеличивается на 8 — 9% . В настоящее время в нашей стране проживают более 13 млн. инвалидов, что превышает 10% населения . Из 4,4 млн. трудоспособных инвалидов официально трудоустроено 400 тыс. (10%), реально работают — не более 50 тыс. (1,1%) . Необходимо отметить, что в развитых зарубежных странах процент работающих инвалидов значительно выше (например, в США — 29%, в Великобритании — 40%, в Китае — 80%) .

См.: Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): Монография. Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2011. С. 5.
Российский статистический ежегодник. 2011 // http:// www.gks.ru/ bgd/regl/ b11_13/ IssWWW.exe/ Stg/d2/08-35.htm (дата обращения — 13 июня 2012 г.).
См.: Фурсов С.А. Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект: Автореф. дис. . канд. политолог. наук. М., 2011. С. 3.
См.: Белькова Н.М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2012. С. 4.

См.: Россия: на пути к равным возможностям. М.: Офис Постоянного координатора ООН в РФ, 2009. С. 42.
См.: Карасаева Л.А. Научное основание и совершенствование организационно-методических, правовых и медико-социальных основ системы профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2010. С. 19, 31.

Как указывает В.Н. Зязин, трудовая деятельность имеет для инвалидов двойственную социально-экономическую природу. Во-первых, она является базой для достижения инвалидами приемлемого уровня жизни, поскольку государственные выплаты не позволяют им полностью компенсировать свои потребности и активно участвовать в жизни общества. Во-вторых, это важный элемент интеграции инвалидов в общество, который позволяет преодолеть их сегрегацию. Благодаря трудоустройству инвалиды больше ощущают себя частью общества, а другие члены общества — осознают роль инвалидов .

См.: Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2011. С. 7 — 8.

На решение проблем трудоустройства инвалидов влияет политика государства в этой сфере, экономическая ситуация в стране, доступность для инвалидов качественного образования, эффективность работы государственных органов и организаций по трудоустройству инвалидов, отношение работодателей и общества в целом к инвалидам и другие факторы. При этом правовое регулирование труда данной категории населения играет одну из ключевых ролей в обеспечении занятости инвалидов и реализации их права на труд.

Принятый в 2001 г. Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) по сравнению с Кодексом законов о труде РФ (далее — КЗоТ РФ) в определенной степени изменил правовое регулирование особенностей труда инвалидов. Был отменен запрет устанавливать испытание при приеме на работу инвалидов Великой Отечественной войны, ранее предусмотренный ст. 21 КЗоТ. Также ТК РФ не содержит положения о том, что администрация обязана в случаях, предусмотренных законодательством, принимать инвалидов на работу в порядке трудоустройства. Ранее данная норма содержалась в ст. 157 КЗоТ РФ. На наш взгляд, несмотря на существование законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, наличие подобной нормы в ТК РФ повысило бы правовые гарантии их трудоустройства.

ТК РФ сохранил положение о том, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников отдается инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (ст. 179 ТК РФ). Также сохранена (в несколько видоизмененном виде) норма о том, что работодатель обязан устанавливать инвалидам условия труда (включая продолжительность ежедневной работы) в соответствии с медицинским заключением, которое содержится в индивидуальной программе реабилитации (ст. 94, 224 ТК РФ). ТК РФ, так же как и КЗоТ РФ, допускает только при согласии инвалидов и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья привлечение их к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ), к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ), а также к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). При этом были усилены гарантии соблюдения этих норм. Так, для привлечения к работе в ночное время и к сверхурочной работе требуется письменное согласие инвалида. Также с правом отказаться от работы в ночное время инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме, а с правом отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные дни — под роспись.

ТК РФ была введена новая норма о том, что работодатель обязан на основе письменного заявления инвалида предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Это интересно:  Форма внутренней службы мвд

Ряд норм трудового права, устанавливающих особенности труда инвалидов, содержатся в других нормативных актах. Например, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, а также для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 23). В том же Законе дается понятие специального рабочего места для трудоустройства инвалидов (ст. 22).

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны имеют право на обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Также инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию, независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка (пп. 11, 16, 17 п. 1 ст. 14).

СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.

Анализ законодательства показывает, что нормы, устанавливающие льготное регулирование труда инвалидов, разбросаны по статьям ТК РФ, относящимся к разным главам, а также содержатся в других нормативных актах, что затрудняет их применение. Существует дублирование одних и тех же норм в нескольких нормативных актах. Например, нормы о праве инвалидов на предоставление неоплачиваемого отпуска содержатся в ТК РФ и в Федеральном законе «О ветеранах». В целом в регулировании особенностей труда инвалидов отсутствуют системный подход и какие-либо единые принципы. Непонятно, например, почему с правом отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные дни инвалиды должны быть ознакомлены под роспись, а с правом отказаться от работы в ночное время они должны быть ознакомлены без удостоверения этого факта своей росписью? Почему инвалиды войны могут использовать ежегодный отпуск в удобное для них время, а инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы — нет?

На наш взгляд, решением многих проблем правового регулирования особенностей труда инвалидов является введение в ТК РФ специальной главы, посвященной этим вопросам. На необходимость это сделать указывается в научных работах . Подобная глава есть в ТК Белоруссии (гл. 21), ТК Казахстана (гл. 24), ТК Кыргызстана (гл. 25), ТК Туркменистана (гл. 4 разд. XIII). Ряд трудовых кодексов стран СНГ содержат специальную статью, посвященную инвалидам, — ТК Армении (ст. 259), ТК Таджикистана (ст. 152), КЗоТ Украины (ст. 172). Подобная статья ранее содержалась в КЗоТ РФ (ст. 157). В настоящее время разд. XII ТК РФ содержит 19 глав, регулирующих особенности труда различных категорий работников. В этом разделе нет ни главы, ни даже отдельной статьи, специально посвященной труду инвалидов. Представляется, что необходимость обеспечения единообразия и системности правового регулирования труда инвалидов требует сведения всех правовых норм, касающихся данной темы, в отдельную главу.

См., например: Лушников А.М. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2009. С. 10.
Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г.
Трудовой кодекс Республики Казахстан 2007 г.
Трудовой кодекс Кыргызской Республики 2004 г.
Трудовой кодекс Туркменистана 2009 г.
Трудовой кодекс Республики Армения 2004 г.
Трудовой кодекс Республики Таджикистан 1997 г.
Кодекс законов о труде Украины 1971 г.

Необходимо также обратить внимание на то, что трудовые кодексы ряда стран СНГ устанавливают более высокий по сравнению с ТК РФ уровень защиты отдельных прав инвалидов в сфере труда.

Согласно ст. 283 ТК Белоруссии и ст. 222 ТК Казахстана отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда. По сути, эта норма запрещает дискриминацию работника на основании инвалидности. В ст. 3 ТК РФ, касающейся запрещения дискриминации в сфере труда, инвалидность не названа среди оснований дискриминации. Только путем системного толкования можно прийти к выводу о том, что такое основание подразумевается под другими обстоятельствами, не связанными с деловыми качествами работника. Поэтому конкретизация норм, запрещающих дискриминацию в сфере труда на основании инвалидности, необходима.

Запрет устанавливать испытание при приеме на работу любых инвалидов содержится в ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Казахстана (ст. 36), ТК Кыргызстана (ст. 316), ТК Туркменистана (ст. 28), ТК Молдовы (ст. 62). Согласно ст. 26 КЗоТ Украины испытание не устанавливается при направлении инвалидов на работу в соответствии с рекомендацией медико-социальной экспертизы.

Трудовой кодекс Республики Молдова 2003 г.

Сокращенное рабочее время 30 часов в неделю без уменьшения оплаты труда устанавливают ТК Молдовы (ст. 96), ТК Таджикистана (ст. 152).

Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня инвалидам всех групп устанавливается ТК Азербайджана (ст. 119), инвалидам I и II группы — ТК Таджикистана (ст. 85). При этом ТК Азербайджана предусматривает предоставление инвалиду неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 1 месяца в год (ст. 130), ТК Таджикистана — до 2 месяцев в год (ст. 99). На наш взгляд, наиболее оптимальным подходом является увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска для инвалидов при одновременном сокращении времени неоплачиваемого отпуска. Это позволит сбалансированно учесть интересы и работодателя, и инвалида.

Трудовой кодекс Азербайджанской Республики 1999 г.
Продолжительность отпуска для инвалидов III группы — 35 календарных дней.

Право в первый год заключения трудового договора использовать ежегодный оплачиваемый отпуск ранее установленного для остальных работников срока всем инвалидам предоставлено ТК Азербайджана (ст. 131) и ТК Туркменистана (ст. 87), инвалидам I и II группы — ТК Узбекистана (ст. 143). В соответствии с ТК Туркменистана (ст. 87), ТК Узбекистана (ст. 144), ТК Кыргызстана (ст. 134) ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться инвалидам в летнее или другое удобное для них время.

Трудовой кодекс Республики Узбекистан 1995 г.

ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Кыргызстана (ст. 318) устанавливают преимущественное право при равной производительности труда и квалификации на оставление на работе при сокращении численности или штата работников-инвалидов независимо от группы и причины инвалидности. ТК Туркменистана предусматривает это право в отношении инвалидов детства (ст. 50).

Согласно ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Кыргызстана (ст. 317) направление инвалидов в командировку возможно только с их согласия. Также в соответствии с ТК Белоруссии (ст. 288), ТК Кыргызстана (ст. 319) инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у работодателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями.

На наш взгляд, нет никаких препятствий для использования положительного опыта стран СНГ по регулированию труда инвалидов и внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Разумное расширение трудовых льгот для инвалидов сделает труд для них более доступным и будет способствовать решению проблемы занятости инвалидов.

Библиографический список

  1. Белькова Н.М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2012.
  2. Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): Монография. Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2011.
  3. Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2011.
  4. Карасаева Л.А. Научное основание и совершенствование организационно-методических, правовых и медико-социальных основ системы профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2010.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, hochu-diplom.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector