+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Читайте также:

  1. I. Гипотеза (если) — часть правовой нормы, указывающая на жизненные об­стоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма (само правило поведения — диспозиция).
  2. II. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета финан­сово-правового регулирования.
  3. III. Санкция — часть правовой нормы, указывающая на последствия, наступа­ющие в результате нарушения диспозиции.
  4. III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
  5. IV. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.
  6. V3: Основные направления современной политической и правовой мысли.
  7. А если она это делает, пусть даже кокетничая, пусть даже в шутку, пусть даже по инерции или не придавая этому особого значения, то это уже повод задуматься.
  8. Аварийные режимы работы.
  9. Аварийные режимы электроустановок. Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.
  10. Автоматическое регулирование электрического режима
  11. Агроэкология. Агроэкосистема. Отличие агроэкосистем от природных экосистем.
  12. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.

ООПТ и объекты – это отдельная категория объектов окружающей среды, в экологическом праве им уделяется повышенное внимание, так как они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. ООПТ полностью или частично изымаются из хозяйственного использования и для них устанавливается особый режим охраны.

ООПТ являются общенациональным достоянием, их охрана регулируется прежде всего Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Согласно этому Закону, особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Выделяют семь категорий ООПТ:

— государственные заповедники (в том числе биосферные);

— государственные природные заказники;

— дендрологические парки и ботанические сады;

— лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение. По решению Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке установленном актами субъектов РФ могут выделяться дополнительные категории ООПТ, такие как зеленые, санитарные зоны, городские леса, городские парки, биостанции, микрозаповедники и др.

Основными российскими законодательными актами в сфере ООПТ являются: Конституция РФ, Закон «Об ООПТ», Земельный, Лесной, Водный кодексы, Закон «Об охране окружающей среды», Закон «О недрах» и т. д.

Выделение особого режима территорий получило в России название «заповедования» (от слова «заповедный», т.е. неприкосновенный, запретный), что означало установление ограничения или полного запрета их использования. Уже с XVI века в России по военным соображениям был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек (Запорожская Сечь), где строго запрещалась рубка леса. В XVII веке Московское правительство в целях сохранения соболей объявило заповедными целые районы Сибири, а Петр Первый запретил рубить леса вдоль лесосплавных рек.

Начиная с XIX века заповедное дело в России развивалось особенно активно, причем преимущественно заповедники устраивались на территории современной Украины (Аскания-Нова, заповедные участки Докучаева). В начале XX века появляются заповедные стационары на землях крупных помещиков, например, графа Панина и ряд охотничьих заповедников, в основном в Сибири, для охраны соболя. В царское время официально был оформлен только Баргузинский заповедник (1916 г.). В 1917 г. был создан Крымский заповедник, в местах бывшей императорской охоты. Известный русский ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский разработал проект сети заповедников России, напоминающих современные национальные парки. В советское время сеть заповедников бурно развивалась до 1940 г., но перед заповедниками кроме прежних научных задач были поставлены чисто практические – по акклиматизации животных и растений, организации туризма и пр. Серьезные потрясения с заповедным делом в нашей стране произошли в начале 50-х годов, в годы освоения целины. По решению Правительства после сокращения ряда заповедников их площадь уменьшилась во много раз и заповедному делу был нанесен большой удар. Из 47 заповедников общей площадью 11,7 млн гектаров были оставлены только 20, их общая площадь сократилась до 0,8 млн гектаров. Коренным образом были изменены сами принципы заповедного дела, переориентированного в интересах сельского, лесного и охотничьего хозяйства. После 1955 г. наступил период постепенного возрождения заповедного дела. Особенно стремительно сеть заповедников росла в 1976–1985 гг., когда было создано 15 заповедников с общей площадью более 12 млн гектаров. Резко возрастает в это время число республиканских и местных заповедников, возникают первые национальные парки – Сочинский и Лосиноостровский.

В последующие годы число заповедников и иных типов ООПТ также постепенно увеличивается, но после 1995 г. из-за кризиса экономики их организация прекратилась, а дальнейшее уменьшение государственного финансирования заставило руководство ООПТ искать нетрадиционные способы самообеспечения и выживания, обращаясь за помощью к международным экологическим организациям. Основное внимание в заповедной деятельности переключается на экологическое просвещение населения. Продолжается расширение сети национальных парков, выделяются участки Всемирного природного наследия, активизируется деятельность зарубежных природоохранных организаций, выдвигаются новые концепции развития сети ООПТ, их количество возрастает, но природоохранная роль снижается.

В правовом режиме заповедования выделяют три вида:

Режим абсолютного заповедования присущ заповедникам, памятникам природы, редким и исчезающим видам, занесенным в Красную книгу. Относительный режим действует в заказниках, а смешанный – в национальных и природных парках, ботанических садах и дендрологических парках, санаторно-курортных зонах.

Государственное управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды (в основном, учреждениями МПР).

Государственные заповедники – это научно-исследовательские, природохранные и эколого-просветительские учреждения, относящиеся к федеральной собственности, так как они являются объектами, составляющими основу национального богатства страны. Заповедники служат образцами естественной природной среды, типичных или редких ландшафтов, это места сохранения генетического фонда растительного и животного мира, поэтому они полностью изымаются из хозяйственного использования, на их территориях запрещена интродукция живых организмов в целях акклиматизации. Земля, воды и недра заповедников со всеми природными, историко-культурными и иными объектами полностью и безвозмездно предоставлены им в бессрочное пользование. Приватизация земельных участков и объектов недвижимости на территории заповедников запрещена. На прилегающих к заповеднику территориях создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки являются научно-исследовательскими, природохранными и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, их территории включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности и совмещают научно-исследовательскую деятельность с эколого-просветительской и ограниченным (регулируемым) туризмом. На землях национальных парков устанавливается дифференцированный (смешанный) режим заповедования с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на их землях могут быть выделены различные функциональные зоны – заповедная, познавательного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения и др. на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, противоречащая целям и задачам его создания. Вокруг национальных парков создается охраняемая зона с ограниченным режимом природопользования. В национальных парках особенно интенсивно ведется эколого-просветительская деятельность, здесь проводятся экскурсии, туристические маршруты, проходят практику студенты-экологи, выпускается печатная продукция. В национальных парках могут быть разрешены спортивная и любительская охота и рыболовство. Здесь также могут выделяться зоны традиционного природопользования (охота, рыболовство и пр.) на специальных участках в районах проживания коренного населения.

В отличие от национальных парков, природные парки являются природоохранными и рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование или на землях иных пользователей землей. В природных парках устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической или рекреационной ценности отдельных участков. В границах природных парков запрещена или ограничена любая деятельность, влекущая за собой снижение экологической, эстетической, культурной или рекреационной ценности их территорий.

Это интересно:  Замена полиса омс при смене фамилии

Государственными природными заказниками являются территории или акватории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов (отдельных видов живых организмов) и поддержания природного баланса. Объявление территории государственным заказником допускается как с изъятием у пользователей земли, так и без него. Заказники могут быть федерального и регионального значения или принадлежать субъектам РФ. Заказники могут иметь различный профиль, т.е. могут быть:

— биологическими (ботаническими и зоологическими);

— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

На территориях заказников постоянно или временно запрещена или ограничена любая деятельность, если она противоречит целям и задачам их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения, а также принадлежать субъектам РФ. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у соответствующих пользователей земли. Пользователи землей, на которой находятся памятники природы , принимают обязательства по обеспечению режима их охраны. На территориях памятников природы и в пределах их охранных зон запрещается любая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также научная, учебная и просветительская деятельность. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения, а также принадлежать субъектам РФ. На территориях этих парков и садов запрещена любая деятельность не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности растительных объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны:

— экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;

— научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяется в Положениях о них, утверждаемых тем органом, который принял решение об их образовании.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты – это территории, обладающие природными лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В их границах запрещается или ограничивается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Форму собственности оздоровительных местностей и курортов определяет ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.), согласно которой они могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. В целях сохранения природных факторов этих местностей и курортов на их территории организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемые природные территории, с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и местностей с прилегающими к ним участками от загрязнения и преждевременного истощения. В составе округов санитарной охраны выделяется до трех зон. В пределах первой зоны запрещено проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных технологий. В пределах второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

История международного природоохранного права начинается с подписания в Лондоне в 1900 г. Конвенции об охране дикой природы Африки. В настоящее время международных соглашений об охране природы насчитывается более десяти. Россия является участником четырех наиболее важных глобальных конвенций – «О водно-болотных угодьях…», «О сохранении биоразнообразия», «Об охране Всемирного культурного и природного наследия», «О международной торговле видами дикой фауны и флоры». Среди международных правовых актов для данной темы наибольший интерес представляет Конвенция об охране Всемирного наследия (1975 г.). основная цель этой конвенции – сохранить красивейшие места планеты для будущих поколений. В этой конвенции участвуют 158 государств, к 2000 г. Список объектов Всемирного наследия включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта из 118 стран мира. Среди наиболее известных – Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайи, вулканы Камчатки, озеро Байкал, гора Килиманджаро, Золотые горы Алтая.

Территория, претендующая на статус объекта Всемирного природного наследия, должна быть цельным природным объектом и соответствовать одному или нескольким критериям:

— быть выдающимся примером в этапах развития Земли;

— быть выдающимся примером экологических, биологических,

эволюционных процессов или процессов развития экосистем;

— являться природным феноменом или территорией исключи-

— содержать наиболее важные ареалы для исчезающих видов.

Первой российской территорией, получившей статус памятника Всемирного природного наследия в 1995 г. стали «Девственные леса Коми» (в составе Печоро-Илычского заповедника). Позднее к числу памятников отнесли вулканы Камчатки, озеро Байкал, горы Алтая (включая озеро Телецкое), Западный Кавказ. По многим уникальным природным объектам России ведется работа по сбору материалов и их представлению в Список. Статус объекта Всемирного природного наследия нередко помогает уберечь уникальные уголки российской природы, многие проекты их хозяйственного освоения были заморожены уже в период подготовительных работ по представлению территорий в Список. Статус объекта Всемирного природного наследия может стать не только щитом для их защиты, но и источником инвестиций. Например, на развитие национального парка Югыд-Ва, включающего памятник «Девственные леса Коми», Швейцария выделила несколько миллионов франков.

Другой важной международной экологической программой является программа ЮНЕСКО «Человек и Биосфера» (МАБ), координирующая создание международных биосферных резерватов (заповедников) с целью сохранения, исследования и мониторинга живой природы. Биосферный резерват – это территория наземных и прибрежных морских экосистем или сочетания таких экосистем, международно признанная в рамках программы ЮНЕСКО «МАБ». Биосферные резерваты имеются в 80 странах мира, их число достигает 340. В создании биосферных резерватов осуществляется основной принцип программы МАБ – взаимосвязь между сохранением биоразнообразия и потребностями развития местных сообществ. Для России резерваты являются новой категорией ООПТ. Их основным отличием является то, что они возникли как условие и средство для организации глобальной скоординированной сети ООПТ. Кроме охраны природы биосферные резерваты имеют задачу проведения мониторинга для оценки и прогноза состояния природы при различных формах её использования. В 1978 г. в России были организованы первые биосферные заповедники – Приокско-террасный, Кавказский, Сихотэ-Алинский, Центрально-Черноземный. Сейчас их число в нашей стране превышает 20.

Проект стратегии создания Всемирной сети биосферных резерватов, так называемая Севильская стратегия, рассматривался в 1995 г. в Севилье (Испания) на Международной конференции по биосферным резерватам.

Все виды ООПТ и особенности правового режима их использования учитываются при разработке территориальных комплексных схем природопользования и землеустройства.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ООПТ?

2. Приведите примеры ООПТ, назовите их особенности.

3. Назовите основные законодательные акты РФ в сфере ООПТ.

4. Назовите основные международные нормативно-правовые акты в сфере ООПТ.

Содержание

Это интересно:  Тех паспорт квартиры как получить в мфц

87. Понятие и виды правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Охрана животного мира и среды его обитания на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заказники

Дендрологические парки и ботанические сады

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Под особой охраной находятся природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения:

О статусе этих территорий

Географическом положении и границах

Режиме особой охраны этих территорий

Эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Земли особо охраняемых природных территорий – объекты общенационального достояния, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, могут включаться в состав земель особо охраняемых природных территорий.

На землях особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов.

Не допуск. в пределах земель особо охраняем. прир. территор. изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению

Запрещаются на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения:

предоставление садоводческих и дачных участков

строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, ЛЭП, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий

движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог

Включать в лицензии запрещается: заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

88. Правовой режим государственных природных заповедников и заказников.

Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности. Учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным правом природопользования.

На территории заповедника запрещается:

– деятельность, противоречащая его задачам и режиму;

– интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

– всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.

Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания биологического баланса. Учреждаются с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль. На территории государственных природных заказников запрещается деятельность, противоречащая целям заказников или наносящая вред охраняемым объектам.

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

12.1. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий
12.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

12.1. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий

Хотя на всей территории Российской Федерации установлен в основном единый, общий правовой режим природопользования и охраны окружающей среды, некоторые территории и объекты в силу их особой значимости имеют специальный режим.
Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» — неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Так, уже с XVI века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами. С целью защиты экономических интересов государства заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что становился хищническим популярный в то время соболиный промысел, и это привело к сокращению численности соболей. Соболиная охота в этих местах была запрещена. Петр 1 своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он же объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.), особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
По данным ведущих международных организаций, в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.
Общее число национальных парков приближалось к 2000, а биосферных заповедников — к 350.
Международная классификация включает 10 категорий особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ):
1. Природные научные резерваты строгого режима.
2. Национальные парки.
3. Памятники природы, примечательные природные объекты.
4. Резерваты природоохранного назначения, управляемые резерваты природы, убежища дикой природы.
5. Охраняемые ландшафты.
6. Ресурсосберегающие резерваты.
7. Антропологические резерваты (резерваты, охраняющие деятельность людей).
8. Ресурсосберегающие местности и территории многоцелевого использования.
9. Биосферные резерваты.
10. Местности мирового наследия (природного).
В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий:
— государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
— национальные парки;
— природные парки;
— государственные природные заказники;
— памятники природы;
— дендрологические парки и ботанические сады;
— лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Между международной и отечественной классификациями ООПТ имеется много общего, но, в целом, по мнению ряда авторов, первая многообразнее и полнее отвечает природоохранным, экологическим и рекреационным задачам.
Для режима природно-заповедного фонда характерно его деление на три вида: абсолютный, относительный, смешанный.
Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы.
Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.
Относительно заповедный режим построен на сочетании абсолютных запретов с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов, рекреацией. Этому признаку соответствует организация и деятельность государственных природных заказников.
Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных и природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципу абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используются режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования.

Это интересно:  Порядок установления содержания иностранной правовой нормы

Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий

1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях

1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий

2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников

2.2 Правовой режим национальных и природных парков

2.3 Правовой режим государственных природных заказников

2.4 Правовой режим памятников природы

2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов

2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Библиографический список литературы

Введение

Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Однако я считаю, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.

Объектом исследования является правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Предметом исследования выступают природоресурсные и экологические правоотношения.

Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть категории и виды особо охраняемых природных территорий.

2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых природных территориях.

3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Новизна работы заключается в том, что в юридической литературе недостаточно исследован правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список литературы.

1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий

1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных

территориях

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория[1] .

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемых природных территорий.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О животном мире”.

К правовым актам, регулирующим на федеральном уровне вопросы, связанные с особо охраняемых природных территорий, также относятся:

— федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;

— утвержденные постановлением Правительства РФ Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г.,

— утвержденное приказом Минприроды Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.

Во исполнение федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения[2] .

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве.

1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых

природных территорий

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.

Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты [3] .

Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.

Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» [4] . Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы[5] .

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и

объектов

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников

Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, uristinfo.net, mirznanii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector