+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим земель историко культурного назначения

Согласно п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли:

  1. объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Эти земли могут использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся зе­мельные участки, предназначенные для размещения недвижи­мых материальных историко-культурных ценностей и археоло­гических объектов. Главная цель выделения этого вида земель — сохранение историко-культурного наследия Республики Беларусь. Передвижение в пространстве недвижимых материальных историко-культурных ценностей связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной ут­рате ими отличительных ценных достоинств *. Перечень этих ценностей приведен в постановлении Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 578. К ним отнесены геодезическая дуга Струве, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», исторический центр г. Бреста и др.

В целях обеспечения охраны среды недвижимых материаль­ных ценностей вокруг них устанавливаются следующие зоны: охранная, регулируемой застройки, охраны природных окрест­ностей, охраны культурного слоя. В состав этих зон могут вхо­дить земли любой категории, если на них осуществляется дея­тельность, совместимая с режимом охраны историко-культур­ной ценности.

Археологические объекты — это материальные объекты или их комплексы, которые возникли в результате жизнедеятельно­сти человека от его появления до периода новой истории и выявлены с использованием специальных археологических ме­тодов. К ним относятся укрепленные древние поселения (горо­дища, города, замки) и неукрепленные древние поселения (сто­янки, селения), захоронения (курганные и грунтовые), культур­ный слой исторических мест населенных пунктов и др.

В целях охраны археологических объектов и прилегающей территории, а также рационального использования археологи­ческих объектов и положительного их восприятия устанавлива­ются зоны охраны археологических объектов. Археологическим объектам может быть придан статус материальной историко-культурной ценности.

5. Управление использованием и охрана земель природоохранного, оздоровительно­го, рекреационного и историко-культурного назначения

Правовой режим земель природоохранного, оздоровительно­го, рекреационного и историко-культурного назначения форми­руют:

во-первых, земельные участки, на которых непосредственно находятся вышеперечисленные объекты;

во-вторых, охранные зоны, которые могут устанавливаться вокруг некоторых объектов (заповедников, национальных пар­ков, заказников, курортов, недвижимых материальных истори­ко-культурных ценностей, археологических объектов). Охран­ные зоны не включаются в состав земель данной категории, но в отношении прав на расположенные в них земельные участки, могут устанавливаться ограничения (обременения). Для этой категории отсутствуют общие правила установления и назначе­ния охранных зон, так как в некоторых случаях законодатель­ство вообще не предусматривает возможности их создания.

Кроме того, следует выделить земли, которые в установлен­ном порядке зарезервированы для образования новых особо ох­раняемых природных территорий. Резервирование как средство предотвращения нарушения или утраты природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности предусмотрено Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.13). Земельные участки в границах зарезервиро­ванных территорий у землепользователей не изымаются и ис­пользуются по целевому назначению с соблюдением режима ох­раны и использования этих территорий, установленного реше­нием об их резервировании. В юридической литературе указы­вается, что эти земли нельзя приравнивать к охранным зонам, которые устанавливаются вокруг уже существующих объектов, для них должны быть установлены особые правила использова­ния и охраны из-за их особого статуса. Законодательство об охране и использовании земель не определяет особенности ис­пользования зарезервированных территорий. Целесообразно оп­ределить механизм резервирования и для других видов земель, входящих в эту категорию.

Это интересно:  Приказ 178 н минздрава

Ограничено изъятие и предоставление земельных участков из указанной категории земель для целей, не связанных с на­значением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды. Оно производится областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускается в слу­чаях, установленных Указом № 667 (пп. 1.4).

Среди субъектов землепользования можно выделить две ка­тегории лиц;

1)специализированные землепользователи, за которыми зак­реплены указанные объекты (государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками, наци­ональными парками, а в отношении заказников — государствен­ные природоохранные учреждения или государственный орган (иная государственная организация), санаторно-курортные и оз­доровительные организации, организации отдыха и туризма, вла­дельцы недвижимой материальной историко-культурной цен­ности, археологического объекта и др.);

2)иные землепользователи при условии соблюдения охран­ного режима.

Правовые формы использования земель данной категории ограничены землевладением и землепользованием. В частную собственность эти земли не передаются (ст. 13 Кодекса о земле). Однако этот вопрос сохраняет некоторую неясность, если при­нять во внимание состав этой категории. Кроме того, нецелесо­образно запрещать приобретение земельного участка в частную собственность, если объект находится в частной собственности, чтобы не создавать противоречий в правовом режиме. Напри­мер, историко-культурные недвижимые материальные ценности могут находиться в собственности любой формы (ст. 50 Закона «Об охране историко-культурного наследия»). Собственник ма­териальной ценности берет на себя обязанности по сохранению ценности, подписав составленное Министерством культуры Рес­публики Беларусь охранное обязательство, которое ограничива­ет свободное распоряжение этим объектом.

Порядок использования земель данной категории определя­ется специальным законодательством, которое недостаточно ре­гулирует эти правила.

Управление использованием и охраной земель этой катего­рии тесно связано с управлением организацией и функционированием соответствующих территорий. Поэтому важные функ­ции выполняют органы, чья деятельность связана с их органи­зацией и функционированием. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и др. Эти органы взаи­модействуют при выполнении своих задач с местными органами управления и самоуправления и Государственным комитетом по имуществу, которые обеспечивают непосредственное управле­ние землями данной категории.

Тема 5. Правовой режим земель лесного фонда

1. Понятие и состав земель лесного фонда

2. Особенности правового режима земель лесного фонда

3. Управление землями лесного фонда

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Понятие и содержание земель историко-культурного назначения. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

  • 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
  • 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  • 3) военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

К объектам культурного наследия относятся памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары); некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Значение объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Что касается земель военных и гражданских захоронений, то они не перечисляются в рассматриваемом Законе. Юридически идентифицировать земли гражданских и военных захоронений достаточно сложно. Применительно к рассматриваемым отношениям понятие «захоронение» используется в Федеральном законе от 25.10.2001 № 136-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [1] . В частности, в нем указано, что обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека рассматриваются как погребение. Соответственно захоронение и погребение понятия идентичные. Местами погребений являются — отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. При этом указано, что места погребения могут иметь культурно-историческое значение. Такое представление не вполне соответствует положениям ст. 99 ЗК РФ, так как в ней не содержится каких-либо исключений, т.е. все земли, на которых произведено захоронение, признаются историко-культурными.

Это интересно:  Разовые поручения за деньги

Основы режима охраны и использования земель историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В этом отношении они близки к землям ООПТ.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В частности, если правообладатель такого земельного участка не выполняет требований по сохранности объекта культурного наследия, земельный участков может быть изъят на основании решения суда.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Если объекты культурного наследия располагаются на землях населенных пунктов, то режим указанных зон определяется правилами землепользования и застройки. В этом случае на земли населенных пунктов будет распространяться правовой режим земель историко-культурного назначения.

За границами земель населенных пунктов, в пределах земель историко-культурного назначения вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. II. Выбор организационно-правовой формы предприятия.
  3. II. Радикальные течения западноевропейской политико-правовой мысли XIX в.
  4. VI. Требования к воздушно-тепловому режиму
  5. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
  6. XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям
  7. XV. Правовой режим использования и охраны вод
  8. XVIII. Правовой режим охраны атмосферного воздуха
  9. XXII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
  10. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  11. Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  12. Административная ответственность за земельные правонарушения

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов архео­логического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исто­рических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений. Основным видом земель историко-культурного назначения являют­ся земли объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции (памятников истории и культуры), в том числе объектов археоло­гического наследия.

Основным законодательным актом, все еще продолжающим регу­лировать отношения в сфере сохранения историко-культурного насле­дия, является Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и исполь­зовании памятников истории и культуры», Федеральный закон РФ 2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

В соответствии со статьей 5 указанного законодательного акта к памятникам истории и культуры относятся:

памятники истории: здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, а также развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жиз­нью выдающихся политических, государственных, военных деяте­лей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, за­хоронения погибших за свободу и независимость Родины;

памятники археологии: городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изобра­жения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

Это интересно:  Номера счетов бухгалтерского учета 2019

памятники градостроительства и архитектуры: архитектур­ные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварта­лы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения граж­данской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народ­ного зодчества, а также связанные с ними произведения монумен­тального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

памятники искусства: произведения монументального, изобра­зительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

документальные памятники: письменные, графические и иные документы;

иные объекты, представляющие историческую, научную, ху­дожественную или иную культурную ценность.

Исходя из содержания международных договоров Российской Фе­дерации и федеральных законов, землями достопримечательных мест являются земли определенных территорий.

Нельзя достопримечательные места путать с памятниками истории и культуры. Например, объекты археологического наследия могут быть как памятниками истории и культуры, так и археологическими досто­примечательными местами.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначе­нию деятельность не допускается.

Земли объектов историко-культурного назначения могут являться землями особо охраняемых природных территорий (Федеральный за­кон «Об особо охраняемых природных территориях) либо землями иных категорий земель, например, землями поселений (Градострои­тельный кодекс Российской Федерации и пункт 10 статьи 85 Земельно­го кодекса Российской Федерации).

Признание земель историко-культурного назначения одновременно землями иных видов особо охраняемых территории и землями иных категорий земель ставит вопрос о том, какое целевое назначение этих земель должно соблюдаться.

Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго по целевому назначению. Использования данных земель для других целей допустимо только в той мере, в какой это разрешается законодательством. Осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением земель историко-культурного назначения, не до­пускается.

Из правила о приоритете целевого назначения земель историко-культурного назначения вытекает правило о запрете изъятия земель целевого назначения. Данный запрет является одним из ограничений изъятия, о которых говорится в пункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

В зависимости от того, кто является собственником историко-культурных объектов, решается вопрос о федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на занимаемые этими объектами земли историко-культурного назначения.

Из законодательства не следует, что все земли историко-культурного назначения являются государственной собственностью. Некоторые из этих земель передавались и передаются в частную собст­венность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Россий­ской Федерации земельные участки историко-культурного назначения отнесенные к государственной и муниципальной собственности, огра­ничиваются в обороте. В отношении земельных участков историко-культурного назначения собственником которых выступает гражданин или юридическое лицо подобных ограничений не предусматривается.

Земельные участки, находящиеся на землях историко-культурного назначения у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Следует иметь в виду, что права на землю указанных граждан и юридических лиц, могли возникнуть как до, так и после отнесения соответствующих земель к землям историко-культурного назначения.

Нахождение земельного участка на землях историко-культурного назначения возлагает на его собственников, землепользователей, зем­левладельцев и арендаторов обязанность соблюдать режим этих земель особо охраняемых территорий.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том чис­ле объектов землях объектов культурного наследия народов, подлежа­щих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяй­ственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градострои­тельной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объ­ектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовмес­тимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, bstudy.net, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector