+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим земель транспорта

Земли железнодорожного транспорта – это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Земли автомобильного транспорта предоставляются для: размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений, а также автовокзалов и автостанций и др. Автомобильные дороги являются, как правило, государственной собственностью.

Полоса отвода автомобильных дорог устанавливается в зависимости от категории автомобильной дороги (I—IV), высоты насыпи и глубины выемки грунта при строительстве дороги, поперечного уклона местности, крутизны откоса земляного полотна.

К землям морского, внутреннего водного транспорта относятся земельные участки, предоставленные в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов. Береговая полоса – полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования шириной 20 м.

Земельные участки воздушного транспорта предоставляются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта (аэродромов, аэропортов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос).

Согласно нормам Воздушного кодекса РФ строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов, комплексов зданий, сооружений, коммуникаций, наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения и других объектов должны быть согласованы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, предоставленные для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для их эксплуатации.

Материалы о расположении и заглублении трубопроводов передаются органами местного самоуправления и наносятся на районные карты землепользований. Участки, где пролегают подземные трубопроводы, используются в соответствии с требованиями безопасности.

Правовой режим земель транспорта

Земли транспорта один из видов земель, включаемых состав земель промышленности и иного специального назначения, которые используются или предназначены для размещения объектов транспорта. В состав земель транспорта включаются земли: железнодорожного; автомобильного транспорта; занимаемые объектами морского, внутреннего водного транспорта; объектами воздушного транспорта; объектами трубопроводного и иных видов транспорта.

К землям железнодорожного транспорта относятся земельные участки, используемые для размещения железнодорожных путей, а также для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Особенности использования земель железнодорожного транспорта определяются установлением полос отвода и охранных зон железных дорог.

Определение земель железнодорожного транспорта содержится в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которым земли железнодорожного транспорта используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, включая земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, и других объектов жд транспорта.

Режим использования в полосе отвода железных дорог определен в Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон жд дорог, утвержденных Постановление Правительства.

В границах полос отвода должен быть обеспечен следующий режим использования ЗУ: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений, ухудшающих видимость жд пути и т.д.

Охранные зоны – ЗУ, расположенные вдоль полосы отвода, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов жд транспорта. Они устанавливаются в случае прохождения жд путей в местах, подверженных снежным лавинам, оползням, размывам и т. д. Решение о включении ЗУ в границы охранной зоны принимает ФА жд транспорта в 2-х месячный срок. В границах охранных зон могут быть установлены запреты и ограничения на осуществление: строительства капитальных зданий, устройство временных дорог, вырубка растительности, проведение земляных работ, распашка земель, выпас скота.

Землями автомобильного транспорта признаются земли, предоставляемые и используемые для размещения автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для деятельности стационарных постов ОВД, установления полос отвода автомобильных дорог. Режим использования земель автомобильного транспорта определяется ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается: выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; распашка земельных участков, покос травы и др. Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Для создания необходимых условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Придорожные полосы не устанавливаются для автомобильных дорог расположенных в границах населенных пунктов.

Ширина каждой придорожной полосы устанавливается в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития в размере: семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий; пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об их изменении принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог или об их изменении границ, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение.

Органы местного самоуправления городского округа, муниципального района обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Режим использования земель в придорожных полосах автомобильных дорог определяется Указом Президента РФ «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», в соответствии с которым в придорожных полосах запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). В целях реализации Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения в пределах придорожных полос предусматривается ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются. Основное ограничение прав обладателей земельных участков, заключается в том, что в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД МВД РФ и объектов дорожного сервиса.

В пределах придорожных полос разрешается размещение объектов с соблюдением следующих условий: объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения; выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги. В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

К землям морского, внутреннего водного транспорта относятся земельные участки, предоставляемые для: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы.

Береговая полоса — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним йодным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей; устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования; осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек.

Это интересно:  Обязательной сертификации подлежат услуги

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность не совместима с обеспечением безопасности судоходства. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством РФ.

К землям воздушного транспорта относятся земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Воздушный кодекс РФ устанавливает ограничения по использованию земельных участков воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских населенных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

В состав земель трубопроводного транспорта включается три вида земель, предоставляемые для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Как определено в ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Порядок использования земель в охранных зонах газораспределительных сетей установлен Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ. В состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы. Размеры охранных зон, например, вдоль трасс наружных газопроводов устанавливаются — 2 м с каждой стороны газопровода.

На земельные участки, входящие в охранные зоны налагаются ограничения, в соответствии с которыми лица, использующие земельные участки, не вправе строить объекты капитального строительства; устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м и др. В случае необходимости проведения ремонтных работ для предотвращения разрушения газораспределительной сети или устранения утечек газа эксплуатационная организация имеет право временно, до окончания ремонтных или аварийно-восстановительных работ, запретить проведение в данном месте любых работ.

В целях санитарной охраны от загрязнения водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создаются зоны санитарной охраны (ЗСО). ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовой режим земель транспорта

Ст. 90. Земли транспорта

  • 1. Землями транспорта признаются земли, кот-е используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на кот-е возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусм-ным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.
  • 2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
  • 1) размещения железнодорожных путей;
  • 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гр-нам и юр-ким лицам для сельскохозя-го использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных ФЗ.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.

  • 3. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:
  • 1) размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
  • 2) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
  • 3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК порядке в аренду гр-нам и юр-ким лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законод-вом случаев, запрещаются:

  • — строительство жилых и общественных зданий, складов;
  • — проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка ЗУ, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
  • — установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог ЗУ с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Собственники ЗУ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих ЗУ.

Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством РФ.

  • 4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
  • 1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
  • 2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
  • 3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

  • 5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
  • 6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
  • 1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
  • 2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
  • 3) установления охранных зон с особыми условиями использования ЗУ.
Это интересно:  Срок оплаты земельного налога

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается ФЗ.

Особенности правового режима земель транспорта

(Роньшина К. С.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2009, N 8)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ТРАНСПОРТА

Роньшина Кристина Сергеевна — адвокат адвокатского бюро «Канишевская и партнеры».

Жизнь современного общества немыслима без развитой транспортной инфраструктуры. В связи с этим актуальное значение приобретают земельные участки, которые в силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК) призваны обеспечить основу жизни и деятельности человека. ЗК относит земли транспорта к самостоятельной категории и объединяет их с землями промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) (пп. 3 п. 1 ст. 7). Исходя из положений п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 ЗК, землями транспорта признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Существует противоречие между названными нормами, поскольку п. 1 ст. 87 ЗК в отличие от п. 1 ст. 90 ЗК определяет земли промышленности и иного специального назначения как земли, расположенные за пределами населенных пунктов. Кроме того, п. 1 ст. 87 ЗК, определяющий земли промышленности и иного специального назначения как земли, расположенные за пределами населенных пунктов, не соответствует действительности, что подтверждается нормами действующего законодательства. Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, в соответствии со ст. 71 Конституции являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 ЗК). До принятия Земельного кодекса отношения по использованию земель транспорта регулировались Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24 . В настоящее время особенности правового режима земель данной категории установлены ст. 90 ЗК и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта. ——————————— СП СССР. 1988. N 5. Ст. 25.

Специфика рассматриваемой категории земель состоит в том, что в их состав могут включаться охранные санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (п. 3 ст. 87 ЗК). Общеземельное законодательство не предусматривает установления названных зон в отношении земель воздушного и морского транспорта (п. п. 4, 5 ст. 90 ЗК). Однако в транспортных законах и иных правовых актах встречаются отдельные нормы по рассматриваемому вопросу. Правовой режим земель внутреннего водного транспорта предусматривает выделение береговой полосы, которая предназначена для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений и представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднем многолетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющему уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ . ——————————— Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 645.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Постановлением Правительства РФ , а нормы отвода полос отвода и нормы расчета охранных зон железных дорог — Приказом Минтранса РФ . ——————————— Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» // СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385; см. также: Приказ МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» // Российская газета. 1999. 17 авг. Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» // БНА. 2008. N 38.

Следует отметить, что п. 2 ст. 90 ЗК предусматривает возможность предоставления свободных земельных участков в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта в аренду частным лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами . ——————————— Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169; см. также: Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», за исключением положений ст. 17) // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.

Аналогичный режим установлен в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, которые также могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, но для размещения соответственно объектов дорожного сервиса (п. 3.1 ст. 90 ЗК). Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности . ——————————— Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2049; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» // СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6059.

Согласно п. 6 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов . На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. ——————————— Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 г. N 9) // БНА. 2007. N 22; Приказ МПР РФ от 17 апреля 2007 г. N 99 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов» // БНА. 2007. N 22.

Земли трубопроводного транспорта более других земель транспорта обладают особой ценностью. Такой вывод позволяет сделать положение п. 21 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» , согласно которому на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которые подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ——————————— СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4694.

Для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута. Следует заметить, что земельные участки, включенные в охранные санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления данных зон. Другим представляющим интерес аспектом правового регулирования земель транспорта является рассмотрение вопроса об объектах и особенностях правового режима инфраструктуры различных видов транспорта. Так, согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 90 ЗК объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта являются железнодорожные пути, здания, строения, сооружения, в том числе железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, а также устройства и другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — Устав) конкретизирует виды объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и вводит понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура), которая представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2). ——————————— Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

Это интересно:  Право в системе социальных норм тгп

Субъектами права собственности на объекты транспортной инфраструктуры могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица. Это подтверждается, в частности, положением Устава, свидетельствующим о том, что владельцем транспортной инфраструктуры может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора. Кроме того, в названной норме дано определение железнодорожных путей общего и необщего пользования, железнодорожной станции, мест общего и необщего пользования, малоинтенсивных линий, которые также раскрывают содержание объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры при оказании услуг по ее использованию для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности, определяются Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования . ——————————— Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» // СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4552; см. также: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4680.

Исходя из содержания пп. 1, 2 п. 3 ст. 90 ЗК, в состав инфраструктуры автомобильного транспорта включаются автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, и стационарные посты органов внутренних дел. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. ——————————— СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

Согласно ст. 3 названного Закона автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В указанной статье также содержатся определения таких объектов инфраструктуры автомобильного транспорта, как защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты дорожного сервиса. Следует отметить, что и автомобильные, так же, как и железнодорожные, дороги могут находиться в частной собственности. Так, согласно п. 12 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные ими за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ) регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Статья 3 КВВТ раскрывает содержание понятий внутреннего водного транспорта, внутренних водных путей, судна, самоходного транспортного судна, судна смешанного (река — море) плавания, причала, речного порта, пункта отстоя. Между тем ни названная норма, ни законодательство Российской Федерации вообще не содержат определения указанных в пп. 1, 2 п. 4 ст. 90 ЗК искусственно созданных внутренних водных путей и пристани, тогда как определение гидротехнического сооружения, также поименованное в пп. 2 п. 4 ст. 90 ЗК, дано только в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» . ——————————— СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Полагаем, что ключевыми терминами внутреннего водного транспорта являются «внутренний водный транспорт» и «внутренние водные пути Российской Федерации». В связи с этим считаем необходимым указать, что внутренний водный транспорт представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с ним деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации. В свою очередь, внутренние водные пути — естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Согласно п. 1 ст. 7 КВВТ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся только лишь в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Кодекс торгового мореплавания РФ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания, под которым понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей (ст. ст. 1, 2). Исходя из содержания названного закона, можно выделить такие объекты инфраструктуры морского транспорта, как суда (морского, внутреннего и смешанного (река — море) плавания, суда рыбопромыслового флота) и морской порт, который представляет собой совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Полная классификация объектов морского транспорта приводится в Положении о классификации судов и морских стационарных платформ , Положении о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания и Правилах классификации спортивных судов . ——————————— Приказ Минтранса РФ от 9 июля 2003 г. N 160 «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ» // БНА. 2003. N 48. Приказ Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 136 «Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания» // БНА. 2002. N 49. Приказ Госкомспорта РФ от 5 ноября 2002 г. N 440 «Об утверждении Правил классификации и технического надзора за спортивными судами» // БНА. 2003. N 3.

Следует отметить, что Водный кодекс РФ не определяет состав и виды объектов ни морского, ни внутреннего водного транспорта. Согласно п. 5 ст. 90 ЗК объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются аэропорты, аэродромы, аэровокзалы, взлетно-посадочные полосы и другие наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта, которые подробно регламентирует Воздушный кодекс РФ. Подпункты 1, 2 п. 6 ст. 90 ЗК предусматривают, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта. Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» , требования к размещению трубопроводного транспорта — Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 36 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)» . ——————————— СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667. БНА. 2003. N 44.

Изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель различных видов транспорта и размещаемых на них объектов транспорта осуществляется Земельным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами, которые порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства. В связи с этим, полагаю, возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель транспорта.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, vuzlit.ru, center-bereg.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector