+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовую основу местного самоуправления составляют

Правовая основа местного самоуправления — совокупность правовых гарантий, механизмов и средств реализации гражданами права на местное самоуправление, установленных законодательными актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, нормативные акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления на территории РФ. Правовая основа местного самоуправления имеет трехуровневый характер.

Правовые основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны государства, а также создавать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне власти.

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 7 данного ФЗ раскрывается содержание понятия «законодательная основа местного самоуправления». Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Нормативно-правовые положения указанного ФЗ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и данному ФЗ, не должны ограничивать гарантированные этими нормативными актами права местного самоуправления. В случае же противоречия применяются конституционные нормы и нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В процессе законодательного регулирования вопросов местного самоуправления органам местного самоуправления необходимо исходить из следующих направлений правотворческой деятельности:

  1. проводить обязательную юридическую экспертизу нормативного акта представительного органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления на предмет соответствия его норм высшим законодательным актам международного уровня, Конституции РФ и федеральным законам;
  2. представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления должны принимать нормативно-правовые акты только в тех случаях, когда нормы федерального (регионального) законодательства требуют детализации;
  3. представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые отнесены к их ведению (совместному ведению РФ и субъектов РФ).

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • 1. Европейская хартия о местном самоуправлении
  • 2. Конституция РФ
  • 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • 4. Другие федеральные законы
  • 5. Конституции, уставы субъектов РФ
  • 6. Законы субъектов РФ
  • 7. Уставы муниципальных образований
  • 8. Другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Европейская хартия о местном самоуправлении

Ратифицирована Россией 11 апреля 1998 года. Содержит общие принципы и положения о местном самоуправлении, такие как:

  • 1. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления;
  • 2. Понятие местного самоуправления;
  • 3. Сфера компетенции местного самоуправления;
  • 4. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;
  • 5. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления;
  • 6. Условия осуществления полномочий на местном уровне;
  • 7. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
  • 8. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления;
  • 9. Право местных органов самоуправления на ассоциацию;
  • 10. Правовая защита местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12 и др.).

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых общих для всех территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Это интересно:  Юридическая проверка квартиры при покупке

Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

  • а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;
  • б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;
  • в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;
  • г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов. Согласно ст. 7, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Закону об общих принципах организации местного самоуправления должны применяться положения Конституции РФ и названного Закона. При этом его положения распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления. Правовую основу МСУ составляют:

Правовую основу МСУ составляют:

1. Европейская хартия «о мастном самоуправлении».

3. ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

5. Конституции и уставы субъектов РФ.

6. Законы субъектов РФ.

7. Уставы муниципальных образований.

8. НПА, регулирующие вопросы организации и деятельности МСУ.

Одной из наиболее глубоких и стабильных основ местного самоуправления является КРФ.

КРФ утверждены следующие основы:

1. МСУ – как одна из форм осуществления народовластия.

2. Признание и гарантированность МСУ.

3. Обособленность органов МСУ от системы органов государственной власти.

4. Самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

5. Определение форм МСУ.

6. Обязательный учёт исторических и иных местных традиций.

7. Государственная гарантия и судебная защита МСУ.

Все органы власти в РФ (Федеральные, региональные, местный уровни) обладают своими полномочиями в области МСУ. К полномочиям органов государственной власти РФ, ФЗ №131 относит установление и обеспечение федеральных гарантий МСУ, федеральных программ развития МСУ, порядка судебной защиты местного самоуправления и т.д.

Например: органами государственной власти принят налоговый кодекс, которым чётко определено, что к местным налогам, за счёт которых формируется местный бюджет, относиться земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относиться:

1. Правовое регулирование МСУ. Например: законами субъектом РФ регулируются муниципальные выборы, муниципальная служба, оплата труда муниципальных служащих, и другие вопросы местного самоуправления на территории субъектов РФ.

Особую роль в МСУ обладают органы МСУ, которые обладают собственными полномочиями, основой среди которых являются правотворческие полномочия. Правовой основой МСУ наряду с другими источниками составляют уставы муниципальных образований решения, приятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт (МПА) – это решение, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, ФЗ, законами субъектов РФ, принятые населением муниципального образования непосредственно или органом и должностным лицом МСУ, документально оформлены, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие, либо изменяющие, общеобязательные правила.

Муниципальные правовые акты

Правовые основы местного самоуправления

Правовые акты федерального уровня

К ним можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ.

Во главе системы актов, представляющих собой нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в нашей стране, стоит Конституция РФ.

Во-первых, закрепляя основы местного самоуправления как элемента конституционного строя, формы народовластия, устанавливая предназначение и главные правила организации местного самоуправления в стране, Конституция РФ не ограничивает местное самоуправление публично-властными и экономико-хозяйственными делами (хотя это очень важно), а допускает его активные позиции в гражданском обществе, в духовно-нравственном, просветительском и патриотическом воспитании личности. Сказанное означает, что Конституция РФ, как в целом и нормативные правила местного самоуправления, определяют для него правовые средства творческого выполнения своего предназначения.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. н» ст. 72 «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. ее исходные положения получили развитие в в ряде федеральных законов, сыгравших в тот период важную роль в целом в организации публичной власти в РФ и непосредственно в деятельности местного самоуправления. Это, в частности, Федеральные законы:

  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
  • «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  • «О муниципальной службе РФ».

Существенным вкладом в нормативное правовое регулирование в сфере местного самоуправления стали Указы Президента РФ
Федеральными законами и указами Президента РФ ставились определенные задачи перед Правительством РФ в части обеспечения организации и деятельности местного самоуправления. Соответственно постановлениями Правительства РФ утверждались федеральные целевые программы, порядок решения отдельных вопросов в интересах местного самоуправления, определялся перечень мер, направленных на решение конкретных проблем, реализацию отдельных законов и указов.

Федеральное нормативное правовое регулирование в целом обеспечило формирование основ муниципального права и становление институтов местного самоуправления. Однако это законодательство трудно назвать совершенным, оно было внутренне противоречивым и несистемным, что особенно касалось федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Международно-правовые документы

При характеристике источников муниципального права отмечалось, что к ним относятся международные документы:

  • Европейская хартия местного самоуправления;
  • другие ратифицированные Россией договоры, соглашения и т.д.

При применении Хартии в деятельности и в процессе совершенствования современного российского законодательства о местном самоуправлении возникают некоторые проблемы.

В частности, несовпадение различных переводов Хартии вызывает споры о трактовке ею местного самоуправления как части государственных дел на соответствующем уровне управления или как отделенных от государства вопросов местного значения (иначе говоря, идет ли речь о децентрализации государственного управления или о передаче вопросов на муниципальный уровень с одновременной утратой такими вопросами государственного характера). Соответственно от этого зависит, одобряют ли или критикуют различные авторы меру включенности местного самоуправления в решении вопросов государственного значения.

Прямое применение положений Хартии порой затруднительно, поскольку она сама предполагает установление сфер компетенции местного самоуправления, условий осуществления полномочий на местном уровне, необходимость предоставления финансовых ресурсов органам местного самоуправления, соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления. Хартия исходит из того, что следует применять довольно популярный на Западе принцип субсидиарности, а в России есть проблемы понимания его содержания. Казалось бы, субсидиарность надо толковать так, что местное самоуправление преимущественно само решает вопросы, отнесенные к его ведению, а государственная власть дополнительно (субсидиарно) ему помогает; но только неясно, где проходит «водораздел», какие вопросы отдать местному самоуправлению «насовсем», что оставить в ведении государства тоже «насовсем», что

Региональный уровень

Акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления являются частью его нормативных правовых основ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по многим позициям предусматривал существование актов субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ, адресованное местному самоуправлению, до недавнего времени было весьма разветвленным, включало их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципального образования, о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, об их отзыве, о местных референдумах, о территориальном общественном самоуправлении, о статусе выборного должностного лица местного самоуправления, о муниципальной службе и многие другие.

С появлением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы полноты, качества, а то и необходимости регионального регулирования относительно местного самоуправления приобрели новые ракурсы:

  1. поскольку само федеральное законодательствонаходится в динамике и постоянно подвергается корректировкам, трудно требовать совершенства от законодательства субъектов РФ;
  2. ведению субъекта РФ отнесены вопросы его административно-территориального устройства, и субъект призван согласовать с ним организацию местного самоуправления;
  3. каждый субъект должен определять в своем законодательстве порядок выборов депутатов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований, а также их отзыва, несмотря на подробное регулирование в федеральном законодательстве избирательного процесса;
  4. на уровне субъектов РФ регулируется порядок проведения региональных, а также местных референдумов;
  5. в наши дни допустимо говорить и о том, что сужается, а то и отпадает необходимость в регулировании ряда вопросов, связанных с местным самоуправлением, на уровне субъектов РФ(например,федеральные нормы урегулировали порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований, то же самое можно сказать о государственной регистрации уставов и о ведении реестра муниципальных образований — соответствующие полномочия возложены на региональные подразделения федеральных органов исполнительной власти — системы Министерства юстиции РФ).

В Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» в ст. 3 записано, что правовые основы муниципальной службы в РФ составляют наряду с федеральными актами также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Однако трудно представить, что может быть содержанием актов регионального и местного правотворчества в данной сфере, тем более что в той же статье Закона сказано: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальное правотворчество

Нормативную правовую основу местного самоуправления на местном уровне составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 2) муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Из приведенного определения следует, что муниципальный правовой акт может быть:

  • нормативным (как известно, нормативным является правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения);
  • индивидуальным.

Закон (ст. 4) включает муниципальные правовые акты в правовую основу местного самоуправления наряду с федеральными и региональными правовыми актами. Муниципальные акты относятся к числу источников муниципального права, но таковыми могут быть только нормативные правовые акты муниципальных образований.

Статьи 2 и 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко обозначают пределы местного правотворчества: муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, причем во втором случае муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В любом случае муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Естественно, такие акты не должны противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решения Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления, зачастую имеют ключевое значение, выявляют смысл положений Конституции РФ о местном самоуправлении, вытекающих из его конституционного статуса, обозначают параметры их наполнения. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий.

Решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции как неотъемлемая часть решений, являются общеобязательными. Это своеобразные носители части нормативных начал институтов местного самоуправления.

Нормативное значение для формирования и деятельности местного самоуправления могут иметь и решения других судов РФ, в особенности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.com, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. Cистема качества,основанные на принципах ХАССП
  2. D) органы местного самоуправления.
  3. D. в 1997 г. и основан в Нью-Йорке.
  4. I. Отличие в основаниях.
  5. IV. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  6. Iгруппа – Критерии основанные на дисконтированных оценках, т.е учитывают фактор времени:NPV,PI, IRR,DPP.
  7. V. Орієнтовна основа дії.
  8. V. Орієнтовна основа дій
  9. VI. Орієнтовна основа дії
  10. VII. ДИАГНОЗ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ) И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ