+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовые акты нормирования труда

Нормирование труда по своей сути представляет собой оценку существующих в данной организации, предприятии условий, в которых осуществляется трудовой процесс.

Этапы процесса нормирования труда

Нормирование труда по своей сути представляет собой оценку существующих в данной организации, предприятии условий, в которых осуществляется трудовой процесс. Происходит изучение новых методов и приемов с целью их дальнейшего введения в организацию труда. Этот процесс способствует получению развитой научной организации труда с установлением рационального порядка, необходимого для управления производством. Другими словами, ведется поиск наиболее приемлемых условий для правильной организации своей работы.

Процесс нормирования труда должен проходить несколько этапов. Во-первых, необходимо проанализировать и выявить существующие нормативные установки по труду, касающиеся всех категорий работников. Во-вторых, разрабатываются нормы труда для тех работников, для которых они пока не установлены. В-третьих, проверяется целесообразность и эффективность принятых прежде и ныне внедренных норм труда, фактически происходит переоценка норм труда. В ходе этого обследования производится наиболее тщательный анализ устаревших и содержащих ошибки норм труда. В-четвертых, проводится системный анализ состояния норм труда в организации, совершенствуется процесс нормирования.

Установление норм труда и локальные нормативные акты

В учреждениях и на предприятиях, в качестве базовых показателей для расчета всех значимых технических составляющих, при выработке новых и совершенствовании старых норм труда становятся нормативные материалы, представляющие собой межотраслевые, отраслевые и местные нормы труда. Особая роль здесь принадлежит местным или локальным нормативным актам, поскольку они разрабатываются и учреждаются в самой организации.

Поскольку производственные мощности и другие значимые показатели учреждения или предприятия, его цели и назначение наиболее реально учитываются работодателем, то замена старых, установление и введение новых локальных нормативных актов является его абсолютной прерогативой. При этом реализовать это свое право работодатель должен с учетом мнения профсоюза, поскольку именно он является представительным органом работников.

Проект нового локального нормативного акта представляется руководителем на рассмотрение профсоюзного органа, который и выносит свое мотивированное мнение. При несогласии профсоюза по вопросу о введении нового локального акта в виде условия для производимых работ, проводятся дополнительные консультации. Серьезные разногласия решаются в процессе коллективного трудового спора.

Введение норм труда

Новые нормы взамен ошибочных и устаревших вводит в действие своим приказом руководитель. Издание такого приказа должно быть согласовано с профсоюзным органом. Статья 160 ТК РФ обусловливает пересмотр норм труда увеличением производительности труда, совершенствованием и введением новых технологий, наличием устаревшего и негодного оборудования.

Для успешного внедрения и освоения новых нормативных разработок в организации, следует провести соответствующую подготовительную работу.

Она должна включать в себя проверку организационной и технической подготовленности рабочих мест к введению новых норм, разработку и реализацию мероприятий, устраняющих обнаруженные недостатки, а также извещение работников, проведение разъяснений и инструктажа работников с целью ознакомления с новыми условиями труда. При проведении данной подготовительной работы может выясниться факт наличия в учреждении более развитых организационно-технических условий, чем предложенные. В такой ситуации новые нормативы и нормы не подлежат внедрению.

Условия, требуемые для введения, замены и пересмотра норм труда

Процесс внедрения новых и замена старых нормативов должен быть осуществлен в организации, предприятии, учреждении в соответствии с областью их применения согласно приказу руководителя. Для того, чтобы организовать эффективное введение и освоение нормативных материалов, необходимо прежде всего проверить состояние рабочих мест и участков, их готовность работать в новых условиях.

Нужно спланировать и провести организационно-технические процедуры, нацеленные на удаление недостатков и недочетов, а также создание нормальной обстановки для труда.

Всех работников, которые намерены работать с новыми нормативами, необходимо ознакомить, а в нужных случаях и обучить их работе по новым правилам. Так, ознакомить работника с локальным актом работодатель обязан за 2 месяца до его введения.

Обязанностью администрации является также создание соответствующих условий для исполнения норм выработки. Сюда входят: обеспечение технической документацией, предоставление надлежащих производственных помещений, снабжение работника качественным инструментом или принадлежностями для работы, создание условий труда, максимально безопасных для здоровья и жизни работника.

Классификация нормативных материалов по труду

Введению в трудовой процесс подлежат различные нормативные материалы, которые существуют как в виде норм, так и в виде нормативов. Единые (типовые) нормы показывают соотношение между величиной норм времени, выработки, обслуживания и воздействующих на них обстоятельств.

Нормативы представляют собой соотношение составных частей:

Нормативы по труду складываются из нормативов:

  • времени обслуживания;
  • темпа работ;
  • численности сотрудников.

Для эффективного внедрения рассматриваемых элементов в трудовой процесс, необходимо разграничивать их друг от друга. Так, например, норма выражает факторы, которые определяют ее величину в конкретном производственном процессе. В отличие от нее, норматив отражает множество значений факторов. Норматив используется неоднократно для введения различных норм во многие работы. При этом норма предназначена для одной конкретной работы.

Нормативы рассчитаны на длительное время, в то время, как норма подлежит пересмотру при всяком изменении существующих условий, в частности, при достижении высокой эффективности и производительности труда (ст. 160 ТК).

Основные принципы нормирования труда

Пересмотр норм труда, а также внедрение их в трудовой процесс происходит на основе общепринятых принципов, среди которых особо выделяются:

  • принцип эффективности, заключающийся в необходимости замены старых и введения таких новых норм, которые наиболее действенны для данного вида работы и будет способствовать наилучшему результату;
  • принцип объективности, включающий создание равных возможностей и равных условий для всех без исключения работников;
  • принцип конкретности, означающий соответствие параметров изготовляемой продукции, продуктов, предметов и средств труда типу производства и другим характеристикам, оказывающим влияние на размер необходимых затрат и ресурсов.

Правовые акты нормирования труда

Современный нормативный подход к организации труда и его нормированию определяет правовая среда, в которой функционирует библиотека. Основополагающие моменты организации труда отражены в Конституции Российской Федерации гл.1. ст.7., гл.2 ст.37; Гражданском кодексе Российской федерации гл. 59 ст.1089, но более подробно вопросы организации нормирования труда освещены в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ). (6;22)

Глава 22 ТК РФ «Нормирование труда» содержит пять статей регулирующих вопросы нормирования труда, отражающие участие работодателей и выборных профсоюзных органов в организации нормирования труда на предприятиях.

В соответствии со статьей 159 ТК РФ установлено, что работа по организации нормирования труда является прерогативой работодателя. В статье 160 обозначены основные виды норм и условия организации нормирования труда. В статье 161 отражено разработка и порядок утверждения норм труда, то есть типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а согласно статье 162 разработка и применение локальных нормативных актов, предусматривает введение замену и пересмотр норм труда. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки регламентируется статьей 163 ТК РФ.(62с.99)

Это интересно:  Инструкция по охране труда для сварщика

Также вопросы нормирования труда регулируются:

-Постановлениями и разъяснениями министерства труда и социального развития РФ;

— Нормативными актами министерств и ведомств РФ;

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» «…- организации могут разрабатывать и утверждать стандарты,… самостоятельно исходя из необходимости их применения в целях:

-повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан;

-обеспечения научно-технического прогресса;

-повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

-рационального использования ресурсов;

-технической и информационной совместимости;

-сопоставимости результатов исследования и измерении технических, статистических данных;

-совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения услуг;

-распространения и использования полученных данных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок .

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов (местных норм и нормативов) устанавливается библиотекой самостоятельно, с учетом действующих законодательных актов.

Вопросы нормирования труда отражаются не только в законах и положениях на федеральном уровне, но и во внутриучережденческих документах библиотеки таких как:

-Положение о нормировании труда;

-Правила внутреннего трудового распорядка.

Регулирование вопросов нормирования труда во внутриучережденческих документах позволяет обеспечить защиту интересов обеих сторон трудовых отношений, их сбалансированность и развитие, а также разрешение возникающих противоречий без порождения конфликтов.

Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятие самостоятельно разрабатывает свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.(64с.45)

С этими законодательными актами в библиотеках используются следующие виды норм:

Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно- технических условиях.

В отличие от нормы времени норма выработки представляет собой объем работы, который необходимо выполнить в течение определенной единицы времени (например, за час, смену, месяц). Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость. Еще одной разновидностью являются нормы обслуживания. Их используют, когда норму времени или норму выработки установить невозможно или нецелесообразно.

Нормой численности называется минимально необходимый и достаточный при данных организационно- технических условиях и объеме работ штат. По нормам численности определяются также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по библиотеке или ее структурному подразделению в частности.

Для ИТР устанавливаются нормы управляемости, представляющие собой регламентированную численность подчиненных, которыми в заданных организационно- технических условиях должен управлять руководитель.

Нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Норма труда не может быть неизменной, так как улучшается техническая оснащенность и совершенствуются технологические процессы, повышается общий уровень организации деятельности. На работы, выполняемые в неодинаковых условиях, устанавливаются различные нормы.(11с.189)

Различают также несколько разновидностей норм труда по сфере их действия:

-единые нормы (для библиотек отрасли);

-типовые нормы ( для всех библиотек);

-местные (распространяемые на отдельно взятую библиотеку).

На однотипные работы в отрасли разрабатываются единые нормы обслуживания читателей. Применение единых норм обязательно для всех отраслевых библиотек. Типовые нормы представляют собой регламентированное время, необходимое для выполнения определенных работ. Такие нормы разрабатываются централизованно. Местные нормы разрабатываются силами библиотеки и действуют в ее рамках.

В российской Федерации действуют «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», утвержденные Постановлением Минтруда России от 03.02.07 №6 и рекомендуемые для применения в библиотеках, независимо от их форм собственности и организационно- правовых форм.(11с.186)

При разработке «Межотраслевых норм времени» внимание было сосредоточено на таких моментах, как нормирование новых технологических процессов, сближение идентичных операций, модернизация ряда традиционных видов деятельности, в частности, комплектование библиотечных фондов, справочно — информационного обслуживания и др. В основу разработки межотраслевых норм был положен аналитический метод нормирования, позволяющий тщательно изучить и выявить все производственные возможности библиотеки, отдельных сотрудников. В нормах учтено время на подготовительные и заключительные работы, обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные потребности. Принимая во внимания освоение библиотеками новых технологий, компьютеризацию библиотечных процессов, разработчики включили в сборник межотраслевых норм ряд операций, выполняемых в автоматизированном режиме.

Поскольку межотраслевые нормы времени ориентированы на модель библиотеки с усредненными организационно- технологическими характеристиками, то другие учреждения в праве на их основе разрабатывать и утверждать местные нормы и нормативные материалы.

Местные нормы разрабатываются в тех случаях когда на отдельные виды библиотечной деятельности отсутствуют межотраслевые ( отраслевые) нормативные материалы. Эти нормы утверждаются администрацией библиотеки, а также по согласованию с выборным профсоюзным органом (если он существует в библиотеке), и носят такие нормы обязательный характер для библиотечных работников.

По времени действия нормы также делятся на:

-постоянные, устанавливаемые для стабильных работ

-временные, разрабатываемые на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда

-разовые или единичные, устанавливаемые на отдельные виды работ, носящий единичный характер.

Срок действия временных норм, разработанных непосредственно в библиотеке, как правило, составляет не более трех месяцев. Разовые нормы устанавливаются на внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией, и действуют до окончания срока их выполнения.

Все перечисленные разновидности норм труда являются модификациями нормы времени, так как каждая из них, в конечном счете, регламентирует время, необходимое для выполнения данной работы.

Разрабатываем систему нормирования труда в учреждении (Зайцева Г.Г.)

Дата размещения статьи: 24.07.2015

Переход на эффективный контракт, осуществляемый в рамках совершенствования систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, должен сопровождаться внедрением системы нормирования труда в каждом из них. Упоминания об этом неоднократно встречались в правовых актах, принятых в рамках реализации Указа N 597 . Как именно следует разрабатывать систему нормирования труда, разъяснил Минтруд. Он издал Приказ от 30.09.2013 N 504, которым утвердил соответствующие Методические рекомендации .

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее — Рекомендации N 504).

Оплата зависит от результата труда

Внедрение систем нормирования труда в учреждениях неслучайно стало одним из этапов работы по реформированию систем оплаты труда. На ФОТ приходится традиционно высокая доля затрат государственных и муниципальных учреждений, а уровень предоставления ими услуг во многом зависит от человеческого фактора. Именно поэтому улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда необходимы для достижения цели, поставленной в пп. «е» п. 1 Указа N 597 и Программе N 2190-р : обусловить увеличение зарплат сотрудников учреждений достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Нормирование имеет отношение к основной части заработка — окладам и тарифным ставкам. Как сказано в гл. IV Программы N 2190-р, установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников. Для этого федеральным органам власти в своих сферах регулирования необходимо утвердить или актуализировать типовые нормы труда, а самим учреждениям — установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

Это интересно:  Как встать на биржу труда после увольнения

Согласно п. 3 Рекомендаций N 504 внедрение такой системы в учреждении преследует три цели:

создать условия, необходимые для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечить нормальный уровень напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ или оказании государственных (муниципальных) услуг;

повысить эффективность обслуживания потребителей этих услуг.

То есть установление системы нормирования труда направлено не только на достижение оптимального уровня загруженности персонала, усовершенствование рабочих процессов, в которых участвуют сотрудники, но и на повышение за счет этих действий качества оказания услуг.

Правовые основы нормирования

Нормированию труда посвящена гл. 22 ТК РФ. В частности, в ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда и говорится о том, что эту систему работодатель утверждает с учетом мнения представительного органа работников или устанавливает коллективным договором. Вместе с тем работодателю (учреждению) при определении норм труда, являющихся главным звеном указанной системы, следует учитывать имеющиеся типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, утвержденные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 (гл. IV Программы N 2190-р, п. 8 Рекомендаций N 504).

«О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

См., например, Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Постановление Минтруда России от 22.12.2003 N 86 «Об утверждении нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов», Приказы Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», Минздрава России от 15.11.2012 N 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами).

Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Но пока типовые нормы труда по отдельным видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд считает возможным для учреждений самостоятельно разрабатывать соответствующие нормы — с учетом рекомендаций учредителя либо с привлечением необходимых специалистов в установленном порядке (п. 16 Рекомендаций N 504).

Алгоритм определения норм труда

Согласно п. 2 Рекомендаций N 504 система нормирования труда представляет собой комплекс решений, закрепленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре. В этих документах должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы установления таких норм;

2) порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

3) порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и роста производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;

4) меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Нормы труда необходимы для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости того или иного вида работ. В связи с этим учреждение может применять три вида норм, перечисленных в п. 9 Рекомендаций N 504:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени) ;

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ) .

Рекомендуемая методика определения норм обслуживания приведена в разд. 3 Приложения 1 к Рекомендациям N 504.

Рекомендуемые методики определения норм численности на основе типовых норм времени, а также на основе типовых норм обслуживания даны в разд. 1 и 2 Приложения 1 к Рекомендациям N 504.

Как сказано в п. 10 Рекомендаций N 504, нормы труда могут охватывать отдельный вид работ, их взаимосвязанную группу (укрупненная норма труда) или законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения будет зависеть от конкретных условий организации производства и труда. Кроме того, в учреждении могут применяться временные и разовые нормы труда (п. 19 Рекомендаций N 504).

Чтобы определить указанные нормы, уполномоченным работникам учреждения следует совершить ряд действий (перечислены в п. 17 Рекомендаций N 504 и п. 5 Рекомендаций N 235, на которые также можно ориентироваться учреждениям). Прежде всего нужно выбрать сотрудников, за работой которых будет вестись наблюдение (желательно, чтобы их квалификация соответствовала уровню сложности работы, а сами специалисты имели стаж работы более двух лет), и проанализировать трудовой процесс с точки зрения исполнения стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги. В ходе анализа организационно-технических условий выполнения этого процесса целесообразно учитывать используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры (п. 7 Рекомендаций N 504).

Изучив условия и методы выполнения работы на данных местах и проведя на них отдельные замеры времени, можно определить и оценить факторы, влияющие на величину затрат труда. Затем предстоит выбрать оптимальный вариант организации труда, эффективные методы и приемы работы, спроектировать режимы работы оборудования, системы обслуживания рабочих мест, режимы труда и отдыха. Наконец, следует установить сами нормы труда исходя из особенностей рабочих процессов в учреждении, внедрить эти нормы и впоследствии корректировать их по мере изменения технологических и трудовых процессов.

В частности, при закупке нового оборудования учреждению нужно провести сравнительный расчет влияния закупаемой техники на норму труда. Согласно п. 18 Рекомендаций N 504 для этого следует сравнить характеристики приобретаемого оборудования и техники, использованной при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда — оборудования, применяемого в конкретном учреждении).

Организация работы

Ответственность за состояние нормирования труда лежит на самом учреждении. Работу по этому направлению (проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда) возглавляет руководитель учреждения, но он может поручить курировать этот блок одному из своих заместителей (п. 5 Рекомендаций N 504).

Непосредственно разрабатывать систему нормирования труда должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда (п. 6 Рекомендаций N 504). Для этого в учреждении может быть создано специализированное структурное подразделение (служба по нормированию труда), однако решение о его создании нужно принимать исходя из численности работников и специфики деятельности учреждения. Если выяснится, что организовывать специализированную службу нецелесообразно, работа по нормированию труда может быть возложена на кадровую службу (при ее отсутствии — на специалиста по кадрам).

После определения норм труда и разработки системы нормирования труда учреждению предстоит утвердить последнюю локальным нормативным актом (положением о системе нормирования труда), учтя при этом мнение представительного органа работников, либо включить указанное положение в качестве раздела в коллективный договор.

Это интересно:  Коммунальные расходы включают в себя

В силу п. 22 Рекомендаций N 504 в данное положение могут входить следующие разделы:

«Применяемые в учреждении нормы труда». В приложении к этому разделу приводятся:

а) ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

б) примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

в) расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

г) методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

«Порядок внедрения норм труда»;

«Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

«Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

Сотрудники учреждения должны быть извещены о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца до начала их действия (ст. 162 ТК РФ, п. 24 Рекомендаций N 504). В аналогичный срок персонал уведомляется о корректировке ошибочных норм труда. В свою очередь, при заключении трудового договора с новым работником учреждению следует ознакомить новичка с существующими нормами труда. Если устанавливаются нормы времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормы обслуживания, в трудовом договоре целесообразно указать, что выполнение этих норм осуществляется в пределах установленной специалисту продолжительности рабочего времени (п. 23 Рекомендаций N 504).

Форму извещения о внедрении новых норм учреждение определяет самостоятельно. При этом Минтруд рекомендует указывать в ней ранее действовавшие, а также новые нормы труда, факторы, послужившие основанием для корректировки или введения последних.

Перед внедрением новых норм труда учреждению нужно провести инструктаж и обучение персонала наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ (индивидуально либо в группе). Впоследствии следует оценить степень освоения работ каждым сотрудником на основе данных о выполнении норм (п. 27 Рекомендаций N 504).

Анализировать целесообразность пересмотра применяющихся норм труда предлагается не реже одного раза в пять лет. В результате учреждение может принять решение о сохранении установленных норм труда или разработке новых.

Согласно ст. 160 ТК РФ и п. 28 Рекомендаций N 504 нормы труда пересматриваются по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. Поэтому учреждения могут вводить новые нормы труда одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Трудовое законодательство не устанавливает иных оснований для пересмотра норм труда. Так что если отдельные работники учреждения перевыполняют утвержденные нормы (например, за счет высокого уровня профессионализма, применения по собственной инициативе новых приемов труда), это не может служить основанием для пересмотра норм труда, действующих в учреждении.

Применение норм труда

Внедрение систем нормирования труда тесно связано с совершенствованием систем оплаты труда в учреждениях: первые должны быть учтены при разработке и изменении вторых. Об этом говорится, например, в п. 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013.

Нормы труда, предусмотренные локальными нормативными актами учреждения, целесообразно учитывать и при оформлении трудовых отношений с работниками. Основанием для этого является в том числе п. 3 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н. Иными словами, в трудовом договоре с сотрудником учреждения должны быть в полном объеме отражены элементы эффективного контракта.

Также систему нормирования труда, разработанную в учреждении, следует применять при формировании его штатной численности, учитывая при этом необходимость качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (гл. IV Программы N 2190-р). То есть внедрение указанной системы должно не только привести к более рациональному расходованию рабочего времени сотрудниками учреждения и более справедливой его оплате, но и к установлению оптимального штата, что в итоге позволит учреждению выйти на новый уровень эффективности.

Нормирование труда

Нормирование труда регламентируется гл. 22 ТК РФ.

Работникам гарантируются:

    1. государственное содействие системной организации нормирования труда;
    2. применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 804.

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, к которым относятся:

    • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
    • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
    • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
    • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector