+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Предмет и задачи философии права

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины — это философия, а не медицина; философская антропология — этот философия, а не антропология; философия истории — это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.

Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права» Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников: 1) это общефилософские разработки правовых проблем; 2) опыт решения практических проблем прав.

Таким образом, философия праваэто наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.

Так, например, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале.

В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С. Нерсесянц утверждал, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики.

На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является объективные свойства государства и права, закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов; о предмете философского права мы говорили выше.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, — право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами — политологией, этикой, социологией и др.

Структура философии права.К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Основной вопрос философии права.Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е устанавливает, определяет) её основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других её вопросов. Этим основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право? Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем.

Глава 1. Предмет и задачи философии права

Нерсесянц В. С.

Н54Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 656 с.

Настоящий учебник посвящен философии права. В нем освещаются общие проблемы философии права как отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплины, а также основные этапы, направления и концепции всемирной истории философии права, философии права в России, развития зарубежной философии права в XX в. Значительное место уделено философско-правовому анализу доктрины и практики социализма, современного состояния и перспектив развития российского общества, права и государства.

Это интересно:  Какой штраф если не вписан в страховку

Учебник написан на основе лекций, прочитанных автором в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских и других вузов и факультетов, а также для всех читателей, интересующихся проблемами философии и права.

© B.C. Нерсесянц, 1998

© ООО Издательство НОРМА», 1998

Раздел I. Общие проблемы философии права

Глава 1. Предмет и задачи философии права. 7

1. Предмет философии права. 7

2. Философия права в системе наук. 11

Глава 2. Сущность права. 17

1. Право как формальное равенство. 17

2. Право как свобода. 22

3. Право как справедливость. 28

Глава 3. Понятие права. 32

1. Типология правопонимания. 32

2. Понятие права: многообразие определений

и единство понятия. 35

Глава 4. Правовая онтология. 40

1. Человек как правовое существо. -. 40

2. Бытие и существование права. 43

3. Формы существования права. 49

Глава 5. Правовая аксиология. 53

1. Общая характеристика. 53

2. Естественноправовая аксиология. 54

3. Либертарно-юридическая аксиология. 57

Глава 6. Правовая гносеология. 61

1. Гносеология юридического правопонимания. 61

2. Гносеология легизма. 65

Глава 7. Юридическая концепция общего блага. 68

1. Общее благо как категория права. 68

2. Проблема общего блага в постсоциалистической России. 72

Глава 8. Право в системе социальных норм. 76

1. Специфика различных видов социальных норм. 76

2. Взаимодействие права с другими социальными нормами. 81

Глава 9. Право и уравниловка. 84

1. Уравниловка. 84

2. Дозволенияи запретыв праве. 90

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. 92

1. Правовое государство: история идей

и современность. 92

2. Права и свободы человека и гражданина. 107

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма

Глава 1. Собственностьи право. 113

1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права. 113

2. Концепция буржуазного «равного права» при социализме. 122

3. «Свобода» без права: негативная природа коммунизма. 130

Глава 2. Социализми право. 138

1. Мера «равенства»: общепринудительный труд вместо права. 138

2. Социалистический тоталитаризм: все вместе,

никто в отдельности. 153

Раздел III.Марксистская доктрина

Глава 1. «Новое право»: основные направления

1. Появление «нового права». 163

2. Концепция «пролетарского права». 165

3. Право как классовый порядок. 170

4. Право как меновое отношение: некролог о праве. 198

5. Право как идеологическая форма классовых отношений. 231

6. Психологическая концепция классового права. 235

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как

«правовое государство». 257

Глава 2. «Правовойфронт» социализма. 261

1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики. 261

2. Новое «правопонимание» в отраслевых науках. 274

3. Декларация «социалистического права». 278

Глава 3. Советский легизм. 283

1. Сталинский тоталитаризм», комплекс государственно-правовой неполноценности. 283

2. Искомое «правопонимание». 290

3. Тоталитарный «нормативизм»: право как совокупность приказов власти. 297

4. Официальная позиция. 302

Глава 4. В поисках новых подходов к праву. „. 311

1. Широкий подход к праву. 311

2. Либертарная концепция права. 319

Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства

Глава 1. От социализма к цивилизму.

Концепция цивилитарного права. .. 323

1. Альтернативы постсоциализма. 323

2. Проблема «конца истории»: возможен ли послебуржуазный тип права. 331

3. Цивилитарное право и гражданская собственность. 336

4. Новые ориентиры прогресса права и свободы. 343

5. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории. 349

Глава 2. Преодоление тоталитаризма:

трудный путь России к праву. 352

1. Традиции и опыт государственно-правовых преобразований в России: актуальные уроки. 352

2. От советской системы к постсоветской Конституции. 366

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство. 372

4. Система разделения и взаимодействия властей. 380

5. Перспективы развития российского права

и государства: конституционные положения

и действительность. 389

Раздел V. История философии права и современность

Глава 1. Античная философия права. 399

1. Дике й номос: в поисках начал справедливости. 399

6. Аристотель. 412

10. Римские юристы. 430

Глава 2. Философия права средневековья. 438

1. Фома Аквинский. 438

2. Средневековые юристы. 443

Глава 3. Философия права Нового времени. 448

1. Гроций. 448

2. Фрэнсис Бэкон. 455

5. Монтескье. 472

Глава 4. Философия права в России. 510

1. Общая характеристика. 510

2. Б.И. Чичерин. 518

3. И.И. Новгородцев. 528

4. B.C. Соловьев. 531

5. И.А.Бердяев. 541

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции. 553

1. Общая характеристика. 553

2. Неокантианские концепции философии права. 567

3. Неогегельянские концепции философии права. 572

4. Чистое учение о праве Г.Кельзена. 586

5. Концепции «возрожденного» естественного права. 607

6. Экзистенциальная философия права. 625

7. Онтологическая концепция права Р.Марчича. 629

8. Неопозитивистская концепция права Г.Харта. 635

9. «Познавательно-критическая теория права». 639

Указатель имен. 644

Предисловие

В настоящем учебнике освещается проблематика философии права как отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплины. Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития — вплоть до современности.

Философия права — в ее соотношении с другими видами и способами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и философии права.

Все это определяет основополагающее место и значение философии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столетий уделяется в западных университетах преподаванию философии права. Значительный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России.

В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

На удовлетворение этих потребностей и рассчитан настоящий учебник. В нем — с учетом сложившегося положения дел в этой области знаний и актуальных задач высшего образования в стране — изложение общих проблем философии права (в разделе I) сочетается с освещением (в разделах II — V) основных этапов, направле-

ний и концепций всемирной и отечественной истории развития философско-правовой мысли, включая ведущие идеи и учения философии права в XX в. При этом мы исходили из того, что в случаях отсутствия в нынешних условиях возможностей в тех или иных вузах для преподавания полного курса философии права ее изучение может быть вполне успешно осуществлено в форме спецкурсов по материалам отдельных разделов данного учебника.

Раздел I. Общие проблемы философии права

Глава 1. Предмет и задачи философии права

Предмет философии права

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Это интересно:  Список застрахованных банков в асв

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официально-властного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитиче-ская обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется «юридической догматикой») остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.

По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и «пропущен-

Раздел I. Общие проблемы философии права

ном» через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе.

Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыденного, теоретического, философского.

Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.

Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex — закон). Здесь, следовательно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права.

Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве.

Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность,

Глава 1. Предмет и задачи философии права 9

его специфика, его отличительные особенности? Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?

Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона,которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.

Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма.

Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции), разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.

За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотношение 1 .

Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений.

1 См.: Нерсесячщ B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема// Вопросы философии права. М., 1973. С. 39 — 44; Он же. Право и закон. М., 1983.

10 Раздел I. Общие проблемы философии права

Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).

Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях.

Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей.

Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства.

Это интересно:  Можно ли запатентовать идею

Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, поддерживает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью применения соответствующего государственного принуждения. Но в поле фило-софско-правового интереса, помимо законодательной, законозащит-ной и иной деятельности государства, находится и целый ряд других проблем, в числе которых: право и государство, человек — общество — государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.

Различение и соотношение права и закона и представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения.

Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.

Под углом зрения именно такого понимания предмета данного курса в нем рассматриваются как основные проблемы философии права (общая часть курса), так и различные прошлые и современ-

Глава 1. Предмет и задачи философии права 11

ные концепции философии права (специальная часть курса, посвященная историческому развитию и современному состоянию философии права).

При этом отбор проблем общей части и философско-правовых концепций в специальной части курса продиктован задачами достаточно полного для учебных целей освещения основных моментов предмета философии права.

48 Предмет и задачи философии права

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА>

  • 10.1. Предмет и задачи философии права
  • 10.2. Сущность права
  • 10.3. Понятие права
  • 10.4. Правовая онтология
  • 10.5. Правовая аксиология
  • 10.6. Правовая гносеология
  • 10.7. Юридическая концепция общего блага
  • 10.8. Право в системе социальных норм

10.1. Предмет и задачи философии права

Философию права можно считать частью социальной философии. Вместе с тем, к философскому осмыслению права имеют отношение и все остальные разделы философского знания (онтология, теория познания, этика, история философии). Поэтому в философии права как науке о природе права как социального явления имеются такие разделы, как онтология, гносеология и аксиология права, а также большое внимание уделяется рассмотрению человека как правового существа.
В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством. Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права. При таком подходе право оказывается продуктом властных приказаний государственной власти. Подобное понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма.
Философа такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остается важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным. Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. Будучи разумным существом, стремящимся жить в осмысленном мире, все правовые явления человек подвергает критическому анализу, начиная с обыденного, и вплоть до философского уровня сознания. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Важно подчеркнуть, что в философии права исследуется не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства. Дело в том, что право не существует без государства. Государство устанавливает и защищает право, а также является правовой формой организации публичной власти в цивилизованном обществе.

Философия права в системе наук. Возникновение философско-правовых представлений происходит в древности. Начало философии права было положено учением о естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политической науки). Само понятие философия права возникает в XYIII в. Какова дисциплинарная принадлежность философии права? В целом она является междисциплинарной наукой, соединяющей прежде всего философию и юриспруденцию. Как философы, так и юристы претендуют на монопольное отнесение философии права к своей науке. Поэтому все множество существующих концепций философии права можно разделить на два основных направления — юридические и философские.
Среди тех, кто относит философию права к юриспруденции и считает, что эта наука должна заниматься непосредственными юридическими явлениями, можно назвать немецкого юриста Г. Гуго, российского юриста С.С. Алексеева.
Практически все основные философские течения философской мысли ХIХ-ХХ вв. — кантианство и неокантианство; гегельянство и неогегельянство; христианская философия (неотомизм, протестантизм); позитивизм, марксизм и неомарксизм, феноменология; философская антропология; экзистенциализм, постмодернизм — разработали свои философско-правовые концепции (Критический анализ постмодернистской философской концепции права см. хрестоматию 10.7).
Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. Имеют также значение степень развитости и места в обществе политики, идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных связей. В дореволюционной России, начиная с XYIII в. был накоплен определенный опыт исследования и преподавания философии права. Среди известных специалистов можно назвать имена С.Е. Десницкого, А.П. Куницына, П.Г. Редкина, Б.А. Кистяковского, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Они находились под влиянием кантианства, гегельянства, позитивизма, персонализма, соединяя идеи этих учений с христианско-нравственной трактовкой жизни общества и пытаясь утвердить нравственный идеализм в философии права. В советском обществе этот опыт был отброшен и длительное время господствовала идеологическая марксистская схема трактовки государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.

Цели и задачи философии права

Философия права – это особенный философский раздел, занимающийся исследованием общих мировоззренческих вопросов, связанных с правоведением, а также государствоведением.

Цели философии права

Цели философии права – это результаты, поставленные перед правоведением и юриспруденцией и требующие достижения, с точки зрения философских концепций.

Изначально целью такого философского учения является неустанный поиск, а также установление абсолютной истины, которая касается права. Кроме того, мыслители, занимающиеся данными вопросами, стараются сформировать истинное правовое знание.

Традиционно само право рассматривается представленным философским разделом в качестве:

  • Специфической формы человеческого, а также социального бытия;
  • Особенного варианта для социальной регуляции.

Право представлено определенной универсальной целостностью, охватывающей все юридические понятия, определения и категории, обозначающие сущность любого правового явления.

Задачи философии права

Задачи философии права – это проблемы, связанные с юридической и правовой областью, решением которых занимается представленный философский раздел.

Естественно, частные задачи ставились самые разные, определяясь требованиями той или иной эпохи. Однако общие задачи, связанные с обоснованием справедливости права, изучением правовых отношений между человеком и государством, всегда оставались теми же.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, studizba.com, poisk-istini.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector