+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приказная система управления стала складываться в правление

XVII в. стал временем расцвета приказной системы. Из почти 80 приказов постоянным был только каждый второй. К 1700 г. насчитывалось 26 общегосударственных приказов (их число на протяжении 1626—1700 гг. оставалось постоянным), а вместе с областными, дворцовыми и патриаршими — чуть более 40. Несмотря на то что в организации приказов не было продуманной системы (они возникали по мере надобности), их внутренняя структура была единообразной: возглавляли их судьи, делопроизводство вели подьячие, а ведущую роль играли дьяки. Однако в первой половине столетия их бюрократизация достигла еще весьма скромных успехов: не было стройной системы подчинения низших органов высшим и точного определения компетенции руководства приказов. На все требовались указания центральной власти, и все сопровождалось мелочной опекой над местными учреждениями.

Однако во второй половине века наблюдается эволюция приказов в сторону их разбухания: если в 1640 г. насчитывалось 837 приказных служащих, то в 1690 г. — уже 2739 человек. Это свидетельствовало о повышении роли чиновников в управлении государством. Более того, это время стало пиком становления государственно-бюрократических учреждений, когда работа дьяков и подьячих превратилась в постоянную и наследственную профессию. Если в середине XVII в. дьяков было всего около 100, а подьячих — 1000, то к концу века эта канцелярская армия выросла до 4657 человек. Причем почти 3 тыс. из них сидели в московских приказах. Рос и аппарат местного управления, численность которого к концу XVII в. составила около 2 тыс. служилых людей. Впервые появляется и «совместительство», когда дьяк Грамотен стал дьяком сразу двух приказов — Посольского и Новгородского.

Конечно, верховную власть беспокоило резкое увеличение числа приказных людей и связанное с этим уменьшение податей, поэтому грамотами 1632 г. и 1690 г. и указом 7 декабря 1640 г. запрещалось принимать в подьячие тяглых людей. Такая политика определила две особенности русской бюрократии: во-первых, дети наследовали не только профессию, но и место отца, и, во-вторых, попавшие в «обойму» просто перетекали с места на место, не покидая приказного круга, тем самым усиливая корпоративность. Попытки правительство в 1670-е гг. проводить погромные «разборы» (так, в 1675 г. из Поместного приказа было отставлено 150 подьячих) не помогали. Аппарат начал самовоспроизводиться: во второй половине XVII в. из 303 дьяков 267 составляли бывшие подьячие.

С середины 1640-х гг. правительство пыталось сократить штаты приказов уменьшением жалованья, но и эти меры не приводили к сокращению числа подьячих. Не помогали и прямые указы о сокращении — просто появлялись временные комиссии. С 1660-х гг. средний штат приказа составляет уже 20—40 человек, а в Поместном приказе была даже организована специальная школа для обучения детей приказному делу. С 1670-х гг. до 1698 г. численность приказных людей удваивается, хотя некоторым даже писать приходилось стоя. Лишь московские подьячие получали жалованье регулярно, а остальные — лишь с 1640-х гг. В 1647 г. были введены твердые оклады для всех приказных изб в европейской части страны, деньги на которые брались из пошлинных сборов самих приказных изб и судебных дел. Подьячий начал кормить сам себя, что и превращало его в бюрократа. Появляется огромное число неверстанных подьячих, не получавших жалованья (к концу века в Москве они составляли 40% приказных людей), которые питались от приказных денег на чернила, бумагу и свечи и за счет «раздач». Эти «праздничные» деньги еще в правление Алексея Михайловича стали давать в оклады.

Просматривается и стремление центральной власти урегулировать деятельность многочисленных приказов. Например, Алексей Михайлович создал для контроля над деятельностью остальных приказов не подчиняющийся Боярской думе приказ Тайных дел, а для контроля финансов — Счетный приказ. Федор Алексеевич установил единое время службы — пять часов с рассветом и пять часов перед закатом. Кроме того, на протяжении столетия повышается значение неродовитых людей в государственном аппарате. Так, дьяки Разрядного приказа получили право всюду, кроме учреждений, возглавляемых боярами и окольничими, писать указы, подлежащие исполнению. Судя по всему, с 1680 г. в приказах постепенно устанавливается единовластие: было велено не писать имена «товарищей» приказного судьи.

Приказная система управления.

Существование развивающейся экономики было невозможно без создания специализированных органов управления и чиновничьего аппарата. В этой связи начиная с конца XV в., в Московском княжестве формировались приказы как центральные органы управления.

Система кормления. Эта система местного управления также известна со времени Киевской Руси. На места в сельскую местность посылались волостели, а в город наместники. Они осуществляли повседневное управление вверенной им территорией и выполняли судебные полномочия по незначительным делам. За свою службу они не получали из казны Великого князя жалованья и имели право сбора «корма» с населения. Очевидным является тот факт, что назначенные кормленщики мало заботились о государственном деле и старались как можно больше обогатиться. Поэтому Великий князь ограничил срок кормления до 3 лет. После окончания 3 -х летнего срока кормления государственный служащий возвращался обратно в центр, где дожидался нового назначения.

Местное самоуправление. Начиная с XV в. в Московском княжестве появляются выборные губные и земские избы. Земские избы осуществляли полицейскосудебные и финансовые функции, а губные избы были карательными органами, осуществлявшими уголовное преследование.

Таким образом, система государственного управления Древнерусского государства с неизбежно усложнялась. Это повлекло за собой потерю Великим князем той полноты его непосредственного участия в государственном управлении, какой он обладал во времена Киевской Руси. Власть стала начинает осуществляться Великим князем опосредованно, через назначаемых им лиц. Существование такой сложной системы управления породило и неизбежность развития источников права, в которых находили отражение многие институты государственного права.

Источники права. Развитие системы источников права было предопределяемо изменением территориальной целостности государства и постепенным усложнение социально-экономического уклада жизни.

Русская Правда. Предполагают, что данный источник права продолжал действовать в период формирования Московского централизованного государства. Об этом свидетельствует то, что большинство из обнаруженных списков Русской Правды датируются именно временем формирования Московского централизованного государства. Кроме того, известна еще одна редакция данного документа Сокращенная, датируемая именно XV в.

Мерило праведное. Представляет собой сборник юридических нравственных наставлений для судей. Датируется концом XIII — началом XIV в. Данный сборник состоит из двух частей. В первой содержатся переведенные тексты византийских законов в праведных и не праведных судах. Вторая часть является сборником 30 глав, содержащих византийские церковные и светские законы.

Княжеское законодательство. Законодательная деятельность князя в период формирования централизованного государства еще была слаба и как следствие касалась в основном вопросов регламентации наместничьего управления. Так, до нас дошли Двинская уставная грамота 1347 г. и Белозерская уставная грамота 1488 г. В них устанавливался размер корма, порядок осуществления управления наместником и содержались нормы уголовного права.

Судебник 1497 г. Создание этого акта явилось прямым следствием окончания процесса «собирания Русских земель». Данный акт был принят Боярской Думой в сентябре 1497 г. Он закрепил единообразие в области судоустройства, отправления правосудия и немногочисленные нормы уголовного права. Известно, что Судебник 1497 г. был дополнен Василием III. Однако до нас эта редакция Судебника не дошла.

Таким образом, разрозненные княжества преобразуются в единое государство, используя организующую силу Великого князя. В результате были созданы предпосылки для появления на этой базе сильной державы. Создание прочной государственности послужило условием для развития учений о государстве и праве. В этот период известными мыслителями являются Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Андрей Курбский и др.

Приказная система управления

В середине XVI в. в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления — сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством. Приказы — это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов.

Это интересно:  Анализ 27 главы отцы и дети

Ведущая роль в период становления приказной системы принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Основу русской армии составили дворянская конница и стрельцы. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Создание постоянного стрелецкого войска явилось большим шагом вперед в организации военных сил России. Первоначально стрельцов было три тысячи. Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военная реформа предусматривала усиление артиллерии (для ее управления создан Пушкарский приказ), наем в русскую армию иностранцев привел к созданию Иноземного приказа. Для несения пограничной службы стали привлекать казачество — возник Казачий приказ, ведавший казачьими войсками. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал созданный в начале XVI в. Разрядный приказ, фиксировавший все назначения на службу, перемещения в должностях на основе принципа местничества, т.е. родовитости и знатности. Поместный приказ ведал поместными земельными владениями служилых дворян. В его функции входил контроль по обеспечению дворян поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами.

В это же время появились специальные территориальные приказы, в ведении которых находилось управление территориями, присоединенными к России или осваиваемыми (Казанский приказ).

В период сословно-представительной монархии возник в России зародыш центрального полицейского органа. Сначала это была Боярская дума по разбойным делам, а затем Разбойный приказ, в компетенцию которого входила разработка для местных органов наказов по борьбе с общеуголовными преступлениями и назначение на места соответствующих должностных лиц. Этот приказ уже в середине XVI в. возглавил систему полицейско-сыскных органов. В данном приказе утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных изб; во второй инстанции рассматривались разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ.

Дворцовые приказы обслуживали личные потребности царя и его семьи. Их было несколько: приказ Конюшенный ведал царской конюшней, были Ловчий, Сокольничий, Постельничий и другие приказы. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными, и по принципу местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.

Специально для рассмотрения обращений к самому царю дворян и детей боярских как особая их привилегия при Иване IV был создан Челобитный приказ. Для ведения дел о холопах создан Холопий приказ, тогда как прежде ими занимались местные органы управления и Казенный приказ. В Холопьем приказе в особых книгах регистрировались кабальные записи, рассматривались иски по делам о беглых холопах.

Особо важную роль выполнял Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами, которыми до этого занимались многие органы, в том числе Боярская дума. Отсутствие единого центра посольского дела создавало значительные неудобства: прежде всего при большом числе лиц, участвовавших в регулировании межгосударственных отношений, трудно было сохранить государственную тайну.

Посольский приказ вел переговоры с представителями иностранных государств, вырабатывал важнейшие документы по внешнеполитическим вопросам с обоснованием позиции Российского государства, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Роль Боярской думы в результате создания Посольского приказа в решении вопросов внешней политики снизилась.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы.

Приказная система управления

Возникновение и развитие приказной системы управления. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти. Судебник 1550 г. — каркас системы приказного управления. Состав приказов, их ведомство, устройство, делопроизводство.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.02.2012
Размер файла 31,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приказная система управления

1. Возникновение и развитие приказной системы управления

2. Состав приказов, их ведомство, устройство и делопроизводство

Список использованных источников

Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому исследование общего и особенного в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки.

Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. Вышеизложенное определяет актуальность темы для рассмотрения.

Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований.

Приказная Система Управления — сложившаяся в середине XVI в. система постоянно действующих центральных государственных учреждений — приказов. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) государя.

Постепенно нерегулярные поручения приобрели постоянный характер, а для их исполнения вокруг боярина, ставшего должностным лицом, образовывался штат постоянных сотрудников, появились избы и дворы — канцелярии. Приказ-поручение превратился в приказ-учреждение.

Система приказов достигла рассвета в XVII в. Однако недостатки приказной системы постепенно затрудняли деятельность механизма государственной власти: не существовало единства в распределении дел между приказами, отсутствовало четкое разграничение функций и компетентности между ними, царила волокита и взяточничество, вся система с трудом поддавалась контролю верховной власти. Упразднена в начале XVIII в. Петром I.

1. Возникновение и развитие приказной системы управления

Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

По мнению В.И.Сергеевича, приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу, или нескольким, поручается ведение некоторых дел, «приказывается» ведать этими делами — и возникает приказ, который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и приказа употреблялось сначала смешано, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими — изб.

Название палата было более почётным, чем изба. Дворами и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые ведали отдельными областями государства. Названия палата, двор, дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV — на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю.

Ко времени Ивана III относится появление приказов разрядного, холопьего, житного, Большого двора, казённого, постельного, конюшенного, а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, приобретенных Иоанном III, и, наконец, приказов, которые позже носили название четвертей. Причем, наименование Большой приказ возможно, принадлежало приказам, заведовавшим делами собственно Московского Великого княжества, то есть земель, наследованных Иоанном III от своего отца, в противоположность приказам, которые, заведуя делами только отдельных княжеств, носили название от этих княжеств.

Судебник 1550г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды:

а также четверти:

Переход к приказной системе управления (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия).

Это интересно:  Основные виды нормативно правовых актов

Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ. Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных.

К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.). Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности). Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины). В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа.

В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались — по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества.

приказная система управление

2. Состав приказов, их ведомство, устройство и делопроизводство

В государственном аппарате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек.

В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими.

Судей в приказах было по одному, а в более важных — по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же — стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.

Профессор В. И. Сергеевич полагает, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М.Ф. Владимирский-Буданов думают иначе. «Хотя по закону, — говорит первый, — в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел».

«Даже в случае множественности членов, — замечает профессор М.Ф. Владимирский-Буданов, — присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718г., который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».

Канцелярии некоторых приказов делились на повытья и столы, ведавшие определённый род дел или определённую ветвь управления. Дела в приказах производились на столбцах из простой бумаги. До издания «Уложения» не видно, чтобы дела по мере поступления заносились в какой-нибудь реестр. Докладывались они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок и узаконений.

Это интересно:  Сущность местного самоуправления состоит в

Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. «Уложение» предписывало в каждом приказе иметь за подписью дьяка особую книгу, куда подьячие должны были записывать судные дела и судные казенные пошлины немедленно по окончании суда.

В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах приказа обозначался по имени один только главный судья. Скрепляли и помечали дела дьяки и подьячие; бояре и вообще судьи приказа нигде своих рук не прикладывали; только одни послы подписывали договорные записи при международных сношениях.

Сношения приказов между собой происходили путём памятей. Исключение составлял один Разряд: до 1677г. в приказ, где заседали думные люди, Разряд писал памятями, а в другие приказы — указами. В 1677г. было повелено, чтобы все без исключения приказы Разряд писал только указами. Памяти и указы писались на имя судей, а впоследствии — на имя главного судьи с товарищами; имя самого приказа обозначалось только на конверте.

Указы, которые посылались из приказов в города к боярам, воеводам и приказным людям о разных делах, по словам Котошихина, писались по такой форме: «от царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему такому-то». Таким же образом писали и к средним воеводам: сначала обозначали чин, если то лицо, к которому писали, было князь, стольник или стряпчий, затем имя; обращаясь к простому дворянину, писали только имя его, отчество и прозвание.

Если боярин, воевода, приказные люди, послы, посланники, гонцы и др. писали отписки по разным делам, которые они ведали, к царю в приказ, то для этого существовала такая форма: «государю царю и великому князю», затем следовал титул, а после титула: «холоп твой Янка Черкаской (Ивашко Воротынской) с товарыщи (если они были) челом бьют (челом бьёт)». В отписках лица эти своего титула и чина не означали. Отписки адресовались не в приказ, а таким-то лицам (судьям) или такому-то лицу (главному судье) с товарищами, в таком-то приказе.

Та же форма соблюдалась и в челобитьях в приказы. Простой человек писался в челобитье также полуименем, как и князь; посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Точно так же писали себя полуименем и «рабами и сиротами» жены и дочери разных чинов, хотя отцов своих и мужей называли в челобитных полными именами, означая их прозвище и чин.

Взаимодействие приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством нарочных. В 1649 году, во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги. Дела в приказах иногда, по особому распоряжению государя, подвергались ревизиям, но это происходило редко и только в особых случаях.

Однако недостатки приказной системы постепенно затрудняли деятельность механизма государственной власти и она была упразднена в начале XVIII в.

Формирование приказов происходит в конце XV в. Этот период характеризуется крупными изменениями в структуре органов государственной власти, обусловленными новыми условиями жизни государства и общества: за счет присоединения ранее независимых княжеств и земель значительно увеличивается территория государства с центром в Москве.

Изменения в структуре управления в конце XV в. не были итогом целенаправленной политики. Новые ведомства возникали по мере необходимости с целью обеспечить эффективность управления и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях.

Большая роль и значение правовых обычаев в структуре права конца XV — XVII вв. в условиях перехода служащих существующих приказов во вновь образуемые приказные учреждения привели к унификации принципов и механизмов приказного управления.

Источниками правового обеспечения деятельности приказов были нормативно-правовые акты, распоряжения монарха, приказная практика и правовые обычаи.

Практическая деятельность приказов вплоть до конца XVII в. оставалась одним из важнейших механизмов в структуре нормотворческого процесса; разработка и совершенствование законодательства в XVII в. приводили к постепенному сокращению роли и значения правовых обычаев и приказной практики как регуляторов функционирования приказов.

Приказы, будучи органами центрального управления в XVI-XVII в., находились под жестким контролем со стороны вышестоящих органов государственной власти. В полной мере обладая исполнительной функцией, приказы были фактически ограничены царем и/или Боярской думой в своей распорядительной деятельности.

Особенностью приказов как органов государственной власти являлось наделение их судебными полномочиями, территориальной компетенцией.

Специфика приказов как системы органов государственной власти заключалась в отсутствии четкого разграничения компетенции; она определялась исключительно распоряжениями царя и Боярской думы.

Список использованных источников

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. — 131с.

2. Ерошкин В.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М.: Высшая школа, 1983. — 352с.

3. История отечественного государства и права. Часть I. Учебник. — Издание третье, переработанное и дополненное /под ред. О.И. Чистякова. — М.: Юристъ, 2004.

4. Лисейцев Д.В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Тула, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Процесс формирования и система приказов в России. Система органов государственной власти в период формирования приказов. Приказная бюрократия, причины её появления. Государственная служба приказной системы. Приказное делопроизводство XV-XVII вв.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 11.03.2012

Возникновение и генезис приказной системы управления в России в конце XV — XVII вв. Время и причины возникновения приказной системы. Влияние опричнины на политический строй. Расцвет сословно-представительной монархии. Местное и региональное управление.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 04.12.2008

Сущность понятия государственного управления и контроля. Система и структура органов государственной власти. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля. Роль нормативно-правовых документов в развитии государственной системы управления.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 15.11.2013

Приказы как органы центрального государственного управления. Приказы общегосударственного значения и их виды. Недостатки приказной системы управления. «Русская правда» — памятник феодального права. Понятие и виды преступлений по Артикулу Воинскому 1715 г.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 29.11.2010

курсовая работа [36,1 K], добавлен 14.03.2012

Предпосылки формирования особенностей государственного управления. Причины реформирования системы государственного управления. Процесс совершенствования государственного управления в России. Преобразования в структуре органов государственной власти.

курсовая работа [50,6 K], добавлен 08.11.2013

Политика перестройки в преломлении к вопросу о форме государственного единства. Становление государственной системы России. Характеристика высших органов государственной власти, органов отраслевого управления, местного управления и вооруженных сил.

курсовая работа [87,8 K], добавлен 24.11.2010

Понятие и сущность государственного управления. Содержание исполнительно-распорядительной деятельности. Направления и тенденции развития органов административного управления в РФ. Исполнительный орган государственной власти: понятие, правовой статус.

дипломная работа [88,8 K], добавлен 08.06.2011

Система органов государственной власти в современной России. Роль Президента РФ в системе государственного управления. Федеральное Собрание как высший законодательный орган государства. Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти.

курсовая работа [41,4 K], добавлен 19.06.2014

Природа и сущность государственной власти. Особенности государственного управления. Понятие нормативно-правовых актов органов государственного управления. Принципы, направления и формы взаимосвязи государственной власти и органов местного самоуправления.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 12.10.2015

Статья написана по материалам сайтов: sci-book.com, studref.com, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector