+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принципы субъективного избирательного права

Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное правоэто система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Эти нормы разделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют принципы выборов, их руководящие начала, содержащиеся, как правило, в конституции государства.

Процессуальные нормы регулируют порядок и организацию проведения выборов и помещаются в законе о выборах.

Субъективное избирательное правоэто гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное правоэто право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления; а пассивноеэто право быть избранными в данные органы.

Избиратель — лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса.

Избирательный корпус (электорат)— совокупность избирателей страны или территориальной единицы.

Юридический избирательный корпус — совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных).

Фактический избирательный корпус— совокупность голосующих избирателей.

Потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не внесенных в списки.

Цензы — установленные законом ограничения избирательного права граждан.

Эволюция избирательного права привела к упразднению ограничений по половому признаку и предоставлению избирательного права женщинам.

Одной из характерных черт избирательного права является наличие ценза оседлости: в США он составляет один месяц, в Австралии, ФРГ и Японии — три, в Бельгии и Франции — шесть, в Канаде и Финляндии — двадцать месяцев.

Законы государств могут устанавливать и другие ограничения избирательного права. Преимущественно они касаются тех, кто отбывает наказание за совершение преступления. В ряде государств в избирательных правах ограничиваются банкроты, те лица, которые содержатся за счет социальных фондов и др. Иногда устанавливаются более общие ограничения относительно социального поведения избирателей. К примеру, в Конституции Италии допускается ограничение избирательных прав для лиц, совершивших “недостойные поступки, указанные в законе”. В Великобритании не голосуют пэры, так как они имеют свою палату; в некоторых странах — племенные вожди; в государствах, где закон предусматривает обязательное голосование — лица, лишенные судом избирательных прав за систематическое уклонение от участия в выборах.

В связи с ограничениями в пассивном избирательном праве в ряде государств существуют понятия неизбираемости и несовместимости.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста.

Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность.

В конституциях зарубежных государств наиболее часто устанавливаются следующие принципы избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.

Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.

Принцип свободы выборов означает запрет оказывать незаконное давление на волю избирателей.

Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом. Он достигается тем, что каждый избиратель имеет равное число голосов, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.

Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборных орган.

Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней в кабинах, использование избирательной машины, электронной карточки избирателя и др.). Нарушение тайны голосования карается законом. Открытое голосование используется очень редко, как правило, при избрании низового звена представительного органа. Например, при избрании низового звена Собрания народных представителей в Китае.

Понятие и принципы избирательного права

Тема 7. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах.

Цели занятия:

— расширить и углубить знания о понятии и принципах избирательного права;

— уяснить понятие и особенности избирательных систем;

— углубить знания о порядке проведения выборов в органы государственной власти;

— уяснить понятие референдума и виды референдумов.

Учебные вопросы:

1. Выборы: понятие и виды;

2. Понятие и принципы избирательного права;

3. Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах;

4. Понятие и стадии избирательного процесса;

5. Референдум в зарубежных странах.

1. Выборы: понятие и виды

Выборы — это процедура формирования органа публичной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуще­ствляемая путем голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый замещаемый мандат претендуют несколько канди­датов. Именно альтернативностью выборы отличаются от других способов формирования персонального состава органов публич­ной власти. Наряду с ними истории известны такие способы, как назначение, наследование, замещение тех или иных постов по должности и по жребию.

В демократических государствах все органы публичной власти в конечном счете — непосредственно или опосредованно — получают свои полномочия по воле народа (исключение составля­ют монархи, которые, впрочем, в парламентарных монархиях, то есть при форме правления, наиболее адекватно соответствующей демократическому режиму, являются далеко не самыми влиятель­ными фигурами в государственном механизме).

Мировой практике известно множество видов выборов. Их мож­но классифицировать по ряду оснований.

1. По территории проведе­ния выборы делятся на национальные(посредством которых изби­раются высшие органы власти страны), региональные(например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы орга­нов местного самоуправления).

2. По времени проведения выборы бывают очередными (прово­дятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или должностного лица) и внеочередными (проводятся после дос­рочного прекращения их полномочий).

3. По количеству мандатов, замещаемых в избирательных окру­гах, выборы бывают униноминальнымй (от каждого округа изби­рается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

Выборы включают три основных элемента: избирательное право, избирательную систему и избирательный процесс.

Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективно избирательное право — это система правовых норм регулирующих, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов (например, в актах верховных избирательных трибуналов в ряде стран Латинской Америки).

В субъективном смысле избирательное право — это право конкретного лица участвовать в выборах. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, о которых будет сказано ниже. Существует также формальное требование: необходимо быть включенным в список избирателей, ибо даже если избиратель придет с удостоверением на право голосования в другой избирательный участок, он должен будет быть внесен в дополнительный список избирателей.

Различают активное и пассивноеизбирательное право. Активное — это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов. Пассивное избирательное право — это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления (совет графства в Великобритании, генеральный совет департамента во Франции и т.д.). Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Так, гражданин США, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах президента США, но быть избранным не может: для этого нужно достичь 35-летнегс возраста. Обратное соотношение активного и пассивного избирательного права не встречается: если гражданин обладает пассивным избирательным правом, то он имеет и активное.[27]

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным воле­изъявлением.

К числу принципов субъективного избирательного права от­носятся всеобщность, свобода (признается даже при демократи­ческом режиме не повсеместно), равенство, непосредственность, тайное голосование.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избиратель­ное право) признаются за всеми взрослыми и психически здо­ровыми гражданами.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемы­ми цензами, то есть специальными условия­ми.

Лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса, называется избирателем. В большинстве случаев избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса на выборах органов местного самоуправ­ления предоставляется и постоянно проживающим в соответ­ствующей местности иностранным гражданам и лицам без граж­данства.

Совокупность избирателей страны или территориальной еди­ницы называется их избирательным корпусом (иногда — элек­торатом). Различаются:

юридический избирательный корпус — совокупность избира­телей, внесенных в списки (зарегистрированных),

фактический избирательный корпус — совокупность голосу­ющих избирателей и

потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо не за­регистрированных.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные принципы избирательного права

право гражданин избирательный муниципальный

Под принципами российского избирательного права понимаются основные начала (стандарты), руководящие идеи, лежащие в основе регламентации всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов и отражающие демократическую природу, как конституционной основы народовластия.

Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции. Таким образом, можно сказать что, принципы избирательного права составляют содержание всех избирательных отношений. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Кроме того, эти принципы определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права. Принципы обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Это интересно:  Перевод денег физическому лицу от физического лица

Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно-назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные выборы — единственный законный способ делегирования власти народом. Это оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной частью современной конституционно-правовой модели российской государственности.

На основании изложенного предлагается следующая классификация принципов российского избирательного права, которая основана на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений, а также непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнения одних принципов другими. По этому критерию принципы избирательного права следует систематизировать по трем основным группам (Приложение А):

1. Принципы организации и проведения выборов;

2. Принципы участия граждан России в выборах;

3. Принципы дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.

Первую группу составляют исходные (базовые) начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью, назначения, свободой, альтернативностью, (конкурентностью) состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (нефальсифицированностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума РФ.

Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

К третьей группе принципов избирательного права относятся гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Каждый принцип системы избирательного права связан друг с другом.

1.Принципы организации и проведения выборов. Развитие современного российского избирательного законодательства, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах. Это позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые (стандарты) начала:

Обязательность выборов. Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их проведении в установленные законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их. Выборы в обязательном порядке проводятся в сроки, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9 ФЗ). Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. К ним относятся своевременность назначения даты выборов и периодичность проведения указанных выборов. Предусмотренные федеральным законодательством судебные гарантии обязательности назначения выборов исключают любые возможности для уклонения от решения вопроса о дате их проведения.

Как правило, объединение избирательных кампаний вносит ощутимый позитивный эффект благодаря экономии финансовых, организационных (административных) информационных, материальных и иных ресурсов, вовлекаемых в орбиту избирательного процесса.

Принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов.

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.ст. 21 и 60) и законодательством субъектов Российской Федерации, официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вместе с тем, практике уже известны попытки ревизии со стороны отдельных государственных органов и их должностных лиц решений избирательных комиссий об установлении результатов выборов.

Периодичность выборов. Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов. Они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, — гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей.

В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов.

Свобода выборов. Этот принцип является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ст. 3) прямо закрепляет данный принцип на уровне Основного закона. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. В большинстве субъектов РФ законодательство ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование. Это отражено в основном Федеральном Законе (ст. 58), в которой предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ.

Альтернативность выборов. Этот принцип закреплен в ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с этой статьей, в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

Вместе с тем, в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления (ст. 32), а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах (ст. 59). Такой подход призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.

Допустимость различных избирательных систем. Основной закон и федеральное законодательство не содержат ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов различных избирательных систем.

Законодательством признается правомерной организация выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, их модификации (мажоритарно-пропорциональной) либо иных их вариантов. Как правило, на выбор той или иной избирательной системы оказывают влияние характер социально-экономического развития страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные, исторические и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе (системам) особую специфику. Характерно, что принцип допустимости различных избирательных систем, во-первых, предусматривает поиск наиболее оптимальных вариантов проведения различных выборов, во-вторых, дополняет принцип свободы выборов.

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Данный принцип устанавливает, что для обеспечения реализации и защиты, избирательных прав граждан образуются специальные органы — избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Важно отметить, что статья 21 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливает, что Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ впервые на законодательном уровне закреплены в качестве государственных органов, не входящих в ни систему органов законодательной (представительной), ни исполнительной, ни судебной власти. Система избирательных комиссий обеспечивает фактическое осуществление организации и проведения выборов на всех уровнях власти и местного самоуправления. При этом решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе, и срок ее полномочий составляет четыре года. Также на постоянной основе действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а срок их полномочий устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти. Окружные избирательные комиссии обладают своими полномочиями до назначения даты новых выборов. Сроки полномочий участковых избирательных комиссий истекают, как правило, после официального опубликования итогов выборов.

2. Принципы участия российских граждан в выборах. Принципы реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, непосредственно закрепленные федеральным законодательством, имеют универсальное значение для всех видов выборов в Российской Федерации. В этой связи, исчерпывающе четкое и непротиворечивое содержательное определение форм участия граждан во всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации, является одним из основополагающих направлений правового обеспечения представительных основ государственной и муниципальной демократии.

Гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации в статье 32 прямо не оговаривает основных принципов его реализации, обязательных на всех выборах. Исключение сделано в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Рассмотрение этого, и иных ратифицированных Россией пактов и конвенций о правах человека, позволяет сделать вывод, что хотя принципы участия граждан в выборах воспроизводятся на конституционном уровне применительно только к выборам Президента России, тем не менее, они, являясь неотрывной частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Это интересно:  Окфс как узнать свой по инн

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 сентября 1997 г. (в ред. Федерального закона от 30 марта 1999 г.).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов и регламентируется в иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях. А по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации — быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательное законодательство Российской Федерации закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку, и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан РФ.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.

Тайное голосование. Этот принцип исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования предусматривается либо административная, либо уголовная ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

Свобода выборов предполагает, что при их организации и проведении исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а так же оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах в современных условиях является одной из актуальных проблем российской политики. Принципы избирательного права призваны служить ориентирами в организации и проведении всех видов выборов на разных уровнях власти. Только приоритетное следование им со стороны всех участников избирательного процесса способно предотвратить возникновение различных юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, последовательным, нефальсифицированным, и не обратимым. К числу важнейших и международно-признанных принципов избирательного права следует отнести: всеобщность, свободу участия, равенство, прямой характер выборов и тайное голосование.

Понятие избирательного права РФ. Принципы избирательного права. Его основные источники

Порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов называют избирательной системой в широком смысле слова.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования является избирательной системой в узком смысле слова. Известны две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные избирательные системы.

Основное различие между мажоритарной и пропорциональной избирательной системами заключается в способе определения результатов выборов.

Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Таким образом, избирательное право (в объективном смысле) — это система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. избирательная система, и в этом смысле является одним из конституционно-правовых институтов. Но термин избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. Избирательное право (в субъективном смысле) — это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления, т.е. это комплекс конкретных прав лица, среди которых основное место занимают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — это право избирать в выборные органы власти. Пассивное избирательное право — это право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления, т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми другими правами кандидатов.

Условия признания и реализации избирательного права — это принципы избирательного права (субъективного). Такими принципами являются всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование.

Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией или законом устанавливаются условия для получения или осуществления избирательного права — избирательные цензы.

Требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста, называется Возрастным цензом.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах высшего должностного лица субъекта федерации, субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

Требование, установленное Конституцией или законом, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов называется цензом оседлости.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования является образовательным цензом.

Положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана, называется служебным цензом.

Это интересно:  Как платят больничный в 2019 году

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Равное избирательное право — принцип избирательного права, предполагающий наличие двух условий:

каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один);

каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е.

должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа.

Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

На федеральном уровне проведение выборов и референдумов регулируется Законами:

от 12 декабря 1993 г. Конституция РФ,

от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,

от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,

от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,

от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» раскрывает условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут ему противоречить. Ст.1 ФЗ»Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Гарантии прав на участие в выборах и референдумах, предусмотренные этим Законом, распространяются также на соответствующие формы народовластия, осуществляемые в субъектах Федерации и органах местного самоуправления.

Наиболее важными для защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, представляются следующие положения этого Закона.

Реализация избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, вызывает определенные трудности.

В следственных изоляторах содержится значительное число лиц, правовой статус которых позволяет им участвовать в выборах либо референдумах.

Только признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда граждане не имеют права избирать и быть избранными. П. 3 ст. 32 Конституции РФ

Граждане РФ имеют право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. П. 2 ст. 4 Конституции РФ

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено это место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. П. 4 ст. 4 Конституции РФ

Законом предусмотрена такая гарантия участия граждан в выборах и референдумах, как обязательная регистрация (учет) избирателей, участников референдума (ст. 16). Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, к каковым относятся и места содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном Законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания (ст. 17).

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до голосования могут образовываться избирательные участки. В исключительных случаях в местах временного пребывания граждан избирательные участки по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией могут образовываться в срок не позднее чем за 5 дней до голосования (ст. 19).

Аналогичные гарантии есть и в Законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».

В то же время не урегулированы федеральным законодателем порядок и условия взаимодействия избирательных комиссий и следственных органов в связи с нахождением под стражей лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты. Получается, что федеральное законодательство не гарантирует презумпцию невиновности гражданина, содержащегося под стражей и желающего реализовать конституционное право быть избранным.

Не все законы субъектов Федерации содержат положения, соответствующие федеральному законодательству. Например, в Удмуртской Республике действуют Законы от 23 сентября 2002 г. «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики», от 11 ноября 2003 г. «О выборах Президента Удмуртской Республики» и «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике». Они предусматривают включение в списки избирателей лиц, содержащихся под стражей, только на основании паспорта и при условии, если место временного пребывания и место постоянного жительства находятся на территории одного избирательного округа. Такое положение не соответствует Конституции РФ и ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (выборы в органы государственной власти или местного самоуправления). Если место временного пребывания и место постоянного жительства гражданина находятся на территории одного и того же субъекта Федерации или муниципального образования, то отсутствуют и законные основания лишать такого гражданина избирательных прав. Федеральное законодательство содержит механизмы исключения гражданина из списков на участке, где расположено его постоянное место жительства, если он включен в списки по месту временного пребывания.

Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» не соответствует ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. он ограничивает присутствие наблюдателей на избирательных участках, сформированных в больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.

Выборы и референдумы организуют и проводят соответствующие избирательные комиссии. Они являются федеральными государственными органами с особым статусом. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе исполняющих наказание, не допускается. На них также возложена защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, в число которых следует включить и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Эти учреждения обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, которые созданы федеральным органом исполнительной власти, не исключены из системы органов, взаимодействующих с соответствующими избирательными комиссиями.

Пробелы федерального и регионального законодательства — во многом причина нестабильной судебной практики.

Для предупреждения разногласий в правоприменительной деятельности, вызванных пробелами в федеральных и региональных законах, целесообразным представляется принять единый для законодателей всех уровней публичной власти конституционный закон о принципах и порядке законодательного процесса. Он должен закреплять не только принципы осуществления правотворческой деятельности, но и процедуру подготовки, внесения, рассмотрения и принятия законопроектов. Особые требования должны предъявляться к разработке законов, направленных на реализацию конституционных прав граждан. К таким требованиям стоило бы отнести финансовое обеспечение, необходимое для практической реализации законов, проведение криминологической и других видов экспертиз законопроектов, обязательное согласование положений законопроекта с действующим федеральным и региональным законодательством и т.п.

Необходимо отметить значительную роль судов в обобщении практики и выработке единых подходов к применению законодательства. Выработка таких подходов Пленумом Верховного Суда РФ могла бы способствовать реальной защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, нацелить суды на всесторонний анализ как федерального, так и регионального законодательства. Не случайно ГПК РФ предусматривает, что по делам о нарушениях избирательных прав, которые отнесены к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, studbooks.net, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector