+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проект бюджетного кодекса в новой редакции

Бюджетный кодекс РФ (далее — Кодекс) хотят обновить. Минфин России вынес на общественное обсуждение соответствующий законопроект 1 .

В новом Кодексе планируется объединить в единую систему принятые за последние годы федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения и подготовленные в Правительстве РФ в 2015 году законопроекты о поправках в Кодекс с целью принятия стабильного, системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.

Так, предлагается новая структура Кодекса, включающая 9 разделов, 33 главы и 313 статей. Деление Кодекса на части разработчики документа признали нецелесообразным.

Кроме того, законопроектом предусмотрены:

  • уточнение основных понятий (например, «бюджетная система Российской Федерации», «бюджетный процесс» и т. п.);
  • введение новых понятий («получатель средств из бюджета», «публичные обязательства», «лимит долгосрочных контрактных обязательств», «казначейское обслуживание», «единый казначейский счет», «казначейский счет», «временно свободные средства» и т. п.) и исключение некоторых действующих понятий («собственные доходы», «межбюджетные отношения», «бюджетная роспись»);
  • закрепление в одной норме универсальных для всех публично-правовых образований бюджетных полномочий;
  • включение новых положений об информационном обеспечении в сфере бюджетных правоотношений (в частности, намечено создание единого портала бюджетной системы РФ);
  • переход к описанию состава доходов бюджета не в зависимости от публично-правового образования, а по виду доходов с сохранением деления доходов на налоговые и неналоговые в действующей классификации по доходам;
  • установление единого принципа зачисления доходов от штрафов: «из какого бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, должностные лица которого налагают штраф – в тот бюджет штраф и должен поступать» (установлен ряд исключений);
  • совершенствование правовой основы для планирования расходов бюджета (сначала возникает публичное обязательство, потом расходное, затем оно трансформируется в бюджетное обязательство, денежное обязательство);
  • увеличение срока предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета с 30 до 50 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года;
  • расширение перечня бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета в части осуществления внутреннего финансового контроля и т. д.

При этом в целях создания надлежащих условий для применения новой редакции Кодекса предлагается в 2016 году ввести положения, которые позволят подготовить проекты бюджетов бюджетной системы РФ на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с требованиями новой редакции Кодекса. Затем с 1 января 2017 года планируется осуществлять исполнение бюджетов с учетом требований новой редакции Кодекса, а с 2019 года – ввести систему показателей оценки долговой устойчивости субъектов РФ.

Необходимость разработки нового Бюджетного кодекса РФ авторы законопроекта связывают с многочисленными изменениями, внесенными в Кодекс с даты введения его в действие. Так, с 2000 года было принято 109 федеральных законов, вносящих изменения или приостанавливающих действие отдельных положений Кодекса. В Минфине России считают, что частые поправки не способствуют стабильности и системности применения нормативного правого акта.

«Предлагаемые нормы по реформированию системы бюджетных платежей направлены на более комфортное осуществление оплаты государственных (муниципальных) услуг гражданами и организациями», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Отметим, что на общественное обсуждение проекта нового Бюджетного кодекса РФ отведено две недели.

Знакомимся с проектом новой редакции бюджетного кодекса

«Руководитель автономного учреждения», 2015, N 6

Работа по подготовке новой редакции БК РФ, на протяжении прошлого года проходившая в кабинетах федеральных министерств, вышла на публичный уровень: проект закона размещен на Едином портале regulation.gov.ru. Как и действующий Кодекс, проект регламентирует различные стороны бюджетного процесса и в первую очередь адресован органам власти. Однако некоторые предложенные проектом нормы планируется распространить на бюджетные и автономные учреждения. Что именно может измениться в отношении АУ?

На необходимость разработки новой редакции Бюджетного кодекса указывалось еще в 2013 г. Так, в разд. II Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р, отмечалось, что все принятые в последние годы, а также готовящиеся изменения БК РФ должны быть увязаны в единую систему. В частности, при реализации Закона N 83-ФЗ преобладающая доля поставщиков государственных (муниципальных) услуг (БУ и АУ) была выведена из состава участников бюджетного процесса, что потребовало формулирования новых принципов взаимодействия органов власти и сети учреждений на всех стадиях бюджетного процесса, регулирования финансовых отношений бюджета и госучреждений в новых условиях.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Кроме того, законодатели решили упорядочить структуру и систематизировать содержание Бюджетного кодекса. Часть глав существующего документа предлагается сократить, а часть глав (например, о системе бюджетных платежей, требованиях к информационному обеспечению бюджетного процесса) внести в новую версию Кодекса (далее — также проект БК РФ).

Остановимся на тех разработанных нормах, которые напрямую касаются автономных учреждений.

Предоставление субсидий как публичное обязательство

Прежде всего, все обязательства разделены на нормативно-правовые (возникают в силу закона, иного нормативного акта и не требуют заключения соглашения) и договорные, обусловленные договором (соглашением, контрактом). Ко второму виду в будущем предполагается отнести договорные обязательства в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) физическим или юридическим лицам. Как сказано в пп. 1 п. 3 ст. 67 проекта БК РФ, такие обязательства возникают в отношении бюджетных и автономных учреждений из соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания или о предоставлении иных субсидий.

При этом в договорах и соглашениях предполагается прописывать следующие позиции (пп. 2 п. 3 ст. 71 проекта БК РФ):

  • обязательства стороны (в данном случае АУ) по достижению определенных целей, имеющих измеримые показатели финансово-экономической деятельности;
  • планы по достижению установленных показателей (в том числе их промежуточных значений);
  • обязанность возврата средств в бюджет при недостижении указанных показателей.

Иными словами, в соглашении будет оговорено достижение конкретного результата за установленный срок, что и определит эффективность предоставления бюджетных средств.

Субсидии БУ и АУ

Статьи БК РФ о субсидиях, выдаваемых бюджетным и автономным учреждениям из бюджета соответствующего уровня, в новой версии документа претерпят изменения. В частности, предлагается закрепить принцип программного бюджета: в нормах о предоставлении субсидий на выполнение задания, осуществление капитальных вложений (или приобретение объектов недвижимого имущества), а также бюджетных инвестиций оговаривается, что эти средства могут предусматриваться в бюджетах в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Это интересно:  Обязательно ли открывать расчетный счет для ип

Поправки затронут в первую очередь положения, касающиеся субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. Например, п. 1 ст. 77 проекта БК РФ гласит, что она должна рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания госуслуг (выполнения работ). Напомним, что в действующей версии Кодекса формулировка иная: помимо нормативов на оказание услуг учитываться должны нормативные затраты на содержание государственного (муниципального) имущества (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

И здесь важны два момента. Во-первых, в предлагаемой формулировке нет прямого указания на применение нормативов на содержание имущества, во-вторых, она позволит учитывать расходы на содержание всего имущества, задействованного в процессе предоставления государственных или муниципальных услуг (вероятно, в том числе приобретенного за счет приносящей доход деятельности). Напомним, что о такой возможности Минфин уже заявлял в разд. 9 Комплексных рекомендаций по вопросам, связанным с реализацией положений Закона N 83-ФЗ . Возможность эту тогда предполагалось законодательно закрепить посредством внесения соответствующих поправок в Федеральные законы от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).

Следующая поправка, которая в будущем может скорректировать порядок расчета субсидии на выполнение задания, связана с распределением части затрат между основной и внебюджетной деятельностью учреждения. Пункт 4 ст. 77 проекта БК РФ определяет: если БУ или АУ оказывает государственные (муниципальные) услуги сверх установленного задания за плату, нормативные затраты на содержание используемого имущества рассчитываются пропорционально доходам, полученным от оказания платных услуг, и размеру субсидии. Аналогичный принцип распределения расходов предполагается закрепить в отношении финансирования государственных (муниципальных) услуг, включенных в территориальные программы ОМС, однако воплощение его будет еще жестче. Положения п. 5 ст. 77 проекта БК РФ устанавливают, что уменьшению здесь подлежат все нормативные затраты, которые учитываются при расчете субсидии (как на оказание услуг, так и на содержание имущества).

Если разработанные нормы в данных формулировках будут приняты, тенденция к разграничению основной и внебюджетной деятельности БУ и АУ усилится: пропорциональное распределение затрат станет производиться по еще большему числу оснований. Напомним, что первый шаг в данном направлении будет сделан в следующем году. Согласно п. 13 Положения N 671 принцип распределения расходов начнет использоваться в отношении затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным БУ или АУ. В случае же участия учреждения в территориальных программах ОМС распределению подлежат все затраты на содержание имущества.

Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.

Внимания также заслуживают две другие поправки.

  1. Новая версия Кодекса содержит уточнение о том, что субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются бюджетным и автономным учреждениям исключительно в денежной форме (п. 1 ст. 77 проекта БК РФ).
  2. Планируется урегулировать вопросы, связанные с изменением объема субсидии на выполнение задания. Так, в договоры БУ и АУ о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет такой субсидии, предполагается включать условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения администратору расходов бюджета, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 7 ст. 77 проекта БК РФ). Если же изменение объемов субсидии ожидается не в текущем году, а в плановом периоде, БУ или АУ будут вправе не принимать решение о расторжении договоров, подлежащих оплате в этом периоде. Однако учреждение должно будет заключить дополнительные соглашения, определяющие условия исполнения указанных договоров в плановом периоде (п. 8 ст. 77 проекта БК РФ).

Государственное (муниципальное) задание

Нормы, регулирующие содержание, порядок формирования госзадания и объединенные в ст. 76 проекта БК РФ, тоже в целом не изменились, однако по данному вопросу предполагается внести четыре существенных дополнения.

Во-первых, в проекте закона дано определение государственного (муниципального) задания. Под ним понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям (формам), порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Необходимость в будущем обозначать в данном документе конечный результат предоставления услуги вполне соотносится с аналогичным требованием, сформулированным в отношении соглашения о предоставлении субсидии на выполнение задания (см. выше).

Во-вторых, показатели, характеризующие ту или иную услугу, должны быть увязаны с целевыми индикаторами соответствующих государственных и муниципальных программ. В этом проявляется внедряемый сегодня принцип программно-целевого финансирования.

В-третьих, в новой версии Кодекса предполагается закрепить приоритет трехлетнего периода бюджета, поэтому срок, на который утверждается задание, будет указываться в формате «очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год)» (п. 5 ст. 76 проекта БК РФ).

Наконец, в-четвертых, при формировании государственных и муниципальных заданий будет использоваться целая система перечней, которая позволит упорядочить наименования услуг и упростить процесс составления задания. Опора на ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ сохранится , однако появится дополнительное промежуточное звено — сводный реестр услуг и работ (п. 7 ст. 76 проекта БК РФ). Он будет составляться на основании базовых (отраслевых) перечней, а также Федерального реестра госуслуг, реестров госуслуг субъектов РФ, реестров муниципальных услуг (речь здесь идет об услугах, оказываемых органами власти в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 4 Положения N 671 и Постановлению Правительства РФ от 11.10.2014 N 1042 ведомственные перечни должны применяться при формировании заданий на 2016 г. и плановый период.

Введение дополнительного звена в систему перечней позволит исключить большое число альтернативных формулировок для обозначения одинаковой деятельности, используемых в разных субъектах РФ, муниципальных образованиях и даже на федеральном уровне. А это, в свою очередь, создаст предпосылки для составления заданий учреждениям на основе сопоставимых критериев.

Будущую систему перечней представим в схематичном виде.

Осуществление расходов БУ и АУ

В действующей редакции Бюджетного кодекса автономные учреждения не вписаны в бюджетный процесс, однако в будущем планируется установить в данном законодательном акте особенности осуществления расходов бюджетными и автономными учреждениями, а также их казначейского обслуживания.

В частности, в ст. 237 проекта БК РФ говорится, что операции со средствами БУ и АУ учитываются на лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе, финансовом органе, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Под исключением имеется в виду, например, норма о том, что АУ вправе открывать счета в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Это интересно:  Платная приватизация квартиры стоимость

Кроме того, ст. 253 проекта БК РФ определяет, что денежные средства автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в Казначействе, учитываются на казначейских счетах, а само казначейское обслуживание (этот термин должен прийти на смену кассовому обслуживанию) осуществляется в системе бюджетных платежей. В свою очередь, те АУ, лицевые счета которым открыты в Казначействе, в будущем окажутся прямыми участниками системы бюджетных платежей, а те АУ, лицевые счета которым открыты в финансовом органе, — косвенными участниками (п. п. 1, 2 ст. 268 проекта БК РФ).

Что касается особенностей осуществления расходов БУ и АУ, то они прописаны в ст. 239 проекта БК РФ. Здесь фактически повторяются положения ст. 2 Закона N 174-ФЗ, определяющие порядок расходования средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, иные цели, осуществление капвложений, средств ОМС, а также правила расходования неиспользованных остатков названных субсидий.

Обращение взыскания на средства БУ и АУ

Проект закона предлагает новый порядок исполнения судебных актов и решений налоговых органов, распространяющийся не только на средства бюджета (как прописано в действующей редакции Кодекса), но и на средства БУ и АУ, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах.

Прежде всего на эти средства планируется установить иммунитет: обращение на них взыскания будет возможно только на основании судебного акта (ст. 271 проекта БК РФ). Порядок такого взыскания подробно описан в ст. ст. 276, 278 проекта БК РФ.

Документ, предусматривающий обращение взыскания на средства АУ, суд либо налоговая направляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов АУ, а тот должен в течение пяти рабочих дней уведомить учреждение. Далее должнику в течение 30 рабочих дней необходимо представить в орган Казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа (решения налогового органа) в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника. Предполагается, что АУ самостоятельно определит, с какого лицевого счета будет производиться списание средств.

Если денежных средств недостаточно, АУ будет обязано представить в орган Казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. При нарушении учреждением установленных сроков орган Казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Если счета автономному учреждению открыты в учреждении Банка России или кредитной организации, исполнение судебного акта производится в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Финансовый контроль

Главу о государственном (муниципальном) финансовом контроле предлагается распространить на бюджетные и автономные учреждения. Так, Федеральное казначейство и финансовые органы будут наделены полномочиями по осуществлению финконтроля в отношении операций БУ и АУ. В п. 2 ст. 303 проекта БК РФ сказано, что контроль будет вестись за непревышением суммы по операции над суммой остатка на лицевом счете учреждения, соблюдением целей и условий, установленных в договорах (соглашениях) о предоставлении из бюджета субсидий, и др.

В свою очередь, полномочия органов Росфиннадзора тоже расширятся: им необходимо будет осуществлять контроль за результативным использованием бюджетных средств не только казенными, но и бюджетными и автономными учреждениями. Пункт 1 ст. 304 проекта БК РФ устанавливает, что анализироваться станут:

  • выполнение показателей государственных (муниципальных) заданий;
  • выполнение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
  • соблюдение предусмотренных в договорах (соглашениях) о предоставлении средств из бюджета условий, целей и порядка предоставления указанных средств;
  • соблюдение условий договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и др.

Информационная открытость бюджетного процесса

Информационному обеспечению бюджетного процесса в новой версии Кодекса посвящена отдельная глава, причем руководствоваться ее нормами станут не только участники бюджетного процесса, но и БУ и АУ. Предполагается, что повышение уровня открытости и прозрачности бюджетного процесса позволит широкому кругу лиц составить более ясное представление о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.

Согласно ст. 33 проекта БК РФ к публичным информационным ресурсам в сфере бюджетных правоотношений будут отнесены:

  1. единый портал бюджетной системы РФ budget.gov.ru;
  2. официальный сайт для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений bus.gov.ru.

Участники бюджетного процесса, бюджетные и автономные учреждения должны будут обеспечивать формирование и предоставление информации для последующего размещения на этих сайтах. Состав информации, порядок ее подачи и размещения на портале budget.gov.ru должен определить Минфин, а состав и порядок публикации сведений на сайте bus.gov.ru уже установлен законодательством о некоммерческих организациях.

Заключение

Как видим, нормы проекта закона, касающиеся автономных учреждений, направлены прежде всего на то, чтобы определить их место в новой системе взаимодействия между участниками бюджетного процесса и хозяйствующими субъектами, получающими средства из бюджета. В связи с этим значительная часть рассмотренных положений посвящена описанию особенностей функционирования АУ в данной системе отношений.

Вероятно, формулировки, изложенные в данном проекте закона, не окончательные. Документ должен быть внесен в Правительство РФ, а затем рассмотрен и принят Госдумой. Однако уже сегодня известны планируемые сроки вступления в силу новой редакции Кодекса: в соответствии с ней предполагается формировать проекты бюджетов на 2017 г. и плановый период, а с 2017 г. — осуществлять исполнение бюджетов.

Изменения Бюджетного кодекса в 2019 году

Статьи по теме

На сайте Минфина размещен проект нового Бюджетного кодекса РФ. Действующий документ был утвержден 17 лет назад, за этот период было издано 110 законов, вносящих в него корректировки. Минфин считает необходимым создать новый кодекс с учетом всех перемен в бюджетной сфере.

Рассмотрим, какие изменения могут внести в Бюджетный Кодекс с 2019 года. Проект изменений пока не передан на рассмотрение в Госдуму.

Актуальную версию Бюджетного Кодекса смотрите в правовой базе Системы Госфинансы. Редакция документа постоянно обновляется под принятые изменения.

Как изменится структура

Появление проекта Бюджетного кодекса, представленного Минфином РФ, вызвано необходимостью:

  1. Интеграции в единую систему всех принятых Федеральных законов и разработанных законопроектов, регламентирующих правоотношения в бюджетной сфере.
  2. Систематизации и переработки действующего документа с целью создания удобной юридической конструкции, характеризующейся высокой степенью стабильности нормативного материала и рассчитанного на длительную перспективу.
  3. Устранения избыточной детализации.
  4. Распространения положений кодекса на неучастников бюджетного процесса: бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и другие.

Для решения поставленных задач предполагается изменение структуры документа. В действующем БК РФ содержатся:

По проекту Бюджетный кодекс с 2019 года будет состоять из:

Деление нормативного акта на части признано Минфином нецелесообразным. В разделах предусмотрены следующие изменения:

  1. Раздел 1 «Общие положения» вводится вместо части с таким же названием, дополнен главой об информационном обеспечении в области бюджетных отношений.
  2. Раздел 3 «Расходы бюджета» дополнен главами о публичных обязательствах публично-правовых образований и межбюджетных трансфертах (ранее глава была в 4 разделе).
  3. В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» введены положения о государственных (муниципальных) ценных бумагах, долгах, заимствованиях и гарантиях.
  4. Раздел 6 называется «Планирование бюджета», содержит пять глав и включает в себя положения о составлении проектов бюджета и сводной росписи государственными и местными органами власти.
  5. Раздел 7 «Исполнение бюджета» дополнен главами о едином казначейском счете, системе бюджетных платежей и казначейском обслуживании.
  6. В разделе 8 содержатся требования к отчетности как о государственных, так и о муниципальных финансах.
  7. Раздел 9 помимо положений о государственном (муниципальном) контроле содержит сведения об ответственности за бюджетные нарушения, которым в нынешнем кодексе посвящена 4 часть.
Это интересно:  Проверка оплаты штрафа по номеру постановления

Как утверждают разработчики, объем предлагаемого документа будет на 25% меньше действующего.

Как изменится понятийный аппарат

В бюджетном кодексе с 2019 в последней редакции дается новая трактовка основополагающих понятий. Согласно ст.1 гл.1 проекта, бюджет – это форма получения и использования денежных средств для исполнения публичных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В действующем кодексе в ст.6 гл.1 утверждается, что формирование и использование бюджета направлено на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Если сейчас бюджетная система объединяет бюджеты всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов, то, согласно проекту нового БК, в нее еще войдут и участники бюджетного процесса. Сам бюджетный процесс объединит стадии:

  • планирования;
  • исполнения, учета и внутреннего контроля;
  • формирования и предоставления отчетности;
  • государственного и муниципального контроля.

Как изменятся термины

С принятием нового кодекса планируется заменить некоторые определения. Сопоставление действующих и вводимых терминов приведено в таблице в статье журнала Практика муниципального управления.

Предлагается исключить из БК такие понятия:

  • межбюджетные отношения;
  • собственные доходы.

Вводятся новые определения:

  • публичное обязательство;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств;
  • единый казначейский счет;
  • казначейское обслуживание;
  • временно свободные средства.

В п.1 ст.149 в перечень участников бюджетного процесса включены ответственные исполнители государственных и муниципальных программ. В действующем нормативном акте такой термин отсутствует.

Новые полномочия органов местного самоуправления

Права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления в финансовой области установлены ст.19 проекта БК. Они осуществляют следующие функции:

  1. Планирование бюджета: разработка проекта, рассмотрение и утверждение.
  2. Организация и обеспечение исполнения установленных показателей.
  3. Предоставление гарантий и кредитов, привлечение заемных средств, управление долгами и активами.
  4. Предоставление денежных средств.
  5. Формирование отчета об исполнении бюджета и прочей финансовой отчетности.

В предложенном Минфином проекте бюджетного кодекса предполагается наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями:

  1. Определять правила разработки и утверждения смет доходов и расходов находящихся в пределах городского либо сельского поселения обособленных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
  2. Устанавливать для бюджетов нижестоящего уровня дополнительные нормативы отчислений от доходов.

Всю информацию о произведенных операциях с бюджетными средствами органы местного самоуправления будут обязаны отражать в государственных информационных системах.

Полезные материалы и сервисы для бухгалтеров:

Справочник по бухгалтерской и налоговой отчетности за I квартал 2019 года

Изменения инструкций по учету и типовые проводки на 2019 год

Сервис для определения КОСГУ и КВР

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ 2019

Что изменится в межбюджетных трансфертах

В последней редакции проекта бюджетного кодекса РФ на 2019 уделено большое внимание совершенствованию межбюджетных отношений. Предусмотрены следующие изменения, касающиеся межбюджетных трансфертов:

  1. Введение дотации на сбалансированность без формирования фондов финансовой поддержки.
  2. Разрешение горизонтальных трансфертов: предоставление субсидий из бюджетов одних муниципальных образований в бюджет других для софинансирования публичных обязательств местных органов власти.
  3. Возможность включения неналоговых доходов в расчет бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Перечень таких доходов должен быть законодательно утвержден субъектом РФ.
  4. Уточнение порядка предоставления субсидий в рамках соответствующих государственных программ.
  5. Отмена обратных трансфертов из городских или сельских поселений в бюджет района в том случае, если представительный орган управления района формируется из глав поселений.
  6. Обязательное наличие порядка расчета нормативов для определения объема выделяемых средств в законе о предоставлении субвенций.

Ограничения по обслуживанию долга и новый документ долговой политики

В проекте бюджетного кодекса устанавливаются жесткие требования в сфере использования заемных средств. Затраты субъектов РФ и муниципальных образований на обслуживание долгов не смогут составить свыше 10% всех расходов. Общий объем средств на погашение долга и его обслуживание не должен превышать 20% от всех доходов бюджета, как налоговых, так и неналоговых.

Субъекты РФ и муниципальные образования будут отнесены к трем категориям долговой устойчивости:

Система оценки показателей для определения уровня устойчивости закреплена в ст.129 проекта. Предусматривается разработка и утверждение более детальной методики Правительством РФ. Субъект РФ (муниципальное образование) с низкой долговой устойчивостью не сможет осуществлять рыночные заимствования, должен будет составить и согласовать с Минфином (финансовым органом субъекта РФ) план восстановления платежеспособности. Если этот план не будет реализован, глава региона или муниципалитета может быть отстранен от должности.

Для органов местного самоуправления предполагается ввести обязательный документ «Основные направления долговой политики».

Что нового в доходах

В сфере доходов изменения предполагаются в вопросах о взыскиваемых штрафах. Разработчики нового документа учли тот факт, что в настоящее время при зачислении штрафа не принимается во внимание какой именно орган или должностное лицо вынесли решение о применении санкций. В проекте БК предлагается правило: штраф должен поступить в тот бюджет, из которого финансируется деятельность начислившего его органа.

Что нового в расходах

В проекте БК РФ все публичные обязательства делятся на две группы: нормативно-правовые и договорные. К первой группе относятся:

  • налоги;
  • сборы;
  • исполнение судебных решений;
  • обязательства перед физлицами;
  • межбюджетные и международные.

Нормативно-правовые обязательства возникают на основе законов, других нормативных актов и не требуют ежегодного подтверждения.

Вторая группа обязательств:

  • государственные закупки;
  • соглашения по оказанию услуг, выполнению работ;
  • обязательства по трудовым договорам;
  • межбюджетные и международные на основании контрактов.

Мы описали лишь часть грядущих изменений, подробнее про все правки Бюджетного кодекса читайте в отдельном материале журнала Практика муниципального управления.

Отправить по почте

Бюджетный кодекс

Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации

Дата публикации: 16.03.2018

Сопроводительные материалы к проекту Бюджетного кодекса Российской Федерации

Дата публикации: 29.12.2017

Корреспондирующие законопроекты и материалы к ним

Дата публикации: 29.12.2017

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

Материалы официального сайта

СМИ, учредителем которых является Минфин России

Федеральные службы

Минфин в соцсетях

Минфин.Документы

Все материалы сайта
доступны по лицензии:
Creative Commons
«Attribution» 4.0
Всемирная

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, www.budgetnik.ru, www.minfin.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector