+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проверка начисления заработной платы в бюджетном учреждении

Содержание

экономические науки

  • Ваганова Ольга Евгеньевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Солдатенко Сергей Алексеевич , студент
  • Саратовский социально-экономический институт, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • РАСЧЕТЫ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
  • МЕТОДИКА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
  • БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Похожие материалы

С целью формирования единого подхода к оплате труда работников бюджетной сферы на основании ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений ежегодно разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (далее — Единые рекомендации), включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений культуры и других учреждений бюджетной сферы [1, с. 415].

Виды выплат стимулирующего характера (надбавки, премии) на основании постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 определяются учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно без ограничения предельными размерами. Руководителям бюджетных организаций выплаты стимулирующего характера устанавливаются по решению вышестоящего органа управления [2, с. 160].

В автономных учреждениях применяется повременная оплата труда, что значит, оплата труда определяется исходя из определенного количества отработанного времени, независимо от количества выполненных работ [3, с. 126].

Размер заработной платы повременщиков зависит от количества отработанных часов и часовой тарифной ставки [3, с. 127]. Отработавшему по табелю месячную норму времени работнику повременщику не может быть установлена оплата ниже минимального размера оплаты труда (кроме совместителей). Если в течение месяца тарифная ставка изменилась, то начисление за каждый период ведется по разным ставкам [4, с. 200].

Системы оплаты труда работников автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников автономных учреждений [5, с. 5]. Они устанавливаются по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Так же главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся автономные учреждения, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [6, с. 36]. Указанные примерные положения носят для автономных учреждений рекомендательный характер. Руководители федерального учреждения устанавливают размеры должностных окладов, ставок заработной платы на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы [6, с. 37].

Компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии к должностным окладам, ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам, ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации [6, с. 38].

Стимулирующие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений [7, с. 535].

Заработная плата руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров складывается из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Размер оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения [8, с. 917].

Таким образом, можно сделать вывод, что в федеральных бюджетных организациях право выбора системы оплаты труда достаётся самому учреждению. Оно, основываясь на рекомендательные положений об оплате труда работников подведомственных автономных учреждений (которые действуют скорее как конструктор), вырабатывает собственную методику начисления заработной платы. Руководители федерального учреждения сами устанавливают размеры должностных окладов, ставок заработной платы на основе квалификации работника и требований к профессиональной подготовке, которые необходимы для осуществления соответствующей деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы [8, с. 917].

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами или на основании письменного заявления работника [9, с. 112].

Все предусмотренные законодательством РФ удержания можно разграничить на три группы:

  • обязательные удержания, такие как по налогу на доходы физических лиц; удержания по исполнительному листу; по решению суда, вступившему в законную силу и другие.
  • удержания, произведённые по решению работодателей, такие как материальный ущерб, брак, удержания несвоевременно возвращенных подотчетных сумм, удержания по займам и ссудам, излишне выданной заработной платы и другие.
  • удержания, произведённые по инициативе работника организации, такие как квартплата, членские профсоюзные взносы, что актуально в бюджетных учреждениях, удержания за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях и другие, которые производятся в пользу физических или юридических лиц на основании их письменного заявления.

Для погашения задолженности перед работодателем удержания из заработной платы работника производятся [10, с. 140]:

  • В виде неотработанного аванса, который был выдан работнику в счет заработной платы; В виде погашения, не потраченного, но вовремя не возвращенного аванса, который был выдан по случаю служебной командировки или переходом на другую работу в другую местность.
  • В качестве возврата сумм, которые были выплачены работнику сверх положенного из-за ошибок при расчетах. Так же сумм, которые были выплачены в случае невыполнении работником норм или вине работника в простое рабочего процесса, в этом случае необходимо признание уполномоченным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
  • В случае если работник уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, но был уволен до окончания рабочего года.

Стоит отметить, что в Трудовом кодексе РФ есть перечень удержаний которые могут составлять до 70 процентов заработной платы [3, с. 246]:

  • взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  • отбывание исправительных работ;
  • возмещение вреда, причиненного работником здоровью другого лица;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлением.
  • возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

Данный перечень содержится в части 3 статьи 138 Трудового кодекса РФ и является закрытым [11, с. 209].

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Системы оплаты труда работников автономных учреждений включают в себя размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением [12, с. 16].

Оплата труда работников федеральных учреждений устанавливается, учитывая [12, с. 17]:

  1. единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а так же их профессиональных стандартов;
  2. государственные гарантии по оплате труда;
  3. перечень видов компенсационных выплат в автономных учреждениях, утверждаемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
  4. перечень видов стимулирующих выплат в автономных учреждениях, который утверждает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  5. мнение представительного органа работников.

Каждое учреждение обязано вести собственную первичную документацию, в частности касаемо оплаты труда работников [13, с. 30].

Объектами бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда являются суммы начисленной заработной платы и удержаний из нее [13, с. 31]. Фонд заработной платы состоит из общей суммы основной и дополнительной заработной платы [13, с. 32].

Бухгалтерский учет в автономном учреждении ведется на основании учетной политики, в которой должны быть зафиксированы все рекомендации по ведению учёта [14, с. 80]. Учётную политику можно изменять один раз в год к следующему отчётному периоду, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ, положениями Бюджетного и Налогового кодекса РФ, иными нормативно-правовыми актами РФ [15, с. 357].

Начисление заработной платы отражается следующими бухгалтерскими записями.

Начисление з/платы работникам учреждения за счет субсидии

  • Д-т 4 401 20 211 «Расходы по заработной плате»
  • К-т 4 302 11 730 «Увеличение задолженности по заработной плате»

За счет средств от предпринимательской деятельности

  • Д-т 2 109 61 211«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции»
  • К-т 2 302 11 730

Из заработной платы работников исследуемого учреждения культуры удерживается налог на доходы физических лиц. Ставка данного налога 13%. С начала календарного года происходит исчисление сумм по итогам каждого месяца с помощью нарастающего итога. Сумма налога определяется в полных рублях.

В бухгалтерском учете удержание и перечисление НДФЛ отражается одной из проводок приведенных ниже.

  • Д-т 4 302 11 830 «Уменьшение задолженности по заработной плате»
  • К-т 4 303 01 730 «Увеличение задолженности по налогу на доходы физических лиц»
  • Д-т 2 302 11 830 «Уменьшение задолженности по заработной плате»
  • К-т 2 303 01 730 «Увеличение задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Основаниями для данных проводок являются расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, бухгалтерские справки, платежные поручения, заявки на кассовый расход, инкассовые поручения, выписки банка и с лицевых счетов [15, с. 357].

Базой для начисления страховых взносов для плательщиков является сумма выплат и иных вознаграждений, которые были начислены плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц [16, с. 361]. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, в то же время, отчетными периодами признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и, наконец, календарный год [17, с. 38].

Что касается учета удержаний, то они оформляются следующими записями:

Удержание по исполнительным листам и по пофсоюзной организации

  • Д-т 4 302 11 830 «Уменьшение задолженности по заработной плате»
  • К-т 4 304 03 730 «Увеличение задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
  • Д-т 2 302 11 830 «Уменьшение задолженности по заработной плате»
  • К-т 2 304 03 730 «Увеличение задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Начисления в ПФР

  • Д-т 4 401 20 213
  • К-т 4 303 10 730 «Увеличение задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»

ФСС в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • Д-т 4 401 20 213
  • К-т 4 303 02 730 «Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • Д-т 2 109 61 213
  • К-т 2 303 02 730«Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

ФСС в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • Д-т 4 401 20 213
  • К-т 4 303 06 730 «Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Д-т 2 109 61 213
  • К-т 2 303 06 730 «Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Отчисления в ФФОМС

  • Д-т 4 401 20 213
  • К-т 4 303 07 730 «Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»
  • Д-т 2 109 61 213
  • К-т 2 303 07 730 «Увеличение задолженности по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»

Начисление пособий за счет средств социального страхования

  • Д-т 4 303 02 830 «Уменьшение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • К-т 4 302 13 730 «Увеличение задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
  • Д-т 2 303 02 830 «Уменьшение задолженности по страховым вносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • К-т 2 302 13 730 «Увеличение задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»

Исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и т.д. [18, с. 4]

Ревизия носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно–правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по учреждению, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера [19, с. 373].

Цели проверки: установление соблюдения законодательства о труде, правильности документального оформления трудовых отношений, расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом учреждения, расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа, правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами [19, с. 374].

Основной целью ревизора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют и не искажена отчетность [20, с. 396].

Источниками информации для проверки правильности начисления заработной платы и соответствия фактического количества работников штатному расписанию могут служить следующие документы: договор с рабочими учреждения; штатное расписание; лицевой счет; табель учета использования рабочего времени; приказы по личному составу; наряд на сдельную работу; ведомость учета выработки; акт приемки выполненных работ; больничные листы, исполнительные листы, акт о браке [21, с. 118].

Для проверки списочного состава ревизору необходимо взять и сверить штатное расписание с лицевыми счетами, табелями использования рабочего времени, договорами [21, с. 119]. По этим документам также сверяются оклады, ставки. Лицевой счет проверяется на правильность оформления и арифметически сверяется с расчетами и другими первичными документами. Табель учета использования рабочего времени проверяется по существу и на правильность оформления, сверяется с различными первичными документами и другими документами, которые являются основанием для его заполнения [22, с. 97].

При проверке необходимо помнить, что различают следующие виды заработной платы:

  • основная, начисляется за отработанное время или выполненные работы [23, с. 535];
  • дополнительная, начисляется за время очередного трудового отпуска, по временной нетрудоспособности, за время выполнения государственных обязанностей и в случаях, предусмотренных законодательством [24, с. 127].

По формам оплаты труда заработная плата подразделяется на сдельную и повременную, также в учреждениях для оплаты труда административно — управленческого персонала могут использоваться должностные оклады [25, с. 214].

Начисление повременной заработной платы и оклады сверяются с табелями учета использования рабочего времени, штатным расписанием, а затем с лицевыми счетами [26, с. 10] .

Ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации утверждает «Порядок исчисления среднего заработка в соответствующем году», который согласовывается с Министерством финансов Российской Федерации [27, с. 84].

Основными принципами введения с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти являются следующие [28, с. 233]:

  1. заработная плата работников не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации;
  2. объем средств на оплату труда работников учреждения может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых учреждениями государственных услуг;
  3. при формировании фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты предусматривается направление не менее 30 процентов объема выделяемых средств.
Это интересно:  Система юрист для бюджетных учреждений

Ревизиями в ряде случаев вскрываются факты [29, с. 270]:

  • завышения ассигнований в сметах, что дает возможность получать излишние без учета действительной потребности суммы, содержания сверхштатных работников за счет вакантных должностей [30, с. 269];
  • включения в платежные ведомости вымышленных лиц и присвоения выписанной на них заработной платы [31, с. 13];
  • излишних выплат по совместительству за фактически не отработанное время [32, с. 16];
  • завышения расходов на отопление зданий из-за неправильного определения кубатуры зданий, количества имеющихся печей и превышения норм снабжения топливом [33, с. 12];
  • бесплатного отпуска топлива сотрудникам и списания ее стоимости за счет расходов учреждения [33, с. 13].

Анализируя правильность составления сметы, следует также проверить ее исполнение, установить, нет ли случаев расходования средств без учета фактического выполнения производственных показателей, нет ли излишеств в расходах, приобретения дорогостоящих и ненужных предметов, расходования средств не по прямому назначению [34, с. 11]. Необходимо обратить внимание на своевременность финансирования предусмотренных мероприятий [35, с. 6].

При выявлении фактов неправильного составления сметы или несвоевременного финансирования следует наряду с отражением в акте ревизии сообщить об этом вышестоящей организации и соответствующему финансовому органу для принятия мер к устранению недостатков и внесения необходимых исправлений в смету на оставшееся до конца года время [36, с. 11].

Необходимо проверить, соблюдают ли руководители ревизуемых бюджетных учреждений установленный порядок расчетов за товары и услуги [37, с. 82].

При проверке постановки учета в бюджетных учреждениях и организациях следует иметь в виду, что при правильной постановке учета объективно и достоверно отражаются все операции финансово — хозяйственной деятельности каждого учреждения или организации и обеспечивается систематический контроль:

  • за расходованием денежных средств и материальных ценностей в соответствии с их целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных планом и утвержденных сметой расходов [38, с. 11];
  • за строжайшим соблюдением режима экономии и сохранностью социалистической собственности [31, с. 14].

При ревизии правильности начисления заработной платы работникам культуры ревизующий обязан проверить по платежным ведомостям, соответствуют ли ставки заработной платы тарификационным спискам с учетом изменений, штатным расписаниям, графикам и табелям учета фактически отработанного времени [31, с. 15].

При проверке правильности выплаты заработной платы следует проверить правильность составления платежных ведомостей, наличие подписей, а также правильность итогов па каждой странице ведомости [31, с. 16]. В ревизионной практике имеются случаи, когда частные суммы не соответствуют общим итогам по ведомости, а полученные в связи с этим из банка излишние суммы присваивались [34, с. 12]. Необходимо проверить правильность удержания налога на доходы физических лиц с каждого работающего и своевременность перечисления этих сумм в бюджет, а также сумм по социальному страхованию [34, с. 13]. Распоряжения о перечислении этих сумм должны даваться одновременно с получением по чеку средств на выплату заработной платы.

При осуществлении ревизии оплаты труда в автономном учреждении культуры необходимо проверить [32, с. 17]:

  1. не включены ли в платежные ведомости лица, фактически не работающие в организации, с. целью присвоения денежных средств, начисленных этим лицам [32, с. 18],
  2. состояние расчетов с рабочими и служащими по не выплаченным по каким — либо причинам заработной плате, пенсиям, пособиям по временной нетрудоспособности, т. е. по депонентским счетам [30, с. 270].

Следует обратить особое внимание на своевременность выплаты заработной платы. Каждый случаи задержки выплаты заработной платы работникам бюджетного учреждения должен быть зафиксирован в акте с указанием причин и виновных должностных лиц [30, с. 271]. Одновременно в ходе ревизии необходимо принять меры, чтобы имеющаяся задолженность была погашена [39, с. 57].

Можно сделать вывод, что типичными нарушениями, выявляемые в ходе ревизионных проверок расчетов учреждения с сотрудниками по оплате труда являются [30, с. 272]:

  • превышение предельной штатной численности работников;
  • превышение установленного фонда оплаты труда [42, с. 11];
  • необоснованное начисление стимулирующих выплат, материальной помощи;
  • неверное исчисление НДФЛ, неправильное применение налоговых вычетов;
  • неприменение унифицированных форм первичных документов по оплате труда или их неправильное заполнение [41, с. 63];
  • принятие к учету неправильно оформленных листков по временной нетрудоспособности;
  • неправильный расчет среднего заработка [40, с. 1634];
  • неправильное исчисление стажа работы.

Список литературы

  1. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 415-422.
  2. Ваганова О.Е. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Наука и общество. 2012. № 5. С. 160-164.
  3. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 126-127.
  4. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.
  5. Ваганова О.Е. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2004
  6. Ваганова О.Е. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 36-38.
  7. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 535.
  8. Ваганова О.Е. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.
  9. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ И КРИТЕРИЕВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММЫ В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук Материалы II Международного электронного симпозиума. Под общ. ред. М.И. Абакарова. 2016. С. 112-117.
  10. Ваганова О.Е. АУДИТ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.
  11. Ваганова О.Е. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 209-214.
  12. Ваганова О.Е. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-17.
  13. Ваганова О.Е. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 30-32.
  14. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Наука и современность. 2010. № 1-3. С. 80-90.
  15. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 357-361.
  16. Ваганова О.Е. МЕТОДИКА АУДИТА ОБОСНОВАННОСТИ СМЕТЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 361-365.
  17. Ваганова О.Е. ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 38-43.
  18. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПОРЯДОК ОБОСНОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 4-9.
  19. Бердинская Ю.П., Ваганова О.Е. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Решение. 2016. Т. 1. С. 373-374.
  20. Мильзихова Л.М., Ваганова О.Е. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА: ИХ РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АУДИТА Решение. 2016. Т. 1. С. 396-398.
  21. Ваганова О.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В сборнике: Социально-экономическое развитие России в XXI веке Материалы Всероссийская научно-практической конференции, июль 2002 год. Общество Знание России, Министерство образования Российской Федерации, Международная академия информатизации. 2002. С. 118-119.
  22. Ваганова О.Е. АУДИТ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯсборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы Саратовского государственного социально-экономического университета в 2009 г.: в 2-х частях. Саратовский государственный социально-экономический университет.. Саратов, 2009. С. 97-99.
  23. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 535.
  24. Ваганова О.Е. МЕТОДИКА ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 127-132.
  25. Ваганова О.Е. СУЩНОСТЬ АУДИТА ОБОСНОВАННОСТИ СМЕТЫ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЯ-БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЯ Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 214-219.
  26. Ваганова О.Е. ПРОГНОЗНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В сборнике: Социально-экономическое развитие России в XXI веке Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. 2003. С. 10-12.
  27. Ваганова О.Е. МЕТОДИКА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В сборнике: Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы Саратовского государственного социально-экономического университета в 2009 г.: в 2 частях. Ответственный редактор: В. А. Русановский. Саратов, 2010. С. 84-86.
  28. Ваганова О.Е., Карпова Д.Д .МЕТОДИКА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 56. С. 233-239.
  29. Барабанов В.Д., Ваганова О.Е. МЕТОДОЛОГИЯ РЕВИЗИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 60. С. 270-287.
  30. Ваганова О.Е. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 269-272.
  31. Ваганова О.Е. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Баланс. 2010. № 6. С. 13-16.
  32. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К АУДИТОРАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Баланс. 2010. № 6. С. 16-18.
  33. Ваганова О.Е. ВИДЫ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Баланс. 2011. № 7. С. 12-13.
  34. Ваганова О.Е. ОТЛИЧИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТ ФИНАНСОВОГО АУДИТА Баланс. 2011. № 8. С. 11-13.
  35. Ваганова О.Е. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ АУДИТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Баланс. 2012. № 9. С. 6-7.
  36. Ваганова О.Е. ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Баланс. 2010. № 5. С. 11-13.
  37. Ваганова О.Е. ПОНЯТИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Баланс. 2009. № 4. С. 82-85.
  38. Ваганова О.Е. ПРОГНОЗНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Поволжский гуманитарный журнал. 2004. № 1.
  39. Yalyalieva T.V., Nosov V.V., Volkova T.S., Tekueva M.T., Pavlenko I.V. ISSUES OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 6. С. 1620-1624.
  40. Tekueva M.T., Burkov A.V., Nosov V.V., Novoselova S.A., Nayanov A.V. AGRICULTURE AND AGRIBUSINESS: CLUSTERING ISSUES Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 6. С. 1634-1638.
  41. Ефремова Н.А.О РИСКАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика Материалы VI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 63-67.
  42. Наталия Александровна Ефремова ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ ФАЗЫ ЦИКЛИЧНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ Н.А. Ефремова ; под ред. Долгого В. И. ; Федер. агентство по образованию, Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т. Саратов, 2005.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 10

Расчеты с персоналом по оплате труда представляют особый интерес для контролирующих органов, поскольку являются одним из направлений финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В данной статье рассмотрены вопросы проверки оплаты труда в бюджетных учреждениях с учетом требований и изменений российского законодательства.

Нарушения при исчислении и перечислении удержаний из заработной платы

Трудовым законодательством предусмотрен перечень оснований удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем. Удержания производятся:

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

При проверке выявляется нарушение в исчислении удержаний из заработной платы: излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) заработная плата взыскивается с него в полном объеме. Обратите внимание, что заработная плата может быть взыскана с работника только в случаях:

  • счетной ошибки;
  • если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда;
  • если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом (ст. 137 ТК РФ).

Кроме того, ст. 248 ТК РФ предусмотрена возможность взыскания по распоряжению работодателя суммы причиненного его имуществу ущерба, если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка работника.

Наряду с этим из заработной платы работника могут производиться удержания в силу закона (налоги) или по исполнительным документам.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику.

В ходе проверки следует установить также, как производятся удержания по нескольким исполнительным листам, если такие факты имеют место быть в учреждении. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработной платы.

Обратите внимание, что данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Нарушения срока выдачи заработной платы

Обязательным вопросом проверки расчетов с персоналом по оплате труда является своевременность выдачи заработной платы. Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выдается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выдача заработной платы производится накануне этого дня. Учреждения допускают нарушение ст. 136 ТК РФ в случае несвоевременной оплаты отпуска (позднее чем за три дня до его начала). Обратите внимание, что требования выплаты отпускных сумм не менее чем за три дня до начала отпуска распространяются на выплаты как через кассу учреждения, так и путем перечисления денежных средств на банковские карты и счета работников, открытые в банках и кредитных организациях.

Кроме того, следует учитывать требования коллективного и/или трудового договора, предусматривающего в таких случаях размеры выплат, которые должны быть не менее 1/300 ставки рефинансирования, при этом максимальный размер компенсации законодательством не ограничивается.

Обратите внимание, что оплата компенсации производится по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Согласно установленным срокам выдачи заработной платы и отпускных в учреждении сотруднику должны быть произведены выплаты:

  • аванса в размере 6500 руб. — 15 июня 2010 г.;
  • отпускных в сумме 13 050 руб. — не позднее 27 июня 2010 г.;
  • оставшейся части причитающейся зарплаты в размере 4810 руб. — 1 июля 2010 г.

Выплаты сотруднику произведены 11 июля 2010 г.

Поскольку в соответствии с ТК РФ все организации и учреждения независимо от форм собственности за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат в пользу работников обязаны выплатить причитающиеся им суммы с учетом процентов за задержку в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки и данная компенсация должна выплачиваться независимо от того, виновен или нет работодатель в задержке указанных выплат, учреждению следует выплатить работнику компенсацию за задержку заработной платы и отпускных сумм.

Это интересно:  Стенд окоф 2019 амортизационная группа

Обратите внимание на то, что несвоевременное бюджетное финансирование не освобождает бюджетное учреждение от выплаты сумм компенсаций.

Следует отметить, что это минимальный размер денежной компенсации. Максимальная ее сумма не ограничена и должна быть указана в коллективном или трудовом договоре.

В трудовом договоре учреждения предусмотрена ответственность работодателя за задержку заработной платы — выплата компенсации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 01.06.2010 размер ставки рефинансирования равен 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»)).

Суммы денежной компенсации составят:

  • по авансу — 47,02 руб. (6500 руб. x 7,75% / 300 x 28 дн.);
  • по заработной плате — 13,69 руб. (4810 руб. x 7,75% / 300 x 11 дн.);
  • по отпускным — 50,57 руб. (13 050 руб. x 7,75% / 300 x 15 дн.).

Общая сумма денежной компенсации равна 111,28 руб.

Денежную компенсацию работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат следует производить по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н.

В бюджетном учете учреждения бухгалтерские записи по выплате денежных компенсаций работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы отражаются следующим образом:

Желательно, чтобы в период проверки нарушение было устранено, то есть компенсации за выявленную в ходе проверки задержку оплаты труда и прочих выплат были выплачены.

Нарушения в оформлении документов по учету кадров и оплаты труда

В соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бюджетные учреждения должны оформлять операции по учету расчетов с персоналом по оплате труда первичными учетными документами, на основании которых составляются бухгалтерские регистры.

Расчеты с персоналом по оплате труда оформляются следующими первичными документами (Приложение 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н):

  • расчетно-платежными (ф. 0504401) и платежными ведомостями (ф. 0504403);
  • табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);
  • карточкой-справкой (ф. 0504417);
  • запиской-расчетом об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425).

Перечислим первичные документы по учету кадров (п. 1.1 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»):

  • N Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;
  • N Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу»;
  • N Т-2 «Личная карточка работника»;
  • N Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»;
  • N Т-3 «Штатное расписание»;
  • N Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника»;
  • N Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»;
  • N Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу»;
  • N Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»;
  • N Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам»;
  • N Т-7 «График отпусков»;
  • N Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;
  • N Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)»;
  • N Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»;
  • N Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку»;
  • N Т-10 «Командировочное удостоверение»;
  • N Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»;
  • N Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»;
  • N Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников».

При проверке следует уделить особое внимание правильности и полноте заполнения всех предусмотренных унифицированной формой реквизитов.

Особенности классификации выплат по оплате труда в бюджетных учреждениях

В бюджетном секторе выплаты по оплате труда классифицируются положениями нормативных правовых актов с учетом требований Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации, а также источника финансирования расходов.

Напомним, что с 1 декабря 2008 г. условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются соответствующими приказами Минздравсоцразвития.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее — Приказ N 822).

К выплатам компенсационного характера согласно Приказу N 822 относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 утверждены Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, согласно которому к выплатам стимулирующего характера относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Понятие компенсации определено ст. 164 ТК РФ: это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления компенсаций. Работникам предоставляются гарантии и компенсации:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Компенсация может быть в виде:

  • возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 168 ТК РФ);
  • возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
  • возмещения расходов при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);
  • компенсации, выплачиваемой государственными органами или общественными объединениями работникам за время привлечения ими физических лиц к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ);
  • компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. ст. 173 — 177 ТК РФ);
  • выходных пособий (ст. 178 ТК РФ);
  • среднего месячного заработка за время трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (ст. 178 ТК РФ);
  • дополнительной компенсации, выплачиваемой работнику при ликвидации организации, сокращении численности или штата в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ);
  • компенсации за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику (ст. 188 ТК РФ);
  • надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных (ст. 302 ТК РФ);
  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325 ТК РФ);
  • компенсации расходов, связанных с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326 ТК РФ).

В ст. 191 ТК РФ определены случаи и виды поощрения работников за труд.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи по начислению и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам:

В случае если нарушение выявлено в текущем финансовом периоде (в данном случае — за 2010 г.), бюджетное учреждение может внести исправления в бюджетный учет и письмом в казначейство или финансовый орган осуществить восстановление операций, произведенных с нарушением Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации.

В целях исправления бухгалтеру учреждения нужно сделать следующие записи по начислению и выплате ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам образовательного учреждения:

В случае если нарушение выявлено за предыдущий финансовый период, например за 2009 г., произведенные в нарушение бюджетной классификации расходы трактуются контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином.

В силу п. п. 3 и 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Таким образом, если бюджетное учреждение совершает расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, данное нарушение будет классифицировано проверяющими как нецелевое их использование (ст. 289 БК РФ).

В ходе проверки сделан следующий вывод: в нарушение разд. V Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации бюджетным учреждением произведена выплата ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в сумме 6800 руб. по коду 211 «Заработная плата» КОСГУ, а следовало произвести выплату по коду 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Это в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме описанных выше нарушений при проведении проверок выявляются случаи излишней выплаты заработной платы по следующим причинам: отсутствие необходимого объема работ, арифметические ошибки, выполнение функциональных обязанностей по одной должности, а оплата по другой, несоответствие тарифно-квалификационным требованиям, расхождения между табелями учета рабочего времени и карточками лицевых счетов и др.

В нарушение ст. ст. 8, 15, 57 ТК РФ работнику бюджетного учреждения выплачена заработная плата в сумме 7223,21 руб., а следовало выплатить заработную плату в размере 6466,47 руб. Таким образом, излишняя выплата заработной платы работнику образовательного учреждения составляет 756,74 руб.

В бюджетном учете учреждения сделаны бухгалтерские записи:

В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи:

Напомним, что в соответствии со ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем (для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок) не позднее одного месяца со дня окончания срока неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

В заключение отметим, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в виде штрафа в размерах:

  • от 1000 до 5000 руб. — для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц.

Кроме того, деятельность учреждения может быть приостановлена на срок до 90 суток. А за повторное аналогичное правонарушение руководитель учреждения может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.

Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях

Формы, виды и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях. Порядок начисления заработной платы и учет удержаний, а также планирование оплаты труда. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда на примере школы-интерната.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 09.10.2010
Размер файла 119,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Своевременность перечислений налога на доходы физических лиц и представления в налоговую инспекцию сведений о полученных доходах работниками организации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Правильность расчета среднего заработка.

Расходы организации по подготовке и переподготовке кадров.

Правильность образования, использования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы за год.

Формирование пакета документов, передаваемых другим аудитором для последующего анализа.

15. Составление аудиторского отчета и предоставление его совместно с рабочей документацией руководителю группы.

Цели и задачи аудиторской проверки.

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

1. Оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности

1.1 Оценка организации документального оформления учета кадров, рабочего времени и объема выпуска продукции (работ, услуг)

1.2 Наличие классификаторов видов выплат и удержаний.

1.3 Контроль за выплатой заработной платы и подотчетных сумм.

1.4 Соответствие показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета.

2. Проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах с персоналом по оплате труда.

2.1 Правильность начисления заработанной платы по видам оплаты.

2.2 Правильность удержаний из заработанной платы.

2.3 Отражение начисления зарплаты и удержаний из нее в регистрах бухгалтерского учета.

2.4 Правильность учета совокупного дохода для целей налогообложения.

3. Проверка правильности начислений платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения.

3.1 Правильность определения базы начисления платежей во внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения.

3.2 Отражение в учете расчетов с фондами социального страхования и обеспечения.

4. Оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете.

Объектами аудита операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации являются расходы на оплату труда, расходы с бюджетом и внебюджетными фондами.

В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что перечисленные показатели отчетности не содержат существенных ошибок. Для сбора доказательств используется информационная база, формируемая из различных источников. Приступая к поверке, аудитор комплектует пакет нормативных документов, регистры синтетического учета и первичные документы, необходимые для проверки.

Это интересно:  Закон о ведение учета в аптеки

Пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила ведения б/у и налогообложения, формируется аудитором с учетом специфики деятельности клиента.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда зависят от формы учета, применяемой в организации. При журнально-ордерной форме это журналы-ордеры №5,8.

В бюджетных организациях учет ведется по с/счету 160 «Расчеты с подотчетными лицами», 180 «Расчеты по оплате труда», 187 «Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты», 193 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения».

Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

Проверка производится по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам Главной книге, а также сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета, субсчетам и счетам аналитического учета. Проверка производится, как правило, выборочным способом. Размер выборки (количество отбираемых счетов синтетического и аналитического учета, по которым производится проверка, их названия, проверяемые периоды) устанавливается программой на этапе планирования аудита.

При обнаружении несоответствий необходимо установить причину расхождений. Оформив процедуру сверки рабочими документами и получив доказательство о тождественности показателей отчетности и данных синтетического и аналитического учета, аудитор приступает к проверке правильности начисления заработной платы. В случае обнаружения несоответствий необходимо в рабочих документах показать суммы отклонений и причины их образования

Аудит оформления первичных документов.

Первичные документы являются основным источником сбора информации при проверке расчетов

с персоналом по оплате труда:

приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовые договоры; штатное расписание; личные карточки (ф.Т-2); табель учета использования рабочего времени (ф.Т-13); листок нетрудоспособности; расчетно-платежная ведомость (ф.Т-49); расчетная ведомость (ф. 51); платежная ведомость (ф.Т-53); лицевой счет (ф.Т-54); исполнительные листы; налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога;

по социальному страхованию и обеспечению:

расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф-4 ФСС РФ);

журнал поступления путевок от ФСС РФ;

расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ;

расчетная ведомость по взносам в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования;

с подотчетными лицами:

журналы учета работников, прибывающих и выбывающих в командировки;

инвентаризационная опись по с/счету 160 «Расчеты с подотчетными лицами»

— с персоналом по прочим операциям:

поручения-обязательства за товары, проданные в кредит; договоры займы; приказы (распоряжения) о возмещении материального ущерба; платежные поручения; приходные кассовые ордера.

При проверке первичных документов внимание на использование типовых форм первичных документов, утвержденных в установленным порядке, и нетиповых форм, которые должны быть утверждены приказом по учетной политике (согласно п. 8, 13 Положение о введении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Изучаются наличие и достоверность первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.

Проверке подвергаются табели учета рабочего времени, приказы, листки учета выработки, путевые листы, расчетные и расчетно-платежные ведомости, расчеты отпускных и других видов доплат и др. Обращается внимание на:

· полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов;

· наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет рабочего времени и выполнение работ;

· не оговоренные исправления и подчистки;

· необходимо выяснить, нет ли случаев включения в табель учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц, приписок невыполненных работ.

Расчетно-платежные и платежные ведомости целесообразно подвергнуть счетной проверке, что позволит выявить возможное завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно взятым сотрудникам. Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и к присвоению денежных средств.

Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда предлагает уточнение предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данной в процессе планирования.

При этом выясняется порядок контроля за соблюдением законодательных норм при найме и увольнении персонала; состоянием учета и разделением обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполнение работы; соблюдение положения об оплате труда и др.

Оценив уровень эффективности внутреннего контроля (высокий, средний, низкий), аудитор определяет объем выборки для проверки внутренних расчетных операций.

В ходе проверки составляются рабочие документы аудитора.

Цель подготовки рабочих документов — это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям. Проверенные аудитором первичные документы организации записываются в рабочие документы аудитора формы РД-1 (Д).

а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;

б) документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка «Нарушений не выявлено».

Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД-1 (Д) и ОД-2 (Д)

Аудит начисления, удержания заработанной платы.

Процедура проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Размер выборки аудитор определяет исходя из программы проверки и конкретных условий. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний.

Аудитору необходимо выбрать личные дела и лицевые счета конкретных работников и проверить соответствие информации о дате найма и переводах, условиях оплаты труда (ставка, оклад) и дополнительных выплатах. При этом проверяются соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов или условий контракта, обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям и по совместительству.

Необходимо установить идентичность данных о количестве отработанного времени путем сверки данных табелей учета использование рабочего времени, расчетные ведомости и лицевого счета, при неполном рабочем месяце проверить правильность арифметического подсчета начисленной заработной платы.

Проверяя правильность и обоснованность начисления премий, аудитор сопоставляет информацию положение о премировании, приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов. Например, сотруднику начислена премия по результатам деятельности в отчетном периоде при отсутствии у него рабочих дней в этом периоде. Начисление премий должно быть санкционировано приказом руководителя.

При проверке оплаты за время отпуска обращается внимание на дату отпуска по приказу и табелю, правильность определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете. Для получения аудиторами доказательств могут быть составлены альтернативные расчеты отпускных по ряду сотрудников.

Правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы (за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные дни, за работу в тяжелых и вредных условиях) устанавливается проверкой соответствие данных расчета и табеля учета использования рабочего времени и установленных законодательством размеров доплат.

Проверке начислений пособий по временной нетрудоспособности. Процедура контроля начисления пособий по временной нетрудоспособности включает проверку правильности:

· расчета среднедневного заработка;

· размера пособия (%) в зависимости от стажа работы;

· ограничения максимального размера пособия

· числа дней нетрудоспособности;

· суммы начисленного пособия.

Выявленные несоответствия в начислении отражаются в рабочих документах аудитора. Обобщение результатов проверки начисления оплаты труда может содержать информацию (см. табл. 1).

Минфин о системе оплаты труда и контроле за правильностью начисления зарплаты

Автор: Г. И. Демидов

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, knowledge.allbest.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector