+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Публичные и частные отрасли права

Рассмотрим соотношение частного и публичного право, установим специфику и места пересечения сфер их регулирования.

Развитый правопорядок современных государств основан на существовании двух видов правового регулирования: частного и публичного.

Гражданское право наиболее ярко показывает в своих правилах частноправовое регулирование с присущими ему принципами юридического равенства и самостоятельности участников отношений, неприкосновенности их имущества и частной собственности, свободы договоров и соглашений, запрета произвольного вмешательства государства в частные дела.

В настоящее время заметно усложнился имущественный оборот, объектами которого стали, например, имущественные права, зафиксированные в электронной форме. При этом появилась система отношений, которые связаны с созданием и использованием разных результатов интеллектуальной работы изобретателей, прав производителей фонограмм и т.д.

Указанные процессы изменили, но не отменили принципы правовой системы, которая основывается на фундаментальном разграничении частного и публичного права.

Деление права на частное и публичное базируется на разнице частных и публичных интересов, которая была отмечена еще в римском праве. Отмечалось, что публичное право относится к сфере ответственности Римского государства, а частное право – к пользе отдельных лиц. Соответственно можно было бы предположить, что частное право – это часть объективного права, регулирующая взаимоотношения частных лиц, которые основаны на их интересах.

При этом подобное регулирование производится преимущественно при помощи правил диспозитивного или восполнительного (субсидиарного), но не императивного (обязательного) характера. Однако и частноправовой области присутствуют императивные и публичные подходы регламентирования общественных отношений.

В частноправовом регулировании императивный характер обычно имеют правила, которые определяют правовой статус участников имущественных отношений и правовой режим их имущественных прав, т.е. состояние (статику) частноправовых отношений. В исключительных случаях императивный характер имеют нормы, определяющие правила самого имущественного оборота, т.е. развитие (динамику) подобных отношений.

Таким образом, не все нормы частного права имеют диспозитивную природу. При этом сами диспозитивные нормы также имеют общеобязательный характер и в данном смысле предписывают принудительные правила поведения.

Следовательно, назначение частного права заключается не в разрешении либо исключении вмешательства государства в частные дела граждан, а в ограничении подобного публичного вмешательства. Это должно проявляться в установлении частным правом для публичного элемента строгих рамок, форм и ограничений. Как показывает исторический опыт, избыточное присутствие государства в экономике также становится базой для злоупотреблений представителей публичной власти. Однако в некоторых случаях взаимодействие и взаимовлияние частного и публичного права является необходимым.

Частное право построено на принципах координации и согласования деятельности юридически равных участников регламентируемых отношений, которые реализуют собственные частные интересы. Поэтому частное право представляет собой систему их децентрализованного регулирования, в большой мере – саморегулирования.

Публичное право основано на принципе субординации и подчинения неравноправных субъектов, функционирование которых обусловлено реализацией государственных и общественных публичных интересов. Поэтому оно представляет собой систему централизованного регулирования для соответствующих отношений.

Следует отметить, что юридическое оформление отношений, например в сфере государственного управления, не может быть построено на принципах самостоятельности и свободы их участников, поскольку эти отношения по самому своему характеру нуждаются в централизованном воздействии и иерархической подчиненности всех субъектов.

Напротив, экономические отношения рыночного товарообмена подразумевают предоставление их участникам максимальной свободы действий, что стимулирует их предприимчивость и инициативность. Даже при самой настоятельной потребности в публичных ограничениях (например, в условиях военного времени), сфера частного права никогда не устраняется в полном объеме. Это объясняется тем, что невозможно устранить частный интерес и связанные с ним товарообмен и товарное хозяйство.

Таким образом, по объективным причинам частное право формирует ядро любого правопорядка, который основан на рыночной организации хозяйства.

Публичное и частное право в современных развитых правовых системах функционируют как две самостоятельные ветви правового регулирования, два разных типа правового воздействия на систему общественных отношений.

Публичное и частное право

Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес – акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентационное влияние;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) использует новейшие технические приемы.

Отрасли права, которые входят в публичное право:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) уголовное право;

4) финансовое право (включая бюджетное и налоговое);

5) административно-процессуальное право;

6) уголовно-процессуальное право;

7) международное публичное право;

8) международное гуманитарное право.

Частное право – это подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования частного права: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между частными лицами;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность за свои обязанности и действия;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Отрасли права, которые входят в частное право:

1) гражданское право;

2) семейное право;

3) авторское право;

4) жилищное право;

5) трудовое право;

6) гражданско-процессуальное право;

7) международное частное право.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

Публичное и частное право

Суть разделения права на частное и публичное состоит в разделении правовых норм на:

    1. нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и
    2. нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.

Частное право обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами — предметы правового регулирования. Публичное право — это область государственных дел, а частное право — область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы — неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное , без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

В ГК РФ получило окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

Публичное право

Публичное право это совокупность норм, институтов, отраслей, которые регулируют «вертикальные» отношения власти и подчинения и являются областью реализации полномочий носителей публичной власти, определяемых разрешительным режимом правового регулирования «разрешено только то, что закреплено в законе».

Нормы, институты и отрасли публичного права обусловлены теми возможностями делать государственную работу, которыми наделяет носителей публичной власти гражданское общество и его институты — электорат, политические партии.

Это интересно:  Проверка оплаты штрафа по номеру постановления

К области публичного права традиционно относят нормы, институты, отрасли, регулирующие субординационные общественные отношения: административно-правовые, налогообложения, инвестиционные, международные (публично-правовые), уголовно-правовые [6,с.16].

Публичное право, по определению Ю.А. Тихомирова, есть своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

Публичное право выступает как совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес господствующего класса, трактуемый как общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника [5,с.16].

Та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп [6,с.17].

В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления [6,с.17].

Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества — необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми [3,17].

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, международное публичное, процессуальные отрасли.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности.

Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы, что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики.

Высказанное вначале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики [5,с.18].

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав [6,с.18].

В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы.

В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм публичного и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения [6,с.18].

Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву.

Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности.

С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий [7,с.19].

Поскольку публичное право есть то, которое относится к положению государства, выясним, что включает в себя понятие «государство».

Государство — политико-социальная, территориальная организация власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления, способная делать свои веления обязательными на всей территории страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка [8,с.19].

Поэтому, когда говорят о государстве имеют ввиду государство не столько как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (объединяющее в себе политическую, территориальную и структурную организацию общества).

Сущность современного государства проявляется в том, что оно служит в качестве средства общественного компромисса, учета интересов различных групп и слоев населения и снятия или смягчения противоречий механизма управления делами общества [8,с.19]. Функции государства — главные направления его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению общества в присущих ему формах и методах. В соответствии с функциями государства создается структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

Публичное право — это отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой. Специфику определяет предмет (суть) публичного права — это общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях [7,с.20].

Системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах — тогда, когда уже не действуют частные соглашения [8,с.20].

Основным методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений. Принципы публичного права определяются в основном Конституцией РФ:

  • · принцип законности;
  • · справедливости;
  • · гуманизма;
  • · равенства.2.3 Частные и публичные правоотношения

Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. В российской досоветской юридической литературе основное различие между публичными и частными правоотношениями Ф.В. Тарановский проводит в зависимости от непосредственного участия в них субъекта государственной власти.

Публичными признаются все те правоотношения, одним из субъектов которых является государство (через свои органы) со специфическим своим характером носителя принудительной власти; частными признаются те отношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или же выступает на одной стороне отношения, но лишь как носитель имущественных интересов (фиск, казна) [9,с.21].

Деление Ф.В. Тарановским правоотношений на публичные и частные в зависимости от непосредственного участия в них носителей принудительной государственной власти вносит ясность в вопрос о том, что указанными носителями государственных властных полномочий являются, в первую очередь, само государство, государственные органы и государственные должностные лица [8,с.21].

Однако при этом остается все же открытым вопрос о характере тех правоотношений, в которых одним из таких субъектов являются, например, граждане, политические партии и иные социальные институты не просто как носители имущественных интересов, а как субъекты публичного права.

Вместе с тем, само по себе утверждение о том, что публичными являются те правоотношения, в которых одним из субъектов участвует само государство как носитель принудительной власти, никаких сомнений не вызывает. Можно полагать, что такие правоотношения представляют собой классическую разновидность публичных правоотношений, хотя и не исчерпывают собой все возможные варианты правоотношений публичного характера [9,с.21].

Констатация того факта, что публичными являются те правоотношения, в которых одним из субъектов является носитель государственно-властных полномочий, дает, в частности, четкий и формально определенный критерий выделения данной группы правоотношений. Одна из особенностей публичных правоотношений состоит в том, что они носят в большинстве случаев вертикальную направленность и являются субординационными, поскольку субъекты государственно-властных полномочий занимают свое строго определенное место на различных ступенях иерархической лестницы государственного механизма, имея заранее очерченный круг правомочий.

Цель этих правомочий заключается в выполнении лицом известных общественных обязанностей. Поэтому нормы публичного права точно определяют, как лицо должно пользоваться своими правами, причем оно не может ими не пользоваться: губернатор, например, не может не пользоваться правом управлять губернией; ротный командир не может не пользоваться своим правом командовать ротой; профессор не может не пользоваться своим правом читать лекции.

Обязанность пользоваться правами присуща большей части публичных прав, тогда как по отношению к частному лицу такой обязанности не существует [10,с.22]. Субъект государственно-властных полномочий как сторона в публичном правоотношении не является полностью распорядителем своих правомочий, поскольку за ним непосредственно стоит государство как некое третье лицо, права и обязанности которого осуществляет данный субъект.

Это интересно:  Кто имеет право не платить за капремонт

Субъектами всякого публичного правомочия являются непременно два лица — тот или иной индивидуальный носитель правомочия и то социальное целое, в права коего облекается индивид.

В каждом публичном правомочии субъектом непременно является, во-первых, та или иная общественная группа, во-вторых, индивид, через которого социальное целое осуществляет свои права [10,с.22].

В отличие от носителя государственно-властных полномочий как стороны публичного правоотношения, за которым стоит непосредственно государство как третье лицо, субъекты частного правоотношения являются самостоятельными распорядителями своих правомочий.

В области частно-правовых отношений лицо является самостоятельным распорядителем своего права. Будучи субъектом частного права, я свободен, пользоваться моими правами или нет, сохранять их за собой или передавать другому лицу.

Вообще нормы частно-правового характера не дают указаний, как индивидуум должен пользоваться предоставленными ему правами, а лишь полагают ему известные пределы, причем в этих пределах отдельное лицо вполне самостоятельно.

В сфере частно-правовых отношений главная функция правовых норм заключается в обеспечении лицу мирного пользования известной сферой внешней свободы [10,с.23]. По отношению к участникам частного правоотношения государство занимает как бы равноудаленную позицию.

Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров, которые мыслятся как некоторые самостоятельные социальные единицы, как субъекты прав.

Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды — люди, но сверх того, и различные искусственные образования — корпорации или учреждения, так называемые лица юридические. Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и инициативы [11,с.23], и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой.

Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими. Оно не предписывает частному лицу стать собственником, наследником или вступить в брак, все это зависит от самого частного лица или нескольких частных лиц (контрагентов по договору).

Но государственная власть будет охранять то отношение, которое будет установлено частной волей. Если же она и дает свои определения, то, по общему правилу, лишь на тот случай, если частные лица почему-либо своих определений не сделают, следовательно — лишь в восполнение чего-либо недостающего.

Так, например, на случай отсутствия завещания государство определяет порядок наследования по закону. Вследствие этого нормы частного права, по общему правилу, имеют не принудительный, а лишь субсидиарный, восполнительный характер и могут быть отменены или заменены частными определениями (jus dispositivum).

Вследствие же этого гражданские права суть только права, а не обязанности: субъект, которому они принадлежать, волен ими пользоваться, но волен и не пользоваться; неосуществление права не составляет никакого правонарушения.

Таким образом, если публичное право есть система юридической централизации отношений, то частное право, наоборот, есть система юридической децентрализации: оно по самому своему существу предполагает для своего бытия наличность множества самоопределяющихся центров [10,с.24].

Если публичное право есть система субординации, то гражданское право есть система координации; если первое есть область власти и подчинения, то второе есть область свободы и частной инициативы. Различия между частными и публичными правоотношениями имеются также в порядке образования и ликвидации самих субъектов публичных и частных прав.

Государственные органы и государственные учреждения, в отличие, например, от юридических лиц, не могут прекратить своего существования по собственной воле. Кроме того, различия между публичным и частным правоотношением касаются и способов рассмотрения споров и защиты прав [10,с.24].

В спорах о частном праве частные лица, стороны, играют в высшей степени самостоятельную роль: от них зависит начать процесс или прекратить его на любой стадии.

В спорах о публичном праве стороны не всегда могут прекратить спор на любой его стадии и т. д. Если споры частно-правового характера преимущественно обеспечиваются защитой в судебном порядке, то не все публичные правоотношения относятся к юрисдикции общих судов.

В публичных правоотношениях широко распространено рассмотрение споров вышестоящими государственными органами одной из сторон данного правоотношения, а также специализированными судами (например, Конституционный суд).

В современной юридической литературе различие между публичными и частными правоотношениями проводится также в зависимости от их принадлежности к правоприменению как властной деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в целях принятия специальных решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных отношений [10,с.25].

Либо к отношениям, связанным с реализацией гражданами и юридическими лицами права частной или коллективной собственности на вещи в сфере гражданского права, а также трудовых отношений по найму, где человек выступает в виде особого товара — рабочей силы.

Существуют еще и иные различия между публичными и частными правоотношениями в плане их соотношения, субъектов, содержания, динамики и других элементов.

Например, изначально фундаментальное различие между частным и публичным правоотношением в юридической литературе проводится в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих данное правоотношение [4,с.25].

С этой точки зрения в современной юридической литературе принято считать, что частные правоотношения регулируются в основном нормами таких отраслей права как гражданское, семейное и трудовое право, а публичные правоотношения регулируются нормами таких отраслей права как государственное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и других [3,с.25].

Указанные выше различия между частными и публичными правоотношениями позволяют более подробно определить круг субъектов и области функционирования двух этих групп правоотношений. С этой точки зрения, в качестве сторон или участников частных правоотношений могут быть выделены две группы субъектов:

  • а) физические лица, не обладающие государственно-властными полномочиями;
  • б) юридические лица, не обладающие государственно-властными полномочиями. Кроме того, частные правоотношения на практике имеют преимущественное распространение в области взаимодействия указанных субъектов применительно к современному гражданскому, брачно-семейному и трудовому праву, охватывая имущественные и связанные с ними личные неимущественные правоотношения.

При более детальном подходе, частные правоотношения охватывают собой традиционно такие правовые институты как право частной собственности и другие вещные права, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения и наследование, а также иски по защите частных прав[4,26].

Что же касается публичных правоотношений, то круг сторон или участников данных правоотношений включает в себя как физических и юридических лиц, так и государство, государственные органы, должностных лиц, а также иных носителей государственно-властных полномочий [10,с.26].

Это означает, что круг субъектов публичных правоотношений является гораздо более широким по сравнению с кругом субъектов частных правоотношений и может включать в себя любых субъектов правовой сферы.

Кроме того, область распространения публичных правоотношений также является гораздо более широким по сравнению с частными правоотношениями.

Выше уже указывалось о том, что в частных правоотношениях управомоченная сторона как носитель субъективного права обладает известной свободой воли в изменении или прекращении своего субъективного права, является распорядителем своих правомочий [11,с.26].

Субъект частного права, например, может отказаться от своего права купить или продать вещь, вправе расторгнуть брачный союз, простить имущественный долг или уменьшить его размер и т. д. Однако здесь необходимо особо подчеркнуть, что указанная динамика субъективного права и ее зависимость от воли субъекта относятся к уже возникшему и существующему правоотношению [12,27].

Поэтому высказанные суждения являются истинными применительно к динамике наличного субъективного права стороны правоотношения и характеризуют определенным образом порядок и динамику только дальнейшего изменения или прекращения правоотношения [13,27].

Что же касается процесса возникновения правоотношения, то ее динамика не совпадает с динамикой процесса изменения и прекращения правоотношения, имеет свои отличительные черты и признаки.

По сравнению с динамикой изменения и прекращения уже возникших или существующих правоотношений, процесс возникновения частных и публичных правоотношений характеризуется рядом отличительных признаков, имеющих существенное значение.

Предварительно рассмотрим данный процесс на примере правоотношений из частно-правового договора, а затем из деликта.

Показательными примерами правоотношений из частно-правового договора являются правоотношения купли-продажи, вступления в брак, заключения трудового договора.

Для возникновения этих конкретных правоотношений «горизонтального» типа в сфере действия частного права требуется согласованное волеизъявление обеих сторон как юридически равноправных и относительно независимых друг от друга субъектов [14,27].

Для вступления в эти правоотношения потенциальные участники обладают свободой своей воли. В силу данного обстоятельства соответствующее волеизъявление только одного из субъектов (например, предложение о купле или продаже, вступлении в брачный союз, подписании трудового контракта и т.д.) не является достаточным для возникновения конкретного двустороннего правоотношения [15,с.28].

Другой субъект, к которому было обращено предложение, может, например, отказаться от сделанного ему предложения и тем самым предотвратить в данном случае само возникновение правоотношения.

Следовательно, возникновение правоотношения здесь прямо зависит от волеизъявления как одного, так и другого субъекта [16,28].

Зависимость между волеизъявлением субъектов указанных частных правоотношений и их субъективными правами и юридическими обязанностями, поскольку в соответствии с объективным правом для возникновения данных субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения нужно их согласованное волеизъявление, имеет причинно-следственный характер [17,28].

Это интересно:  Как рассчитывается квартальная премия

Речь идет о том, что субъективные права и юридические обязанности сторон, а также само правоотношение является следствием волеизъявления их сторон.

Причем, субъекты в таких случаях обладают свободой воли вступать или не вступать в указанные договорные правоотношения. Например, в таких случаях каждый из субъектов может свободно купить или продать вещь, а может также отказаться от купли-продажи, может свободно вступить или не вступить в брачный союз, заключить или не заключать трудовой договор [18,с.28].

Таким образом, в частных правоотношениях их договора возникновение субъективных прав и корреспондирующих им обязанностей обычно зависит от усмотрения и желания самих субъектов.

Поэтому такие субъективные права и юридические обязанности, которые возникают по воле и усмотрению самих субъектов, можно охарактеризовать как причинно-зависимые от их волеизъявления.

Отличительный признак данных правоотношений состоит в том, что динамика их возникновения в определенной мере подчиняется воле и волеизъявлению субъектов, которые затем становятся либо не становятся сторонами правоотношения.

Следовательно, в правовой сфере среди частных правоотношений можно выделить особую группу правоотношений из договора, в рамках которых процесс приобретения субъективных прав и юридических обязанностей находится в прямой причинно-следственной зависимости от воли и волеизъявления их потенциальных участников [19,с.29].

Однако в правовой сфере, как уже отмечалось, не все субъекты обладают свободой воли самостоятельно приобретать свои субъективные права и юридические обязанности.

Механизм правового регулирования общественных отношений строится таким образом, что субъекты в установленных случаях вынуждены вступать в правоотношения, вынуждены приобретать субъективные права или юридические обязанности.

Примером этого служить процесс возникновения субъективных прав и юридических обязанностей сторон в случае возникновения правоотношения из деликта. Как уже отмечалось, гражданско-правовой деликт есть правонарушение, вследствие которого у одного (или нескольких субъектов) возникает юридическая обязанность (обязанности), а у другого субъекта (субъектов) возникает корреспондирующее этой обязанности субъективное право (права) [19,с.29].

В силу деликта у нарушителя юридическая обязанность возникает помимо его воли или даже против его воли. Примерно также дело обстоит с возникновением корреспондирующего указанной обязанности субъективного права другой стороны в правоотношении из деликта. В случае деликта обладатель субъективного права становится стороной правоотношения также независимо от своей воли и акта своего волеизъявления [20,с.29].

Другое дело, что субъект может затем отказаться от реализации своего субъективного права, но это уже относится к процессу изменения или прекращения возникшего из деликта правоотношения. Например, кредитор как обладатель субъективного права в уже существующем правоотношении может простить долг или уменьшить его размеры.

Еще одним примером возникновения правоотношения независимо от воли сторон или участников может служить конкретное двустороннее правоотношение, которое возникает между застрахованным и страхователем по факту причинения имущественного вреда застрахованному вследствие землетрясения, наводнения или удара молнии.

В данном случае юридический факт причинения вреда каким-либо образом, косвенно или прямо, не связан с волей и волеизъявлением сторон. Поэтому правоотношение возникает помимо воли и волеизъявления страхователя или застрахованного, даже вопреки воле сторон или одной из сторон (страхователя или застрахованного) [20,с.30].

С учетом того, что ранее между сторонами был заключен договор страхования и они предвидели возможность наступления того или иного события, речь в данном случае идет о возникновении совершенно нового правоотношения между сторонами, в котором у сторон появляются новые субъективные права и юридические обязанности [20,с.30].

Конечно, предварительное заключение договора страхования зависело от согласованного волеизъявления сторон и требовало такого волеизъявления под угрозой недействительности договора, но затем факт причинения вреда стал событием, никак не зависящим от воли сторон и повлекшим за собой появление нового правоотношения между субъектами.

Речь идет в данном случае и о том, что предусмотренные в страховом договоре события могли и не произойти или же произойти в другое время.

Таким образом, в правовой сфере имеется также круг субъектов, которые не обладают свободой воли в приобретении своих субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении [20,с.30].

Многие субъективные права и юридические обязанности возникают помимо воли и волеизъявления субъектов или против их воли, а участие в правоотношении для субъектов является обязательным в силу требований объективного права.

В таких правоотношениях различные субъекты участвуют вынужденно, помимо своей воли и желания, без факта волеизъявления. Данные правоотношения присущи как сфере действия норм частного права, так и норм публичного права. Они возникают, прежде всего, в результате различного рода юридических фактов, которые имеют характер абсолютных событий, а также действий другой стороны или третьих лиц [21,с.31].

В сфере публичного права аналогично правоотношению из гражданско-правового деликта возникает уголовно-правовое отношение вследствие совершения преступления. Обычно преступлением признается общественно опасное противоправное и виновное деяние, совершенное умышленно или неосторожно.

Однако если оценивать преступление с точки зрения воли государственной власти и воли подавляющего большинства добропорядочных и законопослушных граждан, то любое преступление совершается против и помимо их воли, а потому служит для них нежелательным и не зависящим от их воли событием, хотя и совершается по воле одного либо нескольких преступников [21,с.31].

Вряд ли будет правильным полагать, что государство, государственные органы и их должностные лица могут допустить, например, террористический акт или захват заложников, если это будет зависеть от их воли.

Следовательно, можно утверждать, что преступления обычно совершаются помимо и независимо от воли государства и государственных органов, а также независимо от воли многих иных субъектов в лице законопослушных граждан [21,с.31].

Существует еще третий вид зависимости между волеизъявлением участников правоотношения и возникновением их субъективных прав (юридических обязанностей). Он наблюдается в тех случаях, когда в соответствии с объективным правом субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения возникают в результате волеизъявления только одного из потенциальных участников правоотношения.

Такие правоотношения, которые возникают в зависимости от воли и волеизъявления какой-либо одной стороны правоотношения, можно наблюдать, прежде всего, в сфере действия норм публичного права [21,с.32].

В таком случае между определенным гражданином и определенным государственным органом возникает совершенно конкретное правоотношение.

Тем самым волеизъявление гражданина, выраженное должным образом, становится достаточным основанием (юридическим фактом) для возникновения субъективных прав и корреспондирующих юридических обязанностей сторон в конкретном правоотношении.

Что же касается юридически обязанной стороны в данном правоотношении, т. е. государственного органа, то эта сторона по своей воле не может предотвратить возникновение правоотношения либо отказаться от участия в правоотношении [19,с.32].

Поэтому можно полагать, что в данном случае возникновение конкретного двустороннего правоотношения в силу действия норм объективного права зависело от воли и волеизъявления только одной стороны.

Еще одним примером возникновения правоотношения по воле только одной из сторон является известное многим абсолютное правоотношение собственности, когда вследствие приобретения лицом вещи в собственность на всех других субъектов налагается юридическая обязанность не нарушать это субъективное права собственника [21,с.32].

Приведенные примеры, количество которых можно при необходимости продолжить, показывают то, что метод возникновения конкретных правоотношений по воле только одной из сторон, находит достаточно широкое применение в правовой сфере.

Таким образом, приведенные выше примеры показывают, что объективное право предусматривает случаи как свободного, так и вынужденного вступления субъектов в правоотношение, свободного или вынужденного приобретения субъективных прав или юридических обязанностей [21,с.33].

При этом следует особо отметить, что, если в случае свободного вступления субъекта в правоотношение обязательным условием является акт его волеизъявления, то, напротив, в случае вынужденного вступления субъекта в правоотношение, его волеизъявления может и не потребоваться.

Речь идет о том, что в случаях вынужденного вступления субъекта в правоотношение, он может стать стороной правоотношения как вопреки своей воле (т. е. при отрицательном волеизъявлении), так и помимо своей воли (т. е. при отсутствии всякого его волеизъявления).

Что же касается свободного или добровольного вступления субъекта в правоотношения, то оно обычно требует предварительного или последующего, зачастую должным образом выраженного его волеизъявления.

Таким образом, в результате исследования частных и публичных правоотношений можно констатировать, правоотношение есть урегулированное нормами объективного права общественное отношение, в котором субъективные права и юридические обязанности возникают вследствие волеизъявления самих сторон либо одной стороны [21,с.33].

Словом, теория права выделяет различные грани взаимодействия нормы права и правоотношений. Нормы права в своей совокупности образуют то объективное, положительное право, о котором речь шла выше и которое выражалось в законах и иных формах права.

В конкретном же правоотношении это объективное право преобразуется в конкретное, субъективное право, т.е. право, которое конкретному субъекту для конкретных ситуаций устанавливает правомочия, обязанности, ответственность, устанавливает рамки его поведения, и всё это при определённых условиях [21,с.33].

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, jurkom74.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector