+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Составляющие структуры нормативного правового акта

Структура нормативно — правового акта

Нормативно-правовой акт основная категория законодательной системы страны. Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его технологического» оформления.

Остановимся, прежде всего, на структуре закона, т. е. на организации содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности.

Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей)

1. Наименование органа, принявшего закон.

Указанием на орган, принявший закон, определяется сфера его действия и юридическая сила. Любой правовой акт, так же как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего. Тем самым создается соответствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязательны, но юридическая сила их различна.

2. Название закона.

Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений. При этом название закона следует формулировать максимально кратко, лаконично отражать его основное содержание. Бывают, однако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя избежать. Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале.

Название закона, регулирующего определенный круг общественных отношений, отличается от названия закона, изменяющего ранее принятые законы и другие правовые акты. В первом случае кратко указывается его основное содержание; во втором приходится перечислять статьи или воспроизводить полностью названия актов, которые новым законом изменяются или дополняются. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. — С.398.

3. Преамбула закона.

Преамбула представляет собой вводную часть закона, в котором излагаются мотивы его принятия, задачи или цели. Тем самым раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально-культурное значение. Преамбула пропагандирует закон, мобилизует и активизирует деятельность людей на его практическую реализацию, воплощение в жизнь.

Преамбулу закона следует излагать кратко, без лишних слов, торжественных описаний и популистских призывов. Лозунговые декларации в законе неуместны: они не несут никакой правовой нагрузки и лишь загромождают его текст.

Правила законодательной техники вовсе не требуют, чтобы во всех законах формулировались преамбулы. Например, в кодексах они отсутствуют, ибо само содержание со всей очевидностью свидетельствует о стремлении законодателя свести воедино и систематизировать нормативно-правовой материал соответствующих отраслей законодательства. Нет надобности в преамбулах и в тех законах, мотивы, задачи или цели которых вытекают из смысла и содержания их предписаний. В тех же случаях, когда закон устанавливает исключения из общего порядка регулирования соответствующих общественных отношений или по-новому регулирует данные отношения, преамбула закона необходима для того, чтобы объяснить основания его принятия.

Иногда в преамбулу включается так называемая констатирующая часть, описывающая неудовлетворительность ранее принятых правовых актов или критически разбирающая положение дел в соответствующих сферах общественных отношений, сложившееся в результате реализации этих актов. Такого рода констатирующие части преамбулы представляются излишними, поскольку перегружают текст сведениями, не имеющими нормативно-правового значения: они являются исходным пунктом для введения в жизнь новых, более совершенных правовых актов и поэтому уместны в заключениях, объяснительных записках или докладах при обсуждении законопроекта.

4. Нормативно-правовое содержание закона.

Основной частью закона является его нормативно-правовое содержание, постановляющие предписания, дозволения и запреты. На этой части следует сосредоточить главное внимание в процессе законотворчества, поскольку именно в ней излагаются обязательные установления, составляющие содержание закона.

Нормативно-правовая часть закона обычно начинается после слов такой-то орган «постановляет»; вслед за этим излагается конкретное содержание соответствующих предписаний, дозволений, запрещений. Нормативно-правовое содержание закона излагается в логической последовательности с разбивкой на статьи, которые в свою очередь делятся на пункты с цифрами или буквенными обозначениями либо на части, каждая из которых начинается с красной строки. При этом пунктам и частям придается равноценное значение.

Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесообразным. Более предпочтительным было бы изложение подзаконных актов, так же как и законов, т. е. с разбивкой на статьи.

Постановляющая часть крупных по объему законов (равно как и подзаконных актов) разбивается также на разделы, главы и параграфы. При этом не только разделы, главы и параграфы, но и статьи закона должны быть снабжены специальными заголовками, лаконично выражающими их суть, что позволяет ознакомиться с предметом закона и легко найти в нем необходимое законное предписание.

Каждую статью (пункт, часть) закона следует формулировать так, чтобы она содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило со всеми его составными элементами. В том случае, если в одной статье (пункте, части) трудно воспроизвести все признаки правового правила, некоторые из них могут быть выделены в отдельный абзац при непременном условии, что в нем не будет изложено иное правовое правило, логически не связанное с самой статьей единством внутреннего содержания. Иначе говоря, данный абзац лишь дополнение к статье, но отнюдь не самостоятельная часть.

Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или одно порядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений. Последний вариант представляется менее совершенным по сравнению с первым (методом обобщенных формул), так как статьи закона при перечислении оказываются обычно громоздкими по объему и, что более важно, такое перечисление далеко не всегда оказывается исчерпывающим. Поэтому в тех случаях, когда невозможно обойтись без перечисления, необходимо добиваться их полноты. Если же полный перечень дать невозможно, то следует привести примерный перечень, который поможет понять смысл и направленность правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом вынужденном варианте примерным перечнем следует пользоваться осторожно, не расширять его содержание, что может повлечь за собой ошибки в правоприменительной практике. Во всяком случае, необходимо избегать использования выражений «и т.п.», «другие вопросы», которыми в законодательстве обычно заканчивается примерный перечень. Эти выражения предполагают распространение правового правила на те случаи, которые прямо не указаны в перечне. А это довольно сложная операция, которая требует выяснения общих признаков всех случаев, указанных в перечне, вслед за тем эти общие признаки необходимо подвести под те случаи, которые подразумевались выражениями «и т.п.», «другие вопросы».

В большинстве случаев нормативно-правовая часть закона излагается постатейно в соответствии со схемой «если-то», вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении статьи. Следует, однако, заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином правовом акте.

В том случае, если законом (или подзаконным актом) изменяется, дополняется или отменяется статья ранее действовавшего закона (или подзаконного акта), то соответствующее предписание закона начинается со слов: «статью такую-то изложить в следующей редакции» или «такой-то акт дополнить статьей (пунктом, частью) такой-то следующего содержания». Если, далее, законом устанавливается нормативно-правовое предписание, распространяющее действие ранее принятых актов на иной круг лиц и общественных отношений, или если временным нормативно-правовым предписаниям (действие которых ограничено определенным периодом; календарным сроком либо временем, установленным для выполнения того или иного предписания) придается характер неопределенно-длительного действия, то это нормативно-правовое предписание излагается как вновь принимаемое правовое правило. С точки зрения законодательной техники недопустимо включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия нормативно-правовых предписаний временного характера, и, наоборот, включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия предписаний временного характера.

Постановляющая часть закона должна включать правовые установления лишь нормативного характера. Не допускается включение в нее правовых установлений ненормативного характера. В правотворческой практике бывают исключения из этого правила, но не в отношении закона, а только в отношении подзаконных актов. Например, акты органов государственного управления зачастую содержат в себе не только нормативно-правовые установления, но и правовые предписания ненормативного характера. Эти допущения объясняются необходимостью придать правовым актам органов государственного управления максимальную оперативность и гибкость: наличие ненормативных правовых предписаний в нормативно-правовых актах органов государственного управления способствует целенаправленности, быстроте и обеспеченности их реализации. Однако требование стабильности закона исключает возможность включения в его постановляющую часть ненормативных правовых предписаний, поскольку последние действуют однократно и после их реализации становятся ненужными. В результате же включения ненормативных предписаний структура закона нарушается, теряется логическая стройность в изложении его нормативно-правового содержания.

5. Последствия несоблюдения закона.

Несоблюдение нормативно-правового содержания закона влечет за собой различные последствия в зависимости от характера нарушений. Они могут иметь гражданско-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой характер.

6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний.

Новый закон обычно содержит указание об отмене, если иное не предусмотрено им, всех других действующих законов и подзаконных актов, ему противоречащих. Таково общее требование законодательной техники. Однако во многих случаях это требование нуждается в подробной детализации. Требуется определить, какие именно законы и подзаконные акты (или их отдельные статьи, пункты или части) отменяются в связи с принятием нового закона. На определение законов и подзаконных актов, подлежащих отмене, затрачивается обычно много времени, особенно тогда, когда ранее изданные законы и подзаконные акты были приняты в различные исторические периоды и в большом количестве.

Для упрощения этой работы законодатель зачастую прибегает к общему указанию: «Ранее принятые по данному вопросу акты считать утратившими силу». Однако такое упрощение в законодательстве недопустимо, ибо вопрос о действии того или иного закона или подзаконного акта остается на усмотрении отдельных должностных лиц и органов, не говоря уже о том, что у них могут возникнуть сомнения о действии или бездействии того или иного закона и подзаконного акта. Все это может привести к серьезным ошибкам в правоприменительной практике. Поэтому необходимо при принятии нового закона своевременно давать исчерпывающий перечень ранее действовавших законов и подзаконных актов (их статей, пунктов и частей), которые отменяются в связи с принятием нового закона.

7. Опубликование закона и вступление его в силу.

Закон обязательно публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован и в других органах печати, обнародован по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным органам и общественным организациям.

Что касается вступления закона в силу, то оно определяется самим законом либо с момента его официального опубликования.

8. Подпись соответствующего должностного лица.

Структура закона завершается подписью соответствующего должностного лица, что придает ему официальное значение. Обычно таким лицом является глава государства или председатель парламента, что определяется конституцией той или иной страны.

Структура статьи нормативного правового акта

Статьи и пункты нормативного правового акта — основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание. Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на пункты или абзацы; пункты — на подпункты, части или абзацы; подпункты — на части или абзацы.

Абзац нормативного правового акта — часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта — абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта — структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие — точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

В самом законе по-иному могут обозначаться части и пункты. Например, в Уголовном кодексе Республики Беларусь части статей (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей — арабскими цифрами со скобкой.

Виды правовых норм

Правовые нормы могут классифицироваться по самым различным основаниям. В юридической литературе существует множество подобных классификаций, каждая из которых опирается на определенную особенность, присущую той или иной группе норм права.

1) по отраслевому признаку (критерий регулируемых общественных отношений):

• нормы конституционного права;

• нормы административного права;

• нормы гражданского права;

• нормы уголовного права;

• нормы гражданско-процессуального права;

• нормы уголовного процессуального права и т.д.

Более обобщенно по названному критерию их можно объединить в:

• нормы частного права;

• нормы публичного права;

2) по характеру регулирования:

3) по функциональной роли:

• нормы позитивного регулирования;

4) по форме выражения предписаний:

5) по степени определенности содержания:

• абсолютно определенные нормы;

• относительно определенные нормы;

6) по сфере действия:

• нормы общего действия;

• нормы местного действия;

7) по времени действия:

• нормы постоянного действия;

• нормы временного действия;

• нормы, касающиеся конкретного субъекта;

9) по субъекту нормотворчества:

• нормы, принимаемые президентом;

• нормы, принимаемые парламентом;

• нормы, принимаемые правительством;

• нормы, принимаемые государственными органами управления и др.

1. Понятие правового отношения

2. Субъекты правоотношения

3. Объекты правоотношений

4. Содержание правоотношений

5. Юридические факты

7.1. Понятие правового отношения

Правоотношение представляет собой очередную стадию реализации норм права после их толкования.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение – это индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства.

Правоотношение, являясь всегда общественным отношением, обладает рядом специфических признаков:

1) оно возникает и развивается только на основе действующих норм права. Связь субъектов, противоречащая праву или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое остается вне сферы правового регулирования. Отношения, не урегулированные нормами права, не могут породить юридически значимых последствий, превратиться в правовые. Исключением являются правоотношения, не регламентированные действующим правом, при наличии пробелов в праве, обусловленных дефектами существующего законодательства. Вместе с тем, все подобные ситуации разрешаются на основе действующих сходных норм или принципов права;

2) правоотношения – это всегда индивидуализированная связь. Их участники определены поименно. Как правило, граждане в правоотношениях называются полным именем (фамилией, собственно именем, отчеством) с указанием места проживания и паспортных данных, а организации – полным названием (наименованием) с указанием уполномоченного должностного лица и реквизитов (место нахождения, банковские реквизиты).

Существуют отношения, в которых конкретно определен лишь носитель правомочия (отношения, вытекающие из права собственности, авторского права). Обязанной стороной в таких отношениях выступает каждый;

3) в правоотношениях конкретная связь между его участниками выражается через их субъективные права и юридические обязанности. Одно лицо является управомоченным и имеет какое-либо право. Другое лицо обязано действовать таким образом, чтобы обеспечить реализацию этого права. Большинство правоотношений носит двусторонний характер, когда каждый участник правоотношения выступает одновременно и управомоченным и обязанным лицом;

4) правоотношение представляет собой волевую связь. Это означает, что они неразрывно связаны с волей и сознанием человека.

Правоотношение становится возможным в результате волеизъявления (волевого действия) всех его участников (правоотношение, основанное на равенстве сторон) или хотя бы одного участника (правоотношение, основанное на подчинении одной стороны другой);

5) правоотношение охраняется государством. Его участник, который находит свое право в конкретном правоотношении нарушенным, имеет право обратиться в компетентные органы за защитой. Через государство равный или подчиненный участник может в одностороннем порядке навязать свою волю другому, равному или властному, участнику.

1) по количеству согласованных воль выделяются односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

В одностороннем правоотношении выражается воля одной стороны (доверенность, завещание). Для того, чтобы правоотношение продолжилось необходимо выражение воли второй стороны. Односторонние правоотношения не следует путать с двусторонними отношениями, основанными на методе власти и подчинения, когда воля одной стороны навязывается другой стороне и тем самым они согласуются.

В двустороннем правоотношении выражается воля двух сторон. В многосторонних – согласуются воли трех и более сторон (договор о совместной деятельности);

2) по степени определенности субъектного состава правоотношения делятся на относительные и абсолютные.

В относительных правоотношениях четко определены оба участника. Все другие лица не вступают в данное правоотношение, т.е. не несут в нем никаких прав и обязанностей. В абсолютных правоотношениях конкретному правомочному участнику противостоит неопределенный круг обязанных лиц. Такая обязанность всех других лиц заключается в том, чтобы не препятствовать свободному осуществлению первым участником своего субъективного права (например, права собственности);

3) по отраслевой принадлежности правоотношения подразделяются на:

конституционные, гражданско-правовые, административные, трудовые, семейные и т.д.;

4) по характеру отрасли права правоотношения могут быть материальными или процессуальными;

5) по способу реализации прав правоотношения делятся на регулятивные и правоохранительные. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией. Вторые возникают тогда, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда права и интересы участников правоотношений нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства.

Это интересно:  Материальная помощь малоимущим семьям в 2019 году

7.2. Субъекты правоотношений

Правоотношение как целостное образование имеет свою структуру, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов.

В нем выделяются субъект, объект и содержание.

Субъекты правоотношений – это участники конкретных правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений – это всегда субъекты права. Эти два понятия соотносятся как частное и общее.

Субъекты правоотношений подразделяются на физических и юридических лиц. Специфическим субъектом выступает государство.

Физическое лицо – это любой и каждый человек: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Гражданами Республики Беларусь являются лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (18 августа 2002г.), а также лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с данным Законом.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

К юридическим лицам относятся любые хозяйственные, общественные, государственные и иные организации, отвечающие признакам, зафиксированным в законодательстве.

Понятие юридического лица разработано в теории гражданского права. Им признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из данного определения, юридическими лицами являются субъекты, обладающие следующими признаками:

1) организацией, т.е. структурно организованным коллективом физических лиц. Организационная структура проявляется в наличии руководителя, собрания акционеров, учредителей, бухгалтерии, производственных отделов, ревизионной комиссии и т.д.;

2) обособленным имуществом. Имущество юридического лица отделено от имущества физических лиц (директора, акционера, бухгалтера, работников), его составляющих, и принадлежит самому юридическому лицу на праве собственности или производном от него праве;

3) возможностью приобретения прав, исполнения обязанностей и несения ответственности от своего имени самостоятельно. Права и обязанности в правоотношении с участием юридического лица приобретает само юридическое лицо, а не физические лица, действующие от его имени;

4) способностью быть истцом и ответчиком в суде.

Организация физических лиц, обладающих названными признаками, является юридическим лицом. Организация, не обладающая хотя бы одним из них, не может признаваться таковым.

Государство как субъект права и правоотношений не является собственно ни физическим, ни юридическим лицом. Вместе с тем к нему, если иное не предусмотрено законодательством, применяются нормы, регулирующие статус юридического лица. Специфика государства проявляется и в том, что от его имени действуют компетентные государственные органы, которые, в свою очередь, являются юридическими лицами. Государство как субъект правоотношений – это либо Республика Беларусь, либо соответствующая административно-территориальная единица (область, район, город и др.).

Признание лица субъектом правоотношений означает признание его правосубъектным. Правосубъектность – это закрепленная законом способность быть участником правоотношений. Она состоит из двух составных элементов: правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это способность быть носителем субъективных прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица возникает в момент рождения и прекращается моментом смерти человека. Наследниками могут быть лица, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации и прекращается в момент его ликвидации (дата исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Дееспособность физических лиц в полном объеме возникает с совершеннолетием (18 лет), с заключением брака до достижения 18 лет, с объявлением человека эмансипированным.

Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, согласия родителей полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью.

Наряду с полной дееспособностью выделяется дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних), дееспособность в возрасте от 14 до 18 лет (подростков), дееспособность лиц, признанных ограниченно дееспособными, дееспособность лиц, признанных недееспособными.

Дееспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент его ликвидации. Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает и по объему, и по времени существования. Поэтому в теории гражданского права говорят только о правоспособности юридического лица, хотя юридически точнее говорить о правосубъектности.

Дееспособность субъекта правоотношения может быть общей и специальной.

Общая дееспособность означает, что ее носитель вправе заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В Республике Беларусь общей дееспособностью обладают физические лица.

Специальной дееспособностью обладают субъекты, которые вправе заниматься только разрешенной деятельностью, предусмотренной в ее правоустанавливающих документах. В Республике Беларусь специальной правоспособностью наделяются юридические лица. В государствах с рыночной экономикой признается, что юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обладают общей правоспособностью, а юридические лица, осуществляющие государственную власть, оказывающие образовательные, медицинские услуги, общественные организации – специальной, предусмотренной в уставах, положениях о них.

В литературе предлагается отдельно от право- и дееспособности выделять деликтоспособность, т.е. способность субъекта отвечать за совершенное им правонарушение. Большинство исследователей склоняется, что деликтоспособность не является самостоятельным элементом правосубъектности, а выступает составной частью дееспособности.

7.3. Объекты правоотношений

Под объектом правоотношения понимается все то, по поводу чего складывается данное правоотношение; все то, на что оно направлено. Объектом правоотношения называются материальные и духовные блага, в целях обладания которыми лица вступают в конкретные правоотношения.

В теории права выделяют четыре вида объектов правоотношений: материальные блага, духовные блага, работы и услуги, а также личные неимущественные блага.

Материальные блага могут быть как природными объектами, так и овеществленными результатом человеческой деятельности. В их число входят земля, полезные ископаемые, вода, флора, фауна, здания, сооружения, транспорт, товары и т.д. Значительная часть правоотношений различных отраслей права возникает и развивается по поводу обладания материальными благами.

К духовным благам относятся произведения литературы, науки, искусства, результаты творческой, интеллектуальной деятельности, другие нематериальные ценности.

В систему личных неимущественных благ входят жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его имя, изображение и т.д.

Работы и услуги как объект правоотношений характеризуются тем, что представляют собой результат какой-либо деятельности, которого не существует на момент вступления участников в правоотношение и ради получения которого возникло это отношение. Конечный результат может воплощаться в материальном объекте (работы) либо не иметь такового (услуги).

В современной теории права последовательно проводится принцип, согласно которому человек не может выступать объектом правоотношений, он всегда субъект. Поэтому человек не может быть предметом сделки (аренда футболиста, продажа спортсмена), ребенок не может быть собственностью родителей, работник – принадлежать нанимателю, народ – монарху, президенту.

7.4. Содержание правоотношений

Различные исследователи в понятие «содержание правоотношения» вкладывают различный смысл. По мнению одних, содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей, которыми наделены его участники. По мнению других, к содержанию относятся фактические действия (поведение) участников, основанные на субъективных правах и юридических обязанностях в конкретном правоотношении. Третьи выделяют формальный и материальным аспект содержания. Формальное содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, а материальное – совокупность конкретных действий, основанных на субъективных правах и юридических обязанностях. Иными словами, содержание правоотношения представляет собой единство прав, обязанностей и действий участников.

Преобладает первая точка зрения.

Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой меру свободы участников правоотношения. Субъективное право – это мера возможного поведения. Субъект реализует свое право в силу внутреннего убеждения, а не внешнего принуждения. Содержание субъективного права выражается в триединой возможности: использовать свое право (поступить определенным образом), отказаться от использования своего права (воздержаться от действий), требовать от другого субъекта соблюдения своего права, создания условий для его использования под угрозой применения государственного принуждения (право требовать определенного поведения от обязанного лица). Некоторые авторы отдельно выделяют возможность обратиться в государственный орган за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность представляет собой меру должного (необходимого) поведения участника правоотношения. Отказ от исполнения своей обязанности в конкретном правоотношении не возможен без согласия на то управомоченного лица.

Исполнение обязанности осуществляется путем активного либо пассивного поведения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности влечет применение юридической ответственности.

Обязанность активного поведения заключается в совершении участником определенных действий, направленных на обеспечение реализации прав управомоченного субъекта. Пассивное поведение выражается в воздержании от активных действий, совершение которых приводит к нарушению установленного запрета.

Субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны друг с другом. Одно без другого не существует. В литературе говорят о корреспондирующем характере прав и обязанностей, когда конкретному праву корреспондирует (соответствует) конкретная обязанность. В большинстве правоотношений каждый участник выступает одновременно и управомоченной, и обязанной стороной.

7.5. Юридические факты

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.

Если для возникновения определенных правоотношений требуется наличие совокупности фактически существующих обстоятельств, то речь ведут о юридическом составе (его иногда называют фактический состав).

Установление юридических фактов (состава) как основания возникновения субъективных прав и обязанностей – одна из основных задач практикующего юриста.

Юридические факты по влиянию на них воли людей делятся на события и действия.

События – это явления объективной жизни, порождающие юридически значимые последствия и не зависящие от воли человека. События бывают абсолютными и относительными. К абсолютным относятся события, порожденные силами, независимыми от человека, и наступающие помимо его воли и желаний (землетрясения, наводнения, истечение сроков, рождение и смерть человека). Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желаний людей не зависят (пожары, производственные аварии, техногенные катастрофы). Начало этим событиям дает человек, но дальнейшее их развитие протекает естественным путем и не зависит от породившего их лица.

Действия – поведение субъектов, имеющее юридическое значение и осуществляемое в соответствии с их волей и желаниями.

В зависимости от степени согласованности действия с правовыми нормами выделяются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия по направленности воли человека делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного результата (вынесение приговора суда, подача жалобы, регистрация актов гражданского состояния и т.д.). Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений субъекта, называются юридическими поступками (написание романа влечет возникновение у автора авторских прав, создание вещи влечет возникновение у ее создателя права собственности и т.д.).

Неправомерные действия – это акты волевого поведения лиц, противоречащие действующему законодательству. По степени общественной опасности выделяют преступления, административные, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты). В Республике Беларусь в последнее время развивается институт экономической ответственности за экономические правонарушения. Фундаментальных научных трудов, посвященных данному вопросу, пока не имеется.

1. Понятие системы права и правовой системы

2. Основные правовые семьи мира

3. Система права Республики Беларусь

8.1. Понятие системы права и правовой системы

В юридической литературе широко употребляется два специальных термина: правовая система и система права.

По мнению одних авторов эти термины имеют различное содержательное наполнение. Под системой права они подразумевают совокупность упорядоченных, взаимосвязанных норм права, сгруппированных в соответствующие институты и отрасли права. Первым элементом системы права выступает норма, вторым – институт права, третьим – отрасль права. В некоторых отраслях выделяется промежуточный элемент – подотрасль права, имеющая тенденцию к преобразованию в самостоятельную отрасль права либо в правовой институт.

Правовая система – это взаимно упорядоченная совокупность норм права, государственных органов и общественных организаций (институтов), установившегося в обществе правопорядка. Иными словами, правовая система более широкое понятие, чем система права, и включает в себя как саму систему права, составляющую основу правовой системы, так и государственные институты (институт президентства, парламентаризма, судебной власти, нотариата и т.д.), общественные институты (адвокатура, профсоюзы, политические партии и др.), а также фактически сложившийся в обществе правопорядок (т.е. все социальные связи между системой права, государственными и общественными институтами).

Сторонники второй точки зрения отождествляют оба понятия и считают, что их разграничение произошло в силу неправильного перевода работы французского юриста Р.Давида, основателя широко изучаемой классификации правовых семей на романо-германскую, англо-американскую, социалистическую и религиозную. Слова «система права» были переведены как «правовая система», что и явилось основанием для ненаучного, с их точки зрения, разделения двух данных понятий.

Под правовой системой (системой права) сторонники единого взгляда понимают то, что вкладывают в понятие правовой системы представители первой группы исследователей.

8.2. Основные правовые семьи мира

В каждой стране действует национальная система права, имеющая свою национальную специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем, эти различные национальные системы можно объединить в ряд групп, каждая из которых включает в себя несколько родственных национальных систем. Данные группы принято называть «правовыми семьями», «семьями систем права».

Критериями классификации права на правовые семьи выступают: 1) юридико-технический критерий, включающий в себя взгляды на принципы права, источники права, структуру действующего права, юридическую терминологию и т.д.; 2) идеологический критерий, характеризующийся философскими, политическими, экономическими принципами, мировоззрениями и общественными идеалами, на которые опирается соответствующее национальное право.

С учетом этих критериев предложена следующая классификация правовых семей современного мира:

1) романо-германская (континентальная) правовая семья;

2) англо-американская (англо-саксонская) правовая семья (семья общего права);

3) мусульманская правовая семья;

4) иные правовые семьи (индусская, африканская и др.).

Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права континентальной Европы и ряда неевропейских стран, сформировавшихся под их влиянием. Она возникла на основе римского права и римской юриспруденции.

Романо-германская правовая семья базируется на принципах конституционализма, верховенства закона, правового равенства всех людей, естественных и неотчуждаемых прав человека. Входящие в нее национальные системы имеют идентичную структуру: право делится на публичное и частное, последнее включает в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты и однотипные нормы. К числу существенных аспектов единства различных национальных систем права романо-германской правовой семьи относится одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения. Континентальные кодексы, законы, подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрания казуистических правил общего права, не сборники судебных или административных прецедентов.

Поэтому право стран романо-германской правовой семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать, изменять. Недостатки же обусловлены трудностями надлежащей конкретизации абстрактного смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано большое внимание, которое уделяется проблеме толкования нормы права.

Единство проявляется и в системе источников права. Континентальное право – это писаное, состоящее в основном из письменно оформленных правовых актов. Главный источник права – это закон. Высшей юридической силой обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью последних осуществляют специальные суды (конституционные) или высшие общесудебные органы или иные государственные институты.

Обычай как источник права играет вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство. Суд действует в рамках закона и ему не присущи нормотворческие функции. В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права имеют силу норм действующего права и при коллизии с последними обладают приоритетом. Поэтому законодатель не вправе все регулировать по своему усмотрению, нарушая требования надпозитивного права.

Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других государств – бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восходит к общему праву Англии, возникшему с XI в. Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, обязательных для других судов при разрешении аналогичных дел.

В XV-XVI вв. параллельно с общим правом в Англии сложилось право справедливости. Оно представляло собой совокупность решений лорд-канцлера по конкретным делам на основе доктрины справедливости, которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права.

В конце XIX в. общее право и право справедливости были объединены в единую систему прецедентного права.

Историческое развитие английского права предопределило основные структурные части англо-американской правовой семьи: общее право и право справедливости. Это право не делится на частное и публичное. Здесь отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов, но не для ее самой; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Верховного суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов, хотя они не являются строго обязательными для различных отделений данного суда; 4) окружные и магистратские суда обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

Закон считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В последнее время самостоятельная роль законов усиливается.

Право США – это также право судебной практики. Законы играют вспомогательную роль при прецедентном праве. Существенное отличие американского права от английского состоит в том, что Конституция США как основной закон, возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства. Отличия также обусловлены федеративным устройством США, наличием федерального законодательства и законодательства отдельных штатов. Кроме того, каждый штат имеет свое прецедентное право. Это порождает многочисленные коллизии между системами права отдельных штатов, между ними и федеральной системой права. В США уделяется большое внимание кодификации действующего права. Однако в отличие от европейских кодексов, кодексы в США представляют собой консолидацию (сборник, собрание) прежних норм, созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве, а не установление новых норм.

Это интересно:  Как брать деньги в долг на мтс

Мусульманская правовая семья. Мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате (VII-X вв.) и базируется на исламе. В соответствии с догмами этой религии действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая семья берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума или социального развития. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право.

Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и религиозные нравственные постулаты, а также обычаи. Первым источником данной системы является Коран – собрание изречений Мухаммеда. Он состоит, главным образом, из положений нравственного характера, носящих обобщенный характер. Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении. Это своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка. Третьим источником служит так называемаяиджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны. Также считается источником мусульманского права аналоги (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных пророком, Сунной или иджмой.

Вся система мусульманского права, основанная на Коране, именуется шариатом.

В современных условиях развития миропорядка мусульманское право оказывается под влиянием европейской и англо-американской правовых семей. Определенный авторитет приобретают законы, как акты парламента. Особенно отчетливо это проявляется в области семейных правоотношений. Законы о семейном праве, принятые в XX в. в Египте, Судане, Турции и др. государства порывали с традиционными мусульманскими канонами, они осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми и т.д.

Проникновение западного права в мусульманские страны связано с процессами международной интеграции, экономического сотрудничества, глобализации, разрешения локальных конфликтов и др. Вместе с тем, на это мусульманское право остается самостоятельной правовой семьей, имеющей свою специфику.

В литературе выделяются и иные правовые семьи: индусское право, африканское право.

8.3. Система права Республики Беларусь

Система права – это юридическая категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяет их в правовые институты, подотрасли права и отрасли права.

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.

Первичным элементом системы права является норма права.

Юридическая техника

Структура нормативного акта

Система структурных единиц нормативных актов

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует.

Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:

  • заголовок;
  • оглавление;
  • преамбула;
  • часть;
  • раздел;
  • глава;
  • статья;
  • параграф;
  • пункт;
  • подпункт;
  • абзац;
  • примечание;
  • заключительные положения;
  • приложение.

Рассмотрим их по порядку.

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:

точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.

краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать суть нормативного акта.

Примером нарушения этого аксиоматичного правила является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не случайно полное название этого Закона практически не употребляется;

оптимальная обобщенность содержания нормативного акта. Имеется в виду ситуация, когда законодатель в погоне за краткостью заголовка не раскрывает смысла нормативного акта. Односложные заголовки часто настолько общие, что не ориентируют пользователей нормативного акта, поскольку не содержат достаточной информации.

Недоумение вызывает Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ «О животном мире». Его заголовок имеет довольно общий

характер, вследствие чего сложно понять, что именно регулируется

данным Законом. Казалось бы, в нем должны быть отражены такие вопросы, как: что есть животное, а что таковым не является, как повысить плодовитость животных, как эффективно использовать человеку животных в своих целях. Вовсе нет. В Законе речь вдет о государственных органах, на которые возлагается охрана животных, и устанавливаются виды правонарушений, связанные с использованием животного мира. Потому заголовок данного Закона явно нуждается в конкретизации.

емкость. Это требование касается законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может претендовать на автономность. Однако в целях законодательной экономии для облегчения труда пользователей лучше создать единый нормативный акт под общим заголовком.

Удачным примером в этом отношении может служить заголовок Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе». Речь в нем идет о понятии рекламы, об общих требованиях, предъявляемых к ней, о видах негодной рекламы, об особенностях различных видов рекламы, о спонсорстве, защите несовершеннолетних от негативных последствий рекламы, правах и обязанностях рекламодателей, рекла- мопроизводителей и ее распространителей, государственном контроле и ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Как видим, вопрос о рекламе регулируется комплексно и поэтому дан краткий, но понятный заголовок;

формализованность. Заголовок — это одна из частей нормативного акта, и поэтому его следует излагать официальным стилем. Это означает, что заголовок должен быть строгим, чеканным, нейтральным, беспристрастным, без претензий на какую-либо оригинальность, сдержанным и даже эмоционально холодным.

Различают полное, краткое наименование нормативного акта и его аббревиатуру.

Полное наименование в сжатой форме передает его содержание, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из совокупности других нормативных актов, ссылаться на него в других правовых документах. В ссылках приводится именно полное наименование нормативного акта.

В полное наименование не рекомендуется включать пояснения по предмету регулирования, например ключевые понятия, заключенные в скобки, поскольку дополнения такого рода затрудняют оформление ссылок на закон. Кроме того, заголовок может изначально содержать дополнительный компонент, в частности краткое наименование или аббревиатуру, помещенные в скобки, и тогда пояснения к заголовку могут окончательно запутать пользователя нормативным актом.

Краткое наименование рекомендуется использовать в целях облегчения цитирования нормативного акта. Оно формулируется с помощью сложного существительного, образованного из следующих элементов: вид нормативного акта и, как правило, одно или несколько ключевых понятий. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чаще называют Законом о гарантиях избирательных прав.

Назначение краткого наименования состоит в том, чтобы дать сжатое и точное, удобное в применении название нормативного акта.

Аббревиатура — это словообразование, состоящее из начальных букв слов и принадлежащее к официальному тексту (например, Уголовный кодекс Российской Федерации — УК РФ).

Как и полное наименование, аббревиатура служит идентификации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной, т.е. отличаться от принятых аббревиатур других нормативных актов.

Задачи заголовка таковы:

  • практическая (поиск нормативного акта, если известен смысл нормативного акта и необходимо повторное к нему обращение);
  • информационная (например, при подборке нормативных актов по определенному вопросу);
  • ориентационная (настраивает пользователей на определенное поведение, соответствующее основным принципам и нормам, в нем заключенным).

Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты.

Задачи оглавления заключаются в следующем: сориентировать пользователя в нормативных предписаниях; обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта; сделать текст закона доступным; облегчить чтение нормативного материала.

Не следует думать, что оглавление нужно только пользователю В не меньшей мере оглавление нужно составителям проекта нормативного акта: оно изначально заставляет их систематизировать, нормативный материал, излагать его логично и последовательно, что способствует повышению качества самого нормативного акта.

В оглавление вносятся все основные структурные единицы текста нормативного акта (части, разделы, главы, статьи). Одним из условий отражения структурных единиц в оглавлении является наличие у них собственного названия.

Местонахождение оглавления в структуре нормативного акта бывает разным. Оглавление может помещаться или в начале акта перед преамбулой, или в конце. Но более удобным является все же первый вариант: оглавление следует за наименованием нормативного акта.

Существует и третий вариант, который используется, в частности, в Германии: оглавление располагается после преамбулы перед постановляющей частью. Такое новшество введено немецким законодателем недавно, и в связи с этим оглавление стало (читаться частью нормативного акта. Ранее законодатель при опубликовании нормативного акта сам решал, составлять оглавление закона или нет. При этом часто оглавление не соответствовало изменившемуся тексту нормативного акта.

Теперь же оглавление немецкого закона гарантированно отражает содержание самого закона. Оглавление, таким образом, приобретает статус элемента закона и определяется его содержанием: если в процессе принятия закона изменяется его содержание, непременно должны быть внесены коррективы и в оглавление.

С точки зрения российского законодателя оглавление пока не является одним из компонентов закона. Составлять его или обойтись без него решает издатель брошюры, в которой содержится нормативный акт. Как правило, найти оглавление, если оно имеется, можно на последних страницах текста нормативного акта, что указывает на факультативный характер оглавления. Однако опыт германского законодателя заслуживает положительной оценки.

Название данной структурной единицы нормативного акта произошло от лат. praeambulus, что означает идущий впереди, предшествующий. Действительно, преамбулу еще называют вводной частью.

Преамбула — это часть закона, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного закона (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.

Возникновение вводной части закона проистекает от оформления законов в Древнем Риме. В Древнем Риме многие законодательные акты благословлялись формулой «Вопит factum!», что означало «На благо и счастье!» (т.е., по сути, «В добрый путь!»).

Сегодня преамбула играет такую же важную роль, как и много веков назад. Исполнитель правовых норм, обыкновенный гражданин, должен знать, зачем он следует нормам закона и почему этот закон лучше предыдущего. Можно исполнять норму права из-за боязни быть наказанным (маргинальное правомерное поведение), но не понимать ни ее смысл, ни цели своего поведения. Однако «законы должны не просто управлять, но и убеждать» — эти слова великого философа Платона, сказанные два тысячелетия назад, до сих пор не потеряли своей актуальности.

Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия закона, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе реализации нормативного акта. Разграничим эти близкие между собой понятия.

Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает его поведение осмысленным и последовательным.

Цель — это конечный результат, которого хочет достичь законодатель, принимая нормативный акт.

Задача — это постановка проблемы, которая требует разрешения с помощью нормативного акта.

Включение этих компонентов в преамбулу закона имеет прежде всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовлетворять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону (осознанно убежденное поведение).

Показательным примером является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащий преамбулу. Мотивация соблюдения и исполнения норм данного Закона следующая: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Преамбула описывает социально-политическую обстановку, которая побудила к изданию акта, и, таким образом, она имеет информационный характер. В преамбуле может содержаться анализ практической деятельности, подлежащей урегулированию.

В некоторых случаях в ней указываются тенденции развития наблюдаемых явлений и объясняется, почему необходимо в настоящий момент издать данный нормативный акт. Кроме того, иногда в преамбулу помещают перечень регулируемых вопросов. Одним словом, структура преамбулы может быть различной.

Как правило, преамбула начинается со слов «в целях». Она обычно не разделяется на отдельные части и выступает связующим звеном для всех норм, помещенных в данном акте, объединяет их единой идеей, общей политической и правовой основой. Помещение в преамбулу регулирующих нормативных положений крайне нежелательно, поскольку тогда будет искажена сама суть данной структурной единицы.

Значение преамбулы велико. Она несет следующую нагрузку:

  • помогает глубже и полнее понять значение нормативного акта, заостряет внимание на актуальных вопросах правового регулирования;
  • устанавливая цели и задачи, которые стоят перед нормативным актом, официально констатирует эти положения и тем самым обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдельных норм акта;
  • формирует правосознание пользователей нормативного акта, мобилизует общественность на осуществление юридических предписаний;
  • можно сказать, программирует адресатов на предписанное поведение;
  • способствует добровольной реализации положений нормативного акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необходимости поступать так, как предписывает данный нормативный акт.

Преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: необходимость мотивировать нормативный акт сдерживает их от принятия ненужных нормативных актов.

Ошибок, связанных с написанием преамбулы, множество. Вот некоторые из них:

  • в преамбуле вместо мотивационного введения содержится информационное введение. Информацию о содержании нормативного акта вполне можно отразить с помощью его оглавления;
  • преамбула настолько мала, что отражает только цель и не задает мотивов издания нормативного акта. Это не способствует формированию у людей убежденности в необходимости выполнять предписания данного нормативного акта;
  • в преамбулу вводятся нормативные положения, в частности дефинитивные. Это размывает нормативный материал;
  • преамбула не выделяется, а сливается с основной частью акта;
  • порой преамбула вообще отсутствует.

Некоторые общие правила расположения структурных единиц текста

Правила расположения структурных единиц текста выводятся на основе ранее проведенного анализа.

Это следующие правила:

  • все структурные единицы нормативного акта (и большие, и маленькие) должны иметь сквозную нумерацию, в противном случае пользователи будут путаться;
  • все крупные структурные единицы (в том числе статьи) по возможности должны иметь специальные заголовки. Главная функция заголовков — информационная. Их использование позволяет лаконично выразить суть нормативных предписаний, что помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале;
  • располагать нормативный материал надо так, чтобы более важные предписания предшествовали менее важным;
  • правило должно излагаться до исключения;
  • положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях;
  • материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные — перед процессуальными.

Итак, работа над структурой нормативного акта — дело непростое. Здесь нужно четкое знание приемов правотворческой техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого, большую роль играет практический опыт работы над составлением законодательных актов. Он, как правило, нарабатывается годами.

Структура нормативных правовых актов

Структура нормативного акта — это его строение, обусловленное внутренним особенным содержанием, поэтому единой формулы, пригодной для всех видов актов, не существует. Тем не менее есть определенные общие положения и правила, которыми оперирует юридическая техника.

Если говорить о крупных и сложных по содержанию нормативных актах, отражающих структуру отрасли права, то перечень структурных единиц таких актов будет довольно значительным. В небольших по объему и более простых по содержанию документах необходимости использовать все структурные возможности для

дифференциации нормативного материала, как правило, не возникает.

Наиболее полный перечень возможных единиц организации структуры текста нормативных актов представлен на рис. 2.6. Рассмотрим их по порядку.

Рис. 2.6. Структура нормативного правового акта

Внешние формальные реквизиты закона — это элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием.

К основным формальным реквизитам актов, принимаемым нормотворческими органами, относят:

  • — наименование вида акта;
  • — должность и фамилия лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт, место и дата его принятия и утверждения;
  • — наименование соответствующего государства или государственного образования (Российская Федерация, республика, область, край и другие виды субъектов), его герб;
  • — порядковый номер издания (как правило, возобновляется каждый год с цифры 1, в отношении федеральных законов с добавлением аббревиатуры «ФЗ», «ФКЗ»);
  • — заголовок закона (обозначает предмет регулирования акта).

Основное идентифицирующее значение для правового акта

имеют: заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе акта, а дата принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не стоит думать, что заголовок — простой реквизит акта, относящийся только к его внешней форме. Заглавие нормативного правового акта выполняет более важную роль, олицетворяя собой одно из наиболее наглядных средств выражения смысла конкретной группы юридических норм, поэтому его необходимо относить одновременно к внешней и внутренней форме нормативного акта.

Это интересно:  Как распечатать электронный больничный лист из 1с

Известны различные подходы к формулированию заголовков — по органам, их издавшим (магистраты в Риме), по именам создателей этих законов (законы Хаммурани, Драконта и др.). В США законы иногда называют, но имени лиц, инициировавших рассмотрение проекта закона (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Т афта—Хартл и).

Имелась такая практика и в истории России (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и др.), однако чаще всего (а в современной России исключительно) заголовки отражают предмет регулирования акта, его содержание, что наиболее удобно при использовании акта, его поиске, ссылках на него.

Заголовок должен верно, точно и четко отражать предмет акта (т.е. те общественные отношения, которые он регулирует) с тем расчетом, чтобы правоприменители и другие заинтересованные лица могли по названию акта определить его основное содержание, быстро отыскать.

Необходимое требование к заголовку — его краткость и смысловая емкость. Большинство законов данное требование соблюдают: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». Неудачный пример: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Неплохо ввести в практику возможность снабжения законов краткими подзаголовками, если краткое основное наименование невозможно.

Основные требования к заголовку нормативного акта выглядят следующим образом:

  • — точность — он должен определенно отражать содержание закона (например, «О политических партиях»);
  • — краткость — заголовок в концентрированной форме должен передавать суть содержания нормативного акта. Примером нарушения этого важнейшего правила может служить Указ Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”, и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Очевидно, что такое название крайне сложно употреблять в правоприменении и тем более в устном общении;
  • — оптимальная обобщенность содержания нормативного акта — здесь важно избежать ситуации, когда в погоне за краткостью заголовка не раскрывается смысл нормативного акта. Односложные заголовки часто настолько малоинформативпы, что не ориентируют правоприменителей и иных пользователей нормативного акта относительно содержания правового акта, поскольку не раскрывают его внутренней сути. В этом плане достаточно показателен пример Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», заголовок которого имеет настолько общий характер, что делает довольно сложным понимание того, что именно он регулирует;
  • — емкость — это требование касается нормативных правовых актов, в первую очередь, законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая часть такого акта вполне может претендовать па определенную содержательную автономность, однако в целях облегчения участи правоприменителей все же лучше создать единый нормативный акт под общим заголовком. Примером удачного соблюдения требования емкости заголовка может служить заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Речь в данном законе идет о создании условий для оказания услуг связи на всей территории России, для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, содействии внедрению перспективных технологий и стандартов, защите интересов пользователей услугами связи

и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов, обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции па рынке услуг связи, создании условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечении се интеграции с международными сетями связи и централизованного управления российскими радиочастотными ресурсами, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации. Как видим, вопрос о связи регулируется комплексно и поэтому дан краткий, но содержательно ясный заголовок;

— формализованность — заголовок следует излагать официальным стилем — строго, четко и нейтрально, без попыток придать ему излишнюю оригинальность, сдержанным и даже холодным с эмоциональной точки зрения.

Нормативные правовые акты допустимо именовать как полным наименованием, так и в некоторых случаях кратким наименованием или же аббревиатурно.

Полное наименование — это официальное наименование, призванное в сжатой форме передавать содержание нормативного документа, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из других актов, делать на него ссылки, в которых приводится именно полное наименование нормативного акта.

В полное наименование не желательно включать пояснения по предмету регулирования, например, ключевые понятия, относящиеся к содержанию, заключенные в скобки, поскольку такие дополнения усложняют оформление ссылок.

Сокращенное наименование акта рекомендуется использовать в целях облегчения его цитирования в других документах юридического характера. Краткое наименование формулируется, как правило, при помощи наиболее важных (ключевых) и информативных элементов полного заголовка. Например, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», в кратком варианте может выглядеть как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Ключевые понятия, образующие краткое наименование, обычно выбираются из полного названия, например, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обычно называют Законом об охоте.

Цель формулирования кратких наименований состоит в том, чтобы дать сжатое, точное и удобное в применении название нормативного акта.

Оглавление. В практике ряда других государств используется такой прием юридической техники, как снабжение нормативного акта (чаще закона) оглавлением, которое, формулируя все рубрики, является его официальным атрибутом. Такой прием целесообразно использовать и в нашей юридической практике применительно к большим по объему актам.

Преамбула (введение) — самостоятельная органическая часть нормативного акта, служащая важным дополнением к его основной, нормативной части, не разделена на отдельные статьи и, определяя цели и задачи издания акта, объединяет все его предписания единой идеей, общей политико-правовой основой, целевой направленностью.

Особенно важны преамбулы в актах, непосредственно обращенных к гражданам, общественным объединениям, широкому кругу предприятий и организаций.

В преамбулах не должны помещаться самостоятельные нормативные предписания. Не должно быть там и общих требований о совершенствовании работы, усилении требовательности к исполнителям, повышении ответственности за выполнение намеченных актом мер. Нецелесообразно также упоминать другие акты, подлежащие отмене или изменению в связи с изданием данного акта.

Нормативно регулирующий характер преамбул проявляется в том, что их положения являются мерилом толкования и применения соответствующих актов в целом и отдельных их предписаний. Большое значение имеют преамбулы и при решении дел на основе аналогии права.

Общие положения. При подготовке нормативного акта субъект нормотворчества всегда стремится к тому, чтобы наиболее общие принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам и аспектам рассматриваемого вопроса, поместить в начале акта. Так формируется первая его часть, которая чаще всего называется «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и другие варианты того же смысла. Во многих кодификационных актах она в соответствии с российской правотворческой традицией называется «общая часть». При многозвенной структуре акта общие положения могут включаться в каждую его крупную рубрику.

Общие положения закона, как правило, содержат основные термины и понятия, а также нормы, регулирующие:

  • • сферу действия закона или предмет регулирования;
  • • цели и сферу применения закона;
  • • принципы или основные начала;
  • • законодательство Российской Федерации по рассматриваемому вопросу;
  • • полномочия федеральных органов государственной власти (иных органов и лиц);
  • • действие во времени, в пространстве и по кругу лиц и др.

Рубрикация нормативного акта. Нормативный акт обычно

делится на части, разделы, главы, подразделы и более мелкие структурные единицы.

Порядок внутренней рубрикации опирается на материальные основания — т.е. деление регулируемых посредством правовых норм общественных отношений на определенные сферы в зависимости от их характера и содержания. Кроме того, выбранная рубрикация должна соответствовать внутренней структуре соответствующей отрасли (подотрасли, институту) законодательства.

Так, например, в гражданском праве и Гражданском кодексе РФ на статус подотрасли претендуют договорное право, обязательства из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

В зарубежной практике правотворчества в качестве применяемых рубрик имеют место параграфы, главы, разделы, титулы, книги, причем для актов, значительных по объему, используется двухуровневое и даже трехуровневое разделение, например, деление акта на части (титулы, книги), которые распадаются на разделы, в свою очередь поделенные на главы (параграфы).

Практика российского правотворчества в сфере использования рубрик при создании нормативного акта не устоялась, не унифицирована, и во многом противоречива.

Наиболее часто принимаемые акты при одноступенчатой их структуре делятся на главы, но есть также законы, подразделяющиеся на разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Нормативные акты (как правило, большие по объему) обычно делятся на разделы, а разделы в свою очередь на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.).

Встречается тройная и более рубрикация. Так, Уголовный кодекс РФ содержит тройные рубрики — общая и особенная части, разделы, главы, причем некоторые разделы состоят из одной главы, которая озаглавлена так же, как и соответствующий раздел.

Гражданский кодекс РФ имеет еще более сложную структуру. В нем имеются части, разделы, подразделы, главы, параграфы. Параграфы названий не имеют, а только нумеруются, причем некоторые параграфы делятся на подразделения, которые и нумеруются и имеют заголовки (кроме самых мелких).

Для упорядочения и унификации употребления рубрикации нормативных актов полезно было бы ввести следующие основные подразделения по восходящим ступеням (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Пример рубрикации нормативного акта

Причем следующую ступень деления в тексте правового акта можно употреблять лишь тогда, когда использована предыдущая. В частности, лучше не употреблять рубрику «раздел», если в акте нет глав, если же в нем нет ни глав, ни объединяющих их разделов, то нет смысла использовать рубрику «часть».

При наличии рубрикации в акте, необходимо формулировать заголовки соответствующих глав, разделов, частей. К ним предъявляются те же требования, что и к заголовку всего акта.

Все рубрики должны нумероваться, причем цифровые обозначения каждой ступени рубрикации должны различаться (например, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).

Статья — основная структурная единица закона, поскольку в отечественном правотворчестве отсутствует практика оформления законодательного акта сплошным текстом. Особое положение закона в системе права, в том числе определяет и то обстоятельство, что он делится на статьи, в то время как другие нормативные акты — на пункты и подпункты.

Заголовки статей, безусловно, улучшают структуру закона, оптимизируют процесс поиска необходимых норм, их толкование и сопоставление друг с другом.

Кроме того, необходимость озаглавить статью дисциплинирует составителя проекта, вынуждая его, в первую очередь для собственного удобства, включать внес нормативные предписания только по одному вопросу, четко и логично их располагать. Отсутствие заголовков в статьях нормативных актов — значительный недостаток правотворческой техники.

Каждая статья должна представлять собой нечто внутренне цельное и выражать законченную мысль в ее полном объеме.

Искусственное уменьшение числа статей за счет объединения разнородных норм в одном месте создает неоправданную громоздкость, трудности применения и толкования.

Размещение более одной нормы (предписания) в одной статье допустимо в том случае, когда все они при тесной логической взаимосвязи дополняют и обусловливают друг друга, идут от общего к частному, или же, когда последующие положения уточняют и развивают предыдущие.

Неудачно, когда непосредственно в статьях акта законодатель формулирует политические или идеологические призывы, выражает свои пожелания, указывает собственные мотивы и цели принятия тех или иных норм, отмечает неудовлетворительное положение дел по тому или иному вопросу, приводит примеры неправильной практики право применения, вдастся в объяснение причин.

Изложение статьи, содержащей несколько норм, сплошным текстом нецелесообразно. Обычно каждая норма, которая будет применяться отдельно и независимо от других, составляет абзац статьи.

В правотворчестве и право применении часто возникает необходимость сослаться на тот или иной абзац (часть) статьи. Это сделать значительно легче, если части пронумерованы. Поэтому желательно в случаях, когда в статье закона отдельные абзацы представляют собой самостоятельные нормы, производить официальное разделение на части путем нумерации абзацев арабскими цифрами.

Нумерация статей и других рубрик нормативного правового акта, как правило, бывает сквозной по всему тексту. Недопустимо отдельно нумеровать статьи каждого раздела (главы) акта, причем арабские цифры для нумерации более удобны, чем римские. Нецелесообразна и отдельная нумерация глав каждого раздела.

Различные включенные в структуру конкретного нормативного акта рубрики (главы, разделы, части) желательно нумеровать различными символами (например, арабскими и римскими цифрами, буквами).

Насущная необходимость дальнейшего упорядочения и унификации формы юридических актов, автоматизации их учета и поиска требуют перехода в будущем на единую нумерацию всех рубрик и частей закона, основанную на десятичной системе записи, которая будет способна охватить все уровни структуры акта. При таком подходе каждая статья и даже отдельные ее части (абзацы) могут обозначаться серией цифр, которые отразят номера соответствующего раздела, его глав и параграфов (например, 4.2, 1.6.7, и т. д.).

Отдельным структурным элементом статьи (пункта) может быть примечание к ней, в Уголовном кодексе РФ их более 20, причем некоторые статьи имеют несколько примечаний (в ст. 20, например, их три). Примечания, в целом, способствуют тому, что нормативные акты становятся более удобными для пользования, тем не менее злоупотреблять ими не следует.

Заключительные и переходные положения (раздел (отдельная статья)) помещаются в конце акта и чаще всего включают:

  • — срок вступления в силу закона и отдельных его частей (глав, статей и др.);
  • — обратную силу закона в целом или отдельных его норм (если такое предусмотрено);
  • — способы завершения дел, находящихся в делопроизводстве, прекращения или пересмотра в соответствии с нормами нового закона разрешенных судами или другими государственными органами дел;
  • — предписания о внесении изменений и дополнений в действующие акты, о признании утратившими силу тех актов, которые противоречат новому регулированию;
  • — о сохранении или, наоборот, ликвидации органов, должностей, существовавших до вступления в силу закона;
  • — какие акты должны быть подготовлены и приняты для обеспечения реализации вновь принятого закона, поручение (предложение) другим органам привести в соответствие с новым актом свои действующие акты.

Если заключительных и переходных положений накапливается много (это обычно имеет место при принятии большого закона кодификационного характера), то принимается специальный закон (постановление) о введении в действие такого закона или же отдельный закон о внесении изменений и дополнений в действующие акты.

Отметим, что всякий раз, когда принимается такой закон, в нем нужно предусматривать необходимые конкретные изменения и дополнения к ранее изданным актам, а те из них, которые полностью или частично утратили свое значение, официально признавать утратившими силу.

При этом все изменения и дополнения должны носить официальный характер и быть привязаны к конкретным частям ранее изданных актов. Это означает, что нужно четко указывать, в какую статью, часть или абзац вносятся изменения и дополнения, какой акт дополняется новыми рубриками, какие акты или их части официально признаются утратившими силу. Не стоит употреблять в заключительных и переходных положениях, как и в отдельном акте, формулировки типа: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу».

Более целесообразно сразу же вносить необходимые официальные изменения и дополнения в ранее изданные акты, а тс из них (или их части), которые противоречат новому акту, — официально признавать утратившими силу с конкретным «поименным» перечислением.

В конце проекта должны быть перечислены в хронологическом порядке ранее принятые акты или отдельные их части, подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта.

Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей.

Если необходимо заменить отдельные слова или определенные части предложений, правильно будет использовать формулу: «слово (выражение). заменить словом (выражением). «.

В случае потребности изменить какое-либо предложение или всю статью (ее часть) такое изменение оформляется в следующем виде: «статью. (часть. статьи. ) изложить в следующей редакции. «.

Если в течение ряда лет в законе накопилось множество изменений и дополнений, либо они нарушают его общую логическую связанность, целесообразно его официальное издание в новой редакции с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений.

Приложение — не обязательная структурная единица нормативного акта, содержащая, как правило, графический материал — формулы, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания и облегчающие их понимание. Они в структуре акта следуют за заключительными положениями. Если в тексте акта идет прямое указание на использование того или иного приложения, оно официально считается частью этого акта. Такой правотворческий прием желательно использовать как можно чаще.

Очевидно, что работа над созданием структуры нормативного акта — дело крайне сложное, требующее четкого знания приемов правоустановительной техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого, большую роль здесь играет практический опыт подобной работы, который, к сожалению, приходит только с годами.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, isfic.info, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector