+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Современная система финансового контроля в рф

Система и принципы финансового контроля

Система финансового контроля в развитых западных странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

  • * ведомство главного ревизора-аудитора (счётная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль над расходами государственных средств;
  • * налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;
  • * контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  • *негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчётной документации и законности финансовых операций;
  • * службы внутреннего контроля, основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели.

В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счётных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Поскольку частная форма собственности в России ещё не заняла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролёров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает всё более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролёров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

  • * результативность;
  • * чёткость и логичность предъявляемых контролёрами требований;
  • * неподкупность субъектов контроля;
  • * обоснованность и доказательность информации, приведённой в актах проверок и ревизий; приветливость (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  • * презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  • * согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

3.4. Система финансового контроля в Российской Федерации

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако общим для систем финансового контроля во всех странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этой системы охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики.

Система финансового контроля в Российской Федерации подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль — одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений — на своевременное принятие соответствую­щих мер.

Государственный финансовый контроль выполняет в систе­ме управления следующие функции: защитную, информатив­ную, оперативную, упорядо­чивающую.

Субъектами ГФК являются законодательно наделенные его функциями (в первую очередь, функциями по осуществлению контроля за государственными финансовыми средствами) специ­ализированные государственные организации, специализиро­ванные структурные подразделения органов государственной власти и управления, органы внутреннего контроля прочих госу­дарственных организаций, должностные лица.

Значение государственного финансового контроля заключа­ется в формировании полной и объективной картины о государ­ственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной дея­тельности экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансо­вых интересов Российской Федерации.

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Та­моженном кодексе РФ, Положении о Минфине России, ряде дру­гих нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Это интересно:  Отпуск за ненормированный рабочий день в мвд

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

— Счетная палата Российской Федерации;

— контрольные и финансовые органы исполнительной вла­сти (Департамент государственного финансового конт­роля и аудита Минфина России и контрольно-ревизион­ные управления Минфина России в субъектах РФ; Феде­ральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю).

— контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ. Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всесто­роннего системного контроля за формированием и использова­нием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письмен­ные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансо­вого контроля обязаны передать материалы ревизии или провер­ки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, организа­ции обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, посту­пивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью ис­полнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, пра­вильностью ведения учета и составления государственной от­четности.

Общественный контроль реализуется на основе обществен­ных институтов и законов, обязывающих органы исполнитель­ной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации обществен­ного контроля большую роль играют средства массовой инфор­мации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие ин­терес различных общественных организаций, партий и других структур.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью организаций независимыми специализированными аудиторски­ми фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на про­ведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить дос­товерность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, ус­тановить соблюдение действующего порядка финансовых и хо­зяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая фор­ма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах, независимое аудиторство является веду­щей формой внешнего финансового контроля. Такая форма конт­роля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При Организации Объединенных Наций создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуще­ствления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, со­блюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в трансна­циональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле над соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерс­кого учета, составление отчетности и обеспечение государствен­ных органов и собственников объективной информацией о фи­нансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

Тема 2. Современное состояние системы финансового контроля в РФ

Финансовый контроль является одним из направлений фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Его основным содержанием является проверка законности и целесообразности действий в области образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства и орга­нов местного самоуправления.

Финансовый контроль выступает формой реализации кон­трольной функции финансов, т. е. присущего финансам свой­ства служить средством контроля за производством, распреде­лением и использованием совокупного общественного продук­та и национального дохода 1 .

Законность в финансовой сфере выступает как основа фи­нансовой дисциплины. Финансовая дисциплина предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих финансовую деятель­ность, государственными органами, органами местного само­управления, их должностными лицами, предприятиями, учреж­дениями, организациями, гражданами. Финансовый контроль представляет собой способ обеспечения законности и дисцип­лины финансовой деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Направлениями контрольной деятельности в финансовой сфере являются:

1) проверка соблюдения действующего законодательства в сфере формирования, распределения и использования финан­совых ресурсов;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и органами местного самоуправления физическими и юридическими лицами;

3) проверка законности и целесообразности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, собственных и за­емных ресурсов предприятиями, учреждениями и организа­циями;

4) проверка правильности соблюдения расчетов наличными и безналичными денежными средствами, хранения денежных средств юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

5) проверка соблюдения бюджетного, налогового, таможен­ного и валютного законодательства, законодательства в сфере страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятельности;

6) оценка рациональности использования финансовых ре­сурсов, рентабельности и других финансовых показателей эф­фективности хозяйственной деятельности и выявление резер­вов ее повышения;

7) предупреждение и пресечение правонарушений в финан­совой сфере, применение мер ответственности к нарушителям.

В процессе осуществления финансового контроля в соответ­ствии с нормами действующего законодательства между субъ­ектами финансового контроля возникают финансово-контроль­ные правоотношения, которые являются особым видом финан­совых правоотношений.

Структура контрольного правоотношения в финансовой сфе­ре включает в себя традиционные для любого правоотношения элементы: субъект, объект и содержание.

К субъектам финансово-контрольных правоотношений отно­сятся:

1) органы, обладающие контрольными полномочиями в фи­нансовой сфере (контролирующие субъекты);

2) субъекты, на которые распространяются контрольные полномочия контролирующих (контролируемые, или подкон­трольные, субъекты).

Объектом финансово-контрольного правоотношения является то, по поводу чего складывается данное правоотношение (фи­нансовые и иные ресурсы). Теория финансово-контрольного правоотношения выделяет также непосредственный объект — правовое воздействие контролирующего субъекта на подкон­трольного 1 .

Содержание контрольного правоотношения формируют кон­трольные полномочия контролирующего субъекта и корреспон­дирующие им контрольно-процессуальные права, обязанности и ответственность подконтрольных субъектов.

Традиционно в финансово-правовой науке финансовый контроль относят к институтам финансового права 1 . При этом помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих его организацию и порядок проведения, которые содержатся в Об­щей части финансового права, имеются нормы, предусматри­вающие его специфику в отдельных финансово-правовых ин­ститутах Особенной части 2 .

В настоящее время правовой институт финансового контро­ля развивается посредством правовой регламентации его раз­личных видов — бюджетного, налогового, валютного и др. Стержневой проблемой государственного финансового контро­ля в России остается отсутствие концептуальных основ его функционирования.

Это интересно:  Закон о прожиточном минимуме в рф 2019

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Современные тенденции развития системы финансового контроля в России

Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2010, N 2

Наступление финансового кризиса и возникновение в связи с этим финансовой несостоятельности предприятий и дефицита бюджетов привело к возрастанию интереса к вопросам активизации системы финансового контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах.

В последние годы административной и бюджетной реформы органы государственного финансового контроля сосредоточились в основном на выполнении собственных специализированных функций, подстраивая методику бюджетного и налогового контроля к новым условиям бюджетного финансирования и администрирования доходов и расходов бюджетов.

Система внутреннего финансового контроля за годы реформ «развалилась», по сути, и в государственном секторе. Государство активно развивало внешний предварительный и последующий финансовый контроль, при этом была ликвидирована как таковая система внутриведомственного текущего финансового контроля. Наличие внутренних контрольных подразделений в рамках бюджетных учреждений, хотя и было продекларировано в правилах формирования бюджетной отчетности, но не имело нормативного статуса, а значит, было передано на откуп руководителю учреждения, который, по сути, в них не очень заинтересован.

Во-первых, это введение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности, в том числе не только в целом федерального бюджета, но и годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

Во-вторых, ставится задача по развитию внутреннего финансового контроля в общественном секторе, т.е. восстановление того уровня финансового контроля, который на сегодняшний день реально утрачен. Предполагается развитие и применение системы внутриведомственного финансового контроля, внутреннего аудита и аудита результатов и эффективности деятельности. В последние годы в Бюджетный кодекс РФ введено даже специальное понятие «внутренний финансовый аудит (контроль)» как контроль внутри органов исполнительной власти по соблюдению внутренних стандартов и процедур, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, подготовки мер по повышению результативности использования бюджетных средств.

В-третьих, в рассматриваемом документе поставлена перспективная задача переориентации внешнего финансового контроля в государственном секторе на оценку эффективности функционирования системы внутреннего контроля. При этом предполагается введение разграничения содержания и порядка осуществления внешнего и внутреннего бюджетного контроля.

Таким образом, можно отметить, что наблюдаются тенденции восстановления целостной системы финансового контроля в государственном секторе, сформулирована в данной области государственная политика и ведется разработка соответствующего нормативно-правового регулирования. Вместе с тем необходимо отметить, что сейчас мы находимся в самом начале пути, так как органы внутреннего контроля в государственном секторе будут создаваться практически с нуля.

В области контроля в коммерческом секторе экономики государственные органы ограничили свои функции регулированием внешней формы финансового контроля — внешнего аудита как своеобразного гаранта достоверности информации о деятельности хозяйствующих субъектов для внешних пользователей, получаемой в виде бухгалтерской финансовой отчетности.

Поскольку широкого круга внешних пользователей бухгалтерской информации в России так и не сложилось, а также не достигнута реальная публичность бухгалтерской финансовой отчетности, доступ к ней ограничен и свободен только по узкому кругу крупных публичных компаний, то интерес к внешнему аудиту бухгалтерской финансовой отчетности и его результатам резко снизился.

В этих условиях наличие и характер функций, структура системы внутреннего контроля в рамках коммерческих организаций стала зависеть только от желания высших учредительных и исполнительных органов, которые зачастую, снижая издержки и имея целью рост прибыли, вообще ликвидировали внутренние контрольные подразделения как излишние и ненужные. Это не касалось только тех сфер бизнеса, в которых в наибольшей степени были внедрены международные стандарты, более жестко требующие наличия в организационной структуре органов внутреннего контроля, таких например, как коммерческие банки, аудиторские компании и некоторые другие финансовые институты.

Определенную путаницу создало и внедрение зарубежного опыта на основе изучения опыта внутреннего контроля в различных западных странах, использование при этом различных переводных источников, которые аргументировали преимущества систем внутреннего контроля, применяемых в той или иной развитой стране. В результате в российской практике, помимо понятия «внутренний контроль», возникли такие понятия, как «внешний аудит», «контроллинг». Система внутреннего контроля в негосударственном секторе потеряла целостность, стала представлять собой какие-то отдельные элементы, которые в целом зависят от их трактовки учредителями или высшим менеджментом. Государство при этом самоустранилось не только в области регулирования внутреннего контроля, но и даже от введения обязанности его наличия в хозрасчетных субъектах.

Можно сделать вывод, что сегодня достаточно большой круг коммерческих организаций не имеет стройной системы внутреннего контроля, т.е. текущий финансовый контроль как таковой не осуществляется или осуществляется только в рамках системы бухгалтерского учета, которая не обладает для этого необходимыми элементами независимости.

Современная стадия развития экономики вызвала волну интереса к вопросам внутреннего контроля, в том числе и финансового. Режим экономии, который вводят сегодня многие хозяйствующие субъекты, требует системы контроля за издержками, выполнением планов по выпуску и продаже продукции (работ, услуг), оценки состояния и использования имущества, анализа «отдачи» от деятельности того или иного подразделения и сотрудника компании.

В целях обеспечения финансовой безопасности экономики страны государство должно ставить более жесткие требования по наличию, а главное — реальному функционированию систем внутреннего текущего контроля, которые должны быть так же обязательны, как и системы бухгалтерского учета и отчетности, и иметь четкие требования по их организации в законодательных и нормативных документах, а также общее регулирование со стороны соответствующего исполнительного органа.

Вместе с тем требований по системе внутреннего контроля хозрасчетных экономических субъектов государством практически не выработано. В проекте федерального закона «О бухгалтерском учете», подготовленного Министерством финансов РФ, предусматривается, что национальные учетные стандарты должны устанавливать принципы осуществления внутреннего контроля, а специальные рекомендации должны формироваться в области порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности экономического субъекта. Впервые сделана попытка ввести в проект федерального закона «О бухгалтерском учете» специальную статью в отношении внутреннего контроля в экономическом субъекте, хотя предлагаемое содержание данной статьи во многом формально. Предусматривается обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершенных фактов хозяйственной жизни, а для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту, предлагается осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Само появление в данном проекте федерального закона специальной статьи по внутреннему контролю можно оценивать положительно. Вместе с тем содержание данной статьи не дает понятия «внутренний контроль» и его необходимых элементов, целей и задач, качественных требований. А это очень важно, так как именно посредством функции внутреннего контроля обеспечивается финансовая безопасность организации и достижение оперативных и стратегических целей ее деятельности.

Это интересно:  Как поменять основной вид деятельности оквэд

«Обошел» проект федерального закона «О бухгалтерском учете» и понятие «внутренний аудит» как в действующей редакции, так и в предлагаемом проекте. Кстати, как ни странно, но и в новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» также нет такого понятия, как «внутренний аудит», хотя в федеральных аудиторских стандартах оно широко используется и трактуется. Специальный Федеральный аудиторский стандарт посвящен рассмотрению работы внутреннего аудита, вслед за соответствующим международным аудиторским стандартом. Понятие «внутренний аудит» в Стандарте трактуется как контрольная деятельность внутри хозяйствующего субъекта специальным подразделением — службой внутреннего аудита с функциями мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. При этом из текста данного Стандарта совершенно не ясно, а что же понимается под системой внутреннего контроля, которая должна оцениваться внутренним аудитором. То есть внутренний аудит представляется как контроль над контролем. В прочие функции внутреннего аудита также включены: исследование финансовой и управленческой информации; контроль экономичности, эффективности и результативности; контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов и внутренних требований. Исходя из такой трактовки функций внешнего аудита, не ясно, а что же будет являться функциями системы внутреннего контроля, где его здесь место и как его функции разграничиваются со службой внутреннего аудита.

В другом Федеральном аудиторском стандарте приведены элементы системы внутреннего контроля, включающие, в частности, контрольную среду как основы эффективной системы внутреннего контроля. Контрольная среда по данному Стандарту включает: поддержание принципа честности и других этических ценностей; профессионализм сотрудников; участие собственника и его представителей; компетентность и стиль работы руководства; организационную структуру; наделение ответственностью и полномочиями; кадровую политику и практику. Вторым элементом системы внутреннего контроля выделен процесс оценки рисков экономическим субъектом. Третьим элементом — информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности. В качестве четвертого элемента названы контрольные действия, которые трактуются как политика и процедуры по оценке выполнения распоряжений руководства. При этом выделяются такие методы и процедуры, как проверка выполнения, обработка информации, проверка наличия и состояния объектов, разделение обязанностей. Пятым элементом системы внутреннего контроля назван мониторинг средств контроля как поддержание системы внешнего контроля в режиме непрерывной работы.

Создается довольно странная ситуация, когда требования к системе внутреннего контроля устанавливаются стандартами внешнего аудита, т.е. теми, кто призван его оценивать. Более того, так как федеральные аудиторские стандарты являются регулирующими документами внешнего аудита, то они не имеют статуса регламентирующего документа непосредственно для хозяйствующих субъектов.

Достаточное интересное исследование проведено Институтом внутреннего аудита путем опроса специалистов в области внутреннего аудита и контроля крупных компаний различных сфер экономики. По результатам данного опроса отмечено возрастание заинтересованности советов директоров и исполнительного руководства в деятельности внутреннего аудита. В качестве организационных подразделений, осуществляющих функции внутреннего аудита в исследуемых компаниях, отмечены следующие специализированные подразделения: службы внутреннего аудита; службы внутреннего контроля; контрольно-ревизионные службы; службы внутреннего контроля и аудита; службы внутреннего контроля и управления рисками. В качестве ключевых задач, выполняемых подразделениями внутреннего аудита, выделены: оценка контроля за сохранностью активов; оценка операционной эффективности бизнес-процессов; оценка соблюдения внутренних правил и процедур; оценка безопасности информационных систем; оценка контроля за достоверностью финансовой отчетности; управленческое консультирование менеджмента; построение системы внутреннего контроля; построение системы управления рисками.

Таким образом, на практике службы внутреннего аудита являются непосредственно организационным элементом системы внутреннего контроля, выполняющим узкий или более широкий круг контрольных и надзорных функций в рамках организационной структуры хозяйствующего субъекта. Опять-таки законодательного статуса внутренний аудитор в России не имеет, так же как не имеет такого статуса система внутреннего контроля.

Следовало бы поддержать неоднократно высказываемую инициативу Института внутренних аудиторов о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство в области обязательности наличия в организационной структуре предприятий системы внутреннего контроля, включающей по ряду крупных и публичных компаний органы независимого внутреннего контроля — внутреннего аудита. В рамках нормативного регулирования необходимо разработать типовые положения о системе внутреннего контроля, ее задачах и функциях, включить требования по раскрытию информации о наличии и эффективности таких систем в пояснительную записку по годовой бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Для крупных публичных компаний возможны рекомендации по встраиванию системы внутреннего контроля в систему менеджмента и создания интегрированных управленческих систем, использующих концепции контроллинга.

Серьезное влияние условий финансового кризиса на деятельность коммерческих предприятий показало, что система внешнего финансового контроля, когда контроль осуществляется в последующем порядке, один раз в год, тогда, когда ситуацию уже невозможно исправить, оказывается не эффективной. Уже сейчас системы бухгалтерского учета и отчетности «повернулись лицом» к внутреннему пользователю, меньше внимания стало уделяться международным стандартам учета и отчетности, а больше — построению эффективных систем управленческого учета.

Учредители и менеджмент поняли, что именно внутри предприятий заложены резервы повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых ресурсов и без контроля за их использованием и действиями персонала предприятия невозможна успешная длительная деятельность компаний на конкурентном рынке.

Настала хорошая пора сделать шаг вперед по легализации и введению обязательности системы внутреннего контроля, определению требований к качеству ее организации и функционирования, а также места в этой системе внутреннего аудитора. Возрастающая потребность в системе контроля на предприятиях сегодня сталкивается с тенденциями экономии финансовых ресурсов и снижением затрат на управление. Именно государство, вводя обязательные требования, может стимулировать и организовать этот процесс в целях обеспечения и сохранения финансовой безопасности всех участников экономики и государства в целом.

Статья написана по материалам сайтов: xn--e1akbokk.com, studopedia.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector