+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сущность местного самоуправления состоит в

В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Местное самоуправление есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

Понятие. Несмотря на многовековую историю местного самоуправления, в обществе до сих пор не сложилось четкого понимания сущности этого явления.

В статье 3 части I Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в дальнейшем — Федеральный закон № 131-ФЗ) говорится следующее: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. приводят различные аспекты местного самоуправления:

— конституционный принцип, признающий и гарантирующий самостоятельность мест, определяющий нормативную политику правотворческих органов, деятельность правоприменителей, всех, кто так или иначе вступает в сферу местного самоуправления;

— коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;

— социальный институт, включающий в себя организационно-правовые формы самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);

— правотворческая и правореализационная деятельность по осуществлению местного самоуправления в качестве конституционного принципа и права населения в установленных законом организационно-правовых формах;

— реальное состояние местной жизни, складывающееся под воздействием права и факторов его искажающих.

На наш взгляд, наиболее продуктивным подходом для определения природы, места и роли местного самоуправления в обществе и государстве, является рассмотрение его в государственно-общественном срезе. Местное самоуправление, имея общественно-государственную природу, безусловно, наделено как признаками государственных, так и общественных институтов.

Местное самоуправление является средством реализации как минимум трех целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел.

Таким образом, местное самоуправление – территориальная форма организации власти, действующей в границах отдельных населенных пунктов и административно-территориальных единиц субъектов РФ, субсидиарно исполняющая ряд функций, для решения которых у нее имеются собственные или переданные ресурсы.

Принцип субсидиарности представляет собой общий принцип децентрализации, согласно которому те или иные права и функции не должны передаваться на более высокий уровень в случае, если они могут эффективно осуществляться на более низком уровне. В отличие от процессов децентрализации, когда полномочия делегируются сверху вниз, принцип субсидиарности означает выбор в пользу перераспределения ответственности снизу вверх. Обосновывается это тем, что на вышестоящие уровни должны быть переданы только те функции, которые не могут в полной мере или достаточно эффективно выполняться низовыми структурами.

Сущность . Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л.Велихова «Основы городского хозяйства».

Л. Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе. Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, – неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

Характеризуя сущность местного самоуправления, профессор В. Г. Игнатов выделяет следующее:

1) местное самоуправление — это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;

2) местное самоуправление направлено главным образом на решение вопросов местного значения; однако такая ориентация не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, — эти задачи следует решать только в соответствии с законом или при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов;

3) местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность;

4) местное самоуправление должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.;

5) обязательный элемент местного самоуправления — наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти.

Местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного и независимого уровня власти, принадлежащей народу и им же самим осуществляемой. Однако система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место, обладая определенной автономией. Местное самоуправление представляет собой ту специфическую «ветвь власти», которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения.

Принципы местного самоуправления:

1. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и поддерживается также развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст.133).

2. Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст.12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.

Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории.

Муниципальным органам, как властным учреждениям, присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований.

3. Принцип независимости органов местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4. Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.

5. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти.

6. Принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, скажем, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Сущность местного самоуправления

Анализ сущности местного самоуправления предполагает исследование не только формально-юридических, но прежде всего глубинных социальных, политико-правовых характеристик данного института демократии.

Уже сам по себе термин местное самоуправление» указывает на наличие в нем такого аспекта, как управленческие отношения, являющиеся, как известно, разновидностью властеотношений. Если же учесть, что обеспечиваемое в процессе осуществления местного самоуправления решение вопросов местного значения неизбежно сопряжено с возникновением властных отношений, самым простым, лежащим на поверхности решением соответствующего вопроса было бы отождествление сущностных характеристик местного самоуправления с анализом некой совокупности властно-управленческих отношений [1] . Но это был бы подход, недостаточный для уяснения и других, более глубоких качественных характеристик местного самоуправления.

Это интересно:  Вопрос как изменить неверный кбм

Соотношение государственных и общественных начал в местном самоуправлении – сущность первого порядка

По вопросу о сущности местного самоуправления имеются различные подходы. Но в своей основе они разнятся лишь отношением местного самоуправления к государственной или общественной власти. Выделяются две противоположные по своей сути позиции: а) общественная, основанная на противопоставлении государства и общества, провозглашении принципа полной автономии и независимости (по отношению к государству и его органам) местных сообществ и, соответственно, органов местного самоуправления в осуществлении ими своих задач; б) государственная, когда самоуправление рассматривается лишь как одна из форм организации государственного управления на местном уровне его реализации. В обоснование правомерности первого подхода его сторонники ссылаются на ст. 12 Конституции, а также на содержание Федерального закона № 131. Конечно, такой подход подкупает стремлением обеспечить максимальную самостоятельность органов местного самоуправления, их полную независимость от государства и его органов. На практике, однако, это крайне сложно реализовать, и вряд ли такой подход может быть перспективным.

В этом плане вполне понятно стремление преодолеть противоестественный разрыв между государственной властью и местным самоуправлением, что наглядно проявляется и на практике, включая законодательство, в особенности субъектов РФ. Не противоречат ли такие подходы Конституции РФ, в особенности ее ст. 12? При ответе на данный вопрос следует учитывать, что нет никаких оснований для расширительного толкования конституционного положения ст. 12 Конституции о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В данном случае речь идет об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной власти, о разделении властей «по вертикали» (в отличие от ст. 10 Конституции, которая закрепляет разделение властей «по горизонтали»). Это нашло свое косвенное подтверждение и в решениях Конституционного Суда РФ [2] .

Весьма общим по своему нормативному содержанию принципом взаимоотношений муниципальных и государственных органов, закрепленным в ст. 12 Конституции, еще нс предопределяется природа местного самоуправления, объем и соотношение его предметов ведения и полномочий с полномочиями органов государственной власти, характер самоуправленческих полномочий. Границы таких взаимоотношений весьма подвижны, свидетельством чего является и современный этап развития местного самоуправления.

Организационная обособленность органов местного самоуправления, вытекающая из ст. 12 Конституции, не «отменяет» историческую закономерность самого процесса формирования и развития местного самоуправления в России: если в классическом варианте местное самоуправление развивается «снизу», произрастает из инициативы самого населения (в этом плане показательно, что даже некоторые государства, как, например, США, зарождались из местного самоуправления), то наша муниципальная реформа на всех ее этапах осуществлялась «сверху», с помощью решений и первичного законодательного регулирования федеральных органов. В этом плане сама направленность реформ (сверху) предопределяет не только высокую ответственность государства и его органов за ход преобразований на нижних этажах власти, но и природу, характер этой власти. Ведь те предметы ведения, которые переходят на уровень местного самоуправления, становятся таковыми лишь в силу решений самих органов государственной власти.

Конституционно-правовая связь государственной власти и местного самоуправления обнаруживается и в том, что значительное количество вопросов, связанных с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение, а потому они должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления [3] .

Все это убеждает в том, что нет необходимости стремиться сохранять «стерильную» чистоту сферы муниципального управления. Мировой опыт свидетельствует, что местное самоуправление может и должно развиваться в органическом единстве с системой государственно-властного управления. Не должна исключаться и возможность многообразия моделей местного самоуправления на региональных уровнях, в том числе на основе сочетания государственных и общественных начал в его природе (но при одном важном условии: четкое разграничение совместных и исключительных полномочий соответствующих уровней власти). Такому подходу к природе местного самоуправления в принципиальных моментах не противоречит и позиция Конституционного Суда РФ.

Так, признанием единства государственных и самоуправленческих начал в организации публичной власти отдельных субъектов РФ явились принятые Конституционным Судом РФ постановления по «удмуртскому делу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П), по «делу Республики Коми» (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П). Эти идеи о сочетании государственных и муниципальных начал в организации местной власти получили новое развитие при рассмотрении Конституционным * об

Судом РФ «курского дела». Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П указал, что из прямого предписания ст. 130 (ч. 1) Конституции РФ, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Таким образом, конституционно-правовая природа местной публичной власти в единстве со свободой решения вопросов местного значения может проявлять себя не только в альтернативном варианте – как государственная власть или (и) власть местного самоуправления (муниципальная власть), но и на основе различных форм сочетания и взаимопроникновения государственных и муниципальных институтов демократии. Эти характеристики, однако, чаще всего являются отражением не номинальных, статических свойств муниципальной власти, получающих формально- юридическое закрепление, а ее динамических характеристик, проявляющихся в процессе функционирования местной власти и реализации прав граждан на местное самоуправление.

Решая вопрос о том, не противоречат ли такие подходы Конституции РФ, следует исходить из того, что Конституция отражает сложную природу местного самоуправления, не ограничивая ее характеристиками как формы (пусть даже особой) реализации публичной власти. Это лишь одна сторона, отражающая сущность местного самоуправления первого порядка.

Понятие и сущность местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многоплановое явление. Можно выделить три основных аспекта, которые характеризу­ют сущность местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества.

Местное самоуправление рассматривается как:

одна из основ конституционного строя Российской Федерации;

право граждан Российской Федерации на самостоятельное осуществ­ление местного самоуправления;

одна из форм народовластия, через которую воп­лощается, выражается власть народа.

Рассмотрим более подробно отмеченные аспекты прояв­ления сущности местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ.Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет основополагающий принцип организации и функционирования муниципальной власти в обществе и государстве. Конституция РФ (гл. 1) закрепляет важнейшие коренные устои демократического государства. Это находит выражение в народовластии, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституционные положени­я, закрепляющие местное самоуправление в качестве основы конституционного строя, включают:

установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизованной системы) основ взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

местное самоуправление самостоятельно в пре­делах своих полномочий;

местное самоуправление организационно обособлено от государственной власти — органы местного самоуправления не входят в систему органов государствен­ной власти;

местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия;

местное самоуправление признаёт и защищает муниципальную собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы;

органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты

Право граждан Российской Федерации на самостоятельное осуществление местного самоуправленияустановлено Конституцией Российской Федерации, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации». Речь идет не об индивидуальном, а об общем праве граждан на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) уста­навливает пределы его осуществления — городские, сельские поселения, территории других муниципальных образований; определяет формы реализации этого права: прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного са­моуправления.

В ст. 130 Конституции РФ устанавливается, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность ре­шение населением вопросов местного значения. Конститу­ция называет некоторые из таких вопросов. Так, согласно ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют му­ниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные на­логи и сборы, осуществляют охрану общественного поряд­ка, решают иные вопросы местного значения.

Конкретный перечень вопросов местного значения, закрепленных за отдельными видами муниципальных образований, установлен Федеральным зако­ном «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации».

Право граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления включает в себя:

право участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах;

право избирать и быть избранным в органы местно­го самоуправления;

право иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения;

право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосред­ственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов ме­стного самоуправления.

Это интересно:  Запасы и затраты в балансе строка

право отзывать избранных представителей;

право получать информацию о деятельности орга­нов местного самоуправления;

судебную защиту права на участие в местном само­управлении.

Право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения обеспечивается правом каждого гражданина на осуществление местного самоуправления. Федеральный закон закрепляет равные права граж­дан Российской Федерации на осуществление местного са­моуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям.

Право населения на осуществление местного самоуправления может быть реализовано путем:

образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление;

создания различных форм самоорганизации граждан по месту их жительства;

выражения населением своей воли непосредственно и через выборные органы самоуправления.

Государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления такого права.

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую выражается власть народа.Конституция Российской Федерации в ст. 3 определя­ет, что единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а так­же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъяв­ления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления. Таким образом, муни­ципальная и государственная власти выступают как самостоятельные формы публичной власти. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на территориях других муниципальных образований. Государственная и муниципальная власть имеют общую природу, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осу­ществления которой совпадают и разнятся лишь уровнем их проявления.

Местное самоуправление как форма власти народа:

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения являющихся частью круга вопросов, подлежащих решению публичной властью;

выражает право принятия решений, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их органи­зационно-правовых форм, а также органами местного са­моуправления и гражданами;

обладает собственной компетенцией;

тесно связано с конституционно установленными гарантиями осуществления местного са­моуправления. В их числе: право на судебную защиту; право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния, установленных Конституцией и федеральными зако­нами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответ­ственность за свою деятельность перед населением муници­пального образования, государством, физическими и юри­дическими лицами.

Исходя из сказанного, можно дать общее определение местного самоуправления. При этом следует отметить, что в юридической научной и учебной литературе нет едино­образного подхода к определению понятия местного само­управления. Поэтому приведем основные определения местного самоуправления как они зафиксированы в норма­тивных правовых актах.

Европейская Хартия местного са­моуправления от 15 октября 1985 г. под местным самоуп­равлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества, принятая Меж­парламентской Ассамблеей государств — участников Со­дружества Независимых Государств 29 октября 1994 г., под местным самоуправлением понимает систему организации и деятельности населения (местных территориальных сооб­ществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с за­конами государств.

Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) под местным самоуправлением понимает признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоя­тельную и под свою ответственность деятельность населе­ния по решению непосредственно или через органы мест­ного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных мест­ных традиций.

Закон 2003 г. установил, что местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Суммируя конституционные положения и приведен­ные определения, можно сделать вывод, что местное са­моуправление, будучи самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему государ­ственной власти, занимает обособленное место и выпол­няет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоя­тельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется непосредственно или через представите­лей в органах местной власти, в городских, сельских посе­лениях и на других территориях муниципальных образований.

§ 2.Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления – это коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Вопросы, связанные с уста­новлением принципов организации местного самоуп­равления, Конституция относит к совместному ведению РФ ее субъектов (ст. 72, ч. 1, п. «н»). Поэтому на федеральном уровне регулируются только ос­новные, общие, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Конкретное их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и за­конах субъектов Российской Федерации, а также в уста­вах муниципальных образований.

Принципы местного самоуправления:

устанавливают законом единые основы функционирования местной власти на всей территории России;

раскрывают существенные характеристики системы местного самоуправления;

могут быть использованы в качестве критерия оценки существующей системы местного самоуправления;

способствуют преемственности в развитии институтов местного самоуправления;

выступают в качестве элементов системы гарантий прав граждан на местное самоуправление

В Законе (2003 г.) нет конкретного перечня этих принципов, однако анализ его положений позволяет выделить следующую классификацию принципов местного самоуправления.

В первую очередь следует отметить общеправовые принципы в организации местного самоуправления, которые находят свое проявление в различных отраслях права. В ряду таких принципов принято выделять:

принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

законность в организации и деятельности местного самоуправления.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина – важнейший конституционный принцип, на основании которого осуществляется народовластие в Российской Федерации. Сущность данного принципа заключается в том, что:

органы местного самоуправления и должностные лица должны исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Любое решение не должно нарушать прав человека;

нормативные акты местного самоуправления не должны умалять признаваемые Конституцией РФ права человека;

принцип соблюдения прав человека и гражданина распространяется и на права, которые прямо не названы в Конституции РФ.

Принцип законности выступает важной гарантией местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Нарушение данного принципа влечет нарушение и других принципов местного самоуправления.

Вторую группу принципов составляют специальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:

самостоятельность решения населением вопросов ме­стного значения;

организационное обособление местного самоуправ­ления и его органов от системы органов государственной власти;

сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;

соответствие материальных и финансовых ресурсов ме­стного самоуправления его полномочиям;

ответственность органов и должностных лиц местно­го самоуправления перед населением;

многообразие организационных форм осуществления местного само­управления;

наличие государственных гарантий местного самоуправления;

учет интересов населения;

использование исторических и иных местных тра­диций и обычаев.

Каждый из названных принципов имеет самостоятель­ное значение и в то же время находится в тесной взаимо­связи и взаимодействии с другими принципами. В своей совокупности они образуют целостную систему принципов, т.е. основополагающих идей, исходных начал, в соответ­ствии с которыми строится организация и функционирование местного самоуправления, осуществляется муници­пальная власть в нашей стране. Рассмотрим основные из названных принципов.

Самостоятельное решение населением вопросов ме­стного значения является основополагающим принципом местного самоуправления. Содержание данного принципа включает:

установленные и гарантированные государством способы осуществления права на самостоятельное решение населением вопросов ме­стного значения (местный референдум, муниципальные выборы, иные формы прямой демократии, органы представительной демократии);

финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования;

запрет органам государственной власти вмешиваться в принятие решений по вопросам местного значения. Ст. 12 Конституции РФ гарантирует независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти. Устанавливается защита органов местного самоуправления от неправомерного вмешательства органов государственной власти;

наличие законодательно установленных полномочий органов местного самоуправления.

Принцип организационного обособления органы местного самоуправленияозначает отделение системы органов местного самоуправления от государственных органов. В содержание данного принципа входят следующие положения:

образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти не допускается;

осуществление местного самоуправления органами государственной власти не допускается;

должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;

не допускается подчиненность одного муниципального образования другому;

решения органа муниципального образования не являются обязательными на территории другого муниципального образования;

совместное решение муниципальными образованиями общих вопросов допускается в рамках ассоциаций, союзов, а также заключения двухсторонних или многосторонних договоров.

Принцип сочетания форм прямой и представительной демократииозначает признание различных форм и способов принятия населением решений по вопросам местного значения. К основным принципам выбора населением наиболее подходящих форм относятся:

Это интересно:  Как писать доверенность на получение зарплаты

ключевые решения по вопросам местного значения население может принимать посредством местного референдума;

формирование представительных органов возможно только посредством выборов;

обязательное наличие выборных органов местного самоуправления;

законодательно определенный круг вопросов, который может решаться только выборными органами местного самоуправления.

Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления означает гарантированную государством возможность населения муниципального образования самостоятельно, но в установленных пределах, устанавливать структуру, названия, полномочия органы местного самоуправления. Многообразие организационных форм местного самоуправления обусловлено: федеративным устройством российского государства; национальными особенностями и историческими традициями; различием культурных и исторических традиций; разнообразием основных типов и форм городских и сельских поселений; неравномерной заселенностью различных территорий.

Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиямгарантирует самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления. Согласно ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправления гарантируется право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Формирование и использование местных финансов основывается на государственной поддержке.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местно­го самоуправления перед населениемпризван обеспечить:

эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципального образования;

учет и защиту интересов населения муниципального образования в деятельности органы местного самоуправления;

тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Третью группу принципов местного самоуправления составляют организационные принципы деятельности органы местного самоуправления.Организационные принципы регулируют вопросы внутренней организации органов местного самоуправления и порядка осуществления их полномочий. К данным принципам относятся:

принцип гласности в деятельности местного самоуправления;

принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.

Принцип гласности в деятельности местного самоуправления означает открытость органы местного самоуправления для населения, информирование населения о своей деятельности. Представляемая местному сообществу информация должна быть достоверной, полной, своевременной. Основными способами обеспечения гласности являются:

обеспечение каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права человека и гражданина;

обязательное опубликование правовых актов органы местного самоуправления, затрагивающих права и обязанности человека и гражданина;

обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц в течении месяца давать ответы по существу на индивидуальные и коллективные обращения граждан.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления предполагает, что население вправе самостоятельно определять, в каких случаях эффективнее коллегиальное принятие решений органами местного самоуправления, а в каких – на основании принципа единоначалия.

Сущность местного самоуправления: принципы и признаки

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

«Европейская Хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985):

Местное самоуправление — право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Принципы делятся на общие и специальные.

верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

— самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

— наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

— соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

— многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— законность в организации деятельности местного самоуправления;

— гласность деятельности местного самоуправления;

— коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

— государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

— принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

— принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.

Основные признаки, характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Можно выделить следующие основные его функции:

1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5. охрана общественного порядка;

6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Принципы местного самоуправления:

1. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и поддерживается также развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст.133).

2. Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст.12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории.

Муниципальным органам, как властным учреждениям, присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований.

3. Принцип независимости органов местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4. Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.

5. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти.

6. Принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, скажем, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, lektsia.com, cyberpedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector