+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Техническое регулирование в еаэс

научно-практический журнал

Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС

Татьяна Михайловна Воротынцева

Аннотация: в статье дана оценка проблем технического регулирования в отношении товаров, находящихся в международном торговом обороте. Приведен анализ нецелевого применения мер технического регулирования, а также сделана попытка провести анализ причин возникновения барьеров при перемещении через таможенные границы товаров, подлежащих подтверждению соответствия.

Вопросы упорядочения, формализации и унификации института технического регулирования является актуальным, поскольку используемые нормы и механизмы реализации оказывают существенное влияние на безопасность товаров, их конкурентоспособность, а также снятие технических препятствий в торговле товарами.

Ученые различных стран проводят оценку результатов применения инструментов технического регулирование по всем направлениям социально-экономического развития. Но, по мнению автора, теоретические и практические исследования данного вопроса проводятся недостаточно.

По данным исследований, проведенных в Германии, Великобритании, Канаде и других развитых странах, производительность труда может быть увеличена до 30 процентов [1], а, следовательно, вырастет и конкурентоспособность за счет применения более совершенных технологий и технических норм. Таким образом, обеспечение жесткого государственного контроля выполнения обязательных технических требований к товарам является основным механизмом обеспечения их конкурентоспособности.

Несмотря на гармонизацию технического законодательства с законодательством Всемирной торговой организации (далее ВТО), в России и ЕАЭС механизм исполнения требований законодательства не достаточно эффективен.[2]

Это подтверждается данными Роспотребнадзора о количестве жалоб потребителей на безопасность и качество продукции. В соответствии с положениями Государственного доклада Роспотребнадзора количество обращений и проведенных проверок имеет тенденцию к сокращению, тем не менее, случаи причинения вреда измеряются в миллионах рублей.[3] Основные причины обращений, связанных с причинением вреда для потребителей приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Причины обращений, связанных с причинением вреда потребителю

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством плановые проверки предприятий проводится постфактум, не чаще чем один раз в три года, что не способствует повышению результативности таких мероприятий.[4]

В Европейском союзе предусмотрено проведение обязательных и необъявленных заранее инспекций и проверок. Такой механизм контроля значительно повышает его результативность.

Следует отметить, что после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию особое внимание отводится вопросу снятия барьеров в международной торговле. В соответствии с положениями ВТО требования технических регламентов и стандартов должны быть гармонизированы, что будет способствовать устранению элементов дискриминации торговых партнеров в международной торговле.

Эффективно работающий международный рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через таможенные границы товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание эффективно работающего рынка возможно, при условии принятия соответствующих мер, направленных на устранение тарифных и технических барьеров в международной торговле.

Система технического регулирования в основном опирается на следующие нормативные правовые акты:

— соглашение по техническим барьерам в торговле;

— рекомендации АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое сотрудничество);

— руководящие документы ОЭСР (Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию) в сфере разработки технических регламентов, гармонизации требований стандартов и др.

Основополагающие принципы и направления развития единой политики технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) изложены в договоре о создании Евразийского экономического союза, который был подписан в мае 2014 года.

В соответствии с принятыми направлениями развития единой политики к 2017 году в ЕАЭС было принято сорок единых технических регламентов. При этом предусмотрен плавный переход на единые требования технических регламентов в рамках ЕАЭС и установлены переходные периоды, в течение которых продукция может производиться по национальным требованиям. Снятие технических барьеров в межгосударственной торговле будет считаться обеспеченным после окончательного перехода на единые требования более чем для 95% продукции, являющейся объектами технического регулирования в рамках ЕАЭС.

Каждое государство стремится защитить интересы национального товаропроизводителя, и при снижении возможности использовать таможенно-тарифные инструменты, самым эффективным механизмом воздействия на взаимную торговлю становится система запретов и ограничений. Развитые страны в основном используют техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры, что процедурно проще для импортера, тогда как у развивающихся стран в большей степени в регулировании задействованы меры, обеспечивающие финансовый и количественный контроль, что связано с относительно невысоким уровнем требований национальных стандартов.

Следует отметить, что зачастую нетарифные инструменты в том числе, стандарты и технические регламенты используют как «нетарифные барьеры». Такие барьеры представляют собой различия в требованиях национальных и международных (иностранных) стандартов, которые ведут к дополнительным затратам средств и времени для выведения товаров на определенный рынок.

Например, запрет на ввоз Германией в 1979 году на свою территорию французского ликера «Кассис де Дижон», введенный из-за несоответствия по содержанию объемной доли спирта техническим требованиям (во Франции-стандартизированная доля спирта составляет 20%, а в Германии — 32%). Учитывая существование общего рынка, такой запрет представляется дискриминационным и создает препятствия для движения товаров там, где таких барьеров быть не должно. В данном случае Суд ЕС признал, что «нет никакой действительной причины для того, чтобы воспрепятствовать ввозу алкогольных напитков, законно произведенных и продаваемых в одном государстве-участнике в любое другое государство-участник».

Также можно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Дании в 1981 году. Дания ввела требования к таре для упаковки алкогольных напитков, предусматривающие следующие требования: тара должна быть многоразовой и одобренной Национальным агентством по защите окружающей среды.[5] Такие требования повлекли существенные дополнительные расходы и затрудняли импорт алкогольной продукции в Данию. Суд ЕС также признал, что меры являются чрезмерными и носят дискриминационный характер, то есть, применяются только в отношении иностранных поставщиков. Приведенные примеры подтверждают важный принцип функционирования международной торговли – принцип взаимного признания стандартов и технических требований.

В истории отношений в рамках Таможенного союза также возникали такого рода проблемы, например, молочный конфликт России и Белоруссии, когда Россия инкриминировала белорусским товаропроизводителям молочных продуктов, нарушение требований технических регламентов по составу молочной продукции. В данном случае различия в требованиях стандартов были использованы с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкурентоспособной продукции. Вышеприведенные ситуации подтверждают нецелевое использование института технического регулирования.

Несмотря на длительную историю развития института технического регулирования до настоящего времени существуют сомнения в том, является ли законодательное обеспечение безопасности продукции эффективным способом защиты от недопустимого риска нанесения вреда здоровью и жизни человека, животного, растения, окружающей среде.

Следует отметить, что система технического регулирования может оказывать влияние на структуру рынка и создание технических барьеров при входе на рынок.

В соответствии с соглашением о технических барьерах в торговле, в рамках ВТО принципы технического регулирования поддерживают цели введения технических регламентов только для обеспечения безопасности, а принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Данное положение в Договоре о ЕАЭС изложено в следующей редакции: «В целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза».[6]

Поэтому обязательная сертификация и декларирование в совокупности с государственным надзором должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасной продукции. Во многих развитых странах приоритет имеет декларирование в сочетании с мерами государственного надзора.

Декларирование является механизмом подтверждения соответствия, который, с одной стороны, снимает административное давление с производителя, а с другой — повышает его ответственность, одновременно увеличивая эффективность государственного контроля и надзора. Данное положение является дискуссионным, поскольку переход от жестких форм подтверждения соответствия (сертификация) к более мягким формам и менее затратным требует максимального использования международных правил и методов оценки соответствия и ужесточения контроля государственных органов. Снижая затраты производителя, можно прийти к ситуации снятия барьеров на пути продвижения на рынок опасных товаров. Сокращение производственного (дорыночного) контроля должно восполняться усилением государственного контроля (надзора).

Следует отметить, что после создания ЕАЭС развитие правовой нормативной базы в сфере технического регулирования движется ускоренными темпами, что позволяет говорить о дальнейшем развитии интеграции в сфере технического регулирования, выработке подходов к обеспечению гармонизации законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора). Развитие правовой нормативной базы в сфере технического регулирования должно быть направлено на устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами и обеспечение безопасности и обращения продукции, в отношении которой не приняты единые технические регламенты.

Например, в Договоре о ЕАЭС предусмотрено формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий и разработан комплекс документов, обеспечивающий работу систем регистрации лекарственных средств и медицинских изделий на уровне ЕАЭС, предусматривающий:

-в сфере лекарственных средств — 25 документов, устанавливающих единые правила надлежащей производственной, клинической, дистрибьюторской и лабораторной практики ЕАЭС, требования безопасности, эффективности и качества лекарственных средств, правила регистрации на соответствие этим требованиям и процедуры пострегистрационного контроля (мониторинга);

-в сфере медицинских изделий — 13 документов, устанавливающих требования к основным этапам обращения медицинских изделий, в том числе к их исследованиям, производству, регистрации и пострегистрационному контролю (мониторингу), и порядок применения в ЕАЭС мер по приостановлению или запрету применения медицинских изделий, признанных опасными, некачественными, контрафактными или фальсифицированными.[7]

Учитывая изложенное можно отметить, что эффективность института технического регулирования в рамках ЕАЭС в значительной степени сдерживается из-за имеющихся проблем. Так, в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы системы допуска продукции на рынок и контроля (надзора) за ее оборотом. Например, в соответствии с действующим порядком подтверждения соответствия продукции органы по сертификации при регистрации декларации о соответствии лишь проверяют полноту и правильность ее заполнения, но не отвечают за достоверность информации, указанной в регистрируемой декларации о соответствии. Ответственность за информацию, указанную в декларации о соответствии, несет товаропроизводитель или продавец, которые заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли предприятия.[8]

Это интересно:  Срочная выписка из егрюл госпошлина 2019 стоимость

Оценка соответствия и идентификация товаров проводится по требованиям технических регламентов и стандартов. Следует отметить, что требования отдельных действующих нормативных актов технического регулирования, тексты документов «непрозрачны» и допускают произвольные толкования терминов. Имеют место противоречия в требованиях разных документов, что не дает возможности провести объективную и однозначную идентификацию товаров. Иногда противоречия в требованиях разных документов на товар являются взаимоисключающими, что затрудняет принятие единственно правильного решения. Кроме этого, проблемы терминологии в техническом регулировании затрудняют проведение идентификации товара и ведут к конфликту в рамках различных классификаторов.

Используемые в торговом обороте классификаторы, например, ТН ВЭД ЕАЭС или ОКВЭД, полностью не гармонизированы в системе технических регламентов, поскольку цели применения данных документов различны. В классификаторах существует ряд позиций, которые не входят в множество объектов технического регулирования. Однако существует необходимость учета ряда позиций ТН ВЭД ЕАЭС, которые в системе технических регламентов должны быть учтены. Совершенствование института технического регулирования должно быть направлено на:

— повышение эффективности государственного контроля и надзора за счет совершенствования информационной системы;

— совершенствование системы взаимодействия органов контроля и надзора, посредством обеспечения доступности результатов их работы для своевременного реагирования на возникновение критических ситуаций;

— разработку эффективной системы взаимодействия по вопросам технического регулирования ведущих научных организаций, бизнес-сообществ и общественных организаций;

— повышение уровня гармонизации документов по техническому регулированию в рамках ЕАЭС, обеспечивающих признание зарубежными государствами результатов испытаний продукции, полученных в аккредитованных лабораториях, сертификатов соответствия и знаков, подтверждающих безопасность товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— приведение в соответствие терминологии Технических регламентов с позициями и субпозициями ТН ВЭД ЕАЭС [9];

— ужесточение порядка допуска товаров на рынок в части подтверждения соответствия;

— повышение ответственности экспертов органов по сертификации за достоверность информации, указанной в документах по оценке соответствия.

Список использованной литературы:

  1. Кузьмина С. Н., Андросенко Н. В. Использование методов математического моделирования и инструментов экономики качества для обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем //Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2014. – №6 (25).
  2. Воротынцева Т. М. Анализ проблем экспортного контроля // Маркетинг и логистика. – 2017. – № 2(10). – С.131-139.
  3. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. – 292 с.
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 12.02.2013). Режим доступа: http://base.garant.ru/57412595/
  5. 5. Case Cassis de Dijon 120/78 [1979], ECR 649. Право Европейского союза. Режим доступа: http://eulaw.ru/translation/1978/120
  1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  2. Корешков В.Н. Единая система технического регулирования в ЕАЭС — путь к интеграции. М.: Стандарты и качество. – 2016. – №5. – С.6-11.
  3. Воротынцева Т. М. Подтверждение соответствия товаров как механизм регулирования международной торговли. – М.: ВестникУниверситета (Государственный университет управления).– 2016. –№5. – С.57-59.
  4. Воротынцева Т. М. Технический механизм регулирования внешнеторговой деятельности / Сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции. Актуальные проблемы таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза. Российская таможенная академия. Редакционная коллегия: В. Б.Мантусов, А. В.Тебекин и др. – 2016. – С. 52-55.

УДК 339.544

Т. М. Воротынцева – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: mstata67@list.ru

Problematic issues of technical regulation in the EEU

T. Vorotyntseva – candidate of economical sciences, associate Professor of the Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia.

Annotation: The article assesses the problems of technical regulation in respect of goods in international trade. The analysis of the misuse of technical regulation measures, and attempt to analyze the causes of barriers to movement across the customs border of goods subject to conformity confirmation.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Т. М. Воротынцева. Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 16-26.

Научная статья на тему “Техническое регулирование экономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза”

Аннотация. Главной целью интеграционного образования является развитие и укрепление экономических связей между государствами. Формирование общего рынка товаров, услуг и капитала является приоритетным направлением в таком интеграционном объединении, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, техническое регулирование, законодательство, экономика.

Евразийский экономический союз развивается в сложных условиях глобальной нестабильности и обострения геополитических угроз, связанных с антироссийскими настроениями на Западе и неутихающим конфликтом на Украине. Вследствие чего перспективным направлением для России является вектор на интеграцию с близлежащими странами азиатского региона, с которыми на протяжении долгих лет сохраняются дружественные отношения, в реализации находится множество совместных экономических, военно-технических, политических проектов, таких как ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, ТС и т.д. Преимущественно такими странами являются постсоветские государства, заручившиеся поддержкой России для поддержания и дальнейшего развития в положительной динамике всех важных областей развития для процветания государства. Наиболее перспективным проектом, который всё больше привлекает внимание потенциальных партнеров, является Евразийский экономический союз, основными принципами которого являются: добровольность интеграции принцип равенства, экономический прагматизм, невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение суверенитета, неприкосновенность государственных границ. Главным в идеологии евразийства является укрепление экономических связей между бывшими республиками посредством осуществления согласованной денежно-кредитной политики, формирования единого рынка капитала, труда и обеспечения свободы передвижения [1].

В сложной, динамично развивающейся системе интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве можно условно выделить два уровня: двустороннее сотрудничество между государствами и многосторонние интеграционные проекты. В качестве первого уровня можно выделить пример взаимодействия двух государств, в виде тесного сотрудничества и заключения соглашений на взаимовыгодных условиях. В качестве примера для второго уровня рассматривается ЕАЭС, объединивший, в настоящее время, пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Евразийская интеграция содействует развитию экономик не только стран-участниц объединения, но также вступает во взаимодействие с другими перспективными интеграционными проектами, такими, как Экономический пояс Шелкового пути, выдвинутый Китаем. Стратегическая концепция Экономического пояса заключается в удовлетворении потребности Китая во внутренней экономической трансформации, а с другой стороны, — удовлетворить экономические потребности стран Евразии, находящихся вдоль «Шелкового пути». Инициатива по созданию «Шелкового пути» была выдвинута с учетом принципа взаимного дополнения экономик, с учетом различий, всех существующих недостатков в инфраструктуре между Китаем и соседними странами [3].

Несомненно, что реализация такого интеграционного проекта, как ЕАЭС очень перспективна, несмотря на трудности становления. Развиваясь с каждым годом, такое объединение становится все более конкурентоспособным и экономически привлекательным для других государств.

Территориальная целостность является одним из главных составляющих успешного развития общего рынка товаров и услуг, позволяя осуществлять множество законотворческих проектов направленных на улучшение норм таможенного урегулирования и упрощения передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала по всей территории Союза. Для России это является немаловажным фактором при проведении политики импортозамещения, тем самым расширяются перспективы для развития рынка товаров и услуг, поступающих из стран-участниц Союза и соответственно, получает развитие здоровая конкуренция. При введении санкций в отношении России позиция стран-участниц была четко поставлена и ориентирована на то, что государства не вступают в альянс с Россией, не принимают на себя введенные для России санкции и не готовы подвергать риску свои рыночные отношения с западными странами, теряя при этом денежные средства в больших размерах. Таким образом, на рынке товаров в России появилось множество товаров, привезенных из стран-участниц ЕАЭС, но по факту первоначальным пунктом отправления их были страны Запада, что в корне противоречит политике импортозамещения с помощью развития рынка товаров стран-участниц ЕАЭС.

Таким образом, для защиты внутреннего рынка на территории ЕАЭС вводятся системы технического регулирования экономической деятельности, инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и разрабатываются методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, приведенные в соответствие с нормами ВТО. Государства-члены ВТО могут вводить и применять меры государственного регулирования, необходимые для защиты общественной морали, поддержания общественного порядка, защиты жизни и здоровья людей, животных или растений.

Основу технического регулирования составляет правовая нормативная база, регулирующая отношения в области установления, применения, исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [2].

Правовую основу технического регулирования составляют соглашения ВТО, ЕврАзЭС, ТС и нормы национального законодательства. Договорно-правовая основа технического регулирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС представлена рядом соглашений, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В договорно-правовую базу входят также решения, принятые Евразийской экономической комиссией, которые подлежат непосредственному применению на территориях заключивших договор государств. В каждом государстве функционирует закон о техническом регулировании на уровне национального законодательства, что приводит к возникновению споров при определении несоответствий при сопоставлении нормативных положений технического регулирования на уровне международных договоров и на уровне национального законодательства.

Таким образом, законодатель разработал наднациональные правовые положения, которые изложены в Договоре о Евразийском экономическом союзе и Таможенном кодексе Таможенного союза. Следует отметить, что многие положения Закона о техническом регулировании всё же применимы, но при условии, что они не противоречат соглашениям и актам Таможенного союза и ЕврАзЭС. То есть, при возникновении спора, разрешение которого невозможно ввиду отсутствия правовой нормы технического регулирования экономической деятельности на наднациональном уровне посредством соглашений Таможенного союза и Таможенного кодекса Таможенного союза, в силу вступает правовая норма из Закона о техническом регулировании национального законодательства. Так, сохраняется национальное регулирование: национальных стандартов и стандартов организаций; государственного контроля и надзора в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; национальных аспектов развития и поддержания системы сертификатов, оценки соответствия и деклараций соответствия, национальных аспектов развития и поддержания системы органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров и др.

Это интересно:  Отказ от доли в приватизированной квартире

Следовательно, унификация всех стандартов и гармонизация законодательства стран-участниц в области технического регулирования и приведение их в соответствие с международными договорами упростят передвижение товаров и услуг по всей территории ЕАЭС, приведут к сокращению недобросовестной конкуренции и улучшению качества жизни общества, сокращению импорта товаров из третьих стран несоответствующего качества и росту экспорта из стран-участниц ЕАЭС.

Основу технического регулирования экономической деятельности составляют:

• лицензирование;
• аккредитация;
• технические регламенты;
• стандартизация;
• подтверждение соответствия;
• наднациональные санитарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные нормы.

В каждом государстве, участвующем в интеграционном объединении, сформированы разные институты технического регулирования. Так, в Российской Федерации имеется институциональная основа технического регулирования, она представлена в виде органов и организаций, реализующих различные функции в данной области. К таким организациям относятся Минпромторг России, Росстандарт, Минэкономразвития России, Росаккредитация, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции и др.

Для улучшения работы механизма технического регулирования следует развивать законодательные нормы в сфере технического регулирования на наднациональном уровне с помощью создания единых институтов оценки качества и соответствия производимых и импортируемых товаров и услуг по всей территории Евразийского экономического союза.

В условиях экономической интеграции разработка единых стандартов для всех участников интеграционного объединения приведет к сокращению импорта товаров и положительному развитию программы импортозамещения, сделав товары и услуги, произведенные на территории ЕАЭС, конкурентоспособными на мировом рынке. Наличие единых стандартов также послужит в качестве антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка и дальнейшего его положительного развития.

Список использованных источников

Единая система технического регулирования в ЕАЭС — путь к интеграции

Интеграционные процессы, начатые в рамках Таможенного союза (ТС), с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) выходят на новый уровень. Углубление интеграции невозможно без устранения технических и административных барьеров, для чего, в свою очередь, необходима единая система технического регулирования. О достижениях системы технического регулирования ТС, перспективах ее развития и участии в этом процессе бизнес-сообщества, основных направлениях стандартизации и многом другом в беседе с главным редактором журнала «Стандарты и качество» Г.П. ВОРОНИНЫМ рассказывает член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии В.Н. КОРЕШКОВ

  • Какие предполагаются изменения в системе технического регулирования с вступлением в силу Договора о ЕАЭС?
  • Как обеспечивается участие промышленности в формировании единой системы технического регулирования в ЕАЭС?
  • Нужен ли в России институт нотификации органов по оценке соответствия?

Интеграционные процессы, начатые в рамках Таможенного союза (ТС), с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) выходят на новый уровень. Углубление интеграции невозможно без устранения технических и административных барьеров, для чего, в свою очередь, необходима единая система технического регулирования. О достижениях системы технического регулирования ТС, перспективах ее развития и участии в этом процессе бизнес-сообщества, основных направлениях стандартизации и многом другом в беседе с главным редактором журнала «Стандарты и качество» Г.П. ВОРОНИНЫМ рассказывает член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии В.Н. КОРЕШКОВ.

— Валерий Николаевич, можно ли считать, что за последние пять лет сформировалась и успешно функционирует система технического регулирования ТС? Проиллюстрируйте, пожалуйста, ее деятельность в цифрах и фактах.

— При создании интеграционных объединений особое значение имеет снижение барьеров — как технических, так и административных. Формирование системы технического регулирования ЕАЭС — одна из ключевых задач интеграции.

На сегодня правовая основа системы сформирована — принято более 250 решений, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Техническое регулирование — это фундамент обеспечения безопасности и сохранения важнейших качеств продукции на протяжении всего ее жизненного цикла. Вопросы обеспечения безопасности продукции — продуктов питания, детских игрушек, электротехники, автомобилей, железнодорожных вагонов и т.д., — поступающей в обращение на рынок стран ЕАЭС, являются насущными для всех без исключения. В ЕАЭС принято 35 единых для наших государств технических регламентов (ТР), 34 из которых уже действуют.

При этом обеспечен плавный переход на единые требования — ТР ЕАЭС предусматривают переходные периоды, в течение которых продукция может производиться по национальным требованиям. Для 31 из вступивших в силу ТР ЕАЭС переходные периоды уже завершены.

В 2016 г. мы переходим на единые требования в сфере безопасности колесных транспортных средств и автомобильных дорог, в 2017 г. — в сфере безопасности сельскохозяйственной техники и табачной продукции. Таким образом, окончательный переход на единые требования и, соответственно, снятие технических барьеров будут обеспечены более чем для 95% продукции, являющейся объектами технического регулирования ТР ЕАЭС.

Для обеспечения реализации требований ТР утверждены перечни стандартов, которые содержат более 11 тыс. документов. Важно, что для исполнения требований регламентов на добровольной основе применяются межгосударственные и (до их принятия) национальные стандарты. В связи с приоритетностью применения межгосударственных стандартов и необходимостью ускорения их введения в действие, утверждена 31 программа по разработке межгосударственных стандартов к ТР, предусматривающая разработку 1969 межгосударственных стандартов, из которых на долю Республики Беларусь приходится 380, Республики Казахстан — 235, Российской Федерации — 1354 межгосударственных стандарта.

Разработанные межгосударственные стандарты к ТР на машины и оборудование, автомобильные дороги, соковую продукцию, продукцию для детей и подростков, игрушки, топливо и смазочные материалы позволили существенно обновить современными требованиями доказательную базу этих ТР.

Для реализации ТР ЕАЭС утверждены базовые методические документы в сфере оценки соответствия. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла 14 единых форм документов по оценке соответствия, в том числе единые формы деклараций и сертификатов, единые формы свидетельств, паспортов и сертификатов для машин и оборудования, газобаллонного оборудования, транспортных средств и оборудования, работающего под избыточным давлением.

На основании предложений национальных органов по аккредитации ЕЭК сформирован единый реестр органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), в который на сегодняшний день включены 990 ОС и 2403 ИЛ. Это основные цифры на сегодня.

Дальнейшая совместная работа регуляторов и бизнес-сообщества позволит углубить интеграцию в сфере технического регулирования.

— 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕАЭС (далее — Договор). В этой связи, какие принципиальные изменения происходят в системе технического регулирования?

В Договоре сохранены основополагающие положения действовавших соглашений в сфере технического регулирования, например единый для ЕАЭС перечень продукции, для которой устанавливаются обязательные требования (далее — Единый перечень). Договором предусмотрено, что в отношении продукции, включенной в Единый перечень, обязательные требования устанавливаются в единых ТР, а до их принятия — в национальных законодательствах. Установление в национальном законодательстве обязательных требований к продукции, которая не включена в Единый перечень, по-прежнему не допускается, что исключает дополнительные барьеры в торговле и способствует дальнейшему эффективному формированию единого рынка.

Установление единых обязательных требований обеспечивается на основе использования в качестве доказательной базы единых межгосударственных стандартов, проведения согласованной политики в области обеспечения единства измерений, признания результатов работ по аккредитации, применения единых инструментов оценки соответствия, гармонизации принципов проведения государственного надзора.

Современная стандартизация — это инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики. Стандарты позволяют аккумулировать лучшие национальные и международные практики, передовые технологии и должны работать на развитие промышленности.

Именно разработка единых межгосударственных стандартов с опережающими показателями, служащих ориентиром для промышленности, является важнейшей задачей межгосударственной стандартизации. Перспективные направления стандартизации в ЕАЭС — медицинское оборудование, строительные материалы и изделия, химическая промышленность, автомобили, тракторы и др.

Углубление интеграции предъявляет высокие требования к обеспечению единства измерений. Проведение согласованной политики в этой сфере — один из ключевых принципов технического регулирования. Мы разрабатываем единую правовую базу — порядки работ по межлабораторным сравнительным испытаниям, метрологической аттестации и экспертизе, утверждению типа средств измерений и стандартных образцов. Единые правила взаимного признания существенно упростят процедуры признания результатов метрологических работ и обеспечат свободное перемещение средств измерений, произведенных в ЕАЭС.

Основной целью аккредитации — важнейшего инструмента технического регулирования — является подтверждение компетентности органов, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям ТР. Необходимо отметить, что в сфере аккредитации учтен наилучший опыт международных и региональных организаций по аккредитации, которые уже прошли свой путь интеграции в данной сфере. Договор содержит положения, позволяющие государствам-членам ЕАЭС выйти на новый уровень функционирования систем аккредитации.

Также Договором определены направления дальнейшего развития интеграции в сфере технического регулирования, которые предполагается реализовать посредством разработки трех международных договоров, устанавливающих подходы к гармонизации законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора), а также порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, в отношении которой не приняты единые ТР, и порядок и условия устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами.

Разработка договоров ведется рабочими группами (РГ), сформированными из представителей государств ЕАЭС. Темп высокий, поэтому мы на сайте ЕЭК в разделе «Техническое регулирование» сформировали рабочие кабинеты, где размещены все материалы по договорам. Проекты сейчас дорабатываются с учетом поступивших предложений, и бизнес-сообщество должно принять активное участие в этой деятельности.

Это интересно:  Порядок включения в реестр требований кредиторов

Одним из важнейших приоритетов на краткосрочную перспективу в Договоре определено формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

Разработан комплекс документов второго уровня, обеспечивающий работу систем регистрации лекарственных средств и медицинских изделий на уровне ЕАЭС:

в сфере лекарственных средств — 25 документов, устанавливающих единые правила надлежащей производственной, клинической, дистрибьюторской и лабораторной практики ЕАЭС, требования безопасности, эффективности и качества лекарственных средств, правила регистрации на соответствие этим требованиям и процедуры пострегистрационного контроля (мониторинга);

в сфере медицинских изделий — 13 документов второго уровня, устанавливающих требования к основным этапам обращения медицинских изделий, в том числе к их исследованиям, производству, регистрации и пострегистрационному контролю (мониторингу), и порядок применения в ЕАЭС мер по приостановлению или запрету применения медицинских изделий, признанных опасными, некачественными, контрафактными или фальсифицированными.

Для плавного перехода к единым требованиям установлены переходные периоды: по лекарствам — до 2025 г., по медицинским изделиям — до 2021 г.

— Какова роль промышленности в формировании единой системы технического регулирования ЕАЭС?

Эксперты от промышленности принимают в этой деятельности самое активное участие, для чего в ЕЭК созданы необходимые механизмы и инструменты.

В сфере технического регулирования мы используем площадки Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и специализированных подкомитетов по направлениям деятельности — стандартизации, обеспечению единства измерений, строительству, а также РГ.

Показательной была разработка документов для запуска единой системы регистрации медицинских изделий и лекарственных средств. В состав РГ вошли более 100 специалистов, в том числе представители промышленности, за год было проведено более 60 заседаний.

Активное участие экспертов от бизнес-сообщества позволило выработать правильные, сбалансированные решения.

Для предоставления промышленности возможности более активно участвовать в формировании единых требований разработано изменение в порядок принятия ТР ЕАЭС. В проекте порядка предусмотрены участие РГ во всех этапах разработки проекта ТР ЕАЭС до направления его на внутригосударственное согласование, а также проведение оценки регулирующего воздействия по результатам публичного обсуждения.

На прошедшем в марте заседании Совета ЕЭК был принят перечень вопросов по которым Коллегия должна провести консультации перед принятием своих решений в рамках Консультативного комитета, т.е. с привлечением экспертов от промышленности и бизнес-сообщества. Круг этих вопросов четко определен, их 50. Касаются они разработки ТР, изменений к ним и документов второго уровня (единых форм документов об оценке соответствия, типовых схем, порядков ведения единых реестров).

— В прошлом году в ЕАЭС вступили два новых государства — Республика Армения и Кыргызстан. Насколько они готовы выполнять введенные в ТС нормы и правила технического регулирования?

— Сегодня промышленность наших коллег по ЕАЭС в полной мере выполняет все установленные обязательные требования при поставках продукции на единый рынок. В государствах создана необходимая инфраструктура для получения единых документов об оценке соответствия ТР ЕАЭС, в Единый реестр включены аккредитованные ОС и ИЛ.

В соответствии с переходными положениями, установленными договорами о присоединении Республики Армения и Кыргызской Республики к ЕАЭС, продукция, соответствующая требованиям их национальных законодательств, выпускается в обращение только на внутренних рынках.

— Будет ли расширен перечень ТР, которые предполагается разработать в рамках ЕАЭС?

— 12 февраля 2016 г. Советом ЕЭК принят в новой редакции План разработки технических регламентов, в который включена разработка нового проекта ТР на высоковольтное оборудование.

Всего в Плане 22 ТР и 30 изменений в уже действующие ТР. В ближайшее время планируется принятие ТР ЕАЭС по безопасности рыбы и рыбной продукции, минеральным удобрениям, сжиженным углеводородным газам для использования в качестве топлива. В высокой степени готовности находятся проекты по алкогольной продукции, безопасности аттракционов и детских игровых площадок.

Запланировано внесение изменений в регламенты в сфере железнодорожного транспорта и средств индивидуальной защиты, а также на маломерные суда и колесные транспортные средства.

— Имеется ли статистика фактического выполнения норм ТР ТС, вступивших в силу в прошлые годы?

— Результатом фактического выполнения норм ТР являются около 500 тыс. выданных сертификатов соответствия требованиям ТР и более 1,6 млн зарегистрированных в Едином реестре ЕАЭС деклараций о соответствии.

— Планируется ли увеличение доли межгосударственных стандартов в перечнях нормативных документов к ТР?

— В Договоре межгосударственные стандарты приняты как единые стандарты для обеспечения соответствия продукции обязательным требованиям ТР.

В целях эффективного сотрудничества в сфере координации работ по межгосударственной стандартизации ЕЭК и Меж государственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ подписали меморандум. Тем самым мы ведем работу по межгосударственной стандартизации на единой площадке и активно взаимодействуем в дан ной сфере.

Как я уже говорил, ЕЭК утверждены программы по разработке межгосударственных стандартов к ТР. На сегодняшний день государствами-членами ЕАЭС разработаны около половины межгосударственных стандартов, включенных в эти программы. Хотелось бы активизировать работу в данной сфере, и, уверен, перспективы положительные. Мы ожидаем активного участия со стороны стандартизаторов Армении и Кыргызстана.

— Участвовавший в съезде РСПП Президент России В.В. Путин поддержал предложение о введении нотифицированных ОС в системе технического регулирования. Как вы относитесь к этой инициативе? Есть ли подобные примеры в других странах?

А вот в законодательстве ЕС процедура нотификации органов по оценке соответствия является установившейся практикой. Она представляет собой процесс официального информирования Европейской комиссии и других государств-членов ЕС о том, что тот или иной орган, который удовлетворяет всем требованиям, уполномочен осуществлять подтверждение соответствия согласно Директивам ЕС. Каждое государство назначает нотифицирующий орган — правительственный или государственный, — ответственный за компетенцию, оценку, нотификацию и мониторинг органов оценки соответствия, которые он нотифицирует. Компетентность органов, претендующих на нотификацию, оценивается и постоянно контролируется. Оценка базируется на установленных критериях. В общем случае к ним относятся: наличие необходимого оборудования и персонала, независимость и беспристрастность всех, кто прямо или косвенно имеет отношение к данной продукции (разработчик, производитель, уполномоченный представитель, поставщик, пользователь), техническая компетентность персонала, имеющего отношение к данной продукции и процедуре подтверждения соответствия.

Предпочтительным и важным инструментом для оценки компетентности органов, которые должны быть нотифицированы, является аккредитация.

В целях повышения достоверности и надежности результатов оценки соответствия я поддерживаю введение института нотификации.

— Каковы перспективы сотрудничества в сфере технического регулирования со странами СНГ, не входящими в ЕАЭС?

— Сегодня основной задачей на просторах СНГ является предоставление возможности промышленности работать транспарентно и иметь нормативную базу, которая способствовала бы упрощению взаимной торговли. Техническое регулирование — один из инструментов решения этой задачи, в том числе в части снижения технических и административных барьеров в отношениях с ключевым для ЕАЭС интеграционным объединением — СНГ.

Договором о ЕАЭС определены направления для создания условий стабильного развития экономик, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Важнейшие из них — всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности продукции.

Договор о зоне свободной торговли СНГ и два соглашения — о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и о принципах проведения взаимного признания работ по сертификации в рамках СНГ — являются основой для результативной работы. Также наработана практика и заключен ряд двусторонних договоров между государствами СНГ, которыми в том числе являются и страны ЕАЭС. Достигнутых договоренностей никто не отменял.

2016 г. в ЕАЭС проходит под эгидой углубления экономических отношений с ключевыми интеграционными объединениями. ЕЭК готовит проект международного договора о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле, который установит четкие механизмы, обеспечивающие возможность признания документов об оценке соответствия.

— Каковы ваши пожелания по информационному сотрудничеству с нашим журналом?

— Можно сказать, что сотрудничество с журналом «Стандарты и качество» у нас уже традиционное. С 2013 г. мы реализуем совместный проект — «журнал в журнале» — по тематике «Техническое регулирование в ЕАЭС», который делает более полным и цельным представление о формировании системы технического регулирования и деятельности ЕЭК в этой сфере. Я надеюсь на дальнейшее эффективное сотрудничество.

Техническое регулирование в еаэс

Государства-члены ЕАЭС согласились гармонизовать свои системы и политику в области технического регулирования. Хотя этот процесс еще не завершен, целью данной гармонизации является обеспечение едино- образных требований к обращению товаров на территории государств-членов ЕАЭС посредством общих технических регламентов. Юридически эти технические регламенты должны применяться непосредственно на территории государств-членов без дополнительного национального законодательства.

В книге

Развитая система технического регулирования предполагает технические регламенты, устанавливающие конкретные, финансово и экономически обоснованные, эффективные, непротиворечивые, понятные и удобные для практического применения обязательные требования к продукции и процессам. Однако до сих пор требования, связанные с обязательными параметрами безопасности, и требования к качеству продукции и процессов имеют практически равный юридический статус и общие режимы принятия и обеспечения их соблюдения. Нормативно-технические документы до сих пор пользуются статусом обязательных правовых документов, манипуляция их требованиями позволяет ведомствам ограничивать права хозяйствующих субъектов и граждан, что явно противоречит основам конституционного строя и является существенным препятствием, сдерживающим развитие экономики России. Настоящая статья описывает исходные цели реформы технического регулирования, результаты семилетнего периода ее проведения, а также предложения к дальнейшему развитию системы технического регулирования в Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: nauchniestati.ru, ria-stk.ru, publications.hse.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector