+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Требования к экспертному заключению по осаго

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Министерство транспорта утвердило новые требования к экспертам-техникам, которые оценивают размер выплат по ОСАГО

По действующим сегодня правилам, для определения размера выплат по ОСАГО за поврежденный в аварии автомобиль привлекают аккредитованных Минтрансом экспертов-техников. Они оценивают ущерб машине в соответствии со специальным документом — Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт. Эта методика была утверждена Центробанком 2 года назад, к ней прилагаются ценовые справочники по запчастям, которые обновляются раз в полгода. Однако, несмотря на обязательность применения этих документов, никаких санкций за оценку ущерба по другим правилам до сих пор предусмотрено не было. Новый Приказ Минтранса ликвидирует этот правовой пробел.

В настоящее время аттестаты экспертов-техников, которые имеют право оценивать причиненный автомобилю ущерб, имеют около 6 тысяч специалистов. Часть из них сотрудничает со страховыми компаниями, часть — с автоюристами, к которым обращаются граждане, недовольные тем, что по ОСАГО им заплатили слишком мало. Схема действий такая: автовладелец обращается в юридическую компанию, там производится переоценка ущерба, автоюрист подает иск в суд, выигрывает его, выплачивает человеку деньги и часть вознаграждения забирает себе. Таким образом, по оценке Российского союза автостраховщиков, в прошлом году автоюристы отсудили у страховых компаний около 10 млрд руб.

Новые требования к экспертам-техникам обязывают этих специалистов оценивать ущерб, причиненный автомобилю, только по Единой методике. Если эксперт будет пренебрегать утвержденными правилами и завысит сумму возмещения более чем на 10 процентов, это посчитают серьезным нарушением. Даже двух подобных случаев может быть достаточно, чтобы эксперта-техника лишили профессиональной аттестации.

Кроме того, Приказ Минтранса обновил требования к образованию, знаниям и умениям эксперта-техника. Так, аттестат техника-эксперта смогут получить граждане, имеющие профильное высшее образование или те, кто прошел специальную переподготовку. Претендент должен знать законодательство в сфере ligazakon.ru автострахования и автоэкспертизы, уметь пользоваться Единой методикой определения размеров расходов на восстановительный ремонт и рассчитывать стоимость ремонта с использованием специальных программ. При проведении аттестации претенденту будет предложено выполнить контрольное задание.

Новые требования к экспертам-техникам, уполномоченным оценивать размеры выплат по ОСАГО, вступят в силу с 19 декабря 2016 года.

Эксперт-технолог и оценщик: кто оценивает ущерб по ОСАГО и КАСКО?

Вы принесли заключение от оценщика для формирования выплат по ОСАГО, а вас развернули, сославшись на то, что экспертиза произведена некомпетентным специалистом? Деньги на услуги потрачены, а эффект нулевой. Кто же даст правильное заключение?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2003 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», проводить экспертизу и выдавать соответствующее заключение для выплат по ОСАГО могут только эксперты-техники. Здесь же перечислены требования к специалисту: экспертом-техником признается физическое лицо, имеющее соответствующее образование, прошедшее аттестацию и включенное в Государственный реестр.

Несмотря на то, что постановление немедленно вступило в действие, последующие девять лет экспертизу можно было проводить у любого оценщика. И это касалось определения ущерба в рамках всего автострахования. На несоответствие закона и реальности закрывали глаза все: и автовладельцы, и страховщики, и суды. Знаете, почему? Потому что не существовало того самого реестра экспертов-техников, да и нормы аттестации не были определены.

Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

В 2012 году наконец-то дело довели до ума. Сформировали реестр, определили Межведомственную Аттестационную Комиссию (МАТ) и порядок проведения аттестации. Начиная с января 2013 года суды и страховые компании стали повсеместно забраковывать оценку ТС, проведенную независимым оценщиком. Правда, это коснулось только компенсационных выплат по автогражданке, держателей полисов КАСКО сия беда обошла.

Это интересно:  Как узнать номер инн по фамилии

Чем чревато представление оценки ущерба в рамках ОСАГО , проведенной не экспертом-техником?

  1. Такую оценку не будет рассматривать страховщик, а, тем более, суд.
  2. Если эту бумагу вы приложите к иску, а страховая компания обратит внимание суда на данный факт, то единственный выход не проиграть разбирательство – ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Причем за счет истца, что увеличит его расходы на 15-25 тысяч рублей.
  3. Попытка искать правды в РСА приведет лишь к формированию официального отказа с формулировкой: «РСА не имеет правовых оснований для осуществления компенсационной выплаты».

Оценщик и эксперт-техник: кто есть кто?

Таблица 1. Оценщик и эксперт-техник.

Отличительный
признак
Оценщик Эксперт-техник
Законодательная
база
Основание для осуществления
деятельности – ФЗ №135-ФЗ
от 29.07.1998 «Об оценочной
деятельности в РФ».
Постановление Правительства
РФ №238 от 24.04.2003 «Об
организации независимой
технической экспертизы ТС».
Требования к
специалисту
Наличие диплома о специальном
образовании. Членство в СРО
оценщиков. Наличие полиса
страхования профессиональной
деятельности.
Наличие диплома о специальном
образовании, действительная
аттестация и включение в
федеральный реестр. Возможна
добровольная аккредитация в РСА.
Требования к
деятельности
Соблюдение Федеральных стандартов
оценки. При этом оценщик имеет право
опираться на любую методику оценки
ущерба и оперировать любыми ценами
на запасные части и стоимостью на
нормо-часы ремонта.
Соблюдение нормативных,
методических и прочих документов,
утвержденных органами власти,
ответственными за регулирование
вопросов в области внутренних дел,
юстиции и транспорта.
Цель экспертизы Определение рыночной стоимости
какого-либо объекта.
1. Наличие и характер технических
повреждений автомобиля.
2. Причины их появления.
3. Объем, технология и стоимость
ремонта машины.
Заключение Отчет о рыночной стоимости. Экспертное заключение.
В каком случае
следует
обращаться?
Для выплат по полисам КАСКО, ДСАГО. Для выплат по полисам ОСАГО .

Как видим, и принцип работы, и цель исследования автомобиля этими двумя специалистами очень разные. Конечно, автовладелец может этого не знать. Огорчает то, что оценщики, зная о Постановлении и требованиях, продолжают формировать отчеты для пострадавших в ДТП, которые собираются оспорить размер ущерба в рамках ДТП в рамках ОСАГО. Естественно, страховщики и суды бракуют такую экспертизу, а автовладелец влетает на круглую сумму, которую ему никто не вернет.

В качестве доказательства размера причиненного вреда и основания для выплат по ОСАГО принимаются только экспертные заключения, подготовленные экспертами-техниками.

В то же время у оценщика не отобрали права производить расчет ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Отчет о рыночной стоимости, подготовленный оценщиком, принимается при обращении за выплатой по полису КАСКО (согласно правилам ) или ДСАГО.

Просите оценивать правильно!

Экспертизу для определения ущерба проводят в обязательном порядке по назначению СК. Однако работы у независимых экспертов не убавляется, ведь размер ущерба то и дело недооценивают или переоценивают, что становится причиной обращений за оценкой в частном порядке. Заказывая независимую экспертизу (и для выплат по ОСАГО, и для выплат по КАСКО), просите специалиста указывать реальный размер ущерба. Если он будет намного больше реального, страховщик в ходе судебного разбирательства настоит на проведении третьей, судебно-автотовароведческой, экспертизы.

Некорректная оценка независимым экспертом может сослужить дурную службу: в случае большого отклонения от действительного размера, определенного третьей экспертизой, суд поделит расходы на нее между автовладельцем и страховщиком.

К сведению. Можно подать иск в суд, минуя независимую экспертизу. Сразу обращайтесь за судебно-автотовароведческой экспертизой.

Дело в том, что при обращении автовладельца к эксперту-технику, так сказать, по личной инициативе, выдается заключение специалиста. Если на экспертизу отправляет страховщик, суд или следственные органы, то документ называется официальным заключением экспертизы. Безоговорочной выплате подлежит только сумма, назначенная в ходе судебно-автотовароведческой экспертизы. Все остальные заключения страховщик может оспорить.

Как получить выплату, которой хватит на ремонт автомобиля

  1. Ничего не ремонтируя, обратитесь в страховую компанию в течение 15 дней после ДТП.
  2. Страховщик выдаст назначение на проведение экспертизы в той организации, с которой у него заключен договор о сотрудничестве. Пройдите ее, даже если собираетесь воспользоваться услугами независимого техника-эксперта.
  3. Подавайте документы на выплату (вне зависимости от того, нравится размер компенсации или нет) и получайте ее.
  4. Если размер компенсации занижен или завышен (эксперт-техник подвел под тотал), проведите независимую экспертизу. Обязательно присутствие виновника ДТП и страховщика. Нередки случаи, когда проводимая в отсутствии представителя СК экспертиза впоследствии признавалась недействительной. Вызывать следует телеграммой с уведомлением о вручении.
  5. С экспертным заключением обращайтесь в страховую компанию. Заявление на пересмотр компенсации с приложением заключения лучше всего отправить заказным письмом.
  6. В течение 30 дней страховщик должен удовлетворить требование или оформить отказ.
  7. Если отказал или проигнорировал заявление, составляйте иск и обращайтесь в суд. Обязательно приложите экспертное заключение, копию заявления с пометкой о его доставке или письменный отказ СК.

Этот порядок действий актуален для востребования возмещения ущерба и по ОСАГО, и по КАСКО.

Как проводится независимая экспертиза?

  • На экспертизу – до ремонта! Никакого восстановления до оценки ущерба производить нельзя.
  • Можно пригнать автомобиль к эксперту или вызвать его в случае невозможности транспортировать ТС.
  • Обязательно наличие государственных регистрационных знаков (на автомобиле или рядом) и идентификационных номеров VIN.
  • Эксперту-технику необходимо предоставить все детали, включая разбитые и оторванные.
  • Если незадолго до ДТП какие-либо детали были заменены, а на руках есть подтверждающие документы, следует ознакомить с ними эксперта или оценщика.
  • Подготовьте список элементов тюнинга и дополнительного оборудования для внесения его в акт осмотра.

Любое отступление от этих рекомендаций может привести к некорректной оценке ущерба и ее оспариванию страховщиком. А дальше – необъективное мнение, что сумма по калькулятору КАСКО была отдана зря. Запомните, чем меньше вы занимаетесь самодеятельностью и больше придерживаетесь буквы закона, тем быстрее вы получите достаточное для ремонта количество денег.

Статьи

На данный момент, существует два основных, до судебных, направления по оценке повреждений автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств:

  1. « Отчет об оценке », выполненный в соответствии с ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности», федеральными стандартами оценки (ФСО №№ 1, 2, 3) и др. нормативными документами оценочной деятельности. Данный документ подготавливается и подписывается « оценщиком »
  2. « Экспертное заключение », выполненное в соответствии с ФЗ № 40 «Об ОСАГО», единой методикой ЦБ и т.д. Данный документ подготавливается и подписывается « экспертом-техником »

Для целей урегулирования убытков в рамках ОСАГО может быть использован только первый вариант — «Экспертное заключение» и никакой другой документ. Очень часто некоторые экспертные организации, ввиду отсутствия специалистов, делают именно «Отчеты об оценке» для расчета ущерба по ОСАГО. Это недопустимо.

Подготовить и подписать заключение может только «эксперт-техник». Специалист, для получения данного статуса, должен:

· иметь оконченное высшее образование (подтверждающий документ – диплом)

· пройти специальную подготовку на базе высшего образования (подтверждающий документ – диплом)

· быть зарегистрированным в реестре экспертов-техников при Министерстве Юстиции РФ (подтверждающий документ – выписка из реестра, одновременно подтверждает и наличие необходимого образования)

Все остальные «эксперты», «эксперты-оценщики», «оценщики» и пр. не имеют права подписи документов по ОСАГО.

Само «Экспертное заключение» должно быть выполнено в строгом соответствии с единой методикой ЦБ по определению ущерба по ОСАГО (краткий перечень требований в этой статье).

· Стоимость н/ч на работы устанавливается в соответствии со Справочником РСА по средней стоимости нормо-часа работ в разбивке по регионам и маркам автомобилей. Для Центрального региона, на текущую дату, данные можно посмотреть в нашем архиве стоимостей н/ч.

· Стоимость запасных частей указывается в соответствии со Справочником РСА по среднерыночным ценам на заменяемые детали в процессе ремонта, в разбивке по маркам ТС и экономическим районам.

· Стоимость лакокрасочных материалов берется на основании расчетных данных специализированного ПО (AZT, AudaPad WEB и др.)

· Нормативы на ремонтные работы указываются в соответствии с требованиями завода-изготовителя ТС, применяется также специализированное ПО (Audatex, SilverDAT, Mitchel, Автобаза, НАМИ-Сервис, Автоэксперт и др.)

· Расчет износа ведется в соответствии с единой методикой ЦБ и норм ФЗ №40 «Об ОСАГО»

Резюмируя указанную выше информацию: для получения выплаты страхового возмещения по ОСАГО, необходимо проведение экспертизы повреждений автомобиля. Выполнить это может только «Эксперт-техник» и оформлена она должна быть как «Экспертное заключение». При этом должны быть использованы справочники РСА по средним стоимостям на работы и детали, а так же специализированное программное обеспечение.

Обязательные требования к экспертизе по ОСАГО

На сегодняшний день принято выделять два центральных направления по оценке повреждений различных транспортных средств:

  • Экспертное заключение, которое выполняется в полном соответствии с законом «об ОСАГО». Этот документ может подготавливать лишь «эксперт-техник».
  • Отчет об оценке оформляется в соответствии с существующим законом «об оценочной деятельности» и другими нормативными документами. Отчет подготавливается профессиональным «оценщиком».

Для того чтобы урегулировать убытки подойдет лишь первый вариант. Другой документ использовать недопустимо, хотя многие экспертные организации из-за отсутствия специалистов идут на хитрость и составляют простой отчет об оценке. Это совершенно неправильно. Документ может быть составлен и сформирован лишь «экспертом-техником».

  • Наличие документа, который подтверждает получение высшего образования.
  • Специфическая подготовка на основе высшего образования. Для подтверждения потребуется диплом.
  • Должен быть занесен в перечне экспертов-техников при российском Министерстве юстиции. В качестве документа для подтверждения может выступать выписка из реестра.

Без соблюдения перечисленных условий любые «оценщики» или «эксперты» не имеют полномочий подписывать документы по ОСАГО. Соглашение также рекомендуется составлять в строгом соответствии с установленной методикой ЦБ по выявлению дефектов. В иной ситуации оно не будет иметь юридической силы.

Основные требования к «экспертному соглашению»:

  • Расценки на запасные детали следует прописывать в полном соответствии со справочником Российского союза автостраховщиков. Учитываются среднерыночные цены на детали, которые планируется заменить в процессе ремонтных работ, марка транспортного средства и т.д.
  • Стоимость специальных лаков и красок следует брать на базе сделанных расчетов такого программного обеспечения, как AZT, AudaPad.
  • Цена н/ч на последующие работы должна быть установлена согласно справочнику Российского союза автостраховщиков по средней стоимости в разделении по маркам и в зависимости от региональной принадлежности.
  • Нормативы на ремонт следует прописывать в соответствии с требованиями, предъявляемыми заводом, на котором производится конкретное транспортное средство. Рекомендуется использовать и специальное программное обеспечение Audatex, SilverDAT, Mitchel, Автобаза, НАМИ-Сервис.
  • Рассчитать износ можно согласно существующей общей методике ЦБ.

В итоге получается, что для оформления страховки по полису ОСАГО потребуется экспертиза автомобильных дефектов и неполадок. К ее проведению допускается исключительно «эксперт-техник», а не специалист по оценке. Страховку следует оформлять в виде «экспертного заключения». Обязательно нужно брать в расчет справочные материалы Российского союза автостраховщиков по стоимости деталей и ремонтных работ.

Статья написана по материалам сайтов: www.inguru.ru, coauto.ru, www.souzexpert.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector