+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Унитарное предприятие может быть создано

В коммерческой деятельности принимают участие и унитарные предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия:

  • основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется для такой цели из соответствующего государственного или муниципального бюджета.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных в законе. Из этого вытекает другая особенность правового положения унитарного предприятия — специальная правоспособность — оно вправе иметь только такие гражданские права и нести обязанности, которые необходимы для осуществления целей и задач, предусмотренных его уставом. Тем не менее унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того, основано ли оно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Однако действует общее правило: унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), также как и собственник имущества не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование на основании решения соответственно Правительства РФ (или иного федерального органа исполнительной власти в соответствии с их компетенцией), уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия, являющийся его учредительным документом, с учетом отмеченных особенностей должен содержать полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие имеет формируемый за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

В отношении руководителя унитарного предприятия закон устанавливает ряд ограничений. В частности, он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (за некоторыми исключениями).

В правовом регулировании статуса унитарных предприятий, базирующихся на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления, имеются отличия.

Собственник имущества обладает широкими правами в отношении унитарного предприятия. Так, собственник указанного предприятия:

  1. принимает решение о создании унитарного предприятия;
  2. определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  3. определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  4. утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
  5. принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  6. формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  7. назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  8. согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  9. утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  10. дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок;
  11. осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  12. утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  13. дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  14. дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  15. дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
  16. принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
  17. имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и указанным Федеральным законом; вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы собственникам другого вида имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и имеет следующие особенности:

  • федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие учреждается решением соответствующего органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления;
  • Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества;
  • устав казенного предприятия кроме общих сведений должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
  • в казенном предприятии уставный фонд не формируется;
  • казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества;
  • казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия;
  • собственник казенного предприятия вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, а также доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Это интересно:  Каковы признаки норм права

Наряду с положениями закона деятельность федеральных казенных предприятий регламентирована Правилами создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872.

Необходимость создания унитарных предприятий вызвано разделением государственных функций (администрирование) и коммерческих функций (непосредственное участие в коммерческом товарообороте) предприятий с государственной или муниципальной формой собственности в интересах государства.

Поскольку государство берет на себя определенную ответственность за эти предприятия, они не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество.

Публичное право и экономика

Создание унитарных предприятий

Основными пользователями государственного имущества являются унитарные предприятия, через которые государство участвует в экономической деятельности. Они — прямые наследники социалистических предприятий, для которых в свое время было изобретено особое вещное право — право оперативного управления. Поэтому цивилисты нередко отводят унитарные предприятия в сторону от «нормальных» организационно-правовых форм юридических лиц. «Наличие в нашем имущественном обороте юридических лиц («предприятий» и «учреждений»), не являющихся собственниками, но выступающих в качестве его самостоятельных участников, представляет собой прямое следствие переходного характера этого оборота, сохранения в нем элементов огосударствленной экономики, к числу которых относятся и названные виды юридических лиц».

Публичные предприятия — в той или иной степени принадлежащие государству — есть практически в каждой стране. Но ни в одной стране (за исключением республик бывшего СССР) нет публичного предприятия, не являющегося собственником своего имущества (они, как правило, по своей форме являются акционерными обществами). В этом коренное отличие российских унитарных предприятий от публичных предприятий в западном понимании.

Согласно ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит государству (Российской Федерации, субъекту РФ) или муниципальному образованию. Подробно статус унитарных предприятий регламентирован в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно названному закону существует два вида унитарных предприятий:

  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
  2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

В отличие от предыдущего периода теперь у государства нет полной свободы в создании унитарных предприятий. Целевая правоспособность предопределяет исчерпывающий перечень оснований для создания государственного или муниципального предприятия, которое может быть создано в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

  • если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Статус унитарных предприятий отличается сочетанием управляемости и самостоятельности. Определяющее значение имеет фигура собственника. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно последним изменениям закона от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»». От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В отличие от других коммерческих организаций в унитарном предприятии формируется не уставный капитал, а уставный фонд, что лишний раз подчеркивает его неделимость. Причем размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального — 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах своей целевой правоспособности. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  1. сдавать такой земельный участок в субаренду;
  2. передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
  3. отдавать арендные права в залог;
  4. вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Правоспособность казенного предприятия ограничена согласием собственника касательно всего, а не только недвижимого имущества.

Таким образом, собственник имущества унитарного предприятия осуществляет целый ряд полномочий, от создания, утверждения устава и кадровых назначений додачи согласия на сделки и контроля за деятельностью. Собственник имущества казенного предприятия вправе также изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Это интересно:  Судебная система рф устанавливается

Условия «жизнедеятельности» унитарных предприятий определяются государством и фиксируются в их уставах. На настоящий момент действует Приказ Минэкономразвития от 25 августа 2005 г. № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения».

Важную роль в деятельности унитарного предприятия играет фигура его руководителя. На настоящий момент действует приказ Минэкономразвития от 2 марта 2005 г. № 49 «Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия». Трудовой договор заключается отраслевым федеральным органом исполнительной власти. С использованием возможности, предоставленной п. 3 ст. 278 Трудового кодекс Российской Федерации, для руководителя унитарного предприятия установлены дополнительные основания для расторжения трудового договора, в том числе невыполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, наличие по вине руководителя на предприятии более чем трехмесячной задолженности по выплате заработной платы и др.

Статус руководителя приближен к статусу государственного служащего, хотя формально он им не является. Так, руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Необходимо отметить, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе, а впоследствии они подлежат аттестации (постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»).

Поскольку в осуществлении прав собственника могут участвовать несколько органов власти, взаимоотношения между ними урегулированы в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Несмотря на то что в законе имеется норма о публичной отчетности унитарных предприятий (в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), это положение на сегодняшний день нереализуемо, так как по Федеральному закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность унитарных предприятий не является публичной.

Еще один существенный дефект закона в том, что он не определяет правовой режим произведенной унитарным предприятием продукции и полученных доходов. Зато это делает Минэкономразвития в своем приказе от 25 августа 2005 г. № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения»: плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Правомерность подобного ведомственного вмешательства в компетенцию законодателя ставится нами под вопрос.

Государство вправе создавать и другие субъекты на базе государственной собственности. Это — государственные учреждения, которые обладают имуществом на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Сравним статусы государственных унитарных предприятий и учреждений (представлено в таблице).

Позиции сравнения Юридическое лицо с имуществом на праве хозяйственного ведения Юридическое лицо с имуществом на праве оперативного управления
Вид юридического лица Государственное (федеральное или субъекта РФ) или муниципальное унитарное предприяти Федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие Государственное или муниципальное учреждение
Бюджетное Автономное
Статус Коммерческая организация Некоммерческая организация
Правоспособность Специальная (в уставе указываются предмет и цели деятельности)
Ответственность по обязательствам Самостоятельная — всем принадлежащим имуществом Бюджетное учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами Автономное учреждение отвечает всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества
Ответственность собственника Собственник не несет ответственности по обязательствам, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества Субсидиарная ответственность РФ, субъекта РФ, муниципального образования по обязательствам при недостаточности имущества При недостаточности денежных средств — субсидиарная ответственность собственника Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения
Вопросы банкротства Может быть признано банкротом. Если несостоятельность (банкротство) вызвана собственником его имущества, на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность Не может быть ликвидировано вследствие признания несостоятельности (банкротства) — ст. 61 ГК РФ
Нормативное регулирование Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон «Об автономных учреждениях»
Полномочия по распоряжению имуществом Самостояельное распоряжение движимым имуществом, недвижимым — с согласия собственника Вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества Не вправе от чуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, распоряжается самостоятельно

Проведенный анализ позволяет сделать неутешительный вывод — унитарные предприятия обречены на вымирание и банкротство. С одной стороны, они поставлены в равные условия с другими коммерческими организациями (не получая льгот, заказов или финансирования, как за рубежом), с другой — их правосубъектность заметно «урезана», и не только специальным назначением. Даже автономное учреждение более раскованно в распоряжении имуществом. Можно сказать, что правосубъектность унитарных предприятий в принципе задумана как неполноценная.

Та же позиция выражена и в Концепции развития гражданского законодательства РФ. Данная организационно-правовая форма юридического лица признана бесперспективной и должна быть постепенно заменена другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100% или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. «Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики».

Помимо банкротства, любое унитарное предприятие в принципе может быть приватизировано. Исключение составляют стратегические предприятия — федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Стратегические предприятия могут быть приватизированы только после их исключения из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Президентом РФ.

ГП / 39. унитарные предприятия

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

• созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

• сохранением права собственности на имущество за учредителем;

• закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

• единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

• необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

• осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

• обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

• Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП

• Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)

Это интересно:  Получение звания ветеран труда в 2019 году

• Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования)

Государственное предприятие– разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяйственной деятельности (создание материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг и т.п.).

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Предусмотрено, что правовой статус государственных предприятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

Государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, составляют значительную часть унитарных предприятий.

Государственные и муниципальные предприятия могут создаваться для проведения научной и научно-технической деятельности, разработки и изготовления продукции, находящейся в сфере национальных интересов государства и обеспечивающей национальную безопасность, производства изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной продукции.

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, а недвижимым — с согласия собственника имущества.

Собственник государственного и муниципального предприятия:

— принимает решение о создании предприятия;

— определяет цели и предмет (виды) его деятельности;

— дает согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

— утверждает устав предприятия;

— принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

— формирует уставный фонд предприятия;

— назначает на должность руководителя предприятия и заключает с ним трудовой договор;

— дает согласие на назначение главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность предприятия;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и представительств;

— дает согласие на участие предприятия в других организациях;

— принимает решение о проведении аудиторских проверок и решает многие другие вопросы деятельности предприятия.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, studfiles.net, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector