+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Утилизационный сбор в отношении самоходных машин

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

С 1 января 2016 года в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств (с учетом их технических характеристик и износа), утилизационный сбор взимается с самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых в Россию или произведенных, изготовленных в нашей стране (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 392-ФЗ О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

В целях реализации указанной нормы Правительство РФ своим постановлением от 6 февраля 2016 г. № 81 утвердило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

Утилизационный сбор будет исчисляться плательщиком самостоятельно в соответствии с утвержденным перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается такой сбор, а также размеров утилизационного сбора. При этом уплата сбора будет производиться в валюте РФ отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Предусмотрена возможность уплаты утилизационного сбора с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора (определены правила возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм сбора). Однако утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

На взимание утилизационного сбора с лиц, осуществляющих ввоз транспортных средств в Россию, уполномочена ФТС России, а с лиц, осуществляющих производство и изготовление транспортных средств на территории нашей страны, – ФНС России. Конкретизирован порядок взимания утилизационного сбора этими ведомствами.

Согласно документу, отметка об уплате утилизационного сбора или об основании его неуплаты появится на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп.

Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет от уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами, будут направлены в том числе на развитие и создание мощностей и инфраструктуры по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами и прицепами к ним своих потребительских свойств, на господдержку промышленности.

Как подчеркивается в правительственной справке к документу, принятые решения будут способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России.

Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.

Утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы

В 2016 году был введен утилизационный сбор на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Рассмотрим, кто является плательщиками утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы, а также поговорим об этих объектах

Согласно Закону об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — Закон об отходах)) утилизационный сбор уплачивают в целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды за транспортные средства (далее — ТС), ввозимые или изготовленные на территории РФ с учетом их технических характеристик и износа.

С 1 января 2016 года список облагаемой утилизационным сбором техники расширен. В него включены самоходные машины и прицепы к ним, а также прицепы к колесным ТС (далее — объекты) (ст. 24.1 Закона об отходах; Федеральный закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ).

При этом перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее — Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81)), был утвержден лишь в феврале 2016 года. Одновременно с ним Правительство РФ установило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных) сумм (далее — Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81)).

Что касается прицепов к колесным ТС, то они стали объектом обложения утилизационным сбором также с 10 февраля 2016 года (п. 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утв. Постановлением № 81). По ним утилизационный сбор взимается в порядке, установленном для колесных ТС (за исключением размера утилизационного сбора, см. ниже).

Таким образом, помимо колесных ТС Сбор теперь уплачивается в отношении:

  • прицепов к автомобилям с максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (Раздел VII Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее — Перечень колесных ТС и прицепов к ним));
  • самоходной техники и прицепов к ней (Перечень самоходных машин и прицепов к ним), указанных в таблице.
Это интересно:  Штрафы налоги по инн физического лица

Самоходная техника и прицепы к ней, облагаемые утилизационным сбором

Отметим, что в мае 2016 года были внесены изменения в упомянутые Перечни, отменяющие уплату утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой до 10 тонн, а также снижающие ставки утилизационного сбора на прицепы максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (пост. Правительства РФ от 11.05.2016 № 401). Таким образом, с момента вступления в силу изменений (с 12.05.2016) фактически отменен утилизационный сбор для прицепов (предназначенных как для колесных ТС, так и для самоходных машин) до 10 тонн. При этом нет особых указаний, которые распространяли бы действие этих изменений на ранние периоды (в частности, с 10.02.2016 по 12.05.2016).

Плательщики утилизационного сбора

Плательщиками утилизационного сбора являются физические и юридические лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозят облагаемые утилизационным сбором объекты на территорию РФ;
  • производят облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ;
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор при ввозе рассматриваемого в статье имущества на территорию РФ в качестве личного (льготные категории, см. далее);
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивают в отношении объектов (п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозимых в качестве личного имущества участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637), либо признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-I);
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло 30 и более лет и которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, а также сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории таких объектов определяет Правительство РФ (в отношении колесных ТС — утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291; в отношении самоходных машин аналогичного документа пока нет).

Новый покупатель самоходной машины (прицепа к ней или к колесному ТС) обязан уплатить утилизационный сбор, если предыдущим собственником (продавцом) является:

— консульство иностранного государства;

— международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами;

— физическое лицо, являющееся сотрудником перечисленных выше учреждений (или член семьи такого сотрудника).

Кроме того, если в нарушение установленного порядка прицеп или самоходная машина были ввезены или реализованы на территории РФ после 10.02.2016 без уплаты утилизационного сбора, то покупатель должен самостоятельно уплатить утилизационный сбор до постановки объекта на учет.

Размер утилизационного сбора

Коэффициенты приведены в Перечне самоходных машин и прицепов к ним. Их размер зависит от года выпуска объекта, его массы и других физических характеристик, оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты объектом своих потребительских свойств.

Компания приобрела новый снегоход с объемом двигателя не более 299 куб. см.

Согласно Перечню самоходных машин и прицепов к ним:

Сумма утилизационного сбора будет равна:

Согласно примечанию к Перечню самоходных машин и прицепов к ним размер утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении вновь созданных (достроенных) объектов, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых было осуществлено изготовление (достройка).

Администрирование утилизационного сбора

Администрированием утилизационного сбора занимаются:

  • Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) — в отношении объектов, ввезенных на территорию РФ;
  • Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) — в отношении объектов, выпущенных на территории РФ, либо объектов, в отношении которых утилизационный сбор ранее не был уплачен.
Это интересно:  Выход в декрет на каком сроке

При ввозе на территорию РФ импортеры (или их уполномоченные представители), уплатив необходимую сумму утилизационного сбора, представляют в таможенный орган (Раздел II Правил), в котором осуществляется декларирование объектов, следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора (Приложение № 1 к Правилам);
  • копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (оплата может также осуществляться с использованием электронных средств платежа, в том числе через платежные терминалы или банкоматы);
  • решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет его предстоящей уплаты (Приложение № 2 к Правилам), выданное таможенным органом (в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) ранее утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете), и его копию;
  • копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика (если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется последним).

Если компания имеет льготы, то ей следует представить документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

Таможенный орган после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (либо отметку об основании его неуплаты, например «Утилизационный сбор не уплачивается, абзацы 2 (3, 4) пункта 6 статьи 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ»). При этом плательщику или его уполномоченному представителю выдают приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяются ФТС России (в настоящее время соответствующий документ готовится: https://regulation.gov.ru/projects#npa=18995).

В иных случаях администрированием утилизационного сбора занимается ФНС России, которая ставит отметку об уплате (или основания для неуплаты) в паспорт объекта. Для ее проставления плательщики (или их уполномоченные представители) по истечении трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора должны представить в налоговый орган (Раздел III Правил) следующие документы.

  1. Расчет суммы утилизационного сбора. Форма расчета утверждена приказом ФНС России (приказы ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@, от 24.10.2016№ ММВ-7-3/578@).
  2. Бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, или паспорта ТС, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор.
  3. Копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
  4. Документы, подтверждающие факт приобретения объекта на территории РФ в случае его приобретения у лиц, не уплачивающих или неосновательно не уплативших утилизационный сбор.
  5. Копии паспортов, выданных на объекты, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен и на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) объекты (если в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).
  6. Копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
  7. Копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика.

В случае переплаты утилизационного сбора плательщик в дополнение к указанным документам подает заявление о зачете переплаты в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 3 к Правилам). Вместе с заявлением нужно представить документы, подтверждающие факт переплаты, или решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 2 к Правилам, п. 18 Правил), выданное ранее налоговым органом, и его копию (при наличии).

Указанные документы подают в инспекцию:

  • по месту нахождения плательщика-организации (обособленного подразделения организации);
  • по месту жительства плательщика — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  • по месту жительства плательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) в паспортах (дубликатах) отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю.

Отметим, что при уплате утилизационного сбора в отношении менее пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в бумажном виде. А в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более чем пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном ФНС России.

Для плательщиков — крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (Раздел IV Правил; Порядок признания производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним крупнейшими, утв. приказом Минпромторга России от 18.02.2016 № 406). Они вправе самостоятельно проставлять на бланке паспортов объектов отметку об уплате утилизационного сбора и представлять расчеты раз в квартал (в электронной форме) — не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта.

Это интересно:  Как отгулять неиспользованный отпуск за прошлые годы

Крупнейшие производители уплачивают утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет.

Кабмин увеличил базовую ставку утилизационного сбора в отношении самоходных машин

МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила взимания, исчисления, а также уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Документ опубликован во вторник на сайте правительства.

В соответствии с постановлением, базовая ставка утилизационного сбора увеличена на 15 п.п. «С учетом господдержки, которая оказывается предприятиям-производителям самоходных машин и прицепов к ним, увеличение базовой ставки не приведет к увеличению стоимости техники российского производства», — говорится в пояснении кабмина.

Отмечается, что новые правила скорректируют взимание утилизационного сбора. Уточняется, что при исчислении утилизационного сбора будет использоваться параметр «мощность силовой установки» вместо параметра «максимально технически допустимая масса».

«Цель принятых решений — снижение импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и прицепов к ним, обновление парка таких видов техники за счет новых машин, произведенных прежде всего в России», — говорится в пояснительной записке.

По оценке Минпромторга, решения позволят обеспечить доход федерального бюджета от данного сбора в размере около 25 млрд рублей. Средства от его уплаты будут направлены на поддержку российской промышленности.

Минпромторг и Минсельхоз будут вести мониторинг отпускных цен на самоходные машины и прицепы к ним, в отношении которых взимается утилизационный сбор, а по его результатам министерства должны будут подготовить предложения по изменению механизмов господдержки производства и реализации самоходных машин и прицепов к ним в случае необоснованного повышения отпускных цен на такую продукцию.

Изменен порядок взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин

5 июня 2018 года опубликовано постановление Правительства России от 31 мая 2018 года № 639 «Об изменениях при взимании утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним». Цель принятых решений — снижение импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и прицепов к ним, обновление парка такой техники за счет новых машин, прежде всего отечественных. Базовая ставка взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним увеличена на 15 процентных пунктов, скорректирован порядок взимания утилизационного сбора.

Постановлением Правительства от 6 февраля 2016 года № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Подписанным постановлением в эти Правила внесены изменения.

Базовая ставка взимания утилизационного сбора увеличена на 15 процентных пунктов. С учетом господдержки, которая оказывается предприятиям — производителям самоходных машин и прицепов к ним, увеличение базовой ставки не приведет к увеличению стоимости техники российского производства.

Скорректирован порядок взимания утилизационного сбора. Установлено также, что при исчислении утилизационного сбора будет использоваться параметр «мощность силовой установки» вместо параметра «максимально технически допустимая масса».

Минпромторгу России и Минсельхозу России поручено вести мониторинг отпускных цен на самоходные машины и прицепы к ним, в отношении которых взимается утилизационный сбор. По результатам этого мониторинга министерства должны подготовить предложения по изменению механизмов господдержки производства и реализации самоходных машин и прицепов к ним в случае необоснованного повышения отпускных цен на такую продукцию.

Цель принятых решений — снижение импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и прицепов к ним, обновление парка таких видов техники за счет новых машин, произведенных прежде всего в России.

По оценке Минпромторга России, принятые решения позволят обеспечить доход федерального бюджета от взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в размере около 25 млрд рублей. Средства от уплаты утилизационного сбора направляются на поддержку российской промышленности.

Статья написана по материалам сайтов: taxpravo.ru, tass.ru, investinfra.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector